ЗАГАДКА ''ДИНАСТИИ СЯ'' И СИМВОЛИКА СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЦИКЛА
ЗАГАДКА ''ДИНАСТИИ СЯ'' И СИМВОЛИКА СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЦИКЛА
Аннотация
Код статьи
S0131-28120000619-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
124-135
Аннотация
В статье показана связь этимологии иероглифа ся, обозначающего древнее самоназвание китайцев и имя легендарной первой китайской династии, с подсечно-огневым способом земледелия и древним сельскохозяйственным календарем. Эта связь, по мнению автора, во многом объясняет логику культурного сознания, выработавшего традиционные версии древней истории Китая, которые ученые КНР стремятся подкрепить результатами археологических и текстологических изысканий.
Ключевые слова
династия Ся, лунно-солнечный календарь, китайская иероглифика, подсечно-огневое земледелие
Классификатор
Дата публикации
01.11.2009
Всего подписок
0
Всего просмотров
908
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Цао Вэй. Чжоуюань цзягувэнь [Надписи на гадательных костях из Чжоуюань]. Пекин,
2002. С. 12.
2. Li Xueqin. The Xia  Shang  Zhou Chronology Project // Journal of East Asian Ar
chaeology/ Academic Publishers Brill in Leiden. Boston; Kцln. 2002. Vol. 4. P. 321333; Lee
Yun Kuen. Building the Chronology of Early Chinese History // Asian Perspectives: The
Journal of Archaeology for Asia and the Pacific. 2002. Vol. 41, № 1. P. 1542.
3. Концепция ‘‘вождизма’’ широко применяется ныне при изучении истории Китая как в
западных странах, так и в России для объяснения процессов формирования древней
ших ‘‘протогосударств’’. См. например: История Китая: учебник/ Под ред. А.В. Мелик
сетова. М.: Издво МГУ, 1998. С. 1617, 32.
4. Li Liu. The Chinese Neolithic: Trajectories to Early States. Cambridge, 2004. P. 9.
5. Чжунго лидай цзинянь бяо [Хронология истории Китайского государства] // Чжунхуа
лиши вэньку [Собрание классических древнекитайских текстов]. Пекин, 2001. С. 1.
6. Подробнее см.: Мартыненко Н.П. Культура как превращение знаков  вэньхуа. М.,
2006. Т. 2. С. 159195.
7. О спорах по поводу содержания понятия у ди см., например: Chang K.C. Art, Myth
and Ritual: the Path to Political Authority in Ancient China. Camb. (Mass.), 1983. P. 2;
Id. Sandai Archaeology and the Formation of States in Ancient China: Processual
Aspects of the Origins of Chinese Civilization // The Origin of Chinese Civilization.
Berk, 1983. P. 495522.
8. Конфуцианский канон ‘‘Ли цзи’’ известен в двух версиях: Дай Дэ (Да Дай  ‘‘Старший
Дай’’, I в.) изложил версию из 85 пяней (глав), а его племянник Дай Шэн  Сяо Дай
(‘‘Младший Дай’’)  на этой основе составил текст из 49 пяней, ‘‘Сяо Дай ли цзи’’, счи
тающийся основой современного текста, включающего то же число глав.
9. Да Дай ли цзи чжуцзы соинь [Записки о ритуале Старшего Дая с познаковым указате
лем]. Тайбэй, 1993.
10. Сыма Цянь. Ши цзи [Исторические записки] // Эршилю ши. Чжунхуа лиши вэньку
[Двадцать шесть [династических] историописаний. Собрание исторической китайской
классики]. Пекин, 2001. С. 59.
11. Ханьцзы юаньлю цзыдянь [Этимологический словарь китайских иероглифов]. Пекин,
2003. С. 540.
12. Сюй Шэнь чжуань, Сюй Сюань цзяодин [Сочинение Сюй Шэня, исправленное Сюй Сю
анем]. Шовэнь цзецзы [Объяснение знаковвэнь и толкование знаковцзы]. Шанхай,
2004. С. 143.
13.Большой китайскорусский словарь в 4 томах/ Под ред. И.М. Ошанина. М., 1984. Т. 4.
С. 6; Чжоу ли [Церемониал [династии] Чжоу]. Сер.: Чжуцзы байцзя чжи ши сань цзин.
Чжунхуа гудянь цзинхуа вэньку [Сочинения авторов всех [философских] школ. Соб
рание выдающихся памятников китайской классики]. Пекин, 2001. С. 57.
14.Ханьцзы юаньлю цзыдянь [Этимологический словарь китайских иероглифов]. Пекин,
2003. С. 197.
15. Мэнцзы чжэн и (‘‘Мэнцзы’’ в правильном толковании). Сер.: Чжу цзы цзичэн, II.
Шанхай, 1935. С. 200.
16.Горнунг М.Б. Постоянновлажные тропики: изменение природной среды под воздейст
вием хозяйственной деятельности. М., 1984.
17. Conklin H.С. The Study of Shifting Cultivation // Current Anthropology. 1961. Vol. 2, № 1.
18. Се Гуаньхуэй. Чанъюн ханьцзы туцзе [Иллюстрированное толкование часто употреб
ляемых иероглифов]. Пекин, 1997. С. 182.
19. Это обстоятельство уже отмечали отечественные китаеведы. См., например: Ма3
лявин В.В. Китайцы // Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.
Новый год. М., 1985.
20. Се Гуаньхуэй. Указ. соч. С. 304.
21. Под этим названием они стали известны, начиная со времен правления династии Юж
ная Сун (11271279 гг.). Шэ проживают небольшими компактными поселениями, а
также совместно с ханьцами в горной местности на стыке провинций Фуцзянь, Гуан
дун, Цзянси и, в особенности, на стыке Фуцзяни и Чжэцзяна.
22. Гуляев В.И. Становой хребет ‘‘Древнего царства’’ // Древние майя: загадки погибшей
цивилизации. М., 1983. С. 88106.
23. Kondominas G. Ritual Technology in Mong Gar. Swidden Agriculture: Rise Societies. L.,
1986. P. 29.
24. Gao Tianlin, Zhang Daihai, Gao Wei. Chronological Dates and Phases of Taosi Type of
Longshan Culture: Research on Prehistory. Xian, 1984.
25. Institute of Archaeology Chinese Academy of Social Sciences (IA CASS). Excavation of
the Largesized Structure Foundations in Sacrificial Area of the Taosi Citysite in Xiang
fen City, Shanxi // Kaogu (Archaeology). Beijing, 2004. № 7. P. 9?24; Hu Zhongwei, Yan
Jiarong. Directory for Star Observation. Nanjing, 2003. P. 47; IA CASS, et al. Tombs of the
Middle Taosi Culture Discovered on the Taosi Citysite // Kaogu (Archaeology). Beijng,
2003. № 9. P. 36.
26. Chinese archaeologists said they have found the world earliest observatory, dated back to
some 4,100 years ago, in North China's Shanxi Province // Taiyuan, Xinhuanet. 2005. 30 oct.
27. В русскоязычной научной литературе встречаются разные варианты перевода: ‘‘Пре
светлый престол’’, ‘‘Пресветлый зал’’, ‘‘Зал света’’, ‘‘Храм света’’ и т.п.
28. Гране М. Китайская мысль. М., 2004. С. 73.
29. Гудай ханьюй цыдянь [Словарь древнекитайского языка]. Дацзыбэнь [Большое собра
ние иероглифов]. Пекин, 2002. С. 1075.
30. Цит. по: Сыма Цянь. Исторические записки. М., 1986. Т. 4. С. 147, 115116.
31. Конфуциева летопись ‘‘Чуньцю’’ (‘‘Весны и осени’’). М., 1999. С. 109.
32. Сыма Цянь. Указ. соч. Т. 4. С. 107.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести