- Код статьи
- S013128120009597-7-1
- DOI
- 10.31857/S013128120009597-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №2
- Страницы
- 71-83
- Аннотация
Поворот России на Восток и Новая северная политика Южной Кореи, на первый взгляд, предполагают взаимодействие в выгодных для обеих сторон отраслях. Однако три магистральных направления экономического взаимодействия — инвестиции, торговля, туризм — не приводят к качественному росту российско-корейских отношений. Меры для расширения сотрудничества должны предполагать не только решение технических вопросов, но и работу по формированию совместных ценностей, повышению эффективности работы институтов и координацию работы каналов взаимодействия.
- Ключевые слова
- Поворот на Восток, Республика Корея, развитие Дальнего Востока, Новая северная политика, «9 мостов», российско-южнокорейское сотрудничество, инвестиции, туризм, Россия—Корея, Комитет по северному экономическому сотрудничеству
- Дата публикации
- 10.06.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 29
- Всего просмотров
- 1624
Поворот России на Восток: к проблеме переосмысления российско-южнокорейских экономических отношений
Выстраивание взаимовыгодных отношений с азиатскими государствами остается для России первоочередной задачей в рамках развития дальневосточных регионов страны.Уникальный пример такого сотрудничества представляет взаимодействие России с Республикой Корея. В 2020 г. отмечается 30-летие дипломатических отношений между нашими странами, что дает повод переосмыслить историю сотрудничества и его результаты.
Как в российском, так и в южнокорейском экспертном дискурсе, принято считать, что реальные масштабы кооперации России и Южной Кореи не отвечают потенциалу двустороннего сотрудничества. Несмотря на активный диалог на всех уровнях, основные показатели этого сотрудничества оставляют желать лучшего. Особую обеспокоенность российской стороны вызывают низкие показатели инвестиционного сотрудничества.
Для более масштабного и объективного восприятия проблем и перспектив двусторонних отношений необходим, однако, не только анализ процессов, происходящих непосредственно в экономической плоскости, но и осмысление взаимосвязей целей и интересов сторон, выраженных дискурсивно на уровне политического руководства государств.
Актуальность исследования подтверждается изменениями, происходящими в дискурсе двустороннего сотрудничества, в частности, в высказываниях корейских экспертов, а прежде всего — в предложении корейской стороны внести дополнения в стратегию двустороннего российско-корейского сотрудничества «9 мостов». Об этом представители России и Кореи договорились в ходе Форума по северному сотрудничеству, состоявшегося в Сеуле в начале декабря 2019 г.1.
В ходе исследования были проанализированы официальные документы по вопросам проблем и перспектив двустороннего взаимодействия: пресс-релизы и аналитические материалы Комитета по северному экономическому сотрудничеству Республики Корея, материалы Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, Восточного экономического форума, экспертные мнения по вопросам взаимодействия России и Кореи. Фактологическую основу работы составили также статистические данные по вопросам инвестиционного, торгового и гуманитарного сотрудничества России и Южной Кореи, представленные на сайтах Федеральной таможенной службы РФ, Корейского экспортно-импортного банка, Корейской ассоциации поддержки торговли (КОТРА) и др.
Сотрудничество России и Кореи: совпадают ли цели сторон?
Целевые ориентиры России по выстраиванию сотрудничества со странами АТР связаны с определяющей для внешнеэкономических приоритетов нашей страны концепцией поворота на Восток. Известно, что концепция не является строго формализованной, однако ее основные приоритеты и задачи сформулированы на самом высоком уровне. Так, в своей предвыборной статье 2012 г. «Россия и меняющийся мир» Владимир Путин писал о повышении роли Азиатско-Тихоокеанского региона и о необходимости «поймать «китайский ветер» в «паруса» нашей экономики»2. Таким образом, первоначальная идея «поворота» состоит в использовании инерции развития азиатского региона как драйвера развития экономики дальневосточных регионов России. В 2014 г. поворот на Восток получил дополнительный импульс: к его экономическим императивам прибавилось обострение отношений между Россией и западным миром. Таким образом, необходимость опоры на страны Востока для оживления экономики стала еще более очевидной. Между тем степень зависимости процесса экономического развития от внешнеэкономических связей, его параметры и направления сотрудничества с конкретными странами до сих пор в России не обозначены.
Количественные и качественные критерии развития Дальнего Востока можно обнаружить в документах федерального значения: Национальной программе развития Дальнего Востока на период до 2025 г.3, национальном проекте «Международная кооперация и экспорт»4, а также в Указе Президента В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.»5.
4. Опубликован паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт». URL: >>>> обращения: 13.12.2019).
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период» до 2024 г. URL: >>>> (дата обращения: 13.02.2019).
В указанных документах обозначены следующие приоритеты экономического развития России, имеющие непосредственное отношение к сотрудничеству с зарубежными странами и относящиеся ко всем регионам страны. Во-первых, рост несырьевого экспорта — товаров высокой степени обработки и продукции АПК, услуг. Во-вторых, полноценная реализация транзитной функции и создание эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей экспортную деятельность. В-третьих, рост ВРП выше среднего по стране, сокращение оттока населения из региона и повышение качества жизни6.
Что касается инструментов реализации поставленных целей, то во главу угла ставится, конечно, привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор Дальнего Востока России. Основным инструментом реализации комплекса этих задач в регионе являются территории опережающего развития, перед которыми стоит задача создать максимально благоприятные условия для привлечения в экономику как отечественного, так и иностранного капитала. Непосредственная работа по привлечению иностранных инвестиций в развитие региона ведется профильными учреждениями, в том числе на уровне двустороннего взаимодействия.
О важности задачи свидетельствует активная политика правительства России по поддержке инвестиций в экономику Дальнего Востока. Инструментами этой политики стали крупнейшие инициативы по созданию благоприятных условий для привлечения иностранного капитала — территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, ежегодный Восточный экономический форум, проходящий во Владивостоке (ВЭФ). Как сказал на Пленарном заседании ВЭФ 2019 г. В.В.Путин, «обращаюсь ко всем коллегам, которые планируют вкладывать в Дальний Восток: пожалуйста, пользуйтесь этими возможностями, изучите их еще раз. Это не обещания — это практика, которая уже действует, она работает»7. Признанием значимости сотрудничества с Россией, а также наличия запроса на взаимодействие с нашей страной на Дальнем Востоке является активное участие руководителей и делегаций зарубежных государств в ВЭФ и других мероприятиях, а также активная позиция по формулированию концепции двустороннего сотрудничества.
Высшее руководство Южной Кореи дважды концептуализировало российско-южнокорейское сотрудничество, обозначив в нем свои приоритеты. В первом случае в ходе Международной конференции по сотрудничеству на евразийском пространстве, состоявшейся в 2013 г. в Сеуле, президент Республики Корея Пак Кын Хе декларировала так называемую Евразийскую инициативу, предполагающую, кроме всего прочего, сотрудничество с Россией. В 2017 г., на полях Восточного экономического форума в г. Владивостоке нынешний президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин, предложил идею «9 мостов». Эта идея предполагает сотрудничество России и Кореи как комплекс проектов в 9 направлениях: газ, электроэнергия, судостроение, железные дороги, Северный морской путь, портовое хозяйство, рыбная промышленность, сельское хозяйство, индустриальный комплекс. На первый взгляд, эти направления демонстрируют явный запрос на сотрудничество с Россией и лежат в русле ее интересов, предполагая взаимодействие в выгодных для России отраслях.
Однако результаты реализации российско-южнокорейского сотрудничества сложно однозначно оценить положительно, о чем свидетельствует статистика.
Результаты сотрудничества России и Южной Кореи
В широком смысле сотрудничество России и Южной Кореи включает три магистральных направления: торговлю, инвестиции и гуманитарное сотрудничество (туристические, образовательные, научные обмены).
Инвестиционному сотрудничеству уделяется наибольшее внимание со стороны российских властей, так как оно воспринимается как основной индикатор успешности сотрудничества. Объем инвестиций из Кореи в Россию невысок по всем показателям. По информации Экспортно-импортного Банка Кореи, в 2018 г. на Россию пришлось всего 0,19% (94 млн долл.) общего объема зарубежных инвестиций Южной Кореи.
Учитывая общие объемы и динамику южнокорейских инвестиций за рубежом, ситуация с их привлечением даже на территории опережающего развития Дальнего Востока России не представляется удовлетворительной. По данным Агентства стратегических инициатив, по состоянию на декабрь 2019 г. реализуется всего 11 инвестиционных проектов с участием южнокорейского капитала с объемом инвестиций 123 млн долл., это около 4,3% иностранных инвестиций, привлеченных на Дальний Восток за последние 4 года8.
Динамика привлеченных в Россию инвестиций из Республики Корея тоже неблагоприятная, что показывает следующая таблица.
Таблица 1
Динамика прямых южнокорейских инвестиций в отдельные зарубежные страны, млн долл. США
| 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 (I-III кв.) | |
| Китай | 2987 | 3433 | 3200 | 4766 | 3770 |
| Вьетнам | 1612 | 2374 | 1973 | 3162 | 1655 |
| Россия | 178 | 110 | 82 | 94 | 33 |
| Узбекистан | 15 | 27 | 7 | 18 | 16 |
| Канада | 570 | 1307 | 368 | 519 | 822 |
| Казахстан | 70 | 22 | 7 | 15 | 10 |
| Турция | 254 | 745 | 141 | 287 | 153 |
| Бразилия | 767 | 741 | 459 | 374 | 74 |
| ЮАР | 2 | 6 | 2 | 4 | 3 |
| Индия | 365 | 336 | 516 | 1053 | 190 |
| США | 7049 | 13612 | 15152 | 10809 | 7056 |
| Каймановы острова | 3145 | 4459 | 5029 | 6199 | 3717 |
| Общая сумма прямых инвестиций РК за рубежом | 30356 | 39592 | 44599 | 49786 | 29982 |
Таблица 2
Прямые инвестиции Республики Корея в Россию, тыс. долл.
| Число новых предприятий | Сумма инвестиций | |
| 2000 | 11 | 4 |
| 2001 | 9 | 7 |
| 2002 | 9 | 24 |
| 2003 | 13 | 25 |
| 2004 | 14 | 31 |
| 2005 | 22 | 38 |
| 2006 | 18 | 109 |
| 2007 | 48 | 242 |
| 2008 | 51 | 359 |
| 2009 | 29 | 430 |
| 2010 | 22 | 335 |
| 2011 | 33 | 100 |
| 2012 | 16 | 109 |
| 2013 | 27 | 122 |
| 2014 | 21 | 116 |
| 2015 | 18 | 178 |
| 2016 | 18 | 110 |
| 2017 | 21 | 82 |
| 2018 | 26 | 94 |
Приморский край, который обладает наиболее благоприятными условиями для развития сотрудничества с Кореей — административной поддержкой центра, выгодным географическим положением — не может пока похвастаться существенными результатами.
По некоторым оценкам, в Приморском крае работает около 50 корейских предприятий, однако этот показатель нельзя считать окончательным. Данные разных ведомств варьируются, так как в них часто включаются проекты, находящиеся в стадии подачи заявки или согласования. Естественно, далеко не все проекты, заявленные в ТОР, достигают стадии реализации. Это негативно влияет на общий фон сотрудничества, и региональное руководство намерено бороться с этой порочной практикой9.
Наиболее успешным направлением привлечения инвестиций в ТОРы Приморского края можно считать агропромышленный комплекс, где работают несколько корейских предприятий, в том числе концерн Lotte. Предприятия специализируются на выращивании таких культур, как кукуруза, соя, овес, большая часть произведенной продукции экспортируется в Южную Корею.
Причины отсутствия значительных результатов в привлечении инвестиций из Южной Кореи можно разделить на несколько категорий. Во-первых, это технические вопросы сотрудничества, относящиеся к вопросам реализации экономической политики: последствия международных санкций, административные барьеры, отсутствие необходимой материальной инфраструктуры, высокие издержки в энергоснабжении10.
Во-вторых, это коммерческие проблемы: неразвитость рыночной среды в России, узость потребительского рынка, низкая норма прибыли на фоне высоких издержек, конфликты интересов предприятий, сущностные различия в процессах принятия коммерческих решений корейскими и российским компаниями, нежелание корейских компаний принимать коммерческие решения в угоду политике государства и др.11.
Наконец, все чаще звучат мнения о наличии социокультурных различий между нашими странами, их негативном влиянии на сотрудничество. Этот момент чаще упоминается в выступлениях корейских экспертов. Так, например, член Комитета по Северному сотрудничеству Сон Вонъ Ён в интервью газете «Коммерсант» сказал: «Многие в Корее думают, что россияне за 30 лет совсем не изменились, ассоциации с Советским Союзом. Думают, что россияне агрессивные, бедные. Поэтому и боятся инвестировать»12. Пак Чонхо, президент Корейско-российского делового совета считает необходимым уделять больше внимания изучению истории и социальных процессов в России для достижения успеха в деловом сотрудничестве. По его словам, «Россия — страна, объединяющая традиции империи, культуру советского периода и социализма, современного капитализма… Мы должны уделять внимание не только деловой среде, но и тому, что за ее рамками»13.
13. FTA чхуджин хаби…ро, мунхва ихэга биджынисы сонъгонъ : (Прогресс ССТ… Понимание культуры России – ключ к бизнес-успеху). URL: >>>>
И если по первым двум группам факторов ведется активная работа, пусть пока не завершившаяся положительными результатами, то третьему, социокультурному, блоку в России пока уделяется недостаточно внимания.
Не способствует развитию инвестиционного сотрудничества и торговля, которая при этом остается наиболее стабильной и развитой формой взаимодействия между нашими странами.
Объем российско-корейского товарооборота в значительной степени коррелирует с макроэкономической ситуацией в обеих странах. Общий объем торговли за период с 2001 до 2014 г. увеличился почти в 10 раз, в 2014 г. достигнув рекордного показателя 27 млрд 290 млн долл. По причине валютных потрясений российско-корейский товарооборот в 2015 г. снизился до уровня 2010 г. Более всего пострадал корейский импорт в Россию, который в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом сократился почти вдвое — с 9,01 до 4,56 млрд долл.
К 2017 г. стороны адаптировались к новым валютным условиям, и товарооборот вновь начал демонстрировать положительную динамику. Так, в 2017–2018 гг. он увеличился на 27–28% по сравнению с предыдущим годом. В 2019 г. эта тенденция продолжилась. Несмотря на позитивную динамику за последние 2 года, объем взаимной торговли не достиг максимального показателя, зафиксированного в 2014 г.
Таблица 3
Динамика российско-корейской торговли товарами, млн долл.
| Товарооборот | Экспорт России в Южную Корею | Импорт России из Южной Кореи | Баланс России в торговле с Южной Кореей | |
| 1992 | 193 | 75 | 118 | -43 |
| 2000 | 2 846 | 2 058 | 788 | 1 270 |
| 2004 | 6 010 | 3 671 | 2 339 | 1 332 |
| 2005 | 7 800 | 3 940 | 3 860 | 80 |
| 2006 | 9 750 | 4 570 | 5 180 | -610 |
| 2007 | 15 070 | 6 980 | 8 090 | -1 110 |
| 2008 | 18 090 | 8 340 | 9 750 | -1 410 |
| 2009 | 9 980 | 5 790 | 4 190 | 160 |
| 2010 | 1 766 | 9 900 | 7 760 | 2 140 |
| 2011 | 21 150 | 10 850 | 10 300 | 550 |
| 2012 | 22 450 | 11 350 | 11 100 | 250 |
| 2013 | 25 180 | 14 860 | 10 300 | 4 560 |
| 2014 | 27 290 | 18 280 | 9 010 | 9 270 |
| 2015 | 18 060 | 13 500 | 4 560 | 8 940 |
| 2016 | 15 140 | 10 030 | 5 110 | 4 920 |
| 2017 | 19 278 | 12 345 | 6 933 | 5 411 |
| 2018 | 24 841 | 17 837 | 7 008 | 10 823 |
| 2019 (январь-сентябрь) | 18 928 | 12 840 | 6 087 | 6 753 |
Импорт Россией услуг из Республики Корея демонстрировал устойчивую тенденцию к росту в период с 2002 по 2014 г., в то время как в экспорте российских услуг в Республику Корея на протяжении рассматриваемого периода наблюдались периоды скачкообразного роста и спада. Торговлю России и Южной Кореи отличают следующие особенности:
– асимметрия товарной структуры, отражающаяся в практически полном отсутствии внутриотраслевой торговли. Как следствие — торговля не способствует получению новых знаний, обмену технологиями, улучшению структуры экспорта и конкурентоспособности экономики России;
– высокая степень концентрации российского экспорта в Республику Корея и диверсифицированная товарная структура корейского экспорта;
– профицит в торговле товарами и дефицит в торговле услугами со стороны России.
К факторам, ограничивающим возможности количественного роста российско-корейской торговли, относятся:
– колебания цен на энергоресурсы и валютных курсов в обеих странах;
– низкие показатели внутриотраслевой торговли и инвестиционного сотрудничества, не способствующие товарообмену продукцией производственного назначения;
– большие сроки, необходимые для сертификации импортной продукции, и недостаточно благоприятные условия таможенной очистки в России;
– введенные в 2016 г. Республикой Корея ограничительные меры санитарного характера в отношении российского импорта;
– низкий платежеспособный спрос в регионах Дальнего Востока, не соответствующий торговой стратегии корейских экспортеров.
Таблица 4
Торговля России и субъектов ДВФО с Республикой Корея, млн долл., %
| Товарооборот России с Республикой Корея | Товарооборот ДВФО-РК в российско-корейской торговле, % | Товарооборот ДВФО и Республики Корея | Доля РК в торговле ДВФО, % | |||||
| Экспорт | Импорт | Экспорт | Импорт | Экспорт | Импорт | Экспорт | Импорт | |
| 2014 | 18 280 | 9 010 | 49 | 12 | 9 113,8 | 1 113,7 | 32 | 10 |
| 2015 | 13 500 | 4 560 | 43 | 9 | 5 824,0 | 430,8 | 28 | 7 |
| 2016 | 10 030 | 5 110 | 48 | 12 | 4 870,6 | 635,7 | 26 | 11 |
| 2017 | 12 345 | 6 933 | 49 | 13 | 6 138,1 | 967,3 | 27 | 15 |
| 2018 | 17 837 | 7 008 | 51 | 8 | 9 157,5 | 563,9 | 32 | 8 |
| 2019 (9 мес.) | 18 280 | 9 010 | 41 | 6 | 7 550,3 | 552,1 | 35 | 9 |
За минувшие пять лет не произошло существенного роста товарооборота. Максимум, который был достигнут, — вернулись показатели 2014 года, предшествующего снижению обменного курса рубля. Что касается товарной структуры торговли, то она за несколько лет не претерпела качественных изменений. По данным за 2018 год, 80% экспорта ДВ в Южную Корею приходилось на минеральное топливо и продукты его перегонки14.
Гуманитарное взаимодействие между Россией и Республикой Корея реализуется через научно-техническое и образовательное сотрудничество. Отвечают ли качественные и количественные характеристики этого сотрудничества актуальным задачам его развития, остается вопросом открытым. Но представляется, что гуманитарные контакты должны играть важную роль в формировании совместных ценностей, общих целей, форматов и принципов коммуникации в условиях значительных языковых и культурных различий. Однако, как представляется автору, ввиду отсутствия полноценной стратегии по формированию такого взаимопонимания, добиться его прогресса пока не удалось. И это осложняет процесс формирования единых целей в экономическом и политическом диалоге.
Таблица 5
Динамика числа туристов в направлении Россия — Южная Корея, человек
| 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
| Число поездок из Республики Корея в Россию | 107 942 (13,7%) | 135 676 (25,7%) | 153 189 (12,9%) | 181 024 (18,2%) | 276 560 (52,8%) | 342 300 (43%) |
| Число выезжающих из России в Корею | 175 360 (5,2%) | 214 366 (22,2%) | 188 106 (-12,3%) | 233 973 (24,4%) | 270 427 (15,6%) | 302 540 (11%) |
Источник: URL: >>>> globalBbsDataAllView.do?dataIdx=170349&searchNationCd=101093.
Практических результатов по развитию сотрудничества ждут от туристического бума, который ощущается на Дальнем Востоке России, прежде всего во Владивостоке. Всплеск въездного потока из Южной Кореи в Россию продолжается уже три года, начиная с 2017 г.
Наиболее популярным местом для корейских туристов стал Владивосток, что объясняется несколькими обстоятельствами:
– безвизовый режим, введенный в 2014 г.;
– географическая близость дальневосточных регионов России и Кореи (из Сеула до Владивостока можно добраться за 2 часа);
– относительная дешевизна поездок для корейцев, вызванная снижением обменного курса рубля в 2014 г.;
– позиционирование дальневосточных регионов России, в частности Владивостока, как «ближайшей к Корее Европе».
В результате число туристов из Южной Кореи, посетивших Приморский край, бьет рекорды. С 2014 по 2016 г. в Приморский край в среднем приезжало от 20 до 30 тыс. граждан Южной Кореи. По данным же за 2018 г., на территорию края въехали 220 тыс. корейцев (рост 120% по сравнению с предыдущим годом). По предварительным оценкам Администрации Приморского края, в 2019 г. рост продолжился: за первые девять месяцев 2019 г. турпоток из Республики Корея вырос на 41%, составив 245,6 тыс. человек15.
Несмотря на внешние проявления туристического бума, выражающиеся в росте числа иностранцев на улицах Владивостока, рекордном числе авиарейсов по маршруту Владивосток — Сеул (более 40 рейсов в неделю), росте числа гостиниц и ресторанов в городе, учащающиеся заходы круизных лайнеров, положительное воздействие этого явления на экономику региона не безусловно и ограничено рядом факторов.
Во-первых, важно понимать, что продвижением регионов России как туристических продуктов занимаются, прежде всего, корейские туристические фирмы, средства массовой информации, блогеры. В результате корейским фирмам принадлежит большая часть прибыли с туристического потока, что не способствует желаемому для России росту инфраструктуры и числа качественных рабочих мест в регионе.
Во-вторых, негативные отзывы туристов о низком уровне сервиса и намеренном завышении цен в гостиницах и ресторанах появляются все чаще, в том числе в российских СМИ16. Самое существенное последствие этого — туристы из Южной Кореи крайне редко посещают Владивосток повторно. Как следствие, новый туристический сезон, может сопровождаться снижением показателей въездного туризма.
В-третьих, нередко местом притяжения корейских туристов становятся объекты, связанные с историей корейской диаспоры в Приморском крае и прежде всего памятники и исторические места, посвященные героям освободительного движения против японского колониального господства на Дальнем Востоке. По мнению автора, это не отвечает задаче продвижения русского языка и культуры в Азии в достаточной мере, поскольку лишь закрепляет стремление корейцев искать в истории России следы собственной идентичности. Кроме того, по этой причине затрудняется поиск точек соприкосновения для создания общих ценностей, формирование положительного имиджа России на базе общего прошлого. Этой задаче в России уделяется незаслуженно мало внимания.
В поисках новых подходов к развитию сотрудничества
Редкая статья по российско-корейскому сотрудничеству обходится без его проблематизации17. Экспертами предлагаются различные рекомендации по выстраиванию взаимовыгодных отношений с Южной Кореей: создание условий для сотрудничества с малыми и средними предприятиями18, наращивание объема поставок сельскохозяйственной и другой продукции, подкрепленного созданием эффективной структуры логистики19, создание механизмов финансового сотрудничества в условиях санкций20, формирование доверия к российской деловой среде путем создания примеров успешного опыта работы корейских предприятий в России21 и др.
18. Коргун И. Указ. соч.
19. Lee Dae Seob. Op.cit.
20. Синпукпанъкёнджехёмнёк чхуджинчолляк мит кибон кэхвек сурип (2018-12-28): (Базовый план и стратегия реализации экономического сотрудничества в рамках «Новой северной политики»). URL: >>>> (дата обращения: 13.12.2019).
21. Ёнхеджуга хангук киобеге …; Кукла М.П., Мядзель В.С. Проблемы и перспективы бизнес-диалога «Россия-Республика Корея»: заметки с полей ВЭФ // Известия Восточного Института. 2019. № 3. С.116–122.
Однако, как нам представляется, рекомендации по техническим и коммерческим аспектам сотрудничества должны дополняться формированием согласованной позиции по широкому кругу вопросов, включающему общие цели и ценности. В настоящее время этот процесс, на взгляд автора, развивается асимметрично.
Так, в южнокорейском политическом дискурсе продолжительное время преобладающей является связка «мир-процветание», которая предполагает политизацию экономического сотрудничества в регионе СВА: использование экономического сотрудничества как средства политического давления на КНДР или вовлечения северного соседа в созидательную деятельность. В России господствующей является связка «сотрудничество-развитие», предопределяющая необходимость развития сотрудничества во благо развития Дальнего Востока. Именно в данном противоречии мы видим основное препятствие для формирования совместных целей и направления работы по наполнению содержанием сотрудничества.
Корейская сторона, несмотря на сдержанную позицию в отношении сотрудничества с Россией, конструктивно подходит к формулированию видения, целей, задач и инструментов двустороннего сотрудничества с Россией в рамках «Новой северной политики». Большую работу в этом направлении ведет Комитет по северному экономическому сотрудничеству при президенте Республики Корея (далее — Комитет), задача которого изначально состояла в создании единой согласованной позиции различных ведомств Южной Кореи относительно сотрудничества с Россией22. Деятельность Комитета задает тон российско-корейскому взаимодействию в сфере экономики. Проходящие под эгидой Комитета регулярные мероприятия с участием представителей бизнеса и властей играют большую роль в формировании повестки дня и создания площадки для двустороннего сотрудничества.
В начале декабря 2019 г. в Сеуле состоялся «Форум северного сотрудничества 2019», на котором председатель Комитета Квон Гухун предложил в преддверии 30-летия дипломатических отношений план 2.0 по реализации инициативы «9 мостов» (9-Bridge Action Plan 2.0)23. Суть плана состоит в том, чтобы сформулировать и согласовать с российской стороной целевые ориентиры по каждому из направлений сотрудничества. Кроме того, корейская сторона предложила дополнить изначальные направления сотрудничества в рамках «9 мостов» новыми: создание инновационной платформы, экология, туризм, здравоохранение и образование24.
24. 9 Bridge чхуджинпуня (9 мостов. Направления сотрудничества). URL: >>>> (дата обращения: 13.12.2019).
Расширение направлений взаимодействия означает, на наш взгляд, стремление к дальнейшему поиску прагматичных направлений сотрудничества, не отягощенных политическим контекстом. Отсутствие оснований для нормализации межкорейских отношений и снятия санкций с КНДР ограничивает возможности реализации первоначальной концепции «9 мостов» по крупным многосторонним проектам в сфере энергетики, железных дорог и др. В этих условиях и в России возникает окно возможностей для стимулирования сотрудничества в формате исключительно экономического диалога, так как Республика Корея не пытается извлечь политические выгоды в виде приобретения каналов влияния на КНДР.
Другая задача развития двустороннего сотрудничества связана с повышением эффективности институтов его поддержки. Экономическое взаимодействие двух стран обеспечивают ставшие уже регулярными площадки бизнес-коммуникации: ВЭФ, Форум межрегионального сотрудничества, День корейского инвестора и др. Институты поддержки сотрудничества также представлены достаточно широко: российско-корейский инновационный центр в Корее, российско-корейский центр научно-технического сотрудничества в Москве, офис Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта в Сеуле, представительства провинции Северная Кёнсан, провинции Кангвон во Владивостоке и др.
Проблема повышения эффективности институтов двусторонних отношений, по мнению автора, нуждается в серьезной проработке. Оценка эффективности и меры ее повышения должны исходить из целевых показателей, в том числе их синхронизации для обеих сторон, а также координации работы всех каналов и институтов.
Российско-южнокорейское экономическое сотрудничество характеризуется структурной несбалансированностью, низкой степенью взаимозависимости и асимметрией в восприятии концепции взаимодействия. Как один из результатов — число проектов, реализованных корейским капиталом на Дальнем Востоке, невелико, а другие виды сотрудничества (торговля, научно-техническое, гуманитарное взаимодействие) не создают пока основы для решения задач экономического развития Дальнего Востока. В таких условиях для развития двусторонних отношений в русле стратегического партнерства, по мнению автора, необходима работа по повышению эффективности и взаимопонимания сторон: оценка эффективности институтов двустороннего сотрудничества, согласованная позиция по определению количественных и качественных критериев развития двусторонних отношений, создание новых элементов совместной идентичности на базе успехов сотрудничества и совместной исторической памяти.
Библиография
- 1. 9 Bridge чхуджинпуня (9 мостов. Направления сотрудничества). URL: http://www.bukbang.go.kr/bukbang/vision_policy/policys/category/ (дата обращения: 13.12.2019).
- 2. FTA чхуджин хаби…ро, мунхва ихэга биджынисы сонъгонъ : (Прогресс ССТ… Понимание культуры России – ключ к бизнес-успеху). URL: http://www.junggi.co.kr/mobile/view.html?no=23736&fbclid=IwAR1geAsHnV5ssEdIRyTOrxKMV03YVUYFsp40BuelPp7UoLzwgRjEzD-s230.
- 3. Lee Dae Seob. Korea’s Agricultural Production in Russian Far East /Lee Dae Seob // Problems of Economic Transition. 2018. № 60 (4). P. 307–324; Самсонова В.Г. Указ. соч.; Коргун И. Российско-корейское сотрудничество в режиме ожидания. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/rossiysko-koreyskoe-sotrudnichestvo/?sphrase_id=148663.
- 4. South Korea-North Korea-Russia Trilateral Cooperation for Peace and Prosperity on the Korean Peninsula. Ed. by Lee Jae-Young. Sejong: Korea Institute for International Economic Policy, 2018. P. 63. URL: http://www.kiep.go.kr/sub/view.do?bbsId=search_report&nttId=202551 (дата обращения: 13.02.2019); Самсонова В.Г. ЕАЭС-РК: перспективы и вызовы интеграции в рамках ЗСТ // Корея перед новыми вызовами. М.: ИДВ РАН, 2017. С.238–253.
- 5. В Приморье вновь вырос иностранный турпоток // Официальный сайт Приморского края. URL: https://www.primorsky.ru/news/167138/?sphrase_id=5568494 (дата обращения: 13.12.2019).
- 6. В Сеуле состоялось 13-е заседание Российско-Корейского Подкомитета по Дальнему Востоку и Сибири. URL: https://minvr.ru/press-center/news/24081/?sphrase_id=1206947 (дата обращения: 13.12.2019).
- 7. Волощак В. И., Лукин А. Л. Российско-южнокорейское сотрудничество в рамках «Новой северной политики» Республики Корея: предварительные итоги // Известия Восточного института. 2018. № 4. С. 68–80; Коргун И. Указ соч.; Кукла М.П. Проблемы и перспективы трехстороннего сотрудничества между Россией, Республикой Корея и КНДР // Корейский полуостров в поисках мира и процветания. В двух томах, Т.1. М.: ИДВ РАН, 2019. С.319‒330; Суслина С. С., Захарова Л. В. Российско-южнокорейское экономическое сотрудничество и «Новая северная политика» президента Мун Чжэ Ина // Азия и Африка сегодня. 2018. № 6. С. 27; Самсонова В.Г. Указ соч.; «Риск не проблема…»; чхуджин хаби… Lee Dae Seob. Op.cit.
- 8. Дальневосточное Таможенное управление URL: http://www.dvtu.customs.ru (дата обращения: 13.12.2019).
- 9. Кукла М.П., Мядзель В.С. Проблемы и перспективы бизнес-диалога «Россия-Республика Корея»: заметки с полей ВЭФ // Известия Восточного Института. 2019. № 3.
- 10. Ёнхеджуга хангук киобеге мархэджун юманъхёмнёкпуня // пукпанъкёнджехёмнёквивонхве : (Приморский край представил корейскому бизнесу перспективные проекты сотрудничества России и Кореи // Комитет по северному экономическому сотрудничеству). URL: http://www.bukbang.go.kr/bukbang/info_data/pds/0001/?boardId=bbs_0000000000000013&mode=view&cntId=126 (дата обращения: 13.12.2019).
- 11. Квон Гихун вивонджанъ, панхан росиа чонъбу тэпхёдангва кёнджехёмнёк сонъгван чханъчхуль нони // пукпанъкёнджехёмнёквивонхве: (Председатель комитета по северному экономическому сотрудничеству Квон Гихун обсудил с корейской делегацией перспективы сотрудничества с Россией /Комитет по северному экономическому сотрудничеству). URL: http://www.bukbang.go.kr/bukbang/about_pr/0010/?boardId=bbs_0000000000000005&mode=view&cntId=36 (дата обращения: 13.12.2019).
- 12. Корейских туристов все чаще разочаровывает путешествие во Владивосток // Официальный сайт Приморского края URL: https://primamedia.ru/news/843835/ (дата обращения: 13.12.2019).
- 13. Национальная программа развития Дальнего Востока на период до 2025 года. URL: https://дв2025.рф (дата обращения: 13.12.2019).
- 14. Паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт». URL: http://government.ru/info/35564/ (дата обращения: 13.12.2019).
- 15. Пленарное заседание Восточного экономического форума. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/61451 (дата обращения: 19.12.2019).
- 16. Путин В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 27.02.2012. URL: http://www.mn.ru/politics/78738 (дата обращения: 13.12.2019).
- 17. «Риск не проблема, но чем выше риск, тем выше должна быть прибыль». Член совета при президенте Южной Кореи о том, почему корейцы неохотно инвестируют в Россию // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4087080?fbclid=IwAR1fgWAiVYiqoB1MgtdH841LbAG2EZ zIQff1EBCVSV9VBu72hmdrGFSFaVU.
- 18. Синпукпанъкёнджехёмнёк чхуджинчолляк мит кибон кэхвек сурип (2018-12-28) : (Базовый план и стратегия реализации экономического сотрудничества в рамках «Новой северной политики»). URL: http://bukbang.go.kr/bukbang/info_data/references/?boardId=bbs_0000000000000013&mode=view&cntId=13&category=%EC%A0%95%EC%B1%85&pageIdx= (дата обращения: 13.12.2019).
- 19. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период» до 2024 г. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1 (дата обращения: 13.02.2019).