«Политика великой державы» Синдзо Абэ
«Политика великой державы» Синдзо Абэ
Аннотация
Код статьи
S013128120022276-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Е Янься  
Должность: Аспирантка Кафедры теории и истории международных отношений
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Выпуск
Страницы
34-46
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы «политики великой державы», проводимой правительством премьер-министра Японии Синдзо Абэ: возникновение, основные направления и факторы, влиявшие на ее развитие. Проанализированы, в частности, инициативы С. Абэ по пересмотру пацифисткой Конституции, энергичному военному развитию и перестройке системы национальной безопасности, направленные на отказ от «послевоенной системы» во внутренней политике Японии. Отдельное внимание уделено основным направлениям внешней политики С. Абэ: «ценностной дипломатии», «глобальной дипломатии» и внешней политике в отношении США и Китая. После поражения во Второй мировой войне Япония быстро превратилась в великую экономическую державу, но ее политический и военный статус не изменился. Правительство Японии стремится исправить это положение и добиться восстановления военного потенциала страны. В статье представлены результаты «политики великой державы», проводимой С. Абэ внутри страны и на международной арене, а также проанализированы факторы, оказавшие влияние на ее реализацию. Автор приходит к выводу, что великодержавная политика С. Абэ достигла определенных результатов. Вместе с тем не удалось пересмотреть 9‑ю статью Конституции, добиться независимости от США в проведении внешнеполитического курса и эффективно сдерживать Китай в регионе и на международной арене. Прочные позиции Либерально-демократической партии Японии внутри страны и стабильность ее внешнеполитических установок дают основание полагать, что «политика великой державы» будет продолжена новым премьером Фумио Кисидой.

Ключевые слова
«политика великой державы», Синдзо Абэ, пересмотр Конституции, военная держава, «дипломатия ценностей», «глобальная дипломатия», США, КНР
Классификатор
Получено
24.01.2022
Дата публикации
24.10.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
521
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 В 1983 г. премьер-министр Японии Ясухиро Накасонэ выдвинул курс на «подведение итогов послевоенной политики», направленной на становление Японии в качестве политической державы. Я. Накасонэ считал, что мир вступил в «эру многостороннего управления» и Япония должна стать мировой державой. Стратегия предполагала движение в двух направлениях: во-первых, Япония должна была избавиться от оков «послевоенной системы» и превратиться из чисто экономической державы в политическую, обладающую реальным военным потенциалом; во-вторых, она должна была стать ведущим полюсом международного порядка, используя для этого всю мощь экономических, военных и политических факторов1.
1. 时永明: 东亚区域合作与中日关系 (Ши Юнмин. Восточноазиатское региональное сотрудничество и китайско-японские отношения) // 和平与发展. 2012年. 第4期. 第20页.
2 «Послевоенная система» Японии включает в себя три важных элемента: первый — демократическая политическая система, построенная по образцу США и Великобритании; второй — пацифистская Конституция, ядром которой является отказ от войны; и третий — курс национального развития с упором на экономику при минимальном уровне военного строительства. Отказ Японии от «послевоенной системы» в основном сводится к пересмотру пацифистской Конституции, развитию военного потенциала на основе модернизированной экономики и превращению Японии в полноценную политическую и военную державу. В 2013 г., вскоре после того, как С. Абэ стал премьер-министром во второй раз, он заявил, что его политическая цель по-прежнему состоит в том, чтобы «избавиться от послевоенной системы»2. Этот курс во внутренней политике предполагает внесение поправок в Конституцию, закрепление права на коллективную самооборону, укрепление национальной безопасности и вооруженных сил.
2. 安倍晋三 新しい国へ美しい国へ完全版 (Синдзо Абэ. В новую страну, в красивую страну. Полная версия) // 文藝春秋. 2013年. 第254页.
3 На внешней арене «политика великой державы» предполагала повышение роли Японии в международных делах и превращение ее в один из полюсов международного порядка. Для усиления позиций Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также для расширения ее участия в мировых делах С. Абэ провозгласил проведение «дипломатии ценностей» и «глобальной дипломатии», активно использовал отношения с США и КНР.
4

Внутренние аспекты великодержавной политики Синдзо Абэ

5 Пацифистская Конституция — важная часть «послевоенной системы» Японии. Статья 9 гласит: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от применения или угрозы применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров», «…никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается»3. Эти положения отрицают право Японии вести войну, а также ограничивают вооруженные силы Японии и возможность проведения военных операций. Для превращения Японии в полноценную великую державу с соответствующими вооруженными силами и военной мощью необходимо изменить Конституцию.
3. 日本国宪法 (暂译) (Конституция Японии (предварительный перевод)) // Embassy of Japan in China. 01.04.2020. URL: https://www.cn.emb-japan.go.jp/itpr_zh/kenpo_zh.html (дата обращения: 28.07.2022).
6 Внесение поправок в Конституцию стало важным пунктом политической программы С. Абэ во время его премьерства. В 2007 г. при его активном участии был принят «Закон о национальном референдуме», определяющий процедуру подготовки и проведения референдума по внесению изменений в Конституцию4. По закону поправки в Конституцию вносятся по инициативе парламента с согласия не менее двух третей членов обеих палат (верхней — Палаты советников и нижней — Палаты представителей) и затем выносятся на национальный референдум не ранее чем через 60 дней и не позднее чем через 180 дней после внесения инициативы. Статья 3 Закона определяет, что право голосовать на референдуме имеют граждане Японии в возрасте от 18 лет и старше, минимальный порог явки не установлен, поправки принимаются, если более 50 % участников референдума их поддержат.
4. Галузин М.Ю., Старостина И.А. Первый японский закон о национальном референдуме по конституции 1947 г. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. отечественная и зарубежная литература. серия 4: государство и право. реферативный журнал. 2008. С. 38.
7 Поскольку кабинет С. Абэ не смог обеспечить условия для внесения поправок в Конституцию, во время своего второго срока премьер-министр обратился к более простому способу достижения своей цели — внесению поправок в толкование Конституции. Кабинет С. Абэ заявил, что по мере изменения международной среды «даже вооруженное нападение на другие страны может угрожать выживанию Японии», поэтому осуществление права на коллективную самооборону входит в сферу «необходимого минимума»5. В июле 2014 г. Кабинет министров Японии принял резолюцию об официальном пересмотре толкования Конституции и снятии запрета на коллективную самооборону. В резолюции говорилось, что право на коллективную самооборону может быть использовано в следующих ситуациях: 1) если другое государство, с которым Япония имеет тесные связи, подверглось вооруженному нападению, и существует очевидная угроза ущемления основополагающих прав и свобод народа: права на жизнь, права на свободу, права стремиться к счастью; 2) если нет иных средств защитить народ; 3) если сила будет использована в минимально необходимых пределах. Таким образом, Силы самообороны Японии получили возможность давать вооруженный отпор совместно с вооруженными силами других государств в случае, когда нападению подверглась страна, имеющая тесные отношения с Японией, даже если сама Япония нападению не подвергается6. Другими словами, даже если Конституция не будет пересматриваться, ограничения, накладываемые ст. 9 Конституции на право Японии вести войну, уже не будут строгими. В результате Япония получила право направлять Силы самообороны за границу для выполнения миссий в рамках американо-японского военного союза, что стало важным шагом в изменении послевоенного статуса Японии.
5. 霍建岗: 日本“修宪”、“释宪”的历史与现状 (Хо Цзянган. История и текущая ситуация с «конституционными поправками» и «конституционным толкованием» Японии) // 国际研究参考. 2015年. 第 3期. 第29页.

6. Решение кабинета министров принято: допускается ограниченное использование права на коллективную самооборону // Nippon.com. 30.07.2014. URL:  >>>> (дата обращения: 01.03.2022).
8 С. Абэ уделял повышенное внимание усилению военной мощи Японии и реформированию оборонной политики. Согласно «Белой книге по обороне», опубликованной Министерством обороны Японии в 2020 г., с тех пор как С. Абэ вступил в должность во второй раз, расходы на оборону росли восемь лет подряд и в 2020 финансовом году составили 5,3 трлн иен ($47,4 млрд)7. В целях увеличения численности вооруженных сил и повышения их боевых возможностей в марте 2018 г. была создана японская Амфибийная бригада быстрого развертывания (水陸機動団) — фактически, соединение морской пехоты численностью более 2100 человек. Для нее в США было закуплено большое количество передового вооружения. 25 декабря 2017 г. правительство объявило о намерении создать первый в Японии авианосец на базе самого крупного из имеющихся вертолетоносцев «Идзумо» и оснастить его американскими истребителями F35В. В марте 2019 г. Япония потратила крупные суммы на закупку первой партии крылатых ракет JSM (Joint Strike Missile) и 12 новейших истребителей F-35A (Lockheed Martin F-35A Lightning II)8.
7. Белая книга обороны 2020 // Министерство обороны Японии. 2020. С. 12. URL:  https://www.mod.go.jp/en/publ/w_paper/wp2020/DOJ2020_Digest_RU.pdf (дата обращения: 06.10.2021).

8. 杨鲁慧, 孟东洽: 小泉政府以来日本新保守主义政治的发展演变及特点 (Ян Лухуэй, Мэн Дунця. Эволюция и характеристики неоконсервативной политики Японии со времен администрации Коидзуми) // 辽宁大学学报 (哲学社会科学版). 2020年. 第48卷. 第4期. 第7页.
9 В системе национальной оборонной политики также произошли крупные изменения. Еще в 2007 г. Управление национальной обороны Японии получило статус министерства. Вслед за этим была реформирована система принятия оборонных решений: теперь Министерство обороны может напрямую руководить зарубежными операциями Сил самообороны. В декабре 2013 г. был учрежден Совет национальной безопасности во главе с премьер-министром, который четко сформулировал положение об обеспечении безопасности на следующее десятилетие и определил Японию как великую экономическую, морскую, мирную и демократическую мировую державу9. Принятые Кабинетом министров 1 апреля 2014 г. «Три принципа передачи оборонного оборудования» позволили отказаться от полного запрета на экспорт оружия, принятого в 1976 г., и значительно либерализовали экспорт оружия и военных технологий. После официального снятия запрета на коллективную самооборону в апреле 2015 г. были пересмотрены «Руководящие принципы сотрудничества Японии и США в области обороны», а в марте 2016 г. вступила в силу серия новых законов о безопасности. В результате сфера деятельности японских Сил самообороны была расширена, ограничения на использование оружия были смягчены, усилилось практическое военное американо-японское сотрудничество. 18 декабря 2018 г. кабинет С. Абэ принял новую программу национальной обороны с целью создать «многомерные объединенные силы» с реальными оборонительными возможностями10.
9. 国家安全保障戦略について (О стратегии национальной обеспечении безопасности) // 防衛省 自衛隊. 2013. URL: https://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/pdf/security_strategy.pdf (дата обращения: 06.10.2021).

10. 平成 31 年度以降に係る防衛計画の大綱について (О набросках плана обороны на 2019 год и далее) // 防衛省 自衛隊. URL: https://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/pdf/20181218.pdf (дата обращения: 06.10.2021).
10 Внеся поправки в толкование Конституции, усилив строительство вооруженных сил и реформировав соответствующую оборонную политику, С. Абэ повысил возможности Японии на осуществление права на коллективную самооборону до «необходимого минимума», предусмотренного Конституцией, тем самым добившись юридического признания и поддержки своей политики «активного пацифизма»11. Все это постепенно разрушало «послевоенную систему» военных ограничений, способствовало «нормализации» Японии, став важным вкладом в реализацию «политики великой державы».
11. Принцип «активного пацифизма», который кабинет С. Абэ включил в первую Стратегию национальной безопасности Японии, является, по сути, призывом стать «нормальным государством», способным контролировать и обеспечивать свою безопасность.
11

Дипломатия «политики великой державы» С. Абэ

12 «Политика великой державы» не только требовала серьезных изменений в «послевоенной системе», но и в конечном счете была направлена на превращение Японии в ведущую мировую державу. С. Абэ, дольше всех в истории страны находившийся на посту премьер-министра, выдвинул целый ряд инициатив, сыгравших важную роль в становлении Японии в качестве «перворазрядной державы». В первую очередь это относится к провозглашенным Абэ «дипломатии ценностей» и «глобальной дипломатии».
13 «Дипломатия ценностей», предложенная кабинетом С. Абэ в 2006 г., предполагала объединение стран со схожими ценностями для создания демократического альянса в качестве механизма сотрудничества по обеспечению безопасности и защите интересов в АТР, в первую очередь безопасности морских транспортных артерий. В ее основе лежал союз США и Японии. В конце 2012 г. в статье «Демократический ромб безопасности Азии» С. Абэ предложил создать «стратегический альянс в форме ромба, сформированный четырьмя странами — Японией, США, Индией и Австралией — для защиты открытого моря от Индийского океана до западной части Тихого океана»12. Во время визита в США в феврале 2013 г. С. Абэ выступил с речью «Возвращение Японии», в которой подтвердил, что Япония будет тесно сотрудничать с морскими демократиями, такими как США, Индия, Австралия, Южная Корея и др., чтобы совместно защищать океан как глобальное достояние13. С помощью «Демократического ромба безопасности Азии» и «Альянса морских демократий» С. Абэ стремился сформировать «Дугу свободы и процветания» с общими ценностями в восточной части Евразийского континента для обеспечения безопасности судоходных маршрутов и усиления в этом роли Японии.
12. Shinzo Abe. “Asia’s Democratic Security Diamond” // Project Syndicate. 2012. URL: http: // www. project-syndicate.org/commentary/a-strategic-alliance-for-japan-and-india-by-shinzo-abe (дата обращения: 10.10.2021).

13. “Japan is Back”, Policy Speech by Prime Minister Shinzo Abe at the Center for Strategic and International Studies (CSIS) // Prime Minister of Japan and His Cabinet. 2013. URL:  https://japan.kantei.go.jp/96_abe/statement/201302/22speech_e.html (дата обращения: 08.10.2021).
14 В целях расширения региональной системы безопасности, основанной на общих ценностях, С. Абэ активно укреплял связи с АСЕАН. Во время визита в страны АСЕАН в начале 2013 г. С. Абэ выступил с речью о пяти новых принципах японской внешней политики, в которой заявил: «Япония и страны АСЕАН вместе работают над созданием и распространением универсальных ценностей, таких как свобода, демократия и основные права человека»14.
14. The Bounty of the Open Seas: Five New Principles for Japanese Diplomacy ADDRESS BY H.E. MR. SHINZO ABE, PRIME MINISTER OF JAPANJANUARY 18, 2013, JAKARTA // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL:  https://www.mofa.go.jp/announce/pm/abe/abe_0118e.html (дата обращения: 12.11.2021).
15 Главной целью «дипломатии ценностей» было сдерживание Китая, стремительно укреплявшего позиции в АТР. С. Абэ активно использовал ценностный подход для создания многосторонних и двусторонних механизмов сотрудничества, таких как Япония—США—Австралия—Индия, США—Япония—Австралия, Япония—Австралия, Япония—Индия. Кроме того, Абэ активно реагировал на инициативы Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях для защиты «морских прав и интересов» в АТР15.
15. Добринская О.А. Индия во внешней политике С. Абэ // Ежегодник Япония. 2019. Т. 48. С. 29–30.
16 «Глобальная дипломатия» Японии была предложена во время второго срока С. Абэ и в апреле 2014 г. была внесена в «Синюю книгу дипломатии» в качестве новой дипломатической стратегии. Суть «глобальной дипломатии», по словам С. Абэ, состоит в следующем: «Мы смотрим на мир в целом как на земной шар, а не только как на двусторонние отношения с соседними странами»16.
16. Policy Speech by Prime Minister Shinzo Abe to the 183rd Session of the Diet // Prime Minister of Japan and His Cabinet. 2013. URL: https://japan.kantei.go.jp/96_abe/statement/201301/28syosin_e.html (дата обращения: 18.10.2021).
17 Одним из каналов продвижения «глобальной дипломатии» Японии являлась «личностная дипломатия»17. Согласно отчету японской радио- и телевещательной корпорации NHK, с конца 2012 г. по ноябрь 2019 г. С. Абэ посетил 80 стран и регионов мира, более чем в два раза опередив Дзюнъитиро Коидзуми, также длительное время находившегося на посту премьера18. С. Абэ посетил все основные регионы на пяти континентах, включая США, АСЕАН, Европу, Ближний Восток. Больше всего визитов он совершил в Соединенные Штаты — главного дипломатического партнера Японии. После прихода к власти в 2013 г. С. Абэ посетил все страны Юго-Восточной Азии. В Европе С. Абэ не только придавал большое значение сотрудничеству с членами G7 — Великобританией, Францией и Германией, но и уделял внимание развитию отношений со странами Восточной Европы. Во время первого визита в 2015 г. на Ближний Восток он посетил четыре страны (Египет, Иордания, Израиль и Палестина), продемонстрировав внимание Японии в первую очередь к главной политической проблеме региона.
17. Тимофеев В.В., Шевчук О.М. Личностная дипломатия Абэ Синдзо во внешней политике Японии на примере Северо-Восточной Азии (2012–2020 гг.) // Россия и АТР. 2021. № 3. С. 20–21.

18. 在任期間通算2886日安倍首相歴代最長に並ぶ (Общий срок полномочий премьер-министра Абэ — 2886 дней — самый продолжительный в истории) // NHK. 19.11.2019. URL:  https://www.nhk.or.jp/politics/articles/statement/25997.html (дата обращения: 20.10.2021).
18 Результатом проведения «личностной дипломатии» и «глобальной дипломатии» стало улучшение отношений со странами-соседями и укрепление международного авторитета страны. В период премьерства С. Абэ лидеры России и Японии установили тесные отношения и взаимное доверие19. Россия и Япония не только создали механизм встреч в формате «2+2» с участием министров иностранных дел и обороны, но и достигли некоторого прогресса в переговорах по территориальному вопросу (южные Курилы), важному для заключения мирного договора. Япония в основном отказалась от своей позиции, согласно которой для развития всестороннего сотрудничества между Японией и Россией сначала должен быть решен территориальный вопрос, и вместо этого приняла параллельный подход к продвижению экономического сотрудничества и территориальных переговоров. В 2018 г. президент России В. Путин и премьер-министр Японии С. Абэ даже согласились ускорить переговоры о мирном договоре на основе Совместной советско-японской декларации 1956 г.
19. Стрельцов Д.В. Российско-японские отношения: долгосрочные факторы развития // Вестник МГИМО-Университета. 2020. 13(3). С. 77.
19 С. Абэ включил в дипломатическую стратегию Японии Африку, создав вместе с премьер-министром Индии Нарендрой Моди «Коридор роста Азия—Африка»20, и усилил японское влияние в регионе через увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР). В отношениях со странами Латинской Америки С. Абэ опирался на развитие ОПР и экономических связей.
20. Это совместный проект Японии и Индии, представленный в Токио в 2016 г., в рамках которого планируется соединение регионов Восточной и Южной Азии с Африканским континентом через Индо-Тихоокеанский регион в целях «противодействия инициативе “Один пояс, один путь”».
20 В отличие от прежней ориентации Японии на США и АТР, глобальная дипломатия С. Абэ была направлена на повышение роли Японии на международной арене, укрепление ее внешнеполитической самостоятельности и увеличение международного влияния.
21

Дипломатия Абэ в отношении США и Китая

22 США и Китай, как важнейшие внешнеполитические партнеры Японии, сыграли значительную роль в проведении им «политики великой державы».
23 Ядром внешней политики С. Абэ оставались союзнические отношения с США. С. Абэ активно сотрудничал с США в деле «сохранения баланса в Азиатско-Тихоокеанском регионе» и осуществления «Стратегии открытого и свободного Индо-Тихоокеанского региона»21. С. Абэ использовал заинтересованность США в активном участии Японии в формировании регионального порядка в ИТР, тем самым стремясь повысить статус страны и добиться проведения более независимой политики в регионе и сдерживании КНР.
21. Поскольку стратегическая ценность Индийского океана возрастает, Индо-Тихоокеанский регион как геополитическая концепция является продолжением и расширением концепции Азиатско-Тихоокеанского региона правительств Японии и США после второго срока правления С. Абэ в 2012 г. Как важная часть внешней политики страны регион внесен в «Синюю книгу по дипломатии» Японии за 2017 г. и в «Доклад о стратегии национальной безопасности» США за 2017 г.
24 С. Абэ многократно подчеркивал важность американо-японского союза. На саммите Япония—США в апреле 2014 г. он заявил, что в основе союза двух стран лежат общие ценности и стратегические интересы, а сам союз является краеугольным камнем мира и процветания22. Даже в период президентства Д. Трампа, когда экономические проблемы стали негативно влиять на двусторонние отношения, С. Абэ в 2017 г. заявил, что союз между Японией и США является «краеугольным камнем внешней политики и безопасности Японии» и «неизменным принципом»23.
22. Japan-U.S. Summit Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2014. URL: https://www.mofa.go.jp/na/na1/us/page3e_000253.html (дата обращения: 18.10.2021).

23. 吕耀东: 解析日本战略性外交的政治诉求 (Лу Яодун. Анализ политических требований стратегической дипломатии Японии) // 东北亚论坛. 2018年. 第 2期. 第4页.
25 С. Абэ не только укреплял японо-американские союзнические отношения в военной области, но и использовал их для внесения изменений во внешнеполитическую доктрину. Как указывалось выше, в 2014 г. Япония сняла запрет на коллективную самооборону и получила возможность отправлять войска за границу в рамках японо-американского союза, а также перешла от односторонней военной защиты со стороны США к праву защищать своих союзников. В 2015 г. Япония и США пересмотрели «Руководящие принципы сотрудничества Японии и США в области обороны» с целью укрепить военный союз двух стран. «Руководящие принципы» не только подчеркивали «глобальный характер» японо-американского сотрудничества в области обороны, но и включили в него сотрудничество в области космоса и киберпространства и др.24 Таким образом, в эпоху С. Абэ японо-американские отношения получили дальнейшее развитие, но что еще более важно, Япония существенно повысила свой статус в японо-американском альянсе.
24. Крячкина Ю.А. Японо-американский союз: время перемен? // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 1. С. 170–171.
26 Проведение «политики великой державы» совпало с началом проведения политики США «Поворот к Азии», предложенной администрацией Б. Обамы в 2011 г. В январе 2013 г. С. Абэ указал: «США начали смещать свое внимание на регион, где встречаются Индийский и Тихий океаны, альянсу Японии и США следует играть более важную роль в этом регионе»25. Для создания нового порядка безопасности в ИТР, основанного на общих ценностях, обе страны стали активно продвигать «Стратегию открытого и свободного Индо-Тихоокеанского региона». В результате стратегическая глубина деятельности Японии расширилась с Азиатско-Тихоокеанского на Индо-Тихоокеанский регион.
25. The Bounty of the Open Seas: Five New Principles for Japanese Diplomacy Address by H.E. MR. Shinzo Abe, Prime-minister of Japan. January 18, 2013, Jakarta // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL:  https://www.mofa.go.jp/announce/pm/abe/abe_0118e.html (дата обращения: 12.11.2021).
27 Индия и Австралия также являются важными партнерами в американо-японской стратегии ИТР, и С. Абэ активно занимался укреплением двусторонних отношений с этими странами. В январе 2014 г. во время визита С. Абэ в Индию стороны опубликовали совместное заявление «Укрепление японо-индийского глобального стратегического партнерства». В сентябре того же года была подписана Токийская декларация, двусторонние отношения были повышены до «особого стратегического и глобального партнерства»26.
26. Japan-India Summit Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2014. URL: https://www.mofa.go.jp/s_sa/sw/in/page23e_000339.html (дата обращения: 23.10.2021).
28 Военное сотрудничество Японии и Австралии развивалось в направлении квази-союзнических отношений. В марте 2013 г. министр иностранных дел Ф. Кисида подчеркнул, что обе страны должны укреплять сотрудничество в области безопасности27. На встрече на высшем уровне в Токио в апреле 2014 г. был подтвержден план двустороннего сотрудничества, который охватывает вооружение, оборонные технологии, координацию и сотрудничество между оборонными предприятиями и организациями и совместное обучение персонала28.
27. 第8回日豪会議(概要) (8я японо-австралийская конференция) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. 01.03.2013. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/area/page3_000044.html (дата обращения: 17.10.2021).

28. 日豪首脳会談に関する共同プレス発表(4月7日) (Совместный пресс-релиз о встрече на высшем уровне между Японией и Австралией (7 апреля)) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2014. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/files/000034802.pdf (дата обращения: 17.10.2021).
29 Важной целью возвращения США в Азию являлось сдерживание Китая, рост влияния которого в регионе угрожал позициям США в ИТР29. Этот курс США на сдерживание Китая в Азии совпал со сдерживанием Китая в рамках японской «политики великой державы». В апреле 2014 г. во время визита Б. Обамы в Японию С. Абэ заявил, что полностью поддерживает американскую стратегию «сохранения баланса в Азиатско-Тихоокеанском регионе». В свою очередь Б. Обама подтвердил: «Статья 5 Договора безопасности между США и Японией применима к островам Дяоюйдао (Сэнкаку)»30. Вслед за этим стороны приступили к активному поиску союзников для сдерживания Китая. В ноябре 2018 г. во время саммита G20 в Аргентине С. Абэ, Д. Трамп и Н. Моди провели трехстороннюю встречу, на которой заявили, что три демократические, свободные и правовые державы с общими интересами должны работать вместе для ответа Китаю в Азиатско-Тихоокеанском регионе31.
29. Хлопов О.А. Военно-политическая стратегия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе: китайский фактор // Мировая политика. 2019. № 3. С. 52.

30. Japan-U.S. Summit Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan. April 24, 2014. URL:  >>>> (дата обращения: 18.10.2021).

31. 「日米印、インド太平洋構想の重要性確認初の3首脳会談」 («Япония-США-Индия подтверждают важность Индо-Тихоокеанской инициативы, первые переговоры трех лидеров») // 朝日新聞. 01.12.2018. URL: https: // www.asahi.com/articles/ASLD121P8LD1UHBI004.html (дата обращения: 20.10.2021).
30 Являясь соседями, Китай и Япония всегда имели разногласия по историческим, территориальным, энергетическим и другим вопросам. В 2010 г. Китай обогнал Японию по размеру ВВП, постоянно увеличивалось его влияние в Азии и мире, что обострило конкуренцию двух стран. Однако экономическая выгода, которую приносило экономическое развитие Китая, заставляло Японию использовать сотрудничество с Китаем при разработке «политики великой державы».
31 Политика С. Абэ в отношении Китая основывалась на двух элементах: сдерживании (ключевой) и координации (дополнительный). Для сдерживания Китая С. Абэ активно распространял «теорию китайской угрозы». В период его премьерства в «Белой книге по обороне» каждый год большое внимание уделялось описанию военной активности КНР, пропаганде «теории китайской угрозы» и ухудшающейся обстановке в области безопасности для Японии. Используя «теорию китайской угрозы», С. Абэ активно продвигал процесс внесения поправок в Конституцию и укрепления вооруженных сил, а также занял жесткую позицию по вопросам истории и территориальным спорам: в качестве премьер-министра в 2013 г. он посетил храм Ясукуни, отрицал существование исторических проблем в двусторонних отношениях, заявлял, что «нет места для переговоров» по вопросу об островах Дяоюйдао32 и др. Таким образом, он использовал националистические настроения внутри Японии не только для внутриполитической консолидации, но и для пересмотра Конституции и избавления от «послевоенной системы».
32. 快讯: 安倍称钓鱼岛问题没有谈判余地 (Новости: Абэ сказал, что нет места для переговоров по проблеме островов Дяоюйдао) // 人民日报. 11.01.2013. URL: http://world.people.com.cn/n/2013/0111/c1002–20169436.html
32 На международном уровне правительство С. Абэ также активно внедряло в общественное сознание «теорию китайской угрозы». Согласно отчету британской газеты «Санди Таймс», в 2017 г. посольство Японии в Великобритании переводило 10 000 фунтов стерлингов в месяц Обществу Генри Джексона, британскому аналитическому центру, за антикитайскую пропаганду33.
33. 陈洋: 渲染“中国威胁论”, 安倍起劲着呢 (Чэнь Ян. Разыгрывая "теорию китайской угрозы", Абэ упорно трудится) // 观察者网. 21.02.2017. URL: https://www.guancha.cn/chenyang/2017_02_21_395188.shtml.
33 С. Абэ активно использовал «теорию китайской угрозы» и в связи с действиями Китая в Южно-Китайском море, вмешивался в отношения с Тайванем и т.д. Во время визитов на Филиппины, в Австралию, Индонезию и Вьетнам в январе 2017 г. он по разным поводам говорил о «китайской угрозе» и укреплял сотрудничество со странами, оспаривающими суверенитет КНР над акваторией Южно-Китайского моря, по вопросам безопасности, экономики и т.д.
34 Велика роль С. Абэ и в создании Четырехстороннего диалога по безопасности с США, Австралией и Индией (Quad), имеющего явную антикитайскую направленность34. С. Абэ выступил инициатором этого диалога еще в 2006–2007 гг., однако первые официальные переговоры состоялись только в 2017 г. на Филиппинах. Цель «четверки» — сохранить стратегические морские пути в Индо-Тихоокеанском регионе свободными от любого военного или политического влияния, прежде всего китайского. Для Японии это одновременно возможность усилить свое влияние в Индо-Тихоокеанском регионе.
34. Лебедева Н. Б. Станет Ли Quad 2.0. форматом QUINT? // Восточная аналитика. 2019. № 4. С. 57.
35 В период с 2012 г. до 2017 г. в китайско-японских отношениях сохранялась напряженность. Однако по мере того, как экономика Китая вступила в период устойчивого развития, политика кабинета С. Абэ в отношении Китая претерпела очевидные корректировки. С. Абэ надеялся стимулировать экономическое развитие Японии за счет смягчения отношений с Китаем. С одной стороны, это было связано с тем, что Япония уделяла все больше внимания огромному потребительскому рынку Китая, с другой — американо-японские экономические связи пострадали из-за ряда действий, предпринятых Д. Трампом. Во время визита в Китай в октябре 2018 г. С. Абэ заявил, что отношения обеих стран должны войти в новую эпоху, страны не должны представлять угрозу друг для друга и должны перейти от соперничества к сотрудничеству35. Таким образом, С. Абэ пытался проводить политику «разделения политики и экономики»: в области безопасности, особенно на многостороннем уровне, он продолжал активно проводить политику «хеджирования», создания институциональных сдержек и противовесов Китаю посредством экономических и торговых правил, а на экономическом уровне — прагматичную политику укрепления экономических связей между Китаем и Японией, что стало важной частью экономической политики Абэ36.
35. Киреева А.А. Новая историческая веха в китайско-японских отношениях: насколько глубоко потепление и что за ним стоит? // Японские исследования. 2020. № 1. С. 11.

36. Абэномика — это ряд экономических мер, принятых премьер-министром Японии Синдзо Абэ для стимулирования японской экономики с момента его прихода к власти в конце 2012 г., прежде всего смягчение денежно-кредитной политики и ускоренное снижение курса иены. Абэномика призвана оживить стагнирующую экономику Японии, которая в течение 1990х, 2000х и 2010х гг. была подвержена дефляции.
36 ***
37 «Политика великой державы» С. Абэ направлена на отказ от «послевоенной системы» и превращение Японии в политическую державу, обладающую соответствующей военной и экономической мощью и способную играть важную роль на международной арене. Реализуя эти планы, С. Абэ продемонстрировал гибкость и смог добиться определенных успехов как внутри страны, так и за рубежом. Путем внесения поправок в толкование Конституции, снятия запрета на право на коллективную самооборону, развития вооруженных сил и реформирования политики безопасности, военная мощь Японии достигла существенно более высокого уровня, что в определенной степени изменило «послевоенную систему» и стало важным шагом в превращении Японии в великую державу. Используя «дипломатию ценностей», «глобальную дипломатию», развитие отношений с США и Китаем, С. Абэ не только усилил влияние Японии на региональные процессы, но и повысил ее роль в мире.
38 В то же время С. Абэ не удалось полностью избавиться от бремени «послевоенной системы», он лишь пересмотрел толкование Конституции, но не ее саму, что по-прежнему ограничивает военное строительство и проведение военных операций. Участие Японии в региональных и глобальных делах по-прежнему основывалось на американо-японском союзе, так и не став полностью независимым. Несмотря на то, что политика сдерживания привела к некоторому ухудшению морской безопасности Китая, она не смогла воспрепятствовать развитию Китая и не снизила его конкурентоспособность по сравнению с Японией.
39 «Политика великой державы» является стратегическим направлением внешней политики Японии. Учитывая продолжающееся доминирование Либерально-демократической партии на политической арене Японии, она будет продолжена. Новый премьер-министр Японии Фумио Кисида уже назвал конституционные изменения приоритетом на 2022 год37. Другим приоритетом он назвал военное строительство и стремление к активному участию в военных операциях — как миротворческих в рамках ООН, так и военных операциях в рамках американо-японского союза. Япония продолжит укреплять союзнические отношения с США, но будет стремиться к большему равенству со своим союзником, а также продолжит расширять свое участие в международных делах, в том числе в связи с намерением Токио получить статус постоянного члена СБ ООН38. В июне 2022 г. Япония впервые приняла участие в саммите НАТО в статусе гостя. На саммитах НАТО и G7 в Германии Ф. Кисида продолжил развивать японо-американскую «Индо-Тихоокеанскую стратегию» и раздувать «теорию китайской угрозы» для сдерживания Китая под предлогом сохранения морского порядка. В то же время Япония активно стремиться к сотрудничеству с Китаем в сфере экономики и защиты окружающей среды. Так, официально подписанное в ноябре 2020 г. Китаем, Японией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона соглашение о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (RCEP)39 ознаменовало создание самой крупной по масштабам экономики и самой перспективной зоны свободной торговли, предоставляющей новые возможности для развития национальных экономик и международного сотрудничества.
37. Кисида назвал конституционные изменения в Японии приоритетом на 2022 год // ИА Красная Весна. 1 января 2022. URL:  >>>> (дата обращения: 07.04.2022).

38. 23 мая 2022 г. на встрече с Фумио Кисида Дж. Байден подтвердил поддержку Японии в стремлении стать постоянным членом СБ ООН. См.: Байден подтверждает курс США на милитаризацию Восточной Азии // Фонд стратегической культуры. 23.05.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 02.09.2022).

39. Вступило в силу 1 января 2022 г.

Библиография

1. Белая книга обороны 2020 // Министерство обороны Японии. 2020. URL: https://www.mod.go.jp/en/publ/w_paper/wp2020/DOJ2020_Digest_RU.pdf (дата обращения: 06.10.2021).

2. Галузин М.Ю., Старостина И.А. Первый японский закон о национальном референдуме по конституции 1947 г. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. отечественная и зарубежная литература. серия 4: государство и право. реферативный журнал. 2008.

3. Добринская О.А. Индия во внешней политике С. Абэ // Ежегодник Япония. 2019. Т. 48. С. 25–55.

4. Киреева А.А. Новая историческая веха в китайско-японских отношениях: насколько глубоко потепление и что за ним стоит? // Японские исследования. 2020. № 1. С. 21–47.

5. Крячкина Ю.А. Японо-американский союз: время перемен? // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 1. С. 168–182.

6. Кисида назвал конституционные изменения в Японии приоритетом на 2022 год // ИА Красная Весна. 1 января 2022. URL: https://rossaprimavera.ru/news/03eccf06 (дата обращения: 07.04.2022).

7. Лебедева Н. Б. Станет Ли Quad 2.0. форматом QUINT? // Восточная аналитика. 2019. № 4. С. 56–76.

8. Решение кабинета министров принято: допускается ограниченное использование права на коллективную самооборону // Nippon.com. 30.07.2014. URL: https://www.nippon.com/ru/features/h00062/ (дата обращения: 01.03.2022).

9. Стрельцов Д.В. Российско-японские отношения: долгосрочные факторы развития // Вестник МГИМО-Университета. 2020. 13(3). С. 68–85.

10. Тимофеев В.В., Шевчук О.М. Личностная дипломатия Абэ Синдзо во внешней политике Японии на примере Северо-Восточной Азии (2012–2020 гг.) // Россия и АТР. 2021. № 3. С. 19–35.

11. Хлопов О.А. Военно-политическая стратегия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе: китайский фактор // Мировая политика. 2019. № 3. С. 47–59.

12. “Japan is Back”. Policy Speech by Prime Minister Shinzo Abe at the Center for Strategic and International Studies (CSIS) // Prime Minister of Japan and His Cabinet. 2013. URL: https://japan.kantei.go.jp/96_abe/statement/201302/22speech_e.html (дата обращения: 08.10.2021).

13. Japan-U.S. Summit Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2014. URL: https://www.mofa.go.jp/na/na1/us/page3e_000253.html (дата обращения: 18.10.2021).

14. Japan-India Summit Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2014. URL: https://www.mofa.go.jp/s_sa/sw/in/page23e_000339.html (дата обращения: 23.10.2021).

15. Policy Speech by Prime Minister Shinzo Abe to the 183rd Session of the Diet // Prime Minister of Japan and His Cabinet. 2013. URL: https://japan.kantei.go.jp/96_abe/statement/201301/28syosin_e.html (дата обращения: 18.10.2021).

16. Shinzo Abe. “Asia’s Democratic Security Diamond” // Project Syndicate. 2012. URL: http:// www.project-syndicate.org/commentary/a-strategic-alliance-for-japan-and-india-by-shinzo-abe (дата обращения: 10.10.2021).

17. The Bounty of the Open Seas: Five New Principles for Japanese Diplomacy. Address by H.E. MR. Shinzo Abe. Prime Minister of Japan January. 2013 JAKARTA // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/announce/pm/abe/abe_0118e.html (дата обращения: 12.11.2021).

18. 陈洋: 渲染“中国威胁论”, 安倍起劲着呢 (Чэнь Ян. Разыгрывая «теорию китайской угрозы», Абэ упорно трудится) // 观察者网. 21.02.2017. URL: https://www.guancha.cn/chenyang/2017_02_21_395188.shtml (дата обращения: 10.03.2022).

19. 霍建岗: 日本“修宪”、“释宪”的历史与现状 (Хо Цзянган. История и текущая ситуация с «конституционной поправкой» и «конституционным толкованием» Японии) // 国际研究参考. 2015年. 第3期.

20. 吕耀东: 解析日本战略性外交的政治诉求 (Лу Яодун. Анализ политических требований стратегической дипломатии Японии) // 东北亚论坛. 2018年. 第2期.

21. 日本国宪法 (暂译) (Конституция Японии (предварительный перевод)) // Embassy of Japan in China. 01.04.2020. URL: https://www.cn.emb-japan.go.jp/itpr_zh/kenpo_zh.html (дата обращения: 28.07.2022)

22. 时永明: 东亚区域合作与中日关系 (Ши Юнмин. Восточноазиатское региональное сотрудничество и китайско-японские отношения) // 和平与发展. 2012年. 第4期.

23. 杨鲁慧, 孟东洽: 小泉政府以来日本新保守主义政治的发展演变及特点 (Ян Лухуэй, Мэн Дунця. Эволюция и характеристики неоконсервативной политики Японии со времен администрации Коидзуми) // 辽宁大学学报 (哲学社会科学版). 2020. 第48卷. 第4期.

24. 安倍晋三 新しい国へ美しい国へ完全版 (Синдзо Абэ. В новую страну, в красивую страну. Полная версия) // 文藝春秋. 2013.

25. 国家安全保障戦略について (О стратегии национальной обеспечении безопасности) // 防衛省 自衛隊. 2013. URL: https://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/pdf/security_strategy.pdf (дата обращения: 06.10.2021).

26. 「日米印、インド太平洋構想の重要性確認初の3首脳会談」 («Япония-США-Индия подтверждают важность Индо-Тихоокеанской инициативы, первые переговоры трех лидеров») // 朝日新聞. 01.12.2018. URL: https: //www.asahi.com/articles/ASLD121P8LD1UHBI004.html (дата обращения: 20.10.2021).

27. 日豪首脳会談に関する共同プレス発表(4月7日) (Совместный пресс-релиз о встрече на высшем уровне между Японией и Австралией (7 апреля)) // 外務省. 2014. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/files/000034802.pdf (дата обращения: 17.10.2021).

28. 平成 31 年度以降に係る防衛計画の大綱について (О набросках плана обороны на 2019 год и далее) // 外務省. URL: https://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/pdf/20181218.pdf (дата обращения: 06.10.2021).

29. 在任期間通算2886日安倍首相歴代最長に並ぶ (Общий срок полномочий премьер-министра Абэ 2886 дней — самый продолжительный в истории) // NHK. 19.11.2019. URL: https://www.nhk.or.jp/politics/articles/statement/25997.html (дата обращения: 20.10.2021).

30. 第8回日豪会議(概要) (8 я японо-австралийская конференция) // 外務省. 01.03.2013. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/area/page3_000044.html (дата обращения:17.10.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести