- Код статьи
- S013128120020658-4-1
- DOI
- 10.31857/S013128120020658-4
- Тип публикации
- Рецензия
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №3
- Страницы
- 191-194
- Аннотация
- Ключевые слова
- Дата публикации
- 21.06.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 11
- Всего просмотров
- 340
Институт истории археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН выпустил очередной том многолетней работы Института «История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв.». В нем дается подробная картина исторического развития Северо-Восточного Китая в 1979–1999 гг. на начальном этапе экономической реформы в КНР. Работа интересна для российского читателя прежде всего тем, что в ней показано развитие соседствующей с нашей страной сопредельной территории Северо-Востока КНР, в которую входят три провинции, две из которых — Хэйлунцзян и Цзилинь — имеют общую границу с Россией.
Актуальность данной работы определяется тем, что в ней на обширном фактическом материале, основу которого составили официальные документы, литература на трех языках (китайском, русском и английском), а также газеты, журналы и другие средства массовой информации, показан двадцатилетний период политической, экономической, социальной и культурной жизни большого китайского региона, граничащего с российским Дальним Востоком. Эти 20 лет в истории Северо-Востока Китая включают в себя начальный этап реформы в стране, который определял дальнейшее направление развития социализма и на примере Китая показал основные пути реформирования социалистической системы в целом. Интерес к этой работе во многом определяется еще и тем, что позволяет читателям для себя провести сравнение исторического развития двух сопредельных территорий — российского Дальнего Востока, который за эти годы прошел через перестройку, распад СССР и гайдаровские реформы 1990х гг., и КНР, которая за эти годы прошла начальные этапы реформы, «открыла» свою экономику для других стран мира и пережила «события 4 июня» на площади Тяньаньмынь в Пекине.
Сама работа состоит из введения и четырех глав, каждая из которых содержит по шесть-семь параграфов. Все главы построены по хронологическому принципу. В них показан исторический процесс развития ситуации в Северо-Восточном Китае на разных этапах реформы. Структура глав выстроена логично, по единому образцу: вначале дается общая картина политической и экономической ситуации в стране в целом, а затем описываются изменения на территории Северо-Востока Китая, произошедшие под воздействием меняющейся ситуации в центре.
В первой главе «Северо-Восточный Китай в период урегулирования народного хозяйства и начала реформ в деревне (1979–1984 гг.)» дается развернутый анализ начального этапа проведения реформ в трех северо-восточных провинциях, который в первую очередь связан с переходом на подворный подряд в деревне, политике открытости во внешнеэкономических связях и реформы социальной системы от государственного обеспечения к самообеспечению. Именно в этот период на основе решений 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.) «о переносе центра тяжести работы партии на вопросы экономического строительства, об осуществлении серьезной реформы системы экономического управления и методов хозяйствования» стали происходить коренные изменения в стране, которые повлекли за собой и коренные перемены в Северо-Восточном Китае. Именно в эти годы заметно выросли доходы значительной части китайского крестьянства, которые были в основном связаны с переходом деревни на семейный (подворный) подряд. Именно в результате перехода на новую форму хозяйствования в деревне началась масштабная модернизация в аграрной сфере, где «апробировались новые формы взаимоотношений между производителями и государством: крестьяне получили возможность самостоятельно осуществлять переработку и сбыт произведенной продукции полеводства и животноводства, а также повысить свои доходы за счет расширения личных хозяйств и снижения времени и доли участия в общественных работах» (с. 61).
Во внешнеэкономической сфере в те годы приоритетным партнером оставался СССР, несмотря на то, что в СССР в 1980е гг. не проводились экономические реформы. В те годы большой объем внешнеэкономических связей Северо-Востока Китая осуществлялся по линии приграничной торговли. Лишь с середины 1980х гг. деловые круги стран Запада и Японии стали проявлять широкий интерес к освоению китайского рынка, стали создавать совместные предприятия с ведущими китайскими промышленными предприятиями на Северо-Востоке и предлагать большие контракты на поставку продукции крупнейших товаропроизводителей в Даляне, Шэньяне, Чанчуне и Харбине.
Вторая глава «Регион в процессе интенсивной модернизации экономики и структурных реформ (1985–1991 гг.)» показывает изменение ситуации в Северо-Восточном Китае на следующем этапе реформ, который начался в октябре 1984 г. после того, как 3й пленум ЦК КПК 12-го созыва принял «Решение ЦК КПК о реформе экономической системы». Пленум провозгласил новый лозунг «плановая товарная экономика» на основе общественной собственности и постановил перенести центр тяжести реформы из деревни в город посредством ухода от фиксированных государственных цен на поставляемую государству сельхозпродукцию с крестьянских дворов по системе подворного подряда.
Это решение имело большое значение непосредственно для Северо-Востока Китая, где доля городского населения была заметно выше, чем в других районах и где преобладали крупные предприятия государственной собственности в отраслях тяжелой промышленности. В этот период в регионе стали происходить и значительные административные изменения, которые в дальнейшем были перенесены на всю страну. В частности, в провинции Ляонин с 1984 г. в экспериментальном порядке стала внедряться система, при которой город начал руководить прилегающими уездами. В результате улучшилось снабжение города продовольствием, а в прилегающих уездах появились новые возможности для развития промышленности.
В результате реформ произошли серьезные изменения в структуре занятости. Заметно выросла производительность труда в сельскохозяйственном производстве, образовалось большое количество избыточной рабочей силы, представители которой в городе и деревне начали трудоустраиваться на предприятиях негосударственной формы собственности — кооперативы, акционерные, частные и индивидуальные предприятия. Как отмечалось в работе, «к началу 1990х годов в деревне СВК, как и в целом по стране, завершился процесс перехода от административно-принудительных методов хозяйствования к экономическим, основывающимся на действии объективных законов, связанных с конъюнктурой рынка, его спросом и предложениями» (с. 179).
В третьей главе «Северо-Восток Китая в период углубления политики открытости (1991–1995 гг.)» показано изменение ситуации в регионе после развала мировой системы социализма, распада СССР и превращения мира в однополярный. В результате Китай оказался один на один в противостоянии с победившими в холодной войне США, которые быстро усиливали свое влияние в мире. В новых условиях в КПК возникла дискуссия по вопросу о том, как следует дальше проводить реформирование — усилить классовую борьбу или углублять экономические реформы. Иными словами, что надо поставить во главу проводимых реформ — производительные силы или производственные отношения. В китайском руководстве многие выступали за усиление классовой борьбы, т.к. считали многие элементы экономические реформы, такие как система подворного подряда или возможность предприятия распоряжаться частью полученной прибыли, отходом от социалистических принципов.
В сложившейся ситуации только высокий личный авторитет китайского лидера Дэн Сяопина позволил отстоять политический курс на дальнейшее проведение реформ. В январе-феврале 1992 г. состоялась инспекционная поездка Дэн Сяопина на Юг (в провинцию Гуанчжоу и СЭЗ Шэньчжэнь). По итогам этой поездки был принят курс на дальнейшее углубление реформ в Китае, который был утвержден на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.). Этот курс был реализован в решениях 3го пленума ЦК КПК 14-го созыва (ноябрь 1993 г.), на котором был выдвинут новый лозунг для третьего этапа реформ «социалистическая рыночная экономика».
В процессе углубления реформ и развития различных видов предприятий необщественных форм собственности большие проблемы возникли на Северо-Востоке, т.к. костяк предприятий региона составляли крупные предприятия государственной собственности, на которых было занято большая часть рабочей силы региона. В новых условиях с 1992 г. на Северо-Востоке был взят курс на формирование «приграничного пояса открытости», который включал в себя создание «открытых городов» для привлечения иностранных инвестиций, находящихся вблизи границ, а также создание зоны приграничного экономического сотрудничества и приграничных торговых зон. В целом в эти годы Китай стал более активно сотрудничать с капиталистическими странами, нежели с Россией, где в процессе перехода к рынку началась страшная инфляция (2700 % в 1992 г.), стремительное падение жизненного уровня большей части населения и стремительное падение основных экономических показателей, начиная с валового внутреннего продукта (ВВП).
В те годы на границе провинций Хэйлунцзян и Цзилинь с российским Дальним Востоком и сформировался «пояс открытости», в который входили города Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ, Хуньчунь. Была поставлена задача «превратить эти города в форпосты для выхода на российский рынок и одновременно в базы производства, ориентированного на экспорт продукции промышленности и сельского хозяйства, в торгово-финансовые и туристские центры» (с. 269). Этим зонам предоставлялись определенные льготы, однако их развитие было замедленным по сравнению с аналогичными зонами в приморских районах страны в силу того, что реформы на российском Дальнем Востоке заметно пробуксовывали по сравнению с реформами в КНР в целом и на Северо-Востоке Китая в частности. В результате провинция Хэйлунцзян решила воспользоваться преимуществом своего географического положения и благодаря созданному на границах с РФ «поясу открытости» стала монополистом в российско-китайских торгово-экономических связях не только для Северо-Востока, но и для всего Китая.
В этот же период на Северо-Востоке Китая стали строить «приграничный культурный коридор» длиной в 10 тысяч ли, основная задача которого заключалась в «создании единого торгово-экономического, культурного, туристического пояса открытости во внешний мир». В результате внедрения рыночных отношений культурная жизнь Северо-Востока Китая начала активно развиваться во всех сферах.
Четвертая глава «Северо-Восточный Китай в конце ХХ века (1996–1999 гг.)» дает представление о том, как развивались китайские реформе на третьем этапе в ходе реализации лозунга «социалистическая рыночная экономика» и решений XV съезда КПК (сентябрь 1997 г.) в преддверии 50-летия создания КНР и после воссоединения с Гонконгом (июль 1997 г.). Съезд признал неэффективность работы крупных государственных предприятий и принял меры по либерализации экономической системы. Эти решения основательно затронули Северо-Восток Китая, где значительную часть предприятий по-прежнему составляли крупные государственные предприятия.
Однако по сравнению с другими регионами Китая реформы на Северо-Востоке развивались медленно. В результате даже приморская провинция Ляонин, имевшая аналогичные с другими приморскими провинциями преимущества, слабо привлекала иностранных инвесторов. Лишь город-порт Далянь представлял собой исключение, т.к. в силу своего местоположения три северо-восточные провинции — Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян, а также автономный район Внутренняя Монголия осуществляли торговлю товарами и обмен промышленной продукцией с остальными районами страны в основном через порт Далянь. Порт Далянь играл важную роль в экспортно-импортной торговле Китая и значительно раньше других городов Северо-Востока стал центром притяжения иностранных инвестиций, хотя по объему привлеченных инвестиций он все-таки заметно уступал другим портам в приморских районах КНР.
Вместе с тем хотелось бы отметить необходимость выделения Северо-Востока Китая в отдельный экономический регион. В данной работе авторы выделяют в Китае только три экономических региона: восточный район (три муниципалитета и 9 провинций), центральный (9 провинций) и западный (9 провинций и автономных округов) (с. 259–260). На практике в китайской экономической литературе уже принято деление на четыре экономических региона: приморский регион (три города центрального подчинения — Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и 7 провинций — Хэбэй, Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Гуандун и Хайнань), центральный регион (6 провинций — Шаньси, Хэнань, Хубэй, Хунань, Аньхой, Цхянси), западный регион (6 провинций — Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Юньнань, Сычуань, Гуйчжоу, город центрального подчинения Чунцин и 5 автономных районов — Внутренняя Монголия, Гуанси, Тибет, Синьцзян и Нинся) и три провинции Северо-Востока — Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин. На наш взгляд, было бы более целесообразно придерживаться китайского варианта районирования территории, где Северо-Восток Китая выделен в отдельный экономический регион, который имеет свою специфику как в силу территориальной обособленности, так и в силу особенностей проведения экономической реформы. связанных как с преобладанием крупных предприятий государственной собственности, так и территориальной близостью с российским Дальним Востоком, который менее активно развивал в годы реформ внешнеэкономические связи с сопредельной территорией Китая по сравнению с другими странами.
В заключение хотелось бы отметить ценность данного тома многолетней работы Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, в котором показан опыт проведения экономической реформы в Китае на примере отдельного региона — Северо-Востока. В результате анализа собранных в нем материалов становится ясно, какие направления реформы на Северо-Востоке Китая были более или менее успешными и в силу каких факторов. Данная работа позволяет лучше понять логику реформ в Китае и оценить китайский опыт реформирования применительно к различным регионам. Хочется надеяться, что этот том не станет последним, работа над «Историей Северо-Восточного Китая» продолжится, и вскоре авторы представят нашему вниманию характеристику новых этапов китайской реформы на Северо-Востоке — с 2000 г. по настоящее время.