Участие военно-промышленного комплекса Китая в реализации государственного плана «Сделано в Китае — 2025»
Участие военно-промышленного комплекса Китая в реализации государственного плана «Сделано в Китае — 2025»
Аннотация
Код статьи
S013128120025262-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Заморин Владимир Анатольевич 
Должность: Специалист в области внешнеэкономической деятельности
Аффилиация: Нет
Выпуск
Страницы
105-121
Аннотация

В статье рассматривается содержание и движущие силы плана «Сделано в Китае — 2025», принятого Госсоветом КНР в 2015 г., исследуются ключевые цели плана и основные факторы, влияющие на его осуществление, раскрываются сферы и этапы развития технологической базы промышленности. Показано состояние участия военно-промышленных корпораций в процессе реализации плана «Сделано в Китае — 2025», приведены примеры конкретных достижений промышленных и технологических лидеров в конкурентной борьбе с развитыми странами на международных рынках. В статье приводятся доказательства того, как военно-гражданская интеграция, проводимая под руководством председателя КНР Си Цзиньпина, привела к ускорению технологического развития как гражданской, так и оборонной промышленности КНР и служит важным импульсом развития промышленного производства в Китае. Рассматриваются особенности реализации плана по десяти основным направлениям, таким как робототехника, авиационная и космическая промышленность, судостроение, информационные технологии, железнодорожный транспорт, отрасли, связанные с энергосбережением, биотехнологиями, медициной и др. Также предлагается анализ причин достижений китайских корпораций, а также возможностей дальнейшего роста. В статье освещаются вопросы конкурентной борьбы китайских производителей с американскими компаниями, использование санкций в отношении китайских корпораций, а также различия в подходах России и США к сотрудничеству с Китаем, приводятся некоторые оценки перспектив мирового промышленного и технологического лидерства КНР, делается вывод о высокой вероятности выполнения китайскими промышленниками задач плана «Сделано в Китае — 2025».

Ключевые слова
«Сделано в Китае — 2025», промышленное развитие, технологии, технологическое отставание, военно-гражданская интеграция, продукция двойного назначения, информационная и экономическая безопасность
Классификатор
Получено
30.11.2022
Дата публикации
06.06.2023
Всего подписок
16
Всего просмотров
367
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

Развитие гражданской и оборонной промышленности

2 Длительное время в нашей стране китайские товары ассоциировалось с дешевой или некачественной продукцией. Сегодня такое представление устарело и не соответствует действительности. Произошло это благодаря принятию китайским руководством курса на повышение качества продукции, в результате чего изменилось отношение к китайской продукции на международных рынках.
3 В этой связи внимания заслуживает реализуемый в КНР с 2015 г. план «Сделано в Китае — 2025» (MIC 2025) (далее — План), нацеленный на глубокую модернизацию обрабатывающей промышленности и превращение КНР в инновационную высокотехнологичную сверхдержаву1. План изначально был разделен на три этапа, продолжительность каждого — десять лет. На первом этапе (2015−2025 гг.) Китай ставит целью выйти на уровень государств с развитой экономикой и технологиями; на втором (2025−2035 гг.) — достичь среднего уровня производства, сопоставимого с лидерами, что позволит принимать участие в мировых производственных цепочках; на третьем (2036−2049 гг.) — опираясь на достигнутые успехи, выйти на уровень мировой державы. План аккумулировал государственные и частные инвестиции в размере 300 млрд долларов. Главной цели планируется достичь к 2049 г., то есть к 100-летию образования КНР. По мере реализации правительство скорректировало План, добавив задачу вхождения ведущих китайских брендов в первую сотню мировых лидеров. С 2015 г. началась реформа оборонной промышленности, очередной этап интеграции гражданского и военного секторов экономики, а также реформирование Народно-освободительной армии Китая. В соответствии с Национальной военной стратегией 2015 г. и с учетом Плана под личным руководством Си Цзиньпина была создана Центральная комиссия по развитию военно-гражданской интеграции и реализован переход от предприятий ВПК, принадлежащих государству, к смешанной форме участия, повышен уровень секьюритизации, внедрена система предоставления акций предприятий ВПК их служащим (доля участия работников повышена до 30 %, государства — сокращена до уровня не менее 34 % акций)2. Были созданы условия для дальнейшего решения проблемы реформирования госсектора, а также взаимного использования достижений военной и гражданской промышленности. В частности, было законодательно разрешено использование капитала гражданских компаний при разработке военной продукции, разрешен допуск военных технологий в гражданский сектор. В 2017 г. Минобороны Китая рассекретило свыше 3 000 патентов, связанных с технологиями двойного назначения, 2 346 из которых были опубликованы3. Таким образом, с 2015 г. план качественного роста китайской промышленности «Сделано в Китае — 2025» и реформирование ВПК стали тесно взаимосвязаны. В этих условиях корпорации ВПК Китая успешно сочетают задачи конверсии, развития технологий, внедрения информационных технологий по образцу западных стран и переоснащения гражданского сектора промышленности. Если еще в 1990е гг. Китай имел наиболее развитую военную промышленность среди развивающихся государств и колоссальное отставание от стран НАТО, СССР и ряда восточно-европейских государств, то уже к концу первого десятилетия XXI в., благодаря конверсии, быстрому развитию и благоприятным внутренним и внешним факторам, оборонная промышленность Китая уверенно сократила отставание от лидеров и вошла в пятерку лидирующих государств-производителей вооружений. Важно, что при этом китайские производители строят независимую технологическую и материальную базу. После 1979 г. гражданская промышленность Китая стала мировой фабрикой. На современном этапе в целях перевода промышленности на новый технологический уровень в рамках плана «Сделано в Китае — 2025» были учтены относительные преимущества Китая: стоимость рабочей силы, огромный внутренний рынок, быстрое увеличение спроса, потребность в динамичном долгосрочном развитии, значительные людские ресурсы, а также недостатки: низкое качество продукции, отсутствие конкуренции по качеству, ограниченность ресурсов, отсутствие систематических инвестиций в инновации, громоздкая структура госсектора, отсутствие транснациональных корпораций. Трансформация «промышленно большого» Китая в «промышленно сильный» осуществляется за счет технологий и «умного производства». Так, в 2015 г. вступил в силу Закон о государственной поддержке инноваций, технической реконструкции, адресных инвестиций и реформировании учебных заведений с учетом современных технологий.
1. Мяо Вэй. Пять крупных проектов «Сделано в Китае — 2025». Доклад министра промышленности и информатизации КНР на Международной конференции по интеллектуальному производству. 13.05.2015, Пекин, 2015 // Жэньминь Жибао. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015–05/16/content_35587657.htm (дата обращения: 15.09.2020).

2. Муромцева З.А., Шао Жань. Государственные предприятия КНР: реформы и развитие /отв. ред. В.И. Шабалин. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2017. 192 с.

3. 中国军民融合发展研究报告2018–2020 (Доклад об исследованиях развития военно-гражданской интеграции в Китае 2018–2020) // 新时代学刊2019, 第二期.
4 Развитие гражданской и оборонной промышленности также обусловлено подготовкой китайских научных и инженерно-технических кадров в странах Запада (в основном в США, в период с 2010 по 2020 гг. количество китайских студентов в США достигало уровня 100 тыс. человек) и активным использованием Китаем членства в ВТО для научно-технического сотрудничества с развитыми странами и получения доступа к новейшим технологиям. Пекину удалось перенять передовую систему промышленных стандартов, специфику отраслевого развития, получить доступ к западным промышленным цепочкам и инновационным направлениям. На основе полученного опыта Китай принял ряд государственных программ развития прикладных исследований, технологий, инноваций, искусственного интеллекта и далее, на этапе 2015–2020 гг. увеличивал финансирование науки на 6–8 % ежегодно. Важным фактором, позволившим ускорить модернизацию китайского ВПК и его участие в реализации Плана, стала политика государственно-частного партнерства финансирования науки (30 % — государство и около 70 % — частные высокотехнологичные компании).
5 Для реализации плана «Сделано в Китае — 2025» в период с 2015 по 2025 гг. сделан упор на внедрении цифровых сетевых технологий в производство, большие объемы данных, интеграцию сетей и интеллектуализацию процессов, запланирована трансформация промышленности в 10 направлениях. В 2023 г. цели Плана не только не воспринимаются как утопия, но и постоянно получают новые подтверждения своей состоятельности. Специалистами отмечаются заметные для международных рынков достижения компаний Huawei, Xiaomi, Hisense и других, и их активное участие в борьбе за технологическое лидерство. По результатам 13й пятилетки (2016–2020 гг.) и в соответствии с 14-м пятилетним планом на 2021–2025 гг. власти заострили внимание на обеспечении внутренней и внешней безопасности и предприняли меры по расширению и углублению военно-гражданской промышленной интеграции4. Как показала практика 2015–2019 гг., сразу по нескольким отраслям ведущую роль играют военно-промышленные компании.
4. Каменнов П.Б. Военно-гражданская интеграция в КНР на современном этапе: достижения и проблемы // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 5. C. 119–131.
6

Цели и ход реализации 10 основных направлений плана «Сделано в Китае — 2025»

7

Робототехника

8 Автоматизированные робототехнические комплексы в Китае должны удовлетворить до 70 % внутрикитайского спроса. Китайские компании, производящие модели роботов следующего поколения, должны войти в пятерку крупнейших в мире. Качественное изменение китайского рынка труда, рост доходов и развитие технологий ускорили вытеснение неквалифицированной рабочей силы машинами и роботами. Это стало следствием длительного экономического подъема, регулярного повышения заработной платы, удорожания рабочей силы и снижения конкурентоспособности китайских товаров. Сказалась и проблема демографии: работоспособное население в возрасте с 16 до 64 лет сокращалось в Китае с 2015 по 2020 гг. в среднем на 5 млн человек ежегодно5. Еще в 2013 г. за счет импорта и заимствования китайский рынок промышленных роботов вышел на первое место в мире. В 2014 г. этот показатель вырос более чем на 50 %, достигнув уровня 57 тыс. роботов, что на тот момент составляло одну четвертую всего мирового объема использования робототехники в промышленности. Специалистами отмечается, что если мировой рынок робототехники с 2015 по 2019 гг. рос не менее чем на 20 % ежегодно, то в Китае этот показатель в 2018–2019 гг. составил от 20 до 25 % в год. Больше всего роботы используются в производстве электронной техники и автомобилей, четверть роботов для этих отраслей производится внутри страны. К концу 2025 г. планируется повысить уровень роботизации в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлой пятилетки, а именно увеличить число промышленных роботов до 150 штук/комплектов на 10 тыс. рабочих мест, однако с учетом мирового спада в экономике этот показатель будет достигнут позднее. При этом роботизация промышленности развивается в большой степени за счет заимствования. Так, в 2010 и 2016 гг. китайские компании купили мировых лидеров в области роботизации производства — производителя легковых автомобилей Volvo и производителя промышленных роботов Kuka. Специалисты называют эти сделки классическими: китайцы предоставляют предприятиям автономность управления производством, но получают допуск к технологиям и инновациям. В самом Китае процесс роботизации производства становится повсеместным. Например, на заводе электронных компонентов Everwin Precision Technology в Шэньчжэне из 650 рабочих мест в результате роботизации осталось лишь 30 операторов на 10 автоматизированных конвейеров, а персонал из 62 человек обслуживает парк роботов до 1 000 единиц, таким образом, автоматизация производства составила 80 %. К 2020 г. Китай приблизился к лидирующим производителям промышленных роботов, захватив более 30 % глобального рынка, что составило более 88 тыс. единиц роботов в год. Вместе с тем, с учетом масштабов, национальной экономике потребуется много усилий, чтобы достичь заметных изменений в роботизации. В настоящее время в Китае сосредоточено производство около 180 тыс. промышленных роботов ежегодно, что составляет около 25 % мирового производства. Создаются новые опытные линии, где роботы производят роботов, а продукцию производят заводы-автоматы. Тем не менее, если в среднем в мире на 10 тыс. работников внедрено 76 роботов и автоматизированных станков или машин, то в КНР только 71. Пока Китай не способен приблизиться к уровню роботизации Японии и Германии, где на 10 тыс. рабочих внедрено 318 и 311 роботов соответственно, а лидерами в этой сфере являются Сингапур и Южная Корея, использующие в промышленном производстве рекордные 483 и 637 единиц робототехники. В военной промышленности роботизация наиболее широко представлена в производстве стрелкового оружия и электронных средств, развивается применение роботов в прикладных разработках и исследованиях. Все больше производителей ПВН участвует в производстве экзоскелетов, беспилотных средств, подвижных роботов специального назначения, роботов-саперов, автономных средств поражения, многосредных роботизированных платформ, а также роботов для производства бронетехники, электроники, химических и медицинских препаратов, роботов для экстремальных сред, спасательных операций и др.
5. 中国统计摘要—2020 (Статистический сборник Китая—2020). 北京: 统计出版社, 2020 年. 第26页.
9

Информационные технологии

10 Объектом развития информационных технологий является переход к применению в промышленности дизайнерских технологий 14–20 нанометров. Китайское оборудование и средства мобильной связи должны завоевать 80 % китайского рынка и 40 % — международного. Для развития информационных технологий Китай ежегодно направляет инвестиции в разработку и производство аппаратного обеспечения в размере от 30 до 36 млрд долл. Лидером рынка IT-технологий является корпорация China Tower — ключевой акционер трех крупнейших операторов: China Mobile, где ей принадлежит 38 % акций, а также China Unicom и China Telecom с пакетами акций в размере 28 % в каждом. Количество пользователей сети China Mobile в 2016 г. превысило показатели бывших лидеров мирового рынка сотовой связи Vodafone Европы и американской компании AT&T, а количество мобильных абонентов China Mobile в 2024 г. может превысить один миллиард. Лидером в области предоставления интернет-услуг в Китае является основанная в 1997 г. компания Tencent. Она владеет системами обмена сообщениями QQ и WeChat, используемыми в стране для предоставления населению широкого комплекса услуг, включая платежи, госуслуги, торговлю, финансовый рынок и др. Компания пользуется доверием населения и имеет капитализацию свыше 111 млрд долл. Учитывая важность IT-технологий для безопасности страны, в Китае в рамках плана «Сделано в Китае — 2025» наращиваются объемы по созданию закрытых, защищенных, автоматизированных и смешанных сетей связи и информации. Автоматизация военных сетей и производство электронной продукции военного назначения осуществляются при помощи разработок НИИ Корпорации электронной науки и техники Китая (China Electronics Technology Group Corporation, CETC). Большое внимание уделено участию в мировом процессе стандартизации отрасли и в продвижении флагманского продукта рынка телекоммуникаций — сетей 5G. Вместе с тем, китайские компании признают превосходство США по охвату мирового рынка: «Интернет-индустрия eBay — это акула в океане, а мы — крокодил в реке Янцзы. Если мы будем сражаться в океане, то мы проиграем…». В этой связи Пекин осуществляет комплексную защиту внутреннего телекоммуникационного сектора. Так, внутренний интернет защищен китайским файрволом «Золотой щит», в стране запрещены Google, Facebook, Instagram, ограничено использование Twitter, WhatsApp и др. Капитализация таких компаний и корпораций внутри Китая практически равна нулю. Принимаются также меры по укреплению общественной безопасности IT-сферы. В соответствии с Планом создания системы социального кредитования (2014–2020), принятым Госсоветом КНР в июне 2014 г. и активно реализуемым в настоящее время, каждая компания и каждый житель в Китае могут отслеживаться и оцениваться глобальной системой в режиме реального времени, а в банках рейтинг доверия физлиц привязан к внутреннему паспорту, связанному с указанной системой. Обладатели высокого рейтинга могут пользоваться социальными и экономическими льготами, а тем, у кого низкий рейтинг, приходится испытывать ограничения6. Китайский аналог Google Baidu является четвертой по величине поисковой системой в мире и обрабатывает около 83 % запросов в китайском интернете. В новых смартфонах изначально устанавливаются исключительно китайские сервисы — нет ни Google Play, ни Gmail. Отсутствие иностранных конкурентов позволяет государству контролировать развитие IT-сектора, выступать гарантом общественной безопасности и в то же время собственными силами создавать конкурентоспособные на международном рынке промышленные компании. В качестве примера можно вспомнить ход становления всемирно известной корпорации Huawei, которую в 1987 г. основал инженер, старший офицер инженерно-строительных войск и делегат XII съезда КПК (1982 г.) Жэнь Чжэнфэй. Компания вначале сконцентрировалась на производстве телекоммуникационного оборудования. В 1994 г. Жэнь заявил, что «государство без промышленного производства оборудования — все равно, что государство без армии». За три года Huawei вышла на международный рынок, первый телефон компания выпустила в 2004 г., а смартфон — в 2010 г. Сегодня флагманские модели Huawei входят в премиум-сегмент мобильных средств связи, а компания занимает третье место среди мировых производителей смартфонов, уступая только Apple и Samsung7. Кроме того, к пятерке крупнейших производителей приближаются китайские Oppo и Vivo. Последующие строчки в рейтингах тоже занимают китайские компании, а в первой десятке их уже половина. Покорение вершины они начали с внутреннего рынка, где в 2018–2019 гг. американская Apple была смещена китайским производителем, популярным и в России, — компанией Xiaomi. Залогом нового успеха стало превращение из «фабрики IT-товаров» в «производителя знаний». За период после 2010 г. численность исследователей и ученых в Китае выросла практически в три раза и составила 3,7 млн человек, девять китайских ВУЗов включены в список ста лучших университетов мира. Китай 10 лет подряд возглавляет рейтинг Всемирной организации интеллектуальной собственности по количеству зарегистрированных открытий и запатентованных знаний. В КНР подают в два раза больше заявок на регистрацию патентов, чем в США. В начале 2020 г. Китай вышел на 4 место в мире по развитию IT-индустрии.8
6. 国务院关于印发社会信用体系建设 规划纲要(2014–2020年)的通知 国发〔2014〕21号 (План создания системы социального кредитования (2014–2020)). 中華人民共和國國務院.URL: http:/www.gov/cn (дата обращения: 25.06.2022).

7. Huawei Releases 2021 Annual Report: Solid Operations, Investing in the Future // Huawei.com. URL: https://www.huawei.com/en/news/2022/3/huawei-annual-report-2021 (дата обращения: 25.06.2022).

8. 中国IT产业世界第四 (IT-индустрия Китая четвертая в мире) // 白家号. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1629570074070834644&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 06.04.2022).
11

Интегральные схемы

12 К 2030 г. несколько разработчиков микросхем Китая должны войти в список мировых лидеров9. Хотя на китайском рынке реализуется свыше половины мирового производства микросхем, процент продукции с отметкой «Made in China» невелик и только начинает расти. Так, на продукцию компании Xiaomi повсеместно отмечается повышенный спрос, но только в третьем поколении ее смартфонов стали устанавливаться чипы пекинской компании Spreadtrum Communications. Китайские власти оказали поддержку отрасли путем финансирования и смягчения налогообложения. По оценкам экспертов, финансовая поддержка производителей интегральных схем внутри страны в совокупном объеме достигла к концу 2022 г. 20 млрд долл. Новое поколение процессоров Kirin 970 от Huawei является первым в мире нейроморфным процессором, способным работать с нейронными сетями. Компания Xiaomi вышла в мировые лидеры как производитель «умных» товаров, способных синхронизироваться со средствами управления, телефонами и другими устройствами. За период с 2020 г. китайские производители чипов увеличили свою долю на мировом рынке с 10 до 14 %. Чипы разрабатывают свыше 1 500 компаний, что в два с половиной раза больше, чем в 2015 г. За то же время на Тайване количество таких компаний не изменилось (всего около 100). За счет Китая в Азии наблюдается рост производства и потребления современных чипов и электронных компонентов, тогда как в США — снижение.
9. 中华人民共和国国民经济和社会发展第十四个五年规划和2035年远景目标纲要 (Основные положения Четырнадцатого пятилетнего плана национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики и долгосрочные цели на 2035 год) // 中華人民共和國國務院. URL: http:/www.gov/cn (дата обращения: 25.06.2022).
13

Полупроводники

14 Госсовет КНР поставил перед полупроводниковой промышленностью цель создать к 2030 г. новую технологическую базу и обеспечить рост производства до 305 млрд долл., что позволит удовлетворить внутренний спрос на полупроводники на 80 %. Здесь Китай сталкивается с наибольшей конкуренцией. В силу международного разделения труда глобальный процесс проектирования по-прежнему сосредоточен в США и Южной Корее (например, Integrated Device Manufacturers, IDM, Fabless production), а работы по изготовлению, тестированию и сборке (Foundries Outsourced Semiconductor Assembly and Test, OSAT) сосредоточены в Азии, в том числе в Китае. За счет инвестиций и большого рынка вопрос захвата «командной полупроводниковой высоты» — вопрос времени, даже несмотря на американские запреты и санкции. В частности, игнорируют запреты японцы из Spansion, которые научили китайцев выпускать многослойную флеш-память 3D NAND, строить заводы микросборки и тестировать микроэлементы без участия человека. Израильская TowerJazz стала инвестором и источником технологий для китайской компании Tacoma Semiconductor Technology. Китайские компании имеют совместные предприятия с крупнейшими производителями и разработчиками электронных компонентов — Global Foundries, AMD, Qualcomm и многими другими. На территории Китая функционируют производственные площадки тайваньских разработчиков — Powerchip Technology Corp, United Microelectronics Corp. и TSMC. Кроме того, Пекин обязует производителей размещать заводы в Китае, выделяет субсидии, а тем, кто отказывается, угрожает запретом на закупки их продукции под предлогом обеспечения кибербезопасности. Компании Qualcomm, долгое время боровшейся с властями Китая, пришлось выплатить штраф в 1 млрд долл., понести большие убытки и в итоге все равно локализовать производство в китайской провинции Гуйчжоу. В области технологий накопителей данных, например технологии 3D NAND, Пекин сосредоточил усилия на госкомпании Tsinghua Unigroup Ltd., которая инвестировала в строительство фабрик свыше 24 млрд долл. и планирует к 2025 г. обеспечить 70 % потребностей китайской промышленности в полупроводниковой продукции. Сфера производства полупроводников в Китае также представлена продукцией Корпорации электронной науки и техники Китая China Electronics Technology Group Corporation (CETC). НИИ корпорации разрабатывают гражданскую и военную электронную продукцию с использованием чипов и другой элементной базы только китайского производства, упор делается на производстве продукции военного назначения. Доходы корпорации значительно выросли после того, как в 2018 г. ее полупроводники и электронная компонентная база стали массово поставляться за рубеж, в том числе и в Россию.
15

Влияние санкций США

16 В целом ситуация в IT-сфере осложнена санкциями Вашингтона, которые отчасти заставили Пекин прибегнуть к политике заимствования иностранных технологий. Санкции неоднократно дополнялись и расширялись из-за обвинений в связях торговых организаций с ВПК Китая. В 1990е гг. Вашингтон ввел эмбарго на поставки оружия Китаю и запрет на запуск космических спутников с территории США. Одновременно администрация Б. Клинтона предложила Пентагону покупать электронику на мировом рынке. В итоге в 2011 г. в США разразился скандал, когда американская военная техника оказалась начинена китайской электроникой. Конгресс запретил NASA осуществлять работы совместно с китайскими компаниями. В 2013 г. Вашингтон запретил госучреждениям закупать продукцию и технологии, в частности, у компаний Huawei и ZTE. Ограничения дали обратный эффект и привели к дальнейшему развитию оборонной и аэрокосмической отраслей в Китае. Китайский бизнес пытался купить американских производителей чипов, однако власти США не одобрили миллиардные сделки. Так, администрация Б. Обамы в 2016 г. заблокировала покупку китайским Fujian Grand Chip Investment Fund полупроводников Aixtron. За США последовали Тайвань, Канада, ряд европейских стран, а затем Южная Корея и Япония. В итоге США удалось сформировать целый антикитайский технологический фронт10. В 2020 г. США установили ограничения против крупнейшей в Китае полупроводниковой компании SMIC. Американским компаниям запрещено сотрудничество с ней якобы из-за ее деятельности в интересах МНО КНР. Всего на 1 января 2021 г. в черный список США попали 275 китайских компаний. Новые запреты «затрагивают саму основу способности Китая быть автономным в области технологий». Двусторонние торговые войны распространились на сферу технологий, но не смогли остановить рост Китая в области производства полупроводников.
10. Белая книга о шести фактах торгово-экономических отношений между Китаем и США // Жэньминь Жибао. 25.09.2018. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2018/0925/c31521–9503167.html (дата обращения: 18.07.2020).
17

Авиационная и ракетно-космическая промышленность

18 По поставкам коммерческих самолетов китайский авиапром рассчитывает на 10 % китайского и международного рынка, а в области турбовинтовых региональных самолетов — до 20 % мирового рынка. Данная отрасль, как и IT-сфера, в КНР получила развитие за счет сотрудничества с западными странами, совместных предприятий, дополнительной подготовки кадров, прямой покупки высокотехнологичных активов. Китайская корпорация авиационной промышленности с ограниченной ответственностью (АВИК) (The Aviation Industry Corporation of China, Ltd., AVIC) в рамках Плана предстала отраслеобразующей корпорацией по созданию конкурентоспособных конечных продуктов в области авиастроения. Был разработан и сдан в серийное производство и эксплуатацию ближнемагистральный реактивный самолет ARJ21. Новым прорывом стал проект среднемагистрального самолета С. 919. В рамках проекта АВИК создала 16 совместных предприятий, внедрила свыше 6 тыс. патентов и технологий по 20 специальностям в 5 секторах авиастроения. Самолет сдан в эксплуатацию в 2017 г. и в настоящее время имеет около 30 китайских и иностранных заказчиков. Поставка самолетов в авиакомпании осуществляется с 2022 г., в кооперации по производству C. 919 участвуют свыше 200 предприятий из 22 провинций11. Важно отметить, что на базе самолета С. 919 корпорацией АВИК к 2025 г. планируется создать его военные версии. По аналогичной схеме развивается другой проект Плана — широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет С. 929. Корпорация освоила производство линейки авиационных платформ военного назначения, основные из них — истребители Цзянь-16, Цзянь-20 и Цзянь-31 и военно-транспортные самолеты Юнь-8, Юнь-9 и Юнь-20. Всего корпорацией продвигается 67 проектов по созданию финальных образцов авиационной техники. Масштабная научно-производственная деятельность в интересах иностранных рынков ведется Компанией по импорту и экспорту авиационной техники CATIC. Разработаны и поставляются на экспорт: истребитель FC-20E (на базе истребителя 4-го поколения J-10), модернизированный учебно-тренировочный самолет L-15AFT (аналог Як-130), истребитель JF-17M, лёгкий истребитель FTC-2000G, средний военно-транспортный самолет Y-9E, вертолеты на базе моделей Z-9, Z-l1, Z-10 и Z-19, а также разведывательно-ударные беспилотные самолеты WL-I/ II и вертолеты серии U8AW. В авиадвигателестроении Китаю по-прежнему не удается избавиться от «порока сердца», как еще в 1960е гг. премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай назвал отставание в производстве авиационных двигателей. В 2016 г. председатель КНР Си Цзиньпин объявил о создании Китайской двигателестроительной корпорации и озвучил задачи ее создания. По мнению экспертов, к 2025 г. мы сможем увидеть результаты развития отрасли с учетом того, что 10–15-летний цикл разработки авиационного двигателя от начала проектирования до создания образца после внедрения IT-технологий может быть сокращен до 6–8 лет.
11. 何胜强: “中国航空工业 现代研究开发” (Хэ Шэнцян. Авиационная промышленность Китая. Современные исследования и освоение) // 航空知识 北京: 航空知识出版社, 2020 年. 第37–49页.
19 В области двигателестроения и газотурбостроения в Китае под руководством и при финансировании АВИК и Китайской двигателестроительной корпорации с 2015 г. реализована программа технологического реформирования. Наработки индустриального периода 1980–1990х гг. в рамках программы «863» были подвергнуты цифровизации, переводу на новую элементную базу и новые материалы.
20 В космической сфере продвижение Плана возложено на Корпорацию аэрокосмической техники CAST (ракетные технологии), Корпорацию аэрокосмической науки и техники CASC (оборудование, средства управления, связи и др.), а также Корпорацию аэрокосмической науки и промышленности Китая CASIC (производство и запуск спутников). К 2025 г. реализуется формирование спутниковой группировки на основе спутниковой навигационной системы «Бэйдоу-3», которая стремится потеснить на мировом рынке американскую GPS. В космосе развернуто свыше 60 навигационных спутников. По данным китайских источников, космическая отрасль за счет внутренних достижений и международной кооперации выросла за период с 2000 г. в 10 раз (с 32 до 318 различных спутников на орбите). Проект космического корабля стал квинтэссенцией военно-гражданской интеграции. С сентября 2020 г. успешно реализуется программа вывода на орбиту, стыковки и эксплуатации космических кораблей «Шэньчжоу». В 2022 г. после полугодовой миссии экипажа «Шэньчжоу-14» проведена его успешная замена и возвращение на Землю. Осуществляются запуски и эксплуатация орбитальных станций «Тяньгун», выполнен запуск первого в мире спутника квантовой связи. Эти проекты выполняются с опережающим графиком и с использованием собственных средств связи, навигации, телеметрии и полезной нагрузки.
21

Морское оборудование

22 В этой сфере Китай стремится занять мировое лидерство: уже сейчас до 40 % мирового рынка кораблей и до 50 % мирового рынка морского оборудования приходится на долю КНР. На этапе 2018–2020 гг. Китай превратился в крупнейшего в мире производителя морской техники различного назначения и имеет самый крупный морской флот12. Китай вышел на мировые рынки контейнеровозов, круизных лайнеров, исследовательских судов и др. С разработкой подводного батискафа «Хайдоу» Китай стал третьей в мире страной, способной вести исследования на глубинах до 10 тыс. м. Проектированием и строительством кораблей и подводных лодок занимаются 20 научно-производственных предприятий и НИИ, упор делается на разработке кораблей авианесущих группировок, подводных лодок, беспилотных кораблей, ледоколов и др. На основе технологий СССР в Китае построены ледоколы «Сюэлун1» («Снежный дракон-1») и «Сюэлун-2». Также с учетом заимствования технологий ведется строительство новых военных кораблей. Корпорации ежегодно спускают на воду свыше 10 фрегатов и эсминцев и до 6 корветов, причем эти новые корабли выполняются по технологии «стелс» и оснащены современным навигационным оборудованием, силовыми установками и вооружением. Китайская судостроительная корпорация, созданная на основе двух ранее существовавших корпораций (Корпорация тяжелого судостроения Китая — China Shipbuilding Industry Corporation, CSIC и Корпорация судостроительной промышленности Китая — China State Shipbuilding Corporation, CSSC), помимо строительства кораблей реализовала разработку нового оборудования и систем управления и связи C. 4ISR. Их установка началась с ракетных фрегатов Type 052D и подводных лодок Type 041. Совместно с аэрокосмической корпорацией CASIC осуществляется строительство для ВМС закрытых сетей, спутниковой связи и разведки.
12. How is China modernizing its Navy? // China Power. URL: http://chinapower.csis.org (дата обращения: 18.07.2020).
23

Железнодорожный транспорт

24 Китай претендует на 40 % мирового рынка в области железнодорожного транспорта и стремится стать определяющим звеном в цепочке формирования стоимости в области производства и эксплуатации ж/д транспорта во всем мире. Высокоскоростные поезда развиваются на новой технологической базе и эксплуатируются на скоростях до 350–400 км/ч. В стране они уже присутствуют в 33 из 34 провинций и связывают 556 городов. Поезд Пекин — Шанхай преодолевает расстояние в 1318 км менее чем за 4 часа. Общая длина высокоскоростных железных дорог превысила 30 тыс км, самая длинная в мире — Пекин — Гонконг составила 2 440 км. В 2012 г. отрасль была приватизирована, с 2015 г. ведется работа по завоеванию иностранных рынков, основной упор сделан на комплексном проектировании, качестве материалов, информатизации оборудования и услуг. Большим прорывом в этом плане стало участие китайских компаний в реконструкции и строительстве железных дорог в южных штатах США, в Латинской Америке, Южной Азии и Африке. В России дочернее предприятие корпорации «Поли Групп» участвует в строительстве московского метрополитена, скоростной ж/д трассы Москва — Казань — Пекин. Если китайцы смогут и дальше устоять на принципах качества и инноваций, то они будут способны уже в 2024 г. завоевать до 40 % мирового экспорта.
25

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ)

26 Китай с 2015 г. стал крупнейшим инвестором в области ВИЭ. Это произошло вопреки спаду отрасли в 2019 г. из-за пандемии коронавируса13. Доля ВИЭ в национальной структуре выработки энергии в начале 2022 г. достигла 43,5 %, увеличившись на 10,2 % по сравнению с концом 2015 г. На плановой основе ведется подключение объектов промышленности к сети ветряных и солнечных электростанций. Экологичность и простота в эксплуатации позволяют применять ВИЭ в многочисленных сложнодоступных и удаленных районах. Развиваются и экспортные поставки. В ноябре 2022 г. Китай отправил в Европу первую партию из восьми 108-метровых лопастей для ветрогенераторов14. В 2019–2020 гг. рост мощностей гидроэнергетики составил 8,54 ГВт, совокупный объем гидроэнергетических ресурсов увеличился до 352 ГВт15. Плавучие солнечные электростанции получили развитие за счет их использования в прибрежных районах морей. Новыми потребителями являются прибрежные города, военно-морские базы, объекты промышленности и сельского хозяйства, силы береговой охраны и контингенты, вновь размещенные на островах. Мировые лидеры — французская Ciel et Terre и китайская Sungrow — вместе владеют долей в 90 % всех объектов, в мире всего построено свыше 200 электростанций с их участием.
13. 2019 electricity & other energy statistics (preliminary) // China Energy Portal. URL: http://chinaenergyportal.org/en/2019-electricity-other-energy-statistics-preliminary (дата обращения: 26.08.2020).

14. 王承煦: “中国风力发电的现状及前景” (Ван Чэнсюй. Состояние и перспективы ветрогенераторов в Китае) // 中国制造研究文集。 北京: 清华大学出版社, 2022 年. 第 3 页.

15. Аналитический обзор. Инвестиции в возобновляемую энергетику: США среди лидеров // Investfuture. 08.03.2019. URL: https://investfuture.ru/articles/id/investicii-v-vozobnovlyaemuyu-energetiku-ssha-sredi-liderov (дата обращения: 26.08.2021).
27

Автомобильная промышленность

28 Автопроизводители тесно связаны с оборонной промышленностью, многие предприятия ВПК по-прежнему занимают в отрасли лидирующие позиции и активно сотрудничают с иностранцами. Например, Северной индустриальной корпорации (НОРИНКО) принадлежит один из самых крупных в Китае заводов Beifang Benchi Heavy-Duty Truck. В конце 1980х гг. этот завод позволил решить накопившуюся проблему нехватки тяжелой грузовой техники в стране, а сейчас автомобили «Бэйфан Бэньчи» (в переводе с китайского — «Северный Бенц») производятся по технологии Mercedes Benz и массово экспортируются в арабские страны, Пакистан, Нигерию, Боливию, Туркменистан, Казахстан и др. Китайцы стремительно сокращают отставание от лидеров, с этой целью они резко повысили требования по качеству и характеристикам продукции и усилили меры по экспорту. В период с 2014 по 2020 гг. в Китае произошел резкий скачок в развитии электромобильной отрасли. Государство создало благоприятные условия для покупки «зеленого транспорта» и привлекло инвестиции в совместные проекты китайских компаний с мировыми лидерами, такими как Tesla и BMW. Энергосберегающие транспортные средства местного производства должны удовлетворить минимум 50 % потребностей внутреннего рынка. Расход топлива у легковых машин не должен превышать 4 л на 100 км. Также Китай планирует обеспечить до 20 % экспорта коммерческих автомобилей мирового автопарка. Коэффициент самообеспечения ключевыми деталями внутри страны должен составить не менее 60 %. Технологический рост достигается за счет готовности внутреннего рынка, многие страны отстают и в дальнейшем смогут лишь рассчитывать на продукцию с лейблом «Сделано в Китае».
29

Производство крупногабаритного теплоэнергетического, гидроэнергетического и атомного энергетического оборудования

30 Энергооборудование с оригинальными правами на интеллектуальную собственность должно составить до 80 % рынка, а объем поставок электроэнергии — 440 млрд долл. Основу энергетики на начало 2022 г. составляют ТЭЦ — 54,5 %. На ГЭС вырабатываются 16,4 % электроэнергии, АЭС — 2,2 %, ветряных электростанциях — 13,8 %, солнечных — 12,9 %16. В соответствии с Планом, акцент сделан на ядерной энергетике и развитии потребления солнечной и ветряной энергии. Электросиловое оборудование составляет на рынках зарубежных стран серьезную конкуренцию и относит Китай к семи крупным технологичным странам мира, овладевшим технологией проектирования и создания атомных электростанций, однако развитие отрасли не соответствует статусу Китая как ядерной державы. С 2009–2010 гг. реализуются 10 проектов по строительству 28 ядерных объектов, Китай стал лидером по количеству строящихся объектов ядерной энергетики.
16. Электроэнергетика Китая // ЦДУ ТЭК. 2022.10.12. URL: http://www.cdu.ru (дата обращения: 26.08.2020).
31

Сельскохозяйственное оборудование

32 Объем промышленного производства предполагается превысить 118 млрд долл., Китай должен стать крупнейшим производителем с/х оборудования, которое должно удовлетворять 95 % внутреннего спроса. В рамках Плана реализуются меры по повышению урожайности, снижению загрязнения почв, восстановлению экосистем, обеспечению пищевой независимости от экспортных поставок, сохранению и увеличению водных и лесных ресурсов. Заметных результатов в создании новых современных образцов удалось достигнуть благодаря разработкам НИИ прикладной механизации Китайской компании точного машиностроения. Ее новые образцы с/х техники производятся с использованием военных патентов, цифровых технологий и искусственного интеллекта. План способствовал росту инвестиций, интеграции и согласованию деятельности компаний. Уровень механизации вспашки земель, посева и сбора урожая с 63 % в 2015 г. вырос до 76 % в середине 2022 г. В 2020 г. при сильном влиянии коронавирусной пандемии продажи с/х техники за рубеж сократились на 26 %, однако в 2021 и 2022 гг. был достигнут рост экспорта с/х техники на 7–9 %. Кроме того, Китай сам остается крупным рынком, емкость которого, по прогнозам, в 2020–2024 гг. вырастет на 26–28 %, в среднем на 5 % в год17.
17. The production of agricultural machinery, the Plan "Made in China — 2025" // The State Council of People Republic of China. May 12, 2016. URL:http://www.gov.cn/zhuanti/2016–05/12/content_5072758.htm (дата обращения: 28.09.2021).
33

Новые материалы

34 Произведенные в Китае новые материалы должны удовлетворять 90 % внутреннего спроса и являются «основой основ» Плана. Китай в этой сфере сталкивается с наибольшими трудностями. При ограниченности ресурсов новые материалы призваны стать источником технологического роста. Магниевые сплавы представляют наибольший интерес и используются в производстве энергосберегающих и экологически чистых машин и продукции 3C (Computer, Communication, Consumer Electronics). В сфере телефонов и мобильных устройств, вслед за iPhone или Samsung, увеличено использование магниевого сплава, что позволило новым моделям быть более тонкими и легкими. Наноматериалы представлены в таких продуктах, как наномонтажные материалы и углеродные нанотрубки, нанокерамика и нанокомпозиты, материалы ультравысокой плотности для хранения информации, проектирование и синтез нанопокрытия, разработка одноэлектронных транзисторов, нанолазеров и нановыключателей. Графен, будучи новым материалом XXI в., получил большие инвестиции в Китае, но его разработка еще требует времени. Однако уже налажено производство высокопрочного, высокомодульного углеродного волокна M40J, которое ранее импортировалось. Производство новых материалов будет расти в Китае до 20 % в год, однако выход в число мировых лидеров ожидается не ранее середины XXI в.18
18. Как в Китае развивают технологии. Сделано в Китае и патенты. Обзор // Mobile Review. URL: https://mobile-review.com/all/articles/analytics/kak-v-kitae-razvivayut-tehnologii-sdelano-v-kitae-2025-i-patenty/(дата обращения: 18.03.2023).
35

Биотехнологии и медицина

36 Объем производства медицинских изделий должен достигнуть 260 млрд долл., 85 % компонентов медоборудования должны быть местного производства. Происходит коммерциализация инновационных лекарств, включая традиционную медицину.
37 Несмотря на гигантские усилия по сохранению и развитию китайской традиционной медицины западная медицина развивается в КНР значительно быстрее. В 2015–2020 гг. в Европе и США истекли сроки многих патентов на биотехнологическую продукцию, наступил период «открытия патента», чем активно пользуются многие страны, однако в целом Китай из-за патентных барьеров вряд ли сможет заполучить существенную долю на рынке. В крупной компании биотехнологий «Шэнфа» (г. Тяньцзинь) полагают, что для изменения ситуации необходимы инновации, подготовка нового поколения биотехнологов и целевое инвестирование. Корпорация China National Pharmaceutical Group Corp. (CNPGC), известная как Sinopharm, объединила свыше 50 биофабрик и НИИ, ей разработаны и поставляются за рубеж вакцины от COVID-19 с годовым продуктом в 600 млн штук и планом роста до 1,2 млрд штук. Китайский рынок медоборудования растет на 20 % ежегодно, больше половины объема приходится на внутренний рынок. Ведется собственная разработка новых лекарств, однако отставание в области западной медицины по-прежнему сохраняется19.
19. 王可良: “国药集团五年计划发展” (Ван Кэлян. Пятилетний план развития корпорации Sinofarm) // 国医国药杂志. 2020 年. 第4期. 第29页.
38

Мнения и оценки

39 Крупномасштабные задачи и высокие цели, реализуемые в соответствии с планом «Сделано в Китае — 2025», отражают наблюдение, о котором периодически вспоминают эксперты. Китайцы сделают все возможное для достижения победы или очевидного преимущества в мирное время, но не будут доводить конфликт до неприкрытого противостояния. Упорно продвигая качество и технологии, продукты и бренды, КНР как растущая держава стремится максимально обезопасить национального производителя от неконтролируемой внешней конкуренции, а также за счет технологического роста создать условия для адекватного присутствия на мировых и региональных рынках.
40 Во всех десяти сферах, рассмотренных выше, активную роль играют компании и корпорации ВПК Китая. Участвуя в реализации Плана, эти компании создают новые продукты, ведут отбор технологий, которые могут быть использованы в военно-промышленной сфере. С другой стороны, за счет научно-технической базы ВПК повышается конкурентоспособность и качество гражданской продукции, снижается зависимость от западных технологий. Таким образом, реализуются стратегии «достижения победы в мирное время»: энергетической безопасности, технологической независимости, перехвата инициативы у западного мира. Тем самым делается попытка доказать право КНР на роль лидера.
41 Большую роль в реализации Плана сыграла реформа и модернизация вооруженных сил страны, была проведена автоматизация и цифровизация процессов управления, переоснащение воинских формирований с вооружения и военной техники 3-го поколения на ВВТ 4-го поколения. В отдельных областях современные технологии и материалы позволили приступить к созданию комплексов оружия 5-го поколения. Учитывая важность данного процесса, Управление развития вооружений ЦВС КНР реализовало политику централизованных закупок продукции двойного и военного назначения и размещения заказов на предприятиях. Подготовка соответствующих решений передана специальным комиссиям, состоящим в том числе из представителей ВПК и заказывающих управлений видов и родов войск ВС. Автоматизированы системы связи, управления и др., с 2015 г. успешно реализован механизм закупок через закрытый ресурс сети Интернет. И армия, и ВПК сумели пройти этап реформ и модернизации и выйти на новые рубежи достижения мирового лидерства к 2049 г.
42 В докладах Торговой палаты и Минкоммерции США за 2019–2021 гг. и позднее выражено беспокойство относительно роста совокупной мощи Китая, изложены свидетельства «глубоких, согласованных и непрекращающихся усилий властей КНР по реализации плана «Сделано в Китае — 2025», более того, «план создал неравные условия для коммерческой деятельности в КНР для американцев», появились «риски вынужденного раскрытия коммерческой тайны американских разработчиков китайским конкурентам»20. Американские претензии были приняты Китаем де-факто. В первой половине 2020 г. в диалоге по двусторонней торговле Китай сделал торговые уступки, согласившись увеличить закупки товаров из США на 1 трлн долл. в течение пяти лет, и тем самым ввязался в череду взаимных претензий. Тем не менее, Пекин выиграл и время, и относительно «мирные условия» для дальнейшего сокращения зависимости от США в области технологий и интеллектуальной собственности и продолжает реализовывать намеченный План.
20. China military power report 2020. US DOD, September 1, 2020 // URL: https://media.defense.gov/2020/Sep/01/2002488689 (дата обращения: 14.09.2020).
43 В целом, западное экономическое сообщество воспринимает План достаточно остро, видя в нем угрозу, поскольку он предполагает достижение самодостаточности промышленности Китая посредством замены западных технологий21. Российские предприятия высокотехнологичных отраслей, в частности предприятия и холдинги государственной корпорации «Ростех», напротив, дали положительную оценку достижениям КНР в реализации политики реформ и открытости и непосредственно плана «Сделано в Китае — 2025». В 2017 г. руководством «Ростеха» отмечалось, что «отдельные области, выдвинутые в рамках Плана, полностью соответствуют приоритетным областям, определяющим стратегию развития “Ростеха” до 2025 г.» Крупные предприятия России и Китая идут одним и тем же путем развития. Реализация Плана «Сделано в Китае — 2025» идет на пользу не только Пекину, но и его ключевым торгово-экономическим партнерам, включая Россию22. Так, с 2015 г. компания «Росэлектроника» государственной корпорации «Ростех» и компания Nedi Technology Co., Ltd. корпорации China Electronics Technology Corporation реализуют соглашение об организации производства полупроводниковых приборов.
21. Laskai L. Why does everyone hate Made in China 2025? // Council on Foreign Relations. URL: https://www.cfr.org/why-does-everyone-hate-madechina-2025 (дата обращения: 25.08.2020).

22. Китай занимает уникальное положение в механизме БРИКС. Интервью с генеральным директором Государственной корпорации «Ростех» С.В.Чемезовым // Синьхуа. URL: http://russian.news.cn (дата обращения: 31.08.2017).
44 ***
45 Принципы военно-гражданской интеграции и коммерциализации военной промышленности, примененные в плане «Сделано в Китае — 2025», привели к расширению возможностей промышленности по производству продукции военного и двойного назначения, по обмену технологиями и специалистами, взаимодополнению и развитию гражданских и оборонных отраслей.
46 Важную роль продолжают играть обучение специалистов в западных вузах и НИИ, торгово-промышленная деятельность в рамках ВТО, политика заимствования технологий, в том числе путем создания условий для их применения в Китае. Технологии двойного назначения, которые Пекин получил из-за рубежа, охватывают такие сферы, как судостроение, авионика, оптико-электронные средства, радиоэлектронные и спутниковые технологии, информационные средства, средства связи и кибербезопасности. С их использованием ведутся работы по цифровизации, сетевой интеграции и интеллектуализации производства. Во всех десяти выше представленных сферах КНР уже сегодня представляет одну из ведущих мировых промышленных площадок и успешно конкурирует с ведущими компаниями мира. По оценкам специалистов, «Китай сможет в 2025 г. выйти во второй ряд крупнейших промышленных производителей»23.
23. Чжан Цюань. О развитии Китая как крупной промышленной державы в 2021 году. Резкий рост показателей промышленного роста в 2020 году // Синьхуа. Обзор экономики. Пекин 30.12.2020 (дата обращения: 28.11.2022).
47 При сохранении текущего уровня стабильности социально-экономического развития Китая и технологического роста его корпораций представляется возможным прогнозировать, что на втором этапе, в 2026–2035 гг., Пекин сможет войти в число крупнейших производителей высокотехнологичной продукции, а на третьем этапе, в 2036–2049 гг., Китаю удастся навязать «активную конкуренцию», однако для него останется важным не только мировое лидерство в производстве, но и «мирное сосуществование» мировых экономик, технологических лидеров и центров производств.

Библиография

1. Аналитический обзор. Инвестиции в возобновляемую энергетику: США среди лидеров // Investfuture. 08.03.2019. URL: https://investfuture.ru/articles/id/investicii-v-vozobnovlyaemuyu-energetiku-ssha-sredi-liderov (дата обращения: 26.08.2021).

2. Белая книга о шести фактах торгово-экономических отношений между Китаем и США // Жэньминь Жибао. 25.09.2018. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2018/0925/c31521–9503167.html (дата обращения: 18.07.2020).

3. Каменнов П.Б. Военно-гражданская интеграция в КНР на современном этапе: достижения и проблемы // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 5. C. 119–131.

4. Китай занимает уникальное положение в механизме БРИКС. Интервью с генеральным директором государственной корпорации "Ростех" С.В. Чемезовым // Синьхуа. URL: http://russian.news.cn (дата обращения: 31.08.2017).

5. Муромцева З.А., Шао Жань. Государственные предприятия КНР: реформы и развитие / отв. ред. В.И. Шабалин. М.: ИДВ РАН, 2017. 192 с.

6. Мяо Вэй. Пять крупных проектов "Сделано в Китае — 2025" Доклад министра промышленности и информатизации КНР на «Международной конференции по интеллектуальному производству» 13.05.2015. Пекин, 2015 // Жэньминь Жибао. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015–05/16/content_35587657.htm (дата обращения: 15.09.2020).

7. Чжан Цюань. О развитии Китая как крупной промышленной державы в 2021 году. Резкий рост показателей промышленного роста в 2020 году // Синьхуа. 30.12.2020.

8. 2019 electricity & other energy statistics (preliminary) // China Energy Portal. URL: http://chinaenergyportal.org/en/2019-electricity-other-energy-statistics-preliminary (дата обращения: 26.08.2020).

9. China military power report 2020 // US DOD. September 1, 2020. URL: https://media.defense.gov/2020/Sep/01/2002488689/-1/-1/1/2020-DOD-CHINA-MILITARY-POWER-REPORT-FINAL.PDF (дата обращения: 14.09.2020).

10. Laskai L. Why does everyone hate Made in China 2025? // Council on Foreign Relations. URL:https://www.cfr.org/why-does-everyone-hate-madechina-2025 (дата обращения: 25.08.2020).

11. The production of agricultural machinery, the Plan "Made in China — 2025" // The State Council of People Republic of China. May 12, 2016. URL:http://www.gov.cn/zhuanti/2016–05/12/content_5072758.htm (дата обращения: 28.09.2021).

12. 国务院关于印发社会信用体系建设 规划纲要(2014–2020年)的通知 国发〔2014〕21号(План создания системы социального кредитования (2014–2020)) // 中華人民共和國國務院.URL: http:/www.gov/cn (дата обращения: 26.03.2023).

13. 中华人民共和国国民经济和社会发展第十四个五年规划和2035年远景目标纲要. (Основные положения Четырнадцатого пятилетнего плана национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики и долгосрочные цели на 2035 год) // 中華人民共和國國務院. URL: http:/www.gov/cn (дата обращения: 26.03.2023).

14. 何胜强 "中国航空工业 现代研究开发 (Хэ Шэнцян. Авиационная промышленность Китая. Современные исследования и освоение) // 航空知识 北京: 航空知识出版社, 2020 年. 第37–49页.

15. 王承煦: “中国风力发电的现状及前景” (Ван Чэнсюй. Состояние и перспективы ветрогенераторов в Китае) // 中国制造研究文集。 北京: 清华大学出版社, 2022 年. 第 3 页.

16. 王可良:"国药集团五年计划发展" (Ван Кэлян. Пятилетний план развития корпорации Sinofarm)// 国医国药杂志, 2020 年, 第4期, 第29页.

17. 中国IT产业世界第四. (IT-индустрия Китая четвертая в мире). URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1629570074070834644&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 06.04.2022).

18. 中国军民融合发展研究报告2018–2020 (Доклад об исследованиях развития военно-гражданской интеграции в Китае 2018–2020) // 新时代学刊2019. 第2期.

19. 中国统计摘要—2020 (Статистический сборник Китая—2020) // 北京: 统计出版社, 2020 年. 第26页.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести