БОГИНЯ БЕНДИДА В АФИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ V В. ДО Н.Э.
БОГИНЯ БЕНДИДА В АФИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ V В. ДО Н.Э.
Аннотация
Код статьи
S0321-03910000338-7-1
DOI
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
574-598
Аннотация
В центре внимания автора статьи - заимствование и ранняя история культа богини Бендиды в Афинах. Подробно анализируются ранние свидетельства ее почитания в Афинах, особенно ключевые надписи (Каллиевы декреты, записи о так называемой священной казне других богов и т.д.) и фрагменты комедиографа Кратина, упоминавшего Бендиду в комедии «Фракиянки» (обычно ее с большой вероятностью датируют 430-ми годами до н.э.). Рассматриваются также изображения на афинской керамике, в частности на сосуде, относимом к кругу Сотада и, следовательно, значительно более раннем, чем более известные сосуды 430-420-х годов. Нет оснований полагать, что культ Бендиды был принят афинским государством (в любом смысле слова) в 430-х годах, а часто воспроизводимые современные гипотезы о причинах принятия этого культа не получают подтверждения. Бендида была связана с Фракией, но в самом широком смысле слова, с включением северо-востока Малой Азии и Фессалии, где она считалась дочерью Адмета (отсюда ее связь с Додоной). В сферу ее попечения входила не только охота (которая сближает ее наряду с некоторыми другими богинями с Артемидой, но не стирает ее отличий от Артемиды) и луны (ср. Гекату), но также (возможно даже главным образом) смерть и загробная жизнь. Орфики считали ее могущественным проявлением Персефоны. Праздник Бендиды, таким образом, хорошо подходит контексту I книги «Государства» Платона. Тем самым подчеркивается интерес Сократа к Фракии и орфизму, к тому же праздник Бендиды («свой» для халкидонца Фрасимаха) в I книге связан по смыслу с катабасисом и уравновешивает миф об Эре из X книги. Беглое упоминание Адрастеи в середине «Государства» также может иметь особый смысл, если учитывать ее связь - возможно, и финансовую - с Бендидой в Афинах.
Ключевые слова
БЕНДИДА, АФИНСКИЕ КУЛЬТЫ, АФИНСКАЯ РЕЛИГИЯ, АДРАСТЕЯ, ФРАКИЙСКАЯ БОГИНЯ, ПЕРСЕФОНА, ОРФИЗМ, ДОДОНА, АДМЕТ, СОТАД, ВАЗОПИСЕЦ ФИАЛ, КАЛЛИЕВЫ ДЕКРЕТЫ, "КАЗНА ДРУГИХ БОГОВ", АРТЕМИДА, ГЕКАТА, HECATE, КРАТИН, ПЛАТОН, "ГОСУДАРСТВО", ФРАСИМАХ ИЗ ХАЛКЕДОНА, ФРАКИЙЦЫ В АФИНАХ, СИЦИЛИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
Классификатор
Всего подписок
4
Всего просмотров
533
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Adam, J. 1902: The Republic of Plato. 2 vols. Cambridge.
  2. Allan, W. 2004: Religious syncretism: the new gods of Greek tragedy. Harvard Studies in Classical Philology 102, 113–155.
  3. Archibald, Z. 1998: The Odrysian Kingdom of Thrace. Oxford.
  4. Arnaoutoglou, I. 2015: Cult associations and politics. Worshipping Bendis in classical and hellenistic Athens. In: V. Gabrielsen, C. Thomsen (eds), Private Associations and the Public Sphere. Copenhagen, 25–56.
  5. Bäbler, B. 1999: Fleissige Thrakerinnen und wehrhafte Skythen. Stuttgart–Leipzig.
  6. Bakola, E. 2013: Greek Comedy and the Discourse of Genres. Cambridge.
  7. Berti, I. 2001: Il culto di Themis in Grecia ed in Asia Minore. Annuario della scuola archeologica di Atene 3, 289–298.
  8. Berti, I. 2002: Epigraphical documentary evidence for the Themis cult: prophecy and politics. Kernos 15, 225–254.
  9. Bodnar, E. 1973: A quarry relief on the island of Paros. Archaeology 26, 270–277.
  10. Bowden, H. 2005: Classical Athens and the Delphic Oracle. Divination and Democracy. Cambridge.
  11. Burnyeat, M.F. 1997: Culture and Society in Plato’s Republic. Cambridge (Mass).
  12. Cazzato, V., Obbink, D., Prodi, E. (eds) 2016: The Cup of Song. Studies on Poetry and the Symposion. Oxford.
  13. Christopoulos, M., Karakantza, E., Levaniouk, O. (eds) 2010: Light and Darkness in Ancient Greek Myth and Religion. Lanham (MD).
  14. Collart, P., Ducrey, P. 1975: Philippes I. Les reliefs rupestres (BCH. Suppl. II), Paris.
  15. Cullyer, H. 2005: A Wind That Blows from Thrace: Dionysus in the Fifth Stasimon of Sophocles’ «Antigone». Classical World 99, 1, 3–20.
  16. Davies, J.K. 1971: Athenian Propertied Families, 600–300 B.C. Oxford.
  17. Deoudi, M. 2003–2004: Bendis und die Nymphen. Orpheus 13–14, 45–54.
  18. Deoudi, M. 2007: Bendis – kulturell geprägtes Gesicht einer thrakischer Göttin. In: Thrace in the Graeco-Roman World. Athens, 120–129.
  19. Deoudi, M. 2010: Die thrakische Jägerin: Römische Steindenkmäler aus Macedonia und Thracia. Wiesbaden–Mainz.
  20. Dobrov, G. 1993: The tragic and the comic Tereus. American Journal of Philology 114, 189–234.
  21. Dyson, M. 1988: Alcestis’ children and the character of Admetus. Journal of Hellenic Studies 108, 13–23.
  22. Edmonds, R. 2004: Myths of the Underworld Journey: Plato, Aristophanes, and the ‘Orphic’ Gold Tablets. Cambridge.
  23. Foley, H. 2001: Female Acts in Greek Tragedy. Princeton.
  24. Fraenkel, E. 1950: Aeschylus: Agamemnon. Vol. I–III. Oxford.
  25. Gantz, T. 1977: The fires of the Oresteia. Journal of Hellenic Studies 97, 28–38.
  26. Garland, R. 1992: Introducing New Gods: the Politics of Athenian Religion. Ithaca (NY).
  27. Hall, E. 1989: Inventing the Barbarian: Greek Self-Definition through Tragedy. Oxford.
  28. Hoffmann, H. 1997: Sotades: Symbols of Immortality on Greek Vases. Oxford.
  29. Hubbard, T. 2013: The irreducibility of myth. Phoenix 67, 81–106.
  30. Janko, R. 1991: The Iliad: A Commentary. Vol. 4: Books 13–16. Cambridge.
  31. Janouchova, P. 2013: The cult of Bendis in Athens and Thrace. Graeco-Latina Brunensia 18, 95–106.
  32. Lambert, S. 2010: A polis and its priests: Athenian priesthoods before and after Pericles’ citizenship law. Historia 59, 143–175.
  33. Larsson, J. 2001: Greek Nymphs. Oxford.
  34. Macurdy, G. 1917: Sun myths and resurrection myths. Journal of Hellenic Studies 37, 160–167.
  35. Martinez, J.-L., Mathieux, N., Baralis, A., Tonkova, M., Stoyanov, T. (eds) 2015: L՚épopée des rois Thraces. Paris.
  36. Masson, O. 1988: Les noms théophores de Bendis en Grèce et en Thrace. Museum Helveticum 45, 6–12.
  37. Matthews, V. 1977: Naupaktia and Argonautika. Phoenix 31, 189–207.
  38. Mili, M. 2015: Religion and Society in Thessaly. Oxford.
  39. Miller, S. 1978: The Prytaneion: Its Function and Architectural Form. Berkeley–Los Angeles.
  40. Monoson, S. 2016: Socrates’ military service. In: V. Caston, S.-M. Weineck (eds), Our Ancient Wars: Rethinking War through the Classics. Ann Arbor, 96–117.
  41. Munn, M. 2006: The Mother of the Gods, Athens and the Tyranny of Asia: A Study of Sovereignty in Ancient Religion. Berkeley–Los Angeles.
  42. Murnaghan, S. 1999–2000: The survivors’ song: The drama of mourning in Euripides’ «Alcestis». Illinois Classical Studies 24/25, 107–116.
  43. Nilsson, M.P. 1960: Bendis in Athen. In: M.P. Nilsson, Opuscula selecta, 3. Lund, 55–80.
  44. Northrup, M. 1980: Hesiodic personifications in Parmenides A 37. Transactions of the American Philological Association, 110, 223–232.
  45. Oakley, J.H. 1990: The Phiale Painter. Mainz.
  46. Pache, C.O. 2001: Barbarian bond: Thracian Bendis among the Athenians. In: C.O. Pache, J. Watrous (eds), Between Magic and Religion. Lanham (Md), 3–11.
  47. Parker, R. 1996: Athenian Religion: A History. Oxford.
  48. Parisinou, E. 2000: The Light of the Gods. London.
  49. Planeaux, C. 2001: The date of Bendis’ entry into Attica. Classical Journal 96, 165–192.
  50. Popov, D. 1976: Essence, origine et propagation du culte de la déesse thrace Bendis. Dialogues d’histoire ancienne 2, 289–303.
  51. Rea, J. 1992: A new Bithynian month list. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 90, 289–291.
  52. Reitzammer, L. 2016: The Athenian Adonia in Context: The Adonis Festival as Cultural Practice. Madison.
  53. Rhodes, P.J. 2015: The date of the financial decrees of Kallias (IG I3 52). In: A.P. Matthaiou, N. Papazarkadas (eds), Axon. Studies in Honor of Ronald S. Stroud 1, 39–48.
  54. Sakura, M. 2014: The date of IG I 136 and the cults of Bendis in fifth-century Athens. In: A. Matthaiou, R. Pitt (eds), Αθηναίων επίσκοπος: Studies in honour of Harold B. Mattingly. Athens, 203–214.
  55. Scodel, R. 1979: Αδμητου λογος and the Alcestis. Harvard Studies in Classical Philology, 83, 51–62.
  56. Sears, M. 2013: Athens, Thrace and the Shaping of Athenian Leadership. Cambridge.
  57. Sekunda, N. 2016: The mounted torch-race at the Athenian Bendideia. In: K. Ulanowski (ed.), The Religious Aspects of War in the Ancient Near East, Greece and Rome. Leiden, 206–234.
  58. Shapiro, H.A. 1982: Kallias Kratiou Alopekethen. Hesperia, 51, 69–73.
  59. Shapiro, H.A. 1993: Personifications in Greek Art. Zürich.
  60. Simms, R. 1988: The cult of the Thracian goddess Bendis in Athens and Attica. Ancient World 18, 59–76.
  61. Slaveva-Griffin, S. 2005: «A feast of speeches»: form and content in Plato’s «Timaeus». Hermes 133, 312–327.
  62. Sommerstein, A. 2008: Swearing by Hera: a deme meme? Classical Quarterly 58, 326–331.
  63. Spaeth, B. 1991: Athenians and Eleusinians in the west pediment of the Parthenon. Hesperia 60, 331–362.
  64. Storey, I. 2003: Eupolis: Poet of Old Comedy. Oxford.
  65. Tarrant, H. 2007: Proclus: Commentary on Plato’s Timaeus. Vol. 1, Book 1: Proclus on the Socratic State and Atlantis. Cambridge.
  66. Tracy, S. 1986: Darkness from light: the beacon fire in the Agamemnon. Classical Quarterly 36, 257–260.
  67. Trevett, J. 1996: Aristotle’s knowledge of Athenian oratory. Classical Quarterly 46, 371–379.
  68. Valeva, J., Nankov, E., Graninger, D. (eds) 2015: A Companion to Ancient Thrace. Malden.
  69. Van Bremen, R. 2010: Adrastos at Aphrodisias. In: R. Catling (ed.), Onomatologos: Studies in Greek Personal Names Presented to Elaine Matthews. Oxford, 440–455.
  70. Vassileva, M. 2001: Further considerations on the cult of Kybele. Anatolian Studies 51, 51–63.
  71. West, M.L. 1983: The Orphic Poems. Oxford.
  72. Wijma, S. 2014: Embracing the Immigrant: the Participation of Metics in Athenian Polis Religion (5th–4th Century BC). Stuttgart.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести