Cardinal König’s Trip to the Soviet Union in 1980: Church Diplomacy during the Cold war
Table of contents
Share
QR
Metrics
Cardinal König’s Trip to the Soviet Union in 1980: Church Diplomacy during the Cold war
Annotation
PII
S086956870016596-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nadezhda Belyakova 
Affiliation:
Institute of World History, RAS
First Sechenov Medical University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
97-104
Abstract

        

Acknowledgment
The article was carried out as part of a project supported by the Russian Science Foundation, project № 19-18-00482 «Entangled Histories: Russia and Holy See, 1917–1958».
Received
19.07.2021
Date of publication
19.10.2021
Number of purchasers
13
Views
1653
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 В сентябре 1980 г. архиепископ Венский кардинал Франц Кёниг (1905–2004) посетил Москву. Визит широко освещался в австрийской, немецкой, французской печати, для многих наблюдателей значимым был сам факт приезда в СССР делегации католической Церкви. Несмотря на резонанс, в советских документах поездка практически не упоминается. Раскрыть детали её подготовки и программы удалось благодаря исследованию в личном архиве Кёнига в Вене (Kardinal König-Archiv), где была обнаружена отдельная папка «Pro Oriente. Reise UdSSR. 18–28.09.1980». Большим подспорьем для данного исследования стали воспоминания посла Австрии в СССР Г. Хинтереггера и дневниковые записи советника по культуре австрийского посольства Й. Марте.
2 Нужно отметить, что поездки в Советский Союз были важным социальным, политическим и эмоциональным опытом для путешественников из Европы и США. Однако до сих пор исследователи в основном обращали внимание на визиты довоенного периода1, более поздние религиозные контакты изучены значительно меньше2. Между тем со второй половины 1950-х гг. стабильно рос поток не только туристов, но и официальных делегаций, посещавших Советский Союз3. В 1960–1970-х гг. представители христианских церквей Запада, остро ощущавшие секуляризационные процессы в своих обществах, проявляли всё больший интерес к религиозной жизни в социалистических странах Восточной Европы. Визит в Москву кардинала стал, безусловно, значимым политическим событием. Ведь Кёниг был руководителем католической церкви Австрии – нейтральной страны, занимавшей особое место в годы холодной войны4.
1. Дэвид-Фокс М. Витрины великого эксперимента. Культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости. 1921–1941 годы. М., 2014; Cold War Crossings: International Travel and Exchange across the Soviet Bloc, 1940s–1960s. / Ed. by P. Babiracki, K. Zimmer. Texas, 2014; Laamanen V. VOKS, Cultural Diplomacy and the Shadow of the Lubianka: Olavi Paavolainen’s 1939 Visit to the Soviet Union // Journal of Contemporary History. 2017. Vol. 52(4). P. 1022–1041.

2. Religion and the Cold War / Ed. by D. Kirby. Basingstoke, 2003; Белякова Н.А., Пивоваров Н.Ю. Религиозная дипломатия на службе советского государства в годы холодной войны (в период Н.С. Хрущёва и Л.И. Брежнева) // Контуры глобальных трансформаций. Т. 11. 2018. № 4. С. 130–149; Пивоваров Н.Ю. Кого приглашали и кого отправляли за границу по религиозной линии (1943–1985 гг.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 185–215; Белякова Н.А. Церкви в холодной войне // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 7–18; Mojzes P. North American Churches and the Cold War. Grand Rapids, 2018.

3. Das Imaginäre des Kalten Krieges. Beiträge zu einer Wissens- und Kulturgeschichte des Ost-West-Konfliktes in Europa / Hg. D. Eugster, M. Sibylle. Essen, 2015; Danzer D. Zwischen Vertrauen und Verrat. Deutschsprachige kommunistische Intellektuelle und ihre sozialen Beziehungen (1918–1960). Göttingen, 2012; Pressing the Fight. Print, Propaganda, and the Cold War / Hg. G. Barnhisel, C. Turner. Amherst; Boston, 2010; Caute D. The Fellow-Travellers. Intellectual Friends of Communism. New Haven; L., 1988.

4. Подробнее см.: Maurer S., Neumann-Rieser D., Stocker G. Diskurse des Kalten Krieges Eine andere österreichische Nachkriegsliteratur. Wien, 2017.
3 С момента назначения на Венскую кафедру в 1956 г. Кёниг называл своей миссией строительство моста между христианским Западом и Востоком5. Насколько речь шла о собственных амбициях кардинала и в какой мере его действия координировались Ватиканом, сказать трудно6. В любом случае эта инициатива была поддержана Министерством иностранных дел Австрии, которое регулярно передавало ему аналитические записки о тенденциях, мероприятиях и кадровых перемещениях в церквах по ту сторону «железного занавеса»7.
5. König F. Wien – die Brücke zum Osten // Pro Oriente. Konziliarität und Kollegialität. Insbruck; Wien; München, 1975. S. 11.

6. Примечательно, что о запланированном визите в СССР Кёниг сообщил руководителю ватиканского Секретариата по содействию христианскому единству Й. Виллебрандсу только 5 сентября 1980 г. (Kardinal-König-Archiv, папка «Pro Oriente. Reise UdSSR»).

7. Так, например, в 1977 г. посол Австрии в СССР направил записку о проведении в Советском Союзе конференции религиозных деятелей за безъядерный мир и разоружение, а в 1978 г. из ГДР пришло сообщение о перемещении митрополита Филарета (Вахромеева) из Берлина в Минск с анализом мотивации данного решения Св. Синода и его возможных последствий для католиков СССР (Kardinal-König-Archiv. 427/77).
4 В ходе II Ватиканского собора (1962–1965 гг.) было решено усилить взаимодействие с социалистическими странами8. Важные функции возлагались при этом на Секретариат по диалогу с неверующими, который с 1964 г. возглавил Кёниг. Католические прелаты восприняли появление этого подразделения неоднозначно, а некоторые из них расценили его как уступку, соглашательство с коммунистической идеологией9. Однако австрийские католики в послевоенный период остро ощущали потребность найти место для христианства между марксизмом и секулярным либерализмом. Разделял эти устремления и Кёниг – профессор университета Зальцбурга и признанный авторитет в области моральной теологии10. Его диссертация была посвящена сравнению Ветхого Завета с зороастризмом, а знаменитым его сделал трёхтомник «Христос и религии земли», выпущенный в начале 1950-х гг.
8. Подробнее о новой «восточной политике» Ватикана см.: The Vatican «Ostpolitik» 1958–1978 Responsibility and Witness during John XXIII and Paul VI. Viella, 2015; Stehle H. Geheimdiplomatie im Vatikan. Die Päpste und die Kommunisten. Zürich, 1993; Riccardi A. Il Vaticano e Mosca 1940–1990. Roma; Bari, 1992; Melloni A. L’Ostpolitik Vaticana di Agostino Casaroli. Bologna, 2006; Barberini G. L’Ostpolitik della Santa Sede: Un dialogo lungo e faticoso. Bologna, 2007; Грабовец Э. Восточная политика Ватикана и Словакия во внутриполитическом, международном и церковном контекстах // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2016. T. 7. Вып. 9(53) (URL: >>>>

9. Схожая характеристика содержится в аналитической записке заместителя председателя КГБ С.К. Цвигуна, поданной в ЦК КПСС в январе 1968 г.: «В самой католической церкви есть также рьяные сторонники сближения с коммунистами. В первую очередь к ним относится кардинал Кёниг, возглавляющий “секретариат для неверующих”» (РГАНИ, ф. 6, оп. 60, д. 24, л. 2).

10. König F. Christus und Religionen der Erde. Wien, 1951.
5 В Вене кардинал поддерживал развитие диалога между теологами, представителями марксистской философии и либерального секуляризма11. Кроме того, он находился в постоянной переписке с англиканским священником М. Бордо, издававшим бюллетень «Religion in Communist Lands» («Религия в коммунистических странах»)12 и реформатским пастором из Швейцарии Е. Фоссом, руководителем «Glaube in der 2. Welt» («Вера во Втором мире»). Под патронажем Кёнига работало католическое немецкоязычное информационное агентство «Kathpress», которое в 1970-х гг. регулярно публиковало высказывания советских диссидентов (в том числе А.И. Солженицына) на религиозные темы. 27–29 июня 1980 г. кардинал участвовал в первом мероприятии «Венские встречи», посвящённом теме «Церкви и права человека в Восточной Европе»13. В эти же дни «Kathpress» опубликовало телеграмму Зальцбургского архиепископа К. Берга Л.И. Брежневу с осуждением преследования христиан в Советском Союзе14.
11. König F. Kardinal. Der Mensch ist für die Zukunft angelegt. Analysen, Reflexionen, Stellungnahmen. Wien, 1975.

12. В СССР издание называли не иначе как «клеветническим». Подробнее см.: Шлихта Н. Как учредить «антисоветскую организацию»: к истории Кестонского института и письма верующих из Почаева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 244–267.

13. Kardinal-König-Archiv, 648/80.

14. Salzburger Erzbischof Berg schreibt an Leonid Breschnjew // KathPress. 9.5.1980. № 91. S.2. Телеграмму составил Й. Шихо, подписи под ней поставили более 40 тыс. австрийцев. Были упомянуты религиозные активисты В. Пореш, В. Бурцев, В. Попков, А. Огородников, которых в то время судили в СССР.
6 В Австрии значимым результатом II Ватиканского собора и прямым следствием исторической встречи римского папы Павла VI с Константинопольским патриархом Афинагором I в 1964 г. было появление фонда «Pro Oriente», нацеленного на «помощь развитию всех видов контактов с европейским Востоком для того, чтобы служить пониманию между христианами Востока и Запада»15. У его истоков стояли влиятельные католические активисты О. Мауер («Католическая акция»), О. Шульмастер (издатель и главный редактор австрийской газеты «Die Presse» в 1961–1976 гг.)16, А. Бауер (директор металлургического концерна Böhler), Ф.-К. Фетцер (руководитель Индустриального объединения Австрии), вице-бургомистр Вены Г. Дриммел и А. Штирнеманн (в дальнейшем генеральный секретарь фонда). Правление фонда возглавил венский архиепископ17.
15. Denkwerkstatt Pro Oriente. Erfolgsgeschichte eines Ost-West Dialogs (1964–2014) / Ed. J. Marte, R. Prokschi. Innsbruck; Wien, 2014.

16. Venus T. Schulmeister Otto / Neue Deutsche Biographie (NDB). Berlin, 2007.

17. Stirnemann A. Pro Oriente – das ökumenische Werk des Kardinals König // Veritati in Caritate. Der Beitrag des Kardinals König zum Ökumenismus.Wien, 1981. S. 11.
7 «Pro Oriente» стал форпостом для выстраивания диалога католиков с восточными церквами. Официальное ватиканское издание «Osservatore Romano» особо отметило его роль в продвижении экуменических идей христианского единства. Основными направлениями деятельности фонда были организация собеседований и конференций по спорным богословским и церковно-организационным вопросам; организация экуменических поездок на Восток; поддержка и издание научных исследований. С момента возникновения «Pro Oriente» взаимодействовал с издательством «Herder», публикуя материалы в журнале «Wort und Wahrheit» («Слово и истина»).
8 Создание этого фонда отражало перемены в религиозной политике Австрии. В 1967 г. был принят закон, предоставивший всем православным церквам право на создание религиозных сообществ и на оплачиваемое государством преподавание основ их вероучения в школе18. Пост министра образования и культов на тот момент занимал Т. Пифл-Перцевич, ставший позднее вторым президентом «Pro Oriente» и принявший участие в поездке по СССР в 1980 г.
18. Так называемый Orthodoxengesetz. Подробнее см.: Harnoncourt Ph. «Sie alle sollen eins sein, damit die Welt glaube» (Joh 17, 21) // Denkwerkstatt Pro Oriente. Erfolgsgeschichte eines Ost-West Dialogs (1964–2014). Innsbruck; Wien, 2014. S. 39.
9 Фонд динамично развивал отношения с церквами Восточной Европы, уделяя особое внимание искусству и иконописи19. С Русской Православной Церковью (РПЦ) диалог поначалу не выстраивался, хотя с докладами на симпозиумах «Pro Oriente» выступали митрополит Сурожский Антоний (Блум) («Православная вера и русская духовность», 3 марта 1972 г.), патриарший экзарх Западной Европы митрополит Филарет (Вахромеев) («Экуменизм и русское православие», 9 марта 1978 г.), архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Мельхиседек (Лебедев) («Душепопечение в Русской Православной Церкви», 3 декабря 1979 г.)20. В качестве знака внимания к экуменическим инициативам РПЦ фонд издал на русском языке диссертацию митрополита Никодима (Ротова), посвящённую истории понтификата Иоанна XXIII. Представители «Pro Oriente» стремились налаживать личные отношения с влиятельными восточными иерархами.
19. См., например: Chrysostomus J. Kleine Kirchegeschichte Russlands. Basel; Wien, 1967.

20. Chronik Pro Oriente // Denkwerkstatt Pro Oriente. Erfolgsgeschichte eines Ost-West Dialogs (1964–2014). Innsbruck; Wien, 2014. S. 231–233.
10 4 апреля 1980 г. правление фонда сообщило архиепископу Венскому и Австрийскому Иринею (Зуземилю) о намерении кардинала Кёнига нанести визит в СССР для установления более близких отношений с Русской, Грузинской и Армянской церквами. Поездка предполагалась в формате паломничества по почитаемым местам. На встрече с капелланами австрийской олимпийской сборной 25 июля митрополит Ювеналий (Поярков), руководитель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской патриархии , предложил делегации «Pro Oriente» приехать во второй половине сентября, а позднее прислал программу визита: 19 сентября – встреча с церковным руководством в Москве и приём в посольстве Австрии, 21 сентября – поездка в Загорск на празднование 600-летия Куликовской битвы. Пифл-Перцевич и Кёниг согласились на эти условия, но настойчиво просили аудиенции с патриархом Московским и всея Руси Пименом. О том, какое значение этой поездке придавало правление фонда, говорит и внушительный состав делегации, насчитывавшей 29 человек. Важность визита осознавали и в ОВЦС. Накануне отъезда, 17 сентября, архиепископ Ириней даже организовал благодарственный молебен в венской церкви Свт. Николая21. Поездка широко освещалась в СМИ. Регулярно публиковало новости агентство «Kathpress», к делегации был прикреплён корреспондент телерадиокомпании ORF О. Хёрманн. Посол Хинтереггер сопровождал Кёнига во время всего турне.
21. Kardinal-König-Archiv, папка «Pro Oriente. Reise UdSSR»
11 Совет по делам религий (СДР) при Совете министров СССР видел в Кёниге сторонника вмешательства во внутренние дела церквей Восточной Европы. Нервную реакцию Москвы вызвало его высказывание об усилении противостояния между верующими и атеистами в советском обществе22. В то же время архиепископ Вены воспринимался как влиятельная фигура. Так, в монографии старшего инспектора СДР И.Ю. Бончковского «Царство от мира сего», посвящённой творцам «восточной политики» Ватикана, Кёниг характеризуется как «весьма интересная и колоритная фигура в священной коллегии кардиналов», один из лидеров «реформатского направления», который «как никто другой подходит для выполнения деликатной миссии, возложенной на его секретариат»23. Однако после обвинений в использовании частной переписки, выдвинутых преподавателем православных духовно-учебных заведений СССР иезуитом М. Арранцем, особым решением Секретариата ЦК КПСС 19 сентября 1976 г. книга была изъята из магазинов и библиотек, а её автор уволен из СДР24.
22. The Living Church. 1976. 14 March. P.10.

23. Бончковский И. Царство от мира сего. М., 1976. С. 154.

24. РГАНИ, ф. 4, оп. 23, д. 36.
12 Судя по воспоминаниям посла Хинтереггера, инициатива ОВЦС пригласить кардинала в СССР не получила поддержки в патриархии25. Позднее, уже время визита делегации фонда в Троице-Сергиеву лавру, сотрудник ОВЦС П.А. Кутеров26 объяснил представителю австрийскому дипломату Й. Марте, что противниками идей экуменизма, продвигавшихся Кёнигом, являются «патр[иарх] Пимен и митр[ополит] Филарет [Денисенко]»27.
25. Hinteregger G. Im Auftrag Österreichs. Erlebte Außenpolitik von Kreisky bis Mock. Wien, 2008. S. 255.

26. Так написано имя в записках Й. Марте. Речь скорее всего речь идёт о главном редакторе Бюро переводов и информации ОВЦС П.А. Кутепове (1925–1983), сыне одного из лидеров Белого движения генерала А.П. Кутепова.

27. Фотокопию записи беседы П. Кутеповым. Й. Марте представил в частной переписке Н.А. Беляковой.
13 Политический фон для поездки также был неблагоприятным. В 1970-е гг. советское руководство видело в Ватикане серьёзную угрозу28, особенно после посланий Иоанна Павла II в адрес епископата Украинской католической церкви в эмиграции и признании им украинских греко-католиков в качестве церкви-мученицы. Игнорировались все попытки обсудить положение христиан в Советском Союзе29. В результате к 1980 г. межконфессиональный диалог практически прекратился30. Предложение о визите «Pro Oriente» совпало с масштабным забастовочным движением и политическим кризисом в Польше, в котором участвовала Польская католическая церковь и лично папа Иоанн Павел II. Как говорил Марте Кутепову, «События в Польше и заявление папы Римского Иоанна Павла II сыграли свою роль. В настоящее время настроение против Рима»31. Важно также учитывать, что консервативная часть советского руководства крайне негативно воспринимала концепцию «религия при социализме», которая завоевала серьёзные позиции в ГДР, Югославии и Румынии32.
28. Шахнович М. Холодная война и идеологическая борьба на «религиозном фронте»: о некоторых моделях советской пропаганды // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 164–184.

29. Эти темы поднимались руководством на встречах с А.А. Громыко и Н.В. Подгорным (См.: Cherny-Verner R. Vatikanische Ostpolitik und die DDR. Göttingen, 2011. S. 63).

30. Подробнее об этом см.: Beliakova N. The U.S.S.R., Greek Catholics and the Vatican «Ostpolitik» in the 1960–1970’s: Grey Zone and the Stum-bling Blocks // Stolen Churches or Bridges to Orthodoxy / Ed. by V. Latinovich, A. Wooden. Palgrave Macmillan, 2021. P. 185–200.

31. Фотокопию записи беседы П. Кутеповым. Й. Марте представил в частной переписке Н.А. Беляковой.

32. Mojzes P. Christian-Marxist Dialogue in Eastern Europe: 1945–1980 // Occasional Papers on Religion in Eastern Europe. 1984. Vol. 4(4). P. 13–53; Schrey H.-H. Christentum und Sozialismus: Ein Rückblick auf die Literatur der siebziger Jahre // Theologische Rundschau. 1986. Vol. 51. № 4. S. 372–403.
14 Тем не менее прямой отказ из Москвы правление фонда не получило. Хинтереггер вспоминал, что в МИД СССР ему порекомендовали организовать не официальный визит, а частную поездку представителей «Pro Oriente». По его мнению, на Смоленской площади хорошо понимали высокий статус и влияние кардинала33. Действительно, посол в Австрии М.Т. Ефремов 3 августа 1980 г. поздравил Кёнига с 75-летием34, а на приёме в честь его приезда 19 сентября присутствовали высокопоставленные дипломаты35.
33. Hinteregger G. Op. cit. S. 258.

34. Kardinal-König-Archiv, папка «Reise nach UdSSR».

35. Hinteregger G. Op. cit. S. 256.
15 Правление фонда обратилось к услугам туристического бюро Райффайзен, которое составило смету (на одного путешественника десятидневный тур стоил 10 600 долларов) и разработало программу поездки в СССР. Предполагалось трёхдневное пребывание в Москве, посещение Троице-Сергиевой лавры, Тбилиси и Еревана36. Советская сторона также рассматривала приезд делегации как частный визит. По прилёту 19 сентября гостей встречали только представители ОВЦС – митрополит Ювеналий и архиепископ Хризостом (Мартишкин). Краткое содержание их разговора сохранилось в записях Марте. Ювеналий сообщил, что РПЦ стоит на позициях патриотизма, и её борьба с атеизмом сочетается с уважением к неверующим согражданам. По его словам, празднование 600-летия битвы на Куликовом поле показывает, что Церковь всегда была со своим народом и потому поддержала советскую власть в период Великой Отечественной войны. Принимая подаренные кардиналом богословские книги, Ювеналий заявил, что он больше практик, чем теоретик, и рассказал «анекдот» про идею константинопольского патриарха Афинагора собрать всех теологов на необитаемом острове37.
36. Программа путешествия делегации Pro Oriente 18–28 сентября 1980 г. (Kardinal-König-Archiv, папка «Pro Oriente. Reise UdSSR»).

37. Фотокопию записи беседы П. Кутеповым. Й. Марте представил в частной переписке Н.А. Беляковой.
16 Записи Марте показывают, что для руководства РПЦ было важно подчеркнуть духовную составляющую празднования Куликовской битвы. Это отметила и близкая к Кёнигу печать: 8 сентября «Die Presse» опубликовала специальный репортаж У. Энгельбрехта «Битва двух континентов. Как русские Европу от татар спасли» с цитатами А.И. Солженицына и Е.А. Евтушенко38. Однако сюжеты «православного патриотизма» не были отмечены кардиналом в его описаниях религиозной жизни в СССР.
38. Engelbrecht U. Eine Schlacht war’s zweier Kontinente. Als die Russen Europa vor den Tateren retteten // Die Presse. 1980. 9 September. S. 1.
17 21 сентября делегация прибыла в Троице-Сергиеву лавру на торжественное богослужение. Здесь Кёниг наконец получил возможность переговорить с патриархом Пименом, который встретил его достаточно холодно и ограничился несколькими формальными репликами. Позднее кардинал характеризовал поведение патриарха во время их встречи как «испуганное»39. Марте отмечал, что на торжественном обеде в Московской духовной академии и семинарии Кёниг совершил явную ошибку, слишком часто упоминая с восхищением митрополита Никодима (Ротова) при его давнем противнике, ректоре академии архиепископе Владимире (Сабодане). После обеда члены делегации «Pro Oriente» оказались предоставлены сами себе. Согласно записям Марте, их фактически «выставили» из лавры40.
39. Hinteregger G. Op. cit. S. 258.

40. Запись Й. Марте. 19 сентября 1980 г.
18 Следующими пунктами были Грузия и Армения, однако источников об этом этапе путешествия сохранилось мало. В Тбилиси не оказалось католикоса Илии II, который, как полагал Хинтереггер, не хотел встречаться с Кёнигом и этим осложнять отношения с Москвой. Однако кардинал был приглашён на торжественное богослужение Грузинской православной церкви, отслужил мессу в католическом костёле и пообщался с прихожанами. В Ереване католикос Вазген I встретил делегацию весьма приветливо. По наблюдению австрийского посла, Армянская церковь обладала большей свободой, чем РПЦ, стремилась к открытости и расширению международных контактов41.
41. Hinteregger G. Op. cit. S. 259.
19 29 сентября в Вене состоялась пресс-конференция по итогам поездки делегации «Pro Oriente» в СССР. На ней Кёниг подчеркнул, что визит был неофициальным и пожалел, что «такая большая страна занимает в отношении религиозной толерантности позицию, которую мы не можем понять». По его мнению, атеизм в Советском Союзе «ведёт монолог», однако молодое поколение более осознанно относится к религиозным вопросам. Он не отрицал рассуждения журналистов о политической подчиненности РПЦ. Другой участник поездки, профессор Э. Суттнер, сообщил о камерах наблюдения за прихожанами католического костёла в Москве42.
42. Herzliche Aufnahme, aber auch «grössere Vorsicht» spürbar. Kardinal König berichtet über seine erste Reise in die Sowjetunion // Kathpress. 1980. 29 September. № 188. S. 1.
20 Подробные репортажи о визите опубликовали ведущие европейские издания. Так, в номере «Wiener Kirchenzeitung» от 5 октября на первой странице была помещена фотография Кёнига на Соборной площади в Кремле. В статье ниже отмечалось, что Церковь в Советском Союзе научилась уживаться с атеистическим режимом и с оптимизмом смотрит в будущее. Газета сообщила о двух высших духовных учебных заведениях, где на заочном отделении учатся 900 человек. О. Шульмейстер в «Die Presse» сформулировал понятие «мученичества приспособления» (Martyrdom der Anpassung) русского православия, ослабленного репрессиями и индустриализацией. Автор показал глубокое знание исторического материала и понимание советской религиозной политики 1970–1980-х гг.43 Участница поездки, член делегации «Pro Oriente» Д. Бауер посвятила поездке радиопередачу. В статье «Церковь живёт» для журнала «Die Furche» она особое внимание уделила дарообмену между кардиналом и руководством РПЦ44. 3 октября «Osservatore Romano» посвятило поездке отдельный немецкоязычный еженедельном выпуск. 13 октября ведущее католическое издание Хорватии «Glas Consila» добавило к уже известной информации, что, хотя Кёниг ехал в Москву во главе делегации «Pro Oriente», визу он получил как руководитель ватиканского Секретариата по диалогу с неверующими45.
43. Schulmeister O. Das Leben der Christen unter dem Sowjetstern // Die Presse. 1980. 4/5 Oktober. S. 5.

44. Bauer D. Kirche lebt. Begegnung mit der Religion in der Sowjetunion // Die Furche. 1980. 15 Oktober. № 42.

45. Kardinal-König-Archiv, папка «Reise nach UdSSR».
21 За публикациями в СМИ следила и советская сторона. В октябре 1980 г. представители ОВЦС обратили внимание Марте, что в статье католического журнала «Petrusblatt» о прошедшей поездке была «недружественно» изображена РПЦ и лично патриарх Пимен. Эта публикация, как писал Хинтереггер Кёнигу 29 октября, едва не сорвала выступление митрополита Филарета (Денисенко) в Вене с докладом «Церковь поместная и церковь вселенская»46.
46. Там же.
22 Турне в СССР делегации «Pro Oriente» показало потенциальные возможности и границы церковной дипломатии в эпоху холодной войны. Неудачные попытки кардинала установить прямой диалог с РПЦ не помешали медийному успеху кампании. В Москве Кёниг не выходил за рамки темы секуляризации современного общества, а после возвращения в Австрию уклонился от жёсткой критики советской религиозной политики. Это позволило ему сохранить контакты с Московской патриархией. Примечательно, что в 1983 г. на встрече в Кремле с представителем Советского комитета по европейской безопасности А. П. Шитиковым митрополиты Филарет, Ювеналий и Питирим (Нечаев) предлагали наладить с архиепископом Вены более тесное взаимодействие47. В 1987 г. этот вопрос обсуждался уже на уровне ЦК КПСС, однако даже в разгар перестройки фигура кардинала вызывала в Москве неприятие48.
47. РГАНИ, ф. 5, оп. 89, д. 82, л. 3–4.

48. Филонов В.И. Отношения РПЦ И РКЦ в 80-е годы XX века // Religion–science–society: problems and prospects of interaction: materials of the VI international scientific conference on November 1–2, 2016. Prague, 2016. С. 61.
23 Поездка в СССР оказала значительно влияние на судьбы членов делегации. Профессор Э. Суттер и капеллан Р. Прокши впоследствии стали ведущими специалистами в области отношений с церквами Востока49. Руководитель издательства «Herder» Г. Гердер-Дорнах 2 октября 1980 г. поблагодарил Кёнига за возможность поучаствовать в богослужениях в Елоховском соборе и Троице-Сергиевой лавре50. Посол Хинтереггер вспоминал, что после этой поездки между его семьей и кардиналом продолжились личные тёплые отношения. Марте близко познакомился с фондом «Pro Oriente» и позднее стал его президентом.
49. См., например: Суттнер Э. Христианство Востока и Запада. В поисках зримого проявления единства. М., 2004.

50. Kardinal-König-Archiv. Папка «Pro Oriente. Reise UdSSR».
24 Изучение поездки крупной католической делегации даёт основания поставить под сомнение непроницаемость «железного занавеса» и показывает степень открытости СССР для западных туристов и наличие серьёзных противоречий внутри советского руководства, выстраивавшего отношения с Ватиканом. Так или иначе, несмотря на все сложности при организации посещения визита, кардинал Кёниг сумел установить отношения с православными церквами в СССР.

References

1. Barberini G. L’Ostpolitik della Santa Sede: Un dialogo lungo e faticoso. Bologna, 2007.

2. Bauer D. Kirche lebt. Begegnung mit der Religion in der Sowjetunion // Die Furche. 1980. 15 Oktober. № 42.

3. Beliakova N. The U.S.S.R., Greek Catholics and the Vatican «Ostpolitik» in the 1960–1970’s: Grey Zone and the Stum-bling Blocks // Stolen Churches or Bridges to Orthodoxy / Ed. by V. Latinovich, A. Wooden. Palgrave Macmillan, 2021. P. 185–200.

4. Caute D. The Fellow-Travellers. Intellectual Friends of Communism. New Haven; L., 1988.

5. Cherny-Verner R. Vatikanische Ostpolitik und die DDR. Göttingen, 2011. S. 63.

6. Chronik Pro Oriente // Denkwerkstatt Pro Oriente. Erfolgsgeschichte eines Ost-West Dialogs (1964–2014). Innsbruck; Wien, 2014. S. 231–233.

7. Chrysostomus J. Kleine Kirchegeschichte Russlands. Basel; Wien, 1967.

8. Cold War Crossings: International Travel and Exchange across the Soviet Bloc, 1940s–1960s. / Ed. by P. Babiracki, K. Zimmer. Texas, 2014.

9. Danzer D. Zwischen Vertrauen und Verrat. Deutschsprachige kommunistische Intellektuelle und ihre sozialen Beziehungen (1918–1960). Göttingen, 2012.

10. Das Imaginäre des Kalten Krieges. Beiträge zu einer Wissens- und Kulturgeschichte des Ost-West-Konfliktes in Europa / Hg. D. Eugster, M. Sibylle. Essen, 2015.

11. Denkwerkstatt Pro Oriente. Erfolgsgeschichte eines Ost-West Dialogs (1964–2014) / Ed. J. Marte, R. Prokschi. Innsbruck; Wien, 2014.

12. Engelbrecht U. Eine Schlacht war’s zweier Kontinente. Als die Russen Europa vor den Tateren retteten // Die Presse. 1980. 9 September. S. 1.

13. Harnoncourt Ph. «Sie alle sollen eins sein, damit die Welt glaube» (Joh 17, 21) // Denkwerkstatt Pro Oriente. Erfolgsgeschichte eines Ost-West Dialogs (1964–2014). Innsbruck; Wien, 2014. S. 39.

14. Herzliche Aufnahme, aber auch «grössere Vorsicht» spürbar. Kardinal König berichtet über seine erste Reise in die Sowjetunion // Kathpress. 1980. 29 September. № 188. S. 1.

15. Hinteregger G. Im Auftrag Österreichs. Erlebte Außenpolitik von Kreisky bis Mock. Wien, 2008. S. 255.

16. König F. Christus und Religionen der Erde. Wien, 1951.

17. König F. Kardinal. Der Mensch ist für die Zukunft angelegt. Analysen, Reflexionen, Stellungnahmen. Wien, 1975.

18. König F. Wien – die Brücke zum Osten // Pro Oriente. Konziliarität und Kollegialität. Insbruck; Wien; München, 1975. S. 11.

19. Laamanen V. VOKS, Cultural Diplomacy and the Shadow of the Lubianka: Olavi Paavolainen’s 1939 Visit to the Soviet Union // Journal of Contemporary History. 2017. Vol. 52(4). P. 1022–1041.

20. Maurer S., Neumann-Rieser D., Stocker G. Diskurse des Kalten Krieges Eine andere österreichische Nachkriegsliteratur. Wien, 2017.

21. Melloni A. L’Ostpolitik Vaticana di Agostino Casaroli. Bologna, 2006.

22. Mojzes P. Christian-Marxist Dialogue in Eastern Europe: 1945–1980 // Occasional Papers on Religion in Eastern Europe. 1984. Vol. 4(4). P. 13–53.

23. Mojzes P. North American Churches and the Cold War. Grand Rapids, 2018.

24. Pressing the Fight. Print, Propaganda, and the Cold War / Hg. G. Barnhisel, C. Turner. Amherst; Boston, 2010.

25. Religion and the Cold War / Ed. by D. Kirby. Basingstoke, 2003.

26. Riccardi A. Il Vaticano e Mosca 1940–1990. Roma; Bari, 1992.

27. Salzburger Erzbischof Berg schreibt an Leonid Breschnjew // KathPress. 9.5.1980. № 91. S.2.

28. Schrey H.-H. Christentum und Sozialismus: Ein Rückblick auf die Literatur der siebziger Jahre // Theologische Rundschau. 1986. Vol. 51. № 4. S. 372–403.

29. Schulmeister O. Das Leben der Christen unter dem Sowjetstern // Die Presse. 1980. 4/5 Oktober. S. 5.

30. Stehle H. Geheimdiplomatie im Vatikan. Die Päpste und die Kommunisten. Zürich, 1993.

31. Stirnemann A. Pro Oriente – das ökumenische Werk des Kardinals König // Veritati in Caritate. Der Beitrag des Kardinals König zum Ökumenismus.Wien, 1981. S. 11.

32. The Vatican «Ostpolitik» 1958–1978 Responsibility and Witness during John XXIII and Paul VI. Viella, 2015.

33. Venus T. Schulmeister Otto / Neue Deutsche Biographie (NDB). Berlin, 2007.

34. Belyakova N.A. Tserkvi v kholodnoj vojne // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1. S. 7–18.

35. Belyakova N.A., Pivovarov N.Yu. Religioznaya diplomatiya na sluzhbe sovetskogo gosudarstva v gody kholodnoj vojny (v period N.S. Khruschyova i L.I. Brezhneva) // Kontury global'nykh transformatsij. T. 11. 2018. № 4. S. 130–149.

36. Bonchkovskij I. Tsarstvo ot mira sego. M., 1976. S. 154.

37. Grabovets Eh. Vostochnaya politika Vatikana i Slovakiya vo vnutripoliticheskom, mezhdunarodnom i tserkovnom kontekstakh // Ehlektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal «Istoriya». 2016. T. 7. Vyp. 9(53) (URL: https://history.jes.su/s207987840001550-4-1/).

38. Dehvid-Foks M. Vitriny velikogo ehksperimenta. Kul'turnaya diplomatiya Sovetskogo Soyuza i ego zapadnye gosti. 1921–1941 gody. M., 2014.

39. Pivovarov N.Yu. Kogo priglashali i kogo otpravlyali za granitsu po religioznoj linii (1943–1985 gg.) // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1. S. 185–215.

40. Suttner Eh. Khristianstvo Vostoka i Zapada. V poiskakh zrimogo proyavleniya edinstva. M., 2004.

41. Filonov V.I. Otnosheniya RPTs I RKTs v 80-e gody XX veka // Religion–science–society: problems and prospects of interaction: materials of the VI international scientific conference on November 1–2, 2016. Prague, 2016. S. 61.

42. Shakhnovich M. Kholodnaya vojna i ideologicheskaya bor'ba na «religioznom fronte»: o nekotorykh modelyakh sovetskoj propagandy // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1. S. 164–184.

43. Shlikhta N. Kak uchredit' «antisovetskuyu organizatsiyu»: k istorii Kestonskogo instituta i pis'ma veruyuschikh iz Pochaeva // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1. S. 244–267.

Comments

No posts found

Write a review
Translate