Экономика КНР: новые горизонты развития в 14 й пятилетке (2021-2025 гг.)
Экономика КНР: новые горизонты развития в 14 й пятилетке (2021-2025 гг.)
Аннотация
Код статьи
S013128120025334-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Островский Андрей Владимирович 
Должность: Главный научный сотрудник; профессор
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Московский государственный педагогический университет им. В.И. Ленина,
Адрес: 107031, Москва, Рождественка, 12
Выпуск
Страницы
41-54
Аннотация

В статье анализируются проблемы социально-экономического развития Китая в 14‑й пятилетке (2021-2025 гг.) по итогам развития китайской экономики в начале 20‑х гг. XXI в. и на основе материалов состоявшихся в октябре 2022 г. ХХ съезда КПК и в марте 2023 г. 1‑й сессии ВСНП 14-го созыва. Подводятся итоги минувшего 2022 г., в котором темпы социально-экономического развития были заметно ниже, чем за прошедшие два десятка лет из-за эпидемии COVID-19 и заметного снижения темпов экономического развития в мире. Тем не менее многие показатели экономического развития Китая оказались выше, чем в большинстве стран мира, и в настоящее время Китай является одним из мировых экономических лидеров. На 1‑й сессии ВСНП были поставлены основные весьма реалистичные задачи социально-экономического развития Китая на 2023 г. По мнению автора, в случае выполнения поставленных перед страной целей к концу 14‑й пятилетки Китай заметно укрепит свою экономическую мощь и ощутимо повысится жизненный уровень населения страны.

Ключевые слова
14 я пятилетка, ХХ съезд КПК, 1 я сессия ВСНП 14-го созыва, социально-экономическое развитие, экономическая мощь, валовой внутренний продукт (ВВП)
Классификатор
Получено
02.04.2023
Дата публикации
06.06.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
470
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

ХХ съезд КПК о дальнейших путях социально-экономического развития КНР

2 В октябре 2022 г. в КНР состоялся ХХ съезд КПК, на котором были подведены итоги 100-летия существования Коммунистической партии Китая (КПК), одной из крупнейших политических партий в мире, насчитывающей свыше 95 млн человек. Одним из важнейших вопросов для обсуждения на высшем партийном форуме были перспективы социально-экономического развития китайского общества.
3 В материалах ХХ съезда КПК проблемам социально-экономического развития общества было уделено много места в Отчетном докладе Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина ХХ съезду КПК, Резолюции съезда по Отчетному докладу, а также в новой редакции Устава КПК и Резолюции съезда по новой редакции Устава КПК.
4 В принятой Резолюции ХХ съезда КПК было указано, что «стратегический план построения современного социалистического общества — это использование марксизма на китайской почве, построение и обновление китайской нации по всем фронтам», осуществление миссии «Нового Великого Похода». Было выделено два этапа построения социализма в XXI в. Первый этап (до 2035 г.) предусматривает завершение социалистической модернизации и к 2035 году построение «зажиточной демократической цивилизации». На втором этапе (с 2035 до 2050 г.) к 100-летию образования КНР предусматривается превращение Китая в великую современную социалистическую державу, которая должна быть процветающей, сильной, демократической, высококультурной, гармоничной и прекрасной1.
1. 习近平。高举中国特色社会主义伟大旗帜为全面建设社会主义现代化国家而团结奋斗—在中国共产党第二十次全国代表大会上报告 (Си Цзиньпин. Высоко держать великое знамя социализма с китайской спецификой для единства в борьбе за всестороннее построение социалистического модернизированного государства — доклад на ХХ Всекитайском съезде КПК) // 全国人民代表大会. 25.10.2022. URL: www.npc.gov.cn/npc/xyddesd/xyddesd.shtml (дата обращения: 04.11.2022).
5 Интересно, что в Отчетном докладе ЦК КПК была дана оценка социально-экономического развития китайского общества за 10-летний период (с 2012 по 2022 г.) — с года проведения XVIII съезда КПК до ХХ съезда КПК, с того момента, как Си Цзиньпин был избран Генеральным секретарем КПК. Было отмечено, что за 10 лет страна достигла больших успехов к 100-летнему юбилею КПК (2021 г.), социализм с китайской спецификой «вошел в новую эпоху» и в стране была ликвидирована бедность.
6 За прошедшие 10 лет в Китае более чем в 2 раза увеличился валовой внутренний продукт (ВВП) — с 54 трлн юаней до 114 трлн юаней (примерно 17 трлн долл. по текущему курсу). По показателю паритета покупательной способности доля китайской экономики в мире составила 18 %, и по этому показателю Китай уже обогнал США — 16 % мировой экономики. За это время ВВП на душу населения вырос с 39 800 юаней до 81 000 юаней (12 100 долл.). Урожай зерновых составил 682 млн тонн, и по этому показателю Китай уже обеспечил свою продовольственную безопасность. Как отметил Си Цзиньпин на сессии ВСНП в марте 2022 г., для КНР уровень продовольственной безопасности составляет производство 650 млн тонн зерновых в год2.
2. 2022 年国民经济顶住压力在上新台/阶 (Народное хозяйство в 2022 г. вышло под давлением на новый уровень. (Предварительная статистическая сводка за 2022 г.)) // 国家统计局. URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/20230117_1892090.html (дата обращения: 18.01.2023).
7 На ХХ съезде КПК не было поставлено каких-то официальных директивных показателей не только до середины XXI в., но и на период 14й пятилетки (2021–2025 гг.). Было только установлено, что в ближайшие годы (до 2035 г.) в Китае среднегодовые темпы прироста ВВП должны быть на уровне примерно 6 % годовых. Иными словами, в 2025 г. при среднегодовых темпах прироста в 6 % объем ВВП должен будет составить 136 трлн юаней в 2025 г., 185,3 трлн юаней в 2030 г., в 2032 г. превысит показатель в 200 трлн юаней, а в 2035 г. достигнет 247,8 трлн юаней, и по текущему курсу доллара к юаню это должно составить примерно 35,4 трлн долл.3
3. Расчеты автора при темпах прироста ВВП КНР 6 % годовых в постоянных ценах до 2035 г. Подробнее см.: Островский А.В. Итоги 13й пятилетки — планы 14й пятилетки // Социально-экономические итоги 13й пятилетки КНР (2016–2020 гг.) и задачи 14й пятилетки (2021–2025 гг.) /отв. ред. А.В. Островский. М.: ИДВ РАН, 2021. С. 12; Круглый стол «ХХ съезд КПК» // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 6. С. 25.
8 Намеченные на двух сессиях ВСНП в 2021 и 2022 гг. основные направления социально-экономического развития КНР на 14ю пятилетку (2021–2025 гг.) и далее до 2035 г. были подробно озвучены на ХХ съезде КПК. В резолюции ХХ съезда КПК по Отчетному докладу было поставлено пять основных задач развития китайской экономики в будущем.
9 Главная задача была сформулирована как создание рыночной экономики высокого уровня, являющейся важной опорой социализма с китайской спецификой. В рыночной экономике по китайской модели общественная форма собственности является основной вместе с другими формами собственности. Было отмечено, что помимо развития акционерных предприятий с государственным контролем (国有控股企业) одновременно должны получить развитие и акционерные предприятия (股份制企业), предприятия иностранного и тайваньского, аомэньского и гонконгского капитала (外商及港澳台商投资企业) и частные предприятия (私营企业). Также была поставлена задача, помимо предприятий различных форм собственности, развивать одновременно предприятия различных масштабов — малые, средние и микропредприятия.
10 Была поставлена задача модернизации отраслевой системы, развития ключевых отраслей экономики, определяющих перспективы развития страны, — машиностроение, космические исследования, транспорт, интернет, цифровая экономика, а также новые отрасли, связанные с производством новых материалов и развитием экосистемы, искусственного интеллекта, цифровой экономики, новые виды энергоресурсов и новые информационные технологии. Особое внимание обращалось на ускоренное развитие предприятий в таких отраслях, как высокотехнологичная обрабатывающая промышленность, промышленность по производству оборудования для обрабатывающей промышленности.
11 Следующим важным направлением было выделено развитие китайской деревни. При развитии деревни по-прежнему важной остается задача повышения производительности труда в сельскохозяйственном производстве для решения вопроса обеспечения продовольственной безопасности. Главной на этом направлении была сформулирована необходимость развития связи города и деревни, развитие трех типов городов — крупных, средних и малых. При этом делается упор на развитие уездных городских центров, которые способны обеспечить необходимую связь между городом и деревней, рост урбанизации в стране при соответствующем решении основных проблем быстрой урбанизации — безработица в городах, скученность населения, проблемы социального обеспечения населения в городских районах и высокий уровень загрязнения окружающей среды.
12 ХХ съезд КПК рассмотрел вопрос о необходимости скоординированного регионального развития. Весь Китай был поделен на четыре крупных региона — Приморский, Центральный, Западный и Северо-Восток. Все они существенно отличаются как по уровню социально-экономического развития, так и по своим природно-климатическим условиям.
13 По-прежнему в 2022 г. большая доля ВВП приходилась на восточные (приморские) районы Китая — 62,2 трлн юаней (51,4 % ВВП). Сопоставимыми выглядят показатели центральных и западных районов — 26,7 трлн юаней (22,1 % ВВП) и 25,7 трлн юаней (21,2 % ВВП). Доля Северо-Востока по-прежнему оставалась невелика — 5,8 трлн юаней (5,3 %)4. Для отстающих западных регионов была поставлена задача выйти на новый уровень социально-экономического развития, для старой индустриальной базы Северо-Востока — осуществить прорыв, для центральных районов — способствовать взлету экономики территорий, не имеющих преимуществ, чтобы создавать конкуренцию приморским районам, а для наиболее развитых в экономическом плане приморских районов — осуществлять дальнейшую модернизацию. При этом в решениях ХХ съезда не были забыты как старые революционные базы, так и районы проживания национальных меньшинств. Также были выделены экономические зоны, которые обеспечивают львиную долю валового внутреннего продукта (ВВП) — центральная зона Пекин — Тяньцзинь — Хэбэй, дельта реки Янцзы (Шанхай, юг Цзянсу и север Чжэцзяна) и дельта реки Чжуцзян на юге Китая в провинции Гуандун. В частности, валовой региональный продукт (ВРП) центральной зоны Пекин — Тяньцзинь — Хэбэй составил 10,0 трлн юаней (8,3 % ВВП КНР), пояса вдоль реки Янцзы (зона Шанхай — юг Цзянсу и север Чжэцзяна) — 55,1 трлн юаней (45,5 % ВВП КНР) и зона дельты реки Чжуцзян (провинция Гуандун на юге Китая) — 29 трлн юаней (24,0 % ВВП КНР). Таким образом, на три основные зоны развития экономики страны приходилось 77,8 % ВВП КНР, то есть более 75 % всего объема китайской экономики5.
4. 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展统计报告 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2022 г.) // 国家统计局. 28.02.2023. 第3页. URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202302/t20210227_1918980.html (дата обращения: 28.02.2023).

5. 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展统计报告 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2022 г.) // 国家统计局. 28.02.2023. 第3–4页. URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202302/t20210227_1918980.html (дата обращения 28.02.2023).
14 Особенно большое внимание на съезде было уделено политике открытости и решению задачи такого развития внешнеэкономической деятельности, которая способствовала бы максимальному включению мировых ресурсов для экономического развития всего Китая. Для этого необходимо использовать инициативу «Пояс и путь», передовые позиции приморских районов во внешнеэкономической деятельности, повышать уровень экономической открытости всех остальных регионов страны. Отдельным пунктом в решении съезда была выделена необходимость ускорения реализации проекта развития свободной зоны провинции Хайнань на одноименном острове на юге Китая6.
6. 习近平。高举中国特色社会主义伟大旗帜为全面建设社会主义现代化国家而团结奋斗—在中国共产党第二十次全国代表大会上报告。(Си Цзиньпин. Высоко держать великое знамя социализма с китайской спецификой для единства в борьбе за всестороннее построение социалистического модернизированного государства — доклад на ХХ Всекитайском съезде КПК, 25.10.2022) // 全国人民代表大会. 25.10.2022. URL: www.npc.gov.cn/npc/xyddesd/xyddesd.shtml (дата обращения: 04.11.2022).
15 Одной из важнейших задач была признана необходимость повышения роли науки и техники, развитие научно-технических инноваций, которые способствуют стратегическому развитию страны. 16–18 декабря 2020 г. состоялось Центральное совещание по проблемам экономики, на котором была выдвинута задача укрепления научно-стратегического потенциала7. Для дальнейшего укрепления научно-технического и инновационного потенциала КНР была предложена разработка 10-летнего плана развития фундаментальных исследований и расширения сети научно-исследовательских учреждений в 2021–2030 гг.
7. См.: Цзун Хэ. «Флюгер» экономического развития // Китай. 2021. № 1 (183). С. 40.
16 Для достижения этой цели было принято стратегически важное для будущего развития экономики решение — активно развивать в Китае науку и технику. Одной из главных задач 14й пятилетки (2021–2025 гг.) стало укрепление национального стратегического научно-технического потенциала страны. С этой целью было принято решение о резком увеличении инвестиций в научно-исследовательские и опытные конструкторские разработки (НИОКР) до 3 % объема ВВП к 2025 г. по сравнению с 2,56 % в 2022 г.8 В настоящее время Китай в большой степени зависит от поставки микрочипов с Тайваня и стран Евросоюза. Чтобы полностью избежать этой зависимости, в Китае предприняли активные меры по развитию научно-исследовательских и опытных конструкторских работ в области нанотехнологий, которые стартовали еще в 1997 г. в рамках принятой Государственным комитетом науки и техники Китая «Программы 973». В дальнейшем президент Академии наук Китая Лу Юнсян возглавил работу по развитию науки и техники Китая до 2050 г., результатом которой стала дорожная карта основных стратегических этапов, задач и путей достижения научно-технического развития страны на 2020, 2030 и 2050 гг.9 С учетом заметного увеличения государственного финансирования на развитие фундаментальной и прикладной науки в Китае в годы 14й пятилетки (2021–2025 гг.) и далее до 2050 г., а также заметного увеличения в последние годы числа поданных и удовлетворенных заявок на сделанные научные открытия, нетрудно предположить, что в ближайшей перспективе, возможно к концу 14й пятилетки (2025 г.) Китай избавится от зависимости от зарубежной продукции в сфере нанотехнологий.
8. 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展统计报告 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2022 г.) // 国家统计局. 28.02.2023. 第12页. URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202302/t20210227_1918980.html (дата обращения 28.02.2023)

9. Science and Technology in China: A Roadmap to 2050. Strategic General Report of the Chinese Academy of Sciences. Editor-in-Chief Lu Yongxiang. Science Press Beijing and Springer-Verlag Heidelberg, 2010, p. xiii.
17

Сессия ВСНП (март 2023 г.) об итогах социально-экономического развития 2022 г.

18 Перспективы выполнения намеченных планов ХХ съезда КПК можно в полной мере оценить после анализа результатов экономического развития КНР в 2022 г. и поставленных на 1й сессии ВСНП (март 2023 г.) задач в области социально-экономического развития КНР. По итогам 2022 г. объем ВВП Китая составил 121,0 трлн юаней при темпах прироста 3,0 % годовых (табл. 1), в то время как в 2021 г. темпы прироста ВВП составили 8,3 % годовых. Ранее на сессиях ВСНП в 2021 и 2022 гг. было установлено, что в ближайшие годы (до 2035 г.) в Китае среднегодовые темпы прироста ВВП должны быть на уровне примерно 6 % годовых10. Однако разразившаяся во 2-м квартале 2022 г. эпидемия COVID-19 в значительной степени помешала поступательному развитию китайской экономики. В результате, по данным ГСУ КНР, в 2022 г. темпы прироста ВВП КНР составили всего 3 % в отличие от предшествующих 8,1 % в 2021 г. Тем не менее темпы социально-экономического развития в Китае в 2022 г. оказались выше, чем в США и Японии — менее 2%, в Германии — 1,9 %11. В результате в 2022 г. доход на душу населения в КНР составил 85 698 юаней или 12 741 долл., а к 2035 г. предполагается увеличить вдвое показатель ВВП на душу населения до 24 000 долл.12
10. 中华人民共和国国民经济和社会发展的十四个五年规划和2035年远景目标纲要(Программа социального и экономического развития народного хозяйства КНР в 14й пятилетке и долгосрочная целевая программа на 2035 год) // 中华人民共和国国家发展和改革委员会. URL: https://www.ndrc.gov.cn (дата обращения 05.03.2022).

11. 2022 年国民经济顶住压力在上新台/阶 (Народное хозяйство в 2022 году вышло под давлением на новый уровень) (Предварительная статистическая сводка за 2022 год)) // 国家统计局. URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/20230117_1892090.html (дата обращения 18.01.2023).

12. 康义。国家统计局局长就2022年全年国民经济运行情况答记者问 (Кан И. Глава ГСУ КНР отвечает на вопросы журналистов об условиях движения народного хозяйства в 2022 году) // 国家统计局. URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202301/t20230117_1892179.html (дата обращения 17.01.2023).
19 Таблица 1 / Table 1
20 Основные показатели экономического развития КНР в 2017–2022 гг.
21 Basic Data of the PRC Economic Development in 2017–2022
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Валовой внутренний продукт, трлн юаней 74,4 82,7 91,9 98,7 101,4 114,9 121,0
Прирост ВВП, % 6,7 6,8 6,7 6,0 2,2 8,4 3,0
Числен-ность населения, млн чел. 1 382 1 390 1 395 1 400 1 406 1 412 1 411
ВВП на душу населения, юаней 53 835 59 496 64 516 70 892 72 261 80 976 85 698
Источники: 中国统计摘要- 2019 (Статистический справочник Китая — 2019). (China Statistical Abstract — 2019). 北京,2019年. 第8,17 页; 中华人民共和国2020年国民经济和社会发展报 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2020 году). (2020 PRC Socio-Economic Development Statistical Report) // 国家统计局. 28.02.2021. URL: http: //www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb /202102/t20210227_1814154.html(дата обращения 15.03.2021); 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展报告 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2022 году). (2022 PRC Socio-Economic Development Statistical Report) // 国家统计局. 28.02.2023. URL: https: //www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb /202302/t20210227_1918980.html (дата обращения 28.02.2023).
22 Как показали данные ГСУ КНР по итогам 2022 г., почти по всем видам промышленной и сельскохозяйственной продукции был зафиксирован заметный рост производства за исключением урожая риса, производства древесины, пряжи, ткани, цемента, тяжелых тракторов, интегральных схем и компьютерного оборудования. По всем остальным видам производства были зафиксированы устойчивые показатели роста.
23 Следует обратить особое внимание на то, что заметно выросли показатели производства высокотехнологичной продукции. В частности, в 2022 г. на 26,3 % выросло производство программных коммутаторов, которое составило 8,838 млн. линий, на 21 % производство промышленных роботов — всего 443 тыс. в 2022 г., на 46,8 % солнечных батарей — 343.6 млн квт., на 80,3 % аккумуляторных станций — всего произведено 1,915 млн единиц, и на 90,5 % производство автомобилей на новых видах энергии — всего 7 млн автомобилей (25,7 % общего объема производства автомобилей в КНР за год13.
13. См.: 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展统计报告 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2022 году) // 国家统计局. 28.02.2023. 第5页. URL: https: // www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb /202302/t20210227_1918980.html (дата обращения 28.02.2023).
24 Особо следует обратить внимание на показатели прироста энергоносителей, от которых в значительной степени зависят основные показатели социально-экономического развития КНР. В частности, в 2022 г. произошло заметное увеличение производства каменного угля — 4 560 млн тонн (10,5 % по сравнению с предыдущим годом), природного газа — 220,1 млрд куб. м (прирост 6,0 %), а также ветровой энергии — 762,7 млрд квт-ч (16,2 %) и солнечной энергии — 427,3 млрд квт.-ч. (31,2 %). При этом общий прирост производства электроэнергии составил всего 3,7 %, что сдерживало показатели прироста ВВП (3,0 %)14. По-прежнему одной из основных проблем развития китайской экономики является нехватка энергоресурсов, прежде всего, нефти и природного газа. Как показывают итоги 2022 г., Китай по-прежнему вынужден ориентироваться не только на производство каменного угля внутри страны, но и на его импорт из-за рубежа, также как и на импорт нефти и природного газа, а также на интенсивное развитие возобновляемых энергоресурсов, таких как солнечная и ветровая энергия. В частности, в 2022 г. было импортировано 508,3 млн тонн нефти при собственном производстве 204,7 млн тонн, природного газа — 109,3 млн тонн. При этом большая доля импорта в КНР по стоимостным показателям приходилась на интегральные схемы — 583,4 единицы (2760 млрд юаней или 410,7 млрд долл.), нефть — 2 435 млрд юаней или 362,3 млрд долл., сырье железной руды — 849,4 млрд юаней или 126,4 млрд долл., природный газ — 468,3 млрд юаней или 69,7 млрд юаней и соя-бобы — 408,5 млрд юаней или 60,8 млрд долл.15 Обращает на себя внимание огромный объем импорта сои-бобов — 91,1 млн тонн в 2022 г. при внутреннем производстве всего 20,3 млн тонн.
14. 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展统计报告 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2022 г.) // 国家统计局. 28.02.2023. 第4页. URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202302/t20210227_1918980.html (дата обращения 28.02.2023).

15. 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展统计报告 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2022 г.) // 国家统计局. 28.02.2023. 第4, 10页. URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202302/t20210227_1918980.html (дата обращения 28.02.2023).
25 В то же время в экспорте из Китая по стоимостным показателям преобладают такие товарные позиции, как одежда, мобильные телефоны, интегральные схемы, вычислительное оборудование. Все эти товарные позиции обеспечивают Китаю экспорт на общую сумму 702,3 млрд долл.16 В результате нехватка энергоресурсов и отдельных видов интегральных схем в Китае замещается экспортом других видов интегральных схем, мобильных телефонов, одежды и вычислительного оборудования.
16. 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展统计报告 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2022 г.) // 国家统计局. 28.02.2023. 第4, 10页. URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202302/t20210227_1918980.html (дата обращения 28.02.2023).
26 В 2022 г. произошли определенные изменения в структуре внешней торговли КНР, что оказалось в немалой степени связано с внешнеполитической ситуацией и относительным падением объема внешней торговли с США и ЕС, также как и с Тайванем, Гонконгом, Республикой Корея и Японией по сравнению с 2021 г. В то же время произошел заметный рост внешней торговли КНР со странами АСЕАН, «Пояса и пути» и России (табл. 2).
27 Таблица 2 / Table 2
28 Внешнеторговый оборот кнр в 2017–2022 гг. (млрд долл. / %)
29 The PRC foreign trade turnover in 2017–2022 (bln US$ / %)
Страна, территория 2017 2018 2019 2020 2021 2022
КНР 4107/100 4623/100 4640/100 4667/100 6050/100 6260/100
США 583,7/14,2 633,5/13,7 548,8/11,8 588,3/12,6 757,0/12,5 752/12,0
Евросоюз 617,0/15,0 682,2/14,8 715,1/15,4 651,6/14,0* 835,2/13,8* 840/13,4*
АСЕАН 515,5/12,6 587,9/12,7 650,8/14,0 686,3/14,7 879,8/14,5 969/15,5
Россия 84,2/2,0 111,2/2,4 112,4/2,4 107,4/2,3 147.1/2,4 190/3,0
Гонконг 286,5/7,0 310,6/6,7 292,2/6,3 279,9/6,0 360,7/5,96 304/4,9
Тайвань 199,8/4,9 226,2/4,9 231,4/5,0 261,4/5,6 328,8/5,4 317/5,1
Япония 303,1/7,4 327,7/7,1 319,2/6,9 318,4/6,8 366,4/6,1 355/5,7
Корея 280,3/6,8 313,4/6,8 288,3/6,2 286,1/6,1 362,9/6,0 359/5,7
Страны вдоль «Пояса и пути» 1092,5/26,5 1236,8/26,7 1363,0/29,4 1357,9/29,1 1798,4/29,7 2058/32,9
Индия 84,4/2,1 93,9/2,0 92,8/2,0 87,8/1,9 125,9/2,1 134/2,1
ВРЭП 1927/30,8
*Без учета Великобритании, которая вышла из Брексита.
30 Источники: рассчитано по: 1) 中国统计摘要- 2019 (Статистический справочник Китая — 2019). (China Statistical Abstract — 2019). 北京. 2019年. 第101 页; 中华人民共和国2021年国民经济和社会发展报 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2021 году). (2020 PRC Socio-Economic Development Statistical Report) // 国家统计局. 28.02.2021. URL: http: //www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202202/t20220227_ 1827960.html (дата обращения 04.05.2022); 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展报告 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2022 году). (2022 PRC Socio-Economic Development Statistical Report) // 国家统计局. 28.02.2023. URL: https: //www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb /202302/t20210227_1918980.html (дата обращения 28.02.2023).
31 Объем российско-китайской торговли более чем на 40 млрд долл. за год увеличился за счет увеличения поставок энергоносителей из России, а объем торговли со странами АСЕАН и «Пояса и пути» — за счет ранее вложенных инвестиций в инфраструктуру стран «Пояса и пути» за последние несколько лет. Таким образом, значительный рост объема внешней торговли КНР за последние пять лет более чем на 2 трлн долл. был вызван не ростом объема внешней торговли с США и странами ЕС, а за счет реализации долгосрочной стратегии Китая на развитие инициативы «Пояс и путь», в рамках которой успешно проходит не только расширение торговли в рамках двух проектов по суше через Центральную Азию в Европу и по морю из Восточного Китая через ЮгоВосточную и Южную Азию в африканские страны. Такому стремительному росту объема внешней торговли Китая также немало поспособствовало и активизация торговли со странами ВРЭП (Соглашение со странами Всестороннего регионального экономического партнерства), общий объем с входящими во ВРЭП странами увеличился на 7,5 % по сравнению с 2021 г.17
17. См.: 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展统计报告 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2022 г.), ГСУ КНР, 28 февраля 2023 года) // 国家统计局. 28.02.2023. 第8–9页. URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202302/t20210227_1918980.html (дата обращения 28.02.2023).
32 Как мы видим, в годы 14й пятилетки (2021–2025 гг.) наблюдается заметное расширение объема внешней торговли и инвестиционного сотрудничества со странами Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, которое случилось после мирового финансового кризиса в 2007–2008 гг. В результате развития китайской инициативы «Пояс и путь» многим развивающимся странам благодаря инвестиционным кредитам Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути удалось реализовать свои инфраструктурные проекты (например, строительство железной дороги Вьентьян — Куньмин в Лаосе или порт Хамбантота в Шри-Ланке). Следует отметить, что с 2013 г., после того как Китай стал развивать инициативу «Один пояс — один путь», в сферу его внешнеэкономической деятельности вошел ряд стран, с которыми уровень внешнеэкономического сотрудничества был прежде невысоким. Это создало новые возможности для развития экономики и ведения внешней торговли со странами, которые ранее не могли развивать активные торгово-экономические связи с Китаем как из-за слабой инфраструктуры для ведения внешней торговли, так и по причине невысокого потенциала собственной экономики.
33

Задачи социально-экономического развития КНР в 2023 г.

34 Для оценки потенциальных возможностей социально-экономического развития Китая в 14й пятилетке (2021–2025 гг.) необходимо сделать анализ задач, поставленных состоявшейся в марте 2023 г. сессии ВСНП. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в своем докладе по итогам прошедшего 2022 г. и наступившего 2023 г. поставил основные задачи социально-экономического развития страны в текущем году.
35 В докладе был скорректирован показатель прироста ВВП КНР в сторону уменьшения — с 6 % до 5 % годовых18, что было связано не только с необходимостью ликвидации последствий эпидемии COVID-19 в стране, но и с учетом изменения международной обстановки, способствовавшей значительному ухудшению американо-китайских отношений и некоторому ухудшению отношений со странами Евросоюза. С учетом низких темпов прироста ВВП (3 % в 2022 г.) такое снижение индикативного показателя (на 1 % в год) является вполне обоснованным и в нынешних условиях, с учетом падения темпов роста мировой экономики, для Китая труднодостижимым, но в целом реализуемым, исходя из возможностей экономического потенциала страны на современном этапе.
18. 李克强。关于2022年国民经济和社会发展计划执行情况与2023年国民经济与社会发展计划草案的报告(摘要.) (Ли Кэцян. Условия выполнения плана социально-экономического развития в 2022 г. и проект плана социально-экономического развития в 2023 г. (Справка). Доклад премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна на 1й сессии ВСНП 14-го созыва (март 2023 г.)) // 全国人民代表大会. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/kgfb/202303/1e34bbbd9dac42b2be603187e77908f7.shtml (дата обращения: 07.03.2023).
36 Другой важной задачей, сформулированной на сессии ВСНП, стало достижение показателя создания рабочих мест (12 млн человек за год) в городах и поселках при сохранении регистрируемого уровня безработицы 5,5 %. Сложность выполнения этой задачи связана с тем, что в Китае с каждым годом сокращается доля населения трудоспособного возраста от 16 до 60 лет, и в 2022 г. она составила 875,6 млн человек (62 % населения), а занятого населения — 733,5 млн человек (примерно 52 % населения). Иными словами, в Китае планируют сохранить прирост новых рабочих мест в городах и поселках на уровне пяти предшествующих лет, но надо отметить, что прирост занятости в этом секторе по-прежнему в основном обеспечивается не за счет вступающей в рабочий возраст городской молодежи, а за счет жителей сельской местности, которые либо перемещаются в город для работы вне сферы сельского хозяйства, либо оказываются заняты вне сферы сельского хозяйства в местах своего проживания.
37 Была поставлена задача не допустить заметного роста потребительской инфляции, которая по итогам 2023 г. не должна превышать 3 % в год19. В 2022 г. потребительская инфляция в городе и деревне составляла 2 % в год, причем основной рост цен наблюдался на транспорте и на продукты питания. По всем остальным товарным позициям цены 2022 г. были ниже среднегодового показателя инфляции — 2,0 % в год. Поэтому можно сделать вывод, что в 2023 г. из-за планируемого роста цен на энергоносители в городе и деревне будет наблюдаться повышение цен на продукты питания и транспортные расходы.
19. 李克强。关于2022年国民经济和社会发展计划执行情况与2023年国民经济与社会发展计划草案的报告(摘要.) (Ли Кэцян. Условия выполнения плана социально-экономического развития в 2022 г. и проект плана социально-экономического развития в 2023 г. (Справка). Доклад премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна на 1й сессии ВСНП 14-го созыва (март 2023 г.)) // 全国人民代表大会. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/kgfb/202303/1e34bbbd9dac42b2be603187e77908f7.shtml (дата обращения: 07.03.2023).
38 При этом в докладе премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна отмечалась необходимость сохранения темпов роста ВВП и доходов населения на одном уровне. В 2022 г. темпы роста ВВП составили 3,0%, в то время как темпы роста доходов составили в среднем 2,9 % на душу населения. Таким образом, предполагается, что в 2023 г. при темпах прироста ВВП 5 % в год, темпы роста доходов населения в среднем на человека должны составить не ниже 5 %20. С учетом тенденции за прошедшие пять лет в КНР удастся выполнить этот показатель, но только при условии темпов роста ВВП не ниже 5 % в год. Исполнение показателя увеличения доходов населения на 5 % в год в значительной степени будет способствовать и выполнению другой поставленной задачи на сессии ВСНП (март 2023 г.) — повышение уровня благосостояния населения.
20. 李克强。关于2022年国民经济和社会发展计划执行情况与2023年国民经济与社会发展计划草案的报告(摘要.) (Ли Кэцян. Условия выполнения плана социально-экономического развития в 2022 г. и проект плана социально-экономического развития в 2023 г. (Справка). Доклад премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна на 1й сессии ВСНП 14-го созыва (март 2023 г.)) // 全国人民代表大会. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/kgfb/202303/1e34bbbd9dac42b2be603187e77908f7.shtml (дата обращения: 07.03.2023).
39 Важное, едва ли не решающее для выполнения поставленных целей по повышению жизненного уровня населения и сдерживанию инфляции значение имеет задача сбора зерновых на уровне не менее 650 млн тонн зерна в год — необходимое условие для достижения уровня продовольственной безопасности в Китае. На протяжении последних пяти лет в Китае регулярно собирали более 680 млн тонн зерна в год, что являлось важной гарантией продовольственной безопасности страны. В частности, в 2022 г. объем импорта зерновых в Китае составил всего 6,48 млн тонн (менее 1 % производства зерновых)21, и сегодня Китай вполне может обойтись без импорта зерна в случае сохранения урожайности зерновых на уровне последних лет. Основной проблемой для Китая в сфере обеспечения продукцией сельского хозяйства является хронический дефицит сои-бобов. В последние годы Китай в значительной степени зависел от импорта сои-бобов, так как средний уровень производства сои-бобов в Китае составляет всего 20 млн тонн в год, в то время как годовая потребность на рынке сои-бобов составляет не менее 100 млн тонн. В частности, в 2022 г. импорт сои-бобов из-за рубежа при определенном сокращении поставок из США составил 91 млн тонн (82 % годового потребления сои-бобов). В 2023 г. ситуация на рынке сои-бобов в Китае вряд ли изменится, и Китай будет вынужден удовлетворять свои потребности в сое-бобах за счет импорта.
21. См.: 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展统计报告 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2022 г.)) // 国家统计局. 28.02.2023. 第8–9页. URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202302/t20210227_1918980.html (дата обращения 28.02.2023).
40 Для выполнения задач социально-экономического развития, поставленных на сессии ВСНП в марте 2023 г., важное значение будет иметь финансовая и монетарная политика руководства КНР. В принятом бюджете на 2023 г. был установлен дефицит бюджета на уровне 3 %, поставлены задачи увеличивать инвестиции в отрасли материального производства, держать под контролем расширение объема денежной массы (М2) и масштабы инвестиций, не давать необеспеченные кредиты22.
22. 李克强。关于2022年国民经济和社会发展计划执行情况与2023年国民经济与社会发展计划草案的报告(摘要.) (Ли Кэцян. Условия выполнения плана социально-экономического развития в 2022 г. и проект плана социально-экономического развития в 2023 г. (Справка). Доклад премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна на 1й сессии ВСНП 14-го созыва (март 2023 г.)) // 全国人民代表大会. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/kgfb/202303/1e34bbbd9dac42b2be603187e77908f7.shtml (дата обращения: 07.03.2023).
41 В области инвестиционной политики были приняты решения о развитии традиционных отраслей при условии создания новых стратегических отраслей для увеличения цепочек поставок. При этом указывались конкретные показатели увеличения инвестиций в ключевые отрасли. В частности, была определена необходимость выделения 13,3 млрд юаней инвестиций в развитие обрабатывающих отраслей, и в первую очередь в производство компьютерных плат, от которых в значительной степени зависит развитие высокотехнологичного производства в стране. При этом было обращено особое внимание на необходимость увеличения к 2025 г. расходов на научно-исследовательские и опытные конструкторские разработки (до 3 % ВВП).
42 На решение задач социально-экономического развития страны нацелено развитие банковской и финансовой системы страны. В отличие от Банка России основная задача Народного Банка Китая, исполняющего функции Центрального банка, состоит в том, чтобы обеспечивать устойчивость китайской денежной единицы — юаня, а не заниматься таргетированием инфляции. Также перед Народным Банком Китая поставлена задача расширять долю юаня во внешнеторговых сделках по всему миру, постепенно вытеснять доллар из мирового товарооборота и повышать долю юаня в торговых сделках. Для этого в Китае продолжают сохранять курс на увеличение денежной массы (М2) и ее доли в объеме ВВП.
43 Как видно из табл. 3, Китай не зависит от объема иностранных инвестиций в китайскую экономику, которая составляет чуть более 2 % общего объема инвестиций в основные производственные фонды. Расходы государственного бюджета не превышают 22 % ВВП при сохранении высокой доли денежной массы (М2) в обращении и большой доли инвестиций в основные производственные фонды. При этом следует отметить, что большая часть инвестиций в экономику КНР идет за счет собственных средств предприятий, а не за счет средств государственного бюджета, банковских кредитов или иностранных инвестиций. Также следует отметить относительно низкий уровень в обращении наличной денежной массы (М0), которая на протяжении многих лет не превышает 8,5 %.
44 Таблица 3 / Table 3
45 Динамика ВВП, прироста денежной массы, расходов госбюджета и объема инвестиций в КНР (2000–2022 гг.)
46 The GDP, money supply, state budget expenditures and investment in fixed assets in the PRC (2000–2022)
2000 2010 2017 2018 2019 2020 2021 2022
ВВП, млрд юаней 9921,5 39798,3 82712 90000 99100 101600 114370 121020
Денежная масса (М2), млрд юаней 13461,0 72600 167700 182674 198600 218700 238300 266400
Доля М2 в ВВП, % 135,7 182,4 202,8 203,0 200,4 215,3 208,3 220,1
Денежная масса (М1) 5314,7 26700 54400 55169 57600 62600 64700 67200
Доля М1 в ВВП, % 53,6 67,0 65,8 61,3 58,1 61,6 56,6 55,5
Наличная денежная масса в обращении (М0), млрд юаней 1465,3 4462 7100 7321 7700 8400 9100 10500
Доля М0 в ВВП, % 14,8 11,2 8,6 8,1 7,8 8,3 7,95 8,7
Расходы госбюджета, млрд юаней 1588,6 8987 20309 22091 23900 24600 24600 26061
Доля расходов госбюджета в ВВП, % 16,0 22,6 24,6 24,5 24,1 24,2 21,5 21,5
Объем инвестиций в основные производственные фонды, млрд юаней 3291,8 25168 64123 64568 56100 52700 55300 57956
Доля инвестиций в ВВП, % 33,2 63,2 77,5 71,7 56,6 51,9 48,3 47,9
Объем иностранных инвестиций, млрд юаней 869 911 1149 1233
Доля прямых иностранных инвестиций в объеме инвестиций в ОПФ 1,4 1,4 2,1 2,1
Источники: составлено автором на основе данных: 中国统计摘要- 2019 (Статистический справочник Китая — 2019), (China Statistical Abstract — 2019), 北京,2019年,第22,101,137,69,156 页; 中华人民共和国2020年国民经济和社会发展报 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2021 году)). (2022 PRC Socio-Economic Development Statistical Report) // 国家统计局. 28.02.2022. URL: http: //www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb /202202/t20220227_1827960.html (дата обращения 04.05.2022); 中华人民共和国2021年国民经济和社会发展报 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2021 году). (2020 PRC Socio-Economic Development Statistical Report) // 国家统计局. 28.02.2021. URL: http: //www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb /202202/t20220227_1827960.html (дата обращения 04.05.2022); 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展报告 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2022 году). (2022 PRC Socio-Economic Development Statistical Report) // 国家统计局. 28.02.2023. URL: https: //www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb /202302/t20210227_1918980.html (дата обращения 28.02.2023)/
47 В решениях сессии ВСНП большое внимание было уделено повышению жизненного уровня и качества жизни населения. Были выделены основные направления для решения этой задачи, в частности: оставить в основе принцип распределения по труду в сочетании с другими формами распределения; повышать доходы слоев населения с низкими доходами и увеличивать долю населения со средними доходами; использовать другие формы регулирования доходов — налоговая система, социальные гарантии, координация при перераспределении доходов.
48 В ходе реализации задач социально-экономического развития страны, поставленных на ХХ съезде КПК, в КНР заметно вырастут доходы у большей части населения, и будет постепенно сокращаться разрыв между уровнем государственной мощи страны и уровнем отдельных домохозяйств при увеличении доходов до 25 000 долларов на душу населения, как во многих развитых странах мира. В дальнейшем в Китае будет не только «мировым производственным цехом», но и мировым рынком потребления. Для развития потребительского рынка на территории Китая в 2017 г. была создана постоянно действующая ярмарка импортных товаров в Шанхае, которую на Западе уже назвали «золотыми воротами». Отобранные на ярмарке импортные товары получают доступ на китайский рынок, насчитывающий свыше 1,4 млрд потребителей, что обеспечивает большие доходы для фирм, попадающих на китайский рынок.
49 В целом можно прийти к выводу, что китайская экономика будет развиваться не так быстро, как в начале XXI в. — от 7 до 10 % в год, а не более 4–6 % в год. Уже с середины 10х гг. XXI в. экономика Китая вошла в состояние «новой нормальности» (新常态) и каждый новый процент прироста ВВП будет даваться с большим трудом из-за уже достигнутых высоких экономических показателей, снижения темпов развития мировой экономики и ухудшения отношений с основными экономическими партнерами — США, странами ЕС и основными партнерами США в Восточной Азии, которые долгие годы были традиционными торговыми партнерами Китая — Япония, Республика Корея, Сингапур, Тайвань. Тем не менее в настоящее время финансово-экономический потенциал Китая достаточно высок, и если не возникнут форс-мажорные обстоятельства, Китай до конца 20х годов XXI в. вполне способен обогнать США по показателю ВВП в долларах, а в дальнейшем — достичь сопоставимых с развитыми странами мира показателей по ВВП на душу населения.

Библиография

1. Островский А.В. Китай становится экономической сверхдержавой. М.: МБА, 2020. С. 496.

2. Островский А.В. Итоги 13 й пятилетки — планы 14 й пятилетки / Социально-экономические итоги 13 й пятилетки КНР (2016–2020 гг.) и задачи 14 й пятилетки (2021–2025 гг.). / отв. ред. А.В.Островский. М.: ИДВ РАН, 2021. С. 9–21.

3. Островский А.В. Долгосрочные цели Китая: исторический скачок к экономической мощи и всеобщей зажиточности // Ориенталистика (Orientalistica). 2022. Т. 5. № 4. C. 805–822.

4. Круглый стол «ХХ съезд КПК» // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 6. С. 9–27.

5. Цзун Хэ. «Флюгер» экономического развития // Китай. 2021. № 1 (183). С. 38–40.

6. Science and Technology in China: A Roadmap to 2050. Strategic General Report of the Chinese Academy of Sciences. Editor-in-Chief Lu Yongxiang. Science Press Beijing and Springer-Verlag Heidelberg, 2010.

7. 高举中国特色社会主义伟大旗帜为全面建设社会主义现代化国家而团结奋斗—在中国共产党第二十次全国代表大会上报告 (Высоко держать великое знамя социализма с китайской спецификой для единства в борьбе за всестороннее построение социалистического модернизированного государства — доклад на ХХ Всекитайском съезде КПК) // 全国人民代表大会. 25.10.2022. URL: www.npc.gov.cn/npc/xyddesd/xyddesd.shtml (дата обращения 04.11.2022).

8. 2022 年国民经济顶住压力在上新台/阶 (Народное хозяйство в 2022 году вышло под давлением на новый уровень. (Предварительная статистическая сводка за 2022 год)) // 国家统计局. URL:. https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/20230117_1892090.html (дата обращения 18.01.2023).

9. 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展统计报告。 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2022 г.), ГСУ КНР, 28 февраля 2023 года) // 国家统计局. URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202302/t20210227_1918980.html (дата обращения 28.02.2023).

10. 中华人民共和国国民经济和社会发展的十四个五年规划和2035年远景目标纲要(Программа социального и экономического развития народного хозяйства КНР в 14 й пятилетке и долгосрочная целевая программа на 2035 год) // 中华人民共和国国家发展和改革委员会. URL: https://www.ndrc.gov.cn (дата обращения 05.03.2022).

11. 康 义: 国家统计局局长就2022年全年国民经济运行情况答记者问 (Кан И. Глава ГСУ КНР отвечает на вопросы журналистов об условиях движения народного хозяйства в 2022 году) // 国家统计局. URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202301/t20230117_1892179.html (дата обращения 17.01.2023).

12. 中国统计摘要- 2019 (Статистический справочник Китая — 2019). 北京. 中国统计出版社, 2019年. 地 210 页.

13. 中华人民共和国2020年国民经济和社会发展报 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2020 году) // 国家统计局. 28.02.2021. URL: http: //www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb /202102/t20210227_1814154.html (дата обращения 15.03.2021).

14. 中华人民共和国2021年国民经济和社会发展报 (Статистический доклад социально-экономического развития КНР в 2021 году) // 国家统计局. 28.02.2022. URL: http: //www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb /202202/t20220227_1827960.html (дата обращения 04.05.2022).

15. 李克强。关于2022年国民经济和社会发展计划执行情况与2023年国民经济与社会发展计划草案的报告(摘要.) (Ли Кэцян. Условия выполнения плана социально-экономического развития в 2022 году и проект плана социально-экономического развития в 2023 году) (Справка)) // 中华人民共和国国家发展和改革委员会. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/kgfb/202303/1e34bbbd9dac42b2be603187e77908f7.shtml (дата обращения 07.03.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести