«Дай нам желтого министра, белого министра», или о цветовом символизме в церемониальном дискурсе индейцев майя покомчи
«Дай нам желтого министра, белого министра», или о цветовом символизме в церемониальном дискурсе индейцев майя покомчи
Аннотация
Код статьи
S0044748X0001042-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Виноградов Игорь Андреевич 
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт языкознания РАН
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
73-84
Аннотация

Церемониальный дискурс — особый речевой жанр, который используется шаманами для передачи прошений божествам и духам природы во время традиционных ритуалов жертвенных подношений. В данной статье рассматривается символическое использование обозначений цветов в церемониальном дискурсе на языке покомчи (семья майя, Гватемала), случаи переносного употребления прилагательных, обозначающих четыре «основных» цвета в традиционных культурах коренного населения Месоамерики: белый, желтый, красный и черный.

Ключевые слова
покомчи, майя, ритуальный дискурс, цветовой символизм, Гватемала
Классификатор
Получено
05.09.2018
Дата публикации
26.10.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
1876
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. G.F.S i m o n s, Ch.D.F e n n i g (eds.). Ethnologue: Languages of the world. Dallas, SIL International, 2018. — Available at: http://www.ethnologue.com (accessed 28.03.2018)

2. П.В.И в а н о в, С.С.К о л е с н и к о в. К вопросу о классификации религиозно-обрядовой практики в культуре древних майя. — Вестник ТГУ, 2006, No 1(41), с. 5–10.

3. A.B o š k o v i ć. The meaning of Maya myths. — Anthropos, 1989, No 84, Vol 1/3, p. 206; M.Leon-Portilla. Tiempo y realidad en el pensamiento maya: ensayo de acercamiento. Mexico City, Universidad Nacional Autónoma de México, 2003, p. 131.

4. M. d e l a G a r z a. Los mayas: Antiguas y nuevas palabras sobre el origen. — Mitos cosmogónicos del México indígena. Mexico City, Instituto Nacional de Antropología e Historia, 1987, p. 15–86.

5. K.T y r a k o w s k i. Autóctonas redes regulares de asentamientos prehispanicos en el altiplano mexicano: Una contribución a la investigación de la cosmovision de los antiguos pobladores entre Tlaxcala y Puebla. — Historia y sociedad en Tlaxcala: Memorias del 4o. y 5o. Simposios Internacionales de Investigaciones Socio-Históricas sobre Tlaxcala. Mexico City, Universidad Iberoamericana, 1991, p. 41.

6. M.D o b b e l s. Tusq’orik: Poqomchi’ – Kaxlan q’orik. Guatemala, Programa de Apoyo al Sector Educativo, 2003, p. 573.

7. V.R.B r i c k e r. The ethnographic context of some traditional Mayan speech genres. — Explorations in the ethnography of speaking. Cambridge, Cambridge University Press, 1974, p. 368-388; J.F o u g h t. Cyclical patterns in Chorti (Mayan) literature. — Handbook of Middle American Indians, vol. 3. Austin, University of Texas Press, 1985, p. 133–146; W.F.H a n k s.Elements of Maya style. — Word and image in aya culture: Explorations in language, writing, and representation. Salt Lake City, University of Utah Press, 1989, p. 92–111; W.M.N o r m a n. Grammatical parallelism in Quiche ritual language. — Proceedings of the Sixth Annual Meeting of the Berkeley Linguistics Society. Berkeley, 16–18 February, 1980.

8. W.F.H a n k s. Op. cit., p. 106.

9. M. d e l a G a r z a. Naguales mayas de ayer y de hoy. — Revista Española de Antropología Americana, 1987, No XVII, p. 89–105.

10. E.R.B e l l. Sacred inheritance: Cultural resistance and contemporary Kaqchikel-Maya spiritual practices. Ph.D. Diss. Ohio State University, 2012, p. 74.

11. А.И.Д а в л е т ш и н, Д.Д.Б е л я е в. Творение людей в мифологии древних майя. — Этнографическое обозрение, 2017, No 4, с. 42–43. [B o š k o v i ć. Op. cit., p. 205; D.T e dl o c k. Popul Vuh: The definitive edition of the Mayan book of the dawn of life and the glories of gods and kings. New York, Simon and Schuster, 1985.

12. M.L e ó n-P o r t i l l a. Filosofia nahuatl. Mexico City, Universidad Nacional Autónoma de México, 1993, p. 66; M.M o n t e s d e O c a V e g a. Los difrasismos: un rasgo del lenguaje ritual. — Estudios de Cultura Nahuatl, 2008, No 39, p. 230–231.

13. K.D e u s s. Shamans, witches and Maya priests: Native religion and ritual in Highland Guatemala. London, Guatemalan Maya Centre, 2007; R.B u n z e l. Chichicastenango, a Guatemalan village. Seattle, University of Washington Press, 1952; B.T e d l o c k. Time and the Highland Maya. Albuquerque, University of New Mexico Press, 1992; E.R.B e l l. Op. cit

14. W.M.N o r m a n. Op. cit., p. 393; R.B u n z e l. Op. cit.

15. U.K ö h l e r. Discursos ceremonials tzotziles: una joya poco estudiada. — Estudios de Cultura Maya, 2009, No 33, p. 127.

16. R.W i l s o n. Resurgimiento maya en Guatemala (experiencias Q’eqchi’es). Antigua Guatemala, Centro de Investigaciones Regionales de Mesoamérica, 1999, p. 231.

17. W.F.H a n k s. Op. cit., p. 106.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести