Китай — CELAC: новые тенденции в экономическом сотрудничестве
Китай — CELAC: новые тенденции в экономическом сотрудничестве
Аннотация
Код статьи
S0044748X0000022-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Борзова Алла Юрьевна 
Аффилиация: кафедра теории и истории международных отношений РУДН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Агаев Юсиф Илгар
Аффилиация: кафедра теории и истории международных отношений РУДН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Торкунова Юлия Александровна
Аффилиация: кафедра теории и истории международных отношений РУДН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
32-46
Аннотация

Статья посвящена новым тенденциям и принципам политики Китая в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛКА), которые нашли отражение в ряде внешнеполитических документов КНР, активизации политических и торгово-экономических связей, в декларации форумов CELAC — Китай, в деятельности специализированных структур в рамках проекта «1+3+6». В статье показано, что подключение стран ЛКА к проекту «Один пояс, один путь» отвечает политике интернационализации китайских компаний и «стратегии развития вовне».

Ключевые слова
Китай, Латинская Америка, инвестиции, «связанные кредиты», CELAC, «Один пояс — один путь».
Классификатор
Получено
27.04.2018
Дата публикации
09.07.2018
Всего подписок
13
Всего просмотров
2817
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Заметное укрепление роли Китая на международной арене, быстрое экономическое развитие и рост номинального ВВП (в 5 раз с 2000 по 2015 гг.), превращение Пекина в одного из крупнейших экспортеров мира вынуждает его искать новые рынки сбыта и ресурсы для развития экономики, укреплять позиции на международной арене. Страны Латинской Америки, как и государства Африки, представляют для Китая все больший интерес, что нашло отражение в расширении политических контактов китайских и латиноамериканских лидеров с начала 2000-х годов, активизации взаимодействия стран в рамках международных и региональных организаций, росте торгово-экономических отношений. В ноябре 2008 г. после проведения Форума стран ЛКА и Китая китайское руководство публикует документ «Политика Китая в Латинской Америке и Карибском бассейне»,где политическое и экономическое сближение КНР со странами ЛКА связано с продвижением стратегии «одного Китая» и со стремлением добиться признания Пекина, а не Тайваня, законным представителем китайского народа. Большинство стран, имеющих тесные связи с Тайванем (12 стран в 2017 г.), расположены в ЛКА; и КНР, и Тайвань перетягивали на свою сторону страны региона, прибегая к так называемой долларовой дипломатии, включавшей предоставление помощи соответствующим государствам1.

2

Некоторое изменение в отношениях между КНР и Тайванем оказало влияние и на линию их поведения в Карибском бассейне. Как отмечает российский исследователь Петр Павлович Яковлев, стороны приступили к налаживанию контактов и даже достигли негласной договоренности о «дипломатическом перемирии», заключавшемся в отказе от «долларовой дипломатии» и соперничества за дипломатическое признание2. Отсутствие дипломатических отношений не мешало Пекину иметь нормальные торговые контакты с Доминиканской Республикой, Гаити, Гватемалой, Никарагуа и привлекать инвестиции в экономику этих стран. 12 июня 2017 г. произошло важное событие: Панама установила дипломатические отношения с КНР, что сразу же отразилось и на их двусторонних связях. Страны подписали около двенадцати соглашений, включая документы, направленные на продвижение культуры и туризма.  

2 Латинская Америка, № 7
3

Китай развивает сотрудничество со странами не только на двусторонней основе, но и налаживает связи с региональными организациями. Пекин получил статус постоянного наблюдателя в Организации американских государств (ОАГ) в 2004 г., вошел в число стран-доноров в Межамериканском банке развития (МАБР) в 2009 г., что расширило участие КНР в финансировании проектов в регионе наравне с США и европейскими странами. КНР стала наблюдателем в Латиноамериканском парламенте (Parlamento Latinoamericano, PARLATINO), расширяет связи с Андским сообществом (Comunidad Andina de Naciones, CAN), Сообществом стран Карибского бассейна (Caribbean Community, Caricom) и Южноамериканским общим рынком (Mercado Común del Sur, Mercosur), с Союзом южноамериканских наций (Unión de las Naciones del Sur, Unasur), появившимся в 2004 г. и объединившим 12 стран региона. Принципиально новым моментом стало развитие отношений Китая с Сообществом стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Comunidad de los Estados Latinoamericanos y del Caribe, CELAC).

4

ФОРУМ КИТАЙ — CELAC

5

Создание CELAC в 2011г., куда вошли все 33 государства ЛКА, стало новым этапом в интеграции региона. В рамках CELAC был образован форум CELAC — Китай, задачей которого стало расширение сотрудничества с Пекином.

6

Министр иностранных дел Чили Эральдо Муньос (справа) со своим китайским коллегой Ван И

7

На встрече глав государств — членов CELAC и КНР 17 августа 2014 г. в столице Бразилии лидеры дали официальный старт проведению международного форума Китай — CELAC (Foro China — CELAC), и первая встреча на уровне министров прошла 8-9 января 2015 г. в Пекине. Выступая на этом форуме, китайский лидер Си Цзиньпин обращался к странам Латинской Америки как к единому целому, озвучив намерения своей страны увеличить к 2025 г. товарооборот с латиноамериканскими государствами до 500 млрд долл. и в ближайшие десять лет инвестировать в Латинскую Америку еще 250 млрд долл.3. В принятой Пекинской декларации были представлены общие принципы сотрудничества, основанные на взаимном доверии и мирном развитии, стратегии открытости и взаимной выгоде в экономическом сотрудничестве («win-win»).

8

Встреча на уровне министров, которая собрала представителей ЛКА и Китая (33+1), стала знаковым событием, поскольку на ней был принят «План по сотрудничеству Китая и стран ЛКА в 2015—2019 гг.», ознаменовавший новый период во взаимодействии сторон. В этом плане сотрудничество охватывает практически все жизненно важные сферы: политику, безопасность, торговлю, инвестиции, энергетику и природные ресурсы, сельское хозяйство, промышленность, науку и технологии, образование, здравоохранение, туризм, спорт и т.д.4.

9

Фактически план отражает создание полноценного механизма политического и экономического диалога для взаимодействия Китая со всеми странами региона. Как подчеркнул министр иностранных дел КНР Ван И, этот план будет «развивать конкурентоспособную и суверенную национальную промышленность» стран ЛКА на основе самых передовых технологий. «В Китае есть оборудование, технологии, возможности финансирования и обучения», и «…обе стороны могут ускорить промышленное сотрудничество и взаимодействовать в развитии логистики, расширять каналы финансирования, изучать создание консорциума финансовых учреждений для развития и строить больше индустриальных парков и особых экономических зон»5.

10

Для реализации плана были созданы специализированные структуры, такие, как форум министров сельского хозяйства, бизнес-саммит, форум поразвитию энергетики, форум по развитию инфраструктуры, форум по вопросам сотрудничества в сфере науки, техники и инноваций, форум политических партий, форум молодых политических лидеров, форум аналитических центров Китая и ЛКА, научно-техническая ассоциация КНР и ЛКА, программа обмена информацией и т.д.6.

11

За последние три года было проведено 17 встреч в рамках этих структур, которые охватили десять областей сотрудничества. КНР пригласила более 800 лидеров политических партий и 200 молодых лидеров из ЛКА посетить Китай, предоставила почти 4000 стипендий студентам и более 200 стипендий для магистров, финансирует программы обмена для молодых ученых двух сторон и более 80 социальных проектов для 20 стран региона7.

12

24 ноября 2016 г. была опубликована обновленная Стратегия Китая по Латинской Америке, где подчеркивается, что КНР будет придерживаться курса, обозначенного в плане по сотрудничеству со странами ЛКА до 2019 г. Как отмечается в документе, практической реализацией плана становится проект «1+3+6», где 1 обозначает единую программу, 3 — три двигателя: торговлю, инвестиции и финансовое сотрудничество, 6 — шесть главных направлений: энергетика, природные ресурсы, инфраструктура, сельское хозяйство, промышленность, инновационные и информационные технологии. Именно в данные отрасли поступает рекордное количество китайских инвестиций8.

13

Модель сотрудничества «3x3» представлена как «...модель, которая касается совместной деятельности в трех основных направлениях: логистика, энергетика и информация в Латинской Америке; создание благоприятных условий для взаимодействия между предпринимателями, обществом и правительством; расширение трех каналов финансирования — денежных средств, кредитных займов и страхования, а также ускорения и улучшения качества сотрудничества между Китаем и странами Латинской Америки и Карибского Бассейна»9.

14

В рамках реализации плана на 2015—2019 гг. между CELAC и КНР регулярно проводятся встречи предпринимателей. Так, на XI деловом саммите 2 декабря 2017 г. в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) собрались более 2500 бизнесменов (700 из КНР и 1800 из стран ЛКА), которые обсуждали вопросы инфраструктуры, логистики, агробизнеса и электронной торговли)10.

15

Эта деловая встреча фактически стала подготовительным мероприятием перед вторым министерским форумом CELAC — Китай, который состоялся в Чили 21-22 января 2018 г. под девизом «CELAC — Китай: работа ради углубления развития, инноваций и сотрудничества наших народов». На форуме рассматривались вопросы о развитии зон свободной торговли (ЗСТ) между CELAC и Китаем, активизации финансового сотрудничества, расширении взаимодействия в совместных инфраструктурных проектах. Были также разработаны конкретные меры по продвижению стратегического сотрудничества в таких приоритетных областях, как политика и безопасность, торговля, инвестиции и устойчивое развитие. Было также положено начало взаимодействию в новых областях — борьба с коррупцией, контроль над наркотиками и борьба с киберпреступностью. На втором форуме были приняты три ключевых документа: Декларация Сантьяго, Совместный план китайско-латино-карибского сотрудничества (приоритетные направления) на 2019—2021 гг., и Специальное заявление по инициативе «Один пояс и один путь»11.

16

«ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» И СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

17

Инициатива «Шелкового пути» была провозглашена Китаем в 2013 г. и стала самым амбициозным проектом, который состоит из трех частей — транстихоокеанской, евроазиатской и трансатлантической — и охватывает 64 страны Азии, Африки, Латинской Америки и Европы (63% населения Земли). Эта инициатива нацелена на развитие аграрной промышленности в странах, строительство инфраструктурных объектов — портов, контейнерных терминалов, железных и шоссейных дорог, электростанций и заводов. Для реализации проекта Пекин учредил Фонд Шелкового пути в 40 млрд долл., а также Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB) с капиталом в 100 млрд долл., начавший свою работу 29 июня 2015 г.12.

18

В мае 2017 г. в Пекине прошел форум по международному сотрудничеству в рамках инициативы «Один пояс — один путь» (или «Путь и пояс»). Пекин заявил о докапитализации Фонда Шелкового пути еще на 14,5 млрд долл. (100 млрд юаней), о пополнении ресурсов Фонда ООН по содействию сотрудничествуЮг — Юг на 1 млрд долл. и о поощрении финансовых институтов к ведению международного бизнеса в юанях с предполагаемой суммой примерно в 300 млрд юаней (43,5 млрд долл.)13.

19

Китай заинтересован в развитии «Транстихоокеанского морского Шелкового пути». Стратегическая цель Пекина заключается в строительстве прямых транспортных линий, которые сойдутся на тихоокеанском побережье Южной Америки, а затем соединятся морским маршрутом с китайским побережьем. Инициатива «Один пояс — один путь» нацелена на рост китайских инвестиций и расширение доступа к новым рынкам, вложений в инфраструктурные проекты, такие как порты, контейнерные терминалы, железные и шоссейные дороги, электростанции и заводы, развитие «зеленой экономики», взаимодействие с китайской диаспорой в регионе14.

20

На втором форуме CELAC — Китай в январе 2018 г. во время встречи в формате 11+1 в Сантьяго (11 стран CELAC и Китай) были подписаны соглашения по развитию двусторонних связей и расширению взаимодействия по созданию «логистических, электрических и информационных» сетей — как наземных, так и трансокеанских. Ван И отметил, что многие страны в регионе стремятся присоединиться к сотрудничеству в рамках инициативы «Один пояс и один путь», ожидая ускорения своего собственного развития, а Китай в свою очередь будет способствовать экономической открытости для либерализации торговли, расширения возможностей подключения к инфраструктуре в регионе и консолидации финансовой интеграции15.

21

В Латинской Америке Китай проявляет интерес к инвестициям в железнодорожную инфраструктуру. Планируется строительство трансконтинентальной железной дороги протяженностью 5300 км, которая пройдет по территории Бразилии и Перу, пересекая тропические леса Амазонии и Анды, чтобы соединить Атлантический и Тихий океаны. Строительство железной дороги оценивается в сумму от 10 до 30 млрд долл. и должно быть завершено в 2020 г. В Венесуэле китайская компания «China Railway Engineering Corporation» построила скоростную железную дорогу Тинако-Анако (капиталовложения 7,5 млн долл.). В 2014 г. корпорация «China South Railway» выиграла торги на модернизацию самой масштабной сети грузовых железнодорожных перевозок «Бельграно Каргас» в Аргентине16. Другими совместными проектами в этих сферах являются: строительство Китаем линии электропередач в Бразилии протяженностью 2250 км от северного штата Парана на юго-восток до Рио-де-Жанейро, а также строительство китайской корпорацией «Gezhouba Group» двух крупных плотин в южной части Аргентины17.

22

В 2017 г. китайский фонд «Claifund» («China Latin American Industrial Cooperation Investment Fund») выделяет средства на ряд инфраструктурных проектов в Бразилии, среди которых — строительство терминала в Паранагуа, сооружение ГЭС (São Simao Hydroelectric Facility), реконструкция основного воздушного терминала в Рио-де-Жанейро — международного аэропорта Галеан «Антонио Карлос Жобим»18. В 2014 г. китайской компанией «HK Nicaragua Canal Development Investment Co. Ltd» (HKND) были на-чаты подготовительные работы по строительству Никарагуанского канала (стоимостью в 60 млрд долл.) для соединения Атлантического и Тихого океанов, но в конце 2015 г. реализация этого стратегически важного проекта была отложена.

23

Панама в силу географического положения и наличия Панамского канала, который уже является частью «Шелкового пути», по-видимому, будет играть особую роль в китайском проекте «Один пояс — один путь». Уже сегодня КНР является вторым пользователем Панамского канала после США и главным поставщиком продукции в особую экономическую зону «Колон», крупнейшую в регионе.

24

В Панаме китайские фирмы занимаются улучшением портовой структуры в рамках Национальной морской стратегии и стратегического плана развития Панамского канала, разработанного до 2040 г. В июне 2017 г. китайская группа «Shanghai Gorgeous Investment Development Co. Ltd» выделяет инвестиции в размере 900 млн долл. для создания нового терминала для круизных лайнеров на тихоокеанском, а затем и на атлантическом побережье Панамы, расширения причала и строительства контейнерных складов, нового аэропорта. Реализацией этого масштабного проекта занимается китайская строительная компания «China Communications Construction Co.Ltd.»19.

25

Стратегически важным проектом является строительство высокоскоростной железной дороги (две линии для грузовых и пассажирских перевозок) от г. Панама на север до границы с Коста-Рикой. В планах — продлить эту дорогу до Мексики. Китайская авиакомпания «China Airlines» уже ведет переговоры о прямых перелетах в Панаму. В Плане действий на 2019—2021 гг. содержится много предложений по индустриализации и инфраструктурному развитию стран ЛКА. Руководство Китая приняло решение выделить дополнительные 35 млрд долл. в специальные фонды, доступ к которым страны региона могут получить для осуществления инфраструктурных проектов20.

26

ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КИТАЯ И СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

27

До 2000-х годов страны ЛКА не являлись приоритетным торговым партнером для Китая. По данным 2015 г., его торговый оборот (в млрд долл.) со странами Азии составлял 3,953, с Европой — 696, с Северной Америкой — 613, с ЛКА — 235, с Африкой — 178 и с Океанией — 13321. Однако динамика развития торгового оборота Китая со странами Латинской Америки поражает, ее объем в период 2000—2013 гг. вырос в 22 с лишним раза: с 12 до 275 млрд долл., и Поднебесная превратилась в труднозаменимого партнера большинства государств региона (для сравнения: торговля с США и Европой выросла, соответственно, в два и три раза)22. В 2015 г. 12,2 % экспорта и 17,9% импорта всех 33 стран ЛКА были ориентированы на КНР23, и торговый оборот с Пекином неуклонно увеличивается.

28

Китай входит в тройку ведущих торговых партнеров восьми латиноамериканских стран (см. таблицу 1). Китай стал первым торговым партнером Бразилия, Чили, Перу, Уругвай, оттеснив США и государства Евросоюза. В 2016 г. также резко выросла доля импорта из Китая у таких стран, как Боливия (17,9%), Колумбия (19,3%), Эквадор (19,1%), Никарагуа (14,4%), Панама (15,9%), где Китай в плане экспорта не входит в тройку ведущих торговых партнеров25. Наиболее привлекательными для Китая являются государства, обладающие внушительными энергоресурсами (нефть и газ), минеральными ресурсами и продовольствием. В страны Латинской Америки КНР поставляет потребительские товары.

29

30

Латинская Америка является важным поставщиком продовольствия для Китая. 60% китайского импорта сои приходится на Бразилию и Аргентину, 80% импорта рыбной муки — на Перу и Чили, 60% импорта мяса птицы — на Аргентину и Бразилию, 45% импорта вина, винограда — на Чили. Наименование товаров латиноамериканского экспорта довольно ограничено. Так, например, у Аргентины 84% экспорта приходится на три продукта — соевые бобы, соевое масло, нефть. 85% экспорта Чили приходится на медь, медный концентрат, древесину26. КНР имеет соглашения о свободной торговле (ССТ) с Чили (2006), Перу (2010), Коста-Рикой (2011), ведет переговоры о ССТ с Колумбией и Уругваем27.

31

Следует отметить, что в 2014—2015 гг. наметилось снижение торгового оборота Китая с государствами региона (2014 г. — 267,2 млрд долл., 2015 г. — 235,9 млрд долл.)28. Наиболее сильно сократилась торговля с Венесуэлой, Колумбией, Эквадором и Уругваем, что связано со сложной внутренней ситуацией в этих странах29. На уровень торговли негативно повлияли и определенные трансформации в развитии Китая, направленные на расширение его внутреннего рынка, развитие и модернизацию его экономики, повышение ее эффективности30. Однако в 2016 г. торговый оборот КНР со странами ЛКА уже составил 260 млрд долл. (прирост на 18,8%), а 2017 г. — 266 млрд долл., при этом 72% латиноамериканского экспорта в КНР — это сырье, а 91% импорта из КНР — готовые изделия. С 2000 по 2017 гг. объем регионального экспорта в КНР вырос с 1 до 10% от общего объема, а региональный импорт из Китая поднялся с 2 до 18%, сделав Пекин вторым партнером ЛКА по импорту31.

32

КИТАЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЛКА

33

В 2016 г., несмотря на замедление экономического роста, инвестиции Китая в мировую экономику составили 183 млрд долл., продемонстрировав рост на 43,5% в сравнении с 2015 г. и впервые превзойдя по объему инвестиции, привлекаемые в китайскую экономику. Только в 2010—2014 гг. общий объем инвестиций Китая за рубеж утроился, достигнув почти 900 млрд долл.32. В 2016 г. Китай становится вторым инвестором в мире с долей в 12,6% после США с их долей в 20,6%33.

34

Если говорить о распределении китайских инвестиций по регионам, то следует отметить, что в 2016 г. на страны Азии приходилось 25%, на Африку — 3%, на Латинскую Америку — 10%, на ЕС — 32%, на США — 22%. В сравнении с прежней географией прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Китая можно говорить о том, что китайские приоритеты меняются, и значительная часть инвестиций приходится на развитые страны (Европа, США), где они вкладываются в высокотехнологичные проекты34.

35

Общие ПИИ в страны Латинской Америки в 2007—2011 гг. составили 151 млрд долл., в 2012 г. — 201 млрд, 2013 г. — 196 млрд, 2014 г. — 199 млрд, 2015 г. — 183 млрд и в 2016 г. — 167 млрд долл.35. Общемировые ПИИ в 2016 г. снизились на 7,9%. В 2016 г. на США приходилось 20% ПИИ в страны Латинской Америки, на ЕС — 53%, на Канаду — 5%, на Китай — 1,1 % (4-е место по объему инвестиций в страны Латинской Америки).

36

С 2003 г. по 2016 г. китайские инвестиции в страны Латинской Америки составили более 110 млрд долл., и наиболее значительные средства пришли в последние пять лет (в 2013 г. — 7 млрд долл., в 2014 г. — 24 млрд, в 2015 г. — 12 млрд, 2016 г. — 14 млрд долл.)36, что составило 5% от ПИИ КНР за рубежом. В 2017 г. инвестиции китайских предприятий в страны ЛКА составили уже более 25 млрд долл., т.е. 15% всех зарубежных вложений Пекина37.

37

Как видно из таблицы 2, наибольшее количество инвестиций в течение 12 лет направлялось в Бразилию, Аргентину, Венесуэлу, Перу и Эквадор, богатые нефтью и другими природными ресурсами. Кроме проектов по добыче нефти, средства вкладывались в развитие информационно-коммуникационных технологий (Бразилия. Аргентина), в химическую промышленность (Аргентина), развитие транспорта (Аргентина, Венесуэла,Эквадор), в добычу металлов (Бразилия, Перу).

38

39

С 2016 г. основными реципиентами китайских инвестиций становятся четыре страны — Бразилия (64%), Мексика (19%), Колумбия (8%) и Чили (7%). При этом в сравнении с 2015 г. инвестиции в 2016 г. выросли в Бразилию (на 5,7%), Колумбию (на 15,4%), Панаму (на 15,4%)39. Что касается других стран, то за этот период сократились китайские инвестиции в Аргентину (на 64%), Боливию (на 26,1%), Чили (на 43,7%), Уругвай (на 25,5%), Гондурас (на 16,7%), Гайану (на 52,3%), Перу (на 17%), Эквадор (на 43,7%). Панама становится главным получателем китайских инвестиций в Центральной Америке (44%). Наибольший прирост китайских инвестиций наблюдается в небольших странах Карибского бассейна. Так, в 2014 г. Британские Виргинские острова заняли третье место после Гонконга и США в мировых инвестициях Китая, на них пришлось 4,570 млн долл. (3,14%), четвертое место заняли Каймановы острова (2,88%) с 4,192 млн долл.; в 2015 г. они выходят на третье место (7,01%) с инвестициями в размере 10,213 млн долл. и годовым приростом в 143%, Британские Виргинские острова оказались на седьмом месте (1,27%), с инвестициями в 1,849 млн долл. и приростом в 59,5%40.

40

В 2016 г. серьезно вырастают инвестиции на Багамах (на 27,8%, или 522 млн долл.), на Барбадосе (на 228%, или 228 млн долл.) и в Доминиканской Республике (ДР) (на 9,2%, или 2,407 млн долл.), что составило 49% от инвестиций Китая в этот субрегион, из них 65% было направлено в сферу услуг: в развитие туристической отрасли, финансовый сектор, возобновляемые источники энергии41.

41

Если традиционно Китай вкладывал основные средства в добывающие отрасли, главным образом в добычу нефти, то в последние два года более половины инвестиций направляется в сферу производственных услуг. Так, если в 2003— 2012 гг. на сферу услуг пришлось 21%, а в добывающую промышленность — более 60% китайских инвестиций, то в 2013—2016 гг. в добывающую промышленность шло 37%, а более 50% инвестиций направлялось в инфраструктуру: транспорт, финансы, электрические сети, а также в информационные технологии и производство альтернативных видов энергии. В Колумбии, например, инвестиции в добычу полезных ископаемых снизились на 48% в 2010—2015 гг. и достигли 17% в 2016 г. В Бразилии максимум вложений в эту сферу составлял 31% в 2010 г., и сократился до 16% в 2016 г. В Мексике в 2016 г. на эти отрасли пришлось всего 5% инвестиций, в то время как в отрасли промышленности было вложено 61% средств42.

42

Наибольшее внимание в Мексике и Бразилии уделяется развитию автомобильной промышленности, системе телекоммуникаций. Такие китайские фирмы, как «Chery Auto», «JAC», «Great Wall Motors», и «Geely» (в 2010 г. она купила у компании «Ford» компанию «Volvo») занимаются автомобильным производством в Бразилии, Мексике, Аргентине.

43

В настоящее время Китай переходит к более долгосрочным проектам, связанным с участием в банковском секторе, страховых кампаниях, пенсионных фондах, ИКТ и т.д. Рост китайских инвестиций связан с ускорением экономической трансформации страны, с решением проблемы избыточных мощностей, структурными изменениями и оптимизацией использования ресурсов. Новая волна китайских инвестиций в страны региона обеспечена государственной поддержкой и большими потребностями стран в развитии инфраструктуры, получении доступа к капиталам и новым технологиям. От логотипа «сделано в Китае» осуществляется переход к логотипу «товары для Китая». Китайские технологии передаются Латинской Америке через современные автобусные заводы в Венесуэле, атомные электростанции в Аргентине, а также телекоммуникационные компании в Бразилии, Панаме и других странах региона. В 2015 г. китайская компания «Xiaomi» начала производить смартфоны в Бразилии для продажи на внутреннем рынке. КНР и Куба договорились о совместном развитии возобновляемых источников энергии и сотрудничестве в других секторах экономики.

44

КРЕДИТЫ И ЗАЙМЫ КНР В СТРАНАХ ЛКА

45

Расширение и увеличение товарооборота КНР со странами Латинской Америки сопровождается значительным ростом займов, которые предоставляются странам ЛКА. С 2007 по 2016 г. ведущими китайскими государственными банками («China Development Bank», «China Exim Bank») было выделено кредитов на 125 млрд долл. Почти три четверти средств были направлены в Аргентину, Венесуэлу, Бразилию, Эквадор, где наблюдалось замедление темпов экономического роста и спад производства43. В 2015 г. правительства региона получили 29 млрд долл. кредитов, это больше, чем предоставили Всемирный Банк и МАБР44. В 2007—2015 гг. 53% займов приходилось на Венесуэлу, 18% — на Бразилию, 12% — на Аргентину, 12% — на Эквадор и 5% — на остальные страны региона45.

46

При государственной поддержке КНР такие компании, как «China National Petroleum Corp.» (CNPC) и «Sinopec» активно участвуют в добыче нефти в Венесуэле, Перу, Боливии, Бразилии, Колумбии, обеспечивая ее поставки в Китай. Только Венесуэла поставляет в Китай около 640 тыс. баррелей нефти в сутки46.

47

Банк развития Китая (China Development Bank, CDB), Экспортно-импортный банк Китая (EIBC), Китайский строительный банк (China Construction Bank), Bank of Communications de China и другие инвестируют в ЛКА больше, чем ВБ, МАБР и Андская корпорация развития (Corporación Andina de Fomento, CAF) вместе взятые. В 2015 г. были созданы новые кредитные организации: «China — LAC Industrial Cooperation Investment Fund» и «China — Latin America Infrastructure Fund» с активами 20 млрд долл. и 10 млрд долл., соответственно. Пекин перечислил также 5 млрд долл. в фонд «China — Latin America Cooperation», созданный в 2014 г.47.

48

Для Китая характерна политика интернационализации своих компаний, выделение так называемых «связанных кредитов», когда деньги поступают китайским компаниям, работающим в регионе. Например, китайские компании «Jinko Solar и Envision Energy», «Risen Energy», «Three Gorges», «State Grid», «Chengdu Tianqi», GNOOC и др. контролируют растущее производство и передачу электроэнергии в ЛКА, развитие возобновляемых источников энергии в Бразилии, Мексике и Чили. На работу в регионе нацелены такие компании, как «Huawei», китайский телекоммуникационный гигант, инвестировавший во многие страны региона, а также «China Unicom», ZTE и «TP-Link», «Beijing Automotive» и BYD, занимающиеся электроникой и информационными технологиями, операционными системами, системами управления транспортным движением.

49

«China Three Gorges Corporation» участвует в разнообразных строительных проектах, «Nanjinzhao», «Shandong Gold», «China Molybdenum», «China Minmetals» (MMG), «Chinalco», «Chinese aluminum company», «China Railway Construction» and «China Nonferrous» работают в металлургии, транспортной сфере. COFCO и «Hopu Investment» — в агроиндустрии. Китайские предприятия арендуют в Латинской Америке от 500 до 800 тыс. га сельскохозяйственных угодий для выращивания сои, зерна, хлопка, овощеводства48.

50

Частный китайский бизнес начинает опережать государственные компании по объему ПИИ за рубежом. Так, в 2013 г. уже более 56% ПИИ пришлось на частные компании49. Такой рост активности Китая приводит и к расширению китайского персонала в ЛКА. Например, в 2015 г. в китайских фирмах были заняты 29 867 человек, с наибольшим числом в Панаме, Багамах, Венесуэле50.

51

В странах ЛКА неоднозначно относятся к такой бурной деятельности Китая. Если ряд исследователей считает, что китайские инвестиции и технологии помогают преодолевать технологическую отсталость, то многие указывают на засилье китайских компаний и неконкурентоспособность местных отраслей, отмечают тяжелые условия труда и низкую заработную плату на китайских или совместных с китайским капиталом предприятиях, что приводит к недовольству местных рабочих и даже забастовкам51.

52

В связи с этим следует отметить, что Китай активно использует элементы « мягкой силы» в странах региона: получает распространение китайская культура, гастрономия, китайская медицина, на испанский язык переводятся произведения китайской литературы. В 20 странах Латинской Америки функционирует 40 Институтов Конфуция, которые занимаются распространением китайского языка, культурными обменами52. В марте 2016 г. в Пекине был дан старт «Году культурного обмена между Китаем и странами ЛКА», в открытии которого приняли участие более 100 артистов и деятелей культуры из 30 стран региона и самого Китая. В рамках этого года прошло много выставок латиноамериканского искусства в Китае, куда было привезено более 280 картин, скульптур и других произведений искусства, а в Аргентине и Бразилии — празднование Нового года по лунному календарю, в Колумбии — выставка терракотовых воинов53.

53

После первого форума Китай — CELAC (2015 г.) активизировался обмен между политическими партиями, местными правительствами, молодежными организациями Китая и стран ЛКА. На этом форуме Китай объявил о предоставлении 6000 стипендий для студентов и 6000 мест для стажеров из Латинской Америки в течение пяти лет54.

54

Китай оказывает гуманитарную помощь региону в преодолении последствий природных катастроф, землетрясений, однако ее объем не так значителен, как помощь другим регионам. В 2009 г. китайская помощь странам ЛКА составляла 12,7% от выделенных средств на помощь иностранным государствам, в то время как странам Африки — 51,8%, Азии — 30,5%. В 2013 г. помощь Китая 19 слаборазвитым государствам региона равнялась 560 млн долл.55.

55

В Китае пристально изучают различные аспекты политики и экономики стран Латинской Америки, особенности их внешней политики. С 1979 г. выходит «Журнал латиноамериканских исследований», где только с 2010 по 2012 гг. было опубликовано 182 статьи по проблемам Латинской Америки, среди них 63% — по региональным аспектам, 37% — по отдельным странам, в основном по Мексике и Бразилии, и 19 статей — о влиянии США в латиноамериканском регионе56.

56

Китай активно воплощает в жизнь концепцию наращивания сотрудничества со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, разработанную на первом форуме CELAC — Китай, что оказывает важное влияние на укрепление взаимодействия по линии «Юг — Юг». Снижение вовлеченности США, которые сосредоточились на глобальных проблемах и выходе из проекта Транстихоокеанского партнерства, в дела латиноамериканских государств, а также торговая война США и КНР позволяют предположить, что политическое, экономическое и финансовое влияние Китая в ЛКА будет увеличиваться. Предоставляя кредиты, наращивая инвестиции и укрепляя торговые связи, Китай обеспечивает поддержку своим компаниям, что позволяет решить проблему избыточных мощностей в стране и содействует реализации структурных изменений в ЛКА. Китайские инвестиции в ключевые отрасли экономики, особенно в рамках проекта «Один пояс — один путь», стимулируют развитие латиноамериканских государств, которые нуждаются в развитии инфраструктуры и получении доступа к передовым технологиям. Следует отметить, что Китай начинает относиться к странам Латинской Америки как к единому региону, что также будет содействовать углублению интеграции в ЛКА, укреплению взаимовыгодного всеобъемлющего сотрудничества.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести