БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ: ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ: ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Аннотация
Код статьи
S0132-16250000392-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
3-13
Аннотация

В статье обосновывается необходимость и возможность социологического исследования будущего сквозь призму понятия временной перспективы, дается ее социологическая трактовка. Показывается, что сближает и отличает рассмотрение временной перспективы в психологии и социологии. В качестве ее субъекта в социологии предлагается рассматривать социальную общность. Временная перспектива социальной общности характеризуется как прогнозируемый временной горизонт, который образуется благодаря неразрывному единству объективной и субъективной сторон восприятия и понимания прошлого и настоящего. Ее объективный аспект представляет собой прогноз и оценку состояния исследуемой общности в количественных и качественных параметрах, которые фиксируют объективные показатели ее развития. Субъективный аспект предполагает видение и понимание представителями социальной общности своего будущего места и роли в системе общественных отношений. На материалах исследования учащихся и педагогов различных образовательных организаций анализируются тенденции развития образовательных общностей в России в перспективе до 2030 г. Обращается внимание на сокращение их численности вследствие, с одной стороны, демографических изменений, с другой - образовательной политики властных структур. Показывается, как объективные процессы трансформации образовательных общностей отражаются на их субъективном восприятии будущего.

Ключевые слова
будущее, временнáя перспектива, временнáя ретроспектива, образовательные общности, преподаватели, учащиеся, студенты, тенденции развития образовательных общностей
Классификатор
Дата публикации
01.10.2016
Всего подписок
1
Всего просмотров
507
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.

Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Темпоральные стратегии поведения социальных общностей как социологическая проблема // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 61–71.

Божков О. Б. Публичный дискурс о прошлом: разорванное и агрессивное сознание // Наше прошлое: ностальгические воспоминания или угроза будущему? СПб., 2015. С. 11–17.

Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003.

Горшков М. К., Шереги Ф. Э. О жизненных планах российской молодежи: настоящее и будущее // Россия и Китай: молодежь XXI в. М., 2014. С. 384–404.

Гудков Л. Д. Понятие времени в социологии и временны́е характеристики социальных структур в социологических исследованиях // Политическая концептология. 2010. № 4. С. 131–157.

Заславская Т. И., Ядов В. А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 8–22.

Лапин Н. И. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 2003.

Нестик Т. А. Отношение к времени в малых группах и организациях. М., 2011.

Нестик Т. А. Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени. Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2015.

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2004.

Общественное мнение – 2015. М., 2014.

Романовский Н. В. Будущее как проблема современной социологии // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 13–22.

Россия 21: будущее глазами россиян. URL: http://fom.ru/special/sberbank_21/10268 (дата обращения: 08.03.2016).

Сивиринов Б. С. Социальные системы и социальная перспектива. М., 2000.

Социальные настроения россиян по итогам 2015 года // Пресс-выпуск № 3014. URL: http://wciom. ru/index.php?id=236&uid=115543 (дата обращения: 28.02.2016).

Тихонова Н. Е. Мечты россиян “Об обществе” и “О себе”: можно ли говорить об особом российском цивилизационном проекте? // Общественные науки и современность. 2015. № 1. С. 52–63.

Тощенко Ж. Т. Социология управления. М., 2015.

Тощенко Ж. Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 6–17.

Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций РФ (прогноз до 2020 г. и оценка тенденций до 2030 г.) / Авторы-составители: Ф. Э.

Шереги, А. Л. Арефьев, Г. А. Ключарев, И. О. Тюрина. М., 2015.

Яницкий О. Н. Социология критических состояний общества: теоретические и методические проблемы // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 4. С. 5–24.

Ярская В. Н. Калейдоскоп времени. Следы биографии. М., 2015. Lewin K. Field theory in the social sciences: Selected theoretical papers. N.Y., 1951.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести