Заключительная сессия ВСНП 13-го созыва и некоторые итоги государственного строительства за 10 лет
Заключительная сессия ВСНП 13-го созыва и некоторые итоги государственного строительства за 10 лет
Аннотация
Код статьи
S013128120021696-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Виноградов Андрей Владимирович 
Аффилиация: МГИМО-Университет МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Трощинский Павел Владимирович
Должность: ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока Российской академии наук
Аффилиация: Институт Дальнего Востока Российской академии наук (ИДВ РАН)
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
7-21
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы государственно-правового и социально-экономического развития Китайской Народной Республики в 2021 г., а также анализируются некоторые тенденции государственного строительства в КНР за последние 10 лет. На основании докладов, представленных на пятой, заключительной сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва (март 2022 г.), приводятся основные показатели работы в 2021 г. Государственного совета, Постоянного комитета ВСНП, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры. Принятые законы свидетельствуют об усилении роли государства в общественной и экономической жизни, а также о внимании китайского законодателя к правовому обеспечению суверенитета и защиты национальных интересов на международной арене в условиях санкций и усиления конфронтации с Западом.

Ключевые слова
Китай, государственное строительство, партия и государство, правовое регулирование, антисанкционная политика, борьба с коррупцией, экономическое развитие в 2021 г
Классификатор
Получено
12.05.2022
Дата публикации
01.09.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
540
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 С 5 по 15 марта 2022 г. в Пекине прошла пятая сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва1. В марте 2023 г. начнет работу ВСНП 14-го созыва, на первой сессии которой будет избран на следующий пятилетний срок Председатель КНР. В 2018 г. конституционными поправками парламент исключил ограничение по сроку нахождения в должности Председателя КНР, вернувшись к положениям первой Конституции КНР 1954 г.2, и открыл возможность для переизбрания Си Цзиньпина на третий срок. Окончательное решение по кандидатуре Председателя КНР будет принято на XX съезде КПК осенью 2022 г. Доктринально являясь главой государства, китайский парламент действует в соответствии с решениями Коммунистической партии Китая, количество членов которой в ВСНП сейчас превышает 70 %3.
1. Цзин Ту. Важная витрина для наблюдения за развитием Китая // Журнал Китай. 2022. № 4. С. 12–17.

2. Cм.: Виноградов А.В., Трощинский П.В. Первая сессия ВСНП 13-го созыва и конституционные поправки // Проблемы Дальнего Востока. 2018. № 2. С. 23–24.

3. 全国人民代表大会 (Всекитайское собрание народных представителей) // 维基百科. URL:  >>>> (дата обращения: 11.05.2022).
2 На сессии ВСНП были заслушаны отчеты премьера Государственного совета, председателя ПК ВСНП, председателя Верховного народного суда (ВНС) и председателя Верховной народной прокуратуры (ВНП) о проделанной за год работе, приняты новые законы.
3 Одним из важнейших вопросов заключительной сессии ВСНП 13-го созыва стало формирование состава ВСНП 14-го созыва, было принято соответствующее постановление4, согласно которому число женщин-делегатов должно быть больше, чем в предыдущем 13-м созыве. То же самое касается численности делегатов от рабочих, крестьян, специалистов, в т.ч. технического профиля, соответственно должно быть уменьшено число делегатов из числа руководящих работников. 11 марта ВСНП приняло два постановления о правилах избрания делегатов в парламент нового созыва от Сянгана (Гонконга) и Аомэня (Макао). В сентябре 2021 г. в Сянгане (Гонконге) прошли всеобщие выборы в отраслевые отделения Избирательной комиссии. Созданная избирательная система, по мнению китайских экспертов, представляет собой «институциональную гарантию реализации принципа “патриоты управляют Сянганом”»5. Процесс формирования депутатского корпуса ВСНП нового созыва должен быть завершен в январе 2023 г.
4. 第十三届全国人民代表大会第五次会议关于第十四届全国人民代表大会代表名额和选举问题的决定 (Постановление ПК ВСНП о нормах представительства в ВСНП 14-го созыва и вопросах проведения выборов) // 全国两会专题. URL:  >>>> (дата обращения: 11.05.2022).

5. Чжан Шижун. Создание новой ситуации для Сянгана с помощью улучшенной избирательной системы // Журнал Китай. 2021. № 10. С. 4.
4

Отчет о работе правительства

5 В 2021 г. Китай успешно противостоял пандемии коронавируса, разработал и произвел несколько миллиардов доз национальной вакцины, привил ею большинство населения страны. Несмотря на негативное влияние пандемии, обострение отношений с Западом, общее ухудшение международной обстановки, в КНР было официально объявлено о полном построении общества сяокан. Таким образом, была достигнута стратегическая цель к столетнему юбилею образования КПК.
6 5 марта с докладом о работе правительства выступил премьер Государственного совета Ли Кэцян6. По итогам 2021 г. ВВП Китая увеличился на 8,1 % до 18 трлн долл. (114,37 трлн юаней) при плане 6 %. Превышение плана стало возможным благодаря быстрому восстановлению китайской экономики после начала пандемии, а также росту внешней торговли, объем которой составил 6,05 трлн долл. (39,1 трлн юаней), увеличившись за год на 1,4 трлн. (на 21,4 %). Рост в торговле с США составил 20,2 %, Евросоюзом — 19,1 %, странами АСЕАН — 19,7%. ВВП на душу населения превысил 12 тыс. долл. США и среднемировой уровень. Численность трудоустроенного населения увеличилась на 12,69 млн человек, уровень безработицы составил 5,1 %, индекс потребительских цен вырос на 0,9 %, в основном сохранялась сбалансированность международных платежей, объем золотовалютных резервов государства остался на уровне 3,2 трлн долл. США.
6. 政府工作报告 (Доклад о работе правительства) // 中华人民共和国中央人民政府门户网站. URL:  >>>> (дата обращения: 11.05.2022).
7 Фактически использованные прямые иностранные инвестиции составили 173,5 млрд долл. США, увеличившись на 20,2 %, прямые инвестиции в зарубежные нефинансовые проекты достигли 113,6 млрд долларов США, увеличившись на 3,2 %. По состоянию на конец 2021 г. в рамках инициативы «Один пояс, один путь» Китай подписал более 200 документов о сотрудничестве со 145 странами и 32 международными организациями.
8 На 2022 г. китайское правительство запланировало рост ВВП на уровне 5,5 %, целевой показатель дефицита бюджета — на уровне 2,8 % (в 2021 г. он составил 3,2 %), инфляция не должна превысить 3 %, а уровень безработицы сохраниться в пределах 5,5 %, в городах и поселках предполагается создание более 11 млн новых рабочих мест. Рост расходов Китая на нужды обороны предусмотрен на уровне 7,1 % (около 230 млрд долл., в 2020 г. они составляли 6,8 % (209 млрд долл.); производство зерновых — свыше 650 млн т.
9 Из доклада главы правительства следует, что Китай стабильно и успешно развивает национальную экономику. Вместе с тем страна стоит перед целым рядом новых вызовов, к первоочередным из которых относятся старение населения, отсутствие высокотехнологичной продукции собственного производства в некоторых критически важных отраслях, неопределенность ситуации на финансовом рынке, негативные последствия, вызванные осуществлением «политики нулевой терпимости» к коронавирусу: уменьшение спроса, кризис предложения и снижение ожиданий экономического роста.
10 Для решения этих и других проблем Госсовет КНР разрабатывает и принимает различные меры, включая снижение налогового бремени7, поддержку инновационного сектора, создание зон свободной торговли (например, на о. Хайнань) и др.
7. В настоящее время необлагаемая подоходным налогом сумма составляет в Китае 5 тыс. юаней в месяц. На сессии ВСНП дано указание о включении расходов по уходу за детьми в возрасте до трех лет в состав дополнительного налогового вычета при исчислении личного подоходного налога.
11

Доклад о работе ПК ВСНП

12 8 марта с докладом о работе ПК ВСНП выступил председатель Постоянного комитета Ли Чжаньшу8. За 2021 г. ПК ВСНП принял целый ряд законов и поправок в действующее законодательство (в общей сложности было принято 17 законов, в 22 действующих внесены поправки). Большинство из них затронуло конституционную, административную и экономическую сферы.
8. 全国人民代表大会常务委员会工作报告 (Доклад о работе ПК ВСНП) // 中华人民共和国中央人民政府门户网站. URL:  >>>> (дата обращения: 11.05.2022).
13

I. В конституционной сфере:

14 – Закон КНР об обеспечении статуса и защите прав и интересов военнослужащих (中华人民共和国军人地位和权益保障法) (10.06.2021);
15 – Закон КНР о противодействии иностранным санкциям (中华人民共和国反外国制裁法) (10.06.2021);
16 – Закон КНР о контролерах (中华人民共和国监察官法) (20.08.2021);
17 – Закон КНР о сухопутной государственной границе (中华人民共和国陆地国界法) (23.10.2021);
18 – Закон КНР о борьбе с организованной преступностью (中华人民共和国反有组织犯罪法) (24.12.2021);
19 – Были внесены изменения в Регламент ПК ВСНП (11.03.2021); Закон КНР об организации ВСНП (11.03.2021); Правила избрания НОАК депутатов ВСНП и местных СНП уездного уровня (29.04.2021).
20

II. В административной сфере:

21 – Закон КНР о морской полиции (中华人民共和国海警法) (22.01.2021);
22 – Закон КНР о безопасности данных (中华人民共和国数据安全法) (10.06.2021);
23 – Закон КНР о защите персональных данных (中华人民共和国个人信息保护法) (20.08.2021);
24 – Закон КНР о юридической помощи (中华人民共和国法律援助法) (20.08.2021);
25 – Закон КНР о врачах (中华人民共和国医师法) (20.08.2021);
26 – Закон КНР о предупреждении шумового загрязнения (中华人民共和国噪声污染防治法) (24.12.2021).
27 В общей сложности изменениям подверглось более 10 административных законов, к наиболее важным следует отнести Закон КНР о народонаселении и планировании рождаемости, поправками в который (20.08.2021) закреплено право китайских семей на рождение трех детей.
28

III. В сфере хозяйственного (экономического) права:

29 – Закон КНР о содействии возрождению сельских районов (中华人民共和国乡村振兴促进法) (29.04.2021);
30 – Закон КНР о борьбе с расточительством в еде (中华人民共和国反食品浪费法) (29.04.2021);
31 – Закон КНР о свободном торговом порте Хайнань (中华人民共和国海南自由贸易港法) (10.06.2021);
32 – Закон КНР о гербовом сборе (中华人民共和国印花税法) (10.06.2021);
33 – Закон КНР об охране заболоченных земель (中华人民共和国湿地保护法) (24.12.2021).
34 Изменениям также подвергся ряд действующих законов: Закон КНР о контроле за импортными и экспортными товарами и Закон КНР о рекламе (29.04.2021), Закон КНР об аудите (23.10.2021), Закон КНР о семенах (24.12.2021) и другие. 1 сентября 2021 г. вступил в силу Закон КНР о налоге на сделки с недвижимым имуществом (принят 11.08.2020).
35 В гражданско-правовой и торговой сферах законы ПК ВСНП не принимал, изменений в действующие законы не вносил. Вместе с тем 1 января 2021 г. вступил в силу принятый 28 мая 2020 г. Гражданский кодекс (ГК) КНР, что оказало серьезное влияние на правоприменительную практику в гражданско-правовой сфере и потребовало от китайских судов принятия ряда актов толкования ГК. В социальной сфере принят Закон КНР о поощрении семейного воспитания (23.10.2021)9, внесены изменения в Закон КНР о безопасности на производстве (10.06.2021) и Закон КНР о профессиональных союзах (24.12.2021), в котором впервые было закреплено положение о руководстве КПК профсоюзами (ч.1 ст.2).
9. Данный закон — «первая попытка страны регламентировать сферу взаимоотношений в семье». См.: Ло Цзе. Семья — вопрос государственной значимости // Журнал Китай. 2022. № 1. С. 6–7.
36 В процессуальной сфере изменен Гражданско-процессуальный кодекс (24.12.2021).
37 Анализ работы ПК ВСНП работы в 2021 г. позволяет сделать следующие выводы:
38 Во-первых, Китай приступил к правовому регулированию национальной антисанкционной политики, перейдя от ручного управления к законодательным мерам. Впервые за долгие годы со времени введения санкций против КНР в стране был принят единый закон по борьбе с иностранными санкциями10. Его принятие свидетельствует не только о понимании длительного и системного характера конфронтации с Западом, но и о готовности Китая проводить активную внешнюю политику по противодействию западному давлению.
10. 高妍蕊: 反外国制裁法为反霸权提供法律武器 (Гао Яньжуй. Закон о противодействии иностранным санкциям предоставил юридическое оружие против гегемонизма) // 中国发展观察. 2021年. 第12期. 第49–51页.
39 В 2020 г. в рамках противодействия санкциям были приняты «Положение о перечне ненадежных субъектов» (19.09.2020) и «Правила проверки безопасности иностранных инвестиций» (27.11.2020). В самом начале 2021 г. Министерство коммерции приняло «Правила предотвращения неправомерного экстерриториального применения иностранных законов и мер» (09.01.2021). Они были разработаны на основании действующего «Закона КНР о государственной безопасности» в целях защиты государственного суверенитета, безопасности и интересов развития, а также охраны законных прав и интересов китайских граждан, юридических лиц и иных организаций (ст.1). Правилами устанавливается, что если китайские граждане, юридические лица или иные организации столкнулись с неправомерными запретами, ограничениями со стороны иностранного закона, им следует обратиться в Министерство коммерции с соответствующим донесением.
40 Если в ходе проверки будет установлено неправомерное применение ограничений в отношении китайских лиц и организаций, соответствующий орган может принять решение издать от имени Министерства коммерции запрет, предполагающий отказ в признании, исполнении и соблюдении соответствующего иностранного закона или меры. Правительство Китая может, исходя из фактических обстоятельств, предпринимать необходимые контрмеры в отношении неправомерного экстерриториального применения иностранных законов и мер.
41 В июле 2021 г. в ускоренном порядке (без публичного обсуждения) ПК ВСНП принимает закон, направленный на противодействие западной санкционной политике. Закон наделяет правительство КНР полномочиями вводить ответные меры против иностранных организаций и граждан, участвующих в разработке, принятии решений и применении иностранных санкций против китайских организаций и граждан. В ст. 2 закона отмечается, что Китай твердо придерживается мирного сосуществования и дружественного сотрудничества. Однако категорически выступает против гегемонизма, политики силы и вмешательства в свои внутренние дела в различной форме под различным предлогом (ч. 1 ст. 3). Устанавливается: «Если иностранное государство в нарушении международного права и основных принципов международных отношений под различного рода предлогами или на основании собственного законодательства в целях ограничения или давления на Китай вводит ограничительные меры дискриминационного характера в отношении китайских граждан или организаций и вмешивается во внутренние дела Китая, то Китай вправе ввести соответствующие контрсанкции» (ч. 2 ст. 3).
42 Во-вторых, нарастание напряженности в отношениях с западными странами и союзниками США в регионе, в т.ч. в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе, требует комплексных мер противодействия. Были приняты законы в сфере защиты национальных границ, территориальной целостности государства: Закон о морской полиции и Закон о сухопутной государственной границе, предоставляющий право армии КНР применять военную силу к нарушителям китайских границ. Теперь, в соответствии с законом, органы морской полиции вправе принимать необходимые меры в отношении иностранных военных судов и иностранных правительственных судов, используемых в некоммерческих целях, нарушающих законодательство Китая, приказывать им немедленно покинуть соответствующие морские районы. Для тех, кто отказывается покинуть и причиняет серьезный вред или создает угрозу, органы морской полиции вправе применять принудительное вытеснение и принудительную буксировку. В случаях, когда государственный суверенитет Китая нарушается иностранными организациями и/или отдельными лицами, органы морской полиции вправе принимать все необходимые меры, включая применение оружия.
43 Указанные законодательные акты подтверждают происходящие во внешнеполитической стратегии Китая изменения, которые фиксируются в китайских инициативах, но не имеют нормативного характера и поэтому оставляют широкие возможности для интерпретаций. Принятие соответствующих законов стало юридическим обозначением «красных линий», определяемых политиками.
44 В-третьих, подробному правовому регулированию в 2021 г. подверглась цифровая сфера. В правовой системе появились Закон о безопасности данных и Закон о защите персональных данных. Первый закон был принят в целях обеспечения цифрового суверенитета Китая, всестороннего контроля за цифровой информацией и обязывает соответствующих субъектов хранить большие данные на территории КНР. Появление закона знаменует начало нового этапа в становлении и развитии системы кибербезопасности. Правительство КНР проводит широкомасштабную проверку крупных китайских цифровых холдингов, имеющих листинг в США, в целях обеспечения безопасности данных и защиты государственных интересов. Власти запрещают крупным национальным корпорациям размещать свои акции на зарубежных фондовых рынках.
45 Вторым законом, работа над которым велась с 2003 г., продолжена политика по суверенизации национальной цифровой системы. Впервые на уровне единого закона осуществлено регулирование деятельности по сбору, хранению, передаче и использованию персональных данных граждан. «Никакие организации, частные лица не могут посягать на права и интересы, связанные с персональной информацией физических лиц» (ст. 2). Нежелание властей допускать иностранцев к инсайдерской информации о деятельности китайских компаний, аккумулирующих у себя персональные данные китайских пользователей, привело к масштабным проверкам крупных национальных корпораций. Иностранным платформам, желающим работать на территории КНР, придется «китаизировать» свои системы безопасности с учетом требований китайских властей.
46 Принятые законы свидетельствуют о расширении цифрового пространства в Китае и последовательном увеличении роли государства не только в сфере его регулирования, но и в усилении контроля за общественными процессами и гражданами. Формирующаяся в Китае система социальных рейтингов как новый вид социального регулирования получила необходимую цифровую информационную платформу, повышающую ее объективность.
47 В-четвертых, приняты законы исключительно правоохранительного характера: Закон КНР о контролерах и Закон КНР о борьбе с организованной преступностью. Положения первого направлены на регулирование правового статуса работников новой контрольной власти, созданной в 2018 г. Закон о борьбе с организованной преступностью ранее не существовал в правовой системе КНР, его положения направлены на правовое регулирование борьбы с организованными преступными сообществами, которые остаются мощной силой в ряде регионов страны.
48 В-пятых, в правовой системе КНР в 2021 г. появился ряд законов, не имеющих аналогов в мире. В первую очередь это Закон о борьбе с расточительством в еде, положения которого направлены на борьбу с пищевыми отходами, которые возникают в результате безответственного потребления пищи гражданами КНР11. Всекитайскую кампанию по противодействию расточительству при потреблении пищи возглавил лично Си Цзиньпин, который призвал к ответственному потреблению не только граждан, но и бизнес, в погоне за прибылью навязывающий посетителям чрезмерное количество блюд12. Закон содержит репрессивные санкции к ресторанам, нарушающим его положения, включая крупные штрафы (до 100 тыс. юаней) и отзыв лицензии.
11. По самым усредненным подсчетам только в городах в год нерационально расходуется 17–18 млрд кг пищевых отходов. См.: 《中华人民共和国反食品浪费法》解读 (Разъяснение «Закона КНР о пищевых отходах») // 石泉县人民政府. URL:  >>>> (дата обращения: 11.05.2022).

12. 王萍: 反食品浪费法:“小快灵”立法的生动实践 (Ван Пин. Закон о борьбе с расточительством в еде: живая практика законодательства «Маленького куайлина») // 中国人大. 2022年. 第2期. 第27页.
49 В плане законодательной работы на 2022 г.13 стоит принятие:
13. 全国人大常委会2022年度立法工作计划 (План законодательной работы ПК ВСНП на 2022 г.) // 中国人大网. URL:  >>>> (дата обращения: 11.05.2022).
50 – Закона об обеспечении продовольственной безопасности (粮食安全保障法);
51 – Закона о борьбе с мошенничеством в телекоммуникационной сфере (反电信网络诈骗法);
52 – Закона о гражданском принудительном исполнении (民事强制执行法);
53 – Закона о социальной помощи (社会救助法);
54 – Закона о финансовой стабильности (金融稳定法);
55 – Закона о ресурсах (能源法).
56 – Закона о таможенных пошлинах (关税法);
57 – Закона о налоге на добавленную стоимость (增值税法).
58 Говоря о развитии законодательного процесса в целом, следует отметить усиление роли государства в общественных и экономических процессах, а также в отношениях с внешним миром. Несмотря на приоритет китайского законодательства перед международным, отношения с внешним миром Китай стремится выстраивать в правовом поле прежде всего в тех сферах, где необходимо обеспечить суверенитет и защиту национальных интересов в неблагоприятных международных условиях. Законодательное регулирование устанавливает для этого надежный механизм. В то же время целый ряд внешнеполитических инициатив Китая, направленных на развитие экономического сотрудничества, по-прежнему остается вне зоны правового регулирования, оставляя КНР возможности максимально гибко и полно реализовать свои конкурентные преимущества. Это в первую очередь, относится к инициативе «Один пояс, один путь», сохраняющей статус суверенной китайской инициативы, а не международной организации, регулируемой нормативными документами. Это же относится к диалоговым форматам, таким как БРИКС, где очевидный лидерский потенциал Китая еще полностью не раскрыт.
59

Борьба с коррупцией и Государственный контрольный комитет

60 Одним из приоритетных направлений деятельности китайского государства в последнее десятилетие стала борьба с коррупцией. Конституционными поправками 2018 г. в КНР была создана отдельная конституционная контрольная (надзорная) власть14. Государственный контрольный комитет (ГКК) был наделен обширными полномочиями, включая право на возбуждение уголовных дел и ограничение свободы проверяемого лица на срок до 6 месяцев без санкции прокуратуры или решения суда. По данным контрольных комитетов в 2021 г. эта мера была применена в общей сложности к 5 006 лицам, подозреваемым в совершении коррупционных преступлений. Главной задачей контрольных комитетов является выявление и сбор юридически значимых доказательств в отношении лиц и организаций, вовлеченных в коррупционные схемы, и передача материалов дела в прокуратуру для выдвижения обвинения и его поддержки в суде. По сравнению с 2020 г. в 2021 г. произошел рост количества расследуемых контрольными комитетами коррупционных дел на 18,3 %.
14. Алексеенко А.П. Становление надзорной власти в Китае // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 74–77. DOI: 10.18572/1812–3767–2021–1–74–77
61 Согласно докладу председателя Верховного народного суда Чжоу Цяна от 8 марта 2022 г.15 в течение 2021 г. китайскими судами было рассмотрено свыше 23 тыс. дел по коррупционным обвинениям против 27 тыс. человек на сумму около 60 млрд юаней. Обвинения в коррупции предъявлены в том числе 23 кадровым работникам провинциального и министерского уровня, включая бывшего председателя комитета НПКСК пров. Гуйчжоу Ван Фуюя (в январе 2022 г. приговорен к смертной казни с отсрочкой исполнения на два года) и бывшего секретаря политико-правового комитета КПК пров. Цзянсу Ван Ликэ (приговор на стадии вынесения).
15. 最高人民法院工作报告 (Доклад о работе Верховного народного суда) // 中华人民共和国最高人民法院. URL:  >>>> (дата обращения: 11.05.2022).
62 29 января 2021 г. в отношении самого крупного коррупционера в истории нового Китая Лай Сяомина (赖小民) Верховным народным судом КНР было санкционировано приведение в исполнение смертной казни. Бывший партийный секретарь и по совместительству председатель совета директоров китайской корпорации управления активами Huarong (China Huarong Asset Management Co., Ltd.) в период с 2008 по 2018 г. получил взятки на сумму свыше 1 млрд 788 млн юаней.
63 Отчет о работе ГКК перед ВСНП не проводился и не предполагается. Однако периодически появляется информация о его достижениях в рамках противодействия коррупции. Согласно докладу Чжан Цзюня16 в течение 2021 г. в общей сложности в органы прокуратуры от контрольных органов поступили материалы по должностным преступлениям, совершенным 20 754 работниками, предъявлены обвинения 16 693 из них; в рамках совместной работы органов контроля и прокуратуры предъявлены обвинения в получении взяток 9 083 должностным лицам, в даче взяток — 2689 лицам; в отношении 17 скрывшихся от органов следствия и суда и умерших коррупционеров запущена процедура конфискации имущества.
16. 最高人民检察院工作报告 (Доклад о работе Верховной народной прокуратуры) // 中华人民共和国中央人民政府门户网站. URL:  >>>> (дата обращения: 11.05.2022).
64 В сентябре 2021 г. Центральная комиссия по проверке дисциплины и Государственный контрольный комитет обнародовали «Мнение о дальнейшем продвижении совместного расследования дел, связанных с получением и дачей взяток» (关于进一步推进受贿行贿一起查的意见). Одним из положений документа стало создание в КНР «черного списка» (黑名单) коррупционеров, в который в 2021 г. был включен 31 человек, к 29 из которых уже применены меры принуждения.
65 В деятельности ГКК обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, несмотря на существование у этого органа, в отличие от ЦКПД, конкретных процессуальных полномочий, чем и была обоснована необходимость его создания, он так и не стал полноценной властью, занимается узкими вопросами, связанными с всесторонним контролем и надзором за деятельностью государственных чиновников. ГКК, таким образом, воплощает особый характер разделения власти в китайском государстве — не распределение власти между независимыми ветвями-субъектами, а разделение функций в государственном управлении. На данный момент ГКК предстает своего рода вспомогательным инструментом власти, типологически близким аналогом которого в КНР является НПКСК, а в гоминьдановском Китае — Законодательный юань, занимавшийся подготовкой законов, но не их принятием. Во-вторых, особый характер ГКК подтверждается тем, что действующим законодательством не предусмотрен его обязательный ежегодный отчет (доклад) о работе перед ВСНП (в отличие, например, от ВНС или ВНП). Законом КНР о контроле установлен лишь отчет о работе контрольных комитетов соответствующих уровней перед постоянными комитетами СНП (ч. 2 ст. 53). Складывается парадоксальная ситуация. ВСНП учредила государственный орган, обладающий высшим, конституционным статусом, который не отчитывается перед ВСНП. Государственный контрольный комитет можно охарактеризовать как еще один орган специфического регулирования общественных отношений, ориентированный не на все общество, а на государство, как орган внутреннего контроля и саморегулирования государства, имеющий конституционный статус.
66 Начало нынешнего этапа борьбы с коррупцией совпало со сменой поколений руководства и избранием Си Цзиньпина на пост генерального секретаря ЦК КПК. Каждая смена руководства в КНР периода реформ сопровождалась усилением борьбы с коррупцией, которая повышала партийную дисциплину и утверждала власть и авторитет новых руководителей. На этот раз кампания вышла за привычные рамки и на определенном этапе превратилась в главную сферу политической жизни, став первым косвенным подтверждением важнейшего перелома в стратегии реформ.
67 С 3-го пленума ЦК КПК (1978) главным направлением деятельности партии и государства была экономическая модернизация, а ее целью — экономический рост. К началу 2010х гг. успешно решив стоявшие перед страной задачи, созданная в КНР экономическая модель начала устаревать и требовать обновления. Этот сложный в теоретическом и практическом плане поворот требовал времени для осмысления. Экономика еще продолжала на протяжении определенного периода оставаться в фокусе внимания КПК. Однако постепенно наступало понимание, что первый этап реформ социализма в Китае близится к завершению, КНР вступает в новый период. Он получил название «второй этап начального этапа социализма»17. Его главной задачей становится не развитие экономики, а создание новой модели государства. Одним из наиболее ярких свидетельств появления нового направления реформ стало изменение критериев социализма. Сущностью социализма сегодня называется уже не общественная собственность и распределение по труду, как считалось до этого на протяжении всех лет реформ, а руководство компартии18. Экономические критерии, таким образом, уступают свое место социально-политическим.
17. 燕连福: 习近平新时代中国特色社会主义思想的生成与发展 (Янь Ляньфу. Становление и развитие идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи) // 《马克思主义研究》2020 年. 第12 期. 第30页.

18. «Самой главной сущностной чертой китайского социализма является руководство КПК». 李海青: 习近平新时代中国特色社会主义思想对马克思主义发展的原创性贡献 (Ли Хайцин. Основополагающий вклад Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи в развитие марксизма) // 党政研究. 2022年. 第2期. 第7页.
68 Другим важным отличием начавшегося этапа стало изменение цели развития и содержания эпохи. В действительности провозглашенное в качестве цели Возрождение Китая сменило другую цель — построение общества сяокан, суть которой была отражена в лозунге Дэн Сяопина «обогащайтесь». В первой фазе начального этапа социализма главным было развитие экономики, сейчас — усиление государства, повышение его эффективности и совокупной мощи.
69 Смещение фокуса реформирования с экономики на государство неизбежно приведет к изменениям в отношениях партии, государства и экономики. Начало реформ было связано с раскрытием потенциала товаропроизводителей, снятием ограничений и повышением роли личной инициативы. Этой задаче соответствовало разделение политического и административного, партии и правительства, политики и экономики, положенное в основу реформ. Теперь, по словам Си Цзиньпина, «нельзя ни просто разделять партию и правительство, ни просто объединять партию и правительство»19.
19. Цит. по: 李海青: 习近平新时代中国特色社会主义思想对马克思主义发展的原创性贡献 (Ли Хайцин. Основополагающий вклад Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи в развитие марксизма) // 党政研究. 2022 年. 第2 期. 第8 页.
70 В отношения партии и государства тоже внесены существенные изменения. Если в 2018 г. считалось, что главная задача создания ГКК — усиление контроля за партийно-государственным аппаратом, то теперь, когда получило признание положение, что главным условием развития КПК является не подчинение закону, а самоочищение, самосовершенствование и «самореволюционизация партии»20, ГКК предстает в ином свете. Объединение партийных и государственных органов контроля и надзора за чиновниками выглядит не как желание поставить их под контроль закона и государства, а как нежелание делиться контрольными функциями за деятельностью партгосаппарата с государством. Это проясняет смысл такого распространенного в Китае явления, как «одна организация — две вывески», — объединение и подчинение полномочий и функций государственных органов коммунистической партии, которая по закону таких полномочий не имеет. Именно в таком контексте следует понимать призыв Си Цзиньпина после XVIII съезда — строго управлять партией21. Ставится задача управлять государством не на основе закона (法治), как говорили об этом на этапе становления и развития рыночной экономики, а через управление партией (党治), «ключом государственного управления является партия»22.
20. 韩振峰: 谱写新时代中国特色社会主义新篇章 (Хань Чжэньфэн. Написать новую главу социализма с китайскими особенностями в новую эпоху) // 《马克思主义研究》2020 年. 第8 期. 第68页. 第65–70页.

21. 刘宗洪: 习近平党建思想的鲜明特色 (Лю Цзунхун. Отличительные черты партийного строительства Си Цзиньпина) // 理论视界. 2017年. 第10 期. 第50页. 第49–53页.

22. 李君如: 从更广阔的视角来研究习近平党建思想 (Ли Цзюньжу. Изучение идей Си Цзиньпина о партийном строительстве с точки зрения широкой перспективы) // 党建工作. 2016 年. 第71页.
71 Кампания по борьбе с коррупцией в КНР осуществляется под лозунгом трех «не» (三不): «не сметь» (不敢腐) совершать коррупцию, «не иметь возможности» (不能腐) совершать коррупцию, «не желать» (不想腐) совершать коррупцию. Первый принцип (первое «не») предполагает установление самой суровой уголовной ответственности за коррупционные преступления. В настоящее время — это смертная казнь. Тем не менее коррупционные преступления продолжают совершаться. Второй принцип (второе «не») — означает создание системы отчетности о доходах и расходах чиновников и членов их семей, включая внебрачных детей. В КНР уже приняты максимально возможные меры: действует целый ряд актов, предполагающих регулярную отчетность соответствующих лиц и механизм их проверки. На первых двух уровнях возникла проблема «бутылочного горлышка», означающая полное истощение законодательных ресурсов по борьбе с коррупцией23.
23. Лю Хунянь. Стратегическая трансформация законодательства в сфере противодействия коррупции в Китае // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 5. С. 117.
72 В настоящее время внимание сосредоточено на третьем принципе, который предполагает осознанное отношение должностных лиц к соблюдению закона и дисциплины: когда чиновник соблюдает закон не из страха перед наказанием, а исходя из нравственных установок, по внутреннему убеждению. Неслучайно КПК в последнее время делает особый упор на воспитательной работе, акцентирует внимание на важности придерживаться социалистической морали в управлении государством.
73 Борьба с коррупцией — сложное явление. Его природа неразрывно связана не только с регулированием отношений государства и чиновников, но и с их нравственными характеристиками, находящимися вне сферы правового регулирования. Очевидно, что повышение эффективности государства может осуществляться не только правовыми инструментами, но и неправовыми, путем совершенствования личных качеств управленческого персонала.
74 Создание специфических формальных государственных институтов, таких как ГКК, свидетельствует о подробной кодификации сфер общественной жизни, внимании к деталям, сравнимом с выделением множества конфуцианских категорий — ли, жэнь, дэ, хэ и т.д., активно использовавшихся в регулировании общественной жизни в традиционном Китае.
75 Институциональные формы борьбы с коррупцией являются продолжением и развитием экзаменационной системы, которая служит одним из механизмов отбора на государственную службу. Контрольно-надзорные функции, формирующиеся в системе ГКК, служат в свою очередь для мониторинга, повышения квалификации и контроля качества работы госслужащих — путем проведения постоянных, осуществляемых по установленным критериям проверок не только деловых, но и личных качеств чиновников, их соответствия нормам общественной морали. В ведении ГКК находятся функции проверки и воспитания, а не наказания — репрессивные функции остались у суда, прокуратуры и других правоохранительных органов.
76 ГКК предстает в качестве формального института общественной морали (ли) в отношении к самому важному элементу общественного порядка — государственным чиновникам, «ключевому меньшинству», по словам Си Цзиньпина24, и воплощает специфическую сферу отношений между партией и государством.
24. Цит. по: 李君如: 从更广阔的视角来研究习近平党建思想 (Ли Цзюньжу. Изучение идей Си Цзиньпина о партийном строительстве с точки зрения широкой перспективы) // 建工作. 2016 年. 第72页.
77 Условия для эффективной деятельности этого института подготовили цифровизация и система социальных рейтингов, которые позволяют в режиме реального времени эффективно контролировать и вести профилактику преступлений и злоупотреблений, воспитывать чиновников, приводить их в соответствие с занимаемыми позициями и должностями (正名), предотвращая преступления.
78 Тщательная разработанность китайских институтов и форм общественной жизни привела к появлению отличной от европейской формулы «преступление и наказание» — к формуле «ошибка и воспитание, преступление и наказание», объединяющей конфуцианское и легистское наследие. Несомненная историческая преемственность в организации госуправления с традиционным Китаем свидетельствует не о возвращении современного Китая в прошлое, а об исключительной целостности китайской цивилизации и воспроизводстве ее основных черт в новых исторических условиях.
79 ***
80 С самого начала реформ в Китае провозглашался принцип управления государством на основе закона. Первопричиной этого, как и в СССР, явилась необходимость борьбы с культом личности и его последствиями. Во второй половине 1990х гг. переход к правовому государству стал стратегическим курсом государственного строительства, в максимальной степени отвечающим интересам рыночной экономики и построенного на этом экономическом базисе общества.
81 За прошедшие 10 лет, вслед за сменой руководства КПК в 2012 г., в стратегии развития КНР произошли существенные изменения. Центр тяжести работы партии и государства с экономической модернизации, с которой начались реформы в декабре 1978 г., постепенно был перенесен на государственное строительство и повышение эффективности государственной власти.
82 Частично этот курс нашел отражение в уточненной концептуализации экономической модели. На 4-м пленуме ЦК 19-го созыва (2018) было введено понятие «основная экономическая система», заметно увеличена роль государства в экономике, в Китае все чаще говорят о необходимости развития коллективного сектора в сельском хозяйстве, его руководства со стороны партийных организаций25 и т.д.
25. См.: 龚云: 新时代要高度重视发展农村集体经济 (Гун Юнь. В новую эпоху надо чрезвычайно внимательно относиться к развитию коллективной экономики в деревне) // 《马克思主义研究》2022 年. 第3 期. 第18–26页.
83 Точно так же, как основные черты китайской экономической модели формировались на протяжении 15 лет до ее концептуализации в 1992 г., а затем на протяжении длительного времени социалистическая рыночная экономика достраивалась и совершенствовалась, — так и модель современного китайского государства формируется постепенно, в соответствии с основным тенденциями общественно-политического развития: повышением роли партии и ее руководства в общественной жизни, усилением контрольных функций государства за поведением граждан, деятельностью компаний, предприятий и общественных объединений, борьбе с коррупцией и т.д. Однако обновленная модель китайского государства пока отсутствует, находится на стадии концептуализации.
84 Начавшиеся после избрания на пост генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина процессы реформирования партии и усиления государственного строительства восстанавливают главную отличительную черту китайского государства — его определяющую роль в истории китайской цивилизации, и центральную проблему его развития — соотношение государства и партии, политических и правовых механизмов. В последние годы наряду с усилением роли партии наметилась явная тенденция к восстановлению центральной роли нравственных регуляторов и воспитания, которые идут на смену свойственной для периода реформ опоры на закон. Законодательное строительство при этом не отвергается, а находит особые сферы применения: в экономике, в отношениях с внешним миром и в защите интересов государства внутри страны и за рубежом. Этот процесс набирает динамику, и ХХ съезд КПК внесет в него существенные коррективы.

Библиография

1. Алексеенко А.П. Становление надзорной власти в Китае // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 74–77. DOI: 10.18572/1812–3767–2021–1–74–77

2. Виноградов А.В., Трощинский П.В. Первая сессия ВСНП 13-го созыва и конституционные поправки // Проблемы Дальнего Востока. 2018. № 2. С. 15–31.

3. Ло Цзе. Семья — вопрос государственной значимости // Журнал Китай. 2022. № 1. С. 6–7.

4. Лю Хунянь. Стратегическая трансформация законодательства в сфере противодействия коррупции в Китае // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 5. С. 116–121.

5. Цзин Ту. Важная витрина для наблюдения за развитием Китая // Журнал Китай. 2022. № 4. С. 12–17.

6. Чжан Шижун. Создание новой ситуации для Сянгана с помощью улучшенной избирательной системы // Журнал Китай. 2021. № 10.

7. 《中华人民共和国反食品浪费法》解读 Разъяснение «Закона КНР о пищевых отходах» // 石泉县人民政府. URL: https://www.shiquan.gov.cn/Content-2373148.html (дата обращения: 11.05.2022).

8. 第十三届全国人民代表大会第五次会议关于第十四届全国人民代表大会代表名额和选举问题的决定 Постановление ПК ВСНП о нормах представительства в ВСНП 14-го созыва и вопросах проведения выборов // 全国两会专题. URL: http://lianghui.people.com.cn/2022npc/n1/2022/0312/c441810–32373173.html (дата обращения: 11.05.2022).

9. 高妍蕊: 反外国制裁法为反霸权提供法律武器 Гао Яньжуй. Закон о противодействии иностранным санкциям предоставил юридическое оружие против гегемонизма // 中国发展观察. 2021年. 第12期. 第49–51页.

10. 韩振峰: 谱写新时代中国特色社会主义新篇章 (Хань Чжэньфэн. Написать новую главу социализма с китайскими особенностями в новую эпоху) // 《马克思主义研究》2020 年. 第8 期. 第65–70页.

11. 李海青: 习近平新时代中国特色社会主义思想对马克思主义发展的原创性贡献 (Ли Цинхай. Основополагающий вклад идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи в развитие марксизма) // 党政研究. 2022 年. 第2 期. 第5–11页.

12. 李君如: 从更广阔的视角来研究习近平党建思想 (Ли Цзиньжу. Изучение идей Си Цзиньпина о партийном строительстве с точки зрения широкой перспективы) // 党建工作. 2016 年. 第71–73页.

13. 刘宗洪: 习近平党建思想的鲜明特色 (Лю Цзунхун. Отличительные черты партийного строительства Си Цзиньпина) // 理论视界. 2017年. 第10 期. 第49–53页.

14. 全国人大常委会2022年度立法工作计划 (План законодательной работы ПК ВСНП на 2022 г.) // 中国人大网. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202205/40310d18f30042d98e004c7a1916c16f.shtml#:~:text=%E5%85%A8%E5%9B%BD%E4%BA%BA%E5%A4%A7%E5%B8%B8%E5%A7%94%E4%BC%9A2022%E5%B9%B4%E7%AB%8B%E6%B3%95%E5%B7%A5%E4%BD%9C%E7%9A%84%E6%80%BB%E4%BD%93,%E2%80%9C%E5%9B%9B%E4%B8%AA%E8%87%AA%E4%BF%A1%E2%80%9D%E3%80%81%E5%81%9A (дата обращения: 11.05.2022).

15. 全国人民代表大会 Всекитайское собрание народных представителей // 维基百科. URL: https://zh.wikipedia.org/wiki/%E5%85%A8%E5%9B%BD%E4%BA%BA%E6%B0%91%E4%BB%A3%E8%A1%A8%E5%A4%A7%E4%BC%9A (дата обращения: 11.05.2022).

16. 全国人民代表大会常务委员会工作报告 (Доклад о работе ПК ВСНП) // 中华人民共和国中央人民政府门户网站. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2022–03/14/content_5678947.htm (дата обращения: 11.05.2022).

17. 王萍: 反食品浪费法:“小快灵”立法的生动实践 Ван Пин. Закон о борьбе с расточительством в еде: живая практика законодательства «Маленького куайлина» // 中国人大.2022年. 第2期.

18. 燕连福: 习近平新时代中国特色社会主义思想的生成与发展 (Янь Ляньфу. Становление и развитие идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи) // 《马克思主义研究》2020 年. 第12 期. 第23–31页.

19. 政府工作报告 (Доклад о работе правительства) // 中华人民共和国中央人民政府门户网站. URL: http://www.gov.cn/zhuanti/2022lhzfgzbg/index.htm (дата обращения: 11.05.2022).

20. 最高人民法院工作报告 (Доклад о работе Верховного народного суда) // 中华人民共和国最高人民法院. URL: https://www.court.gov.cn/zixun-xiangqing-290831.html (дата обращения: 11.05.2022).

21. 最高人民检察院工作报告 (Доклад о работе Верховной народной прокуратуры). 中华人民共和国中央人民政府门户网站. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2022–03/15/content_5679137.htm (дата обращения: 11.05.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести