- Код статьи
- S0131281225010129-1
- DOI
- 10.31857/S0131281225010129
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер выпуска 1
- Страницы
- 170-183
- Аннотация
- Понятие середины или центра играло первостепенную роль во всех аспектах китайской традиции от геополитических концепций до эпистемологии и общественной практики. Конфуцианство требовало «держаться середины» (чжичжун 执中), даосизм проповедовал «сохранение середины» (шоучжун 守中). Поскольку речь идет, по существу, о рассеянной динамической структуре, правильнее говорить о центре или, точнее, центрированности различных процессов: космогонических, общественных, духовных и проч. Центрированность предшествовала всему сущему и в этом качестве являлась условием и фокусом мировой гармонии. Словосочетание центрированность-согласие (чжунхэ 中和) стало в Китае наиболее общей формулой и бытия, и человеческой практики. Речь идет не об универсальной «мере» вещей, а о взаимном проникновении полярных начал, генерирующем мощь жизни. Поэтому центрированность стала важнейшей категорией китайской политики и стратегии, а условием ее постижения стала обостренная чувствительность или просветленность духа. Секрет эффективности центрированной структуры состоит не просто в своевременной, как бы совершенно «естественной» смене покоя и движения, но в совпадении того и другого именно по своему пределу. Такое наложение крайностей — главный принцип «круговорота Великого Пути». В Китае к нему прилагали эпитет «утонченный», «чудесный» (мяо 妙). Это неопределимое единство сущего и несущего, действительного и иллюзорного, действия и бездействия навсегда осталось глубочайшей тайной традиции, непереводимой на язык параллелизма идей и вещей. В эпоху Модерна господство логико-дискурсивной модели реальности привело к катастрофическому слому традиционного миропорядка. Но в современной информационной цивилизации, поставившей во главу угла прагматику человеческого общения, китайский принцип центрированности обретает большую актуальность и ценность.
- Ключевые слова
- середина фокус центрированность круговорот подобие недвойственность сокровенность
- Дата публикации
- 30.10.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 45
Библиография
- 1. Лао-цзы. Дао-Дэ цзин / Пер. В.В. Малявина. Москва: Феория, 2019. 704 с.
- 2. Малявин В.В. Сумерки Дао. Китайская культура на пороге Нового времени. Москва: Астрель, 2000. 841 с.
- 3. Малявин В.В. Китайский мир: корни и крона. Москва: Рипол-Классик, 2024. 776 с.
- 4. Малявин В.В. Тайцзицюань: классические тексты, принципы, мастерство. Москва: КноРус, 2011. 520 с.
- 5. Мэн-цзы. Перевод В.С. Колоколова. Санкт-Петербург: Петербургское востоковедение, 1999. 263 с.
- 6. Путь совершенствования. Древность / Сост. и пер. В.В. Малявина. Иваново: Роща, 2019. 286 с.
- 7. «Чжуан-цзы». Внутренний раздел / Пер. В.В. Малявина. Даосские каноны. Кн. 2. Ч. 1. Иваново: Роща. 2018. 386 с.
- 8. «Чжуан-цзы». Внешний и смешанный разделы / Пер. В.В. Малявина. Даосские каноны. Кн. 2. Ч. 2. Иваново: Роща, 2018. 452 с.
- 9. Lao-tzu, Te-Tao Ching. A New Translation Based on the Recently Discovered Ma-wang-tui Texts. Translated with an introduction and commentary by R.G. Henricks. New York: Ballantine Books, 1989. 282 р.
- 10. Рuett M. Combining the Ghosts and Spirits, Centering the Realm: Mortuary Ritual and Political Organization in the Ritual Compendia of Early China. In: J. Lagerwey and M. Kalinowski (eds.) Early Chinese Religion, Part One: Shang through Han. Leiden: Brill, 2009. 1281 p.
- 11. 岑孝清: 李道纯中和思想及其丹道阐真 (Цэнь Сяоцин. Изложение истинного смысла взглядов Ли Даочуня на середину и гармонию и его учения об эликсире бессмертия). 北京: 宗教文化出版社, 2010年. 305 页.
- 12. 觉知当下: 优人神鼓访谈录 (Интуиция настоящего: разговор о гастролях театра «Южэнь шэньгу») // 舞道. 2016年. 第3期.
- 13. 论语 (Луньюй) // Chinese Text Project. URL: https://ctext.org/confucianism (дата обращения: 03.01.2025).
- 14. 刘一明: 周易阐真 (Лю Имин, Изложение истинного смысла Чжоу-и). 藏外道书, 第8册. 成都: 巴蜀书社, 1992年.
- 15. 孙子今注今译, 魏汝霖注译 (Современные комментарии и толкования к «Сунь-цзы». Комментарии и толкования Вэй Жулиня). 台北: 台湾商务, 1984年. 272页.
- 16. 方勇: 庄子纂要, 第三册 (Фан Юн. Собрание основных сведений о «Чжуан-цзы». 3-й том). 北京: 学苑出版社, 2012年. 1241页.
- 17. 张三丰: 太极炼丹秘诀 (Чжан Саньфэн. Секретные наставления о закаливании эликсира бессмертия) 台北: 武陵. 1996年. 272页.
- 18. 胡伟希: 中观哲学导论 (Ху Вэйси. Введение в философию срединного видения). 北京: 北京大学出版社, 2016年. 280 页.
- 19. 岑孝清: 李道纯中和思想及其丹道阐真 (Цэнь Сяоцин. Изложение истинного смысла взглядов Ли Даочуня на середину и гармонию и его учения об эликсире бессмертия). 北京: 宗教文化出社, 2010年. 305页.
- 20. 董仲舒: 春秋繁露, 循天篇 (Дун Чжуншу. Обильная роса «Чуньцю», гл. Сюньтянь) // Chinese Text Project. URL: https://ctext.org/confucianism (дата обращения: 03.01.2025).