Региональное развитие провинции Ляонин и партнерское сотрудничество с Россией (1990 е гг. — настоящее время)
Региональное развитие провинции Ляонин и партнерское сотрудничество с Россией (1990 е гг. — настоящее время)
Аннотация
Код статьи
S013128120020452-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Макеева Светлана Борисовна 
Должность: Доцент по кафедре китаеведения, заведующий отделом исторической и региональной демографии
Аффилиация: Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
Адрес: 119333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, д. 6, к. 1.
Выпуск
Страницы
75-88
Аннотация

Реализация планов региональных преобразований на территории провинции Ляонин направлена на создание центра цифрового интеллектуального производства, области всестороннего возрождения в Северо-Восточном Китае, международного судоходного центра в Северо-Восточной Азии и зоны сотрудничества в области морского экономического развития. Особое внимание уделяется системе межрегионального взаимодействия с российскими регионами. Современное развитие провинции Ляонин во взаимодействии с регионами мира выстраивается на основе реализации глобального проекта Нового Шёлкового пути — инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Географические преимущества провинции, развитая инфраструктура, наличие множества портов (Цзиньчжоу, Даньдун, Далянь, Инкоу) и развитая сеть железных дорог — все это создает серьезные преимущества провинции Ляонин перед другими регионами Китая. Китайская сторона заинтересована вывести диалог с регионами-побратимами России из разряда гуманитарного сотрудничества в систему многовекторного партнерского взаимодействия. За провинцией Ляонин в качестве побратимских партнеров были закреплены Новосибирская и Иркутская области, сотрудничество с которыми с начала 1990‑х гг. развивалось по различным направлениям. Накопленный за последние десятилетия опыт межрегионального побратимского, партнерского сотрудничества между провинцией Ляонин и Иркутской, Новосибирской областями может служить основой для дальнейшего взаимодействия по линии Ляонин — российские регионы. Перспективными направлениями для межрегионального сотрудничества провинции Ляонин с Россией выступает деятельность по расширению прямых иностранных инвестиций в энергопроизводящие регионы, такие как Сибирь; реформирование и совершенствование зон свободной торговли в провинции Ляонин, ориентированных на сотрудничество с Россией; регулярное общение с представителями администрации российских регионов на информационных платформах «Один пояс, один путь»; укрепление технического и культурного обмена между предприятиями провинции Ляонин и предприятиями российских регионов.

Ключевые слова
Провинция Ляонин, региональные проекты, межрегиональное сотрудничество, «Один пояс, один путь», Иркутская область, Новосибирская область, регионы-побратимы, партнерские отношения
Классификатор
Получено
21.04.2022
Дата публикации
01.09.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
523
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 С 1985 г., с начала периода нормализации и восстановления китайско-советских отношений, провинция Ляонин, как и другие северо-восточные провинции КНР (Хэйлунцзян и Цзилинь), проявляла активность в установлении и развитии межрегионального сотрудничества с областями и краями Советского Союза. Особая роль в данном процессе отводилась системе побратимского сотрудничества, которая регулировалась четкими указаниями ЦК КПК и Государственного совета через Китайскую ассоциацию дружбы с зарубежными странами (中国人民对外友好协会). Китайская сторона была заинтересована вывести диалог с регионами-побратимами России из разряда гуманитарного сотрудничества в систему многовекторного партнерского взаимодействия. За провинцией Ляонин в качестве побратимских партнеров были закреплены Новосибирская и Иркутская области, сотрудничество с которыми с начала 1990х гг. развивалось по различным направлениям.
2 В работах отечественных исследователей (М.В. Александровой1, Д.А. Глазунова2, Т.А. Дудник3, И.В. Ставрова4) и зарубежных специалистов (Ли Сюя5, Лю Цзинцзюаня6, Чжоу Яньли7, Ши Чуньяна8) особое внимание уделяется комплексному анализу развития одной из северо-восточных провинций Китая — Ляонин. В данной статье предпринята попытка рассмотрения специфики развития провинции Ляонин в системе партнерского, побратимского сотрудничества с российскими регионами — Новосибирской и Иркутской областями, а также особое внимание уделено перспективам и возможностям в поддержании межрегионального взаимодействия по линии Ляонин — российские регионы.
1. Александрова М.В. Внешнеэкономический комплекс провинции Ляонин: современное состояние и направления развития // Китай в мировой и региональной политике. История и современность . 2011. № 16. С. 172–213.

2. Глазунов Д.А. Реформаторская деятельность Цюань Шужэня: становление региональной модели экономики провинции Ляонин // Известия Алтайского государственного университета. 2017. № 2 (94). С. 164–169.

3. Дудник Т.А. Реализация реформы государственных предприятий в северо-восточном регионе Китая в начале XXI в. (на примере провинции Ляонин) // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН . 2021. Т. 34. С. 56–71.

4. Ставров И.В. Экономическое развитие провинции Ляонин КНР в начале XXI в.: планы и результаты // Россия и АТР. 2011. № 4. С. 118–125.

5. 李旭 . 辽宁省农民专业合作社成长问题研究 李旭 (Ли Сюй. Исследование роста сельскохозяйственных кооперативов в провинции Ляонин). 北京: 经济日报出版社, 2015 年. 第104页.

6. Лю Цзинцзюань. Пространственная политика совместного развития региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. № 7 (27). С. 65–72.

7. Чжоу Яньли. Научно-техническое и инновационное сотрудничество провинции Ляонин с Россией // Россия и АТР. 2011. № 4. С. 102–107.

8. Ши Чуньян. «Пять точек на одной линии»: стратегия провинции Ляонин в новой структуре открытости внешнему миру // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2009. № 1. С. 86–92.
3 Особенности преобразований в провинции Ляонин в 19902020е гг. Региональная инфраструктура провинции Ляонин связана с историческим прошлым успешного развития промышленных баз Китая в 1950–1960е гг. После начала политики «реформ и открытости» в 1978 г., особенно в рамках реализации 9-ого пятилетнего плана социально-экономических преобразований (1996–2000 гг.), руководство ЦК КПК и Госсовет ориентировали провинцию Ляонин на достижение значительных результатов в экономическом строительстве. Особыми сравнительными преимуществами регионального развития территории этой провинции выступало инновационное промышленное развитие и строительство сельскохозяйственных производственных баз.
4 Со второй половины 1990х гг. в ходе реализации стратегии структурной оптимизации (结构优化战略) система промышленности, собственности и занятости населения провинции претерпела значительные перемены. Если в 1990 г. доли первичной / вторичной / третичной отраслей промышленности провинции Ляонин составляли соответственно 16:51:33, то к 2002 г. произошли изменения до 11:48:41 в пользу третичной отрасли. Сохранялась весомая роль государственных предприятий в экономике провинции Ляонин, но при этом доля негосударственного сектора росла. Отрасль услуг (недвижимость, туризм, финансы и торговля) активно развивалась в городах Шэньян и Далянь, достигнув более 45 % к 2000 г.9 К концу 9й пятилетки в провинции Ляонин было основано свыше 190 высокотехнологичных предприятий.
9. 辽宁省人民政府 (Народное правительство провинции Ляонин). URL:  >>>> (дата обращения: 12.04.2022).
5 Государственные предприятия на территории провинции в ходе осуществления политики «три реформы — одно усилие» (三改以加强), т.е. «реформирование, реорганизация, преобразование и усиление направления», повысили свою конкурентоспособность. Была создана современная система государственных крупных и средних предприятий в области нефтехимической, металлургической промышленности и производства оборудования. Трансформировалась легкая промышленность, текстильная промышленность, медицина, производство строительных материалов. В системе региональной инфраструктуры весомые позиции стали занимать автомобилестроение и электротехнологические отрасли.
6 Региональные преобразования в 1990–2000е гг. коснулись строительства инфраструктуры провинции Ляонин, в состав которой входило 14 городов и 100 уездов. Была построена современная транспортная сеть, связывающая автомагистрали, железные дороги и морской транспорт. Были достигнуты успехи в градостроительстве и охране окружающей среды, претерпел исторические изменения облик крупных городов, таких как Шэньян и Далянь, значительно повысился уровень застройки уездов, поселков. В результате привлечения иностранных инвестиций были созданы зоны технико-экономического развития в Даляне и Хулудао, зоны свободной торговли, зоны переработки продукции на экспорт, в их числе: экспортная компания «Шэньян», «Северная экспортная компания Шэньян», машиностроительный завод «Ляоян Души», зона экспортной обработки Ляонин, предприятие по изготовлению одеял из обработанного хлопка «Юго-Восточные ворота», обрабатывающее предприятие по сварке электрозаклепками «Юго-Западные ворота», завод по заклепке и сварке цветной стали «Северо-Западные ворота», электросварочный завод «Юго-Западные ворота», экспортная компания «Ляохуа», Гаочэнский клепально-сварочный завод. Таким образом в провинции Ляонин сложилась модель всесторонней открытости внешнему миру. С середины 1990х гг. было подписано свыше 25 000 иностранных инвестиционных проектов, а фактическое использование иностранного капитала составило 30 млрд долл. США. С начала 9й пятилетки (1996–2000 гг.) внешняя торговля провинции росла в среднем на 10,8 % в год10.
10. 年辽宁省统计年鉴 2011–2021 (Статистические ежегодники провинции Ляонин 2011–2021). URL:  >>>> (дата обращения: 14.04.2022).
7 Особое влияние на региональное развитие провинции Ляонин оказало начало реализации Госсоветом КНР с 2003 г. Стратегии возрождения старых промышленных баз в Северо-Восточном Китае, позволившая решать проблемы неравномерности и диспропорциональности развития промышленности в северо-восточных провинциях страны, в частности в провинции Ляонин. В настоящее время на территории провинции Ляонин реализуется план по содействию региональному скоординированному развитию плана «Один круг, один пояс, два района» (一圈一带两区), который играет стратегическую роль в ускорении реализации комплексного возрождения данной провинции. В ходе реализации 14-го пятилетнего плана социально-экономических преобразований КНР (2021–2025) региональное развитие Северо-Восточного Китая направлено на возрождение и ускорение качественного развития региональной экономики с использованием взаимодополняющих сравнительных преимуществ. Модель регионального скоординированного развития «Один круг, один пояс, два района» на территории провинции Ляонин формирует «два ядра»: города Шэньян и Далянь — своеобразные «полюсы роста». «Один круг» — это современная агломерация Шэньян, включающая 7 городов: Шэньян, Аньшань, Фушунь, Бэньси, Фусинь, Ляоян, Телин и демонстрационную зону Шэньфу. «Один пояс» — это прибрежный экономический пояс Ляонин, включающий 6 городов: Далянь, Даньдун, Цзиньчжоу, Инкоу, Паньцзинь и Хулудао. «Два района» представляют собой зону зеленой экономики восточной части провинции Ляонин. К ним относятся город Фэнчэн и 8 уездов Сюянь, Куандянь, Бэньси, Хуаньжэнь, Фушунь, Синьбинь, Цинъюань, Сифэн; а также интеграция западного Ляонина: города Фусинь, Чаоян и Хулудао в регионе Пекин — Тяньцзинь — Хэбэй. Данная модель, представленная в трехлетнем плане развития провинции Ляонин 6 февраля 2022 г., ориентирована на инновационные, скоординированные, «зеленые» региональные преобразования11. Основной целью выступает строительство провинции Ляонин как центра цифрового интеллектуального производства, области для всестороннего возрождения в Северо-Восточном Китае, важного международного судоходного центра в Северо-Восточной Азии и зоны сотрудничества в области морского экономического развития. Разработка и реализация различных планов региональных преобразований КНР, нацеленных на экономическое усиление всей территории страны, в том числе и провинции Ляонин, продолжается до сих пор. Особое внимание уделяется геополитическому положению трех северо-восточных провинций в центре Северо-Восточной Азии.
11. 辽宁举行《辽宁省推进 “一圈一带两区” 区域协调发展三年行动方案》发布会 (В провинции Ляонин состоялась пресс-конференция, посвященная реализации трехлетнего плана «Один круг, один пояс, два района» в рамках содействия скоординированному развитию) // 中华人民共和国国外院新闻办公室. 16.02.2022. URL:  http://www.scio.gov.cn/xwfbh/gssxwfbh/xwfbh/liaoning/Document/1720854/1720854.htm . (дата обращения: 10.01.2022).
8 Опыт поддержания китайско-российского межрегионального побратимского, партнерского сотрудничества между провинцией Ляонин и Иркутской областью. Исторический опыт развития гуманитарного и торгово-экономического сотрудничества между провинцией Ляонин и Иркутской областью достаточно значительный. Развитие сотрудничества в области культурно-образовательной сферы между Шэньяном и Иркутском началось в середине ХХ в., в годы советско-китайской дружбы12, и прервалось в середине 60х гг. в связи с обострением советско-китайских отношений. После восстановления китайско-советских отношений в середине 1980х гг. провинция Ляонин и Иркутская область начинают развивать диалог в различных сферах. Обмены между Шэньяном и Иркутском были возобновлены с 1988 г. Первоначально Иркутскую область посетила делегация провинции Ляонин, члены которой стали первыми официальными представителями Шэньяна, посетившими Иркутск после восстановления отношений между Китаем и Советским Союзом. 2 июля 1991 г. был официально открыт международный маршрут Шэньян — Иркутск, что значительно облегчило обмен между провинцией Ляонин и Иркутской областью. 12 августа 1992 г. администрации городов Шэньян и Иркутск официально подписали соглашение об установлении побратимских отношений. В 1992 и 1993 гг. состоялся обмен визитами мэров двух городов, что сыграло положительную роль в развитии сотрудничества между провинцией Ляонин и Иркутской областью. В 1994 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между администрациями провинции Ляонин и Иркутской областью, что свидетельствовало об официальном закреплении многолетнего взаимодействия регионов-побратимов двух стран.
12. 峥嵘岁月七十载 (Семьдесят давних лет) // 沈师记忆第二期 曲折发. 07.05.2021. URL:  >>>> (дата обращения: 14.03.2022).
9 С установлением российско-китайского стратегического партнерства обмены между провинцией Ляонин и Иркутской областью становились все более тесными. В 1990е гг. сформировались основные направления межрегионального взаимодействия на уровне Ляонин — Иркутская область:
10 – в сфере образования (Иркутский государственный университет активно развивал партнерские отношения с высшими учебными заведениями Китая, в том числе реализовывались совместные проекты с Ляонинским университетом);
11 – в сфере культуры (детские творческие фольклорные коллективы провинции Ляонин являлись традиционными участниками фестивалей, проводимых в Иркутской области);
12 – в сфере спорта (взаимное участие спортсменов Иркутской области и провинции Ляонин в международных спортивных мероприятиях);
13 – развитие торгово-экономического сотрудничества в сфере лесного комплекса и сельского хозяйства;
14 – развитие сотрудничества в сфере туризма и молодежной политики.
15 В 2000е гг. интенсивность межрегионального взаимодействия провинции Ляонин и Иркутской области значительно возрастает. Усиливается двусторонний диалог между городами-побратимами — столицей провинции Ляонин Шэньяном и Иркутском, административным центром Иркутской области. В январе 2005 г. мэр Шэньяна Чэнь Чжэнгао во главе делегации из провинции Ляонин посетил Иркутск. В мае 2006 г. мэр г. Иркутска В.В. Якубовский возглавил делегацию, посетившую Шэньян с ответным визитом. Несколько заместителей иркутского мэра в качестве глав делегаций приняли участие в крупных международных мероприятиях, проходивших в Шэньяне, — производственной выставке, всемирной выставке садоводства, форуме Северо-Восточной Азии и выставке высоких технологий Северо-Восточной Азии. Наблюдалась активизация сотрудничества между провинцией Ляонин и Иркутской областью в сфере образования, спорта, культуры.
16 Особо стоит отметить роль Иркутской области в проведении Всемирной выставки садоводства. На ней, в частности, российские дизайнеры из Иркутска занимались оформлением стационарной экспозиции «Русский сад». На выставке «Шэньян-ЭКСПО» Иркутская область представила диораму озера Байкал из зеленого нефрита. В мае 2009 г. заместитель мэра г. Шэньян Ян Ячжоу возглавил делегацию, посетившую город Иркутск, и передал правительству Иркутска и Иркутской области бронзовую скульптуру Шэньянского императорского дворца в масштабе 1:25.
17 Межрегиональное побратимское взаимодействие провинции Ляонин и Иркутской области опиралось не только на гуманитарное сотрудничество, но и на активные торгово-экономические связи. Расширение партнерского взаимодействия способствовало реализации новых форм сотрудничества, которые были закреплены в обновленном Соглашении о долгосрочном сотрудничестве между администрацией Иркутской области РФ и Народным Правительством провинции Ляонин КНР, подписанным 19 декабря 2007 г.
18 В 2010е гг. одними из новых форм межрегионального взаимодействия Ляонин — Иркутская область становятся регулярные презентации регионального инфраструктурного потенциала Иркутской области в рамках мероприятий, проходивших в провинции Ляонин, что свидетельствовало о заинтересованности администрации Иркутской области в поиске новых направлений партнерского сотрудничества с данной китайской провинцией и выходе побратимских связей за пределы гуманитарного взаимодействия.
19 В ходе очередной такой презентации Иркутской области в декабре 2014 г. губернатор С.В. Ерощенко заявлял: «Иркутская область готова сотрудничать с провинцией Ляонин в различных сферах промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, науке и культуре. Мы приглашаем руководителей ваших (китайских) предприятий посетить Приангарье с ознакомительной целью. Это даст возможность рассмотрения вопросов вложения инвестиций в экономику Иркутской области»13. В рамках поездки в провинцию Ляонин в 2014 г. губернатор Иркутской области подписал Меморандум о сотрудничестве с компанией «Хуавей» с целью реализации на территории города Иркутск совместного российско-китайского проекта «Безопасный город»14. Обсуждались планы по созданию совместного российско-китайского научно-исследовательского института на территории Иркутска.
13. Иркутский губернатор привез из Китая соглашения // Клуб регионов. 01.12.2014. URL:  >>>> (дата обращения: 08.04.2022).

14. 俄罗斯伊尔库茨克州将和华为合建大型数据中心 (Иркутская область построит совместно с компанией Huawei крупный центр обработки данных). 中国IDC圈. 01.12.2014. URL:  >>>> (дата обращения: 21.03.2022).
20 В 2016 г. в Шэньяне состоялась презентация экономического, инвестиционного и туристского потенциала Иркутской области, по итогам которой был подписан Меморандум о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Восточной Сибири и Торгово-промышленной палатой провинции Ляонин. Во время презентации прошла официальная встреча между руководством правительства Иркутской области и руководством правительства провинции Ляонин. В 2017 г. состоялся визит в Иркутскую область Секретаря партийной группы руководства, заместителя начальника Управления интеллектуальной собственности провинции Ляонин господина Ли Юйбиня, в ходе которого обсуждались вопросы создания платформы по защите интеллектуальной собственности в торгово-экономической, научно-технической и промышленных отраслях.
21 На протяжении ряда лет КНР занимала 1 место среди ведущих торговых партнеров Иркутской области. По данным Сибирского таможенного управления ФТС России, внешняя торговля Иркутской области с Китаем (с учетом Тайваня и Гонконга) характеризуется следующими показателями: традиционно около 90 % товарооборота обеспечивают экспортные поставки продукции иркутских товаропроизводителей на китайский рынок. Основу экспорта из Иркутской области в Китай традиционно составляют древесина и изделия из нее, нефтепродукты, продукция химической промышленности. Также из региона на рынки Китая поставляются алюминий и изделия из него, продукты питания, машиностроительная продукция, инструменты и оптические аппараты. Основу импорта из Китая в Иркутскую область составляют промышленное оборудование и электрические станки, транспортные средства, изделия из черных и цветных металлов, продукция химической промышленности, товары народного потребления, продукты питания15.
15. Внешняя торговля Иркутской области // Сибирское таможенное управление. 04.05.2018. URL:  >>>> (дата обращения: 15.02.2022).
22 Накопленный исторический опыт межрегионального взаимодействия провинции Ляонин и Иркутской области может служить хорошей основой для дальнейшего развития партнерских побратимских связей китайской и российской сторон.
23 Опыт поддержания китайско-российского межрегионального побратимского, партнерского сотрудничества между провинцией Ляонин и Новосибирской областью. На протяжении 1990х гг. торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество провинции Ляонин и Новосибирской области были одним из приоритетных направлений межрегионального взаимодействия. Отношения между регионами-побратимами официально были установлены в 1992 г., когда состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между канцелярией иностранных дел провинции Ляонин КНР и Комитетом по внешнеэкономическим и межрегиональным связям Новосибирской области РСФСР. В рамках поддержания долгосрочного дружественного сотрудничества в 1990е гг. происходил обмен делегациями представителей администраций провинции Ляонин и Новосибирской области. Новосибирские предприятия принимали активное участие в выставках и ярмарках, проводимых в Китае. Начиная с 1997 г. Новосибирская область ежегодно участвовала в выставке научных достижений в столице провинции Ляонин городе Шэньян.
24 В 1990е гг. провинция Ляонин установила отношения сотрудничества в области высоких технологий с Сибирским отделением Российской Академии наук в г. Новосибирске. Данное отделение подписало соглашение о сотрудничестве с Шэньянским отделением Китайской Академии наук. Ряд новосибирских институтов осуществляли научные контакты и обмен учеными с академическими и отраслевыми научными центрами Китая. В 2001 г. состоялся визит начальника департамента кадров провинции Ляонин Ван Цзюньляня в Новосибирскую область. Прошли встречи с руководством администрации области, президиумом Сибирского отделения РАН. В 2002 г. Технопарк «Новосибирск» подписал Соглашение о научно-техническом сотрудничестве с Комитетом по науке и технологиям города Далянь. В ходе выполнения Соглашения стороны обменивались специалистами в области науки и образования. Также в 2002 г. был создан Китайско-российский центр по научно-техническому сотрудничеству в городе Далянь, в рамках совместной деятельности которого российская и китайская стороны работали над научными проектами.
25 В июне 2004 г. исполнительный вице-губернатор провинции Ляонин Сюй Вэйго посетил Новосибирскую область и провел встречи с заместителем губернатора В.А. Юрченко. Стороны обменялись мнениями о дружбе и торгово-экономическом сотрудничестве между провинцией и областью, договорились активно укреплять и расширять связи. Во время визита делегации был проведен круглый стол между новосибирскими и китайскими предприятиями. В апреле 2005 г. вице-губернатор провинции Ляонин Тэн Вэйпин возглавил делегацию из китайских научно-технических специалистов г. Шэньян. В ходе визита в Новосибирскую область было подписано четырехстороннее соглашение о создании Китайско-российского научно-технологического парка в провинции Ляонин.
26 Ежегодное расширение межрегионального «побратимского» сотрудничества провинции Ляонин и Новосибирской области привело к необходимости официального закрепления новых форм взаимодействия. В октябре 2005 г. состоялся визит губернатора Новосибирской области В.А. Толоконского в провинцию Ляонин. Во время проведения «Дней экономики Новосибирской области в КНР» было подписано Соглашение между администрацией Новосибирской области РФ и Народным правительством провинции Ляонин КНР о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. В рамках визита состоялась презентация научно-технического и торгово-экономического потенциала области в Посольстве РФ в городах Пекине и Шэньяне, были проведены индивидуальные переговоры деловых кругов. Также была организована Конференция по продвижению проектов научно-технического сотрудничества Новосибирской области и провинции Ляонин. В ноябре 2005 г. Губернатором Новосибирской области было подписано распоряжение о создании рабочей группы по сотрудничеству Новосибирской области с провинцией Ляонин.
27 Во второй половине 2000х гг. межрегиональный диалог по линии провинция Ляонин — Новосибирская область значительно расширился. В октябре 2006 г. в рамках проводимого в Китае «Года России» провинцию Ляонин с рабочим визитом посетила делегация в составе 33 человек во главе с губернатором Новосибирской области. Были согласованы проекты торгово-экономического сотрудничества провинции Ляонин и Новосибирской области и проведена совместная конференция по обмену научными кадрами, а также выставка высоких технологий в г. Шэньян. В 2006 г. Новосибирскую область с ответным визитом посетили делегации провинции Ляонин во главе с Чжан Синсаном и Ван Чжифаэ.
28 Анализируя торгово-экономическое сотрудничество Новосибирской области и провинции Ляонин, необходимо отметить, что во внешнеторговом обороте Новосибирской области Китай всегда занимал одно из первых мест. Значительную часть экспорта в Китай из Новосибирской области составляли топливно-энергетические продукты (антрацит), помимо этого вывозилась продукция химической отрасли (полимеры), черные металлы и изделия из них, лом цветных металлов, древесина, органические соединения и машиностроительная продукция (котлы, оборудование и механические устройства, тепловыделяющие элементы, генераторы и приборы). По импорту в Новосибирскую область Китай лидировал на протяжении многих лет. Импорт включал в себя широкий спектр продукции, большую часть которого составляли текстиль, текстильные изделия и обувь, поставлялась также продукция машиностроительной отрасли, металлы и изделия из них, черные металлы, котлы, оборудование и механические устройства16.
16. Внешняя торговля Новосибирской области // Новосибирскстат. URL:  >>>> (дата обращения: 15.02.2022).
29 Основу побратимского сотрудничества провинции Ляонин и Новосибирской области в 2000–2010е гг. составляло гуманитарное взаимодействие. В рамках проведения «Года Китая» в России с 11 по 12 июля 2007 г. в Новосибирской области находилась делегация провинции Ляонин во главе с вице-губернатором Ли Ваньцаем. С целью укрепления многолетнего сотрудничества, обмена специалистами в области образования, науки и техники Сибирское отделение РАН подписало Соглашение о сотрудничестве с Департаментом кадров Народного правительства провинции Ляонин. С 7 по 8 сентября 2007 г. в Новосибирске и Иркутске состоялись торжественные церемонии открытия Институтов Конфуция, созданных совместно с Даляньским университетом иностранных языков, Новосибирским техническим университетом, Ляонинским университетом и Иркутским государственным университетом.
30 На протяжении 2000–2010 гг. между провинцией Ляонин и Новосибирской областью на регулярной основе осуществлялся обмен делегациями в разных сферах гуманитарного сотрудничества. В июне 2009 г. Цзинь Гошэн, заместитель председателя Народного политического консультативного совета Китая в провинции Ляонин, посетил руководство Новосибирской области и Сибирское отделение РАН. В сентябре 2009 г. Новосибирск по приглашению администрации Новосибирской области посетила делегация администрации провинции Ляонин в составе 8 человек во главе с президентом Шэньянского политехнического университета Ван Цзюнем. Китайская делегация приняла участие в Первом Международном молодежном инновационном форуме «Интерра» и посетила Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН и Новосибирский государственный университет. С 2009 по 2012 г. официальные делегации провинции Ляонин ежегодно посещали Новосибирскую область в рамках проведения Международного молодежного инновационного форума «Интерра». 11 сентября 2009 г. Сибирский государственный университет путей сообщения посетила делегация Шэньянского политехнического университета. В ходе визита было подписано соглашение о сотрудничестве между вузами, которое предусматривало совместную работу по подготовке специалистов, языковые стажировки, реализацию научно-исследовательских проектов по гуманитарным и техническим направлениям, проведение совместных семинаров и конференций, обмен научной информацией, в том числе по состоянию железнодорожного комплекса Китая.
31 В марте 2010 г. официальная делегация из провинции Ляонин во главе с начальником отдела при Управлении по туризму города Аньшань Лу Сеин посетила Новосибирскую область с целью проведения презентации под названием «Туризм для здоровья — санаторий “Танганцзы”, Китай, г. Аньшань», посвященную китайскому государственному санаторию с термальными источниками «Танганцзы». В период с 14 по 25 апреля 2010 г. в Новосибирском государственном краеведческом музее при поддержке Института Конфуция при НГТУ прошла персональная выставка акварелей «Поэзия цвета Поднебесной» профессора Института искусств и дизайна Даляньского университета легкой промышленности, художника-акварелиста Чэнь И.
32 В 2010е гг. усиливается межрегиональное партнерское сотрудничество между провинцией Ляонин и Новосибирской областью в сфере образования. В мае 2016 г. делегация из шести человек во главе с ректором Даляньского университета иностранных языков Чэнь Цзыцзяо посетила Новосибирскую область и провела межвузовские обмены с Новосибирским техническим университетом. В сентябре 2016 г. делегация из четырех человек во главе с проректором Шэньянского химико-технологического университета Юань Дэ посетила Новосибирскую область в рамках мероприятий по поддержанию сотрудничества с Институтом неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН. В октябре 2016 г. Чэнь Цзыцзяо посетил Новосибирский технический университет с целью организации подготовки преподавателей китайского языка для Института Конфуция, созданного совместно двумя университетами.
33 Накопленный исторический опыт межрегионального взаимодействия провинции Ляонин и Новосибирской области может служить хорошей основой для дальнейшего развития партнерских, побратимских связей китайской и российской сторон.
34 Китайский взгляд из провинции Ляонин на сотрудничество с регионами России. Региональная политика по развитию провинции Ляонин направлена на использование сравнительных преимуществ данной территории и открытости внешнему миру, ее ключевой позиции в Северо-Восточной Азии и не ограничивается только установленными в 1990е гг. побратимскими связями с регионами России. Современное развитие провинции Ляонин во взаимодействии с регионами мира выстраивается на основе реализации глобального проекта Нового Шёлкового пути. Географические преимущества провинции, развитая инфраструктура, наличие множества портов (крупнейшие из которых Цзиньчжоу, Даньдун, Далянь, Инкоу — это опорные порты современного Шёлкового пути) и развитая сеть железных дорог — все это создает серьезные преимущества провинции Ляонин перед другими регионами Китая. По мнению китайских экспертов, Россия всегда поддерживала инициативу «Пояс и путь». Это открывает перед провинцией Ляонин новые возможности для углубления торгово-экономического сотрудничества с Россией в инвестиционной, торговой, научно-технической и других областях17.
17. Шёлковый путь Ляонина // Россия и Китай. Азиатское иллюстрированное обозрение. 07.06.2015. URL:  https://ruchina.org/liaonin-article/china/829.html (дата обращения: 15.02.2022).
35 Китайские эксперты отмечают, что уровень политического взаимного доверия между Китаем и Россией постоянно повышается. В последние годы политические обмены постепенно становились более тесными, а также постоянно повышался уровень политического взаимного доверия между двумя сторонами. Россия является важным торговым партнером Китая18. В экономической сфере КНР на протяжении последнего десятилетия является крупнейшим торговым партнером России, а товарооборот в 2021 г. вырос на 35,8 %, достигнув рекордной отметки 146,88 млрд долл. США.
18. 高欣. 新机遇下辽宁对俄经贸合作现状、问题及对策研究 (Гао Синь. Исследование торгово-экономического сотрудничества провинции Ляонин с Россией: современное состояние, проблемы и их решение) // 对外经贸. 2015 年. 第10 号. 第 1 页.
36 В состав экспорта из провинции Ляонин в регионы России входят в основном сельскохозяйственные продукты, предметы первой необходимости и другие товары. Так, например, в 2016 г. основу экспортной продукции провинции Ляонин в Россию составили предметы одежды (23,83 %), механические и электротехнические изделия (23,50 %), сельскохозяйственная продукция (17,51 %). Основными экспортными товарами России в Ляонин являются сырая нефть, природный газ, механические и электротехнические изделия, необходимые для развития народного хозяйства. Возникает проблема неравной стоимости экспортных продуктов19. Согласно статистическим данным, объем экспорта провинции Ляонин в российские регионы за 2021 г. составил 7 570 млн юаней, что на 21,3 % больше по сравнению с 2020 г., и насчитывает 2,3 % от всего экспорта20.
19. 郭俏妤. 辽宁省与俄罗斯经贸合作研究 (Го Цяоюй. Исследование торгово-экономического сотрудничества между провинцией Ляонин и Россией) // 合作经济与科技 . 2020年. 第 7 号. URL:  >>>> (дата обращения: 10.04.2022).

20. 二〇二一年辽宁省国民经济和社会发展统计公报 (Статистический бюллетень социально-экономического развития провинции Ляонин за 2021 г.). URL: http://www.ln.gov.cn/zwgkx/tjgb2/ln/202204/t20220401_4534906.html (дата обращения: 23.04.2022).
37 Китайские эксперты среди проблем межрегиональных связей провинции Ляонин и российских регионов выделяют отсутствие торгово-экономического сотрудничества в смежных областях науки и техники. Провинция Ляонин создает основы для научно-исследовательского сотрудничества с Россией, такие как региональная платформа «Северо-Восток — Дальний Восток» («东北-远东»地区贸易合作平台»)21. Однако провинция Ляонин заинтересована в торгово-экономическом сотрудничестве с Россией в высокотехнологичных отраслях. Кроме того, китайские эксперты выделяют такую проблему, как торговый дефицит и небольшой масштаб инвестиций в отношениях провинции Ляонин и регионов России. По мнению китайской стороны, система торгово-экономического сотрудничества между провинцией Ляонин и Россией несовершенна в двух аспектах: во-первых, мало обменов между правительством провинции Ляонин и администрациями регионов России, а во-вторых, существующие проекты межрегионального сотрудничества очень ограничены. В последние годы основными торговыми партнерами провинции Ляонин были в основном Япония и Южная Корея, а также другие страны22.
21. 周延丽, 韩艳丽.辽宁省对俄经济合作现状与展望 (Чжоу Яньли, Хань Яньли. Состояние и перспективы экономического сотрудничества провинции Ляонин с Россией) // 西伯利亚研究. 2019年. 第46 (2) 号. 第 3 页.

22. 俄罗斯与辽宁的人才合作日益密切 (Сотрудничество высококвалифицированных кадров провинции Ляонин и России с каждым днем увеличивается) // CCTV.com. 24.09.2021. URL:  >>>> (дата обращения: 21.03.2022).
38 В настоящее время китайские эксперты отмечают, что провинции Ляонин следует серьезно изучить российский рынок торговли и сформировать эффективные направления межрегионального сотрудничества. Одним из приоритетных направлений взаимодействия провинции Ляонин и регионов России выступает научно-исследовательское сотрудничество. Китайские эксперты считают, что Россия — это страна с передовой наукой и технологиями, и отмечают очень высокий уровень научно-технологических разработок наших специалистов в области производства оборудования, металлургии, новой энергетики и военной промышленности.
39 Территория провинции Ляонин включена в стратегию возрождения старой промышленной базы Северо-Восточного Китая, и ключевым направлением развития региональной инфраструктуры провинции Ляонин выступает производство оборудования. Реализация проекта «Один пояс, один путь» позволяет провинции Ляонин в полной мере использовать свои промышленно-технологические преимущества в сотрудничестве с некоторыми более мощными предприятиями по производству высокотехнологичного оборудования в России. Воспользовавшись этой возможностью, провинция Ляонин может углубить научно-техническое сотрудничество с российскими компаниями.
40 Перспективными направлениями для межрегионального сотрудничества провинции Ляонин с Россией выступает деятельность по расширению прямых иностранных инвестиций в энергопроизводящие регионы, такие как Сибирь; реформирование и совершенствование зон свободной торговли в провинции Ляонин, ориентированных на сотрудничество с Россией; регулярное общение с представителями администрации российских регионов на информационных платформах «Один пояс, один путь»; укрепление технического и культурного обмена между предприятиями провинции Ляонин и предприятиями российских регионов23.
23. 张波, 朱明欣, 杜炎馨. “一带一路” 背景下辽宁省与俄罗斯的经贸问题及对策研究 (Чжан Бо, Чжу Минсинь, Ду Яньсинь. Исследование проблем и их решений в торгово-экономических связях между провинцией Ляонин и Россией в рамках реализации проекта «Один пояс, один путь») // 中国经贸导刊(理論版). 2017 年. 第29 号. 第 1–2 页.
41 Таким образом, разработка и реализация различных планов преобразований на территории провинции Ляонин направлена на создание центра цифрового интеллектуального производства, области для всестороннего возрождения в Северо-Восточном Китае, важного международного судоходного центра в Северо-Восточной Азии и зоны сотрудничества в области морского экономического развития. Накопленный за последние десятилетия опыт межрегионального побратимского, партнерского сотрудничества между провинцией Ляонин и Иркутской и Новосибирской областями может служить основой для дальнейшего взаимодействия по линии Ляонин — российские регионы.

Библиография

1. Александрова М.В. Внешнеэкономический комплекс провинции Ляонин: современное состояние и направления развития // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2011. № 16.

2. Внешняя торговля Иркутской области // Сибирское таможенное управление. 04.05.2018. URL: https://stu.customs.gov.ru/folder/146899/document/146900 (дата обращения: 15.02.2022).

3. Внешняя торговля Новосибирской области // Новосибирскстат. URL: https://novosibstat.gks.ru/folder/31731 (дата обращения: 15.02.2022).

4. Глазунов Д.А. Реформаторская деятельность Цюань Шужэня: становление региональной модели экономики провинции Ляонин // Известия Алтайского государственного университета. 2017. № 2 (94).

5. Дудник Т.А. Реализация реформы государственных предприятий в северо-восточном регионе Китая в начале XXI в. (на примере провинции Ляонин) // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2021.Т. 34.

6. Иркутский губернатор привез из Китая соглашения // Клуб регионов. 01.12.2014 г. URL: http://club-rf.ru/38/news/36110 (дата обращения: 08.04.2022).

7. Лю Цзинцзюань. Пространственная политика совместного развития региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. № 7 (27).

8. Ставров И.В. Экономическое развитие провинции Ляонин КНР в начале XXI в.: планы и результаты // Россия и АТР. 2011. № 4.

9. Чжоу Яньли. Научно-техническое и инновационное сотрудничество провинции Ляонин с Россией // Россия и АТР. 2011. № 4.

10. Шёлковый путь Ляонина // Россия и Китай. Азиатское иллюстрированное обозрение. 07.06.2015. URL: https://ruchina.org/liaonin-article/china/829.html (дата обращения: 15.02.2022).

11. Ши Чуньян. «Пять точек на одной линии»: стратегия провинции Ляонин в новой структуре открытости внешнему миру // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2009. № 1.

12. 辽宁举行《辽宁省推进 “一圈一带两区” 区域协调发展三年行动方案》发布会. (В провинции Ляонин состоялась пресс-конференция, посвященная реализации трехлетнего плана «Один круг, один пояс, два района» в рамках содействия скоординированному развитию) // 中华人民共和国国外院新闻办公室. 16.02.2022. URL: http://www.scio.gov.cn/xwfbh/gssxwfbh/xwfbh/liaoning/Document/1720854/1720854.htm. (дата обращения: 10.01.2022).

13. 高欣. 新机遇下辽宁对俄经贸合作现状、问题及对策研究 (Гао Синь. Исследование торгово-экономического сотрудничества провинции Ляонин с Россией: современное состояние, проблемы и их решение) // 对外经贸. 2015 年. 第 10 号.

14. 郭俏妤. 辽宁省与俄罗斯经贸合作研究 (Го Цяоюй. Исследование торгово-экономического сотрудничества между провинцией Ляонин и Россией) // 合作经济与科技. 2020 年. 第7 号. URL: https://www.fx361.com/page/2020/0420/6581220.shtml (дата обращения: 10.04.2022).

15. 俄罗斯伊尔库茨克州将和华为合建大型数据中心 (Иркутская область построит совместно с компанией Huawei крупный центр обработки данных) // 中国IDC圈. 01.12.2014. URL: http://news.idcquan.com/scqb/64997.shtml (дата обращения: 21.03.2022).

16. 李旭. 辽宁省农民专业合作社成长问题研究 李旭 (Ли Сюй. Исследование роста сельскохозяйственных кооперативов в провинции Ляонин). 北京: 经济日报出版社, 2015.

17. 辽宁省人民政府(Народное правительство провинции Ляонин). URL: http://www.ln.gov.cn/zfsj/ (дата обращения: 12.04.2022).

18. 峥嵘岁月七十载 (Семьдесят давних лет) // 沈师记忆第二期 曲折发. 07.05.2021. URL: https://www.027art.com/liaoningbenke/HTML/9885618.html (дата обращения: 14.03.2022).

19. 俄罗斯与辽宁的人才合作日益密切 (Сотрудничество высококвалифицированных кадров провинции Ляонин и России с каждым днем увеличивается) // CCTV.com. 24.09.2021. URL: http://news.cctv.com/society/20060924/100363.shtml (дата обращения: 21.03.2022).

20. 年辽宁省统计年鉴 2011–2021 (Статистические ежегодники провинции Ляонин 2011–2021). URL: http://tjj.ln.gov.cn/tjsj/sjcx/ndsj/ (дата обращения: 14.04.2022).

21. 二〇二一年辽宁省国民经济和社会发展统计公报 (Статистический бюллетень социально-экономического развития провинции Ляонин за 2021 г.). URL: http://www.ln.gov.cn/zwgkx/tjgb2/ln/202204/t20220401_4534906.html (дата обращения: 23.04.2022).

22. 张波, 朱明欣, 杜炎馨. “一带一路” 背景下辽宁省与俄罗斯的经贸问题及对策研究 (Чжан Бо, Чжу Минсинь, Ду Яньсинь. Исследование проблем и их решений в торгово-экономических связях между провинцией Ляонин и Россией в рамках реализации проекта «Один пояс — один путь») // 中国经贸导刊(理論版). 2017 年. 第 29 号.

23. 周延丽, 韩艳丽. 辽宁省对俄经济合作现状与展望 (Чжоу Яньли, Хань Яньли. Состояние и перспективы экономического сотрудничества провинции Ляонин с Россией) // 西伯利亚研究, 2019 年. 第46 (2) 号.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести