Минимальная и реальная инвалидность в русской волшебной сказке в контексте фольклорной традиции
Минимальная и реальная инвалидность в русской волшебной сказке в контексте фольклорной традиции
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000338-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
12-27
Аннотация
В статье рассматривается инвалидность в русской волшебной сказке. В народном мировоззрении отношение к физическим недостаткам человека имеет двойственный характер. Физическая ущербность может быть неким знаком избранности, а может, напротив, указывать на опасность человека для окружающих и греховность его поступков. В большинстве фольклорных жанров инвалидность всегда реальна, ее можно или нельзя устранить, она может привести человека к вере, стать причиной смерти, физических и духовных мучений. Совершенно иначе реализуется мотив инвалидности в волшебных сказках. В них инвалидность бывает не только реальной, но и мнимой. С помощью мнимого недуга сказочные герои скрывают свой истинный статус, помогают близким освободиться от чар и т.д. Ложная болезнь может выступать как своеобразное испытание героя. Необходимость в имитации инвалидности пропадает тогда, когда герой достигает желаемого результата. Реальная болезнь может быть результатом “обыденной жизни” героев сказки (например, слепота царя), но чаще является результатом действий антагониста. Инвалидность в сказках всегда ликвидируется чудесным способом с помощью различных волшебных средств (воды, яблок, росы и т.п.). Причем, в отличие от христианских легенд, в сказочных текстах помощь Бога и святых встречается редко.
Ключевые слова
фольклор, русская волшебная сказка, инвалидность, верования
Классификатор
Всего подписок
8
Всего просмотров
504
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Анисимова А.П. (сост.) Песни и сказки Поимского района. Пенза: Пензенское книжное издательство, 1948.
  2. Афанасьев А.Н. (сост.) Русские народные сказки А. Н. Афанасьева / Отв. ред. Э. В. Померанцева, К. В. Чистов. Т. 2. М.: Наука, 1985.
  3. Балашов Д.М. (сост.) Сказки Терского берега Белого моря. Л.: Наука, 1970.
  4. Виноградова Л.Н., Левкиевская Е.Е., Плотникова А. А. Славянские мифологические персонажи: информационная система для изучения славянской мифологии. CD-ROM. М.: ЭТС, 2000.
  5. Власова М.Н., Жекулина В.И. (сост.) Традиционный фольклор Новгородской области. Сказки. Легенды. Предания. Былички. Заговоры (по записям 1963–1999 г.). СПб.: Алетейя, 2001.
  6. Гуревич А. (сост.) Русские сказки Восточной Сибири. Иркутск: Иркутское книжное издательство, 1939.
  7. Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии / Отв. ред. Е. А. Костюхин. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.
  8. Карнаухова И.В. (сост.) Сказки и предания Северного края. М.; Л.: Academia, 1934.
  9. Ковалев И. Ф. Сказки И. Ф. Ковалева / Ред. Ю. М. Соколова. М.: Изд-во Гос. литературного музея, 1941.
  10. Корепова К.Е. (ред.) Фольклор Сосновского района Нижегородской области. Нижний Новгород: Растр-НН, 2013.
  11. Красноженова М.В. (сост.) Сказки Красноярского края. Л.: Художественная литература, 1937.
  12. Ончуков Н. Е. Северные сказки: Архангельская и Олонецкая гг. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1908.
  13. Смирнов А.М. (сост.) Сборник великорусских сказок архива Русского географического общества. Вып. 1–2. Пг.: Тип. Рос. Академии наук, 1917.
  14. Успенский Э.Н. (сост.) В нашу гавань заходили корабли: Песни. М.: Стрекоза, 2000.
  15. Худяков И. А. Великорусские сказки в записях И. А. Худякова / Отв. ред. В. Г. Базанов. М.; Л.: Наука, 1964.
  16. Шеваренкова Ю.М. (сост.) Нижегородские христианские легенды. Нижний Новгород: КиТиздат, 1998.
  17. Аверинцев С. С. Вода // Мифы народов мира: энциклопедия / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 1. С. 240.
  18. Агапкина Т. А. Звуковой образ времени и ритуала (на материале весенней обрядности славян) // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 1999. С. 17–50.
  19. Агапкина Т. А. Молчание // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. Т. 3: К (Круг) – П (Перепелка). М.: Международные отношения. 2004. С. 292–296.
  20. Амосова С.Н. “…Ну посыпать ей глаза”: Мотив наказания слепотой за работу в неурочное время // Сила взгляда: Глаза в мифологии и иконографии / Отв. ред. и сост. Д. И. Антонов. М.: РГГУ, 2014. С. 306–316.
  21. Антонов Д.И. (отв. ред.) Сила взгляда: Глаза в мифологии и иконографии. М.: РГГУ, 2014.
  22. Бараг Л.Г., Березовский И.П., Кабашников К.П., Новиков Н.В. (сост.) Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л.: Наука, 1979.
  23. Бенчев И. Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне // Византия и византийские традиции / Отв. ред. Л. Немчинова. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1996. С. 175–183.
  24. Виноградова Л. Н. Вода // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. Т. 1: А–Г. М.: Международные отношения, 1995. С. 386–390.
  25. Виноградова Л.Н., Толстая С. М. Роса // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. Т. 4: П (Переправа через воду) – С (Сито). М.: Международные отношения, 2009. С. 470–474.
  26. Гилярова Н.Н. (сост.) Звук в традиционной народной культуре. М.: Научтехлитиздат, 2004.
  27. Добровольская В. Е. Баба-Яга: к вопросу об исконной природе и возможной эволюции персонажа // Образный мир традиционной культуры / Сост. М. Д. Алексеевский, В. Е. Добровольская, А. Б. Ипполитова. М.: ГРЦРФ, 2010. С. 24–35.
  28. Добровольская В. Е. Народные представления о колдунах в несказочной прозе // Мужской сборник. Вып. 1: Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика и формы поведения. Мужской
    фольклор / Сост. И. А. Морозов; отв. ред. С. П. Бушкевич. М.: Лабиринт, 2001. С. 95–105.
  29. Добровольская В. Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Русский фольклор. Т. ХХХ. Материалы и исследования / Отв. ред. А. Н. Розов. СПб.: Наука, 1999. С. 500–512.
  30. В.Е. Добровольская. Мнимая и реальная инвалидность в русской волшебной сказке... 23
    Добровольская В. Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Славянская традиционная
    культура и современный мир. Вып. 2 / Сост. В. Е. Добровольская. М.: ГРЦРФ. 1997. С. 76–88.
  31. Добровольская В. Е. Термин “местночтимый” в фольклорной традиции Северной Великороссии // Культура Русского Севера в преддверии третьего тысячелетия / Сост. О. Г. Севан, Г. В. Судаков. Вологда: Легия, 2000. С. 137–152.
  32. Дорохова Е.А., Жуланова Н.И., Пашина О.А. (сост.) Голос и ритуал. М.: ГИИ, 1995.
  33. Иванова А. А. Легенды о прозорливых Уржумского края // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 3 / Отв. ред. А. А. Иванова. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004. С. 187–199.
  34. Лаушкин Д. К. Баба-Яга и одноногие боги (К вопросу о происхождении образа) // Фольклор и этнография / Отв. ред. Б. Н. Путилов. Л.: Наука, 1970. С. 181–186.
  35. Левкиевская Е. Е. Икота // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. Т. 2: Д–К. М.: Международные отношения, 1999. С. 470–474.
  36. Махов А. Е. Слепота и зрение // Hostis antiques. Категории и образы средневековой христинской демонологии. Опыт словаря. М.: Intrada, 2013. С. 335–340.
  37. Миненок Е. В. Поверья о пении // Народное творчество. 1993. № 9. С. 19–20.
  38. Михайлова К. О семантике странствующего певца-нищего в славянской народной культуре // Язык культуры: семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения Никиты Ильича Толстого (1923–1996) / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2004. С. 132–156.
  39. Мороз А. Б. Устная история русской церкви в советский период (народные предания о разрушении церквей) // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 6. М., 2000. С. 177–185.
  40. Невская Л.Г. “Слепота” и “глухота” в балто-славянской традиционной культуре и языке // Этническое и языковое самосознание / Отв. ред. В. П. Нерознак. М.: Институт народов России, 1995. С. 106–107.
  41. Неклюдов С.Ю. О кривом оборотне (к исследованию мифологической семантики фольклорного мотива) // Проблемы славянской этнографии (К 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Д. К. Зеленина) / Отв. ред. А. К. Байбурин, К. В. Чистов. Л.: Наука, 1979. С. 133–141.
  42. Неклюдов С. Ю. Слепота демона и ее литературные перспективы // Сила взгляда: Глаза в мифологии и иконографии / Отв. ред. и сост. Д. И. Антонов. М.: РГГУ, 2014. С. 125–147.
  43. Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: Наука, 1974.
  44. Петров Н. В. Каменная Зоя: слух, легенда, история // Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа / Сост. О. Б. Христофорова, Д. И. Антонов, М. В. Ахметова, Н. В. Петров. М., 2014. С. 103–109.
  45. Пигин А. В. Из истории русской демонологии XVII века: Повесть о бесноватой жене Соломонии. Исследования и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998.
  46. Потебня А.А. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 3. Гл. 2 (Баба-Яга). М.: В Университетской типографии, 1865. С. 85–232.
  47. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998.
  48. Толстая С.М. (отв. ред.) Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 1999а.
  49. Толстая С. М. Звуковой код традиционной народной культуры // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 1999б. С. 3–16.
  50. Толстая С. М. Почему слепой не видит? (к этимологии слав. *slĕp-) // Словенска утимогиjа данас / Уредник А. Лома. Београд, 2007. С. 409–419.
  51. Толстая С. М. Глухой и слепой // Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перпективе. М.: Индрик, 2008. С. 134–174.
  52. Толстой Н. И. Русское юродство как форма святости // Очерки славянского язычества / Сост. и отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2003. С. 489–493.
  53. Толстой И.И. “Гекала” Каллимаха и русская сказка о бабе-яге // Статьи о фольклоре / Сост. и отв. ред. В. Я. Пропп. М., Л.: Наука, 1966. С. 142–156.
  54. Толстой Н. И. Каков облик дьявольский // Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Сост. С. М. Толстая, отв. ред. А. Ф. Журавлев. М.: Индрик, 1995. С. 250–269.
  55. Топоров В. Н. ХеттскаяSAL ŠU.GI и славянская Баба-Яга // Краткие сообщения института славяноведения. Вып. 38 / Отв. ред. В. Д. Королюк. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 28–37.
  56. Фадеева Л. В. Рассказы о блаженных и прозорливых в Инзенском районе Ульяновской области: Катенька Пятинская // Актуальные проблемы полевой фольклористики.
  57. Вып. 3 / Отв. ред. А. А. Иванова. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004. С. 200–217.
  58. Фадеева Л. В. Рассказы о разорении святыни в современной устной традиции Пинежья (к проблеме специфики сюжета и жанра) // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера / Отв. ред. Т. Г. Иванова. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2003. С. 123–126.
  59. Христофорова О. Б. Одержимость в русской деревне. М.: Неолит, 2016.
  60. Четина Е.М., Роготнев И. Ю. Символические реальности Пармы: Очерки традиционной культуры Пермского края. Пермь: Пермский Гос. ун-т, 2010.
  61. Шеваренкова Ю. М. Знаменитые блаженные Дивеевской земли // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 2 / Отв. ред. А. А. Иванова. М.: Изд-во Московского ун-та, 2003. С. 247–254.
  62. Ярская-Смирнова Е., Романов П. Герои и тунеядцы: иконография инвалидности в современном визуальном дискурсе // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 289–331.
  63. Ясинская М.В. “Света белого не видеть…” (тема глаз и зрения в формулах южнославянских
    проклятий) // Славяноведение. 2013. № 2. С. 79–89.
  64. Ясинская М. В. Глаза и зрение в языке и традиционной народной культуре славян // Славяноведение. 2014. № 6. С. 47–57.
  65. Ясинская М. В. Запреты, связанные со зрением, в традиционной культуре славян // III Международный научный симпозиум “Славянские языки и культуры в современном мире”. Труды и материалы / Отв. ред. М. Л. Ремнева. М.: МАКС Пресс, 2016.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести