Юбилей Артема Игоревича Кобзева
Юбилей Артема Игоревича Кобзева
Аннотация
Код статьи
S013128120028146-1-1
Тип публикации
Персоналия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
«Проблемы Дальнего Востока» Редакция журнала  
Аффилиация: Редакция журнала Проблемы Дальнего Востока
Адрес: Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский проспект, 32
Выпуск
Страницы
192-193
Аннотация

   

Классификатор
Получено
18.10.2023
Дата публикации
14.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
165
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

2 15 октября исполнилось 70 лет одному из выдающихся российских китаеведов, заведующему отделом Китая ИВ РАН, лауреату Государственной премии РФ и Национальной премии КНР, доктору философских наук, профессору Артему Игоревичу Кобзеву. С его именем самым тесным образом связано развитие классического китаеведения в России за последние несколько десятилетий. А.И. Кобзев — автор более 10 монографий и свыше 1 500 научных работ, переведенных на многие языки мира и изданных в том числе в Китае, США, Франции, Индии, Польше, Литве, Украине.
3 Артем Игоревич родился 15 октября 1953 г. в семье поэта Игоря Ивановича Кобзева. С 1970 по 1975 г. учился на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, там же окончил аспирантуру и в 1979 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему «Философия Ван Янмина (1472–1529)». В 1989 г. в ИФ АН СССР А.И. Кобзев защитил докторскую диссертацию «Методология китайской классической философии (нумерология и протологика)».
4 Труды А.И. Кобзева вывели российские исследования китайской философии, науки и культуры на новый уровень.
5 Так, в еще вышедшей в советские времена монографии «Учение Ван Янмина и классическая китайская философия» (1983) А.И. Кобзев первым в отечественной науке сделал общий вывод о нерелевантности «основного вопроса» и «двух линий» для истории китайской философии, отличной от западной не только содержанием, но и методологией, основанной на нумерологии (ицзинистике), а не на логике (силлогистике). Монография способствовала преодолению устаревших подходов, нацеливала на смелое углубление в методологию китайской философии и демонстрировала широкую эрудицию А.И. Кобзева. Стремление выявить межкультурные связи и взаимодействия позже вылилось в оригинальную теорию глобальной культурной альтернативы Восток — Запад как извечной конкуренции западной культуры (средиземноморской, индоиранской и арабо-мусульманской) с субстанциализирующей онтологией дискретных сущностей и идеализирующей методологией логических отношений на основе флективных языков и аналитичного алфавитно-фонетического письма и восточной культуры (китайской и синоцентричной) с натуралистической онтологией континуальных процессов и нумерологической методологией коррелятивных связей на основе изолирующих языков и синтетично-визуальной иероглифики.
6 Очередной прорыв отечественной синологии на качественно новый научный уровень также связан с именем Артема Игоревича Кобзева, организовавшего работу семинара «Структурные исследования классики». В своей монографии 1994 г. «Учение о символах и числах в китайской классической философии» А.И. Кобзев представил обобщающее исследование логико-методологических оснований философии и науки в традиционном Китае. Аналитическая реконструкция традиционного «учения о символах и числах» содержала гипотезу, согласно которой математикообразные «символы» и «числа», играя роль своего рода переменных, были способны по-разному интерпретироваться и выступать в качестве универсальной методологии, т.е. альтернативы западной формальной логике. Новаторские сопоставления познавательных методологий Древнего Китая и Древней Греции, поиски реальных границ сопоставимости китайской методологии с западной формальной логикой привлекли внимание исследователей за рамками китаеведения и вызвали широкие дискуссии.
7 В обобщающем труде 2002 г. «Философия китайского неоконфуцианства» А.И. Кобзев представил глубокое исследование тысячелетней истории и оригинальной теории этого главного течения традиционной китайской мысли вплоть до начала ХХ в., уделив особое внимание проблемам его этики, антропологии и теории познания.
8 Свой многолетний опыт по структуризации и обобщению знаний, накопленных российским и мировым философским китаеведением, навыки комплексного осмысления базовых категорий традиционной китайской культуры Артем Игоревич с успехом применил в работе над фундаментальной академической энциклопедией «Духовная культура Китая». Его заслуги как выдающегося китаеведа, а также одного из авторов и организаторов проекта были высоко оценены. Вместе с М.Л. Титаренко и А.Е. Лукьяновым А.И. Кобзев удостоился Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий (2010).
9 В 2020 г. Артем Игоревич Кобзев был награжден Национальной премией КНР за особый вклад в китайскую литературу.
10 Благодаря усилиям А.И. Кобзева появились высококачественные, отвечающие новым академическим стандартам переводы философской и литературной классики («Дао-дэ цзин», «Да-сюэ», стихи «Шу цзина», Ду Фу, Бо Цзюй-и и др.), а также издания наследия советского китаеведения, среди которых переводы «И цзин» Ю.К. Щуцким (1897–1938), «Дэн Си-цзы» В.С. Спириным (1929–2002) и «Цзинь пин мэй» В.С. Манухиным (1926–1974). В 1999 г. он основал серию Corpus Sericum, в 2009 г. – «Ученые записки Отдела Китая», в 2013 г. – альманах «Архив российской китаистики», в 2023 г. – серию «Китайская классика в академических переводах». Многолетнее изучение истории отечественного китаеведения, обобщенно представленное в его фундаментальном труде «Драмы и фарсы российской китаистики» (2016), ярко показало драматическую борьбу «двух наук» — классической синологии и советской китаистики.
11 На протяжении всей научной биографии главными качествами А.И. Кобзева как исследователя были и остаются тщательность в работе с первоисточниками, стремление приблизиться к истинному пониманию основных категорий китайской философии, аргументированность научных доказательств, положений и выводов.
12 От души поздравляем члена редакционного совета нашего журнала Артема Игоревича Кобзева, искренне желаем ему крепкого здоровья и покорения новых высот в изучении Китая.
13 Редколлегия и редакция журнала «Проблемы Дальнего Востока»

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести