Американский музыкальный экспериментализм в начале ХХ века. Традиции и инновации
Американский музыкальный экспериментализм в начале ХХ века. Традиции и инновации
Аннотация
Код статьи
S032120680004159-8-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Липов Анатолий Николаевич 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
112-127
Аннотация

Статья посвящена исследованию феномена американского музыкального инструментализма известных американских композиторов ХХ века Г. Коуэлла, Л. Харрисона, Дж. Крама и Дж. Кейджа в его историко-культурной, философско-эстетической и собственно музыкальной обусловленности, а также определению его роли в процессе обновления звуковых ресурсов искусства XX века. Наряду с этим прослеживается связь радикальных идей американских композиторов с творчеством и идеями европейских композиторов А. Шёнберга, П. Булеза, Э. Вареза и других, положивших начало последующим теоретическим и инструментальным музыкальным новациям в американском авангарде. Американский музыкальный экспериментализм воплощал собой феномен «маргинальной музыки», в котором при опоре на определённые традиции вырабатывается «избирательный технический канон» (Т.В. Адорно). В то же время особенностью этого феномена становится тот факт, что идеи, заложенные в нём, преодолевая региональную ограниченность, заняли авангардные позиции в музыкальном искусстве последующего поколения музыкантов. В звуковых открытиях экспериментализма прямо или косвенно обозначена перспектива новых форм звукотворчества музыкальной культуры второй половины ХХ столетия, среди которых музыка для ударных, сонористическая трактовка фортепиано, репетитивная техника минимализма, перформанс Дж. Кейджа и другие.

Ключевые слова
американский музыкальный экспериментализм начала ХХ века, творчество композито-ров Г. Коуэлла, Л. Харрисона, Дж. Крама, Дж. Кейджа
Классификатор
Получено
19.12.2018
Дата публикации
13.03.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
4780
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S032120680004159-8-1 Дата внесения исправлений в статью - 22.02.2019
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Кейдж Дж. 1988. Музыка должна раскрепощать дух // Музыкальная жизнь. № 17. С. 22–23.

2. Кейдж Дж. 1997. История экспериментальной музыки в США // Музыкальная академия. № 2. С. 205–210.

3. Кейдж Дж. 1997. История экспериментальной музыки в США // Музыкальная академия. № 2. С. 205–210.

4. Кейдж Дж. 1997. Экспериментальная музыка (фрагмент) // Музыкальная ака-демия. № 2. С. 211–217.

5. Конен В. 1961. Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США. Москва: «Советский композитор». 491 с.

6. Куницкая Р.И. 1990. Французские композиторы XX века: Э. Варез, А. Жоливе, О. Мессиан, П. Булез, А. Дютийе. Москва: «Советский композитор». 207 с.

7. Манулкина О.Б. 2010. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха. 782 с.

8. Тимошенко А.А. 1999. Музыка для ударных в музыкальной культуре США пер-вой половины XX века (Коуэлл, Кейдж, Харрисон) / Инструментализм в становле-нии и эволюции: Сборник научных статей. Санкт-Петербург: Российский институт истории искусств. С. 36–42.

9. Штокхаузен К. 1990. Подобно свободной естественной науке. Интервью // Со-ветская музыка. № 10. C. 65–68.

10. Griffiths P. 2011. Modern Music and After. History of Music. Oxford University Press. 480 p.

11. Hicks M. 1990. John Cage's Studies with Schoenberg // American Music. Vol. 8. No. 3. Р. 125-140.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести