Благотворительные организации в сфере образования Китая: основные направления работы и перспективы развития
Благотворительные организации в сфере образования Китая: основные направления работы и перспективы развития
Аннотация
Код статьи
S013128120028211-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Гулева Мария Александровна 
Должность: Доцент кафедры медиалингвистики факультета журналистики
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
143-160
Аннотация

Вслед за стремительным социально-экономическим развитием в период реформ и открытости большое число китайских предприятий и предпринимателей все более активно направляют средства на развитие образования, спонсируя учащихся и преподавателей, строя школы и помогая в разработке учебных программ, тем самым не только укрепляя работу образовательной системы, но и закладывая фундамент для развития будущей науки, технологий и подготовки кадров для предприятий.

 

В статье рассматривается развитие сектора благотворительных организаций в сфере образования Китая за последнее десятилетие, исследуются изменения, произошедшие в концепции и модели работы данных организаций. Работа в сфере благотворительности в образовании привлекает все больше внимания со стороны всех слоев населения, число людей, охваченных их деятельностью, неуклонно растет. В статье представлены некоторые ключевые особенности, проблемы и перспективы работы подобных организаций. Цель исследования — продемонстрировать, что сфера благотворительности становится неотъемлемой частью общей трансформации и инноваций в китайском образовании, которые происходят на фоне совершенствования государственной образовательной политики и развития новых технологий. Тематика проектов образовательных НПО становится все насыщеннее. Одним из важнейших и неизменных характеристик работы благотворительных организаций является их нацеленность на оказание помощи наиболее нуждающимся слоям населения. При этом сферы влияния организаций охватывают уже не только школьное обучение, но и выходят за рамки классов и уроков, организуя работу между школами, семьями и всем обществом, диверсифицируя виды внешкольной работы. Изменение концепции обучения, поиски и новые практики, несомненно, окажут положительное влияние на реформирование образования не только в сельских районах Китая, но и в стране в целом.

Ключевые слова
КНР, образование, благотворительные организации, общественные организации
Классификатор
Получено
04.09.2023
Дата публикации
14.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
225
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Несмотря на то, что в последние 20 лет образованию в Китае уделяется пристальное внимание, эта сфера сталкивалась с немалыми сложностями. Причиной тому, в первую очередь, является тот факт, что деятельность властей была сосредоточена преимущественно на повышении охвата базовым образованием в крупных городах, в то время как сельские регионы испытывали серьезную нехватку финансовых средств, педагогических кадров и образовательной инфраструктуры. Именно в этот период начинают появляются первые благотворительные организации (教育公益组织), направленные на развитие образования в отдаленных регионах страны.
2 С того момента, как в 1980х и 1990х годах были запущены первые благотворительные проекты, образование является одной из важнейших сфер деятельности подобных организаций. После 18 съезда КПК образовательная отрасль стремительно развивается: реализуются различные проекты, приходят новые общественные силы, увеличиваются источники финансирования и расширяется сфера деятельности — от дошкольного воспитания, начальной, средней и высшей школы до концепции обучения на протяжении всей жизни.
3 В 2019 году исполнилось 30 лет с момента старта реализации проекта «Надежда». Эта благотворительная программа предназначена для финансирования обучения нуждающихся сельских детей за счет добровольных пожертвований. За 30 лет было собрано в общей сложности более 19 млрд юаней, помощь оказана 6,62 млн нуждающихся учащихся, построено свыше 20 тыс. начальных школ. По словам Си Цзиньпина, «проект «Надежда» внедрил инновационные механизмы мобилизации социальных ресурсов, и помог миллионам ребят из бедных семей осуществить свою мечту — пойти в школу»1.
1. 以高度政治自觉办好新时代希望工程 (Реализация проекта «Надежда» с высокой степенью политической осознанности в новою эпоху // Xinhua News. 17.12.2023. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2020–12/17/c_1126871886.htm (дата обращения: 24.07.2023).
4 В последние несколько лет Китайский фонд развития молодежи начал следующий этап в реализации проекта «Надежда», запустив новые программы по повышению качества обучения в начальной школе, созданию условий для повышения квалификации сельских учителей и директоров, помощи и поддержки в вопросах здравоохранения, включая питание, физическое и психологическое здоровье, программ науки и техники, спорта и другие.
5 Проект «Весенний бутон», запущенный также в 1989 году, был нацелен на помощь бросившим школу девочкам из бедных семей вернуться к учебе. За 30 лет было собрано более 2,5 млрд. юаней и оказана помощь 9,3 млн девочек2.
2. 教育公益这十年: 为教育事业不断提供新助力、播种新希望 (Общественное благосостояние в сфере образования за последние десять лет: предоставление новой помощи и новые надежды на образования // Joyoung Foundation. 30.09.2022. URL: https://joyoungfoundation.com/content/100246 (дата обращения: 24.07.2023).
6 Последние 10–12 лет стали новым этапом развития китайской системы образования в целом. На фоне изменений в макроуправлении, восприятии ценностей, улучшении условий обучения, цели, содержание и методы работы образовательных благотворительных организаций также были скорректированы.
7 Стоит отметить, что работа общественных благотворительных организаций в образовательной среде (далее БОО), как правило, подразумевает использование различных общественных ресурсов (финансов, человеческих ресурсов, профессиональной поддержки, технических условий и т.д.) для оказания помощи и поддержки различным группам населения, находящимся в неблагоприятном положении и не имеющим равного доступа к обучению, с целью создания более качественных и диверсифицированных каналов и возможностей для образования. Эти структуры самостоятельно разрабатывают и планируют свою деятельность исходя из потребностей того или иного региона. Для осуществления своей деятельности подобные организации обязаны иметь полный пакет документов, подтверждающий некоммерческий характер их работы, по этой же причине БОО чаще всего координируют свои действия с местными департаментами образования.
8

Благотворительные организации в образовании сегодня

9 Работа в сфере благотворительности в образовании привлекает все больше внимания со стороны всего населения, а число людей, охваченных их деятельностью (особенно сельских детей и детей мигрантов), неуклонно растет (рис. 1).
10

11 Рис. 1. Периоды создания благотворительных организаций (в %)
12 Figure 1. Periods of Creation of Charitable Organizations (%)
13 Источник: составлено по 教育公益这十年: 为教育事业不断提供新助力、播种新希望 (Общественное благосостояние в сфере образования за последние десять лет: предоставление новой помощи и новые надежды на образования). (Public welfare in education over the past ten years: providing new aid and new hopes for education) // Joyoung Foundation. 30.09.2022. URL: https://joyoungfoundation.com/content/100246 (дата обращения: 24.07.2023).
14 Большинство организаций, существующих сегодня в Китае, были созданы в Пекине, Шанхае и пров. Гуандун в период с 2011 по 2020 гг. В 2009 году была проведена 1-ая Конференция образовательных благотворительных организаций Китая, в которой приняли участие 152 благотворительные структуры3. За 10 лет наблюдалось появление все большего числа организаций и учреждений, в 2018 году насчитывалось уже свыше 780 благотворительных структур. Поиск на национальной общественной платформе кредитной информации общественных организаций по ключевому слову «образование» выдает сегодня 33 тыс. общественных организаций; поиск на сайте Charity China выдает 1 843 благотворительные организации, что составляет почти пятую часть от общего числа подобных организаций по всей стране4. Они существуют в различных формах — фонды, общества, частные некоммерческие организации, социальные предприятия, отделы социальной ответственности крупных корпораций, проектные группы профессиональных образовательных учреждений, различные волонтерские команды и т.д. БОО успешно развиваются в различных сферах, основываясь на своих идеях и представлениях, источниках финансирования, профессиональном опыте, человеческих ресурсах, социальных связях и т.д.
3. 刘海英. 大扶贫:公益组织的实践与建议 (Лю Хайин. Великое преодоление бедности: практика и предложения некоммерческих организаций). 社会科学文献出版社, 2011.

4. 王勇. 为教育事业不断提供新助力、播种新希望 (Ван Юн. Постоянно оказывать помощь и сеять новые надежды в деле образования) // 公益时报网. URL: http://www.gongyishibao.com/newdzb/images/2022–09/20/05/GYSB05.pdf (дата обращения: 24.07.2023).
15 Согласно исследованию о развитии образовательных благотворительных организаций, 10 лет назад основная работа была сконцентрирована в провинциях Юньнань, Гуйчжоу, Ганьсу и Цинхай5. В последние годы с улучшением социально-экономических условий в этих районах, а также с ростом значения образования в общественном сознании, география благотворительных проектов значительно расширилась, охватывая все больше сельских районов и трудовых мигрантов в городах. С распространением Интернета все больше БОО переходят от деятельности в одном городе (уезде) к онлайн и оффлайн взаимодействию между различными регионами и проектными площадками. Многие сельские школы в центральных и восточных регионах (например, Аньхой, Хэнань и Чжэцзян), которые раньше были «слепыми пятнами» для благотворительной деятельности в сфере образования, стали неотъемлемой частью новой модели.
5. 教育公益领域发展研究报告 (Отчет об исследовании развития общественной благотворительности в сфере образования) // 原创力文档. 08.05.2023. URL: https://max.book118.com/html/2023/0507/8052141107005064.shtm (дата обращения: 24.07.2023).
16 Сегодня ключевыми территориями по-прежнему остаются юго-западный и северо-западный регионы Китая (рис. 2). Около половины регионов подтвердили, что «нуждаются» и «тесно сотрудничают» с подобными организациями.
17

18 Рис. 2. География благотворительных организаций в Китае
19 Figure 2. Geography of Charitable Organizations in China
20 Источник: составлено по 教育公益领域发展研究报告 (Отчет об исследовании развития общественной благотворительности в сфере образования). (Research Report on the Development of Public Philanthropy in Education) //原创力文档. 08.05.2023. URL: https://max.book118.com/html/2023/0507/8052141107005064.shtm (дата обращения: 24.07.2023).
21 В начале своей деятельности благотворительность в сфере образования была направлена на пожертвование средств и товаров (канцелярских принадлежностей, учебной литературы, мебели для школьных классов и др.), оказание финансовой помощи детям, строительство школ, оборудование классов и т.д. За последние десять лет формы оказания помощи изменились. Под влиянием пандемии и изменений во внутренней и международной ситуациях, они стали уделять больше внимания развитию качественного образования и потребностям учащихся и педагогов, выходя за рамки материальных пожертвований или решения финансовых трудностей, помогают строить систему социальной поддержки в регионах, разрабатывать учебные программы, проводить работы с местными педагогическими кадрам, популяризируя образование и помогая им развиваться.
22 Учредители образовательных общественных организаций преследуют различные цели. Некоторые из них занимаются исследованиями в области образования, изучением государственной политики, оценкой эффективности обучения, активно участвуют в формировании и совершенствовании государственной политики в сфере образования через работу аналитических центров, играют важную роль в оптимизации макроэкономической модели образования и грамотном формулировании государственной политики в сфере образования.
23 На протяжении последних лет важнейшей частью работы благотворительных организаций стало расширение возможностей для обучения и совершенствования образовательной работы на местах среди директоров школ и учителей. Раньше подобная деятельность заключалась преимущественно в помощи приезжающих из городов представителей общественных организаций, при этом школы на местах были пассивно вовлечены в этот процесс. Постепенно произошел переход от концепции «необходимость в обучении» к «стремлению к обучению». С развитием и усовершенствованием образовательных программ и технологий стало очевидно, что «драйверами» развития и реформирования системы обучения в регионах должны быть сами коллективы учебных заведений. Все чаще стали проводиться интерактивные мероприятия, лекции, совместное обучение, усилилась обратная связь с регионами для оказания адресной помощи.
24 Одной из серьезных проблем в отдаленных регионах Китая по-прежнему остается нехватка педагогических кадров. Благодаря различным проектам, инициированным фондами крупных китайских городов, в сельских регионах стали организовываться кружки для обучения добровольцев и подготовки волонтеров для работы в школе. Более опытные и квалифицированные педагоги имеют возможность пройти повышение квалификации в рамках различных краткосрочных и долгосрочных программ по повышению качества школьного образования в экономически отсталых регионах («支教»).6 Кроме того, благотворительные организации все чаще проводят конкурсы и награждают наиболее активных сельских педагогов. Критерии отбора лауреатов постепенно меняются от просто «трудолюбивых» и «успешных» к инновационным, стремящимся к активной исследовательской и творческой работе, заботящихся о физическом, умственном и моральном воспитании учеников. С этими наградами сельские директора и учителя получают не только общественное признание и значительное финансирование, но и различные возможности для профессионального роста, возможность встречаться и работать вместе с коллегами из других регионов. Все это оказывает ощутимое положительное влияние на развитие сельского образования.
6. 支教 zhījiào — программа по улучшению школьного образования в экономически отсталых регионах, работать учителем по данной программе.
25 В настоящее время благотворительные организаций все чаще используют Интернет-площадки в своей деятельности7.
7. “有教无类”: 赋能互联网支教, 连接各界资源、促进教育平等 («Обучение без дискриминации»: расширение возможностей Интернета для поддержки образования, объединение ресурсов из всех сфер жизни и содействие равенству в образовании) // China Daily. 15.10.2018. URL: http://jx.chinadaily.com.cn/2018–10/15/content_37074685.htm (дата обращения: 24.07.2023).
26 Крупные компании в сфере интернет-образования, такие как New Oriental, Good Future и English Fluent, также начали выходить в сферу благотворительных проектов, принося в учебные заведения более совершенные операционные платформы и технологические ресурсы. Быстрое развитие Интернет-образования принесло сельским регионам немало новых форматов обучения, такие как «класс с двумя учителями», «перевернутый класс» и др.8 Благодаря Интернет-платформам сельские учителя могут учиться у высококвалифицированных коллег из городов, а также проводить с ними совместные занятия в своих классах и осваивать на практике новые методики преподавания.
8. 双减政策下, 新东方、好未来等教育机构会发展成公益吗? (Смогут ли образовательные гиганты, такие как New Oriental и TAL, в рамках политики двойного сокращения превратиться в благотворительные организации?) // 知乎. URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/403410210 (дата обращения: 24.07.2023).
27 В отличие от городских многие сельские школы в вопросах планирования учебного процесса долгое время были предоставлены сами себе. За исключением основных предметов, по которым необходимо сдавать экзамены, и существуют полноценные программы, множество других предметов в школах попросту не преподавались. Причин могло быть несколько: отсутствие квалифицированных учителей-предметников и необходимой материальной базы, либо просто потому, что «раз нет экзаменов, то не критично, если предмет не изучается». Однако воспитательная функция школьного образования в значительной степени реализуется благодаря продуманной и всесторонней учебной программе. Именно здесь и проявляется существенный недостаток сельского образования.
28 Одним из направлений работы благотворительных организаций является разработка и продвижение разнообразных учебных планов и курсов. Ориентируясь на официальную государственную линию на «развитие всесторонней грамотности учащихся», БОО ищут и пробуют новые образовательные решения для отдаленных регионов страны. Местным школам и образовательным центрам помогают разрабатывать целые образовательные комплексы, включающие не только учебные программы по различным дисциплинам, но и организацию и проведение внеклассных занятий и других мероприятий. Одни организации работают над совершенствованием обучения по обязательным школьным предметам, другие концентрируются на дополнительном образовании, например, художественном или спортивном. Стоит отметить, что разработка учебных программ проходит в строгом соответствии со стандартами, утвержденными Министерством образования КНР. Школы могут использовать в учебном процессе только материалы, утвержденные Министерством, кроме того, с 2021 г. на все учебные заведения обязательного образования распространяется запрет на использование зарубежных обучающих материалов и программ.
29 На протяжении многих лет сельские школы страдали от острой нехватки учебных материалов, в том числе для уроков чтения, количество и качество имеющейся литературы также оставляло желать лучшего. Постепенно с развертыванием благотворительной помощи в сельских регионах, городские фонды стали жертвовать все больше средств для создания школьных библиотек и пополнением их необходимой учебной литературой9.
9. 助力公益升级, 新 形势下教育公益的发展和定位 (Помощь в развитии и позиционировании образовательных благотворительных организаций в новых условиях) // Wangyi News. 02.05.2023. URL: https://m.163.com/dy/article/I3OFVKEO0518PJ21.html?spss=adap_pc (дата обращения: 24.07.2023).
30 Сфера образовательной благотворительности расширяется вместе со школьным сектором — помимо девяти лет обязательного образования она теперь распространяется на дошкольные и профессиональные учебные заведения, ВУЗы и программы обучения на протяжении всей жизни.
31 Еще десять лет назад в бедных сельских районах ощущался недостаток дошкольных образовательных учреждений, и широко распространенное явление «оставленных детей» долгое время являлось одним из наиболее проблемных мест в китайском образовании10. Сельские дети сталкивались с нехваткой воспитания и образования на одном из ключевых этапов физического и умственного развития. За 10 лет было создано 1100 сельских детских садов в восьми наиболее бедных провинциях, дошкольным образованием было охвачено более 30 тыс. детей в отдаленных районах страны11.
10. «Оставленные дети» — феномен китайского общества, когда родители, уезжая на заработки в города, вынуждены оставлять свих детей на воспитание родственникам.

11. 助力公益升级,新 形势下教育公益的发展和定位 (Помощь в развитии и позиционировании образовательных благотворительных организаций в новых условиях) // Wangyi news. 02.05.2023. URL: https://m.163.com/dy/article/I3OFVKEO0518PJ21.html?spss=adap_pc (дата обращения: 24.07.2023).
32 Начиная с 2012 г. государство стало вкладывать больше средств в развитие сельского дошкольного образования, однако многие проблемы, связанные с учебными планами, подготовкой воспитателей, учебными материалами все еще не решены до конца. Пекинский фонд общественного благосостояния Leping (北京乐平公益基金会, от названия уезда) запустил проект по улучшению качества дошкольного образования в сельской местности Цяньцяньшу («千千树农村学前教育质量提升项目»), в рамках которого был разработан комплекс обучающих материалов для воспитателей и учителей, проектов учебных программ, развивающих детских игровых планов, подходящих для начинающих учителей в сельской местности12. Все материалы были размещены в Интернете в открытом доступе. На базе онлайн-платформ также проводятся регулярные курсы повышения квалификации для воспитателей и учителей.
12. 中国教育公益组织现状及发展趋势研究 (Исследование текущей ситуации и тенденций развития образовательных благотворительных организаций в Китае) // 文库百度. URL: https://wenku.baidu.com/view/1cddf620b91aa8114431b90d6c85ec3a87c28b64.html?_wkts_=1690314803975&bdQuery=中国教育公益组织现状及发展趋势研究 (дата обращения: 24.07.2023).
33 Помимо создания и помощи уже существующим дошкольным учреждениям, благотворительные организации также ведут работу по помощи детям из отдаленных регионов, не имеющих местных учебных заведений, и где преимущественно проживают национальные меньшинства. Волонтеры различных фондов помогают организовывать работу передвижных образовательных кампусов для того, чтобы оставшиеся без родителей дети могли получать знания и помощь вне зависимости от их социального статуса и благосостояния.
34 Кроме того, в отдаленных районах были созданы центры по уходу за детьми, работающие по модели «внешкольного образования с акцентом на воспитание». Типичными примерами таких центров являются учреждения, построенные в провинциях Юньнань, Гуанси и др. Дети в них занимаются не по обычной школьной программе, а читают книги, смотрят фильмы, работают, занимаются творчеством и выполняют различные задания, помогающие им адаптироваться к жизни в обществе и получить полезные навыки. В процессе такого обучения они обретают уверенность, взаимное уважение, учатся справляться с конфликтными ситуациями, сотрудничать и помогать друг другу, развивают свои сильные стороны и находят увлечения, которые, возможно, помогут им в будущем определиться с выбором профессии. Это своего рода альтернативная школа, работающая в рамках концепции «образование для будущего», которая не только помогает детям из бедных семей определить направления своего развития, но и вдохновляет педагогов на поиск новых возможностей и образовательных программ.
35 Что касается профессионального образования, в рамках программы «Выигрыш будущего для среднего профессионального образования» Китайского фонда исследований развития была проведена подготовка директоров средних профессиональных учебных заведений, введены в штат старшие технические специалисты. Проект осуществляется по семи направлениям, включает обучение предпринимательству учащихся средних профессиональных учебных заведений и создание специального веб-сайта, выплачивает различные стипендии и премии, в формировании которых оказывают поддержку различные предприятия и фонды.
36 В рамках «Программы профессионального образования Байнянь» («百年职校») были открыты школы в 11 регионах Китая. К настоящему времени программа предоставила возможности для обучения почти 8 тыс. молодых людей из 320 бедных уездов, 30% молодых людей являются представителями 24 этнических групп13.
13. 教育公益这十年: 为教育事业不断提供新助力、播种新希望 (Общественное благосостояние в сфере образования за последние десять лет: предоставление новой помощи и новые надежды на образования) // Joyoung Foundation. 30.09.2022. URL: https://joyoungfoundation.com/content/100246 (дата обращения: 24.07.2023).
37 Предоставление стипендий студентам университетов является одним из важнейших способов благотворительности. Напомним, что высшее образование до сих пор остается в Китае полностью платным, поэтому ежегодные новости о помощи и назначении стипендий становятся темой общественных обсуждений, а масштабы и охват финансирования БОО постоянно расширяются.
38 Благотворительный фонд «Нинся яньбао» (宁夏燕宝慈善基金会), например, к 2020 г. выделил в общей сложности почти 2,3 млрд юаней на образование и борьбу с бедностью, оказав поддержку 223 тыс. студентов, были охвачены 22 города, уезда и района, 193 поселка, более 2500 административных деревень и 1100 бедных деревень, 603 колледжа и университета, помощь оказана более 120 тыс. студентов университетов, которые смогли вернуться к учебе и завершить образование. В сентябре 2021 г. Фонд объявил, что для дальнейшего закрепления результатов искоренения бедности и содействия возрождению сельских районов, он намерен выделить еще 6 млрд юаней на финансирование всех абитуриентов, поступающих в университеты Нинся-Хуэйского АР, и предоставить стипендии 126 тыс. студентам в размере 4 тыс. юаней в год на человека, или 16 тыс. юаней за четыре года14.
14. 激发教育公益组织活力助力乡村教育全面振兴 (Стимулировать жизнеспособность образовательных некоммерческих организаций и способствовать общему возрождению сельского образования) // Guangming Online. 27.10.2021. URL: https://m.gmw.cn/baijia/(дата обращения: 24.07.2023).
39

Особенности работы благотворительных организаций

40 Благотворительные организации в области образования все еще находятся на начальном этапе своего развития. Для изучения особенностей их работы было проведено исследование 115 общественных организаций, отдельных лиц и групп, работающих в образовательной сфере, начиняя от дошкольной и заканчивая ВУЗами, а также среди образовательных компаний15.
15. 教育公益领域发展研究报告 (Отчет об исследовании развития общественной благотворительности в сфере образования) // 原创力文档. 08.05.2023. URL: https://max.book118.com/html/2023/0507/8052141107005064.shtm (дата обращения: 24.07.2023).
41 По размеру капитала и численности коллектива преобладают малые и средние организации (рис. 3).
42

43 Рис. 3. Среднегодовые доходы благотворительных организаций (в юанях)
44 Figure 3. Average Annual Income of Charitable Organizations (in yuan)
45 Источник: составлено по 教育公益这十年: 为教育事业不断提供新助力、播种新希望 (Общественное благосостояние в сфере образования за последние десять лет: предоставление новой помощи и новые надежды на образования). (Public welfare in education over the past ten years: providing new aid and new hopes for education) // Joyoung Foundation. 30.09.2023. URL: https://joyoungfoundation.com/content/100246 (дата обращения: 24.07.2023).
46 В 49,6 % учреждений работают штатные сотрудники, средний возраст которых составляет от 31 до 40 лет, не более 10% учреждений имеют штатных сотрудников, средний возраст которых возраст старше 40 лет (рис. 4).
47

48 Рис. 4. Возрастной состав сотрудников благотворительных организаций (в %)
49 Figure 4. Age Composition of Employees of Charitable Organizations (%)
50 Источник: составлено по 教育公益领域发展研究报告 (Отчет об исследовании развития общественной благотворительности в сфере образования). (Research Report on the Development of Public Philanthropy in Education) // 原创力文档. 08.05.2023. URL: https://max.book118.com/html/2023/0507/8052141107005064.shtm (дата обращения: 24.07.2023).
51 По сравнению с тем, что было еще 10 лет назад, благотворительные организации сосредоточивают свое внимание на все большем количестве сегментов образования. В дополнение к традиционным предметам, таким, например, как чтение, литература, английский язык, становятся все более популярными эстетическое, экологическое образование, цифровая грамотность, обучение в сфере сельского хозяйства и др. (см. диагр. 5)
52

53 Рис. 5. Основные сферы деятельности благотворительных организаций в сельских регионах (в %)
54 Figure 5. The Main Spheres of Activities of Charitable Organizations in Rural Areas (%)
55 Источник: составлено по 第七届中国教育公益组织双年会: 公益组织如何赋能县域良好教育生态? (7я конференция китайских образовательных некоммерческих организаций, проводимая раз в два года: как некоммерческие организации могут расширить возможности регионов с хорошей образовательной средой) // ChinaCom. 25.08.2021. URL: http://t.m.china.com.cn/convert/c_zNI8KUKW.html (дата обращения: 24.07.2023).
56 Среди целевой аудитории можно выделить несколько групп людей. 83,5% образовательных организаций ориентируются на учащихся начальных классов в возрасте 6–12 лет (рис. 6). Почти половина организаций тесно работают с местными учителями и директорами. Больше всего внимания уделялось оставленным детям и лицам, отвечающим за их опеку.
57

58 Рис. 6. Целевая аудитория благотворительных организаций (в%)
59 Figure 6. Target audience of charitable organizations (%)
60 Источник: составлено по 第七届中国教育公益组织双年会: 公益组织如何赋能县域良好教育生态? (7я конференция китайских образовательных некоммерческих организаций, проводимая раз в два года: как некоммерческие организации могут расширить возможности регионов с хорошей образовательной средой) // ChinaCom. 25.08.2021. URL: http://t.m.china.com.cn/convert/c_zNI8KUKW.html (дата обращения: 24.07.2023).
61 Большинство благотворительных организаций (более 85%) реализуют проекты в регионах, сфера деятельности других — популяризация и информационная поддержка благотворительной деятельности (27,8%), 24% организаций оказывают другим образовательным структурам финансовую помощь, свыше 12% концентрируются на исследовательской деятельности (рис. 7).
62 Направления работы благотворительных организации становятся все более диверсифицированными.
63 Рис. 7. Основные виды мероприятий, проводимых благотворительными организациями (в %)
64 Figure 7. The Main Types of Events Held by Charitable Organizations (%)
65 Источник: составлено по 第七届中国教育公益组织双年会: 公益组织如何赋能县域良好教育生态? (7я конференция китайских образовательных некоммерческих организаций, проводимая раз в два года: как некоммерческие организации могут расширить возможности регионов с хорошей образовательной средой). (7th Biennial Conference of Chinese Educational Nonprofits: How Nonprofits Can Empower Regions with Good Educational Environments) // ChinaCom. 25.08.2021. URL: http://t.m.china.com.cn/convert/c_zNI8KUKW.html (дата обращения: 24.07.2023).
66 По видам проводимых мероприятий наибольший процент приходится на обучающие тренинги для учителей и директоров школ (около 56%), реализацию проектов, связанных с летними образовательными лагерями для детей (свыше 38%), а также финансовую поддержку преподавателей и отдельных образовательных организаций (37,4%) и др.
67

Основные проблемы в развитии отрасли

68 В последние годы БОО столкнулись с трудностями и противоречивыми тенденциями. С одной стороны, число организаций, увеличивших общий объем доходов и расходов за пять лет, больше, тех, у кого они сократились. Однако за последние несколько лет рост расходов на образование опережает рост доходов, поэтому в Китае прослеживается тенденция к сотрудничеству между благотворительными организациями в сфере образования: более 90% опрошенных структура участвовали в различных формах альянсов16. Имеющиеся проблемы в сфере образования не могут быть самостоятельно решены одной организацией или учреждением, а требуют объединения усилий, ресурсов и компетенций различных представителей образовательной системы. Эта тенденция неизбежно ведет к появлению большего количества «образовательных сообществ», благотворительных организаций, нацеленных на решение конкретных проблем. Эти структуры сегодня имеют сильную профессиональную и кадровую базу, быстро приступают к работе, работают эффективно и продуктивно. Они готовы взаимодействовать с государственным сектором, проводить исследования и стимулировать развитие образовательного сегмента, адресно решая существующие проблемы.
16. 中国教育公益组织现状及发展趋势研究 (Исследование текущей ситуации и тенденций развития образовательных благотворительных организаций в Китае) // 文库百度. URL: https://wenku.baidu.com/view/1cddf620b91aa8114431b90d6c85ec3a87c28b64.html?_wkts_=1690314803975&bdQuery=中国教育公益组织现状及发展趋势研究 (дата обращения: 24.07.2023).
69 Несмотря на то, что благотворительные организации в сфере образования растут, они все еще сталкиваются с рядом трудностей. Результаты исследования показывают, что финансовые затруднения являются одной из основных проблем благотворительных организаций, более 60% организаций признали, что больше всего нуждаются в помощи в сборе средств для своих проектов17. Общественные пожертвования в настоящее время по-прежнему являются самым важным источником финансирования всех благотворительных организаций, за ними следуют индивидуальные пожертвования благотворителей и предпринимателей; пожертвования предприятий и оплата услуг фондами также являются важными каналами сбора средств (см. диагр. 8). Многие благотворительные организации изучают новые возможности сбора средств, полагаясь на крупные интернет-платформы для ежемесячных пожертвований; кроме того, они также изучают возможности финансирования через разнообразные каналы партнерств.
17. 激发教育公益组织活力助力乡村教育全面振兴 (Стимулировать жизнеспособность образовательных некоммерческих организаций и способствовать общему возрождению сельского образования) // Guangming Online. 27.10.2021. URL: https://m.gmw.cn/baijia/2021–10/27/35263805.html (дата обращения: 24.07.2023).
70

71 Рис. 8. Основные источники дохода благотворительных организаций (в %)
72 Figure 8. Main sources of income for charitable organizations (%)
73 Источник: составлено по 激发教育公益组织活力助力乡村教育全面振兴 (Стимулировать жизнеспособность образовательных некоммерческих организаций и способствовать общему возрождению сельского образования). (Stimulate the viability of educational non-profit organizations and promote the overall revitalization of rural education) // Guangming Online. 27.10.2021. URL: https://m.gmw.cn/baijia/2021–10/27/35263805.html (дата обращения: 24.07.2023).
74 Второй проблемой называется проблема публичности. Благотворительные организации придают большее значение популяризации своей работы, одна из ключевых задач — донести до общественности особенности их деятельности и реальные потребности тех, для кого они трудятся.
75 Еще один вызов связан с профессиональным потенциалом. В настоящее время образовательные общественные организации в целом ощущают недостаток профессиональных кадров. Они активно ищут новых сотрудников и повышают уровень своих компетенций.
76 Другой распространенной проблемой называют недостаток управленческого потенциала. После ухода основателя благотворительные организации часто сталкивается с большими трудностями. Сменяемость сотрудников и руководства является одной из наиболее частых проблем.
77 Внешние вызовы по-прежнему оказывают влияние на деятельность благотворительных организаций, но именно они порождают новые возможности для дальнейшего развития (рис. 9).
78

79 Рис. 9. Основные вызовы для развития благотворительных организаций (в %)
80 Figure 9. Main Challenges for the Development of Charitable Organizations (%)
81 Источник: составлено по 教育公益领域发展研究报告 (Отчет об исследовании развития общественной благотворительности в сфере образования // 原创力文档, 08.05.23). URL: https://max.book118.com/html/2023/0507/8052141107005064.shtm (дата обращения: 24.07.2023).
82 Все организации в той или иной степени были затронуты влиянием пандемии. 45%, или почти половина организаций, столкнулись с сокращением своих финансов на 30–50%, а 12,5% вообще не смогли собрать средств.18 Интересно отметить, что некоторые все же смогли превратить вызовы в возможности и провести даже больше мероприятий, чем было до пандемии, организовать еще больший, чем ранее, сбор средств.
18. 疫情对教育公益组织发展的影响 (Влияние пандемии на развитие образовательных некоммерческих организаций) // 百家号. 25.08.2021.URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1709024739141825469&wfr=spider&for=pc&searchword=教育公益组织发展 (дата обращения: 24.07.2023).
83 Похожая ситуация сложилась с персоналом. В то время, когда часть организаций, включая и государственные, испытывала трудности с набором волонтеров и стажеров, другие, наоборот, пополнили штаты своих сотрудников.
84 Во время пандемии всем БОО пришлось в оперативном порядке переключаться на проведение онлайн-мероприятий. Отзывы большинства организаций на подобный переход были положительными, но некоторые из них сообщали, что у них возникли трудности с онлайн-работой. В основном они заключались в нехватке электронного оборудования (ноутбуков, настольных компьютеров и мобильных телефонов), плохом сигнале и скорости интернета в некоторых районах, а также неумении некоторыми преподавателями и сотрудниками БОО уверенно пользоваться электронными устройствами.
85 Отдельно стоит отметить, что 75% благотворительных организаций получили помощь от государства, включая освобождение от уплаты социальных взносов, субсидии на оплату аренды офисных помещений и специальные налоговые льготы19.
19. 疫情对教育公益组织发展的影响 (Влияние пандемии на развитие образовательных некоммерческих организаций) // 百家号. 25.08.2021. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1709024739141825469&wfr=spider&for=pc&searchword=教育公益组织发展 (дата обращения: 24.07.2023).
86

Перспективы и планы развития

87 Весной 2023 г. в г.Чанша (пров. Хунань) прошла 7я Конференция общественных благотворительных организаций в сфере образования Китая. Более 800 специалистов в области образования и партнеров благотворительных организаций со всего Китая собрались, чтобы обменяться мнениями в рамках темы конференции «Вызовы порождают инновации, связи создают возможности» и обсудить роль и направления деятельности благотворительных организаций, вопросы развития сельского образования, расширения технических возможностей в процессе обучения и др.20
20. 第七届中国教育公益组织双年会: 公益组织如何赋能县域良好教育生态? (7я конференция китайских образовательных некоммерческих организаций, проводимая раз в два года: как некоммерческие организации могут расширить возможности регионов с хорошей образовательной средой // ChinaCom, 21.03.23). URL: http://t.m.china.com.cn/convert/c_zNI8KUKW.html (дата обращения: 24.07.2023).
88 Одним из важных направлений работ БОО являются уезды, реализация проектов на уездном уровне помогает более активно привлекать государственные структуры для работы в регионах, находить новые пути решения проблем образования и способствовать устойчивому развитию образовательной системы. Среди участников было немало представительней экспериментальных школ из отдаленных регионов страны, которые поделились практическим опытом работы в благотворительных проектах.
89 Сельское образование до сих пор остается проблемной точкой в общей системе образования Китая. Для его возрождения БОО направляют на места квалифицированных учителей. Улучшая условия жизни сельских учителей, обеспечивая достойный уровень оплаты труда, проводя различные мероприятия по повышению квалификации, благотворительные общественные организации повышают привлекательность профессии школьного учителя, способствуют росту профессионализма, помогают сельским учителям интегрироваться в общество, чувствовать уверенность в будущем. Все это оказывает положительное влияние на качество образования и профессиональный рост сельских педагогических кадров.
90 Несмотря на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются благотворительные организации, в целом перспективы их деятельности вполне оптимистичны (табл. 1).
91 Таблица 1 / Table 1
92 Основные задачи и перспективы работы на будущее
93 Main Tasks and Prospects for the Future
Развитие чувства социальной вовлеченности и психологическая помощь учащимся 68,7
Систематизация деятельности организации в регионах 55,7
Усиление концепции "ребенок — превыше всего", поиск инновационных методов в образовании 53
Повышение уровня профессионализма внутри организации 51,3
Переход от помощи в виде закупок и финансирования к реформированию содержания обучения 46,1
Укрепление сотрудничества с властями и другими структурами 44,3
Наращивание масштабов сотрудничества с другими благотворительными организациями 46,2
Решение проблем с помощью коммерческих механизмов 27,8
Сделать работу организаций более гибкой 21,7
Улучшение администрирования, превращение в эффективных помощников властей в регионах 7,8
Другое 1,7
Источник: 第七届中国教育公益组织双年会: 公益组织如何赋能县域良好教育生态? (7я конференция китайских образовательных некоммерческих организаций, проводимая раз в два года: как некоммерческие организации могут расширить возможности регионов с хорошей образовательной средой). (7th Biennial Conference of Chinese Educational Nonprofits: How Nonprofits Can Empower Regions with Good Educational Environments) // ChinaCom. 31.03.2023. URL: http://t.m.china.com.cn/convert/c_zNI8KUKW.html (дата обращения: 24.07.2023).
94 ***
95 В эпоху стремительного развития технологий общественные благотворительные организации образования помогают учитывать разнообразные потребности общества и вносят элементы инноваций в образовательный процесс, расширяют сферу охвата населения образовательными программами, при этом приоритетным остается оказание помощи наиболее нуждающимся слоям населения. Тематика проектов образовательных НПО становится все разнообразной, они охватывают уже не только школьное обучение, но и организуют взаимодействие между школой, семьей и обществом.

Библиография

1. 教育公益这十年: 为教育事业不断提供新助力、播种新希望 (Общественное благосостояние в сфере образования за последние десять лет: предоставление новой помощи и новые надежды на образования) // Joyoung Foundation. 30.09.2022. URL: https://joyoungfoundation.com/content/100246 (дата обращения: 24.07.2023).

2. 刘海英. 大扶贫:公益组织的实践与建议 (Лю Хайин. Великое преодоление бедности: практика и предложения некоммерческих организаций). 社会科学文献出版社, 2011年.

3. 王勇. 为教育事业不断提供新助力、播种新希望 (Ван Юн. Постоянно оказывать помощь и сеять новые надежды в деле образования) // 公益时报网. URL: http://www.gongyishibao.com/newdzb/images/2022–09/20/05/GYSB05.pdf (дата обращения: 24.07.2023).

4. 教育公益领域发展研究报告 (Отчет об исследовании развития общественной благотворительности в сфере образования) // 原创力文档. 08.05.2023. URL: https://max.book118.com/html/2023/0507/8052141107005064.shtm (дата обращения: 24.07.2023).

5. 双减政策下, 新东方、好未来等教育机构会发展成公益吗? (Смогут ли образовательные гиганты, такие как New Oriental и TAL, в рамках политики двойного сокращения превратиться в благотворительные организации?) // 知乎. URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/403410210 (дата обращения: 24.07.2023).

6. 助力公益升级,新 形势下教育公益的发展和定位 (Помощь в развитии и позиционировании образовательных благотворительных организаций в новых условиях) // Wangyi News. 02.05.2023. URL: https://m.163.com/dy/article/I3OFVKEO0518PJ21.html?spss=adap_pc (дата обращения: 24.07.2023).

7. 中国教育公益组织现状及发展趋势研究 (Исследование текущей ситуации и тенденций развития образовательных благотворительных организаций в Китае) //文库百度. URL: https://wenku.baidu.com/view/1cddf620b91aa8114431b90d6c85ec3a87c28b64.html?_wkts_=1690314803975&bdQuery=中国教育公益组织现状及发展趋势研究 (дата обращения: 24.07.2023).

8. 激发教育公益组织活力助力乡村教育全面振兴 (Стимулировать жизнеспособность образовательных некоммерческих организаций и способствовать общему возрождению сельского образования) // Guangming Online. 27.10.2021. URL: https://m.gmw.cn/baijia/ (дата обращения: 24.07.2023).

9. 疫情对教育公益组织发展的影响 (Влияние пандемии на развитие образовательных некоммерческих организаций) //百家号. 25.08.2021. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1709024739141825469&wfr=spider&for=pc&searchword=教育公益组织发展 (дата обращения: 24.07.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести