Основная экономическая система социализма и рынок в Китае
Основная экономическая система социализма и рынок в Китае
Аннотация
Код статьи
S013128120021164-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бони Людмила Дмитриевна 
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт Дальнего Востока РАН
Адрес: Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский проспект, 32
Выпуск
Страницы
22-40
Аннотация

Признание китайской наукой права существования товарного хозяйства в условиях плановой экономики и возможности развития рынка в условиях социализма стало важнейшим прорывом в истории марксизма. Соединение социализма с рынком положило начало формированию в КНР системы социалистической рыночной экономики, развитию многоукладной хозяйственной системы. А принцип «общественная форма собственности как основа при совместном развитии экономик многих форм собственности» был назван основной экономической системой страны на начальном этапе развития социализма. Сегодня его официально называют одним из важнейших преимуществ системы социализма с китайской спецификой. Именно это преимущество, считают в Китае, позволило обеспечить высокие темпы роста экономики и вывести страну в разряд ведущих мировых экономик. Но эта специфика и преимущество социализма с китайской спецификой способны проявляться и реализоваться лишь в определенной системе координат, а именно — в рамках основной системы государственного управления, в которой за управление развитием экономики страны на институциональном уровне отвечает основная экономическая система.

 

В 2019 г., согласно решению 4-го пленума ЦК КПК 19-го созыва, статус системы социалистической рыночной экономики был повышен: она вошла в структуру основной экономической системы, став ее неотъемлемой частью. В своем новом институциональном положении в рамках этой системы рынок призван стать основным драйвером реализации стратегии высококачественного развития экономики и ее модернизации.

Ключевые слова
Система социалистической рыночной экономики, рыночный механизм, социализм с китайской спецификой, система общественной собственности, частная собственность, макрорегулирование, имущественное право, конкуренция
Классификатор
Получено
26.05.2022
Дата публикации
01.09.2022
Всего подписок
12
Всего просмотров
1618
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Успешно завершив первый этап «столетней борьбы» за достижение «китайской мечты» — полного построения общества сяокан — и готовясь к вступлению во второй этап — осуществления социалистической модернизации к середине XXI в., руководство Китая развернуло большую работу по совершенствованию и модернизации системы управления государством, общественным производством, жизнью общества. Этой работе был посвящен 4й пленум ЦК КПК 19-го созыва (28–31 октября 2019 г.). Пленум подвел итоги экономического развития за прошедшие годы, дал анализ и оценку факторов, обеспечивших «чудо высоких темпов длительного роста и чудо длительной стабильности», назвав эти факторы «очевидными преимуществами» общественного строя Китая и системы управления государством, т.е. системы социализма с китайской спецификой.
2 Среди преимуществ, указанных в решении 4-го пленума, названо основное преимущество в сфере экономики — приверженность принципам: «общественная форма собственности как основа при совместном развитии экономик многих форм собственности», «распределение по труду как основа при сосуществовании многих форм распределения», «органичная увязка системы социализма и рыночной экономики» (т.е. система социалистической рыночной экономики). Поскольку все эти преимущества реализуются лишь в рамках соответствующих 13 систем управления (государственного и политического устройства, экономики, социальной сферы, культуры, внешних связей и пр.), 4й пленум поставил перед каждой из них конкретные задачи дальнейшего совершенствования посредством углубления и более полного раскрытия1.
1. 中共中央关于坚持和完善中国特色社会主义制度推进国家治理体系和治理能力现代化若干重大问题的决定 (2019年10月31日中国共产党第十九届中央委员会第四次全体会议通过) (Решение 4-го пленума ЦК КПК о некоторых важных вопросах осуществления и совершенствования системы социализма с китайской спецификой, продвижения модернизации системы управления государством и потенциала управления (принято на четвертом пленуме ЦК КПК 19-го созыва 31 октября 2019 г.)) // 共产党员网. 05.11.2019. URL: https://www.12371.cn/2019/11/05/ARTI1572948516253457.shtml (дата обращения: 10.11.2019).
3 В рамках этих систем управления были сформулированы задачи дальнейшего совершенствования системы социализма с китайской спецификой и модернизации системы управления государством: «В условиях изменения мировой обстановки с начала этого столетия, когда Китай находится на ключевом этапе возрождения китайской нации, необходимо энергично осуществлять и совершенствовать фундаментальную систему, обеспечивающую функционирование системы социализма с китайской спецификой, основные и важные системы2, всячески укрепляя их основу, усиливая их преимущества, создавая эффективные институциональные системы; усиливать системное управление, управление на основе закона, комплексное управление, еще энергичнее превращать системные преимущества нашего государственного строя в эффективный фактор управления государством, для достижения “двух целей столетней борьбы”, обеспечивая мощные гарантии реализации китайской мечты “великого возрождения китайской нации”»3. Согласно «Решению», к 2035 г. предстоит в основном осуществить задачу модернизации системы управления государством, а к 100-летию образования нового Китая (2049 г.) — решить ее полностью.
2. Согласно концепции Си Цзиньпина о градации систем управления в зависимости от их статуса в общей системе государственного управления, все системы делятся на фундаментальные (根本制度) — обеспечивают функционирование системы социализма с китайской спецификой; основные (基本制度) — через которые осуществляется и управление экономикой, они тоже носят институциональный характер; и важные (重要制度) — как, например, система управления предприятий, система имущественного права, функционирующие внутри основной экономической системы.

3. 中共中央关于坚持和完善中国特色社会主义制度推进国家治理体系和治理能力现代化若干重大问题的决定 (2019年10月31日中国共产党第十九届中央委员会第四次全体会议通过) (Решение 4-го пленума ЦК КПК о некоторых важных вопросах осуществления и совершенствования системы социализма с китайской спецификой, продвижения модернизации системы управления государством и потенциала управления» (принято на четвертом пленуме ЦК КПК 19-го созыва 31 октября 2019 г.)) // 共产党员网. 05.11.2019. URL: https://www.12371.cn/2019/11/05/ARTI1572948516253457.shtml (дата обращения: 10.11.2019).
4 Из 13 основных систем управления мы выделили «основную экономическую систему», с помощью которой осуществляется управление, функционирование и развитие экономики Китая, в т.ч. совершенствование системы социалистической рыночной экономики.
5

Основная экономическая система социализма Китая

6 Основная экономическая система, лежащая в основе управления и функционирования китайской экономики, одна из самых сложных институциональных систем управления, в структуру которой с 2019 г. входят три ключевых блока: система собственности (блок-1), система распределения (блок-2) и система социалистической рыночной экономики (блок-3). Основная экономическая система социализма (ОЭСС) представляет собой органичную увязку следующих принципов, отражающих характер производственных и распределительных отношений и характер рыночной системы Китая: 1) «общественная форма собственности как основа при совместном развитии экономик многих форм собственности»; 2) «распределение по труду как основа при сосуществовании многих форм распределения»; 3) система социалистической рыночной экономики (увязывающая систему социализма с системой рынка). Эта конструкция основной экономической системы воплощает в себе преимущества системы социализма с китайской спецификой и одновременно соответствует уровню развития производительных сил начального этапа социализма в Китае4. Такая увязка трех систем и формирование на этой основе ОЭСС названа новым обобщением — важным углублением содержания ОЭСС, имеющим прямое отношение к развитию идей социализма с китайской спецификой Си Цзиньпина в новую эпоху. Китайский ученый Цзин Чжэнъу подчеркивает, что «положение о характере собственности (блок-1) в структуре ОЭСС является важнейшим, составляя основу для функционирования и совершенствования системы распределения (блок-2) и системы социалистической рыночной экономики» (блок-3). Система распределения определяется характером собственности, а принцип «совместное развитие экономик многих форм собственности» также составляет основу сосуществования многих форм распределения5.
4. 中共中央关于坚持和完善中国特色社会主义制度推进国家治理体系和治理能力现代化若干重大问题的决定 (2019年10月31日中国共产党第十九届中央委员会第四次全体会议通过) (Решение 4-го пленума ЦК КПК о некоторых важных вопросах осуществления и совершенствования системы социализма с китайской спецификой, продвижения модернизации системы управления государством и потенциала управления) // 共产党员网. 05.11.2019. URL: https://www.12371.cn/2019/11/05/ARTI1572948516253457.shtml (дата обращения: 10.11.2019).

5. 政武经: 基本经济制度探索与共同富裕道路 (庆祝中国共产党成立100周年专论) (Чжэн Уцзин. Поиски основной экономической системы и путь всеобщего процветания (специальная передовая статья в честь празднования 100-летней годовщины образования КПК)) // 人民网. 04.11.2021. URL: https://www.theory.people.com.cn/n1/2021/1104/c40531–32273032.html (дата обращения: 05.11.2021).
7 Согласно действующей Конституции КНР: «Основой социалистической системы КНР является социалистическая общественная собственность на средства производства, а именно собственность всего народа, и коллективная собственность трудящихся». «На начальной стадии социализма государство поддерживает основную экономическую систему, в которой общественная собственность является доминирующей и различные формы собственности развиваются бок о бок, и придерживается системы распределения, в которой распределение по труду является доминирующим и сосуществуют различные способы распределения»6. Статья, посвященная государственной экономике, гласит: «Государственная экономика, а именно социалистическая экономика, находящаяся в общественной собственности всего народа, является ведущей силой национальной экономики. Государство обеспечивает укрепление и рост государственной экономики»7.
6. Конституция КНР Китая (2018 г.) // Портал законов Китая. 18.03.2018. URL: Ru.chinajusticeobserver.com/law/x/constitution-of-china-20180318 (дата обращения: 30.11.2019).

7. Конституция КНР Китая (2018 г.) // Портал законов Китая. 18.03.2018. URL: Ru.chinajusticeobserver.com/law/x/constitution-of-china-20180318 (дата обращения: 30.11.2019.
8

Краткая история формирования ОЭСС

9 По мнению заместителя премьера Госсовета КНР и главного экономического советника председателя Си Цзиньпина Лю Хэ, после создания нового Китая в стране утвердилась основная система социализма и соответствующие ей системы в экономике и других сферах. За прошедшие более 40 лет реформ и открытости КПК глубоко обобщила положительный и отрицательный отечественный и зарубежный опыт. В условиях начального этапа социализма были урегулированы производственные отношения, в системе отношений собственности утвердили принцип: «общественная собственность — основное положение, государственная экономика — руководящее положение», одновременно урегулировали структуру собственности: «поддержка здорового развития индивидуальной экономики, частной экономики, экономики иностранного капитала», «эффективное стимулирование жизнеспособности различных субъектов рынка». Все эти положения легли в основу развития теории основной экономической системы социализма в Китае. Частная собственность и другие формы необщественной собственности были признаны неотъемлемой частью социализма с китайской спецификой. Было выдвинуто положение о том, что «необщественная экономика является важной составной частью социалистической рыночной экономики, и в социалистической экономике можно вводить акционерную систему». XV съезд КПК (1997 г.) выдвинул положение: «общественная форма собственности как основа при совместном развитии экономик многих форм собственности» характеризует и представляет основную экономическую систему страны на начальном этапе социализма. Позднее ученые в своих исследованиях уточнили, что «экономика общественной собственности занимает ведущее положение в социалистической рыночной экономике, а экономика необщественных форм собственности играет важную роль, необходимо развивать экономику смешанных форм собственности»8.
8. 胡家勇: 我国经济理论创新发展的40年 (Ху Цзяюн. 40 лет инновационного развития нашей экономической теории) // 人民网. 21.01.2019. URL: http://theory.people.com.cn/1n/2019/0121/c40531–30579303.html (дата обращения: 21.01.2019).
10 Свою историю имеет и основная теория распределения при социализме. После начала реформ и открытости усилились исследования проблемы распределения доходов. В системе распределения утвердили принцип «распределение по труду как основа», признали принцип материальных интересов и рациональные различия в распределении доходов. По мере утверждения принципа материальной заинтересованности и ведущего положения распределения по труду встал вопрос о допущении в систему распределения факторов производства, о соотношении принципов справедливости и эффективности. Было выдвинуто положение о введении принципа распределения по факторам производства: разрешили и стимулировали распределение по капиталу, земле, знаниям, технологиям, управлению и другим. Ученые считали, что принцип распределения по труду означает и реализацию базового характера социализма, и отражение принципа справедливости при социализме, а участие факторов производства в распределении доходов соответствует уровню развития производительных сил на начальном этапе социализма и закономерностям социалистической рыночной экономики. Формирование основной системы распределения при социализме на основе положения «распределение по труду как основа при сосуществовании многих форм распределения» заложило основной стимулирующий принцип в систему социалистической рыночной экономики, что явилось вкладом Китая в развитие теории распределения доходов марксистской политэкономии.
11 Что касается формирования теории социалистической рыночной экономики, то она берет начало с первого этапа политики реформ и открытости, когда ряд экономистов выдвинул идею о том, что «плановый характер социалистической экономики и рынок едины», «общественная собственность и рыночная экономика совместимы, а товарная экономика и есть рыночная экономика».
12 Эти идеи нашли воплощение на государственном уровне в решениях пленумов и съездов КПК. Так, «Решение о реформе экономической системы», принятое 3-м пленумом ЦК КПК 12-го созыва в 1984 г., провозгласило признание товарного характера социалистической экономики, отказавшись от традиционной концепции противопоставления плановой и товарной экономик. Через 3 года на XIII съезде КПК (1987 г.) были утверждены теория о начальном этапе социализма и теория о внутреннем единстве «плана» и «рынка», фактически заложившими основы формирования концепции рынка и рыночной экономики в Китае. Согласно последней, рынок рассматривался уже не как внешнее дополнение к плану, а как органичная внутренняя часть хозяйственного механизма товарной экономики при социализме.
13 В 1992 г. Дэн Сяопин в ходе поездки на юг фактически разбил представление о том, что рыночная экономика приравнивается к капитализму, и этим стимулировал «освобождение сознания», что ускорило формирование теории социалистической рыночной экономики. Отказ от противопоставления социализма и рынка позволил взять курс на осуществление перехода от высокоцентрализованной плановой экономики к системе социалистической рыночной экономики, увязать эффективный рыночный механизм с макрорегулированием.
14 После XVIII съезда КПК (2012 г.) шло дальнейшее углубленное исследование теории ОЭСС. В результате был сделан ряд новых важных теоретических и практических обобщений и выводов, в том числе: «укрепление и развитие экономики общественной собственности», «развитие экономики смешанных форм собственности», «поддержание здорового развития частной экономики», «оздоровление механизмов распределения по труду и по факторам производства», «углубление структурной реформы в сфере предложения», «развитие решающей роли рынка в размещении ресурсов». 4й пленум ЦК КПК 19-го созыва (2019 г.) на основе указанных выше идей, повысил статус блока распределения («распределение по труду как основа при сосуществовании многих форм распределения») и блока рыночной системы (системы социалистической рыночной экономики) до уровня основной экономической системы социализма (ОЭСС). Это явилось важной новацией экономических идей социализма с китайской спецификой Си Цзиньпина в новую эпоху9.
9. 刘鹤: 坚持和完善社会主义基本经济制度 (Лю Хэ. Осуществлять и совершенствовать основную экономическую систему социализма) // 人民网. 22.11.2019. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2019/1122/c40531–31468423.html (дата обращения: 30.11.2019).
15

Роль ОЭСС в управлении государством и в развитии системы социализма с китайской спецификой в новую эпоху

16 Среди всех институциональных систем страны основная экономическая система социализма занимает базовое положение и оказывает огромное влияние на формирование систем в других сферах и на эффективность управления государством в целом. Эта роль обновленной ОЭСС особенно возрастает в условиях дальнейшей модернизации системы управления, углубления реформ и «высококачественного» развития. Лю Хэ выделяет три основных аспекта резко возросшей роли ОЭСС в управлении экономическим развитием и реформами в настоящее время.
17 Во-первых, она смогла эффективно увязать систему социализма и рыночную экономику, прежде всего успешно сочетая общественную экономику с экономикой необщественных форм, распределение по труду и по факторам производства, максимально используя свои системные преимущества (в т.ч. способность в масштабах страны осуществлять мобилизацию всех ресурсов) в сочетании с преимуществами рынка — решающей ролью в размещении ресурсов. В результате ОЭСС позволила обеспечить высокие темпы развития экономики и состояние длительной социальной стабильности: за период 1979–2018 гг. среднегодовые темпы роста ВВП страны сохранялись на уровне 9,4 %, что намного превысило темпы роста мировой экономики (2,9 %). 12 ноября 2021 г. заместитель главы финансово-экономического Комитета ЦК КПК Хань Вэньсю среди главных «секретов» высоких темпов экономического развития назвал приверженность «двум непоколебимым» принципам: «общественная собственность как основа при совместном развитии экономик необщественных форм собственности» и «хорошая “увязка” эффективного рынка с энергичной ролью правительства» как механизм реализации этого преимущества, все остальные факторы фактически обеспечили условия для реализации этого преимущества10.
10. “在重要历史关头召开的一次具有重大历史意义的会议”一中共中央举行新闻发布会解读党的十九届六中全会精神(Важное историческое совещание, открытое в важный исторический момент». Пресс-конференция ЦК КПК по поводу 6-го пленума ЦК КПК 19-го созыва) // 人民网. 13.11.2021. URL: http://cpc.people.com.cn/n12021/1113/c64093–32281296.html (дата обращения: 13.11.2021).
18 Одним из важнейших условий сотворенного чуда стало создание благоприятных институциональных условий для опережающего развития экономики необщественных форм собственности как одной из основ создания преимущества (блок-1) и ОЭСС. В результате среднегодовые темпы прироста производства предприятий частного сектора в 1986–1989 гг. составляли в среднем 56 % в год, а в 2001–2016 гг. находились в диапазоне 15–35 %, что позволило Китаю уже в начале 2000х гг. занять первое место в мире по общему объему производства и добавленной стоимости промышленности11. Согласно последним данным, вклад частного сектора в социально-экономическое развитие страны значителен: на его долю приходится более 50 % налоговых поступлениях в госбюджет, свыше 60 % в ВВП страны, более 70 % в научно-технические инновации, свыше 80 % городской занятости12.
11. Кудин А.П. Частные предприятия в Китае: политика и экономика /отв. ред. В.В. Карлусов. М.: Торговая корпорация «Дашков и К», 2017. С. 157, 159.

12. 政武经: 基本经济制度探索与共同富裕道路 (庆祝中国共产党成立100周年专论) (Чжэн Уцзин. Исследование основной экономической системы и пути всеобщего процветания (монография, посвященная празднованию 100-летия со дня основания Коммунистической партии Китая)) // 人民日报. 04.11.2021. URL: www.agri.cn/V20/SC/jjps/202111/t20211104_7775847.htm (дата обращения: 05.11.2021).
19 Вместе с тем ведущее положение экономики общественной собственности как важнейшей материальной и политической основы системы социализма с китайской спецификой позволило укрепить и развить руководящую роль предприятий государственной экономики в создании современной промышленной системы и системы национальной экономики в целом, в стимулировании устойчивого развития экономики и усилении государственной мощи и безопасности (финансовой, энергетической, продовольственной), в строительстве инфраструктуры, в борьбе с эпидемиями, стихийным бедствиями, в ликвидации абсолютной бедности, повышении доходов населения города и деревни, повышении народного благосостояния.
20 «ОЭСС стала системой, обладающей огромными преимуществами, проверенными практикой, системой, которая благоприятствовала освобождению и развитию производительных сил, улучшению жизни народа, способствовала поддержанию социальной справедливости, началу осуществления “всеобщего процветания”, и в конечном счете выступает исключительно важной системной гарантией экономического и социального развития страны»13.
13. 刘鹤: 坚持和完善社会主义基本经济制度 (Лю Хэ. Осуществлять и совершенствовать основную экономическую систему социализма) // 人民日报. 22.11.2019. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2019/1122/c40531–31468423.html (дата обращения 30.11.2019).
21 Во-вторых, ОЭСС существенно усилила свою макрорегулирующую роль, выступая системным регулятором, направляющим процесс социально-экономического развития социализма с китайской спецификой. По словам вице-премьера Госсовета КНР Лю Хэ, «взаимосвязь трех блоков ОЭСС, их взаимная поддержка, взаимное стимулирование представляют конструкцию, которая отличается длительным и стабильным характером, играет роль регулятора направления развития и оказывает решающее влияние на характер экономической системы и форму развития экономики»14. Этот важный вывод должен быть взят на вооружение как «решающее руководство» при модернизации системы управления. Иначе говоря, увязка трех основных блоков в единую систему ОЭСС придает последней больше стабильности и устойчивости, позволяет увереннее поддерживать правильную траекторию движения развития экономики, лучше удерживая рыночные процессы в рамках парадигмы социализма с китайской спецификой.
14. 刘鹤: 坚持和完善社会主义基本经济制度 (Лю Хэ. Осуществлять и совершенствовать основную экономическую систему социализма) // 人民网. 22.11.2019. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2019/1122/c40531–31468423.html (дата обращения 30.11.2019).
22 В-третьих, ОЭСС оказывает важное координирующее влияние на модернизацию системы управления государством, требуя взаимного соответствия всех звеньев. Система социализма с китайской спецификой представляет собой совокупность тесно взаимосвязанных, внутренне скоординированных и взаимно поддерживающих институциональных систем в экономике, политике, культуре, общественной жизни, эко-цивилизации. Здесь важна скоординированность реформ и развития основной системы и всех связанных с ней звеньев. Суть такой координации Лю Хэ разъясняет на примере реформы рыночной системы: «чтобы системы всех сфер следовали одному согласованному направлению по совершенствованию системы социалистической рыночной экономики, необходимо, чтобы соответствующие звенья всех этих систем лучше соответствовали новым требованиям, выдвигаемым развитием социалистической рыночной экономики»15. Иначе говоря, важна согласованность процессов реформ и развития основной экономической системы и всех звеньев различных систем общественного производства и общества.
15. 刘鹤: 坚持和完善社会主义基本经济制度 (Лю Хэ. Осуществлять и совершенствовать основную экономическую систему социализма) // 人民网. 22.11.2019. 22.11.2019. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2019/1122/c40531–31468423.html (дата обращения 30.11.2019).
23

Основная экономическая система — условие и основа функционирования рыночной системы с китайской спецификой

24 Характер принципов, лежащих в основе экономической системы Китая, показывает, что эта экономическая система (ОЭСС) обеспечивает сосуществование и одновременное развитие двух разных типов экономик — экономики общественной формы собственности и экономики необщественных форм собственности, составляя институциональную основу развития смешанной экономики, в которой общественная экономика является базой, занимает ведущее положение и играет руководящую роль. Ведущей ролью экономики общественной формы собственности она отличается от обычной формы смешанной экономики, присущей большинству современных хозяйственных систем (системе капитализма), которые включают частнопредпринимательский и государственный секторы.
25 Китайская смешанная экономика, вышедшая из недр централизованной плановой системы всего несколько десятилетий назад, еще недостаточно совершенна и имеет свою специфику. В этих условиях важно уяснить правовые основы и механизмы ОЭСС, гарантирующие функционирование основных принципов, на которых зиждется рынок в китайских условиях, и каким образом реализуется главная функция ОЭСС — обеспечение жизнедеятельности китайской экономики в условиях социалистической рыночной системы.
26 1. Правовые основы этих механизмов были зафиксированы в Законе КНР «О вещных правах» (2007 г.)16. «Наша страна находится на начальном этапе социализма, осуществляет основную экономическую систему, в которой общественная собственность составляет основу и реализуется совместное развитие экономик многих форм собственности. Система имущественного права17 социализма с китайской спецификой определяется основной экономической системой и этим коренным образом отличается от буржуазной системы имущественного права. Закон КНР “О вещных правах” отражает основную экономическую систему социализма на настоящем этапе в свете положений, выдвинутых XVI съездом КПК: “необходимо, не колеблясь, укреплять и развивать экономику общественной собственности”, “не колеблясь, стимулировать, поддерживать и направлять развитие экономики необщественных форм собственности”, этот дух “двух непоколебимых” (两个毫不可摇的) (принципов). Поэтому Закон КНР “О вещных правах” рассматривает основную экономическую систему, закрепленную в Конституции, и положение “двух непоколебимых”, выдвинутое XVI съездом партии, как свой основной принцип»18. Иначе говоря, положение «общественная собственность — основа» и положение «совместное развитие экономик многих форм собственности» (т.е. защита и гарантия развития частной экономики в условиях социализма), составляющие основу ОЭСС, прочно закреплены данным законом.
16. Хотя с изданием Гражданского кодекса КНР в 2021 г. этот закон объявлен утратившим свою силу, а все положения его перешли в этот ГК, считаем целесообразным воспроизвести его отдельные положения, которые наиболее четко отражают суть исследуемой темы.

17. Система имущественного права — структурированная, правовая форма системы собственности.

18. 中华人民共和国物权法 精解 (Закон КНР «О вещных правах». Разъяснение). 北京: 人民出版社, 2007年. Под редакцией Рабочего комитета по законодательной работе Постоянного комитета ВСНП). Раздел 1, общие принципы. С. 6–7. (раздел 3, пункт 1).
27 Одновременно закон определяет принципы осуществления и функционирования социалистической рыночной экономики: «Развитие социалистической рыночной экономики — неизбежное требование осуществления и совершенствования основной экономической системы. Экономика многих форм собственности может совместно развиваться лишь в условиях социалистической рыночной экономики. Рыночная экономика — результат развития человеческой цивилизации, она способна обеспечить активность производителя, имеющего самые ограниченные возможности, рационально распределять ресурсы, обеспечивать высокую эффективность, стимулировать экономическое процветание. Самое главное условие развития социалистической рыночной экономики — обеспечение равноправного положения субъектов рынка и права развития. Поэтому Закон КНР “О вещных правах” рассматривает осуществление социалистической рыночной экономики и гарантию равноправного положения субъектов рынка и права развития в качестве базового принципа»19.
19. 中华人民共和国物权法 精解 (Закон КНР «О вещных правах». Разъяснение). 北京: 人民出版社, 2007年. Под редакцией Рабочего комитета по законодательной работе Постоянного комитета ВСНП). Раздел 1, общие принципы. С. 7. (раздел 3, пункт 2.)
28 Таким образом, согласно закону, ОЭСС представляет производственные отношения китайского социализма на начальной стадии его развития, отражая его специфику: при сохранении общественной собственности как основы одновременное развитие экономик общественной формы собственности и экономики необщественных форм собственности. Имущественное право ОЭСС определяется сочетанием этих двух ее сторон, гарантируя равные права всем экономическим субъектам. Этим создаются институциональные и правовые условия для формирования и развития системы социалистической рыночной экономики. Закон подчеркивает тесную взаимосвязь двух систем. Таким образом, частная собственность (как вид необщественной формы собственности) и рыночная система в целом в Китае имеют прочную защиту в институциональном и правовом отношении.
29 2. Чтобы уяснить, как работает основная экономическая система, обеспечивая функционирование смешанной экономики Китая, рассмотрим, как действуют в рамках китайской ОЭСС основные принципы организации типичной рыночной системы хозяйства: экономическая свобода, частная собственность, стремление к выгоде, конкурентное взаимодействие, использование цены как инструмента координации и ограниченная роль государства20. Все перечисленные принципы присущи и китайской рыночной системе. Но есть и своя существенная специфика — это наличие общественной собственности как основы при совместном развитии экономики разных форм собственности.
20. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. М.: Дело и сервис, 2006. С. 25.
30 В Китае понятие экономической свободы узаконено решениями съездов КПК и зафиксировано в Конституции и других законах, которые утвердили принцип: «экономика необщественной формы собственности (в том числе частной собственности21) является неотъемлемой частью социалистической рыночной экономики (принято XVI съездом КПК).
21. В Китае категория «частная собственность» (私有制) входит в обобщающее понятие «необщественные формы собственности» (非公有制) наряду с категориями индивидуальной собственности и собственности иностранного капитала.
31 Гражданский кодекс КНР (2021 г.) утверждает: «законное, равноправное положение всех субъектов гражданского права в экономической деятельности, равное право всех субъектов на получение факторов производства, равноправное участие в справедливой рыночной конкуренции, равенство перед законом»22. Отдельный раздел ГК посвящен вопросу «защиты безопасности и свободы рыночной сделки». В то же время экономическая свобода носит в Китае ограниченный характер, что связано не только с ограниченностью ресурсов, но и со спецификой системы. Закон КНР «О вещных правах» (2007 г., раздел 3, пункт 3) гласил23: «Следует разъяснить, что обеспечение равных прав не означает, что экономика разных форм собственности в национальной экономике имеет одинаковое положение и играет одинаковую роль. Согласно Конституции, экономика общественной собственности — основа, государственная экономика — руководящая сила, экономика необщественной формы собственности — важная неотъемлемая часть социалистической рыночной экономики, их положение и роль в национальной экономике неодинаковые. Это проявляется главным образом в сферах государственного макрорегулирования, распределения общественных ресурсов, в доступе к рынку24. Что касается вопросов государственной безопасности и важных отраслей и сфер ключевых артерий национальной экономики, то в них необходимо обеспечить контролирующую силу государственной экономики, и это все имеет четкое определение в экономических и административных законах»25. Но ведь равные права субъектам необщественной формы собственности нужны как раз в тех сферах, которые указаны в законе. В китайской прессе можно встретить немало сообщений о жалобах предпринимателей на ущемление их прав. Тем не менее лучшим подтверждением наличия экономической свободы, пусть в ограниченном по сравнению с субъектами государственной экономики виде, являются опережающие темпы развития предприятий частного сектора страны в последние 40 лет.
22. 赵旭东: 为经济高质量发展提供有效法治保障 (Чжао Сюйдун. Обеспечить эффективную правовую гарантию для высококачественного развития экономики) // 人民网. 30.10.2020. URL: Theory/people.com.cn/n1/2020/10030/c40531–31911754.html (дата обращения: 02.11.2020).

23. С принятием Гражданского кодекса КНР в 2021 г. этот закон был отменен, но разные функции и положение двух форм собственности остались такими же, как указано в законе.

24. В соответствии с политикой так называемых плохих списков, предприятия, нарушающие «правила» честной конкуренции, государство может лишить доступа к рынку.

25. 中华人民共和国物权法 精解 (Закон КНР «О вещных правах». Разъяснение). 北京: 人民出版社, 2007年. Под редакцией Рабочего комитета по законодательной работе Постоянного комитета ВСНП). Раздел 1, общие принципы. С. 8.
32 Признание частной собственности (при сохранении общественной формы собственности на средства производства как основы) связано с историческим «прорывом» китайских ученых, доказавших возможность соединения социализма с рынком, что положило начало созданию системы социалистической рыночной экономики. Эффективное развитие рыночной системы в Китае является лучшим доказательством важной роли необщественной формы собственности (в т.ч. частной собственности) в развитии национальной экономики, которая одновременно является решающим фактором развития самой рыночной системы.
33 Получение прибыли, стремление к максимизации прибыли — главная цель всех субъектов рынка любой рыночной системы. Это положение окончательно закреплено в Гражданском кодексе КНР. Характеризуя его как важный документ в стимулировании решающей роли рынка в размещении ресурсов, Чжао Сюйдун,руководитель Центра изучения торгового права Университета права Китая, подчеркивает: «Путем создания рыночной среды со справедливой конкуренцией, рыночными принципами, рыночными ценами, ГК КНР способствует свободному обращению и высокоэффективному размещению факторов производства, способствует максимизации прибыли, оптимизации эффективности»26. Более того, высокие темпы развития частного сектора экономики, базирующегося исключительно на рыночных принципах, превращение его в важнейший двигатель и источник социально-экономического развития страны (обеспечение занятости и доходов населения, налоговые поступления в госказну и пр.) являются несомненным доказательством,хотя и косвенным, того факта, что извлечение прибыли является главным стимулятором и двигателем опережающего развития частного сектора страны все эти годы.
26. 赵旭东: 为经济高质量发展提供有效法治保障 (Чжао Сюйдун. Обеспечить эффективную правовую гарантию для высококачественного развития экономики) // 人民网. 30.10.2020. URL: Theory/people.com.cn/n1/2020/10030/c40531–31911754.html (дата обращения: 02.11.2020).
34 Что касается конкуренции, этого «вечного двигателя» рыночной экономики, то китайское руководство, понимая всю важность справедливой конкуренции как важного регулятора и стимула экономического развития, выдвинуло цельную программу совершенствования рыночной конкуренции: совершенствовать систему справедливой конкуренции, полностью внедрить систему негативных списков для доступа к рынку, реформировать систему лицензирования производства, оздоровить систему банкротств и пр. Эти меры призваны не только поднять уровень конкурентоспособности продукции китайского рынка, но и превратить конкуренцию в важнейший инструмент завоевания преимуществ на мировом рынке. Параллельно поставлена задача повышения конкурентоспособности госпредприятий. Особое внимание в последнее время уделяется использованию рыночной конкуренции для стимулирования инновационной деятельности.
35 В Китае полностью признается роль цены как главного регулятора рынка. К либерализации цен при переходе от плановой экономики к рыночной шли последовательно через «двухколейную систему цен», постепенно отпуская цены на товары и услуги, дифференцированно подходя к разным видам и сферам производства в зависимости от их стратегической значимости. В итоге в настоящее время на 97 % всех видов производимой продукции в стране цены устанавливает рынок27.
27. 连维良: 加快完善社会主义市场经济体制 (Лянь Вэйлян. Ускорить совершенствование системы социалистической рыночной экономики) // 人民日报. 21.01.2019. URL: http://opinion/people.com.cn/n1/2019/0121/c1003–30579055.html (дата обращения: 21.01.2019).
36 Важнейшим инструментом окончательного перехода к рыночному механизму ценообразования выступает структурная реформа в сфере предложения, начатая с 2016 г. и затронувшая промышленность и сельское хозяйство. В сельском хозяйстве, в частности, опираясь на рыночный спрос и предложение, идет процесс оптимизации структуры производства. Вместе с тем на переход к полноценному рыночному механизму ценообразования серьезно влияет государственная политика в ряде сфер стратегического значения. Так, например, реформы, направленные на формирование рыночного механизма ценообразования в зерновом хозяйстве, пока замедленны, а по пшенице и рису — отложены. При отставании развития рынков факторов производства (ресурсных рынков), с одной стороны, и при отсутствии пока системы единого общенационального рынка — с другой, предстоит еще пройти значительный путь в этом направлении.
37 Принцип ограничения роли государства, необходимость и ограниченность одновременно роли государства в рыночной экономике вытекает из особенностей самой рыночной системы хозяйствования при обычной смешанной экономике. Ограничение вмешательства государства в экономику является важным условием обеспечения экономической свободы и реализации координирующей роли цены. Оно предусматривает разграничение политической и экономической власти и установление границ экономической власти государств.
38 В Китае, где роль государства в формировании рыночной экономики изначально выступает как один из двух системных регуляторов, лежащих в основе социалистической рыночной экономики (раньше говорили «план» и «рынок», сегодня говорят «правительство» и «рынок»), очень трудно добиться положения, чтобы государство играло заведомо ограниченную роль. Это основная проблема в развитии современной рыночной системы страны в настоящее время. Хотя в соответствующих документах установлено положение об «умеренном регулировании» рынка государством28, но, учитывая, что рынок сформировался при переходе от административно-командной системы к рыночной при большой роли государства, масштабы административного регулирования хотя постепенно сокращаются, инструменты регулирования совершенствуются, а в ряде сфер окончательно перешли на ограниченное («сбалансированное») участие государства в экономической деятельности, тем не менее прошло еще слишком мало времени после перехода от административно—командной к регулируемой рыночной системе, и «зафиксировать» грань между ограниченной ролью государства и ее избыточной ролью пока удается с трудом. Это негативно отражается на таких атрибутах рынка, как обеспечение экономической свободы и реализация координирующей роли цены. В этом состоит главная специфика и главная проблема развития смешанной экономики Китая, его рыночной системы сегодня и в ближайшем будущем.
28. См.: 刘鹤: 坚持和完善社会主义基本经济制度 (Лю Хэ. Осуществлять и совершенствовать основную экономическую систему социализма) // 人民网. 22.11.2019. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2019/1122/c40531–31468423.html (дата обращения: 30.11.2019).
39

Специфика системы социалистической рыночной экономики Китая

40 С самого начала курса на формирование социалистической рыночной экономики в Китае и теории «внутреннего единства плана и рынка» было известно, что новая модель рыночной системы создается на основе общественной собственности путем разделения права собственности и права хозяйствования, как это уже имело место в реформе земельной системы в китайской деревне в 1978–1983 гг.29 О разделении права собственности на два права и о формах хозяйствования в рамках социалистической общенародной собственности писал известный китайский экономист У Цзинлянь в своих работах тех лет30. Однако сама «технология» этого процесса «органичной» увязки социализма и рынка для большинства китаеведов за рубежом и, судя по китайским источникам, для многих китайских ученых оставалась неизвестной.
29. Бони Л.Д. Китайская деревня на пути к рынку. М.: ИДВ РАН, 2005. С. 19–20.

30. У Цзинлянь. Экономическая реформа в КНР. М.: Наука, 1990. С. 72–80.
41 Заместитель руководителя Центра по изучению идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи Партшколы ЦК КПК Государственной административной академии Ван Дунцзин указывает: теоретические исследования и практические поиски китайских ученых подтвердили, что на базе общественной формы собственности можно построить систему рыночной экономики. Предпосылкой решения этой проблемы стал вывод о необходимости передачи права хозяйствования на средства производства, находящиеся в общественной собственности, предприятию и разрешения предприятию обладать правом собственности на продукцию31.
31. 王东京: 建立社会主义市场经济体制是伟大创造 (Ван Дунцзин. Создание системы социалистической рыночной экономики — великое творчество) // 人民网. 26.12.2018. URL.: >>>> (дата обращения: 26.12.2018).
42 Этот вывод стал результатом долгих поисков. Отталкиваясь от концепции западной экономической мысли о том, что для формирования рынка нужны два условия — частная собственность и общественное разделение труда, китайские ученые сосредоточили внимание на проблеме возможности введения частной собственности в условиях сохранения общественной собственности на средства производства в Китае. Анализируя мысли К. Маркса на этот счет, они поняли, что частная собственность для создания рынка действительно нужна, но она не обязательно должна быть правом собственности на средства производства, достаточно иметь право частной собственности на продукцию для того, чтобы рынок заработал. Этот вывод нашел свое подтверждение в практике хозяйственно-экономической жизни и развития рыночных отношений многих стран Запада, включая технологию разделения права собственности на две части: право собственности, остающееся за владельцем этого права, и право хозяйствования (или пользования), передаваемое (уступаемое) на определенных условиях другим субъектам рынка. Например, в период позднего феодализма в некоторых странах Западной Европы постепенно получила развитие денежная рента земли, и двор-арендатор, не имея права собственности на землю, мог взять ее у помещика в аренду, а произведенная продукция могла стать собственностью арендатора и быть реализована на рынке.
43 Анализ разграничения права собственности на средства производства и права хозяйствования показал, что это разграничение неизбежно ведет к разделению и права собственности на средства производства на два права — право собственности на средства производства и право собственности на продукцию. Например, кредитные средства банка главным образом формируются за счет сбережений вкладчиков. Право собственности на средства кредитов принадлежит вкладчикам, а банк посредством выплаты процентов своим вкладчикам получает право хозяйствования в отношении кредитных средств. И кому выдавать кредитные средства, какова доля дохода, как быть с «плохими» кредитами — все это решает банк, ему не надо просить на это согласия вкладчиков. Таким образом, предприятию лишь необходимо обладать правом собственности на продукцию, и оно может превратиться в субъект рынка. В результате госпредприятие, осуществляющее реформу, получило право хозяйствования на средства производства и право собственности на продукцию.
44 Ван Дунцзин особо подчеркивает, что «этот шаг, включавший реформу и маркетизацию, ни в коем случае не был стремлением приватизировать государственный капитал или ослабить государственную экономику. Это процесс, когда путем совершенствования системы управления государственным имуществом и системы права хозяйствования на государственный капитал, путем урегулирования и оптимизации структуры предприятий стремились добиться полного освобождения потенциала движущих сил государственной экономики, с помощью рыночного механизма регулировать прирост стоимости государственного имущества и, таким образом, непрерывно развивать, усиливать государственную экономику, укреплять ОЭСС». «Но, чтобы построить систему социалистической рыночной экономики на основе общественной собственности, потребовалось решить множество сложных проблем, и самая трудная задача реформы госпредприятия — превращение его в субъект рынка»32. Далее на примере реформы государственных предприятий Ван Дунцзин подробно излагает процесс поэтапного превращения государственного предприятия в реального субъекта рынка, в соответствии с приведенной схемой-технологией увязки общественной собственности с рынком.
32. 王东京: 建立社会主义市场经济体制是伟大创造 (Ван Дунцзин. Создание системы социалистической рыночной экономики — великое творчество) // 人民网. 26.12.2018. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2018/1226/c40531–30487620.html (дата обращения: 26.12.2018).
45 Изучение опыта реформ в Китае показывает, что с самого начала до сего дня во всех реформах, связанных с системой отношений собственности и рынком, применен один и тот же так называемый нижний порог — неизменный принцип осуществления всех реформ: неприкосновенность общественной формы собственности. Этот принцип реализуется путем «разделения на два права», при котором право собственности остается за субъектом права собственности (т.е. за государством или коллективом в деревне), а право хозяйствования передается предприятию или крестьянскому двору, оно и становится объектом реформы. Таким образом, право общественной собственности сохраняется неприкосновенным, оставаясь выше уровня реформы, которая имеет дело лишь с правом пользования (правом хозяйствования). Практика показывает, что принцип «разделения на два права» в системе собственности (через систему имущественного права) дает возможность активно использовать право пользования (право хозяйствования) в рыночных реформах, что, с одной стороны, позволяет добиваться роста эффективности предприятия и укрепляет экономику госсектора, а с другой — оставить нетронутым реформой саму систему общественной собственности как основу руководящего положения госпредприятия и всего госсектора.
46 В реформе земельной системы в китайской деревне (1978–1983 гг.) применение принципа «разделения на два права» позволило разделить единое право коллективной собственности на землю и прочие средства производства на два — на право коллективной собственности, переданное коллективу в лице коллективной хозяйственной организации в деревне, и право пользования (право подрядного хозяйствования) на условиях семейного подряда, переданное крестьянскому двору для ведения индивидуального хозяйства в рамках двухступенчатой коллективной хозяйственной организации. Реформа имела огромный успех, особенно первые годы (резкий рост интенсификации производства, валовых сборов зерна, доходов; удалось решить проблему продовольствия на базовом уровне — «одеть и накормить»). После 18-го съезда КПК (2012 г.) и 3-го пленума (2013 г.) в процессе углубления реформы земельной системы в период ускоренной урбанизации пошли еще дальше: использовали принцип «разделения на три права», согласно которому право собственности на коллективную землю осталось за коллективом, а право пользования (право подрядного хозяйствования) разделили на две части — право подряда и право хозяйствования: первое оставили за крестьянским двором, его первоначальным обладателем, а второе — право хозяйствования — также оставили обладателю подряда, но «оживили», т.е. разрешили вводить его в рыночное обращение. Обладатель права подряда, если не может или не хочет сам обрабатывать землю, может сдать право хозяйствования в аренду, уступить его возмездно. Эта практика стала удобным выходом для крестьян, уходивших из деревни в город на заработки. Право хозяйствования на подрядной земле через рынок, как правило, переходит в руки предприимчивых крестьян, которые начинают развивать масштабное современное хозяйство (крупные специализированные дворы, семейные фермы и пр.). Одновременно на общественной земле поощряют развитие смешанной экономики, в т.ч. индивидуальной, коллективной, кооперативной, частной (например, развитие сельских предприятий на основе городского промышленного и торгового капитала, агробизнес), иностранного капитала (в переработке сельхозпродукции и др. сферах). Принцип «разделения на три права» стал важным «прорывом» в реформе системы землепользования, позволив стимулировать модернизацию сельского хозяйства. Свое официальное правовое признание он получил в Гражданском Кодексе (2021 г.)33
33. Гражданский кодекс КНР /отв. ред. П. Трощинский. М.: Синосфера, 2020. С. 150–151.
47 В свете вышесказанного трудно согласиться с мнением отдельных китаеведов, рассматривающих реформы в китайской деревне (1978–1983 гг.) как «деколлективизацию»34, т.е. переход к частной собственности на землю и другие основные средства производства.
34. Кудин А.П. Частные предприятия в Китае: политика и экономика /отв. ред. В.В. Карлусов. М.: Торговая корпорация «Дашков и К», 2017. С. 45.
48 Возникает законный вопрос: как такое «разделение» целого на части может влиять на качество этих «частей»? Как следует из современной экономической теории, набор прав собственности (имущественного права) может меняться: он может укрепляться путем добавления новых правомочий или, наоборот, размываться в результате вычленения некоторых из них, эффективность каждой формы собственности будет определяться особенностями реструктуризации и группировки имущественных прав, уровнем развития производства35.
35. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. М.: Дело и сервис, 2006. С. 30.
49 Данное положение в полной мере приложимо к китайской действительности. В ходе реформы земельной системы в китайской деревне (1978–1983 гг.) при разделении на два права набор правомочий, полученных крестьянами в форме «права пользования», был неполным: он включал право пользования землей, право извлечения прибыли, право уступки, но не было права распоряжения, права залога, права поручительства, права на распределение части дохода от уступки коллективной земли и пр. Это стало одной из основных причин постепенного падения материальной заинтересованности производителей, спада темпов производства и потребовало новых реформ по расширению имущественных прав крестьян, на чем настаивал 3й пленум ЦК КПК 18-го созыва (2013 г.) и что, в свою очередь, легло в основу нынешней реформы земельной системы и реформы системы имущественного права на коллективное имущество в деревне. Известный китайский экономист-аграрник Лю Шоуин отмечает, что при разделении на два права в процессе реформы земельной системы (1978–1983 гг.) произошло усиление права пользования и соответствующее ослабление права собственности, хотя последнее и оставалось жестко зафиксированным в законодательстве; в отношении же коллективной земли под жилыми строениями крестьян возникло обратное: ослабление права пользования и усиление права коллективной собственности, в результате крестьяне не имели права сдать свой дом под залог, т.к. земля под ним была коллективной36. Хотя, как показывает практика, этот возможный минус механизма расщепления цельного права собственности на части может постепенно привести к определенному снижению эффективности производства, тем не менее общий положительный эффект реформы на основе такого «разделения на два права» может действовать достаточно длительное время и зависит от конкретных условий (особенностей распределения и группировки имущественных прав), которые определяют форму организации собственности.
36. 刘守英:土地制度与中国发展 (Лю Шоуин. Земельная система и развитие Китая). 北京: 中国人民大学出版社, 2018年. 第74期.
50 Чтобы завершить вопрос о специфике увязки китайского социализма с рынком, кратко рассмотрим условия и механизм реализации принципа «разделения на два права» в теории и на практике. Как поведал директор НИИ финансов при Министерстве финансов Китая Лю Шанси, от «прорыва» в теории рынка при социализме до «прорыва» на практике был временной лаг, когда теоретические выводы не удавалось реализовать в реальной жизни. Причина этого в том, что «первоначально примитивно полагали, что собственность, общественная собственность, может сама состыковываться с рынком. Было много неудач и проблем в процессе такой “стыковки”, пока, наконец, не поняли, что абстрактно соединить их просто невозможно». По мере того, как китайские экономисты знакомились с западной теорией прав собственности (Property rights system), пришло понимание, что «с точки зрения теории любая система собственности, любое право собственности при реформе требует имущественного права (产权), что право собственности и имущественное право — две разные вещи. Рыночная экономика требует имущественного права, чтобы состыковаться с рынком. И это одинаково верно и для права общественной собственности, и для права частной собственности. Лишь превратившись в систему имущественного права, общественная собственность может непосредственно состыковаться с рынком. Не имеет значения, какая это форма собственности, общественная или частная, но рыночная экономика требует, чтобы была система имущественного права, которая есть воплощение права собственности в реальных отношениях, с наличием целого пучка конкретных правомочий (право пользования, право дохода, право уступки, право распоряжения), — лишь тогда можно состыковаться с рынком». «И нынешняя реформа, — подчеркивает Лю Шанси, — называется не “реформой права собственности” (所有制改革), что заставило бы всех подумать, что это приватизация, а “реформой системы имущественного права” (产权制度改革), что фактически означает процесс реструктуризации имущественного права в условиях неприкосновенности права собственности. Некоторые могут сказать, что на практике это уже приватизация, но с точки зрения закона нет никакой приватизации»37. Как правило, в китайской научной литературе не раскрывается смысл понятия «совершенствование» системы имущественного права, но на практике это обычно означает реструктуризацию имущественного права в случае реформы.
37. 刘尚希: 完善农村产权制度缩小城乡收入差距 (Лю Шанси. Совершенствовать систему имущественного права, сокращать разрыв в доходах города и деревни) // 中国社会科学院农村发展研究所. 11.12.2015. URL: http://rdi.cass.cn/show News.asp?id=36691 (дата обращения: 14.12.2015).
51 ***
52 Подводя краткие итоги, можно сделать следующие предварительные выводы.
53 Первое. Рынок в Китае в общем и целом опирается на те же основные принципы, на основе которых функционирует рынок в любой смешанной экономике развитых хозяйственных систем, т.е. в странах капитализма. В то же время его отличает своя специфика: хотя он формируется на основе частной собственности (пусть и в ограниченных рамках), работает он в условиях сохранения общественной собственности на средства производства как основной формы собственности. Результаты развития КНР за последние 40 лет свидетельствуют о том, что ее рыночная система работает эффективно, а ее специфика обеспечивает необходимые институциональные гарантии стабильного развития. Являясь главным условием и стимулом развития экономики частного сектора в течение последних десятилетий, рынок превратил его в незаменимую часть национальной экономики. Одновременно рынок оказывает влияние на развитие государственного сектора, заставляя госпредприятия в условиях конкуренции повышать эффективность, совершенствовать формы хозяйствования и управления. Рынок сыграл незаменимую роль в превращении китайского экспорта в один из важнейших источников экономического развития. Рыночные отношения глубоко проникли во все сферы общественного производства, акцентируя внимание на проблемах эффективности, конкурентоспособности и качества, что крайне важно при переходе к модели «высококачественного» развития. Негативные стороны работы рынка минимизируются и частично нейтрализуются в процессе макрорегулирования.
54 Второе. Рынок появился и может развиваться в стране лишь в рамках каркаса основной экономической системы, выступающей его институциональной основой, стимулятором развития и одновременно регулятором, направляющим развитие рынка в общенациональных интересах. Основная экономическая система в своей новой трехчленной конструкции, воплощая доминирующее положение общественной формы собственности в сфере производства и сфере распределения, обеспечивает институциональную базу распределения практически всего создаваемого национального валового продукта в общенациональных интересах. Это, пожалуй, самое главное отличие рыночной экономики Китая от рыночной экономики капиталистических стран. Без ОЭСС не может функционировать система социалистической рыночной экономики и наоборот.
55 Третье. Так называемые две стороны ОЭСС, т.е. «совместное развитие экономики общественной формы собственности и экономики необщественных форм собственности» (блок-1), распределение по труду и по капиталу (блок-2), «роль рынка» и «роль государства» (блок-3), фактически предполагают (и означают) совместное развитие двух разных системных начал. Эти системные начала не нейтральны, а активны и достаточно противоречивы в условиях совместного развитии. Так, рыночный механизм наряду с положительными качествами (уникальный механизм стимулирования экономической эффективности, рационального размещения ресурсов, единственный инструмент выявления объективного соотношения спроса и предложения и установления цен и пр.) одновременно несет и неизбежные негативные последствия (стихийность, возможность перепроизводства, дифференциация доходов, рост социального неравенства и пр.), которые должны постоянно нейтрализовываться, частично сниматься системой государственного регулирования. В конечном счете все преимущества социалистической рыночной экономики обеспечиваются и гарантируются путем эффективной «органичной» увязки двух разносистемных начал ОЭСС. «Органичная» увязка экономик двух разных систем собственности является необходимым условием их сбалансированного развития и взаимодействия в целях стабильного развития национальной экономики в целом. Отсюда исключительная важность роли государственного регулирования, необходимость наличия сильной и развитой системы макрорегулирования рыночной экономики. Система макрорегулирования («роль правительства») фактически носит системный характер. Успешное развитие рыночной экономики несомненно означает, что система макрорегулирования в КНР вполне эффективно справляется с этой сложнейшей задачей.

Библиография

1. Бони Л.Д. Китайская деревня на пути к рынку. М.: ИДВ РАН, 2005 г.

2. Гражданский кодекс КНР / отв. ред. П. Трощинский. М.: Синосфера, 2020.

3. Кудин А. П. Частные предприятия в Китае: политика и экономика / отв. ред. В.В. Карлусов. М.: торговая корпорация «Дашков и К», 2017.

4. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. М.: Дело и сервис, 2006.

5. У Цзинлянь. Экономическая реформа в КНР. М.: Наука, 1990 г.

6. 中共中央关于坚持和完善中国特色社会主义制度推进国家治理体系和治理能力现代化若干重大问题的决定 (2019年10月31日中国共产党第十九届中央委员会第四次全体会议通过) (Решение 4-го пленума ЦК КПК 19-го созыва о некоторых важных вопросах осуществления и совершенствования системы социализма с китайской спецификой, продвижения модернизации системы управления государством и потенциала управления (принято на четвертом пленуме ЦК КПК 19-го созыва 31 октября 2019 г.)) // 人民网. 05.11.2019. URL: https://www.12371.cn/2019/11/05/ARTI1572948516253457.shtml (дата обращения: 10.11.2019).

7. 曲青山: 马克思主义中国化的最新成果 (深入学习贯彻习近平新时代中国特色社会主义思想) 一深入学习《习近平谈治国理政》第三卷 (Цюй Циншань. Последние успехи в китаизации марксизма (углубленно изучать «Идеи социализма с китайской спецификой Си Цзиньпина в новую эпоху». Т. 3.) // 人民网. 10.12.2020. URL: theory.people.com.cn/n1/2020/1210/c40531–31961311.html (дата обращения: 12.12.2020).

8. 政武经: 基本经济制度探索与共同富裕道路 (庆祝中国共产党成立100周年专论) (Чжэн Уцзин. Поиски основной экономической системы и путь всеобщего процветания (специальная передовая статья в честь празднования 100-летней годовщины образования КПК)) // 人民网. 04.11.2021. URL: theory.people.com.cn/n1/2021/1104/c40531–32273032.html (дата обращения: 05.11.2021).

9. 胡家勇: 我国经济理论创新发展的40年 (Ху Цзяюн. 40 лет инновационного развития нашей экономической теории) // 人民网. 21.01.2019. URL: http://theory.people.com.cn/1n/2019/0121/c40531–30579303.html (дата обращения: 21.01.2019)

10. 刘鹤: 坚持和完善社会主义基本经济制度 (Лю Хэ. Осуществлять и совершенствовать основную экономическую систему социализма) //人民网. 22.11.2019. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2019/1122/c40531–31468423.html (дата обращения: 30.11.2019).

11. “在重要历史关头召开的一次具有重大历史意义的会议”一中共中央举行新闻发布会解读党的十九届六中全会精神 (Важное историческое совещание, открытое в важный исторический момент». Пресс-конференция ЦК КПК по поводу 6-го пленума ЦК КПК 19-го созыва) //人民网. 13.11.2021. URL: cpc.people.com.cn/n12021/1113/c64093–32281296.html (дата обращения: 12.11.2021).

12. 中华人民共和国物权法 精解 (Закон КНР «О вещных правах». Разъяснение). 北京: 人民出版社, 2007年.

13. 赵旭东: 为经济高质量发展提供有效法治保障 (Чжао Сюйдун. Обеспечить эффективную правовую гарантию для высококачественного развития экономики) // 人民网. 30.10.2020. URL: Theory/people.com.cn/n1/2020/10030/c40531–31911754.html (дата обращения: 02.11.2020).

14. 连维良: 加快完善社会主义市场经济体制 (Лянь Вэйлян. Ускорить совершенствование системы социалистической рыночной экономики) // 人民网. 21.01.2019. URL: http://opinion/people.com.cn/n1/2019/0121/c1003–30579055.html (дата обращения: 21.01.2019).

15. 李义平: 人民要论: 市场经济并非只有一种模式 (Ли Ипин. У рыночной экономики может быть не одна модель) // 人民网. 09.07.2019. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2019/0709/c40531–31221521.html (дата обращения: 10.07.2019).

16. 王东京: 建立社会主义市场经济体制是伟大创造 (Ван Дунцзин. Создание системы социалистической рыночной экономики — великое творчество) // 人民网. 26.12.2018. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2018/1226/c40531–30487620.html (дата обращения: 26.12.2018).

17. 刘守英:土地制度与中国发展. 中国人民大学出版 (Лю Шоуин. Земельная система и развитие Китая). 北京: 中国人民大学出版社, 2018年.

18. 刘尚希: 完善农村产权制度缩小城乡收入差距 (Лю Шанси. Совершенствовать систему имущественного права, сокращать разрыв в доходах города и деревни) // 中国社会科学院农村发展研究所. 11.12.2015. URL: http://rdi.cass.cn/showNews.asp?id=36691 (дата обращения: 14.12.2015).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести