«Восточная Азия в меняющемся мире». VI Международная научная конференция молодых востоковедов
«Восточная Азия в меняющемся мире». VI Международная научная конференция молодых востоковедов
Аннотация
Код статьи
S013128120005173-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Захарова Людмила Владимировна 
Аффилиация: МГИМО МИД РФ
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
173-179
Аннотация

  

Классификатор
Получено
16.05.2019
Дата публикации
17.05.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
1232
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 29–30 ноября 2018 г. в Институте Дальнего Востока РАН состоялась VI ежегодная научная конференция молодых востоковедов «Восточная Азия в меняющемся мире», организованная и проводимая Советом молодых ученых ИДВ РАН. Конференцию открыл директор ИДВ РАН проф. С.Г. Лузянин, который обозначил основные тренды развития международной обстановки в регионе, отметил актуальность вынесенных на обсуждение вопросов и подчеркнул важность участия в международных конференциях для профессионального развития ученого.
2 В работе конференции приняли участие более 50 молодых ученых и магистрантов, представляющих различные академические и учебные институты, а также государственные учреждения, коммерческие и некоммерческие организации. На форум приехали молодые востоковеды из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Челябинска, Екатеринбурга, Читы, Владивостока, а также Китая, Польши и Таиланда. Были заслушаны и обсуждены более 40 докладов, посвященных актуальным вопросам сотрудничества в Восточной Азии и проблемам развития государств региона.
3 Заседания конференции проходили в двух секциях: «Политика» и «Экономика». Все доклады вызвали интерес и живую дискуссию, показав, что затронутые темы актуальны и интересны для молодых востоковедов.
4 На заседаниях секции «Политика» было заслушано и обсуждено 25 докладов. В докладе А.Ч. Мокрецкого (ИДВ РАН) были представлены «новые пространства сотрудничества» в китайской внешней политике. Автор подтвердил тезис о том, что китайская дипломатия становится «всевекторной», «многослойной» и «объемной», а само государство вступило в «новую эпоху», для которой характерны новые области сотрудничества: интернет-пространство, космос, глубоководные моря и др.
5 Е.В. Журавлева (РУДН) рассмотрела популярную в последние годы в Китае теорию международного симбиоза, основным разработчиком которой является профессор Фуданьского университета Жэнь Сяо. С помощью этой теории поясняются не только принципы современной внешней политики КНР, но и предлагается модель будущей системы международных отношений, которая основана на реляционизме и имеет многополярную структуру.
6 В докладе А.В. Цвыка (РУДН) была поднята актуальная проблема прав человека в Китае. В последние десятилетия эта проблема стала одной из наиболее спорных и противоречивых тем в отношениях между КНР и Западом. Китай, традиционно занимавший в данном вопросе оборонительную позицию, начал продвигать собственную концепцию прав человека на международном уровне. В докладе анализируется место Китая в современной системе защиты прав человека, а также цели, задачи и механизмы реализации «дипломатии прав человека» Китая.
7 В.А. Скосырев (ИСАА МГУ) посвятил выступление китайским «мозговым центрам». В последние годы партийные и государственные учреждения, университеты, исследовательские институты и СМИ приступили к строительству собственных аналитических центров. Автор задает риторический вопрос: будут ли новые «мозговые центры с китайской спецификой» выдавать аналитическую продукцию более высокого класса, либо же будет иметь место лишь количественный, а не качественный рост «мозговых центров».
8 В докладе А.А. Киреевой (МГИМО МИД РФ) рассматривалась политика Японии по отношению к конфликту в Южно-Китайском море в контексте трансформации ее политики в сфере безопасности и стратегического соперничества с Китаем. Администрация Синдзо Абэ позиционирует действия КНР как угрожающие безопасности и направленные на нарушение статус-кво. В связи с этим Япония усиливает свое участие в делах региона и наращивает сотрудничество в сфере безопасности как с государствами, непосредственно вовлеченными в территориальные споры (Вьетнам и Филиппины), так и со странами ЮВА, которые озабочены обострением конфликта (Малайзия, Индонезия), а также с внешними игроками (США, Австралия, Индия, Великобритания).
9 В.В. Нелидов (МГИМО МИД РФ) осветил некоторые черты японского механизма принятия решений в сфере национальной безопасности с точки зрения концепции «реактивного государства», предложенной американским политологом К. Калдером и подразумевающей, что японское государство зачастую предпочитает не проявлять инициативы, но лишь реагировать на уже складывающуюся ситуацию. В докладе были представлены международные и внутриполитические факторы, способствующие подобной «реактивности» политического курса, отмечены выгоды и потери подобного подхода, а также показано, что «реактивность» до сих пор является существенной чертой курса японского государства в сфере национальной безопасности (хотя в последние годы и проявляются отдельные признаки отхода от подобного курса).
10 Матеуш Данелевски (Варшавский университет) оценил приоритеты внешней политики КНДР и РК. По мнению польского ученого, вся северокорейская дипломатия служит для того, чтобы как можно дольше удержать режим на международной арене. При этом ядерное оружие является гарантией безопасности Пхеньяна, а военные действия, в том числе ракетные и ядерные испытания, — важнейшим инструментом. Основные приоритеты внешней политики Республики Корея следуют из собственной геостратегической позиции и экономического влияния, к ним относятся отношения с крупными державами (США, КНР, Япония и РФ), а также проблема Северной Кореи.
11 И.А. Курашова (ИСАА МГУ) проанализировала реформу силовых структур Республики Корея в период президентства Мун Чжэ Ина и ее перспективы. Автор отмечает, что несмотря на объективные предпосылки для реформы, как необходимость усовершенствования армейского вооружения и техники, неэффективность служб гражданской и военной разведок и их замешанность в скандалах, такие масштабные внутриполитические изменения направлены также и на усиление позиций действующего президента и правящей партии. При этом успешное проведение реформы находится под вопросом — несмотря на популярность в обществе отдельных ее положений, низкий рейтинг президента может привести к тому, что любые его инициативы будут восприняты негативно.
12 Тема Северной Кореи была продолжена в выступлении Н.С. Степановой (Пятый канал, Санкт-Петербург), которая рассмотрела вопрос национализма как элемента идеологии КНДР. Северокорейская пропаганда призывает бережно хранить наследие национальной культуры, возрождать традиции. Для этого регулярно делается акцент на преимуществах национальной кухни и одежды, подчеркивается «самобытность» и «превосходство» корейской нации, отсутствуют какие-либо упоминания о китайском влиянии, в том числе, конфуцианстве. Хотя при этом упор делается на особенности азиатского менталитета: для консолидации нации на этнокультурной основе идет постоянная отсылка к традиции уважения старших. В рамках северокорейской государственности это означает и безусловное почитание лидера страны. Докладчик отметил, что возведение в ранг национализма внутренней самобытности и самостоятельности во внешней политике Пхеньян объясняет необходимостью противостоять навязываемой «империалистами» глобализации, которую в КНДР воспринимают как попытку Запада, и в первую очередь США, навязать всему остальному миру свои ценности, образ жизни, политическое устройство и экономическую систему.
13 Е.Л. Логиновский (НИУ ВШЭ) представил участникам конференции анализ малоизвестной работы Ким Ир Сена «Социализм — это идея народных масс, выступающих в защиту будущего человечества», появившейся после холодной войны и не включенной в первое «Полное собрание сочинений». Лидер КНДР беседовал с людьми, большинство которых были этническими корейцами, проживавшими в странах СНГ, и вместе с ним принимали участие в вооруженной борьбе 1930–1950х годов. В указанном труде Ким Ир Сена затрагивается международная и местная проблематика, при этом акцент делается на вопросы идеологии и политики в России. Работа публиковалась трижды: в 2000, 2006 и 2011 г. По мнению докладчика, переиздания этих бесед лидера КНДР являются важным сигналом Пхеньяна о стремлении улучшить связи с Москвой в XXI веке.
14 Особый интерес участников конференции вызвал доклад И.В. Дьячкова (МГИМО МИД РФ), посвященный анализу современных ракетно-ядерных возможностей КНДР. Нехватка информации о Северной Корее и идеологизированность проблемы усложняют оценку ядерного потенциала Пхеньяна. Эксперт отметил, что атомный проект является для КНДР привлекательной альтернативой модернизации конвенциональных вооружений с точки зрения соотношения расходов и производимого эффекта. Главным «узким местом» военной ядерной программы КНДР являются тесно связанные вопросы вепонизации и создания средств доставки, где одна из основных сложностей заключается в создании миниатюрной ядерной боевой части. До сих пор не ясно, удалось ли КНДР ее разработать. Значительный скачок в области ракетных технологий был совершен Пхеньяном в 2017 г., во время испытаний твердотопливных ракет «Пуккыксон-2», а также линейки новых «Хвасонов», обладающих бóльшей дальностью, чем демонстрировавшиеся ранее северокорейские изделия. По мнению автора, широкое и подробное освещение Пхеньяном своих технологических достижений свидетельствует о стремлении КНДР привлечь к себе внимание мирового сообщества и воспользоваться испытанной тактикой: обменять ограниченные уступки в реализации ракетно-ядерной программы на экономические и политические дивиденды. Проблемы сотрудничества России и Китая в Центральной Азии были подняты в выступлении М.А. Козыревой (МГИМО МИД РФ). Докладчик отметила, что при совпадении формулируемых интересов и неконфликтной политике РФ и КНР в странах Центральной Азии тем не менее не возникает полноценного сотрудничества двух стран в регионе, так как Россия и Китай в широком контексте своей внешней политики по-разному воспринимают указанный регион. В связи с этим отличаются и мотивы действий Москвы и Пекина. Для России очевидным приоритетом стало создание сплоченной региональной экономической группы благодаря механизмам интеграции. Китай же опирается на идею глобализации, подчеркивает необходимость сохранения и укрепления институтов глобального управления.
15 Выступление Ю.В. Кулинцева (ИДВ РАН) было посвящено анализу условий формирования нового состава ПК Политбюро ЦК КПК по итогам XIX съезда Компартии Китая. Автор показывает политические механизмы консолидации власти в руках Си Цзиньпина и выделяет отличительные характеристики формирования новой внешнеполитической стратегии КНР, которая в той или иной степени затронет мировую экономику и систему международной торговли. А решения эти направлены на то, чтобы «развернуть экономику страны с экспортных рельсов» на путь развития и реализации собственных товаров в своей стране.
16 Г.А. Кочешков (ИСАА МГУ) охарактеризовал влияние внутриполитических изменений «новой эпохи» Си Цзиньпина на действия Китая в условиях конфронтации с США. Было отмечено, что в период между XIX съездом КПК в октябре 2017 г. и 1-й сессией 13-го созыва ВСНП в марте 2018 г. произошла фиксация трансформации политической системы КНР. Она выражается в переходе от коллективного управления к единоличному правлению Си Цзиньпина и официально объявленном им начале «новой эпохи». Также в марте 2018 г. началась открытая конфронтация между КНР и США в форме торговой войны. Докладчик предпринял попытку анализа характера данной политической трансформации, действительного уровня власти Си Цзиньпина и возможного влияния этих изменений на характер действий Китая в условиях конфронтации с США.
17 Ряд докладов был посвящен анализу американо-китайских отношений. А.В. Волошина (ИДВ РАН) остановилась на роли Китая в тихоокеанском «повороте» Америки. После выдвижения Б. Обамой в 2011 г. геополитической инициативы «поворота» или «перебалансировки», призванной гарантировать сохранение доминирующего положения США в АТР, выстраивание конструктивных отношений с Китаем стало важнейшим элементом этой стратегии. Докладчик отметила, что изменения в относительной мощи Америки и Китая, а также стремление КНР утвердиться в качестве ведущей азиатской державы и предложить странам АТР свою модель региональной архитектуры стали вызовом для американской политики в Азии. В ходе анализа был сделан вывод об изменениях, которые претерпел «поворот» со сменой американской администрации, а также ставится вопрос об эффективности данной стратегии с точки зрения реализации поставленных США целей.
18 М.В. Баганец (УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) посвятила свое выступление изучению тайваньского вопроса в диалоге между Пекином и Вашингтоном. Неурегулированный политический статус Китайской Республики является одной из ключевых проблем в китайско-американских отношениях. В докладе были рассмотрены тайваньская политика США, а также отношение к ней материкового Китая. Докладчик подготовила свое выступление на основе анализа ведущих международных СМИ, включая онлайновую версию «Жэньминь жибао» и портал «Новости Тайваня».
19 В выступлении А.М. Хайзниковой (МГИМО МИД РФ) рассматривалось неформальное объединение, в которое входят США, Япония, Австралия и Индия, что может привести к созданию индо-тихоокеанского альянса. Автор обращает внимание на то, что основной причиной формирования «ромба безопасности» стал Китай, он же стал и главным препятствием на пути сближения четырех стран. Дальнейшее сближение Вашингтона, Токио, Канберры и Нью-Дели в военно-политической сфере может привести к протесту со стороны Пекина, а также к усилению напряженности в регионе и потенциальной гонке вооружений. Автор полагает, что вероятность создания формального объединения невелика, хотя США, Япония, Австралия и Индия будут продолжать усиливать сотрудничество в двустороннем формате.
20 В.С. Гончаров (РАНХиГС, Москва) обратил внимание на сближение трех стран в АТР — Вьетнама, Индии и Японии — не только в вопросах торговли, но и в сфере безопасности. Автор отмечает, что формирование коалиции Нью-Дели — Токио — Ханой должно повысить вовлеченность России в политические и экономические процессы в АТР. В то же время Москва не может усилить политическое сотрудничество с Ханоем из-за конфликта Вьетнама и КНР. Определенные перспективы открываются в 2019 году, объявленном двумя странами перекрестным годом. Докладчик отметил также важность усиления деятельности Российского экспортного центра и Российского фонда прямых инвестиций в сотрудничестве с вьетнамскими деловыми кругами. В. Срисанит (МГИМО МИД РФ) в своем докладе исследовала концепцию внешней политики Таиланда, его отношения с США, Китаем и Россией. Эксперт указала факторы, способствующие и препятствующие отношениям между странами, проанализировала будущие направления внешней политики Таиланда.
21 В докладе В.В. Вершининой (МГИМО МИД РФ) было отмечено, что с началом 2000х годов Вьетнам еще больше активизировал свою политику в АСЕАН, что выразилось в организации и проведении им ряда встреч на высшем уровне и различных международных мероприятий в рамках этой организации. В 2000е годы динамично развивались многоплановые отношения Вьетнама с Индонезией, Малайзией, Филиппинами. СРВ стремится поддерживать стабильный курс на дальнейшее расширение торгово-инвестиционного и научно-технического сотрудничества со всеми странами АСЕАН.
22 А.М. Харитонова (СПбГУ) выступила с докладом, посвященном отношениям Королевства Камбоджа и США в период с 1953 по 1960 г., где отметила, что после окончания первой Индокитайской войны (1945–1954 гг.) и проведения Женевской конференции в 1954 г. произошла масштабная перестановка международных сил, связанная с подготовкой ко второй войне и усилением влияния США в регионе. Докладчик проанализировала камбоджийско-американские отношения того периода, основываясь на изучении материалов архивов ГАРФ и РГАСПИ, а также Департамента истории (США) и статей Н. Сианука.
23 Формирование международного имиджа КНР в XX—XXI вв. стало темой доклада Д.А. Архиповой (Челябинский госуниверситет). Исследуя внешнеполитический курс Китая с момента образования КНР, автор показала процесс формирования международного имиджа Поднебесной и проанализировала причины возникновения различных, иногда диаметрально противоположных, мнений о внешнеполитической деятельности Китая.
24 К.И. Бикмаева (ИСАА МГУ) рассмотрела тему кочевых школ в Монголии. Они создаются преимущественно или по инициативе местного населения, или при поддержке международных организаций. Современная сеть кочевых школ и детских садов еще не так широко распространена по стране. Однако ее развитие может решить ряд серьезных проблем, в частности получения более качественного образования, а также предоставления одинакового стандарта грамотности всем учащимся, в том числе и тем, кто отстал от школьной программы. Система кочевых детских садов, особенно широко действующая в летние месяцы, может позволить родителям уделять больше времени хозяйству, а детям получать систематизированную подготовку к школе. В докладе Е.В. Яковкина (Колледж олимпийского резерва, Пермь) сравнивалось восприятие Японии русскими эмигрантами и советскими гражданами на основе двух книг, выпущенных в 1943 и 1958 г. Между этими датами события Второй мировой войны, атомные бомбардировки Японии, оккупация страны и послевоенное восстановление. Докладчик указал, что и русские эмигранты, и советские граждане одинаково пишут о сочетании современности и традиций в Японии, отмечают трудолюбие народа, восхищаются японской культурой. Рассматриваемые книги, в которых ощущается дух эпохи, по мнению докладчика, являются ценным источником по изучению русско-японских отношений.
25 На секции «Экономика» рассматривались различные аспекты экономического развития государств Северо-Восточной Азии и их сотрудничества, в том числе с Россией. Выступление Е.О. Заклязьминской (ИДВ РАН) было посвящено внутренней системе классификации туристских объектов в Китае, проблемам и перспективам ее функционирования. Докладчик предприняла попытку проследить, как получение статуса объекта 3А, 4А, 5А и включение в списки ЮНЕСКО влияют на развитие северо-восточных, центральных и западных районов страны, выявив каким образом внутрикитайская классификация сопрягается с ключевыми программами развития сектора, особенно программой «кластерного» туризма.
26 Л.Д. Перфильева (Забайкальский государственный университет) представила доклад о международном сотрудничестве КНР с арктическими странами с целью расширения китайского влияния в Арктике. Отдельное внимание было уделено совместным российско-китайским проектам по разработке полезных ископаемых и использованию транспортного потенциала региона. К.С. Муратшина и Д.Е. Начинов (УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) проанализировали основные направления межрегиональных связей Свердловской области с китайской провинцией Хэйлунцзян, классифицировав сферы партнерства двух регионов, а также оценив эффективность этих связей для экономики Свердловской области.
27 Доклад Е.О. Нахатакян (МГИМО МИД РФ) был посвящен развитию экономического сотрудничества между Китаем и Тайванем, вызвавшего формирование комплексной экономической взаимозависимости между странами. Было показано, как «асимметричная взаимозависимость» позволяет Китаю использовать различные экономические инструменты для продавливания своих национальных интересов, а также проанализированы основные экономические меры, которые используются Китаем в отношении Тайваня, особенно после прихода к власти администрации Цай Инвэнь.
28 В своем выступлении Цююй Гаоянь (НИУ ВШЭ) рассмотрел политические риски при осуществлении прямых иностранных инвестиций КНР. Используя новый индекс политического риска (индекс PRI) при анализе, автор пришел к выводу, что подавляющее большинство китайских ПИИ в период с 2006 по 2017 г. сосредоточено в странах с умеренным и низким уровнем риска, даже на секторальном уровне.
29 А.А. Игнатов (РАНХиГС) представил доклад об опыте Японии в имплементации Целей устойчивого развития ООН (ЦУР), принятых в 2015 г. Показав концептуальную основу и институциональные механизмы реализации поставленных задач, автор выделил аспекты, в которых опыт Японии может стать моделью для работы по продвижению ЦУР в России.
30 Несколько выступлений было посвящено экономическому развитию государств Корейского полуострова и их сотрудничеству с Россией. Н.П. Лешакова (ИСАА МГУ) проанализировала опыт Республики Корея в создании «умных городов», показав их преимущества и выделив ключевые проблемы и препятствия на пути развития. П.П. Эм (Институт географии РАН) охарактеризовал демографические проблемы «сжимающихся», то есть теряющих большую часть населения за короткий промежуток времени, городов Южной Кореи. Докладчик пришел к выводу, что существенный отток молодежи из этих городов послужил причиной быстрой трансформации половозрастной структуры населения в сторону его значительного старения. Х.Т. Атабекова (УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) рассмотрела экологические аспекты деятельности южнокорейских ТНК в России через анализ экологических стандартов, которых они придерживаются на своих производствах, и инициатив экологического волонтерства. Особенностям современной экономической системы КНДР было посвящено выступление Л.В. Захаровой (ИДВ РАН), где были указаны истоки формирования экономической системы КНДР, ее изменения в исторической ретроспективе под влиянием внешних и внутренних факторов, а также современное состояние в таких областях, как государственное управление экономикой, отношения собственности, государственная структурная политика, внешнеэкономические связи. Отдельного внимания заслуживают доклады о региональном и трансрегиональном экономическом сотрудничестве в различных сферах. Современное состояние и перспективы проекта Азиатского энергокольца, призванного объединить энергетические системы России, КНР, Монголии, КНДР, Республики Корея и Японии, были рассмотрены в выступлении А.Ф. Синяковой (МГИМО МИД РФ). Докладчик пришла к выводу, что проект такого масштаба если и может быть реализован, то лишь поэтапно через изначальное развитие двустороннего сотрудничества в экспорте-импорте электроэнергии. Доклад А.В. Куприянова (ИМЭМО РАН) был посвящен анализу инвестиционной и экономической активности Китая, Японии и Южной Кореи в северо-восточных штатах Индии. Докладчик отметил принципиально разный подход трех стран к ведению бизнеса в этом регионе, выделил причины, приведшие к такой ситуации, и сделал прогноз на будущее. В частности было указано, что Япония целенаправленно пытается закрепиться в прежде закрытом регионе, КНР рассчитывает на формирование инфраструктурных проектов с участием как местных, так и центральных индийских властей, а РК в перспективе может использовать факт увлечения местного населения корейской культурой. А.А. Назина (МГИМО МИД РФ) оценила преимущества и недостатки участия Монголии в проектах Пояса и Пути с точки зрения Китая и России. На основе анализа наиболее перспективных трехсторонних инициатив был сделан вывод о том, что наиболее жизнеспособными являются проекты обновления УБЖД, строительства железных дорог в западной части Монголии, наращивания автомобильного сообщения и строительства новых автотрасс, создания трансграничной сети ЛЭП и развития сферы туризма.
31 На основе представленных материалов организаторами конференции будет подготовлен для публикации сборник докладов.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести