ДИНАМИКА И УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТА В СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ
ДИНАМИКА И УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТА В СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Рассматривается проблема профессионального становления субъекта (ПСС) в социономических профессиях на моделях государственных служащих, менеджеров коммерческих компаний, частных охранников. Изучаются феномены, закономерности и механизмы интеграции биологического, психического и социального в человеке. Выделены темпоральные характеристики как сущностные свойства феноменов ПСС, его макро-, мезо- и микроциклы. Анализируются особенности социальной среды (макро-, мезо- и микросреды) как условия ПСС. Исходными положениями подхода являются: выбор в качестве единицы анализа не отдельного субъекта, а субъекта, развивающегосяи функционирующего в специфической профессиональной и социальной среде; выделение детерминант карьеры и “карьерных циклов”; введение в предмет исследования (наряду с собственными свойствами субъекта) актуальных составляющих социальной макро-, мезо- и микросреды.
Ключевые слова
professional career, professional formation, evolution, subject, social environment (micro-, mezo-, macroenvironment).
Классификатор
Дата публикации
03.01.2011
Всего подписок
1
Всего просмотров
603
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Значимыми для профессионального становления субъекта (ПСС) могут выступать разные условия социальной среды (микро-, мезо- и макроусловия): роль отца, матери, родственников, друзей, руководителей, рабочих коллективов, особые ситуации и др.
  2. В профессиональной деятельности менеджеров коммерческих компаний и государственных служащих субъективная значимость факторов социальной среды сопряжена с успешностью “вертикальной” профессиональной карьеры субъекта.
  3. Сензитивность, открытость, чуткость, чувствительность человека к разным условиям социальной среды связана, вероятно, с широким спектром эффектов социализации. Субъективная значимость факторов социальной среды и успешность “вертикальной” профессиональной карьеры субъекта сопряжены с успешностью его самореализации в семье (состоянием в браке, продолжительностью семейного стажа, наличием и количеством детей).
  4. В профессиональных подгруппах, различающихся по должностным позициям (руководители высшего, среднего и низового звена, специалисты), отмечается ступенчатое понижение значимости факторов социальной среды в профессиональном становлении субъекта. Различия не ограничиваются лишь количественной выраженностью состава условий, но также связаны с их организацией как субъективно значимых. Корреляционные плеяды значимых условий у лиц, занимающих должности руководителей разного уровня как в государственной службе, так и в коммерческих компаниях, можно характеризовать как “гибкие” структуры, а у специалистов, исполнителей – как “фрагментарные”. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 2. Акмеология / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2002. 3. О проблемах современного человеко- Ананьев Б.Г. знания. М.: Наука, 1977. 4. Вершина в развитии взрослого чело- Бодалев А.А. века: характеристики и условия достижения. М.: Наука, 1998.
  5. Психология субъекта / Отв. ред. Брушлинский А.В. В.В. Знаков. М.: Изд-во ИП РАН, 2003.
  6. Акмеология. СПб.: Пи- Деркач А.А., Зазыкин В.Г. тер, 2003.
  7. Социология личности. М.: Политиздат, Кон И.С. 1967.
  8. Основы социальной психологии. Л.: Кузьмин Е.С. Изд-во ЛГУ, 1967.
  9. Методологические и теоретические Ломов Б.Ф. проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  10. . Психология профессионализма. М.: Маркова А.К РАГС, 1996.
  11. . SPSS: Компьютерный анализ дан- Наследова А.Д ных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2007.
  12. Проблема профессиональных деструк- Орел В.Е. ций в свете системогенетического подхода // Ярославский психологический вестник. Вып. 25. М.– Ярославль: Изд-во РПО, 2009. С. 56–60.
  13. Основы социально-психологической Парыгин Б.Д. теории. М.: Мысль, 1971.
  14. . Введение в психологию труда. Поваренков Ю.П Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.
  15. Психологическая характерис- Поваренков Ю.П. тика содержания профессионального развития и его основных видов // Ярославский психологический вестник. М.–Ярославль: Изд-во РПО, 2009. Вып. 25. С. 61–69.
  16. Основы общей психологии. Рубинштейн С.Л. СПб.: Питер, 1999.
  17. . Бытие и сознание. Человек и Рубинштейн С.Л мир. СПб.: Питер, 2003.
  18. Квазиизмерения в изучении профес- Толочек В.А. сиональных способностей // Материалы итоговой научной конференции ИП РАН 2008 г. / Под ред. А.Л. Журавлева. М.: ИП РАН, 2008. С. 203–217.
  19. Профессиональное становление субъ- Толочек В.А. екта в социономических профессиях: специфика феномена или новые грани психологии? // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия “Психология”. 2009. № 1. С. 116–124.
  20. Социализация в квадрате: гетерохрон- Толочек В.А. ность и нелинейная динамика профессионального становления субъекта в социономических профессиях // Психология человека в современном мире. Т. 3. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009. М.: ИП РАН, 2009. С. 182–191.
  21. Профессиональные способности, по- Толочек В.А. тенциал и успешность субъекта: критический анализ проблемы и модели объяснения // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. Вып. 2. М.: Изд-во ИП РАН, 2011. С. 320– 346.
  22. Квазиизмерения в пси- Толочек В.А., Денисова В.Г. хологии: содержание, потенциал, перспективы // Математическая психология: школа В.Ю. Крылова / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Н. Савченко, Г.М. Головиной. М.: ИП РАН, 2010. С. 234–241.
  23. A developmental social Adams G.R., Marshall S. psychology of identity: Understanding the person in context // Journ. of Adolescence. 1996. № 19. P. 1–14.
  24. The new “career contract”: Wrong on both Hall D. T. counts. Boston: Executive Developmental Roundtable, Boston Universiting School of management, 1993.
  25. The new career contract Hall D.T., Mirvis P.H. developing the whole person at midlife and beyond // Journ. of Vocational Behavior. 1995. V. 35. P. 64–75.
  26. A framework for diagnosing human Hiltrop J. M. resource management practices // European management. Oxford, 1996. V. 14. № 3. P. 243–254.
  27. Kurtines W.M., Berman S.L., Ittel A., Williamson S. Moral development: a constructive perspective // Moral development: an introduction / Eds. W.M. Kurtines, J.L. Gewirtz. N.Y.: Wiley, 1995. P. 337–376.
  28. Social Mitchell A.M., Jones G.B., Krumboltz J.D. learning theory and ca reer decision making. Cranston, 1979.
  29. An investigation Noe R.A., Noe A.W., Bachuber J.A. of the correlates of career motivation // Journ. of Vocational Behavior. 1990. V. 37. № 3. P. 340–356.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести