ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО ИЛИ КОММЕРЧЕСКАЯ УСЛУГА?
ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО ИЛИ КОММЕРЧЕСКАЯ УСЛУГА?
Аннотация
Код статьи
S0132-16250000339-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
149-153
Аннотация

Рассматривается проблема соотношения общественного и частного секторов креатосферы на примере сферы образования. Показано, что в обществе, основанном на приоритетном развитии творческого потенциала человека, образование играет роль ключевого фактора прогресса, а не просто одной из отраслей, производящих услуги в рамках рыночной экономики. В современных российских условиях образование превращается в рыночную услугу, коммерциализация, бюрократизация и менеджеризация становятся доминирующими тенденциями в его функционировании. Следствие этого – трансформация социальной роли образования. Из сферы, содействующей снижению социального неравенства через формирование социальных лифтов в обществе, образование превращается в инструмент его интенсификации. Все это усиливается социальным расслоением в педагогической среде, где возникает не только существенный разрыв в доходах, но и складывается жесткое деление на «хозяев» образовательного процесса и основную массу педагогов, которые превращаются в служащих по найму (причем краткосрочному). Все это деформирует изначальную природу образования как открытого для каждого процесса создания общественных благ.

Ключевые слова
общественное благо, креатосфера, образование, социальный прогресс, образовательная услуга
Классификатор
Дата публикации
01.03.2018
Всего подписок
8
Всего просмотров
467
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого на все? // Социологические исследования. 2017а. № 7. С. 43–53.

Бузгалин А.В. Креативная экономика: почему и как может быть ограничена частная интеллектуальная собственность // Социологические исследования. 2017б. № 8. С. 20–31.

Индикаторы образования: 2017: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л М. Гохберг, И.Ю. Забатурина и др.; Нац. исслед. ун­т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017.

Негосударственная высшая школа России: становление, состояние, перспективы развития / Под общ. ред. В.А. Зернова. М.: Университетская книга, 2009.

Образование в цифрах: 2016: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Г.Г. Ковалева и др. Нац. исслед. ун­т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016.

Смолин О.Н. Образование – фундамент культуры // Свободная мысль. 2012. № 1/2. С. 7–23.

Яковлева Н.Г. Коммерциализация, бюрократизация, менеджериализация образования постсоветской России: политэкономический взгляд // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 3. С. 121–130.

Яковлева Н.Г. Образование как драйвер социально­экономического развития // Экономическое возрождение России. 2016. № 4. С. 105–118.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести