The State Program of the People's Republic of China on Countering Сlimate Change
Table of contents
Share
QR
Metrics
The State Program of the People's Republic of China on Countering Сlimate Change
Annotation
PII
S013128120015427-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elena Kranina 
Occupation: Senior Research Officer
Affiliation: Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
72-84
Abstract

After the COVID-19 pandemic, the most difficult and potentially most dangerous environmental problem in the XXI century has become the climate crisis, which is expressed in an increase in the average annual temperature, the frequency and intensity of extreme climatic events: droughts, floods, tornadoes, sudden thaws, frosts, melting glaciers, etc. All these phenomena cause significant damage to nature, man and the economy. Climate change is associated with an increase in the "greenhouse effect" — the total increase in the concentration of greenhouse gases in the atmosphere as a result of human economic activity, industrial, transport, agricultural emissions, deforestation and land degradation.

Despite the fact that the reasons for the origin of the COVID-19 pandemic and climate change remain unclear, and the proposed hypotheses have not been proven by anyone, the world community accuses the PRC of environmental dishonesty. Due to the current historical circumstances, China is indeed the largest producer of greenhouse gases. It accounts for about 30% of all global emissions — twice as much as the US, it pollutes the air more than all European countries combined, and over the past 20 years, CO2 emissions have grown six times faster than the rest of the world. The country's share of global greenhouse gas emissions is significantly higher than its share of global GDP (about 19.35%), which means that it has a "strong carbon footprint" and special efforts are required to reduce it.

The article attempts to analyze a new stage in the construction of the "ecological civilization" of the People's Republic of China — the development of a national climate program to achieve a zero carbon footprint by 2060. The program of the 14th five-year plan (2021-2025) and the main directions of development of the People's Republic of China until 2035 contain a set of measures that should help fulfill the commitments made at the Paris Climate Conference in 2015. in October, the XIX Congress of the Communist Party of China: "From 2020 to 2035, 15 years of hard struggle… will radically improve the environment," promised the General Secretary of the CPC Central Committee, Chinese President Xi Jinping. In order to protect the environment, he demanded "stricter standards for emissions of pollutants", called for "creating a diversified mechanism for compensating for environmental damage based on market principles" — thus, the costs of restoring the environment are shifted from the shoulders of the state to environmentally disadvantaged enterprises. At the opening of the 4th session of the NPC of the 13th convocation on March 5, 2021. he said that " China is ready to launch a new process of global climate and biodiversity management and promote the building of a community of one destiny on Earth." The author of the article showed what practical actions China is taking to become a "responsible world leader".

Keywords
China; ecology; green finance; climate crisis;14th five-year plan; innovative technologies;Silk Road
Received
13.06.2021
Date of publication
23.06.2021
Number of purchasers
18
Views
1331
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 Разработка климатической программы по достижению глобальной углеродной нейтральности занимает одну из ведущих позиций в мировой экономической политике XXI века1. Проблемы изменения климата поднимались на Рамочной конвенции ООН по климату в 1992 г., в 1997 г. Киотский протокол, установил конкретные обязательства стран по сокращению выбросов углекислого газа и других «парниковых» газов (метан, закись азота и др.). В декабре 2015 г. состоялась Парижская конференция по климату. В принятом соглашении долгосрочной целью определено снижение до нулевого значения выбросов парниковых газов к середине XXI века, расписаны примерные графики сокращения «углеродного следа» для главных эмитентов.
1. Клаус Шваб, Тьерри Маллере. COVID-19: Великая перезагрузка // Всемирный Экономический Форум. 2020.URL:https://www.litlib.net/bk/135579/read (дата обращения: 15.02.2021).
2 Страны, подписавшие и ратифицировавшие Парижское соглашение по климату, объявили о намерениях к 2030−2050 гг. привести свои балансы выбросов и поглощения к равновесному (нейтральному) состоянию. Китай, как самое многонаселенное и развивающееся государство, намеревается осуществить эти цели к 2060 г. Для выполнения этих обязательств инвестиции в экологию должны составлять в среднем около 6% ВВП, в настоящее время они не превышают 1,7%2.
2. Jeremy Rifkin. The Green New Deal: Why the Fossil Fuel Civilization Will Collapse by 2028 and the Bold Economic Plan to Save Life on Earth. St. Martin’s Press, 2019. P. 56.
3 Руководство КНР, опираясь на принципы «всестороннего, скоординированного и устойчивого развития», взяло курс на фундаментальное решение экологических проблем: соблюдение баланса между экономическим развитием и защитой окружающей среды (при умеренных материальных затратах); проведение реформы правовой экологической системы; внедрение «зеленых», стратегических отраслей и разработку новых, более совершенных инновационных технологий; массированный перевод промышленности с Востока на Запад, с обеспечением экологической защиты принимающих территорий3.
3. Катасонов В. Перераспределяем мировое богатство с помощью климатической политики // Русское экономическое общество имени С.Ф. Шарапова. М., 2021. С. 34.
4 Формирование экокультуры прописано в Конституции Китая. На XVIII-м съезде КПК (8–14 ноября 2012 г.) пункт о построении «экологической цивилизации» (生态文明) включен в устав КПК. Съезд выдвинул план из пяти взаимосвязанных компонентов строительства «прекрасного Китая» (美麗中囯): экономического, политического, культурного, социального и строительства «экологической цивилизации». Китайское руководство заявило, что важнейшим достижением страны является преодоление тотальной, в том числе экологической бедности, особенно переселение сельских жителей в более благоприятные условия с менее суровым климатом. Искоренение бедности является приоритетной задачей развития страны, а важнейшей частью государственной программы по борьбе с бедностью признается экологическая защита. C 1978 г., когда страна начала политику реформ и открытости, по 2020 г. из нищеты было выведено более 770 млн человек (по данным Всемирного банка — 850 млн). Это на десять лет раньше, чем предусмотрено Повесткой дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г.4.
4. Коронавирусная пандемия серьезно тормозит темпы сокращения нищеты в мире. URL:https://news.mail.ru (дата обращения: 18.01.2021).
5 Проведена реформа структур Госсовета, в частности учреждены новые министерства: Министерство природных ресурсов, Министерство экологической среды, Министерство сельского хозяйства и сельских дел, что повысило возможности защиты окружающей среды, способствовало формированию платного природопользования. В ведение Министерства сельского хозяйства и сельских дел включены антимонопольное регулирование и контроль за качеством и безопасностью продукции.
6 В годы 13-й пятилетки (2016–2020 гг.) произошел переход страны к более медленному, но стабильному экономическому росту — от системы, зависящей от большого количества рабочей силы, инвестиций, энергии, ресурсов, к экономике, основанной на новейших цифровых технологиях и инновациях. Экологические инновации становятся инструментом для восстановления и сохранения природных ресурсов, повышения уровня экономического благосостояния народа и конкурентоспособности страны в мире5.
5. Кранина Е.И. Стратегия «зеленого развития Китая» // Проблемы Дальнего Востока. 2020. № 2. С. 139.
7 Центром тяжести природоохранной работы признана профилактика и устранение загрязнений, комплексная реорганизация и техническая реконструкция ресурсоемких, серьезно загрязняющих среду и неоправданно расходующих большое количество энергии и сырьевых ресурсов отраслей, получил место качественно иной подход к экологической экспертизе. Защита окружающей среды КНР обеспечена одной из самых строгих в мире правовых систем6. Повышение качества законодательной работы рассматривается как одна из наиболее сложных и важных задач.
6. Экологическое законодательство КНР: сборник законов и документов // Российско-Китайский экологический совет; (авт. вступ. ст. О. Дерипаска, Чжао Инминь). Москва: Прогресс. 2018. 535 с. Экологическое законодательство КНР: сборник законов и нормативных актов в области сбора, хранения и переработки твердых и опасных отходов // Российско-Китайский экологический совет. Москва: Прогресс. 2019. 483 с. Экологическое законодательство КНР: сборник документов об изменении климата и Государственных стандартов в сфере выбросов парниковых газов // Российско-китайский экологический совет. Москва: Прогресс. 2020. 455 с.
8 Для решения наболевшей проблемы борьбы с недобросовестными чиновниками используется платформа экологического цифрового контроля. С 1 января 2021 г. официально узаконена «Система социального кредита»  «Гражданский кодекс». Это тотальный электронный контроль, в том числе экологический7. В «Системе экологической подотчетности» каждый человек подвержен «пожизненной подотчетности». Виновники, причинившие серьезный вред окружающей среде, наказываются: штрафуются или привлекаются к уголовной ответственности. Обязанность чиновников, представителей власти —строго следить за соблюдением природоохранных норм. Оценка соответствия или несоответствия стандартам охраны окружающей среды является важным основанием для определения рейтинга деятельности руководящих кадров, их назначения и смещения, награждения и наказания. Такая политика в области экологии нацелена на оценку достижений в процессе перехода к «цифровой экологической цивилизации». Объем ущерба нарушений включается в систему национального хозрасчета, что создает механизм компенсации8.
7. С 1 января 2021 года в Китае была официально узаконена в рамках всего государства Система социального кредита». URL:https://news.rambler.ru/sociology/45580772/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink(дата обращения: 18.01.2019).

8. Zhang Guitao, Cheng Peiyue, Sun Hao, Shi Yangyan, Zhang Guoqing, Kadiane Alphonse. (2021). ‘Carbon reduction decisions under progressive carbon tax regulations: A new dual-channel supply chain network equilibrium model’. Sustainable Production and Consumption.
9 В 13-й пятилетке (2016–2020 гг.) вступил в силу «Закон о налоге для защиты окружающей среды». Ее основополагающим критерием стала оценка степени риска нанесения ущерба, определение экономически обоснованного минимального воздействия на экосферу9. Собираемые от налога средства идут на проекты по сокращению парниковых выбросов в других сферах — например на высадку лесов или развитие возобновляемой энергетики. Таким образом, за счет «зеленого налогообложения» расходы на восстановление экологии переложены с плеч государства на экологически неблагополучные предприятия10.
9. CAFS Research Group. (2018). ‘Selecting Appropriate Opportunities to Levy Carbon Tax While Actively Promoting Carbon Emissions Trading’. Public Finance Research. 2018(04). Pp. 2–19. Krass D., Nedorezov T. (2019). ‘Environmental Taxes and the Choice of Green Technology’. SSRN working paper.

10. Кранина Е.И. Экологические инновации Китая: основные направления развития // Экономика КНР в годы 13й пятилетки (2016–2020) /Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; сост. П.Б. Каменнов; отв. ред. А.В. Островский. М.: ИДВРАН, 2020. С. 222.
10 Очередная 26-я сессия Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата должна была пройти в 2020 г. в Глазго (СОР26) на предмет контроля за выполнением текущих обязательств в рамках Парижского соглашения11. Именно к 2020 г. странам, подписавшим Парижское соглашение, было рекомендовано отчитаться о планах обнуления выбросов парниковых газов. На СОР26 в Глазго планировалось запустить систему торговли квотами, реализацию карбоновых пошлин и инвестиционных проектов по снижению выбросов парниковых газов, а также механизм оплаты убытков от необратимых изменений климата12.
11. Hao, An Yunfei, Sun Tingting. (2018). ‘Influence of Carbon Tax on Enterprises' Production and Emission Reduction from the Perspective of Learning Effect’. Science and Technology Management Research. 38(19). Pp. 266–262.

12. Фурсов А.И. (в соавт.) Стратегия «большого рывка». М.: Алгоритм, 2014 г.
11 Но разразившаяся пандемия COVID-19 изменила планы и фактически парализовала на время весь мир. 12 декабря 2020 г. на виртуальном саммите по климату, прошедшем по инициативе ООН в пятую годовщину принятия Парижского соглашения, секретарь ООН Антониу Гутерриш объявил «чрезвычайное положение», которое должно длиться вплоть до выхода на полностью экологичную экономику13.
13. Zhao Xingang, Wu Ling, Zhou Ying (2020). ‘How to achieve incentive regulation under renewable portfolio standards and carbon tax policy? A China's power market perspective’. Energy Policy.
12 На этом фоне рост ВВП Китая достиг минимального значения за 45 лет и составил 2,3%. В начале года закрылось множество предприятий, производство в ключевых отраслях промышленности снизилось на 15–40%. Для состояния окружающей среды всего мира результаты глобального социальноэкономического локдауна14оказались поразительными. А в Китае введенные ограничения привели к тому, что экологические обязательства на 2020 г. были даже перевыполнены. В первом квартале средний уровень загрязнения воздуха оказался на 36% ниже, чем в те же дни 2019 г. С января по конец марта объем вредных выбросов в атмосферу сократился на 25%. Количество вредных частиц M2,5, тонкодисперсных частиц (PM10) и озона (О3)в воздухе Пекина снизилось на 53%. По данным Министерства экологической среды КНР с 2016 по 2020 гг. инвестиции на охрану окружающей среды увеличивались в среднем на 15% в год, в 2020 г. они составили — 281 млрд долл. (2 трлн юаней)15.
14. К существовавшему до 2020 г. определению слова «локдаун» (lockdown) как «введение жестких ограничений на передвижение, социальные контакты и доступ к общественным местам» толковый словарь Коллинза (Collins English Dictionary) добавил в 2020 г. новое значение — «мера, вводимая правительствами с целью ограничить распространение вируса». URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/lockdown.

15. Доклад о выполнении плана экономического и социального развития за 2020 год и проекте плана экономического и социального развития на 2021 год. URL:http://russian.news.cn/2021–03/16/c_139814098.htm (дата обращения: 18.03.2021). Финансовые расходы Китая на охрану окружающей среды стремительно растут. URL:https://finance.rambler.ru/markets/43418003/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 28.02.2021).
13 После снятия карантина отрицательная динамика выброса основных загрязняющих веществ вернулась к прежним, докризисным показателям16. Пекинский центр мониторинга охраны окружающей среды в феврале 2021 г. заявил о превышении предельно допустимой концентрации мелких твердых частиц PM2,5 в китайской столице. В отдельных округах количество PM2,5, служащее основным источником смога, достигло 230 мкг/м³17. 15 марта из-за сильнейшей песчано-пыльной бури, пришедшей транзитом из Монголии, количество PM2,5 достигло 8000 мкг/м³, что в 160 раз выше максимально допустимых показателей, установленных ВОЗ (50 мкг/м³).
16. Китай, крупнейший в мире потребитель энергии и самый большой производитель парниковых газов.URL: https://globalenergyprize.org/ru/2020/11/12/velikij-kitajskij-nol/(дата обращения: 15.03.2021). URL:https://www.economicdata.ru/country.php?menu=asia-country&cu_id=127&cu_ticker=CHN&country_show=economics&ticker=CHN-GDPShare(дата обращения: 15.05.2021). В мировом рейтинге по количеству выбросов углекислого газа на душу населения он находится на 49 месте (7 тонн CO₂/чел.), США на 12 месте (17 тонн CO₂/чел.).

17. По данным ВОЗ, пребывание больше суток в среде, где уровень загрязнения превышает 25 микрограмм, вредно для здоровья. Чистым считается воздух при значении индекса 50 и ниже, а опасным для жизни — от 301 до 500. Самый высокий шестой уровень опасности — более 500 микрограммов грязных частиц на 1 м3 воздуха. Наибольшую часть загрязнителей составляют мелкие твердые частицы PM2,5 и PM10, образующиеся от сжигания угля без предварительной очистки, выхлопных газов и дыма от промышленных и бытовых производств и топок. Эмиссия этих частиц (пылевидных аэрозолей), которые способны проникать в организм человека и животных не только через органы дыхания, но и кожу, вызывают тяжелейшие заболевания, в первую очередь онкологические. В КНР появились «экоэмигранты», особенно из районов опустынивания. Загрязнение воздуха наносит вред «зеленой» энергетике, сельскому хозяйству, препятствуя фотосинтезу растений. URL:https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/69477/WHO_SDE_PHE_OEH_06.02_rus.pdf?sequence=4 (дата обращения: 11.02.2021).
14 На состоявшейся в марте 2021 г. 4-й сессии ВСНП 13-го созыва проблемам экологии было уделено особенное внимание. Председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении 5 марта заявил, что «Китай готов запустить новый процесс глобального управления климатом и биоразнообразием и содействовать построению сообщества единой судьбы на Земле (人類命沄共同體)»18. 25 января 2021 г. в Давосе (Швейцария) выступая на очередном «Всемирном экономическом форуме», он подчеркнул важность усилий по достижению пика выбросов до 2030 г. и углеродной нейтральности до 2060 г. и назвал этот процесс «системной реформой в социально-экономической сфере», входящей в план «строительства экологической цивилизации». Выступая 22–23 апреля 2021 г. в онлайн-формате на Международном саммите, посвященном проблемам борьбы с изменением климата, он подчеркнул: «Защита окружающей среды — это есть и защита производительных сил, а улучшение окружающей среды — их развитие»19.
18. Ван Пэнфэй, Ван Цзин, Лю Ганлянь. Гуаньюй жэньлэй минъюнь гунтунти сысян дэ сыкао:(Размышления об идеи сообщества единой судьбы человечества) // Синань цзилинь дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэ). 2019. № 3. С. 107.

19. В поисках невашингтонского консенсуса: давосские тезисы— 2021 г. URL:https://eadaily.com/ru/news/2021/01/28/v-poiskah-nevashingtonskogo-konsensusa-davosskie-tezisy-2021.
15 Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, выступая на 4-й сессии ВСНП 13-го созыва с докладом «О работе правительства», сказал: «КНР запускает «Государственную программу по противодействию климатическим изменениям». Главными становятся направления деятельности, которые обладают высокой экономической отдачей, в том числе промышленный интернет, искусственный интеллект, программное обеспечение и экологизация всей производственной цепочки»20. Еще ранее 21 января 2021 г. был подписан указ «О регулировании разрешений на выбросы загрязняющих веществ», вступивший в силу с 1 марта 2021 г. В качестве экономического показателя в ряде регионов уже используется «Зеленый ВВП» (绿色GDP), т.е. валовой внутренний продукт за вычетом затрат на восстановление природной среды21. Китай отказался быть мировой «помойкой» и с 1 января 2021 г. полностью прекратил импорт твердых бытовых отходов из-за рубежа. Сокращается производство и потребление пластика, к 2025 г. использование пластиковых изделий предполагается сократить на 30%. К 2026 г. страна полностью откажется от пластиковой упаковки и перейдет на новые полимерные материалы, которые можно легко перерабатывать.
20. Доклад о работе правительства. URL:http://russian.news.cn/2021–03/15/c_139812271.htm. Фэн, Шелли. Заменит ли нас искусственный интеллект? /Шелли Фэн. (Пер. с англ. Натальи Рыбалко и Анастасии Суслопаровой). М.: Ад Маргинем Пресс, ABC design, 2019. 144 с.: ил. (The Big Idea).

21. Расчет «зеленого ВВП» предусматривает коррекцию ВВП на стоимостную оценку истощения природных ресурсов: земельных (почвенных), лесных, водных, минеральных, биологических, последствий загрязнения окружающей среды и ее деградации.
16 К 2030 г. выбросы углекислого газа в расчете на единицу ВВП должны сократиться более чем на 65% по сравнению с показателем 2005 г., а лесной фонд вырастет на 6 млрд м³. Коэффициент отопления за счет чистой энергетики в холодных районах севера страны установится на уровне 70%. Согласно «Проекту Генерального плана Пекина» в период до 2030 г. планируется достичь национального стандарта качества воздуха в городе, сократить концентрацию вредных частиц PM2,5 до 35 мкг/м3. В северных провинциях правительство полностью запретит использования угля в качестве источника энергии22.
22. Лю Чаньцзюнь. Трансформировать сотрудничество в управлении климатом // Китай. № 1 (183) январь 2021. C. 4.URL: https://russiannews.cn/2020–12/13. (дата обращения: 18.04.2021).
17 В 14-й пятилетке ожидается сокращение количества угольных шахт, одновременно повышается технологичность угледобычи и удельный вес угольного топлива, подвергающегося глубокой переработке. Тепловые электростанции, использующие отходы, уже построены в нескольких регионах Китая, включая Пекин. В период 15-й пятилетки (2026–2030 гг.)планируется постепенное сокращение потребления угля. К 2030 г. будет построено более 1 тыс. «чистых» угольных электростанций, работающих на принципах «HELE» (высокая эффективность и низкая эмиссия). Технологии «чистой» угольной генерации обладают вполне конкурентоспособными экономическими показателями. Наличие угля в топливно-энергетическом балансе повышает энергетическую безопасность и надежность энергоснабжения.
18 Общенациональный углеродный рынок Китая (один из самых крупных в мире) — часть масштабной реформы китайской экономики, которая должна привести страну к углеродной нейтральности к 2060 г., официально открылся 1 февраля 2021 г. Рынок включает в себя около 2 тыс. энергетических предприятий, которые представляют 30% углеродных выбросов в стране, в торговле выбросами участвуют компании нефтегазового, металлургического, строительного и химического секторов. «Углеродное обнуление» предполагает де-индустриализацию, радикальную перестройку энергобаланса, в котором более 80% производства первичной энергии приходится на уголь, нефть и природный газ23.
23. Кранина Е.И. Экологические инновации Китая: основные направления развития// Экономика КНР в годы 13й пятилетки (2016–2020) /Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; сост. П.Б. Каменнов; отв. ред. Островский А.В. М.: ИДВРАН, 2020. С. 228.
19 Приоритетное развитие общественного транспорта — государственная стратегия Китая. Предусматривается практически полная электрификация пассажирского автомобильного транспорта к 2050 г. Низкоуглеродная система позволяет уменьшить выбросы парниковых газов от грузовых, пассажирских и морских перевозок. Усилен контроль за производством машин на традиционном топливе. Такси и автобусы во многих городах работают на электричестве. Министерство охраны окружающей среды обязало 20 энергетических и металлургических компаний использовать железные дороги для транспортировки продуктов и сырья, сократить дорожные перевозки в два раза на участке Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй в зимний период24.
24. Tsai Wen Hsien (2020). ‘Carbon Emission Reduction—Carbon Tax, Carbon Trading, and Carbon Offset’. Energies, 13(22).
20 В 14-й пятилетке (2021–2025 гг.) продолжается работа по определению «экологической красной линии», направленной против опустынивания, окаменения, влаго- и почвопотерь; охраны и восстановления водно-болотных угодий, естественных лесов; восстановления лесного и травяного покровов на нецелесообразно распаханных землях. Запрещена хозяйственная деятельность в пределах охранных зон, включая природные заповедники провинциального и национального назначения, достопримечательности, уникальные геологические объекты и т.д.
21 Модернизируются все предприятия китайского агрохимпрома. В 2020 г. площадь применения высокоэффективных пестицидов с низким уровнем риска превысила 90%, «зеленой» профилактики и биоконтроля (почти 66 млн га) составила более 50%. Охват площадей экологической профилактикой и биоконтролем в целях борьбы с вредителями и болезнями основных сельскохозяйственных культур  41,5%25.
25. О проведении 40 реформ для улучшения экологической ситуации в Китае. URL: https://24.kz/ru/news/in-the-world/item/204214-okolo-40-reform-dlya-uluchsheniya-ekologicheskoj-situatsii-provedeno-v-kitae (дата обращения: 15.01.2021).
22 В текущей пятилетке стимулируется цифровое «зеленое» развитие агросферы Китая. Цель — сохранение обрабатываемых земель и недопущение ухудшения их качества. Количество пахотной земли на человека в КНР — менее 0,1 га, половина от среднемирового. Проблемы, связанные с почвой — эрозия, снижение плодородности, засоление, опустынивание, урбанизация, использования земли для разработки месторождений, лесного хозяйства и аквакультур. Эрозии подвержены 19%земель, потеря почв составляет 5 млрд тонн в год26.
26. Чжунъян чжэнфу мэньху ванчжань (2015). Цюаньго нунъе кэчисюй фачжань гуйхуа (2015–2030) : (Планирование устойчивого развития сельского хозяйства КНР (2015–2030)). URL: http://www.gov.cn/xinwen/2015!05/28/content_2869. 902.htm (дата обращения: 27.04.2020).
23 С 1 января 2019 г. вступил в силу «Закон о предотвращении загрязнения почв». Этот документ считается самым строгим в истории защиты почв КНР, в нем принята жесткая система наказаний за незаконные действия. Закон гласит, что общенациональная перепись по состоянию почв проводится не реже одного раза в 10 лет. По данным Министерства экологической среды КНР в целях дальнейшего улучшения качества защиты почв и грунтовых вод в 14-й пятилетке готовится принятие нового закона по защите почв и грунтовых вод.
24 Впервые создана высокоточная цифровая интерактивная почвенная карта, охватывающая всю страну. Министерство сельского хозяйства и сельских дел инициировало «Программу нулевого роста использования химических удобрений и пестицидов», заменяя их на более прогрессивные препараты. Внедрены новые удобрения для основных зерновых культур. Для поддержания аграрной отрасли, строятся новейшие базы ГМО, запускаются крупные проекты по биологической селекции семян сельскохозяйственных культур, морских рыб и видов домашнего скота. Китай поддерживает инновационные исследования, связанные с разработкой генно-модифицированных продуктов (ГМО), становится одним из самых крупных его разработчиков и производителей27.
27. Китай решил стать мировой столицей ГМО-продуктов. URL:https://slovodel.com/488764-kitaj-reshil-stat-mirovoj-stolicej-gmo-produktov (дата обращения: 08.04.2021).
25 Увеличение площади лесов — важная составляющая мер по борьбе с опустыниванием, смягчению изменения климата. В 13-й пятилетке был пересмотрен Закон о лесах, он вступил в силу 1 июля 2020 г. К концу 2020 г. насчитывалось 474 национальных природных заповедника, общая площадь лесов увеличилась до 23%, степного покрытия  56%, водно-болотных угодий до 50 млн га. К 2025 г. площадь лесного покрова возрастет на 6,77 млн га и составит — 24,1% территории страны28.
28. National Bureau of Statistics of China2021–02–28. URL: http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202102/t20210228_1814177.html (дата обращения: 28.02.2021).
26 Управление лесного хозяйства КНР принимает многочисленные меры по борьбе с опустыниванием. Прежде всего, это проект создания защитного лесонасаждения через 13 самых проблемных провинций на Северо-западе, Севере и Северо-востоке «Великая зеленая стена», официально известный как «Три северных защитных пояса» (三北防護林) (TSFP). Он разработан для посадки около 36 млн га нового леса (4505 км) до 2050 г. Во-вторых, это запуск проекта по борьбе с источниками песчаных бурь в районе городов Пекин-Тяньцзинь. Посадка деревьев стимулируется на законодательном уровне: каждый китаец должен в год посадить от 3 до 5 саженцев или заплатить в казну налог (при этом он считается собственником посаженных лично им деревьев). В тех регионах, где нет средств или возможности бороться с опустыниванием, предпринимаются меры по защите и закрытию доступа к таким землям.
27 Китай занимает первое место в мире по искусственным лесонасаждениям с использованием ГМО технологиям. Их главная задача состоит в разработке фитокомплексов из генетически модифицированных растений, способных поглощать больше углекислого газа, чем обычные леса. В промышленных масштабах, при помощи специальной строительной техники, срываются и выравниваются песчаные дюны, а семена сбрасываются на подготовленную территорию с самолетов. Китайское приложение AntForest (螞蟻森林), работающее на базе одной из ведущих в мире платежных платформ Alipay, получило награду Программы ООН «Чемпионы Земли» по охране окружающей среды за высадку деревьев в наиболее засушливых регионах Китая.
28 «Лесные города» (Forest Sity) формируют «зеленый» способ производства и «зеленый» образ жизни, помогают в борьбе с опустыниванием, снижают среднюю температуру воздуха, улучшают его качество, создают шумовые барьеры, улучшают биоразнообразие. За последние 5 лет 194 города в Китае получили статус «лесных городов государственного уровня», из них 11 городов провинции Цзянси. Лесистость в провинции составляет 63%, а качество воздуха — одно из лучших в стране. «Лесные города», помимо экологического эффекта, имеют большой потенциал для развития «зеленой экономики».
29 Решение проблемы загрязнения и дефицита воды — ключевой компонент стратегии «экологической цивилизации». Загрязнено 70% водных ресурсов, при этом вода из 52 рек, протекающих через городские поселения, не может быть использована даже для орошения. Из 32 китайских мегаполисов 30 испытывают проблемы с водоснабжением. За годы 13-й пятилетки (2016–2020 гг.) повысились гарантии качества питьевой воды, но соответствующую национальным стандартам водупотребляют только 11% населения. Семь крупных водных систем КНР (Янцзы, Хуанхэ, Чжуцзян, Сунгари, Хуайхэ, Хайхэ и Ляохэ) серьёзно загрязнены. По данным Министерства экологической среды КНР в 2020 г. доля поверхностных водоемов с качеством воды уровня категории III и выше составила 83,4%, а доля поверхностных водоемов с качеством воды ниже уровня категории V снизилась до 0,6%. Благодаря эффективному проведению национальных водосберегающих мероприятий, расход воды на каждые 10 тыс. юаней ВВП снизился на 1,9%29.
29. Качество воды рек и озёр в КНР оценивается пятью категориями: I-V. Категории I, II характеризуют воду достаточно хорошего качества. К категории III относится питьевая вода 2-го класса, а к категории IV — индустриальная вода. К категории V принадлежит вода, используемая для сельскохозяйственных нужд. Водный кризис в Китае. URL: http://xn—80aphn.xn—p1ai/vodnyy-krizis-v-kitae (дата обращения: 08.04.2021).
30 Совместно с Министерством экологической среды и Государственным комитетом по делам развития и реформ КНР в 2021 г. обнародованы и введены в действие «Основные положения программы по защите экологии и высококачественному развитию бассейна реки Хуанхэ» и «Закон-план действий по защите и восстановлению реки Янцзы». Они фиксируют все правовые аспекты экологической защиты и развития речных бассейнов, охватывают общее планирование земель, распределение водных ресурсов, борьбу с загрязнением воды, восстановление, модернизацию и преобразование традиционных отраслей в бассейне рек. В результате — качество воды более 85% участков рек должно достичь уровня III и выше. Загрязняющие отрасли промышленности и агросферы будут перемещены или реформированы. Эти программы часть климатической программы Китая, которая предполагает достижения нулевого углеродного следа к 2060 г.30.
30. Байду байкэ (2020). Гоуюань гуаньюй шисин цуй яньгэ дэ шуйцзыюань гуаньли чжиду дэ ицзянь : (Мнения Госсовета об осуществлении системы самого строгого контроля в управлении водными ресурсами). URL: http://baike.baidu.com/subview/7849485/7749048.htm (дата обращения: 27.04.2020).
31 В 14-й пятилетке используются специальные государственные облигации и банковские кредиты для максимального увеличения масштабов инвестиций в область водного хозяйства в целях нейтрализации последствий эпидемии COVID-19. Началось строительство 45 крупных проектов в области водного хозяйства, включая проекты по борьбе с наводнениями, строительству водохранилищ и ирригационных сооружений. Основано более 700 крупных компаний, занимающихся глубокой очисткой воды, еще 800 планируется создать в ближайшие годы. Защиту источников питьевой воды правительство считает одной из самых важных задач в рамках общегосударственной кампании по охране окружающей среды.
32 Китай активно участвует в международном сотрудничестве по проблемам экологии, занимает важное место в формирующемся международном механизме охраны окружающей среды и борьбе с изменением климата. Председатель КНР Си Цзиньпин на климатическом саммите 23 апреля 2021 г. заявил, что рассматривает «строительство экологической цивилизации» как ключевое направление коллективного строительства «Экономического пояса Великого шелкового пути». Он призвал «решить задачу более рационального распределения производств и снижения нагрузок на территории стран-участниц, в первую очередь в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды и изменением климата. Китай запустил целую серию «зеленых практических инициатив» и принял ряд мер в таких областях, как «зеленая инфраструктура», «зеленая энергетика», «зеленый транспорт» и «зеленые финансы»31.
31. Си Цзиньпин сделал это заявление в Пекине, выступая на саммите по климату, проходящем 23 апреля 2021 г. по видеосвязи. URL:russian.china.org.cn/china/txt/2021–04/23/content_77432098.htm (дата обращения: 28.04.2021).

References

1.  Baidu baike. (2020). Guowuyuan guanyu shixing zui yange shuiziyuan guanli zhidu de yijian : (Mneniya Gossoveta o bosushchestvlenii sistemy samogo strogogo kontrolya v upravlenii vodnymi resursami). Available at:URL: http://baike.baidu.com/subview/7849485/7749048.htm (accessed: 27.04.2020).

2. CAFS Research Group. (2018). ‘Selecting Appropriate Opportunities to Levy Carbon Tax While Actively Promoting Carbon Emissions Trading’. Public Finance Research. 2018 (04).

3. Zhongyang zhengfu menhu wangzhan. (2015). Quanguo nongye kechixu fazhan guihua (2015–2030) : (National Agricultural Sustainable Development Plan (2015–2030)). Available at: URL http://www.gov.cn/xinwen/2015!05/28/content_2869902.htm (accessed:27.04.2020).

4. Delyagin, Mihail, Sheyanov, Vyacheslav. Imperiya v pryzhke. Kitaj iznutri. Kak i dlya chego “Aleet Vostok”. (Impire jumping. Inside China. How and for what "The East is Red") Glavnoe sobytie XXI veka. Vozmozhnosti i riski dlya Rossii. М.: Knizhnyi mir, 2015.

5. Doklad o rabote pravitel′stva. (Report on the work of the Government). Available at: URL: http://russian.news.cn/2021–03/15/c_139812271.htm (accessed: 15.03.2021).

6. Doklad o vypolnenii plana ekonomicheskogo i sotsial′nogo razvitiyaza 2020 god I proyekte plana ekonomicheskogo I sotsial′nogo razvitiya na 2021 god. (Report on the implementation of the Economic and Social Development Plan 2020 and the draft Economic and Social Development Plan 2021). Available at. URL: http://russian.news.cn/2021–03/16/c_139814098.htm (accessed: 18.03.2021).

7. Doklad ob ispolnenii tsentral′nogo i mestnykh byudzhetov za 2020 god i proyekte tsentral′nogo i mestnykh byudzhetov na 2021 god. (Report on the implementation of the central and local budgets for 2020 and the draft central and local budgets for 2021). Available at: URL:http://russian.news.cn/2021–03/16/c_139814110.htm (accessed: 16.03.2021).

8. Ekologicheskoye zakonodatel′stvo KNR: sbornik dokumentov ob izmenenii klimata I Gosudarstvennykh standartov v sfere vybrosov parnikovykh gazov: Rossiysko-kitayskiy ekologicheskiy sovet. Moskva: Progress. 2020. (PRC environmental legislation: a collection of documents on climate change and State standards in the field of greenhouse gas emissions: Russian-Chinese Environmental Council). Moscow: Progress. 2020.

9. Ekologicheskoye zakonodatel′stvo KNR: sbornik zakonov I dokumentov // Rossiysko-Kitayskiy ekologicheskiy sovet; (avt. vstup. st. O. Deripaska, Zhao Yingmin). (Environmental legislation of the PRC: collection of laws and documents) // Russian-Chinese Environmental Council; (O. Deripaska, Zhao Yingmin). Moscow: Progress. 2018.

10. Ekologicheskoye zakonodatel′stvo KNR: sbornik zakonov I normativnykh aktov v oblasti sbora, khraneniya I pererabotki tverdykh I opasnykh otkhodov // Rossiysko-Kitayskiy ekologicheskiy sovet. Moskva: Progress. 2019. (PRC environmental legislation: a collection of laws and regulations in the field of collection, storage and processing of solid and hazardous waste) // Russian-Chinese Environmental Council. Moscow: Progress. 2019.

11. Fen, Shelli. Zamenit li nas iskusstvennyj intellekt? /Shelli Fen. (Per. s angl. Natal'I Rybalko I Anastasii Susloparovoj). M.: Ad Marginem Press, ABCdesign, 2019. (The Big Idea). (Feng, Shelly. Will artificial intelligence replace us? /Shelly Feng. (Translated from English. Natalia Rybalko and Anastasia Susloparova).M.: Ad Marginem Press, ABCdesign, 2019. (The Big Idea)).

12. Fursov A.I. (v soavt.) Strategiya «bol'shogoryvka». (Fursov A.I. (et al.) The strategy of the "big jerk"). M.: Algoritm, 2014.

13. Jeremy Rifkin. The Green New Deal: Why the Fossil Fuel Civilization Will Collapse by 2028 and the Bold Economic Plan to Save Life on Earth. St. Martin’s Press, 2019.

14. Katasonov V. Pereraspredelyaem mirovoe bogatstvo s pomoshch'yu klimaticheskoj politiki. (Redistributing global wealth through climate policy.) M. Russkoe ekonomicheskoe obshchestvo imeni S.F. Sharapova. 2021.

15. Klaus Shvab, T'erriMallere. «COVID-19: Velikaya perezagruzka» Vsemirnyj Ekonomicheskij Forum. 2020. ("COVID-19: The Great Reset" World Economic Forum. 2020). Available at: URL: https://www.litlib.net/bk/135579/read (accessed 15.02.2021).

16. Kranina E.I. Ekologicheskie innovacii Kitaya: osnovnye napravleniya razvitiya (Ecological innovations of China: the main directions of development) // Ekonomika KNR v gody 13-j pyatiletki (2016–2020) /Ros. akad. nauk, In-t Dal'negoVostoka; sost. P.B. Kamennov; otv. red. A.V. Ostrovskij. M.: IDVRAN, 2020.

17. Kranina E.I. Strategiya «zelenogo razvitiya Kitaya» // Problemy Dal'nego Vostoka. № 2. 2020. (Kranina E.I. China's Green Development Strategy // Problems of the Far East. No. 2. 2020).

18. Lü Hao, An Yunfei, Sun Tingting. (2018). ‘Influence of Carbon Tax on Enterprises' Production and Emission Reduction from the Perspective of Learning Effect’. Science and Technology Management Research. 38(19).

19. Liu Changjun. Transformirovat' sotrudnichestvo v upravlenii klimatom (Transform cooperation in climate management) // Kitaj. № 1 (183) yanvar' 2021. Available at: URL: https: // russian news.cn/2020–12/13 (accessed: 18.04.2021.

20. National Bureau of Statistics of China 2021. Available at: URL:http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202102/t20210228_1814177.html (accessed: 28.02.2021).

21. Wang Pengfei, Wang Jing, Liu Ganglian. Guanyu renlei mingyun gongtongti sixiang de sikao : (Thoughts about the idea of the community of common destiny) // Xinan jilin daxue xuebao (Shehui kexue). 2019. № 3. Available at: URL: http://baike.baidu.com/subview/7849485/7749048. (accessed: 15.03.2021).

22. Tsai Wen Hsien. (2020). ‘Carbon Emission Reduction—Carbon Tax, Carbon Trading, and Carbon Offset’. Energies, 13(22). Available at: URL: http://russian.news.cn/2021–03/15/c_139812271.htm (accessed: 15.03.2021).

23. Valdés Rosa Maria Arnaldo, Comendador Victor Fernando Gomez, Campos Luis Manuel Braga. (2021). ‘How Much Can Carbon Taxes Contribute to Aviation Decarbonization by 2060’. // Sustainability. 2021, vol. 13 (2).

24. Zhang Guitao, Cheng Peiyue, Sun Hao, Shi Yangyan, Zhang Guoqing, Kadiane Alphonse. (2021). ‘Carbon reduction decisions under progressive carbon tax regulations: A new dual-channel supply chain network equilibrium model’. // Sustainable Production and Consumption. 2021. Vol. 27.

25. Zhao Xingang, Wu Ling, Zhou Ying. (2020). ‘How to achieve incentive regulation under renewable portfolio standards and carbon tax policy? A China's power market perspective’. // Energy Policy. 2020. Vol.143.

26. Zhongguo tongji nianjian—2019 (China Statistical Yearbook—2019). (National Bureau of Statistics of China) China Statistics Press. Beijing, 2019.

Comments

No posts found

Write a review
Translate