- Код статьи
- S013128120023006-7-1
- DOI
- 10.31857/S013128120023006-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №6
- Страницы
- 140-152
- Аннотация
Китай намерен в ближайшие годы сосредоточиться на точках роста, которые должны основываться на техническом прогрессе, повышении квалификации трудящихся и инновациях. Значительное место в этом процессе уделяется созданию благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса, поскольку именно в этих секторах создается больше всего инновационной продукции, изобретений и технологических новинок. Новые подходы к развитию национальных малых и средних предприятий (МСП), раскрытию их научно-технического потенциала стали предметом приоритетного внимания со стороны государства в период 14‑й пятилетки. Чтобы эффективно мобилизовать предпринимательскую и инновационную активность МСП, заложить прочную основу устойчивого развития и повысить их инновационный потенциал, Министерство промышленности и информационных технологий совместно с 19 департаментами и подразделениями впервые разработало и издало специальный документ — «14‑й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий» на период 2021-2025 гг., интегрировав его в новую концепцию высококачественного развития страны. План рассматривает необходимость сосредоточиться на повышении инновационного потенциала и профессионального уровня МСП, а также на создании прочной основы для культивирования технологически продвинутых МСП с большой перспективой специализации и развития в качестве ключевого проекта на ближайшие пять лет. В статье проведен комплексный анализ основных направлений, целей и задач малого и среднего бизнеса, а также методов их реализации, обозначенных в Плане, сделан вывод о том, что данная программа должна стать базой для прорыва Китая в целом ряде критически важных инновационных и высокотехнологических отраслей и секторов экономики в рамках намеченной к середине XXI в. «всесторонней модернизации государства».
- Ключевые слова
- Малые и средние предприятия КНР, 14 й пятилетний план, оптимизация бизнес среды, инновационная составляющая, ХХ съезд КПК
- Дата публикации
- 20.12.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 500
Успешно завершив к 2021 г. выполнение одной из двух главных целей на пути к «великому возрождению китайской нации» — полной ликвидации бедности и построения общества «сяокан», Китай приступил к реализации второй цели — «всестороннему строительству модернизированного социалистического государства», — достижение которой намечено к 100-летию образования КНР (2049 г.). Процесс модернизации экономики тесно связан с индустриализацией, развитием науки и техники, инновациями. На ХХ съезде КПК (октябрь 2022 г.) отмечалось, что в общей работе по модернизации Китая необходимо добиться новых прорывов в высококачественном развитии экономики, прежде всего в инновационной сфере1. Высококачественное развитие, основанное на технологическом прогрессе и ориентированное на научно-технические инновации, становится главным направлением экономической работы в годы 14й пятилетки (2021–2025 гг.), а малый и средний бизнес — движущей силой и источником роста инноваций и предпринимательства, поскольку именно там создается больше всего оригинальной инновационной продукции, изобретений и технологических новинок.
Новые подходы к развитию малых и средних предприятий, раскрытию их научно-технического потенциала стали предметом приоритетного внимания китайского руководства. Основная цель — создание полномасштабной инновационной системы, внедрение научных достижений в производство, стимулирование инноваций на ключевых направлениях технологического прогресса, массовой подготовки научно-технических кадров и квалифицированных рабочих и т.д.2 Инновационная деятельность малых и средних предприятий (МСП) осуществляется при поддержке и контроле государства, включая процедуру создания, налогообложение, кредитование, защиту интеллектуальной собственности, регистрацию патентов, внешнеэкономическую деятельность и др.3
3. Подробнее см: Чуванкова В.В. Инновационное предпринимательство — новый тренд в экономике КНР // Азия и Африка сегодня. 2017. № 6. С. 43–46.
Роль малого и среднего предпринимательства в экономике и инновациях
За годы реформ в Китае частный сектор, основной составляющей которого являются микро-, малые и средние предприятия, добился впечатляющих результатов. На его долю приходится свыше 60 % ВВП, около 50 % налоговых поступлений в бюджет государства, почти 60 % общего объема инвестиций в основные фонды (без учета крестьянских дворов), 90 % объема внутренней и более 48 % внешней торговли, 80 % рабочих мест в городах и сельской местности4.
Китай является лидером мирового рынка корпоративных инноваций. Малому и среднему бизнесу принадлежит 65 % патентов, 75 % технических новшеств и более 80 % годового выпуска новой продукции5. За счет инноваций Китай поднялся на 11е место в Глобальном инновационном индексе 2022 г., опубликованном Всемирной организацией интеллектуальной собственности, что на 23 позиции выше, чем в рейтинге 2012 г.6, и вышел на первое место в мире по количеству поданных заявок в рамках системы Договора о патентной кооперации (Patent Cooperation Agreements)7.
6. Sci-tech, innovation seen advancing modernization // China.org. October 21, 2022. >>>> (дата обращения: 21.10. 2022).
7. Деловой климат в Китае стабильно улучшается // Жэньминь жибао. 16.07.2021. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2021/0716/c31518–9872944.html (дата обращения: 18.07.2021).
К началу 2022 г. количество микро-, малых и средних предприятий достигло 48,42 млн частных и 103 млн индивидуальных предприятий, что составило более 98 % из 154 млн зарегистрированных в промышленно-торговой системе субъектов хозяйствования. Они создали более 420 млн рабочих мест, став основной силой обеспечения занятости в стране8.
Малые и средние предприятия являются неотъемлемой частью производственных цепочек и важным источником инноваций. Число высокотехнологичных предприятий в Китае выросло с 49 тыс. в 2012 г. до 330 тыс. в 2021 г., при этом их инвестиции в исследования и разработки НИОКР составили 70 % от общего объема инвестиций китайских предприятий в эту сферу9. Среди занимающихся НИОКР промышленных предприятий с годовым доходом от основной деятельности не менее 20 млн юаней (3 млн долл.) микро- и малые предприятия составили 81,1 %, а их численность выросла на 233,2 %, а расходы на НИОКР по сравнению с 2015 г. — на 102,5 %10. Согласно данным ГСУ КНР, расходы Китая на НИОКР в 2021 г. достигли нового максимума в 2,44 % от ВВП и составили около 2,79 трлн юаней (441,13 млрд долл.), увеличившись на 14,2 % в годовом исчислении11.
10. “十四五”促进中小企业发展规划 (14й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий) // 陕西省综合性中小企业服务对接平台. 01.04.2022. URL: http://www.sxsme.com/xzxk/46866.jhtml (дата обращения: 02.06.2022).
11. China's spending on R&D reaches new high in 2021 // China Internet Information Center. January 26, 2022. URL: http://www.china.org.cn/business/2022–01/26/content_78012168.htm (дата обращения: 26.01.2022).
Основные направления стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в период 14й пятилетки
В связи с возрастающей важностью перехода на путь инновационного развития и повышения роли частного предпринимательства в развитии национальной инновационной системы в Китае с начала реформ был принят целый ряд программ по развитию научно-технического потенциала страны как основы модернизации экономики: «863» (1986 г.), «Искра» (1986 г.), «Факел» (1988 г.), «973» (1997 г.), «Создание новых знаний» (1998 г.), «Государственная программа научно-технического развития на 2006–2020 гг.» (2006 г.), «Сделано в Китае — 2025» (2015 г.) и др. Благодаря им этим программам частный капитал активно включился в реализацию инновационной стратегии государства, а активное развитие малых и средних предприятий, раскрытие их научно-технического и инновационного потенциала стали предметом приоритетного внимания12.
В 14й пятилетке китайские власти придают особое значение разработке и реализации программ и мер, направленных на стабилизацию экономики и борьбу с последствиями COVID-19, отводя важную роль в этом процессе малому и среднему бизнесу и его инновационному потенциалу. Подготовленные ЦК КПК и Госсоветом КНР документы по поддержке малого и среднего предпринимательства представляют собой целевую программу краткосрочных и долгосрочных мер, направленных на улучшение системы государственного обслуживания МСП, усиление финансово-кредитной поддержки и налоговых преференций, формирование среды равноправной конкуренции, повышение инновационной и инвестиционной активности, расширение доступа на внутренний и внешний рынки и др.13
В запущенной Госсоветом КНР в мае 2022 г. программе «Пакет мер политики по стабилизации экономики (33 меры в шести областях)» также значительное место уделено поддержке микро-, малых и средних предприятий в сферах кредитно-финансовой и налоговой политики, в области инвестиций, сырьевой и энергетической безопасности, включения их в цепочки производства и поставок, инновационных проектов и т.д.14
Важным шагом в реализации задач по оптимизации делового климата и развития массового предпринимательства и инноваций, стала разработка Министерством промышленности и информационных технологий совместно с 19 департаментами и подразделениями, включая Государственный комитет по развитию и реформам, Министерство науки и технологий, Министерство финансов, а также Всекитайскую федерацию промышленности и торговли, первого специального документа — «14-го пятилетнего плана содействия развитию малых и средних предприятий» (далее — План), интегрировав его в новую концепцию высококачественного развития страны15. В Плане намечен стратегический курс развития МСП в новой пятилетке, когда расширение инновационных возможностей и профессионального уровня становятся одними из главных направлений развития16. Эта программа должна стать базой для дальнейшего мощного прорыва Китая в целом ряде критически важных инновационных и высокотехнологических отраслей и секторов экономики.
16. “十四五”促进中小企业发展规划 (14й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий) // 陕西省综合性中小企业服务对接平台. 01.04.2022. URL: http://www.sxsme.com/xzxk/46866.jhtml (дата обращения: 02.06.2022).
План ориентировался на установки «14-го пятилетнего плана социально-экономического развития на 2021–2025 гг. и долгосрочного развития до 2035 г.» и систему работы «321», разработанную Министерством промышленности и информационных технологий для стимулирования высококачественного инновационного развития МСП17. На их основе в Плане была сформирована программа развития — от общих установок к конкретным проектам, — получившая название «5794», т.е. 5 целей развития, 7 основных задач, 9 пилотных проектов и 4 защитные меры, направленные на расширение политических, экономических, рыночных и инновационных возможностей для МСП и обеспечение их реализации.
Цели и задачи Плана ориентировались на необходимость развивать и укреплять МСП в качестве субъектов рынка, повышать их роль в модернизации экономики и обеспечении трудоустройства, совершенствовать политическую и экономическую системы поддержки предпринимательской и инновационной активности МСП, оптимизировать деловую, конкурентную и институциональную среду для защиты законных прав и интересов МСП.
Особое место в Плане уделено повышению инновационного потенциала и профессионального уровня МСП, созданию эффективных систем интеллектуального и инновационного обслуживания, а также стимулированию инноваций и специализации с выходом на ряд количественных показателей. Так, к концу 2025 г. поставлена задача увеличить численность инновационных МСП до 1 миллиона, количество МСП, отличающихся уникальной специализацией, — до 100 тысяч. Необходимо также вырастить 10 тысяч «маленьких гигантов» — фирм, которые относятся к перспективным малым предприятиям, находящимся на начальной стадии развития и ориентированным на наукоемкие технологии. Операционные доходы от хозяйственной деятельности МСП предполагается увеличить более чем на 18 %. Планируется создать 200 отраслевых кластеров МСП и 10 зон сотрудничества китайских и иностранных МСП. Расходы сверхлимитных МСП (с годовым доходом не менее 20 млн юаней) на НИОКР будут увеличиваться, согласно Плану, более чем на 10 % в год, количество патентных заявок — более чем на 10 % в год, а количество действующих патентов на изобретения — более чем на 15 % в год18.
Дорожной картой для реализации обозначенных в Плане целей и задач, стали девять тесно связанных между собой пилотных проектов, которые охватили все основные направления деятельности МСП. В их числе: «Проект развития высококачественных МСП», «Проект повышения инновационного потенциала и профессионального уровня МСП», «Проект улучшения системы обслуживания МСП», «Проект улучшения финансирования МСП», «Проект по защите законных прав и интересов МСП, Проект продвижения цифровой трансформации МСП», «Проект содействия “зеленому” развитию МСП», «Проект по продвижению бренда МСП с целью повышения конкурентоспособности», «Проект содействия интернационализации МСП».
В качестве гарантий реализации намеченных целей указаны защитные меры: укрепление общего руководства партии; координация политики поддержки МСП на всех административно-территориальных уровнях; модернизация системы классификации для МСП и оценка степени оптимизации среды развития для высококачественных МСП; создание благоприятного социального климата для предпринимательской деятельности19.
В поставленных целях, задачах и проектах отчетливо прослеживается акцент на инновационную направленность МСП. План указывает на необходимость передать решающую роль в распределении инновационных ресурсов рынку, улучшить систему инновационных услуг для МСП, создать институциональную среду, которая, в свою очередь: поощряет и защищает инновации; стимулирует их развитие на корпоративном уровне; расширяет доступ инновационных МСП к инвестициям, технологиям, талантам, использованию больших данных, производственным площадкам и другим необходимых ресурсам; стимулирует вузы, НИИ и крупные предприятия осуществлять отраслевое научно-исследовательское сотрудничество с МСП, а также совместное использование производственных мощностей и создание общих технологических платформ для верхнего, среднего и нижнего звеньев производственной цепочки.
Малые и средние предприятия — источник рождения и продвижения инноваций
Согласно установленным «Планом» показателям, общая численность и качество МСП будет неуклонно расти, а специализация и инновации станут важным способом модернизации МСП за счет создания новых форм высокотехнологичных предприятий и новых моделей бизнеса20.
На ближайшие 5 лет Китай сделал ставку на избирательное «выращивание» с помощью государства на базе быстро появляющихся технологически перспективных МСП с уникальной специализацией разного уровня («специализированных, оригинальных и новых» (专业、特殊和新)) «предприятий-чемпионов» (冠军企业) — «маленьких гигантов» (小巨人), «компаний-газелей» (瞪羚企业) и др., которые в будущем должны превратиться в системообразующие предприятия развивающихся отраслей21.
Согласно Плану, на данном этапе акцент сделан на выращивание «маленьких гигантов» с целью создания из них образцов для подражания. К «маленьким гигантам» в Китае относятся МСП, которые быстрее внедряют инновации и модернизируются, осваивают ключевые технологии, обладают передовым инновационным потенциалом и высокой конкурентоспособностью. Чтобы обеспечить переход перспективных предприятий из категории «специализированных, оригинальных и новых» в категорию «специализированных, оригинальных и новых “маленьких гигантов”», в пилотном «Проекте развития высококачественных МСП», включенном в План, намечено: создать современную систему сервисного обслуживания МСП, включающую материально-техническую, финансовую, интеллектуальную и кадровую поддержку; наладить систему работы онлайн-платформы обучения; создать механизм обмена опытом и талантами между НИИ, крупными предприятиями и МСП; разработать четкие критерии для отбора участников в эту программу, чтобы уже на ранней стадии выявлять предприятия с высоким инновационным потенциалом и способствовать их переходу от низкого уровня к более высокому22.
При регистрации статуса «маленького гиганта» к предприятиям, как правило, предъявлялись следующие требования: продемонстрировать как минимум 5 % среднегодового темпа роста доходов от основной деятельности или чистой прибыли за предыдущие два года, а соотношение долга к активам должно оставаться ниже 70 %23. Не менее 3 % от дохода должно направляться на НИОКР. Кроме того, у предприятия должно быть не менее двух действующих патентов на изобретения или другие свидетельства ее инновационных возможностей24. Всем им предоставляется облегченный доступ к государственным фондам поддержки, льготному кредитованию, налоговым льготам, возможности получения дополнительной защиты своей интеллектуальной собственности и другие преференции.
24. Оганесян >>>> Поднебесная растит своих чемпионов. «Маленькие гиганты» // Expert.ru. 30.05.2022. URL: https://expert.ru/2022/05/30/podnebesnaya-rastit-svoikh-chempionov/(дата обращения: 14.07.2022).
Для долгосрочных инвестиций государства в «маленьких гигантов» проводился тщательный отбор. Предприятия, прошедшие дополнительный конкурс, получали доступ к прямым государственным субсидиям в виде единовременной поддержки в размере от 3 до 10 млн юаней (от 470 тыс. до 1,5 млн долл.), а также к дополнительным субсидиям на технологические инновации и бесплатные программы обучения техперсонала25.
Согласно данным Министерства промышленности и инновационных технологий, в настоящее время в Китае насчитывается более 4700 технологически передовых предприятий — «маленьких гигантов» национального уровня, у половины из которых ежегодные расходы на исследования и разработки превышают 10 млн юаней (1,57 млн долл. США). Среди них свыше 60 % занимаются промышленными технологиями, а более 70 % вовлечены в промышленную сферу уже более 10 лет26. Их можно встретить в крупных проектах национального уровня, включая освоение космоса и строительство высокоскоростных железных дорог. В 2022 г. Китай намерен создать еще 3 тыс. «маленьких гигантов», что позволит к концу года довести их численность почти до 8 тыс.27
27. Little giants play big role in buoying nation's economy // China Internet Information Center. March 30, 2022. URL: http://www.china.org.cn/business/2022–03/30/content_78138259.htm (дата обращения: 08.04.2022).
Несмотря на то, что инновационные «маленькие гиганты» — это лишь небольшая часть малых и средних предприятий в Китае, специализирующихся на одном, двух или нескольких продуктах, они помогают добиться прорыва в наращивании технологического потенциала в стратегически важных отраслях, таких как производство микросхем и высокопроизводительных чипов, биотехнологий и квантовых вычислениях, создании нового поколения информационных технологий и программного обеспечения, производства высококачественного оборудования, новой энергетики и материалов, биомедицине и др. Как правило, средние темпы роста доходов, чистой прибыли и патентов на изобретения у «маленьких гигантов» намного опережают темпы роста всей группы МСП.
Пилотный «Проект повышения инновационного потенциала и профессионального уровня МСП» ориентирован на глубокую интеграцию МСП в структуру современного промышленного производства и сельского хозяйства, активное участие в модернизации экономики за счет инноваций. Чтобы способствовать быстрому росту научно-технологических достижений, освоению уникальных инновационных продуктов и технологий премиум-класса, в проекте указывалось на необходимость:
– активнее интегрировать МСП в восходящую и нисходящую части производственных и инновационных цепочек, а в обрабатывающей промышленности — к освоению новых моделей совместного производства, таких как краудсорсинг, облачный аутсорсинг и субподряд платформ; а также разрабатывать новые эффективные модели — маркетинг больших данных и эмпирический маркетинг;
– стимулировать крупные, средние и мелкие предприятия к развитию рынка торговли технологиями с предварительным соглашением о совместном использовании выгод и рисков от коммерциализации новаций и технологических достижений, используя систему «быстрое испытание, быстрое внедрение, быстрый переход к разработке следующего инновационного продукта» (в 2020 г. около 60 % научно-технических достижений было коммерциализировано на микро-, малых и средних предприятиях28);
– активнее привлекать МСП к освоению новых форм и моделей бизнеса в таких сферах, как циркулярное сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность и инфраструктура, каскадное использование энергетических ресурсов, переработка и утилизация отходов, энерго- и водосбережение, борьба с загрязнением окружающей среды и выбросами углерода;
– укреплять статус МСП как субъектов инновационной деятельности. Расширить возможности МСП в разработке и освоении ключевых технологий и продуктов с правами интеллектуальной собственности, облегчить регистрацию патентов и улучшить их структуру;
– поощрять вузы, университеты, НИИ, крупные государственные предприятия выполнять функции универсальных площадок интеллектуальной собственности, обеспечивающих стыковку спроса и предложения запатентованных технологий, хранение интеллектуальной собственности, проведение экспериментальных испытаний и проверок29.
К началу 2022 г. на государственном уровне действовало 533 ключевых научно- исследовательских лаборатории, 191 национальный инженерно-технический центр, 1636 технологических платформ и 212 демонстрационных площадок для запуска бизнеса и инноваций. Также на государственном уровне функционировало 1287 технологических бизнес-инкубаторов, которые предоставляли территорию, помещения и профессиональные услуги по продвижению технологических достижений и предпринимательской инициативы, 2551 национальный центр массового инновационного производства30. Китай по-прежнему сохраняет мировое лидерство по численности научно-технических кадров. Общее количество квалифицированных работников превысило 200 млн, а число высококвалифицированных специалистов составило более 60 млн. Квалифицированные кадры занимают свыше 26 % от общей численности трудоспособного населения31.
31. Общее количество квалифицированных рабочих в Китае превышает 200 млн // Жэньминь жибао. 06.06.2022. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2022/0606/c31516–10106026.html (дата обращения: 07.06.2022).
Пилотный «Проект продвижения цифровизации для МСП», направлен на ускорение цифровой трансформации и создание эффективной системы цифровых услуг для МСП. Цифровая трансформация — это оптимальное решение для качественного развития МСП, расширения их инновационных возможностей в рамках реализации инициативы «Цифровой Китай», официально объявленной в 2017 г. Согласно «14-му пятилетнему плану развития цифровой экономики (2021–2025 гг.)», опубликованному в феврале 2022 г., доля добавленной стоимости основных отраслей цифровой экономики в структуре ВВП Китая должна вырасти с 7,8 % в 2020 г. до 10 % в 2025 г.32
Чтобы содействовать цифровому развитию МСП, Китай намерен: увеличить предложение государственных цифровых услуг; развивать структуру надежных поставщиков цифровых ресурсов; продвигать удобные и недорогие цифровые продукты для удовлетворения потребностей МСП; совершенствовать систему цифрового образования; продвигать применение промышленного Интернета 5G; увеличить предложение инклюзивных вычислительных мощностей; на основе совместного использования ресурсов государственных платформ цифровых технологий создавать платформы сетевого сотрудничества для обмена промышленными данными в области проектирования НИОКР, снижения издержек и степени риска; содействовать скоординированному движению восходящего и нисходящего потоков производства, снабжения и сбыта33.
Как следует из циркуляра, выпущенного в августе 2022 г. Министерством промышленности и информационных технологий и Министерством финансов, в рамках реализации установок пилотного проекта Китай намерен использовать государственные финансовые фонды для создания в течение 2022–2025 гг. от 4 000 до 6 000 малых и средних предприятий в качестве моделей цифровой трансформации, а также группу «маленьких маяков» (小灯塔) с воспроизводимым опытом цифровой трансформации, чтобы превратить их в специализированные предприятия, которые производят новые и уникальные продукты. Эти МСП будут выбираться в 100 отраслях, включая автомобильную, текстильную и фармацевтическую отрасли34.
Создаваемая в Китае модель цифровизации государства позволяет успешно преодолевать экономический спад, конкурировать на международном рынке цифровых услуг и технологий. Уже в 2019 г. Китай вышел на 2е место в мире по объему цифровой экономики и сегодня уступает лишь США, существенно обгоняя Германию, Японию, Великобританию, Францию, Южную Корею и другие страны, в т.ч. Россию35.
***
Малый и средний бизнес находится в периоде важных стратегических преобразований. Инновационная составляющая в экономике Китая получит новый мощный импульс после решений ХХ съезда КПК, чтобы сделать решающий рывок на пути к «всесторонней модернизации», намеченной к середине XXI в. «14й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий» свидетельствует о большом значении, которое ЦК КПК и Госсовет КНР придают высококачественному развитию малого и среднего предпринимательства в условиях перехода к модели развития, ориентированной на инновации.
План рассматривает инновационный вектор и цифровизацию как два важнейших фактора оптимизации качественного развития МСП в следующем пятилетии. Он создает благоприятную среду для повышения инновационного потенциала и профессионального уровня МСП; ориентирует на создание новых типов и форм специализированных, высокотехнологичных, передовых предприятий и новых моделей бизнеса; стимулирует интеграцию МСП в производственные цепочки и цепочки поставок, применение технологий 5G, промышленных технологических и цифровых платформ, низкоуглеродного и «зеленого» развития.
По мнению российских исследователей36, быстро набирающий силу научно-технологический комплекс Китая ярко заявил о себе в наступившем столетии, что делает страну мировым лидером в области науки, технологий, экономики, стратегических целей развития и ключевых высокотехнологичных отраслей, а сам комплекс — основой для модернизации и процветания китайской экономики. Малые и средние инновационные предприятия сыграли в этом процессе основополагающую роль.
Библиография
- 1. Виноградов А.В., Салицкий А.И., Салицкая Е.А. Наука и техника в Китае: состоявшаяся модернизация // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86. № 2. С. 152–160.
- 2. Гамза Л.А. Цифровой Шелковый путь Китая. Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 2. С. 63–79. DOI: 10.31857/S013128120019578–6
- 3. Климова Н.В., Глущенко О.С. Инновационное предпринимательство в Китае // Фундаментальные исследования. 2018. № 10. С. 74–78. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42283 (дата обращения: 19.07.2022).
- 4. Кудин А.П. Частные предприятия в Китае: политика и экономика. Ретроспективный анализ развития в 1980–2010 е годы / А.П. Кудин, 2017; отв. ред. В.В. Карлусов. М.: ИТК «Дашков и К°», 2017. 494 с.
- 5. Оганесян Т. Поднебесная растит своих чемпионов. «Маленькие гиганты» // Expert.ru. 30.05.2022. URL: https://expert.ru/2022/05/30/podnebesnaya-rastit-svoikh-chempionov/ (дата обращения: 14.07.2022).
- 6. Островский А.В. Китай становится экономической сверхдержавой / А.В. Островский. М.: Институт Дальнего Востока РАН: ООО «Издательство МБА», 2020. 496 с.
- 7. Салицкий А.И. Экономическая стратегия Китая: перенос опоры на внутренние факторы // Запад-Восток-Россия 2021. Ежегодник. М.: ИМЭМО РАН, 2022. С. 19–23. DOI 10.20542/978–5–9535–0607–6.
- 8. Трощинский П.В. Цифровая экономика и цифровизация современного Китая // Социально-экономические итоги 13 й пятилетки КНР (2016–2020 гг.) и задачи 14 й пятилетки (2021–2025) / Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; сост. П.Б. Каменов, А.Д. Александрова; отв. ред. А.В. Островский. М.: ИДВ РАН, 2021. С. 157–167.
- 9. Чуванкова В.В. Инновационное предпринимательство — новый тренд в экономике КНР // Азия и Африка сегодня. 2017. № 6. С. 43–46.
- 10. Чуванкова В.В. Китай наращивает поддержку малого и среднего бизнеса на завершающем этапе 13 й пятилетки // Социально-экономические итоги выполнения 13 й пятилетки КНР (2016–2020 гг.) и задачи 14 й пятилетки (2021–2025 гг.) / Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; сост. П.Б. Каменов, А.Д. Александрова; отв. ред. А.В. Островский. М.: ИДВ РАН, 2021. С. 90–110.
- 11. Чуванкова В.В. Стимулирование малого и среднего бизнеса в КНР в новых условиях развития глобальной экономики // Проблемы Дальнего Востока. 2019. № 5 (2). С. 31–42. DOI: 10.31857/S013128120007502–3
- 12. Цзин Линьбо. Необходимо оказать помощь небольшим предприятиям // Китай. 2020. № 7. С. 33.
- 13. National Economy Continued to Recover with Expected Development Targets Well Achieved in 2021 // 国家统计局. January 17, 2022. URL: http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202201/t20220117_1826409.html (дата обращения: 18.01.2022).
- 14. Statistical Communiqué of the People's Republic of China on the 2021 National Economic and Social Development //国家统计局. February 27, 2022. URL: http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202202/t20220227_1827963.html (дата обращения 01.03.2022).
- 15. 政府工作报告——二〇二二年三月五日在第十三届全国人民代表大会第五次会议上 (Доклад о работе правительства — на 5 й сессии ВСНП 13-го созыва 5 марта 2022 г.) // 人民日报. 13.03.2022. URL: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2022–03/13/nbs.D110000renmrb_01.htm (дата обращения: 14.03. 2022).
- 16. “十四五”促进中小企业发展规划 (14 й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий) // 陕西省综合性中小企业服务对接平台. 01.04.2022. URL: http://www.sxsme.com/xzxk/46866.jhtml (дата обращения: 02.06.2022).
- 17. 扎实稳住经济的一揽子政策措施(六个方面33项措施)(Пакет мер политики по стабилизации экономики (33 меры в шести областях)) // 国务院. 24.05.2022. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1734315035210095338&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 21.06.2022).
- 18. 高举中国特色社会主义伟大旗帜 为全面建设社会主义现代化国家而团结奋斗——在中国共产党第二十次全国代表大会上的报告(2022年10月16日) (Си Цзиньпин. Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства. — Доклад на 20-м Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая (16 октября 2022 г.)) //人民日报. 26.10.2022. URL: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2022–10/26/nw.D110000renmrb_20221026_3–01.htm (дата обращения: 26.10.2022).