- Код статьи
- S013128120022940-5-1
- DOI
- 10.31857/S013128120022940-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №1
- Страницы
- 80-95
- Аннотация
За последние 20 лет Китай добился выдающихся успехов в развитии эко-индустриальных парков (ЭИП). На сегодняшний день он является мировым лидером по количеству ЭИП в стране — их более 110. Парки играют важную роль в улучшении экологических показателей индустриальных кластеров и транспортных узлов многих территорий КНР. Показатели экологической эффективности ЭИП повышаются из года в год. Их вклад в экономические и экологические показатели территорий служит предметом многих исследований. Однако подавляющее большинство работ посвящено преимущественно изучению отдельных типов эффектов или же эффективности отдельных эко-индустриальных парков. Данная статья исследует опыт Китая в развитии эко-индустриальных парков в разрезе динамики их общего количества, распределения по всем территориям страны и анализе всех групп эффектов. Исследование построено как систематический обзор литературы с использованием качественных и количественных инструментов обобщения результатов существующих работ и официальных документов. В рамках изучения временной динамики была выявлена средняя продолжительность создания эко-индустриального парка и тенденция к ее увеличению до 10 лет в 2022 г. В 2015-2022 гг. обнаружена тенденция к ограничению парков, получающих одобрение, и выявлен акцент на ускорение полноценного ввода в эксплуатацию уже одобренных парков. Эко-индустриальные парки размещаются в наиболее неблагоприятных провинциях, что свидетельствует о целенаправленном стремлении улучшить с их помощью сложившуюся экологическую обстановку. Но за последние 5 лет выявляется тенденция по расширению географии эко-индустриальных парков. Результаты исследований эффективности парков свидетельствуют об их высоком потенциале по созданию положительных экономических, производственных и экологических эффектов. При этом выявлено отсутствие задокументированных эффектов социального характера. Изучение опыта программы создания эко-индустриальных парков в КНР позволило сформулировать рекомендации по управлению аналогичными программами в России.
- Ключевые слова
- эко-индустриальный парк, экотехнопарк, циркулярная экономика, Китай, индустриальный кластер, транспортный узел
- Дата публикации
- 17.03.2023
- Год выхода
- 2023
- Всего подписок
- 16
- Всего просмотров
- 593
По мере повышения хозяйственной нагрузки на окружающую среду, ухудшения экологической ситуации во многих странах мира, ускорения потребления ресурсов и темпов загрязнения природы отходами экономической деятельности, правительства государств, корпорации, общественные организации и академические сообщества ищут новые концепции и организационные формы устойчивой хозяйственной активности. Особенно актуальным данный поиск представляется для Китая. Будучи второй экономикой мира, КНР выступает одним из крупнейших потребителей природных ресурсов, производителей отходов и источником загрязнения. Высшее руководство страны рассматривает обеспечение устойчивости развития экономики в качестве важнейшего приоритета и включило в 14ю пятилетку комплексный план по энергосбережению и сокращению выбросов1. Китай к 2030 г. планирует достичь пика выбросов углекислого газа2, а к 2060 г. — достичь углеродной нейтральности3. К числу важных направлений экологической трансформации экономики Китая можно отнести развитие эко-индустриальных парков (далее — ЭИП). Под ЭИП понимается особая разновидность индустриальных парков, деятельность которых базируется на принципах циркулярной экономики и преследует цели не только экономического развития, но и достижения экологической эффективности (сбережения ресурсов, сокращения вредных выбросов, негативного воздействия на окружающую среду).
Традиционные индустриальные парки, включая входящие в них транспортные узлы, продолжают выступать локомотивами развития территорий в КНР. В них сосредоточено более 60 % промышленного производства, потребляется около 70 % энергии и вырабатывается 72 % всех выбросов парниковых газов в стране4. Для экологической трансформации индустриальных кластеров проводится широкомасштабная работа по формированию на их основе ЭИП. Опыт развития ЭИП в КНР привлекает внимание большого количества исследователей со всего мира, но имеется заметный дефицит в обобщающих исследованиях. Особенно актуальным представляется систематический обзор опыта Китая в области ЭИП для России. Наша страна находится только в начале пути их развития5. Исследований, раскрывающих передовой опыт Китая, в русскоязычном научном пространстве нет.
5. Проценко А. В стране появятся первые экотехнопарки // Российская газета. 21.02.2022. URL: https://rg.ru/2022/02/21/v-strane-poiaviatsia-pervye-ekotehnoparki.html (дата обращения: 27.09.2022).
Современные представления об эко-индустриальном парке
Эко-индустриальный парк, или экотехнопарк (кит. 生态工业园区, англ. eco-industrial park), представляет собой разновидность индустриального парка, в пределах которого предприятия, расположенные в рамках единого территориально-транспортного комплекса, формируют тесные отношения не только для достижения собственных целей, но и целей сообщества, в том числе связанных с повышением устойчивости хозяйственной деятельности6. ЭИП строится на принципах экономики замкнутого цикла7, реализуемых с помощью узлов транспортировки ресурсов между участниками ЭИП. Экономика замкнутого цикла (циркулярная экономика) представляет собой совокупность хозяйственных систем, организованных на основе замкнутых технологических циклов с полным использованием поступающего сырья и внутренним использованием отходов, не выходящих за рамки систем. Замкнутые циклы формируются на основе экологически и хозяйственно совместимых технологических процессов, минимизирующих отходы, потери и воздействие на окружающую среду.
7. Марьев В.А., Смирнова Т.С., Гузь Л.В., Манкулова Ж.А. Реализация концепции экономики замкнутого цикла: от теории к практике // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. № 6. С. 58–63.
ЭИП развиваются во всех регионах мира, но КНР заметно опережает не только общемировые тренды, но и тенденции в индустриально развитых странах8. Программа развития ЭИП была инициирована в 2001 г. под эгидой Министерства экологии и природной среды (далее — МЭПС)9. Для координации усилий трех министерств был создан Управляющий офис национальных показательных ЭИП. Порядок создания ЭИП, изложенный в Руководстве по организации ЭИП10, Указаниях по развитию национальных показательных ЭИП11 и Стандарте национального ЭИП12, предполагает получение одобрения на создание парка, а затем его сертификацию на соответствие стандарту и присуждение статуса национального показательного парка.
9. Ранее — Министерство охраны окружающей среды, Управление охраны окружающей среды.
10. 生态工业园区建设规划编制指南 (Методические рекомендации по подготовке планов создания ЭИП) // 中华人民共和国生态环境部. 01.04.2018. URL: https://www.mee.gov.cn/ywgz/fgbz/bz/bzwb/other/qt/200712/W020111214545788755131.pdf (дата обращения: 05.10.2022).
11. 国家生态工业示范园区管理办法 (Указания по управлению национальными показательными ЭИП) // 环境保护部办公厅. 17.12.2015. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201512/W020151224393857477727.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
12. 国家生态工业示范园区标准 (Стандарт национального показательного ЭИП) // 中华人民共和国生态环境部. 01.12.2015. URL: https://www.mee.gov.cn/ywgz/fgbz/bz/bzwb/other/qt/201512/t20151224_320149.htm (дата обращения: 05.10.2022).
Опыт Китая вызывает особый интерес для практиков и исследователей вопросов развития ЭИП. Подробному изучению были подвергнуты отдельные кейсы13. Хорошо исследовано развитие законодательных инициатив, административных программ и стандартов ЭИП14. Но в слабой степени изучена результативность программ развития ЭИП во временном и территориальном аспекте. Эффективность ЭИП, т.е. создание значимых экономических, экологических и социальных эффектов, изучено фрагментарно, на уровне отдельных ЭИП, их групп, отдельных показателей и эффектов15. Настоящая статья стремится восполнить выявленный недостаток и проводит систематический обзор исследований с целью выявления временных, пространственных и результирующих параметров ЭИП в КНР. В частности, в качестве исследовательских вопросов сформулированы следующие:
14. Piatkowski M.M., Coste A., Shi L., Du Y., & Cai Z. Enhancing China’s Regulatory Framework for Eco-Industrial Parks: Comparative Analysis of Chinese and International Green Standards. The World Bank. 2019. P. 16–19.
15. Wu Y., Gao X. Can the establishment of eco-industrial parks promote urban green innovation? Evidence from China // Journal of Cleaner Production. 2022. No. 341. P. 130855. DOI: 10.1016/j.jclepro.2022.130855; Bleischwitz R., Yang M., Huang B., Xu X., Zhou J., McDowall W., Andrews-Speed P., Liu Z., Yong G. The circular economy in China: Achievements, challenges and potential implications for decarbonization // Resources, Conservation and Recycling. 2022. No. 183. P. 106350. DOI: 10.1016/j.resconrec.2022.106350
– Какова динамика количества ЭИП в КНР?
– Какова пространственная структура распределения ЭИП по провинциям Китая?
– Какова общая эффективность ЭИП в разрезе экономических, экологических и социальных показателей?
Методология исследования
Настоящая статья представляет собой результат вторичного научного исследования, построенного на основе методологии систематического обзора литературы16. В качестве базы поиска научных исследований использовалась поисковая система Google Scholar, которая в настоящее время характеризуется максимальным охватом научной информации17. С помощью запросов, логически объединяющих термины «eco-industrial park» и «China», и их русскоязычных эквивалентов, были выявлены сведения о 980 англоязычных и 33 русскоязычных источниках. Используя библиографические сведения, представленные в Google Scholar, отобраны научные статьи и тезисы конференций, посвященные исследованию институциональных, законодательных, организационных аспектов развития и результатов программ развития ЭИП и их экономической и экологической эффективности. Далее были исключены статьи, рассматривающие отдельные кейсы и не включающие обобщающие данные на уровне провинций или КНР в целом. В итоге было отобрано 47 источников, все — англоязычные. На официальном сайте Министерства экологии и природной среды (далее — МЭПС)18 осуществлен поиск документов по запросу «эко-индустриальный парк» (生态工业园区) и найдено 1892 официальных документа. По результатам изучения названий и аннотаций был выбран 161 документ, имеющий отношение к развитию ЭИП.
17. Gusenbauer M. Google Scholar to overshadow them all? Comparing the sizes of 12 Academic search engines and bibliographic databases // Scientometrics. 2019. No. 118. P. 177–214.
18. 中华人民共和国环境保护部 (Министерство экологии и природной среды) // 中华人民共和国生态环境部URL: https://www.mee.gov.cn (дата обращения: 05.10.2022).
Для выявления количественных данных, представленных в статьях только в графической форме, использовался программный продукт GetData Graph Digitizer19. Для анализа территориального распределения парков использовалось картирование. В ходе анализа пространственного распределения ЭИП рассчитывался показатель корреляции Пирсона с использованием первичных данных из других исследований.
Результаты исследования
В имеющихся исследованиях представлены разноречивые сведения о динамике количества ЭИП. Найденные данные обобщены в табл. 1.
Данные по одобренным паркам имеют наибольшее сходство у исследователей Хун и Гаспаратос, Териот и Сойер, Чжан и др. Учитывая более длинный временной ряд у Хун и Гаспаратос, эти данные можно взять за основу. При этом количество одобренных ЭИП в этом источнике за 2015–2018 гг. остается неизменным — 106. Действительно, анализ документов на портале МЭПС показывает отсутствие уведомлений об утверждении планов создания ЭИП за 2014–2020 гг. По видимости, утверждение заявок было приостановлено, и акцент был сделан на выполнении уже утвержденных планов. Это подтверждается уведомлением Главного управления МЭПС от 05.04.2016 о необходимости ускорить работы по выходу на сертификацию паркам, которые в течение последних 5 лет получили одобрение планов создания ЭИП, но пока еще не подали заявки на сертификацию20. Видимо, проблема с полноценным вводом в эксплуатацию ранее одобренных парков приобрела серьезный характер и одобрение новых планов было приостановлено. Но в 2021 г. было возобновлено одобрение новых планов и в этом же году одобрено 3 новых плана создания ЭИП21. В 2022 г. аналогичных уведомлений не обнаружено. Учитывая, что количество одобренных ЭИП подсчитывается кумулятивным образом, т.е. включает в себя общее количество когда-либо одобренных парков и, по сути, отражает общее количество ЭИП как на стадии создания, так и уже сертифицированных. Данный показатель в период 2015–2020 гг. можно принять за 106, а в 2021 г. и по текущий момент — за 109.
21. 关于同意嘉兴经济技术开发区等2家园区建设国家生态工业示范园区的通知 (Уведомление об утверждении зоны экономического и технологического развития Цзясин и двух других местных парков для создания национальных показательных ЭИП) // 生态环境部办公厅. 19.07.2021. URL: https://www.mee.gov.cn/xxgk2018/xxgk/xxgk03/202107/t20210720_849285.html (дата обращения: 27.09.2022).
Таблица 1 / Table 1
Количество ЭИП в КНР, 2001–2018 гг. (нарастающим итогом)
Number of EIPs in China, 2001–2018 (annual cumulative)
| Годы | Хуан и др. (2019) (распознано из графика) | Хун и Гаспаратос (2020) (распознано из графика) | Бай и др. (2014) (распознано из графика) | Териот и Сойер (2015) (использованы приведенные цифры) | Чжан и др. (2010) (использованы приведенные цифры) | ||||
| О | С | О | С | О | С | О | С | О | |
| 2001 | 2 | — | 2 | — | — | — | 2 | — | 2 |
| 2002 | 2 | — | — | — | 2 | — | 2 | — | 2 |
| 2003 | 6 | 2 | 5 | — | 5 | — | 7 | — | 5 |
| 2004 | 11 | 2 | 11 | — | 7 | — | 12 | — | 12 |
| 2005 | 14 | 2 | 15 | — | 9 | — | 15 | — | 15 |
| 2006 | 19 | 2 | 22 | — | 13 | — | 23 | — | 23 |
| 2007 | 23 | 2 | 25 | — | 14 | — | 26 | — | 26 |
| 2008 | 27 | 3 | 29 | 2 | 16 | 3 | 30 | 3 | 30 |
| 2009 | 29 | 3 | 32 | 2 | 17 | 3 | 34 | 3 | 33 |
| 2010 | 40 | 10 | 49 | 10 | 34 | 11 | 51 | 11 | — |
| 2011 | 44 | 13 | 58 | 13 | 44 | 14 | 61 | 14 | — |
| 2012 | 49 | 15 | 64 | 16 | 48 | 16 | 67 | 17 | — |
| 2013 | 59 | 22 | 83 | 21 | — | — | 86 | 22 | — |
| 2014 | 76 | 34 | 95 | 33 | — | — | 94 | 31 | — |
| 2015 | 76 | 49 | 106 | 36 | — | — | — | — | — |
| 2016 | — | — | 106 | 48 | — | — | — | — | — |
| 2017 | — | — | 106 | 51 | — | — | — | — | — |
| 2018 | — | — | 106 | 54 | — | — | — | — | — |
Источники: Huang B., Yong G., Zhao J., Domenech T., Liu Z., Chiu S.F., McDowall W., Bleischwitz R., Liu J., Yao Y. Review of the development of China’s Eco-industrial Park standard system // Resources, Conservation and Recycling. 2019. No. 140. P. 137–144. DOI: 10.1016/j.resconrec.2018.09.013;
Hong H., Gasparatos A. Eco-industrial parks in China: Key institutional aspects, sustainability impacts, and implementation challenges // Journal of Cleaner Production. 2020. No. 274. P. 122853. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.122853; Bai L., Qiao Q., Yao Y., Guo J., Xie M. Insights on the development progress of National Demonstration eco-industrial parks in China // Journal of Cleaner Production. 2014. No. 70. P. 4–14. DOI: 10.1016/j.jclepro.2014.01.084; Thieriot H., Sawyer D. Development of eco-efficient industrial parks in China: A review. International Institute for Sustainable Development. 2015. P. 4; Zhang L., Yuan Z., Bi J., Zhang B., Liu, B. Eco-industrial parks: National pilot practices in China // Journal of Cleaner Production. 2010. No. 18 (5). P. 504–5. DOI: 10.1016/j.jclepro.2009.11.018
Количество сертифицированных ЭИП в источниках выглядит сходным. В период 2001–2014 гг. разница составляет не более 3 парков. Поскольку данные у Хун и Гаспаратос совпадают по 2016 году с данными из официального списка ЭИП МЭПС22 и с данными из «Экологических новостей Китая» на 2017 г.23, они берутся за основу. Данные за 2019–2021 гг. были найдены в официальных уведомлениях о присуждении статуса национального показательного парка на портале МЭПС (табл. 2).
23. 三部委联合征集国家生态工业示范园区技术咨询专家 进一步强化国家生态工业示范园区管理和技术支持工作 (Три министерства совместно привлекают комиссию экспертов-консультантов для дальнейшего улучшения управления и технической поддержки национальных показательных ЭИП) // 中国环境报. 20.06.2019. URL: https://www.mee.gov.cn/xxgk/hjyw/201906/t20190620_707260.shtml (дата обращения: 27.09.2022).
Таблица 2 / Table 2
Обобщенные данные о количестве ЭИП в КНР, 2001–2021 гг. (нарастающим итогом)
Summarized data on the number of EIPs in China, 2001–2021 (annual cumulative)
| Годы | О | С | Годы | О | С | Годы | О | С |
| 2001 | 2 | 2008 | 29 | 2 | 2015 | 106 | 36 | |
| 2002 | 2 | 2009 | 32 | 2 | 2016 | 106 | 48 | |
| 2003 | 5 | 2010 | 49 | 10 | 2017 | 106 | 51 | |
| 2004 | 11 | 2011 | 58 | 13 | 2018 | 106 | 54 | |
| 2005 | 15 | 2012 | 64 | 16 | 2019 | 106 | 58 | |
| 2006 | 22 | 2013 | 83 | 21 | 2020 | 106 | 68 | |
| 2007 | 25 | 2014 | 95 | 33 | 2021 | 109 | 71 | |
| 2022 | 109 | 79 |
Источники: Hong H., Gasparatos A. Eco-industrial parks in China: Key institutional aspects, sustainability impacts, and implementation challenges // Journal of Cleaner Production. 2020. No. 274. P. 122853. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.122853;
国家生态工业示范园区名单 (Список национальных показательных эко-индустриальных парков). (List of the national demonstration eco-industrial parks) // 中华人民共和国环境保部20.01.2017.URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201702/W020170206388977351803.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
Графическое представление данных о количестве ЭИП на рис. 1 позволяет выявить несколько тенденций.
Во-первых, вслед за стартом программы развития ЭИП в 2001 г. и до 2009 г. прирост одобренных парков составлял от 0 до 7 парка в год, в среднем — 3,75; а с 2009 по 2015 г. заметно резкое ускорение темпов реализации программы: в год одобрялось от 6 до 19 парков, в среднем — 12,3. Данное ускорение можно объяснить тем, что согласно 12-му пятилетнему плану КНР в период 2011–2015 гг. необходимо было ввести в эксплуатацию 50 национальных показательных ЭИП. Опыт создания и сертификации первых парков показал, что сложившимися темпами данных показателей не достичь, а значит, необходимо ускорить темпы одобрения ЭИП. Заявленные показатели к 2015 г. оказались немного недовыполнены.
Во-вторых, с 2015 г. и по настоящее время произошла, по сути, стагнация одобрений новых ЭИП. Данная стагнация связана с увеличением сроков ввода в эксплуатацию и сертификации парков, что было уже объяснено выше, но также иллюстрируется тем, что разница между одобренными и сертифицированными ЭИП за 2010–2015 гг. имела тенденцию к увеличению. На 2010 г. разница между одобренными и сертифицированными парками была равна 39, а в 2015 г. она составила 70 парков.
В-третьих, темпы прироста сертифицированных ЭИП более равномерны по сравнению с ростом одобренных парков и составляют от 3 до 12 парков в год, в среднем — 5,9 парка. Реализация планов по созданию ЭИП — более трудоемкий и менее подверженный возможности ускорения процесс, нежели написание планов и представление заявок. Горизонтальный зазор между кривыми на рис. 2 говорит о том, что средняя продолжительность выхода на успешную сертификацию ЭИП составляла от 4 до 6 лет. При этом данная продолжительность имела тенденцию к увеличению, что видно из увеличения горизонтального зазора, который на 2022 г. составил 10 лет.
Рис. 1. Динамика количества ЭИП в КНР, 2001–2021 гг. (нарастающим итогом)
Figure 1. Dynamics of the number of EIP in China, 2001–2021 (annual cumulative numbers)
Источники: Hong H., Gasparatos A. Eco-industrial parks in China: Key institutional aspects, sustainability impacts, and implementation challenges // Journal of Cleaner Production. 2020. No. 274. P. 122853. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.122853; 国家生态工业示范园区名单 (Список национальных показательных эко-индустриальных парков). (List of the national demonstration eco-industrial parks) // 中华人民共和国环境保部. 20.01.2017. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201702/W020170206388977351803.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
Выявленная динамика свидетельствует о масштабной реализации программы развития ЭИП. Несмотря на сложившееся в 2015–2020 гг. замедление, программа продолжает свое развитие.
Данные о территориальном размещении ЭИП в источниках также фрагментарны. В качестве основы был взят официальный список МЭПС на 2016 г.24 Распределение ЭИП по провинциям КНР показано на рис. 2. Количественные данные приведены в табл. 3.
Рис. 2. Распределение национальных показательных ЭИП по провинциям КНР, 2016 г.
Figure 2. Distribution of national demonstration EIPs by China provinces, 2016
Источник: 国家生态工业示范园区名单 (Список национальных показательных эко-индустриальных парков). (List of the national demonstration eco-industrial parks) // 中华人民共和国环境保护部. 20.01.2017. URL: >>>> W020170206388977351803.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
В 2016 г. ЭИП сосредоточены в развитых районах КНР с большим количеством индустриальных парков, на основе многих из которых и создавались ЭИП. Кроме того, такое распределение представляется более обоснованным, т.к. именно в промышленно развитых провинциях экологическая обстановка требовала вмешательства. На рис. 3 приведена карта КНР с уровнями выбросов СО2 в различных провинциях25.
Рис. 3. Уровни выбросов углекислого газа по провинциям КНР
Figure 3. Carbon dioxide emission levels by China provinces
Источник: Feng K., Davis S.J., Sun L., Li X., Guan D., Liu W., Liu Z., Hubacek K. Outsourcing CO2 within Сhina // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. No. 110 (28). P. 11654–11659.
Визуальная корреляция между распределением ЭИП и уровнями выбросов СО2 подтверждается рассчитанным коэффициентом корреляции, который составил 0,6 (p-value меньше 0,001). ЭИП размещались преимущественно в провинциях, где они были наиболее востребованы с точки зрения необходимости улучшения экологической ситуации, что свидетельствует о планировании размещения парков на общегосударственном уровне.
Данные о распределении ЭИП по провинциям за 2017–2022 гг. были найдены в уведомлениях МЭПС. Обобщенные данные на 2022 г. представлены на рис. 4 и в табл. 3.
Рис.4. Распределение национальных показательных ЭИП по провинциям КНР, 2022 г.
Figure 4. Distribution of national demonstration EIPs by PRC provinces, 2022
Источник: 中华人民共和国环境保护部 (Министерство экологии и природной среды). (Ministry of Ecology and Environment of the People's Republic of China). URL: https://www.mee.gov.cn (дата обращения: 05.10.2022).
Таблица 3 / Table 3
Распределение национальных показательных ЭИП по провинциям КНР на 2016 г. и 2022 г.
Distribution of national demonstration EIPs by PRC provinces for 2016 and 2022
| Провинция | 2016 | 2022 | Провинция | 2016 | 2022 |
| Аньхой | 2 | 4 | Фуцзянь | 1 | 1 |
| Цзилинь | 1 | 1 | Хунань | 1 | 2 |
| Гуандун | 1 | 3 | Хэбэй | - | 4 |
| Гуанси-Чжуанский а.р. | 1 | 1 | Хэнань | 1 | 1 |
| Ляонин | 1 | 2 | Цзянсу | 20 | 25 |
| Нинся-Хуэйский а.р. | - | 1 | Чжэцзян | 4 | 7 |
| Пекин | 1 | 1 | Шанхай | 7 | 9 |
| Синьцзян-Уйгурский а.р. | - | 1 | Шаньдун | 6 | 8 |
| Сычуань | - | 1 | Шэньси | - | 1 |
| Тяньцзинь | 1 | 4 | Юньнань | - | 2 |
| Всего | 48 | 79 |
Из табл. 3 и рис. 4 видно, что концентрация ЭИП сохраняется в промышленно развитых провинциях, таких как Шаньдун, Шанхай и в особенности Цзянсу. Но при этом в период 2017–2022 гг. ЭИП появились и в новых провинциях. В большинстве провинций (в 23 из 30) в настоящее время есть сертифицированный ЭИП. Корреляция между распределением ЭИП и уровнями выбросов СО2 в 2019 г.26 заметная и характеризуется коэффициентом Пирсона 0,5 (p-значением меньше 0,01). ЭИП продолжили размещаться в наиболее развитых и загрязненных провинциях, но при этом их территориальное распределение стало более равномерным и широким.
Влияние ЭИП на экономику КНР изучено во многих исследованиях. Но чаще всего исследуются либо отдельные ЭИП27, либо отдельные показатели28. Только в исследовании Хуна и Гаспаратоса29 обнаруживаются результаты по всему спектру эффектов ЭИП в масштабах всего Китая. Данные из этого исследования были дополнены результатами рассмотрения еще 8 научных статей. В табл. 2 приведены обобщенные результаты исследований, посвященных выявлению различных эффектов от ЭИП на экономику, природу и население КНР. В табл. 4 представлены данные по количеству статей, в которых рассмотрено воздействие ЭИП на разные показатели.
28. Geng Y., Liu Z., Xue B., Dong H., Fujita T., Chiu A. Emergy-based assessment on industrial symbiosis: A case of Shenyang Economic and Technological Development Zone // Environmental Science and Pollution Research. 2014. No. 21 (23). P. 13572–13587.
29. Hong H., Gasparatos A. Eco-industrial parks in China: Key institutional aspects, sustainability impacts, and implementation challenges // Journal of Cleaner Production. 2020. No. 274. P. 122853. DOI:10.1016/j.jclepro.2020.122853
Таблица 4 / Table 4
Количество статей, в которых исследовалось воздействие ЭИП на экономические и экологические показатели КНР
Number of articles examining the impact of EIP on China's economic and environmental performance
| Эффект, выявленный на фактических данных | Эффект, выявленный на модельных данных | Итого | |||||
| Группа эффектов | + | ‒ | +/‒ | + | ‒ | +/‒ | |
| Экономические показатели | 10 | ‒ | 6 | 4 | ‒ | 1 | 21 |
| Освоение новых технологий | 5 | ‒ | 3 | 4 | ‒ | 5 | 17 |
| Промышленная трансформация | 3 | ‒ | 1 | ‒ | ‒ | 1 | 5 |
| Сбережение ресурсов | 13 | 3 | 9 | 2 | ‒ | 2 | 29 |
| Снижение загрязнения воды и воздуха | 15 | ‒ | 10 | 2 | ‒ | 3 | 30 |
| Противодействие снижению биоразнообразию | 2 | ‒ | 3 | ‒ | ‒ | 1 | 6 |
| Здоровье | 1 | ‒ | ‒ | ‒ | ‒ | 1 | |
| Итого | 49 | 3 | 32 | 12 | 0 | 13 |
Обращает на себя внимание отсутствие исследований, посвященных социальному эффекту от ЭИП. Это можно объяснить тем, что, несмотря на наличие таких индикаторов в ЮНИДО, китайские стандарты ЭИП обязательных показателей социального эффекта не содержат. Большинство исследований отмечает положительные эффекты от ЭИП. Особенно много подтверждений положительных эффектов в группах экологической эффективности — сбережение ресурсов, снижение загрязнения, которые можно рассматривать как приоритетные для ЭИП. Но при этом заметно количество статей, авторы которых выявили смешанные эффекты. Только в трех статьях обнаружены однозначно отрицательные результаты от ЭИП, и эти результаты касаются сбережения ресурсов. Преобладание положительных эффектов свидетельствует об успешности программы ЭИП в Китае.
***
Инициированная в 2001 г. программа ЭИП направлена на улучшение экологических показателей индустриальных кластеров и транспортных узлов в КНР. Проведенное исследование свидетельствует о заметных достижениях и высокой эффективности данной программы. Количество сертифицированных ЭИП росло и на 2022 г. составляет 79. Они сосредоточены в наиболее промышленно развитых и, соответственно, наименее экологически чистых провинциях Китая. Данные, полученные в ходе систематического обзора, свидетельствуют о положительных эффектах от ЭИП по показателям экономического, инновационного и промышленного развития, но главное — по сбережению ресурсов и снижению загрязнения воды и воздуха. Исследование показало преимущественно положительные эффекты от ЭИП в части сбережения ресурсов, снижения загрязнения, обеспечения биоразнообразия, одновременно с достижением экономических показателей.
Слабое развитие ЭИП в России свидетельствует о недооценке потенциала их воздействия на национальную экономику. Опыт же Китая наглядно демонстрирует, что они действительно позволяют повысить экологическую эффективность промышленных территорий и включенных в них транспортных узлов. При этом выстраивание межотраслевых связей, необходимых для воплощения принципов циркулярной экономики, требует значительного времени. На планирование ЭИП уходит около 2–3 лет, а на их создание — 4–7. Программы по стимулированию развития ЭИП рассчитаны на долгосрочную перспективу, а следовательно, требуют планового общегосударственного подхода, единых национальных стандартов и механизмов оценки эффективности парков.
К числу ограничений настоящего исследования можно отнести использование только англоязычных научных статей и применение по преимуществу качественных методов обобщения результатов имеющихся исследований. Перспективным направлением дальнейших исследований представляется проведение статистического метаанализа для обобщения количественных показателей воздействия ЭИП на экономику Китая.
Библиография
- 1. Марьев В., Смирнова Т. Факторы успеха экотехнопарков в мире // Твердые Бытовые Отходы. 2017. № 2. С. 14–17.
- 2. Марьев В.А., Смирнова Т.С., Гузь Л.В., Манкулова Ж.А. Реализация концепции экономики замкнутого цикла: от теории к практике // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. № 6. С. 58–63.
- 3. Bai L., Qiao Q., Yao Y., Guo J., Xie M. Insights on the development progress of National Demonstration eco-industrial parks in China // Journal of Cleaner Production. 2014. No. 70. P. 4–14. DOI: 10.1016/j.jclepro.2014.01.084
- 4. Bleischwitz R., Yang M., Huang B., Xu X., Zhou J., McDowall W., Andrews-Speed P., Liu Z., Yong G. The circular economy in China: Achievements, challenges and potential implications for decarbonization // Resources, Conservation and Recycling. 2022. No. 183. P. 106350. DOI: 10.1016/j.resconrec.2022.106350
- 5. Feng K., Davis S.J., Sun L., Li X., Guan D., Liu W., Liu Z., Hubacek K. Outsourcing CO2 within Сhina // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. No. 110 (28). P. 11654–11659.
- 6. Geng Y., Liu Z., Xue B., Dong H., Fujita T., Chiu A. Emergy-based assessment on industrial symbiosis: A case of Shenyang Economic and Technological Development Zone // Environmental Science and Pollution Research. 2014. No. 21 (23). P. 13572–13587.
- 7. Guan Y., Shan Y., Huang Q., Chen H., Wang D., Hubacek K. (2021). Assessment to China’s Recent Emission Pattern Shifts // Earth’s Future. 2021. No. 9. DOI: 10.1029/2021EF002241
- 8. Gusenbauer M. Google Scholar to overshadow them all? Comparing the sizes of 12 Academic search engines and bibliographic databases // Scientometrics. 2019. No. 118. P. 177–214.
- 9. Hong H., Gasparatos A. Eco-industrial parks in China: Key institutional aspects, sustainability impacts, and implementation challenges // Journal of Cleaner Production. 2020. No. 274. P. 122853.
- 10. Huang B., Yong G., Zhao J., Domenech T., Liu Z., Chiu S.F., McDowall W., Bleischwitz R., Liu J., Yao Y. Review of the development of China’s Eco-industrial Park standard system // Resources, Conservation and Recycling. 2019. No. 140. P. 137–144. DOI: 10.1016/j.resconrec.2018.09.013
- 11. Liu C., Côté R. A Framework for Integrating Ecosystem Services into China’s Circular Economy: The Case of Eco-Industrial Parks // Sustainability. 2017. No. 9 (9). P. 1510. DOI: 10.3390/su9091510
- 12. Petticrew M., Roberts H. Systematic reviews in the social sciences: A practical guide. John Wiley & Sons. 2018. 354 p.
- 13. Piatkowski M.M., Coste A., Shi L., Du Y., & Cai Z. Enhancing China’s Regulatory Framework for Eco-Industrial Parks: Comparative Analysis of Chinese and International Green Standards. The World Bank. 2019. 124 p.
- 14. Shi H., Chertow M., Song Y. Developing country experience with eco-industrial parks: A case study of the Tianjin Economic-Technological Development Area in China // Journal of Cleaner Production. 2010. No. 18 (3). P. 191–199. DOI: 10.1016/j.jclepro.2009.10.002
- 15. Thieriot H., Sawyer D. Development of eco-efficient industrial parks in China: A review. International Institute for Sustainable Development. 2015. 28 p.
- 16. Wu Y., Gao X. Can the establishment of eco-industrial parks promote urban green innovation? Evidence from China // Journal of Cleaner Production. 2022. No. 341. P. 130855. DOI: 10.1016/j.jclepro.2022.130855
- 17. Yu C., Dijkema G.P., De Jong M., Shi H. From an eco-industrial park towards an eco-city: A case study in Suzhou, China // Journal of Cleaner Production. 2015. No. 102. P. 264–274.
- 18. Zhang L., Yuan Z., Bi J., Zhang B., Liu, B. Eco-industrial parks: National pilot practices in China // Journal of Cleaner Production. 2010. No. 18 (5). P. 504–509. DOI: 10.1016/j.jclepro.2009.11.018
- 19. 2060年碳中和的能源经济转型 (План перехода к углеродно-нейтральной энергетике к 2060 г.) // 张希良清华大学能源环境经济研究所. 21.03.2021. URL: https://www.mee.gov.cn/home/ztbd/2020/wfcsjssdgz/wfcsxwbd/ylgd/202104/P020210401595660592840.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
- 20. 关于做好部分批准建设国家生态工业示范园区后续管理工作的通知 (Уведомление о контроле за качественным управлением ранее согласованными национальными ЭИП) // 环境保护部办公厅. 05.04.2016. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bgth/201604/t20160408_334910.htm (дата обращения: 27.09.2022).
- 21. 关于同意嘉兴经济技术开发区等2家园区建设国家生态工业示范园区的通知 (Уведомление об утверждении зоны экономического и технологического развития Цзясин и двух других местных парков для создания национальных показательных ЭИП) // 生态环境部办公厅. 19.07.2021. URL: https://www.mee.gov.cn/xxgk2018/xxgk/xxgk03/202107/t20210720_849285.html (дата обращения: 27.09.2022).
- 22. 国务院关于印发 “十四五” 节能减排综合工作方案的通知 (Извещение об издании и распространении Генерального плана энергосбережения и сокращения выбросов в рамках 14 й пятилетки) // 国务院关于印发. 24.01.2022. https://www.mee.gov.cn/zcwj/gwywj/202201/t20220124_968089.shtml (дата обращения: 27.09.2022).
- 23. 国务院关于印发2030年前碳达峰行动方案的通知 (Извещение об издании и распространении плана по достижению пиковых значений углерода до 2030) // 国务院关于印发. 26.10.2021. URL: https://www.mee.gov.cn/zcwj/gwywj/202110/t20211026_957879.shtml (дата обращения: 27.09.2022).
- 24. 国家生态工业示范园区名单 (Список национальных показательных ЭИП) // 中华人民共和国环境保护部. 页数6. 20.01.2017. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201702/W020170206388977351803.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
- 25. 国家生态工业示范园区标准 (Стандарт национального показательного ЭИП) // 标准号: HJ274–2015. 页数17. 01.12.2015. URL: https://www.mee.gov.cn/ywgz/fgbz/bz/bzwb/other/qt/201512/t20151224_320149.htm (дата обращения: 05.10.2022).
- 26. 国家生态工业示范园区管理办法 (Указания по управлению национальными показательными ЭИП) // 环境保护部办公厅. 17.12.2015. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201512/W020151224393857477727.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
- 27. 生态工业园区建设规划编制指南 (Методические рекомендации по подготовке планов создания ЭИП) //中华人民共和国生态环境部. 01.04.2018. URL: https://www.mee.gov.cn/ywgz/fgbz/bz/bzwb/other/qt/200712/W020111214545788755131.pdf (дата обращения: 05.10.2022).
2. 国务院关于印发2030年前碳达峰行动方案的通知 (Извещение об издании и распространении плана по достижению пиковых значений углерода до 2030 г.) // 国务院关于印发. 26.10.2021. URL: https://www.mee.gov.cn/zcwj/gwywj/202110/t20211026_957879.shtml (дата обращения: 27.09.2022).
3. 2060年碳中和的能源经济转型 (План перехода к углеродно-нейтральной энергетике к 2060 г.) // 张希良清华大学能源环境经济研究所. 21.03.2021. URL: https://www.mee.gov.cn/home/ztbd/2020/wfcsjssdgz/wfcsxwbd/ylgd/202104/P020210401595660592840.pdf (дата обращения: 27.09.2022).