ОГПМУПроблемы Дальнего Востока Problemy dalnego vostoka

  • ISSN (Print) 0131-2812
  • ISSN (Online) 2712-9098

Обострение борьбы за влияние в Океании и роль Японии

Код статьи
S013128120027414-6-1
DOI
10.31857/S013128120027414-6
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №4
Страницы
36-45
Аннотация

Статья посвящена политике Японии в отношении Океании в условиях нарастающего противоборства в регионе между возглавляемой Соединенными Штатами коалицией западных держав и все более набирающим силу Китаем. Тихоокеанский регион, обладающий важнейшим геостратегическим положением и огромными ресурсами, становится одним из фронтов развернутого Соединенными Штатами и их союзниками масштабного наступления по укреплению своих позиций на мировой арене. В то же время Китай продолжает планомерное продвижение в регионе, опираясь на растущую экономическую мощь, крупные финансовые активы и повышающийся технологический уровень. Исследуются политические, экономические и военные аспекты взаимодействия доминирующих в регионе стран с малыми островными государствами, а также их позиции в контексте усиливающегося соперничества между ними.

Особое внимание уделяется стремлению Японии укрепить отношения со странами Океании и поиску своего места в регионе при сохранении тесных связей с Соединенными Штатами и их союзниками. Япония и островные государства региона имеют давние исторические связи и успешно сотрудничают во многих областях. Немаловажную роль играют проблемы безопасности, экономические и логистические интересы Токио. Созданы разветвленные многосторонние и двусторонние механизмы взаимодействия Японии с тихоокеанскими островными странами, используя которые Токио обеспечивает свои интересы в регионе.

 

Большое значение имеет позиция тихоокеанских островных государств, все более откровенно заявляющих о своей заинтересованности развивать отношения со всеми сторонами, руководствуясь, прежде всего, собственными интересами, возможностями получения финансово-экономической помощи для решения накопившихся в регионе проблем.

Ключевые слова
Океания, политика Японии, Встреча лидеров Тихоокеанских островов (PALM), усиление Китая, Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион (FOIP), Форум тихоокеанских островов (PIF), Partners in the Blue Pacific (PBP)
Дата публикации
01.09.2023
Год выхода
2023
Всего подписок
15
Всего просмотров
323

В разворачивающемся геополитическом противоборстве в Океании важнейшую роль играет Япония — одна из крупнейших тихоокеанских держав, обладающая значительным экономическим и военным потенциалом. На протяжении длительного исторического периода в результате колониальных захватов под ее контролем находились значительные территории на Тихом океане и в Восточной Азии, которых она лишилась вследствие поражения во Второй мировой войне.

Как подчеркивается в «Голубой книге японской дипломатии 2022», Япония и островные государства региона «соединены Тихим океаном, имеют глубокие исторические связи и являются важными партнерами в таких областях, как сотрудничество на международной арене и снабжение рыбными и минеральными ресурсами»1. Немаловажную роль играют проблемы безопасности, экономические и логистические интересы Токио. Для Японии ключевое значение имеют протяженные морские пути в окружающем ее пространстве, по которым осуществляются торговые и иные контакты с внешним миром, снабжение страны необходимыми ресурсами. Установление контроля над этими путями со стороны враждебных сил, подчеркивается в аналитических документах Японии, поставило бы под угрозу само ее выживание2. Учитывается также, что островные государства Океании представляют собой весомый блок при голосовании в ООН и в других международных организациях и форумах. Именно поэтому Токио осуществляет планомерные шаги по укреплению японских позиций в тихоокеанской зоне — в тесном взаимодействии с США и другими государствами и партнерами.

1. Diplomatic Bluebook 2022. Pp. 85–86 // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/files/100334590.pdf (дата обращения: 25.10.2022).

2. Важным документом в этом отношении является «Базовый план по океанической политике», принятый кабинетом министров Японии в мае 2018 г. См.: Basic Plan on Ocean Policy, 2018 // Cabinet Office. URL: https://www8.cao.go.jp/ocean/english/plan/pdf/plan03_gaiyou_e.pdf (дата обращения: 11.06.2023).

К настоящему времени Япония учредила свои посольства и представительства практическими во всех наиболее важных странах региона, таких как Вануату, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Папуа-Новая Гвинея и др.3 (всего — 15; в этом отношении Токио опережает другие крупные державы региона, включая США, которые в последнее время стали быстро наверстывать упущенное, и Китай, имеющий дипломатические представительства в 10 странах).

3. По данным МИД Японии на август 2023 г. См.: PACIFIC // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/about/emb_cons/over/oceania.html (дата обращения: 25.10.2022).

Созданы разветвленные многосторонние и двусторонние механизмы взаимодействия с тихоокеанскими островными странами, используя которые Токио обеспечивает свои интересы в регионе. С 1997 г. действуют регулярные встречи японской стороны с лидерами стран тихоокеанских островов — Pacific Island Leaders Meeting (PALM). Они проходят раз в три года, на данный момент состоялось 9 встреч, последняя из которых — в июле 2021 г.4 В промежутках между саммитами проводятся встречи на уровне министров, в задачу которых входит контроль за выполнением принятых на саммитах решений. В свою очередь, в задачи находящегося в Токио Центра тихоокеанских островов входит оказание помощи странам региона в экономическом развитии. Образован также Межведомственный комитет по развитию сотрудничества с тихоокеанскими островными государствами, в июне 2021 г. состоялось его седьмое заседание. К работе на тихоокеанском направлении привлечены многочисленные японские правительственные и неправительственные организации. В большинстве тихоокеанских островных государств открыты отделения японских торговых и промышленных компаний.

4. The Ninth Pacific Island Leaders Meeting (PALM 9) Leaders Declaration // Ministry of Foreign Affairs of Japan. July 2, 2021. URL: https://www.mofa.go.jp/files/100207980.pdf (дата обращения: 05.07.2021).

Япония принимает активное участие в проводимых в Океании Форумах тихоокеанских островов (PIF) и других крупнейших мероприятиях в регионе в качестве «партнера по диалогу». Ежегодно по линии МИД в Японию приглашается председатель Форума для «продолжения диалога» (Post-Forum Dialogues). Японский представитель участвует в проводимых встречах членов PIF с партнерами Форума на уровне заместителей министров иностранных дел. Япония является членом разного рода межгосударственных организаций по связям со странами Океании5. Об интенсивности обменов Токио с тихоокеанскими островными государствами свидетельствует, например, перечень японских официальных визитеров на Палау в период 1994–2019 гг.6

5. Japan and the Pacific Islands Forum Relations // Ministry of Foreign Affairs of Japan. March 2022. URL: https://www.mofa.go.jp/region.asia-paci/spf/index.html (дата обращения: 11.10.2022).

6. Japan-Palau Relations (Basic Data) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. July 17, 2020. URL: https://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/palau/data.html (дата обращения: 10.05.2022).

Внимание Токио к Океании значительно усилилось в связи с нарастанием соперничества стран Запада, в течение длительного времени практически безраздельно контролировавших регион, с набирающим силу Китаем.

Пекин распространил на Океанию действие китайской инициативы «Один пояс, один путь», подписаны документы о сотрудничестве в рамках указанной инициативы с тихоокеанскими островными государствами, с которыми Китай установил дипломатические отношения. По сообщениям печати, китайские инвестиции в страны региона возросли с 900 млн долл. в 2013 г. до 4,5 млрд долл. в 2018 г.7 Особое внимание с китайской стороны уделяется объектам стратегической инфраструктуры, что позволило бы Пекину «расширить свое влияние» в тихоокеанском регионе. В частности, китайские компании в первую очередь интересуются проектами по строительству глубоководных портов и взлетно-посадочных полос, разработкой полезных ископаемых в Кирибати, Папуа-Новой Гвинее, Самоа, Соломоновых островах, Вануату и др.8 Большой интерес проявляет также китайская сторона к сотрудничеству в сфере рыболовства, сельского хозяйства и в других областях.

7. Zongyuan Liu. CFR Expert. What the China-Solomon Islands Pact Means for the U.S. and South Pacific // Council on Foreign Relations. May 4, 2022. URL: https://www.cfr.org/in-brief/china-solomon-islands-security-pact-south-pacific (дата обращения: 07.06.2022).

8. Charles Edel. A Fault Line in the Pacific // Foreign Affairs. June 3, 2022. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2022–06–03/fault-line-pacific?utm_medium= promo_email&utm_source=lo_flows&_campaign=registered_user_welcome&utm_term=email_ 1&utm_content=20220615 (дата обращения: 15.06.2022).

Активность Пекина в регионе объясняется стремлением к расширению рынков сбыта промышленной продукции и диверсификации источников природных ресурсов. Особый интерес для Китая в данном контексте представляет Папуа-Новая Гвинея, богатая природным газом и другими природными ресурсами. Страна является главным получателем китайской финансовой помощи в регионе: только в период 2006–2016 гг. она получила 632 млн долл. от Китая9. За это время китайские компании подписали договоры на закупку СПГ, разведку и добычу золота, меди, хромитов, магния и других полезных ископаемых в этой стране. В целом за прошедшие два десятилетия китайские инвестиции в добычу полезных ископаемых в регионе достигли 2 млрд долл.10

9. Виноградов И.С. Океания во внешней политике Китая // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. № 2. С. 34.

10. Zongyuan Liu. What the China-Solomon Islands Pact Means for the U.S. and South Pacific // Council on Foreign Relations. May 4, 2022. URL: https://www.cfr.org/in-brief/china-solomon-islands-security-pact-us-south-pacific (дата обращения: 07.06.2023).

Пекином установлены регулярные контакты с Форумом тихоокеанских островов в качестве партнера по диалогу, ведется активная работа через Форум Китай-тихоокеанские страны по экономическому развитию и сотрудничеству (EDCF). В состоявшихся в 2014 и 2017 гг. саммитах PIF принял участие председатель КНР Си Цзиньпин.

В своей политике Китай опирается на крупную китайскую диаспору в тихоокеанском регионе. При этом многие страны региона готовы воспользоваться возрастающими инвестиционными и технологическими возможностями КНР, а китайские общины на ряде островов — получить поддержку Пекина в случае посягательств на их права (погромы и захваты имущества во время беспорядков, что нередко приводило к оттоку этнических китайцев).

Особую обеспокоенность Запада вызвало заключение Китаем Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности с Соломоновыми островами (парафировано 31 марта 2022 г., 19 апреля соглашение было подписано в Пекине министрами иностранных дел).

Судя по появившимся фрагментам Соглашения (его официальный текст не был опубликован), предусматривается оказание Китаем помощи Соломоновым островам в поддержании общественного порядка, содействие в борьбе со стихийными бедствиями, климатическими изменениями, создание для этого необходимой инфраструктуры, предоставление гуманитарной помощи. В этих целях на острова будут направлены ограниченные китайские полицейские и военные контингенты. Кроме этого, будут разрешены, по согласованию с местными властями, заходы в порты страны китайских судов для пополнения запасов воды, топлива, продовольствия и т.д. По сообщениям печати, Пекином была обещана финансовая помощь Хониаре в размере 750 млн долл., 11,3 млн долл. предоставлено на развитие сельского хозяйства островов11.

11. Zongyuan Liu What the China-Solomon Islands Pact Means for the U.S. and South Pacific // Council on Foreign Relations. May 4, 2022. URL: https://www.cfr.org/in-brief/china-solomon-islands-security-pact-us-south-pacific (дата обращения: 07.06.2023).

Достигнутые между Китаем и Соломоновыми островами договоренности были подвергнуты острой критике в оппозиционных кругах Австралии и Новой Зеландии и многочисленных комментариях печати западных стран как шаги, которые в недалеком будущем могут привести к созданию китайских военных баз на тихоокеанских островах, блокированию Китаем морских коммуникаций западных стран в тихоокеанском регионе, что «создает серьезную угрозу их безопасности».

В ответ и Пекин, и Хониара выступили с многократными заверениями, что указанные опасения не имеют под собой оснований и что создание китайских военных баз сторонами не планируется. В частности, правительство Соломоновых островов представило в день парафирования соглашения (31 марта 2022 г.) следующие разъяснения: цель данного документа заключается в том, чтобы дать ответ на стоящие перед Соломоновыми островами мягкие и жесткие угрозы. Суть внешней политики островов описывается следующим образом: «Друзья для всех и враги ни для кого … Соломоновы острова стремятся к большему сотрудничеству в сфере безопасности с другими партнерами и соседями и еще раз выражают благодарность Австралии, Папуа-Новой Гвинее, Новой Зеландии и Фиджи за присутствие их персонала в рамках задач по обеспечению безопасности на Соломоновых островах»12.

12. Solomon Islands Government, Office of the Prime Minister & Cabinet Government Communication Unit. Solomon Islands and China Initial Framework Agreement on Security Cooperation // Solomon Islands Government. March 31, 2022 URL: https://solomons.gov.sb/solomon-islands-and-china-initial-framework-agreement-on-security-cooperation/(дата обращения: 16.05.2022).

Невзирая на указанные разъяснения, со стороны Запада последовало сильнейшее давление на руководство Соломоновых островов с тем, чтобы побудить Хониару дезавуировать достигнутые договоренности с Пекином. В этих целях на островах побывал целый ряд высокопоставленных представителей Запада, в их числе заместитель министра иностранных дел Японии К. Уэсуги. При встрече 26 апреля 2022 г. с премьер-министром Соломоновых островов М. Согаваре Уэсуге заявил, что Япония «с озабоченностью» следит за ситуацией (в связи с подписанием соглашения), изложив «откровенное мнение» Японии по этому поводу13. «Озабоченность» японской стороны была высказана и в ходе экстренного визита на Фиджи и Палау 7–8 мая министра иностранных дел Японии Ё. Хаяси.

13. Courtesy Call on Prime Minister Sogavare by Parlamentary Vice-Minister Uesugi // Ministry of Foreign Affairs of Japan. April 26, 2022. URL: https://www.mofa.go.jp/a_o/ocn/sb/page1e_000387.html (дата обращения: 28.04.2022).

Развитие событий в регионе побудило США, их союзников и партнеров приступить к решительным шагам по укреплению своих позиций в Океании. Важные задачи в контексте этого курса возлагались на Японию.

В феврале 2022 г. была опубликована Индо-Тихоокеанская стратегия Соединенных Штатов, где Океании уделено большое внимание14.

14. Indo-Pacific Strategy of the United States // The White House, Washington. February 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/u.s.-Indo-Pacific-strategy.pdf (дата обращения: 14.02.2022).

24 июня 2022 г. основные финансовые доноры в южной части Тихого океана (США, Великобритания, Япония, Австралия и Новая Зеландия) создали неформальную группу Partners in the Blue Pacific (PBP) — по сути, как альтернативу китайской инициативе ОПОП 15. Целью этого объединения является обеспечение интересов Запада непосредственно в регионе Тихого океана. Действия участников будут основываться на «принципах тихоокеанского регионализма, суверенитета, прозрачности и ответственности (accountability), под руководством и лидерством тихоокеанских островных государств». Отмечается также, что данный курс будет осуществляться в координации со странами Европейского Союза и другими партнерами Вашингтона16. Позже США официально сообщили о намерении присоединиться к PBP Канады и Германии и о возможном сотрудничестве с PBP Франции, Европейского союза, Южной Кореи и Индии.

15. Пале С.Е. Китай, Австралия и страны Океании: кто с кем против кого // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2022. Том 2. № 2 (55). С. 71–72

16. Statement by Australia, Japan, the United Kingdom and the United States on the establishment of the Partners in the Blue Pacific (PBP) // The White House. June 24, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/24/statement-by-australia-japan-new-zealand-the-united-kingdom-and-the-united-states-on-the-establishment-of-the-partners-in-the-blue-pacific-pbp/(дата обращения: 25.06.2022).

«Историческим событием» администрация Байдена назвала состоявшийся в Вашингтоне 28–29 сентября 2022 г. первый саммит США — Тихоокеанские острова, призванный «продемонстрировать единство стран региона в обстановке нарастающих в мире угроз, решимость США оказать всемерную помощь островным тихоокеанским государствам». Помимо США, в данном мероприятии приняли участие 14 стран региона. Австралия и Новая Зеландия присутствовали в качестве наблюдателей, Кирибати не участвовала.

В своей речи на саммите 29 сентября президент Байден проинформировал о некоторых шагах, которые Соединенные Штаты намереваются осуществить в регионе, включая выделение 810 млн долл. на оказание помощи тихоокеанским островным государствам (в дополнение к 1,5 млрд долл., предоставленным ранее на 10-летний период). Из них 130 млн долл. пойдет в качестве инвестиций в борьбе с климатическими изменениями (в дополнение к 375 млн долл. к уже осуществляемым программам в сфере климата); будут продолжены переговоры по Договору о свободной ассоциации с Федеративными Штатами Микронезии, Маршалловыми островами и Палау. До этого было объявлено о намерении США открыть посольства на Соломоновых островах, островах Тонга и Кирибати, помимо шести уже существующих17.

17. Remarks by President Biden at the U.S. Pacific Country Summit // The White House. September 29, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/09/29/remarks-by-president-biden-at-the-u-s-pacific-island-country-summit/(дата обращения: 30.09.2022).

Наращивается и военное присутствие в регионе. По сообщению агентства Kyodo News, на острове Гуам открылась новая крупная военная база морской пехоты США Кэмп-Блаз. На этой базе планируется разместить около 4 000 военнослужащих, в настоящее время дислоцированных на Окинаве (Япония). Японское правительство вложило в строительство базы 3 млрд долл. Переброска морских пехотинцев на Гуам запланирована на 2024 г. и является частью плана реорганизации военных сил между Японией и США. На Окинаве размещена основная часть американских войск в Окинаве, и план направлен на облегчение бремени размещения баз на территории Японии18.

18. U.S. Marines Open New Guam Base, Troop Transfer To Start In '24 // Kyodo News. 2023. URL: https://english.kyodonews.net/news/2023/01/304c6e706f47-us-marines-open-new-guam-base-troop-transfer-to-start-in-24.html (дата обращения: 05.06.2023).

Япония также активизировала свои действия в Океании, делая особый упор на продвижении в странах региона концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (FOIP).19 При этом указанные страны априори включаются японской стороной в состав данного образования. Тема FOIP неизменно вносится японской стороной в повестку дня заседаний в рамках PALM, а также в ходе двусторонних встреч с представителями тихоокеанских островных государств.

19. 荒木千帆美. 中国の「一帯一路」と日米のインド太平洋への姿勢 (Араки Тихоми. «Один пояс, один путь» Китая и позиция Японии и США по отношению к Индо-Тихоокеанскому региону) // 立法と調査. 01.11.2022. 451 号. URL:  https://www.sangiin.go.jp/japanese/annai/chousa/rippou_ chousa/backnumber/20221101.html (дата обращения: 10.02.2023).

Необходимо отметить, что далеко не все страны Океании поддерживают указанную идею, рассматривая ее, прежде всего, в контексте противоборства Запада с Китаем. В то время как Фиджи, Маршалловы острова, Микронезия, Палау, Папуа-Новая Гвинея и Самоа солидаризировались с концепцией FOIP, другие страны либо выражали согласие продолжить ее обсуждение, либо отмалчивались. В то же время практически все островные тихоокеанские государства не скрывали, что их основной интерес заключается в стремлении сосредоточиться на решении жизненно важных проблем региона. В 2013 г. правительство Фиджи выступило с предложением о создании Форума развития тихоокеанских островов (PIDF) в составе только островных государств региона20. Серьезную озабоченность стран Океании продолжают вызывать последствия аварии на АЭС «Фукусима» и сброс в Тихий океан подвергшейся радиоактивному заражению воды21.

20. Transform Aqorau and James Batley.”The Pacific Islands Development Forum: A Shaky Future?” // Department of Pacific Affairs. 2019. URL:  https://bellschool.anu.edu.au/sites/default/files/publications/ attachments/2019–04/dpa_ib_20198_aorau_and_batley.pdf (дата обращения: 20.12.2022).

21. Dialogue with the Pacific Islands Forum Secretariat and its Experts on the Current Status of Advanced liquid Processing System (ALPS) Treated Water at TEPCO’s Fukushima Daiichi Nuclear Power Station // Ministry of Foreign Affairs of Japan. June 7, 2023. URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press5e_000010.html (дата обращения: 08.06.2023).

Представление о нынешней политике Токио в регионе дают продвигаемые японской стороной темы в рамках саммитов и других механизмов PALM.

Основным на заседании PALM на уровне министров в 2017 г. стал выдвинутый Японией вопрос о поддержании «свободного и открытого порядка на морях» с явным подтекстом — противодействие политике Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях22.

22. MOFA, “Chairs’ Summery of the PALM Third Ministerial Interim Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan. January 17, 2017. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/files/000219451.pdf (дата обращения: 20.12.2022).

В повестку PALM 8 (2018 г.) была вынесена тема: «Мы островитяне — партнерство в направлении процветающего, свободного и открытого Тихого океана».

2 июля 2021 г. в виртуальном формате и при председательстве премьер-министров Японии и Тувалу прошла девятая встреча лидеров стран региона PALM 9 (участвовали руководители или представители практически всех островных государств данного региона, а также Австралии и Новой Зеландии). В принятой на форуме совместной декларации указано, что все страны региона «признают общие ценности, такие как свобода, демократия и верховенство закона»23. Премьер-министр Суга провозгласил в ходе встречи «Политику тихоокеанских уз Японии» (Kizuna), направленную на дальнейшее укрепление сотрудничества Токио с тихоокеанскими островными государствами, реализацию стратегии FOIP. Утверждены «пять приоритетов» в развитии японских связей со странами Океании на следующие три года: преодоление последствий COVID-19; устойчивость в районе океанов, базирующаяся на верховенстве закона; противодействие климатическим изменениям и стихийным бедствиям; укрепление базы устойчивого экономического развития; обмены между народами и развитие человеческих ресурсов24.

23. The Ninth Pacific Island Leaders Meeting (PALM 9) Leaders Declaration // Ministry of Foreign Affairs of Japan. July 2, 2021. URL: https://www.mofa.go.jp/files/100207980.pdf (дата обращения: 05.07.2021).

24. Japan’s Diplomatic Bluebook 2022. P. 86 // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/files/100334590.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

Учитывая огромные потребности стран региона в иностранных инвестициях, займах, технологическом содействии, борьбе со стихийными бедствиями, климатическими изменениями, одним из главных фронтов развернувшегося в Океании соперничества сторон является экономическая сфера. Если до недавнего времени в качестве основных партнеров островных государств Океании в этой сфере выступали США, Австралия, Япония и Новая Зеландия, то в последние годы и здесь все более прочные позиции занимает Китай. По подсчетам, основанным на данных Азиатского банка развития (АБР), в 2020 г. экспорт островных тихоокеанских государств в Китай составил 1,3 млрд долл., а в Японию — 1 млрд долл. Импорт указанных стран из Китая достиг 5,2 млрд долл., а из Японии — 300 млн долл.25

25. Kei Koga. Japan’s Strategic Approach toward Island States // Journal of Indo-Pacific Affairs. November-December 2022. Pp. 62–83. URL:  https://media.defense.gov/2022/Dec/06/2003126852/-1/-1/1/ JIPA%20-%20KOGA.PDF (дата обращения: 19.11.2022).

В 2018 г. в Вашингтоне — в качестве альтернативы китайской стратегии «Один пояс, один путь» — США, Япониия и Канада создали так называемое Трехстороннее инфраструктурное партнерство (TIP), в рамках которого осуществлены инфраструктурные проекты в ряде островных тихоокеанских государств.

Япония, наряду с Австралией и Новой Зеландией, является одним из главных доноров тихоокеанских островных государств. По данным печати, в 2020 г. на помощь этим странам с японской стороны было выделено 329 млн долл. Существенную часть помощи представляли гранты, а 46 % направлялось в область инфраструктуры (транспорт, коммуникации и энергетика)26. Среди японских инфраструктурных проектов, реализованных в Океании, можно отметить модернизацию портов на Кирибати (The Project For Expansion of Betio Port, 2014 г.) и в Вануату (The Port Vila Lapetasi International Multi-Purpose Wharf Development Project, 2018 г.) и др.27 Большое внимание со стороны Японии уделяется содействию странам региона в области борьбы со стихийными бедствиями, науки и техники, образования, медицины, контактам между людьми, где важную роль (помимо программ по линии Официальной помощи на цели развития — ODA) играют такие организации, как Японское агентство по международному сотрудничеству (JICA), Японский фонд (JF), Организация внешней торговли Японии (JETRO), Японская корпорация зарубежного развития (JODC) и др.

26. Aid’s quiet achiever? An update on Japan's development assistance // Development Policy Center. June 9, 2022. URL: https://devpolicy.org/an-update-on-japans-development-assistance-20220609 (дата обращения: 06.01.2023).

27. Гарин А.А. Фактор Японии в южной части Тихого Океана // Международная жизнь. 2020. С. 6.

О существенном повышении значимости для Запада региона Океания говорит тот факт, что задачи, направленные на укрепление взаимодействия с островными тихоокеанскими государствами, западные страны стали все чаще включать в число приоритетов своей внешней политики и национальной безопасности.

Обещание «поддерживать приоритеты и потребности» островных стран Океании зафиксировано и в принятом 20 мая 2023 г. коммюнике по итогам саммита G7 в Хиросиме (19–21 мая 2023 г.). В рамках подготовки саммита 2 февраля в Токио состоялась встреча премьер-министра Ф. Кисиды с президентом Федеративных Штатов Микронезии Д. Пануэло, а 9 февраля министр иностранных дел Японии Ё. Хаяси принял министра иностранных дел и торговли Маршалловых островов К. Кабуа. 6–7 февраля прошли встречи в Японии Ф. Кисиды и Ё. Хаяси с делегацией Форума тихоокеанских островов (PIF) в составе премьер-министра Островов Кука М. Брауна, являющегося председателем Форума, а также генерального секретаря Форума Г. Пуны. В марте на Соломоновы острова и Острова Кука выезжал министр Ё. Хаяси, передавший приглашение М. Брауну принять участие в так называемой дополнительной встрече (outreach meeting) в рамках саммита. В Хиросиме состоялся ряд контактов Брауна с японскими официальными лицами.

Сразу же после саммита в Папуа-Новую Гвинею отбыл американский госсекретарь А. Блинкен, который встретился там с лидерами 14 островных государств Океании (первоначально планировался визит президента Дж. Байдена, однако он был вынужден срочно отбыть из Японии в связи с угрозой дефолта в США). По результатом визита Блинкена между США и Папуа-Новой Гвинеей 22 мая было подписано соглашение по обеспечению безопасности и сотрудничеству на морях, предоставляющее США широкие возможности по использованию территории, аэродромов и портов Папуа-Новой Гвинеи в военных целях, американский военный персонал наделяется правом экстерриториальности, а также в рамках соглашения будет предоставлена помощь на сумму 45 млн долл. Однако, по словам премьер-министра Папуа-Новой Гвинеи Дж. Марапе, создание военной базы США не планируется28.

28. U.S. and Papua New Guinea sign security agreement despite setbacks // The Washington Post. May 22, 2023. URL: https://www.washingtonpost.com/world/2023/05/22/blinken-biden-papua-new-guinea-pact/(дата обращения: 25.05.2023).

Как отмечают в этой связи зарубежные наблюдатели, Папуа-Новая Гвинея становится одним из главных объектов в борьбе за влияние в Океании — как самое большое по территории (463 тыс. км2) и численности населения (9,6 млн человек) островное тихоокеанское государство, обладающее богатыми природными ресурсами. При этом учитывается активный курс в отношении Папуа-Новой Гвинеи, который проводит в последние годы Китай, существенно нарастивший объемы взаимной торговли, осуществляющий ряд инвестиционных проектов. При встрече с премьер-министром ПНГ Дж. Марапе 18 ноября 2022 г. в Бангкоке в ходе саммита АТЭС председатель КНР Си Цзиньпин выразил намерение совместно с ПНГ строить отношения всестороннего стратегического партнерства в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

***

Оценивая складывающуюся в тихоокеанском регионе обстановку, следует ожидать, что соперничество сторон будет только нарастать, поскольку ни одна из них не собирается сдавать свои позиции. Взятый Японией курс, конкретные действия японской администрации свидетельствуют о намерении Токио существенно увеличить свое влияние в регионе. К тому, чтобы Япония «взяла на себя большую ношу» в экономическом и военном отношении не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мировых делах, Токио всячески подталкивают Соединенные Штаты и другие западные партнеры.

Итак, вокруг тихоокеанских островных государств разворачивается острая борьба. Запад стремится укрепить там свои позиции, а Китай — расширить влияние, опираясь на растущую экономическую мощь, накопленные крупные финансовые активы и неуклонно повышающийся технологический уровень.

Что же касается самих тихоокеанских островных государств, то они, в свою очередь, стараясь не нанести ущерб сложившимся у них тесным отношениям с западными партнерами, тем не менее проявляют стремление к большей самостоятельности и защите собственных интересов, развитию отношений со всеми странами, готовыми оказать им поддержку в решении накопившихся в регионе проблем.

Библиография

QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека