Безусловный базовый доход в Республике Корея: развитие социального обеспечения или популизм?
Безусловный базовый доход в Республике Корея: развитие социального обеспечения или популизм?
Аннотация
Код статьи
S013128120027823-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Валитова Дарья Валерьевна 
Должность: Выпускница
Аффилиация: Дальневосточный федеральный университет
Адрес: 690922, Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10
Кукла Марина Петровна
Должность: Доцент кафедры корееведения, директор Центра корееведческих исследований
Аффилиация: Дальневосточный федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Владивосток
Выпуск
Страницы
78-89
Аннотация

Начиная с 2010‑х гг. Республика Корея испытывает большой комплекс социально-демографических проблем — старение населения, низкая рождаемость, разрушение традиционного семейного уклада, неравенство, бедность пожилых людей, безработица молодежи. С каждым годом эти проблемы усугубляют друг друга, обостряя в политике и обществе дискуссию о необходимости развития системы социального обеспечения. С точки зрения соответствия стандартам ОЭСР расходы на социальное обеспечение в Республике Корея остаются низкими, а сама социальная политика признается неэффективной, о чем свидетельствует усиливающаяся поляризация доходов, бедность и нищета, доводящая многих людей до самоубийства. Социальная политика не может решить первоочередную проблему корейского общества — сокращение рождаемости. Дискуссия о развитии социального государства в РК в числе прочего фокусируется на возможностях безусловного базового дохода (ББД) — системы, предполагающей безусловные унифицированные выплаты каждому жителю страны. Левые партии все чаще прибегают к теме безусловного базового дохода в своих предвыборных программах. В статье описаны эксперименты по реализации безусловного базового дохода в Республике Корея, анализируются программы кандидатов в президенты 2022 г. Эксперименты и предвыборные лозунги политиков левого толка рассчитаны прежде всего на поддержку молодежи и повышение ее избирательной активности. Кроме обычного вывода о незрелости социальной системы РК с точки зрения ее соответствия европейским стандартам, важно понимать, что ББД не играет существенной роли в исходе выборов из-за низкой осведомленности населения о его возможностях.

Ключевые слова
Республика Корея, социальная политика, социальное обеспечение, безусловный базовый доход, президентские выборы, левый популизм
Классификатор
Получено
26.08.2023
Дата публикации
14.11.2023
Всего подписок
11
Всего просмотров
304
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Концепция безусловного базового дохода

2 Экономические кризисы, негативные демографические тенденции, пандемия COVD-19 вскрыли недостатки систем социальной защиты во многих странах, обратили внимание на проблемы бедности. При этом развитие технологий (высокоскоростного интернета, робототехники, искусственного интеллекта и др.) угрожает в будущем технологической безработицей. В этих условиях растет интерес к вопросам повышения эффективности социального обеспечения, в том числе к концепции безусловного базового дохода, которую можно считать одним из сценариев развития социального государства.
3 Концепция безусловного дохода, возникшая как философская идея еще в XIX в., во второй половине XX в. утвердилась как практическая программа. В 1986 г. учеными из Бельгии была учреждена Европейская сеть базового дохода (Basic Income European Network, BIEN), впоследствии ставшая Всемирной1. Согласно определению BIEN, безусловный базовый доход — это периодическая денежная выплата, которая без условий предоставляется всем гражданам страны на индивидуальной основе, без проверок нуждаемости или требований трудоустройства. Выделяют три основных неизменяемых условия базового дохода, отличающих его от других программ минимального гарантированного дохода — персонализация, универсальность (независимость от уровня дохода) и безусловность. Другие критерии выплат — размеры выплаты, выплаты резидентам или нерезидентам, возрастные условия выплат — могут меняться.
1. A short history of the Basic Income idea // Basic Income Earth Network. URL: https://basicincome.org/history/(дата обращения: 03.05.2023).
4 У безусловного базового дохода довольно много преимуществ относительно традиционной системы социального обеспечения. Во-первых, он способен решить такие социальные проблемы, как крайняя бедность и защитить от рисков потери работы2. Предполагается, что, несмотря на универсальность выплат безусловного дохода, выгода для низкообеспеченных граждан будет больше, чем для обеспеченных благодаря функции перераспределения. Во-вторых, безусловные выплаты способны решить существенную проблему малообеспеченных семей, когда из-за неосведомленности о процедуре получения пособий или невозможности подготовить документы домохозяйства получают недостаточно помощи. Наконец, безусловный базовый доход может способствовать экономии на административных расходах, связанных с традиционной формой социального обеспечения.
2. Van Parijs P., Vanderborght Y. Basic Income: A Radical Proposal for a Free Society and a Sane Economy. Harvard University Press. 2017. P. 52.
5 Другую группу положительных эффектов базового дохода связывают с его воздействием на рынок труда, а именно смягчение последствий, связанных с технологической безработицей. Развитие технологий, в частности искусственного интеллекта, уже привело к автоматизации некоторых производств, а следовательно, к сокращению числа рабочих. При этом для работы на сохранившихся рабочих местах будут требоваться более квалифицированные и образованные кадры. В таком случае базовый доход может обеспечить возможность повышения квалификации или переобучения. С другой стороны, безусловные выплаты могут вызвать демотивацию рабочих и снижение предложения труда3. Работодатели будут вынуждены улучшать рабочие места и условия труда4, что благоприятно с социальной точки зрения, однако не способствует росту эффективности производства.
3. Gourevitch A. The Limits of a Basic Income: Means and Ends of Workplace Democracy // Basic Income Studies. 2016. Vol. 11. No. 1. P. 20. DOI: 10.1515/bis-2016–0008

4. Standing G. Basic Income: And How We Can Make It Happen. Pelican. 2017. P. 110.
6 Основная проблема базового безусловного дохода заключается в высоких расходах, которые могут быть компенсированы путем повышения налогов. В качестве потенциальных источников повышения чаще всего упоминаются налоги на доходы физических лиц, налоги на потребление (НДС) и экологические налоги5.
5. Gentilini U., Grosh M., Rigolini, J., Yemtsov R. Exploring Universal Basic Income: A Guide to Navigating Concepts, Evidence, and Practices. Washington, DC: World Bank. 2020. P. 168.
7

Социальное обеспечение в Республике Корея: становление и современное состояние

8 Развитие социальной системы в Республике Корея началось еще в 1960е гг., однако процесс формирования социального государства в Республике Корея завершился к 2003 г., когда расходы на социальные программы превысили минимальный для стран ОЭСР показатель 5 % от ВВП6. С тех пор социальные расходы в стране стабильно росли и достигли в 2022 г. 15,5 % от ВВП, однако до сих пор ниже среднего показателя по ОЭСР (он составляет 21 % от ВВП)7. При этом Республика Корея является одной из лидирующих стран по темпам роста расходов на социальную сферу.
6. 남재욱. 한국 복지국가 성장의 재분배적 함의: 누가 복지국가로부터 소외됐는가? (Нам Джэук. Последствия роста государства всеобщего благосостояния в Республике Корее: кто остался за бортом государства всеобщего благосостояния?) // 한국사회정책. 2018. 권25 (4). 15쪽.

7. Social Expenditure — Aggregated data // OECD Statistics. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?datasetcode=SOCX_AGG (дата обращения: 18.05.2023).
9 Социальная политика Республики Корея представляется неэффективной, свидетельством чего являются негативные показатели социально-демографического развития — низкая рождаемость, высокий уровень самоубийств, бедность пожилого населения, имущественное неравенство.
10 Таблица 1 / Table 1
11 Распределение доходов в Республике Корея в 2020–2022 гг. по квантильным группам (млн вон)
12 Distribution of Income in the Republic of Korea in 2020–2022 by Quintile Groups (M KRW)
2020 2021 2022
Средний размер денежных доходов населения 59,24 61,25 64,14
1й квантиль 11,55 12,94 13,23
2й квантиль 27,63 29,50 30,08
3й квантиль 46,71 48,44 50,36
4й квантиль 71,26 73,25 76,49
5й квантиль 139,03 142,08 149,73
Источник: 소득5분위별 가구주 종사상지위별 자산, 부채, 소득 현황 2020–2022 (Оценка доходов, долга и собственности по пяти квантилям доходов и по статусу занятости главы домохозяйства) // Korean Statistical Information Service. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1HDAA13&conn_path=I2 (дата обращения: 09.09.2023).
13 Как видно из данных таблицы, в Республике Корея остается высоким уровень неравенства распределения доходов: доходы 20 % самых обеспеченных людей в 11,5 раз превышают доходы 20 % наименее обеспеченных. Кроме того, в 2020–2022 гг. именно в пятом квантиле наблюдался наиболее значительный рост доходов, что свидетельствует об ускорении поляризации населения в зависимости от дохода. Уровень относительной бедности (доля семей, чей располагаемый доход составляет менее 60 % от медианного) в 2021 г. составил 21,4 %. По данным того же года, средний располагаемый доход составил 36 млн 690 тыс. вон в год, тогда как доход беднейшего квантиля — 12 млн 320 тыс. вон (около 9 200 долл.)8.
8. 소득분배지표2011–2021 (Показатель распределения доходов 2011–2021 гг.) // Korean Statistical Information Service. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1HDLF05&conn_path=I2 (дата обращения: 16.04.2023).
14 Проблема неравенства и бедности является одной из весомых причин высокого уровня самоубийств в Республике Корея, по которому она также заняла 1 место среди стран ОЭСР в 2020 г.: 25,7 самоубийств на 100 тыс. чел.9
9. Suicide rates // OECD Data. URL: https://data.oecd.org/healthstat/suicide-rates.htm (дата обращения: 05.05.2023).
15 Республика Корея заняла 1 место в 2021 г. среди стран ОЭСР по уровню гендерной разницы в доходах, по официальной статистике доход женщин на 31,1 % ниже, чем мужчин10. При этом в стране достаточно низкие показатели уровня занятости женщин: 52,3 % в 2022 г.11 К тому же процент работающих женщин в возрасте после 30 лет снижается12. Меры социальной политики в отношении семей и детей в основном ограничены выплатами пособий на детей, что не решает проблему неравенства и не улучшает положение женщин, вынужденных заниматься домохозяйством. На этом фоне особенно обращают на себя внимание показатели рождаемости, которые в последние годы являются худшими в мире — в 2022 г. суммарный коэффициент рождаемости в Республике Корея составил 0,7813.
10. Gender wage gap // OECD Data. URL: https://data.oecd.org/earnwage/gender-wage-gap.htm (дата обращения: 23.05.2023).

11. 연령별 경제활동인구 총괄 (Общая численность экономически активного населения по возрасту) // Korean Statistical Information Service. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1DA7002S&conn_path=I2 (дата обращения: 29.05.2023).

12. Kim J., Jong W., Shin K. Gender Inequality and Economic Growth in Korea // Pacific Economic Review. 2016. Vol. 23. No. 4. P. 663. DOI: 10.1111/1468–0106.12181

13. 합계출산율, 모의 연령별 출산율 (Общий коэффициент рождаемости, коэффициент рождаемости по возрасту матери) // Korean Statistical Information Service. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1B81A17&vw_cd=MT_ZTITLE&list_id=A21&seqNo=&lang_mode=ko&language=kor&obj_var_id=&itm_id=&conn_path=MT_ZTITLE (дата обращения: 05.05.2023).
16 На фоне вышеуказанных проблем растет общественная дискуссия вокруг вопросов социального обеспечения, прежде всего среди молодежи. Согласно опросу, проведенному в 2022 г. Корейским институтом развития (Korea Development Institute)14, 22 % респондентов среди приоритетных задач нового правительства президента Юн Сок Ёля назвало «улучшение качества жизни людей путем расширения государства благосостояния», это был второй по популярности ответ. Примечательно, что в возрастной группе от 20 до 30 лет он занял первое место. В целом в корейском обществе увеличивается запрос на развитие системы социальной защиты. Вопрос «возможно ли повысить эффективность социальной политики РК за счет безусловного базового дохода» во многом является темой для политических дискуссий на выборах различного уровня.
14. 새 정부에서 수행할 우선 정책과제 (Приоритетные задачи политики для нового правительства) // KDI 국민 여론조사 개요. 2022. URL: https://www.kdi.re.kr/share/conferPtView?sd_no=2128&pp=&year=&month=&sm_no=531 (дата обращения: 29.05.2023).
17

Эксперименты по внедрению безусловного базового дохода

18 Начало общественной дискуссии о безусловном базовом доходе в РК относится к 2009 г., когда была создана Корейская сеть базового дохода и открыты семь региональных подразделений15. Подразделения Сети занимаются продвижением проекта базового дохода, реализуя лекции и другие общественные мероприятий. В 2010 г. Республика Корея вступила во Всемирную сеть базового дохода, став 17й страной-участницей, и с тех пор принимает активное участие в работе организации. В 2016 г. и в 2023 г. в Сеуле прошел конгресс Всемирной сети.
15. 기본소득한극네트워크 (Basic Income Korean Network). URL: https://basicincomekorea.org (дата обращения: 26.05.2023).
19 Самым видным сторонником безусловного базового дохода среди южнокорейских политиков является кандидат в президенты в 2022 г. Ли Чжэ Мён16. Будучи мэром города Соннама (города — спутника Сеула) самой богатой и развитой провинции Кёнгидо, он в 2016 г. стал инициатором масштабного эксперимента по внедрению безусловного базового дохода в Республике Корея — проекта «Молодежный дивиденд Соннама». В ходе эксперимента с 2016 по 2018 г. каждый 24-летний гражданин, живущий в Соннаме больше 3 лет, раз в 3 месяца получал эквивалент 250 000 вон (1 млн вон в год) в виде подарочного сертификата, которым можно было расплатиться в заведениях или магазинах города, относящихся к местным малым и средним предприятиям (в сетевых супермаркетах и других франшизах использовать его было нельзя)17. Наряду с проверкой идеи безусловного базового дохода данный эксперимент был призван стимулировать потребление и оживить тем самым местную экономику.
16. 2021 Korea Basic Income Fair to kick off on April 28 // The Korea Herald. April 16, 2021. URL: https://www.koreaherald.com/view.php?ud=20210416000289 (дата обращения: 23.05.2023).

17. 성남사랑상품권 (Подарочный сертификат Соннам Саран) // 성남시. URL: https://www.seongnam.go.kr/city/1000327/10201/contents.do (дата обращения: 30.05.2023).
20 Основной целью внедрения «дивиденда Соннама» стала борьба с молодежной безработицей. В 2015 г. процент безработицы среди молодых людей достиг 10,1 %, что вдвое выше, чем средний уровень безработицы в городе, составивший 4 %18. Поэтому программа помощи была нацелена именно на поддержку молодежи19.
18. 손애성. 성남시 청년배당정책은 어떻게 만들어졌나: 당파성 이론을 중심으로 (Сон Эсон. Как создавалась политика выплаты дивиденда молодежи города Соннам: в центре внимания теория партийности) // 아세아연구. 2017. 권 60 (1). 60 쪽.

19. 손애성. 성남시 청년배당정책은 어떻게 만들어졌나: 당파성 이론을 중심으로 (Сон Эсон. Как создавалась политика выплаты дивиденда молодежи города Соннам: в центре внимания теория партийности) // 아세아연구. 2017. 권 60 (1). 60 쪽.
21 С 2016 по 2018 г. уровень трудоустройства среди молодежи Соннама был выше, чем в других городах, но в 2018 г. он стал повсеместно снижаться, что позволило сделать вывод об отсутствии непосредственного влияния программы на основной показатель. Однако была выявлена ее эффективность в связи с некоторыми косвенными показателями. Так, например, уровень удовлетворенности своей первой работой среди молодежи города Соннам в 2018 г. оказался выше, чем у контрольной группы, поэтому при поиске новой работы, соответствующей их способностям и предпочтениями, они чувствовали себя более свободно и уверенно20. Кроме того, было зафиксировано положительное влияние программы на рост уровня ощущения счастья у получателей выплат. Опрос, в котором респондентам предлагалось оценить свой уровень счастья от 1 до 10, проводился до, во время и после получения выплаты. В среднем до получения уровень счастья составлял 6,6, во время получения — 7,09, а после — 7,221.
20. 윤혜린, 오민홍. 성남시 청년배당의 노동시장 성과에 관한 연구 (Юн Херин, О Минхон. Исследование влияния дивиденда молодежи города Соннам на рынок труда) // Journal of Economic Studies. 2021. 권 39 (1). 50 쪽.

21. 이사장, 김유선. 성남시 청년배당 효과분석 (Ли Саджан, Ким Юсон. Анализ дивиденда для молодежи города Соннам) // 한국노동사회연구소. 2019. 50쪽.
22 В 2018 г. Ли Чжэ Мён стал губернатором провинции Кёнгидо, и в том же году программа молодежного дивиденда города Соннама была расширена до программы базового дохода для молодежи всей провинции. С 2019 г. 250 тыс. вон выплачивается раз в три месяца всем 24-летним жителям провинции в региональной валюте (как в Соннаме, только теперь ей можно расплачиваться по всей провинции Кёнгидо)22. Как и в пилотной версии программы, получателем выплаты становятся люди, проживающие в провинции не менее 3х лет. За период с 2019 по 2022 г. получателями молодежного дивиденда стали 686 550 человек23.
22. 청년기본소득 (Базовый доход для молодежи провинции Кёнгидо) // 경기도청. URL: https://www.gg.go.kr/contents/contents.do?ciIdx=1037&menuId=2736 (дата обращения 18.05.2023).

23. 김찬휘. 경기도의 기본소득 실험 (Ким Чханхви. Эксперимент с базовым доходом в провинции Кёнгидо) // 정치경제연구소 «대안». 2020. 권 77. 31 쪽.
23 Программа базового дохода для молодежи провинции Кёнгидо, строго говоря, является «частичным базовым доходом»24, т.к. отвечает лишь двум критериям: безусловности (выплачивается вне зависимости от размера дохода, наличия работы и других условий) и индивидуальности (выплачивается каждому на индивидуальной основе). Третий критерий — универсальность — остается несоблюденным (на получение выплат могут претендовать лишь люди определенного возраста). Также эти выплаты являются непериодическими, т.к. человек получает их только на протяжении 1 года.
24. 김찬휘. 경기도의 기본소득 실험 (Ким Чханхви. Эксперимент с базовым доходом в провинции Кёнгидо) // 정치경제연구소 «대안». 2020. 권 77. 32 쪽.
24 Ожидалось, что введение этой программы станет стимулом к повышению участия в политических процессах, таких как выборы на разных уровнях, и увеличению поддержки предложений о повышении налогов для его финансирования, однако эти гипотезы не подтвердились25. Как и в случае с «дивидендом Соннама», получатели выплаты чувствовали себя счастливее после выплаты, к тому же у них снижался уровень стресса26. Что касается экономической активности, дивиденд не оказал значительного влияния на увеличение или сокращение количества рабочих часов, однако положительно сказался на увеличении часов, затраченных на поиск работы среди неработающих получателей27. Результаты исследований программы базового дохода для молодежи провинции Кёнгидо в целом совпадают с результатами исследований других программ.
25. 정종원, 신현기, 이선영. 기본소득의 정책피드백 효과 분석 — ‘부분 기본소득’으로서 경기도 청년기본소득을 대상으로 (Чон Джонвон, Син Хёнги, Ли Сонён. Анализ влияния базового дохода на политику — О базовом доходе для молодежи провинции Кёнгидо как «частичном базовом доходе») // 한국정책학회. 2020. 권29 (4). 71 쪽.

26. 유영성. 경기도 청년기본소득 정책효과 분석: 사전 및 사후조사 비교 (Ю Ёнсон. Анализ политики базового дохода для молодежи провинции Кёнгидо: сравнение опросов до и после) // 경기연구원. 연구보고서. 2019. URL: https://youth.gg.go.kr/gg/intro/archives.do?mode=download&articleNo=1953&attachNo=1959 (дата обращения: 01.06.2023).

27. 유영성. 경기도 청년기본소득 정책효과 분석: 사전 및 사후조사 비교 (Ю Ёнсон. Анализ политики базового дохода для молодежи провинции Кёнгидо: сравнение опросов до и после) // 경기연구원. 연구보고서. 2019. URL: https://youth.gg.go.kr/gg/intro/archives.do?mode=download&articleNo=1953&attachNo=1959 (дата обращения: 01.06.2023).
25 Негативные демографические тенденции начались в Республике Корея несколько десятилетий назад, поэтому молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет составляют лишь 10,4 % от всего населения28. Кроме того, наиболее высокий уровень безработицы наблюдается именно среди молодого населения (20–29 лет), в отдельные годы превышая 9 %29. Таким образом, эксперименты по внедрению безусловного базового дохода стали частью молодежной политики Республики Корея.
28. 주요 연령계층별 추계인구(생산연령인구, 고령인구 등) (Оценка населения по основным параметрам (трудоспособное население, пожилое население и т. Д.)) // Korean Statistical Information Service. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1BPA003&conn_path=I2 (дата обращения: 29.05.2023).

29. 연령별 경제활동인구 총괄 (Общая численность экономически активного населения по возрасту) // Korean Statistical Information Service. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1DA7002S&conn_path=I2 (дата обращения: 29.05.2023).
26

Вопросы безусловного базового дохода в предвыборной кампании 2022 г.

27 Политическое звучание вопрос базового дохода приобрел, когда 19 января 2020 г. в Республике Корея была создана Партия базового дохода, которая на парламентских выборах в апреле 2020 г. получила 1 мандат30. Партия была основана после того, как представители Трудовой партии Республики Кореи Ён Хэин и Син Джихэ предложили в 2019 г. переименовать партию в Партию базового дохода, но получили отказ. Они отделились от Трудовой партии и основали Партию базового дохода31. Партия является молодежной: возраст большинства из 20 тысяч ее членов приходится на промежуток от 20 до 40 лет. Средний возраст членов партии — 27 лет32.
30. 기본소득당 상임대표 용혜인 (Постоянный представитель Партии базового дохода Ён Хэин) // 기본소득당. URL: https://www.basicincomeparty.kr/about/yong-hyein (дата обращения 19.05.2023).

31. 기본소득당 소개 (Знакомство с Партией базового дохода) // 기본소득당. URL: https://www.basicincomeparty.kr/about (дата обращения 19.05.2023).

32. 기본소득당 소개 (Знакомство с Партией базового дохода) // 기본소득당. URL: https://www.basicincomeparty.kr/about (дата обращения 19.05.2023).
28 Большое значение имели вопросы социальной политики в Республике Корея в ходе президентской кампании 2022 г. Предложения о внедрении безусловного базового дохода заявили сразу несколько кандидатов в президенты.
29 Выдвиженец от Партии базового дохода кандидат О Джунхо, который по итогам выборов занял 7 место, предлагал ввести для всех граждан страны базовый доход в размере 650 тыс. вон в месяц33. По его проекту, финансирование программы должно было обеспечиваться за счет введения нового углеродного налога, повышения некоторых существующих налогов: подоходного, земельного, налога на прирост капитала и др., и перераспределения бюджета некоторых социальных программ на базовый доход (слияние программ обеспечения базовых средств к существованию, базовой пенсии, пособий на детей и пособия для молодых людей, ищущих работу в базовый доход)34.
33. 모두에게 65만 원 (Всем по 650 тыс. вон) // 기본소득당. URL: https://www.basicincomeparty.kr/basicincome/policy (дата обращения 19.05.2023).

34. 기본소득당 (Партия базового дохода). URL: https://www.basicincomeparty.kr/(дата обращения: 19.05.2023).
30 Кандидат Национально-революционной партии Хо Кёнён выступил с популистским и радикальным предложением выплачивать всем гражданам старше 18 лет ежемесячно 1,5 млн вон, осуществляя финансирование программы за счет упразднения заработной платы депутатов, отмены субсидирования партий и местных выборов35.
35. 허경영 대통령되면…국민 통장에 찍힌다는 «3.5억» 내역보니 (Если Хо Гёнён станет президентом… Рассматривая детали «350 миллионов вон» на национальном банковском счету) // 중앙일보. 05.02.2022. URL: https://www.joongang.co.kr/article/25045721#home (дата обращения: 02.06.2023).
31 Упомянутый выше Ли Чжэ Мён на минувших президентских выборах представлял Демократическую партию Тобуро и по итогам выборов занял второе место, с небольшим отрывом уступив нынешнему президенту Юн Сок Ёлю36. Предложение кандидата Ли Чжэ Мёна было ориентировано на молодежь и предполагало уже в 2023 г. выплачивать 1 млн 250 тыс. вон в год молодым людям 19–29 лет, 250 тыс. вон — гражданам старше 29 лет. После 2024 г. предполагалось увеличить молодежную выплату до 2 млн вон (около 160 тыс. вон в месяц), а выплату для остальных граждан — до 1 млн вон (около 80 тыс. вон в месяц) в год. Финансировать выплаты предполагалась путем повышения налогов: планировалось реформировать земельный налог, ввести углеродный налог и т.д.37
36. 이재명 공약 대표작은 기본시리즈…공약 1호는 따로 있다 (Главное предвыборное обещание Ли Чжэ Мёна — череда базового. Первое обещание отдельно) // 중앙일보. 10.10.2021. URL: https://www.joongang.co.kr/article/25013739#home (дата обращения: 01.06.2023).

37. 이재명 공약 대표작은 기본시리즈…공약 1호는 따로 있다 (Главное предвыборное обещание Ли Чжэ Мёна — череда базового. Первое обещание отдельно) // 중앙일보. 10.10.2021. URL: https://www.joongang.co.kr/article/25013739#home (дата обращения: 01.06.2023).
32 Предложение Ли Чжэ Мёна активно обсуждалось в СМИ и в обществе, однако в целом было воспринято скорее негативно. Согласно опросам, за введение программы выступали 42,9 % опрошенных, против — 49,3 %38.
38. 기본소득 세대별 엇갈려…20대 60.7% 반대, 50대 53.4% 찬성 (Различия в вопросе о базовом доходе по поколениям…60,7 % в возрасте от 20 против, 53,4 % в возрасте от 50 за) // 연합뉴스. 23.01.2022. URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20220123056800001 (дата обращения: 02.06.2023).
33 Результаты президентских выборов 2022 г., в которых победил кандидат от консерваторов Юн Сок Ёль, показали, что, несмотря на большое значение социальных проблем, осведомленность населения о возможностях безусловного базового дохода, а также его поддержка остаются на невысоком уровне. Согласно опросам, в Южной Корее лишь 3 % респондентов подробно знают о безусловном базовом доходе, тогда как более 32 % никогда не встречались с таким понятием39. Хотя растет запрос на расширение социального благосостояния среди всех возрастных групп, сторонников базового дохода, как правило, больше среди молодежи. По всей видимости, именно молодежи в Южной Корее свойственна наибольшая неуверенность в завтрашнем дне.
39. 정한울, 김수진. 한국사회의 기본소득에 대한 여론 동향과 변화:경기도 «기본소득 공론화 조사» 및 한국리서치 “여론 속의 여론> 결과를 중심으로» (Чон Хануль, Ким Суджин. Тенденции и изменения в общественном мнении о базовом доходе в корейском обществе: на основе результатов «Обзора общественного мнения по базовому доходу» в провинции Кёнгидо и опросов общественного мнения Hankook Research) // 한국기본소득 네트워크 «2019년 한국기본소득포럼» 발표. 2019. URL: https://basicincomekorea.org/wp-content/uploads/2019/11/Sess-4_PT0-special_정한울-김수진_UBI-Forum-2019_final.pdf (дата обращения: 30.05.2023).
34 На этом фоне политики все активнее используют идеи безусловного дохода для привлечения молодежного электората. На данный момент политическая ситуация свидетельствует о неэффективности таких попыток.
35 ***
36 В условиях нарастания социальных проблем в Республике Корея актуальной темой политической повестки становится вопрос повышения эффективности социальной политики. Левые партии все больше внимания уделяют вопросам безусловного базового дохода — от радикальных популистских предложений до реальных (хотя и ограниченных) экспериментов. Эксперименты по внедрению программ показали, что получение безусловных выплат положительно повлияет на общее психологическое состояние получателей, при этом не оказывая негативного воздействия на рынок труда. Нынешняя финансовая ситуация в Южной Корее не позволяет реализовать полномасштабные проекты безусловного базового дохода, а предложения по возможному финансированию предполагают введение новых экологических налогов.
37 Отличительная особенность южнокорейских проектов базового дохода — их ориентированность на молодежь, которая является малочисленной группой населения в стране. Что касается дискурса левых партий и их радикальных предложений по внедрению базового дохода, то их попытки привлечь на свою сторону молодежь представляются неэффективными.
38 На данный момент внедрение безусловного базового дохода на уровне страны представляется маловероятным по нескольким причинам. Во-первых, экономическая стратегия находящейся у власти консервативной администрации построена на поощрении рыночных принципов и создании благоприятных условий для бизнеса прежде всего за счет сокращения налогов. Во-вторых, такая политика уже приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, в связи с чем назревает вопрос о возможности правительства РК финансировать крупные социальные проекты. Однако в среднесрочной перспективе, в случае если стратегия нынешней администрации не покажет свою эффективность и в Южной Корее разгорится традиционная борьба между правыми и левыми экономическими программами, вопрос безусловного базового дохода может вновь стать актуальным. Наконец, нынешнее уголовное преследование бывшего лидера демократов Ли Чжэ Мёна (наиболее яркого и последовательного сторонника рассматриваемой концепции) тормозит возможность внедрения базового дохода.
39 Однако, по мнению авторов, реализация проектов базового дохода в ближайшей перспективе вполне возможна на региональном уровне.

Библиография

1. Gender wage gap // OECD Data. URL: https://data.oecd.org/earnwage/gender-wage-gap.htm (дата обращения: 23.05.2023).

2. Gentilini U., Grosh M., Rigolini, J., Yemtsov R. Exploring Universal Basic Income: A Guide to Navigating Concepts, Evidence, and Practices. Washington, DC: World Bank. 2020. 337 p.

3. Gourevitch A. The Limits of a Basic Income: Means and Ends of Workplace Democracy // Basic Income Studies. 2016. Vol. 11. No. 1. P. 15–34. DOI: 10.1515/bis-2016–0008

4. Kim J., Jong W., Shin K. Gender Inequality and Economic Growth in Korea // Pacific Economic Review. 2016. Vol. 23. No. 4. Pp. 658–682. DOI: 10.1111/1468–0106.12181

5. Social Expenditure — Aggregated data // OECD Statistics. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?datasetcode=SOCX_AGG (дата обращения: 18.05.2023).

6. Standing G. Basic Income: And How We Can Make It Happen. Pelican. 2017. 320 p.

7. Suicide rates // OECD Data. URL: https://data.oecd.org/healthstat/suicide-rates.htm (дата обращения: 05.05.2023).

8. Van Parijs P., Vanderborght Y. Basic Income: A Radical Proposal for a Free Society and a Sane Economy. Harvard University Press. 2017. 400 p.

9. 김찬휘. 경기도의 기본소득 실험 (Ким Чханхви. Эксперимент с базовым доходом в провинции Кёнги) // 정치경제연구소 «대안». 2020. 권 77. 27–41 쪽.

10. 남재욱. 한국 복지국가 성장의 재분배적 함의: 누가 복지국가로부터 소외됐는가? (Нам Джэук. Последствия роста государства всеобщего благосостояния в Республике Корее: кто остался за бортом государства всеобщего благосостояния?) // 한국사회정책. 2018. 권25 (4). 3–38쪽.

11. 새 정부에서 수행할 우선 정책과제 (Приоритетные задачи политики для нового правительства) // KDI 국민 여론조사 개요. 2022. URL: https://www.kdi.re.kr/share/conferPtView?sd_no=2128&pp=&year=&month=&sm_no=531 (дата обращения: 29.05.2023).

12. 소득5분위별 가구주 종사상지위별 자산, 부채, 소득 현황 2020–2022 (Оценка доходов, долга и собственности по пяти квантилям доходов и по статусу занятости главы домохозяйства) // Korean Statistical Information Service. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1HDAA13&conn_path=I2 (дата обращения: 09.09.2023).

13. 손애성. 성남시 청년배당정책은 어떻게 만들어졌나: 당파성 이론을 중심으로 (Сон Эсон. Как создавалась политика выплаты дивиденда молодежи города Соннам: в центре внимания теория партийности) // 아세아연구. 2017. 권 60 (1). 52–100 쪽.

14. 연령별 경제활동인구 총괄 (Общая численность экономически активного населения по возрасту) // Korean Statistical Information Service. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1DA7002S&conn_path=I2 (дата обращения: 29.05.2023).

15. 유영성. 경기도 청년기본소득 정책효과 분석: 사전 및 사후조사 비교 (Ю Ёнсон. Анализ политики базового дохода для молодежи провинции Кёнгидо: сравнение опросов до и после) // 경기연구원. 연구보고서. 2019. URL: https://youth.gg.go.kr/gg/intro/archives.do?mode=download&articleNo=1953&attachNo=1959 (дата обращения: 01.06.2023).

16. 윤혜린, 오민홍. 성남시 청년배당의 노동시장 성과에 관한 연구 (Юн Херин, О Минхон. Исследование влияния дивиденда молодежи города Соннам на рынок труда) // Journal of Economic Studies. 2021. 권 39 (1). 31–65 쪽.

17. 이사장, 김유선. 성남시 청년배당 효과분석 (Ли Саджан, Ким Юсон. Анализ дивиденда для молодежи города Соннам) // 한국노동사회연구소. 2019. 148쪽.

18. 정종원, 신현기, 이선영. 기본소득의 정책피드백 효과 분석 — ‘부분 기본소득’으로서 경기도 청년기본소득을 대상으로 (Чон Джонвон, Син Хёнги, Ли Сонён. Анализ влияния базового дохода на политику — О базовом доходе для молодежи провинции Кёнгидо как «частичном базовом доходе») // 한국정책학회. 2020. 권29 (4). 55–86 쪽.

19. 정한울, 김수진. 한국사회의 기본소득에 대한 여론 동향과 변화:경기도 «기본소득 공론화 조사» 및 한국리서치 “여론 속의 여론결과를 중심으로» (Чон Хануль, Ким Суджин. Тенденции и изменения в общественном мнении о базовом доходе в корейском обществе: на основе результатов «Обзора общественного мнения по базовому доходу» в провинции Кёнгидо и опросов общественного мнения Hankook Research) // 한국기본소득 네트워크 «2019년 한국기본소득포럼» 발표. 2019. URL: https://basicincomekorea.org/wp-content/uploads/2019/11/Sess-4_PT0-special_정한울-김수진_UBI-Forum-2019_final.pdf (дата обращения: 30.05.2023).

20. 주요 연령계층별 추계인구 (생산연령인구, 고령인구 등) (Оценка населения по основным параметрам (трудоспособное население, пожилое население и т.д.)) // Korean Statistical Information Service. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1BPA003&conn_path=I2 (дата обращения: 29.05.2023).

21. 합계출산율, 모의 연령별 출산율 (Общий коэффициент рождаемости, коэффициент рождаемости по возрасту матери) // Korean Statistical Information Service. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1B81A17&vw_cd=MT_ZTITLE&list_id=A21&seqNo=&lang_mode=ko&language=kor&obj_var_id=&itm_id=&conn_path=MT_ZTITLE (дата обращения: 05.05.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести