О XXVII ежегодной научной конференции корееведов России и стран СНГ «Современные проблемы Корейского полуострова»
О XXVII ежегодной научной конференции корееведов России и стран СНГ «Современные проблемы Корейского полуострова»
Аннотация
Код статьи
S013128120025332-6-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ким Ен Ун 
Должность: Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии РАН
Адрес: 117977, Москва, Нахимовский пр-т, д. 32
Семина Лада Игоревна
Должность: Научный сотрудник Центра корейских исследований
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Поленова Анна Львовна
Должность: Научный сотрудник Центра корейских исследований
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
191-196
Аннотация

   

Классификатор
Получено
20.04.2023
Дата публикации
06.06.2023
Всего подписок
15
Всего просмотров
359
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 30–31 марта 2023 г. состоялась ХXVII ежегодная научная конференция корееведов России и стран СНГ, организуемая Центром корейских исследований ИКСА РАН. В рамках конференции прошло восемь пленарных заседаний, посвященных политике, экономике, истории и культуре Кореи.
2 В ходе церемонии открытия конференции участников приветствовали директор ИКСА РАН К.В. Бабаев и заместитель директора 1-го Департамента Азии МИД России М.Г. Волков.
3 Политическим вопросам был посвящен первый день конференции, на котором были представлены 17 из 35 докладов.
4 С учетом произошедших за год масштабных изменений политической обстановки в мире докладчики большое внимание уделили анализу ситуации на Корейском полуострове и вокруг него. Заведующий Отделом Кореи и Монголии ИВ РАН к.и.н. А.В. Воронцов, доцент, н.с. МГИМО к.и.н. И.В. Дьячков, н.с. ИВ РАН к.полит.н. Р.Л. Казарьян в своих докладах отметили, что переформатирование системы международного взаимодействия и начало широкой конфронтации с постепенным вовлечением в нее все большего количества государств в 2022 г. и события первых месяцев 2023 г. — масштабные совместные американо-южнокорейские учения, заявления президента РК о готовности Сеула пойти по пути создания собственного ядерного оружия, решения VI пленума 8-го созыва ЦК ТПК о продолжении наращивания оборонного потенциала КНДР, растущие противоречия между КНР и США — дают основания прогнозировать дальнейший рост стратегической напряженности, ускорение гонки вооружений и роста военной активности, еще бóльшее обострение ситуации на полуострове или ее значительное обострение по сравнению с предшествующими десятилетиями. Вариант перехода к переговорному сценарию пока не просматривается.
5 Ядерной проблеме полуострова был посвящен доклад н.с. ЦКИ ИКСА РАН А.Л. Поленовой. На основе анализа Закона о политике КНДР в отношении ядерных вооруженных сил в свете международного опыта, в том числе схожего законодательства стран ядерного клуба, автор сделала вывод о том, что этот документ помогает Пхеньяну закрепить свой образ сильного, развитого государства, которое имеет возможность на равных взаимодействовать с глобальными ядерными игроками. По мнению г.н.с. Центра «Россия, Китай, мир» ИКСА РАН д.полит.н. В.Е. Петровского, такая ситуация диктует необходимость пересмотра подходов международного сообщества к северокорейской ракетно-ядерной программе, тем более что введенные Советом Безопасности ООН санкции против КНДР не дали желанного результата, как и продолжение американо-северокорейских переговоров по денуклеаризации в существовавшей модальности потеряли смысл. Докладчик высказал согласие с мнением о том, что нужно смириться с реальным положением вещей, но при этом различать фактическое обладание КНДР ядерным оружием и признание за ней ядерного статуса со стороны международного сообщества. При этом, по его мнению, в случае возобновления американо-китайских переговоров следует делать упор не на денуклеаризации, а на выработке мер транспарентности и доверия в ракетно-ядерной области. В то же время исследователь считает, что примирение с ядерным потенциалом Северной Кореи может ослабить авторитет ДНЯО и всего международного режима нераспространения.
6 Преподаватель НИУ ВШЭ А.В. Соловьев на основе анализа публикаций различных авторов рассмотрел теоретические и практические аспекты санкций в отношении КНДР через призму их результативности и эффективности как структурного элемента международных отношений. По мнению автора, соотношение международных законов и практик, и институциональная проработанность и состоятельность санкционных резолюций СБ ООН вызывают сомнения в правомочности санкционного режима как такового. М.н.с. ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Е.Э. Прокопчук через призму теории режимов в международных отношениях, отмечая отсутствие правовых оснований для введения санкций СБ ООН против Северной Кореи, а также несовпадение интересов разных игроков и отсутствие рычагов влияния, приходит к выводу, что они не позволяют режиму санкций против Северной Кореи быть эффективным. Член Группы экспертов при Комитете 1718 Совета безопасности ООН д.э.н. Г.Д. Толорая рассмотрел особенности применения и воздействие международных санкций на КНДР, а также применяемые ей методы уклонения от них. В последние полтора-два года КНДР активизировала свои нелегальные внешнеторговые операции и практически решает те задачи внешнеэкономического сотрудничества, которые являются для нее наиболее актуальными.
7 В связи с приходом к власти новой администрации в мае 2022 г. в Республике Корея в докладах нашли отражение анализ и оценки серьезных изменений во внутренней и внешней политике РК.
8 В.н.с. ЦКИ ИКСА РАН к.филос.н. Ким Ен Ун в докладе о политических приоритетах администрации президента Юн Сок Ёля отметил, что он победил на выборах президента РК с минимальным преимуществом за всю историю Южной Кореи, не имея также ни опыта политической деятельности, ни опоры в виде политической и массовых организаций. Оппозиция имела значительное преимущество в парламенте (168 против 115). Автор выделил четыре политических приоритета администрации Юн Сон Ёля: 1) легитимизация личной властной системы; 2) обеспечение массовой поддержку своей власти путем объявления реформ в различных областях; 3) нейтрализация оппозиции для победы правящей консервативной партии на парламентских выборах в апреле 2024 г., главным образом за счет дискредитации представителей оппозиции различными способами; 4) создание впечатления роста влияния страны на международной арене за счет внешней политики, а именно, опираясь на союз с США, играть центральную роль в решении глобальных проблем. Главное здесь — активное участие во всех мероприятиях и программах в рамках ИТР, реализуемых США. Н.с. ДА МИД России к.полит.н. Д.О. Мартынова считает, что через год после избрания Юн Сок Ёль сумел укрепить свой авторитет и, скорее всего, уже можно говорить о формировании влиятельной группы поддержки в правящей партии, в то время как находящиеся в оппозиции демократы начинают терять сторонников. Но делать вывод об однозначной поддержке президента слишком рано: общество по-прежнему остается сильно поляризованным, а ряд экономических проблем в РК, скорее всего, будет только усугубляться.
9 Значительные изменения произошли и во внешней политике РК. Администрация президента Юн Сон Ёля отказалась от многих внешнеполитических инициатив предыдущей администрации. Такая участь постигла, например, Новую Северную политику Мун Чжэ Ина. Н.с. ЦКИ ИКСА РАН О.С. Пугачева отмечает, что перспективы продолжения Сеулом континентальной политики, основанной на принципах Северной политики, будут зависеть от геополитической ситуации в мире, состояния российско-американских и китайско-американских отношений, а также подходов южнокорейской администрации к КНДР и межкорейским отношениям.
10 Стремление стать ближайшим союзником США и выполнять нужные им задачи на международной арене стали фирменным знаком новой администрации РК. Особенно это проявилось в отношении к Индо-Тихоокеанской стратегии США, которую осветил старший эксперт РИСИ Р.Н. Лобов. В декабре 2022 г. РК опубликовала собственную Индо-Тихоокеанскую стратегию, в которой заявила о готовности «расширять дипломатические горизонты» и развивать внешнеполитическую и внешнеэкономическую активность за пределами Северо-Восточной Азии, углублять кооперацию с «ключевыми субрегионами Индо-Тихоокеанского региона», включая Юго-Восточную Азию, Южную Азию, Океанию, африканское побережье Индийского океана, а также развивать «сеть стратегических партнерств». В то же время направленность американского вектора Индо-Тихоокеанской стратегии РК в целом предсказуема и определяется заинтересованностью правительства Юн Сок Ёля в расширении рамок альянса с США как в области безопасности, так и в сферах экономической и технологической кооперации. Как видно из ИТС РК, Сеул придает больше внимание повышению своего международного статуса. Ассистент кафедры БГУ им. Доржи Банзарова к.и.н. В.Р. Бритова отмечает, что с целью довести международный статус РК до уровня, соответствующего ее экономической мощи, Южная Корея предпринимает различные меры, способные помочь в укреплении имиджа государства. Особенностью политики в этом направлении правительства Мун Чжэ Ина было расширение публичной дипломатии, а также сотрудничество в сфере борьбы с пандемией коронавируса. Правительство президента Юн Сок Ёля стремится к укреплению публичной дипломатии, а также активному участию Кореи в решении глобальных проблем. Р.Р. Калинин (МГУ им. М.В. Ломоносова) рассмотрел программу РК по развитию космоса с точки зрения международной безопасности. В ближайших планах Южной Кореи — создание группировки разведывательных спутников, разработка национальной навигационной системы к 2035 г. Кроме того, Южная Корея активно включается в систему космической безопасности США, что требует дальнейшего рассмотрения влияния космической программы страны на международную безопасность.
11 Не только укрепление военно-политического союза с США, но и ИТС направлена против КНР, поэтому докладчики уделили внимание и отношениям Китая с РК и КНДР. Н.с., доцент МГИМО А.А. Киреева отмечает, что перед Южной Кореей традиционно стоит дилемма выработки политики по отношению к КНР: как продемонстрировать приверженность альянсу с США и при этом не испортить отношения с Китаем. Администрация Юн Сок Ёля, участвуя в различных американских форматах в Индо-Тихоокеанском регионе, сохраняет достаточно осторожную политику в отношении Китая и избегает принятия резких антикитайских мер. В.н.с. ЦКИ ИКСА РАН к.и.н. К.В. Асмолов предложил прогноз развития китайско-корейских отношений и отметил, что в отношениях Пхеньяна и Пекина продолжает использоваться риторика дружбы, «скрепленной кровью», и даже если КНДР проведёт ядерное испытание, это вряд ли станет поводом для существенного охлаждения отношений, особенно на фоне приостановки ДСНВ-3. Сеул же старается воздерживаться от прямых антикитайских действий и заявлений, однако курс на стратегический альянс с США неизбежно приведет к ухудшению отношений между КНР и РК. Вопрос лишь в том, как резко будет происходить это ухудшение.
12 Профессор СПбГУ д.и.н. С.О. Курбанов, обратившись к истории северокорейской политической культуры, рассказал о формировании идей социализма в КНДР в середине 1950х гг. Для жителей села издавались ежегодные справочные издания, такие как «Календарные книги». В них, в частности, уделялось немалое внимание различным датам, связанным с построением социализма в странах Европы и Азии. Издавая подобные справочные издания, власти Северной Кореи, очевидно, пытались убедить свое население в верности выбора социалистического пути развития и в том, что КНДР может получить помощь от социалистических стран.
13 Второй день конференции открылся пленарными заседаниями по экономическим вопросам. Большое внимание исследователи уделили вопросам внешнеэкономической деятельности РК. Доцент ИГУ к.и.н. И.В. Олейников в своем докладе осветил текущее состояние торговых отношений Иркутской области и РК, отметив, что южнокорейские товары пользуются большой популярностью у населения. Основными статьями импорта из Республики Корея являются косметические средства, оборудование, продукция химической промышленности, транспорт и запчасти, в то время как основной статьей экспорта является сырье. Основными проблемами в экономическом сотрудничестве области с РК являются политика федерального центра, сложная политическая ситуация Иркутской области, географический фактор. В последнее время к этому списку добавились отрицательное влияние пандемии, негативные тенденции в мировой политике и т.д.
14 О научно-техническом сотрудничестве РК и РФ и влиянии американского фактора рассказал В.Е. Грудев (Министерство инвестиционной политики Сахалинской области), отметив, что в 1990х гг. у сторон были большие взаимные ожидания, так как их экономики дополняли друг друга, однако не было учтено негативное влияние США на научно-техническое сотрудничество между Москвой и Сеулом. Автор отметил, что необходимо рассматривать не только экономическое и политическое, но и технологическое влияние, так как ни у РК, ни у РФ нет полноты технологического суверенитета. Преподаватель НИУ ВШЭ Н.Ю. Пасько продолжила тему российско-южнокорейского сотрудничества и рассказала о текущем состоянии торговли между странами в условиях санкций. Исследовательница выделила следующие проблемы, стоящие перед южнокорейским бизнесом при работе с РФ: каналы оплаты, логистика и страхование. Докладчица сделала вывод, что есть перспективы восстановления торговых отношений между странами при эффективном диалоге с бизнесом, которому будут даваться разъяснения относительно санкций и путей безопасного для них контакта с РФ. О перспективах сотрудничества между Таиландом и РК в контексте «зеленых» моделей развития рассказал н.с. Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН Г.Н. Кучеренко, отметив, что выбранная Таиландом экономическая модель BCG с акцентом на повышении уровня жизни населения, развитии сельского хозяйства, медицины, туризма и биоэнергетики и южнокорейский «новый зеленый курс» могут стать основной для дальнейшего экологического сотрудничества между странами.
15 Второе пленарное заседание было посвящено вопросам экономического развития Южной Кореи. Доцент ДВФУ к.и.н. В.С. Акуленко в своем докладе раскрыл тему формирования новых мест компактного проживания корёин в РК на примере Ансона и Кёнджу. Важными факторами формирования «корёин маыль» исследователь назвал наличие компаний по найму работников, а также достаточное количество заинтересованных в них предприятий и недорогое жилье с инфраструктурой, необходимой для семей с детьми. Из проблем автор отметил слабую самоорганизацию и отсутствие образовательных учреждений и систем для интеграции мигрантов в южнокорейское общество. Н.с. ЦКИ ИКСА РАН А.Г. Зуева рассказала о современных проблемах энергетической политики в РК, отметив необходимость создания сбалансированной и последовательной политики с диверсификацией источников энергии. Высокая стоимость форсированного энергоперехода может усугубить уже существующую проблему неравенства в обществе, а гонка за углеродной нейтральностью может негативно сказаться на социально-экономическом благополучии населения.
16 В своем докладе «Стратегия цифровой трансформации в промышленности Республики Корея (2019–2024) на примере “Хёндэ Моторс”» советник научного руководителя НИУ ВШЭ к.филол.н. В.В. Вишнякова подробно рассказала о планах компании по внедрению информационных технологий в бизнес и выпускаемые продукты. Цифровая трансформация компании фокусируется на клиентах, анализируя большие данные об их поведении и ожиданиях, а также подстраивая рынок и стратегию развития под потребности пользователей.
17 Руководитель ЦКИ ИКСА РАН к.э.н. В.Г. Самсонова осветила текущие тенденции развития рынка труда РК. Несмотря на сокращение безработицы в 2022 г., в стране сохраняются ключевые проблемы: дисбаланс рынка труда, дискриминация трудоустроенных женщин и молодежи. Из-за нехватки средств к существованию пенсионеры также вынуждены искать себе заработок. Доклад с.н.с. ЦКИ ИКСА РАН Л.И. Семиной был посвящен проблемам медицинского страхования в РК. Исследовательница отметила, что несмотря на доказанную эффективность существующей системы даже в условиях ковидного кризиса, без реформ ее ожидает финансовый коллапс к 2029 г. При этом проблема стареющего населения и демографическая ситуация в стране приводят к увеличению расходов и сокращению доходов национального страхования.
18 Пленарное заседание по вопросам истории и культуры открыл доклад доцента МГИМО к.э.н. А.Ф. Синяковой, которая представила результаты исследования трансформации школьного курса «Мораль» в РК с 1950х гг. по настоящее время. Содержание курса тесно связано с политической и социально-экономической ситуацией в Южной Корее и предлагает школьникам усвоить ценности, актуальные на тот или иной период времени: от значения участия в послевоенном восстановлении и модернизации страны на ранних этапах до развития в себе самостоятельности, уважения к собственным потребностям и эмоциям и способности к самостоятельной оценке отношений с другими людьми, обществом и природой на современном этапе. Социальную тему затем развила преподаватель НИУ ВШЭ М.Д. Пак, которая представила доклад о мерах по поддержке пожилого населения в РК, в частности, о системе пенсий, ее размере и охвате. Несмотря на попытки государства при помощи пенсионных реформ снизить уровень бедности пожилых людей, проблема остаётся актуальной на фоне сокращения трудоспособного населения.
19 Группу докладов по вопросам развития корейской культуры открыла доцент НИУ ВШЭ кандидат искусствоведения Е.А. Хохлова с выступлением на тему «Фарфоровые вазы тальханари: из кухонной утвари в символ корейской культуры». С 1950х гг. в РК последовательно проводились исследования «лунных ваз», возрождалась технология их создания и реализовывалась политика по превращению их в один из символов национальной культуры. С 2000х гг. образ тальханари активно используется и современными южнокорейскими художниками. Доцент НИУ ВШЭ к.и.н. Ж.Г. Сон представила доклад, в котором дала оценку влияния мягкой силы России на Республику Корея. По мнению исследовательницы, создание необходимых институтов и концептуальное оформление публичной дипломатии тем не менее не привели к значительному росту мягкой силы РФ в РК. Занимая оборонительную позицию, продолжая продвижение в основном классической культуры и ориентируясь на микроаудитории, Москва не до конца реализует свой потенциал, и ей могло бы помочь изучение южнокорейского опыта модернизации методов публичной дипломатии, а также задействование иных каналов продвижения собственной мягкой силы. В то же время Республика Корея находит все новые способы распространения своего культурного контента и методов его производства. Тому, как это проявляется в музыкальной индустрии, свой доклад посвятила независимая исследовательница О.В. Лазарева. Крупнейшие корпорации в сфере развлечений в настоящее время стремятся диверсифицировать источники получения дохода и за счет прямого взаимодействия с зарубежными компаниями и снижения зависимости от корейских звезд — либо же за счет предоставления своих программ подготовки исполнителей другим странам, в частности, Саудовской Аравии. Впрочем, попытки корпораций выйти за пределы жанра или трансформировать его сталкиваются с критикой как со стороны поклонников, так и со стороны менее заинтересованной аудитории.
20 Заведующая кафедрой корееведения ДВФУ к.и.н. Е.М Ермолаева в докладе «Христианский фактор в политической жизни РК после освобождения (1945–1960 гг.)» отметила, что до войны большая часть христиан концентрировалась на севере Кореи, а после стала заметна тенденция их переселения на юг, где они стали символом антикоммунизма. Тем временем в южной части полуострова с приходом американцев христиане стали занимать высокие должности и получили большое влияние. Так христианская община в РК объединила идеи антикоммунизма и демократии, а также стала связующим звеном с Западом. О диаспоре этнических корейцев в Казахстане и ее особенностях рассказал Е.А. Ефремов (КазНУ им. Аль-Фараби), предоставивший результаты полевых исследований и опросов. Можно отметить, что корейская диаспора в Казахстане оценивает свое положение оптимистически, наблюдается высокий уровень интеграции и ассимиляции.
21 Доцент МГЛУ кандидат культурологии М.Е. Осетрова представила результаты исследования северокорейских объектов, включенных в список мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Исследовательница отметила, что три из четырех объектов совпадают с южнокорейскими и регистрировались сразу после РК. Основной целью работы КНДР по включению северокорейских объектов в данный список автор называет культурную политику государства, доступ к мировому опыту управления, укрепление имиджа — в том числе в глазах северокорейских граждан.
22 Завершающий доклад к.и.н. Д.А. Самсонова был посвящен культурной политике КНДР в 2010е гг. и творчеству ансамбля «Моранбон». Автор отметил, что музыкальный процесс в КНДР контролируется государством, и творчество «Моранбон» было призвано выразить оптимизм и стать символом наступления новой эпохи.
23 Каждая из проведенных секций завершилась живой дискуссией, в ходе которой исследователи смогли обменяться мнениями по наиболее животрепещущим вопросам, а также ответить на вопросы слушателей. Особый интерес в этом году вызвали перспективы оздоровления обстановки на Корейском полуострове, эффективность санкционного режима в отношении КНДР, а также возможности адаптации к российским условиям южнокорейских стратегий по продвижению национальной культуры.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести