- Код статьи
- S013128120016930-4-1
- DOI
- 10.31857/S013128120016930-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №5
- Страницы
- 18-30
- Аннотация
Окончание. Начало в ПДВ № 4, 2021 г.
Вторая часть настоящей статьи посвящена анализу внутренней работы КНР с зарубежными китайцами (хуацяо-хуажэнь), реэмигрантами и родственниками эмигрантов и реэмигрантов (гуйцяо-цяоцзюань). При Цзян Цзэмине, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпине (с 1993 г. по настоящее время) внутренняя работа с зарубежными китайцами продолжалась по трем ранее сформированным ключевым направлениям: привлечение инвестиций, денежных переводов и пожертвований. Принципиально важными и новыми направлениями стали проведение рекламно-презентационных мероприятий, создание специализированных проектов для бизнеса и защита прав хуацяо. Внутренняя работа с гуйцяо-цяоцзюань заключалась в формировании законодательной базы по защите их прав и интересов в КНР, а также в развитии конкретных проектов по их скорейшей адаптации и улучшению условий жизни. Одним из таких проектов являются так называемые фермерские хозяйства хуацяо (ФХХ), созданные еще при Мао Цзэдуне для вынужденных реэмигрантов, в которых также были заняты и их родственники.
Исследование базируется на основных законодательных актах и документах, касающихся хуацяо-хуажэнь и гуйцяо-цяоцзюань.
В заключении статьи автор отмечает, что современная диаспоральная политика КНР демонстрирует полную включенность в основные внешние и внутренние проекты развития страны. Она оформилась в полномасштабную систему сотрудничества с зарубежными китайцами, максимально учитывающую национальные интересы страны и диаспоры. Эта система работает на привлечение и использование ресурсов диаспоры в соответствии с запросами КНР и на создание комфортной для китайцев бизнес-среды в мире.
- Ключевые слова
- КНР, китайская диаспора, зарубежные китайцы (хуацяо-хуажэнь), китайские эмигранты (хуацяо), этнические китайцы с иностранным гражданством (хуажэнь), реэмигранты и родственники эмигрантов и реэмигрантов (гуйцяо-цяоцзюань), внутренняя работа
- Дата публикации
- 18.10.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 15
- Всего просмотров
- 1167
Внутренняя работа с делами зарубежных китайцев — это основа диаспоральной политики КНР, ключ к привлечению ресурсов диаспоры к модернизации страны и сотрудничеству с зарубежными китайцами на международной арене. Она фактически имеет два объекта: хуацяо-хуажэнь (китайских эмигрантов и этнических китайцев с иностранным гражданством, далее — зарубежных китайцев) и гуйцяо-цяоцзюань (реэмигрантов и родственников)1.
Внутренняя работа с хуацяо-хуажэнь
В эпоху Цзян Цзэминя — Ху Цзиньтао — Си Цзиньпина (с 1993 г. по настоящее время) внутренняя работа с зарубежными китайцами продолжалась по трем ключевым направлениям: привлечение инвестиций, денежных переводов и пожертвований. Принципиально важными и новыми направлениями стали проведение рекламно-презентационных мероприятий, создание специализированных проектов для бизнеса и защита прав хуацяо.
1. Рекламно-презентационные мероприятия и конкретные проекты
Тематические мероприятия для зарубежного китайского бизнеса проводятся в КНР на регулярной основе. Они, как правило, призваны обеспечить потребности того или иного региона или крупного государственного проекта/программы в инвестициях, технологиях и кадрах.
При Цзян Цзэмине для стимулирования внешнего сотрудничества и обменов государственных предприятий в 1993–1998 гг. проводились симпозиумы с участием хуацяо-хуажэнь. В 2000 г. запущена серия мероприятий «сильный Китай выгоден эмигрантам — поведем за руки западные районы» (синголицяо — цяньшоусибу). В 2002 г. запущены «Семинары по научно-техническому сотрудничеству для предприятий хуацяо-хуажэнь» с целью ускорения модернизации старых промышленных баз на северо-востоке Китая2. С 2001 г. в Ухане (пров. Хубэй) ежегодно проходит Конференция по созданию и развитию бизнеса зарубежных китайцев в КНР, в рамках которой организуются встречи хуацяо-хуажэнь с представителями администрации страны и провинции. С 2001 г. в КНР проходит Всемирный дружеский конгресс сообществ зарубежных китайцев, ставший площадкой взаимодействия между лидерами зарубежных китайских сообществ со всего мира. На последней девятой сессии конгресса в 2019 г. была выдвинута инициатива по формированию образа эмигранта великой державы новой эпохи (синьшидай даго цяоминь).
При Ху Цзиньтао в 2003 г. были запущены ежегодные «Презентации инвестиционных проектов юго-западной части Китая для АСЕАН и зарубежных китайских предпринимателей». В 2006 г. в новом районе Биньхай г. Тяньцзинь было проведено «Биньхайское собрание зарубежных китайцев по совместному планированию развития» с целью привлечения ресурсов хуацяо-хуажэнь к развитию района3.
При Си Цзиньпине вовлечение хуацяо-хуажэнь в экономическое развитие КНР приобретает новые контуры и особый размах. Создаются специальные проекты и зоны для зарубежных китайцев в КНР:
– создана экспериментальная зона по экономическому и культурному сотрудничеству с хуацяо (а по факту и с хуажэнь) на территории СЭЗ Шаньтоу в пров. Гуандун в целях дальнейшего углубления реформ и открытости СЭЗ Шаньтоу и поддержки строительства Морского Шелкового пути XXI века;
– в 2014 г. создан первый промышленный кластер для зарубежных китайских предпринимателей в КНР (цяомэнъюань: дословно — парк мечты эмигрантов) в г. Тяньцзинь в целях развития региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй. Кластер запланирован как новый город зарубежных китайцев, соединяющий потоки кадров, товаров, капитала и технологий. По состоянию на 2020 г. в КНР создано как минимум 16 цяомэньюань;
– в 2014 г. запущен ежегодный конкурс бизнес-проектов хуацяо-хуажэнь «Кубок Китая по открытию бизнеса». Его организует оргкомитет ежегодной Конференции по созданию и развитию бизнеса зарубежных китайцев в КНР, проходящей с 2001 г. в г. Ухань (пров. Хубэй). Лауреатам конкурса предоставляется стартовый капитал, место в бизнес-инкубаторах, рекомендации для венчурных фондов и бизнес-ангелов;
– с 2019 г. хуацяо-хуажэнь официально включены в «Программу развития региона Большого залива Гуандун — Гонконг — Макао», которая, в частности, предлагает активно работать с инновационным промышленным кластером зарубежных китайцев в пров. Гуандун, создать ориентированную на зарубежных китайцев, жителей Гонконга и Макао инновационную бизнес-площадку, привлекающую капиталы и знания4. В 2019 г. в Гуанчжоу прошла первая сессия «Конгресса зарубежных китайцев по вопросам региона Большого залива Гуандун — Гонконг — Макао». Всем хуацяо-хуажэнь в мире рекомендовали: направить силы на совместное строительство региона «Большого залива»; рекламировать за рубежом регион Большого залива, рассказывая истории успеха; укреплять дружбу между земляками за рубежом ради общей мечты о национальном возрождении; быть связующим звеном в продвижении инициативы «Пояс и путь». То есть руководство страны рассматривает хуацяо-хуажэнь как опорную силу развития региона Большого залива.
2. Привлечение инвестиций
При Цзян Цзэмине иностранные инвесторы, включая хуацяо-хуажэнь, получили расширенные права:
– с 1995 г. процедура одобрения заявок китайско-иностранных кооперативов на экспортные квоты или лицензии стала носить формальный характер, в большинстве случаев квоты и лицензии не требовались;
– иностранные партнеры кооперативов получили право на досрочный возврат капитала, при условии, что по истечении срока договора все основные производственные фонды безвозмездно переходят в собственность китайской стороне;
– в 2000 г. были отменены обязательства иностранных предприятий по использованию в производстве передовых технологий/оборудования или экспорту всей/большей части произведенной продукции;
– отменено требование приоритетной закупки в КНР сырья, топлива и других материалов;
– в 2001 г. для иностранных партнеров СП отменен подоходный налог на перевод за рубеж оставшихся после ликвидации активов, превышающих долю иностранцев в уставном капитале СП;
– предусмотрена возможность отмены или снижения налоговых ставок для ряда экспортных товаров, произведенных СП5.
В 1995–2000 гг. на уровне восьми регионов хуацяо-хуажэнь, гуйцяо-цяоцзюань, а в отдельных случаях иностранцам и соотечественникам из Гонконга, Макао и Тайваня были предоставлены дополнительные инвестиционные льготы.
Расширение прав иностранных и зарубежных китайских инвесторов сопровождалось постепенным введением системы регулирования инвестиционных потоков. С этой целью были введены четыре категории проектов:
– поощряемые (новые и высокие технологии, соответствие требованиям рынка, развитие центральных и западных районов);
– разрешенные (не относящиеся к поощряемым, ограниченным и запрещенным);
– ограниченные (не новые, но необходимые технологии, пилотные проекты, монопольное производство, разведка и добыча редких и ценных минеральных ресурсов, проекты, требующие централизованного планирования);
– запрещенные (угроза нацбезопасности, загрязнение окружающей среды, угроза пахотным землям и военным объектам, использование уникальных ремесел или технологий КНР)6.
В 2002 г. содержание этих категорий было несколько скорректировано и сохраняет актуальность на сегодняшний день.
В годы правления Ху Цзиньтао значимым для инвесторов-хуацяо-хуажэнь в КНР стало принятие единого «Закона КНР о подоходных налогах предприятий (2007)»:
– с 1 января 2008 г. для всех предприятий-резидентов КНР действует ставка подоходного налога в размере 25% от всех доходов, полученных в КНР и за рубежом, против существовавшей ранее ставки 33%. С предприятий-нерезидентов подоходный налог взымается по ставке 25% от доходов в КНР и за рубежом, если эти предприятия имеют организации или объекты в КНР и внешний доход предприятий связан с деятельностью этих организаций или объектов. Если предприятия-нерезиденты не имеют организаций или объектов в КНР или их внешний доход не связан с деятельностью этих организаций или объектов, то подоходный налог по ставке 20% взымается только с доходов, полученных в КНР;
– предусмотрена возможность снижения налогооблагаемой суммы, если предприятие участвует в благотворительной деятельности. Сумму пожертвований в размере до 12% годовой прибыли можно исключить из налогооблагаемой суммы, что особенно актуально для хуацяо-хуажэнь, традиционно жертвующих на благотворительность в КНР;
– расширен перечень налоговых льгот. Не облагаются подоходным налогом некоторые виды доходов от инвестиций. До 15% снижена ставка подоходного налога для высокотехнологичных предприятий, до 20% — с малых и низкоприбыльных. Для некоторых видов дохода предусмотрена возможность снижения или отмены налога. Для стимулирования развития бизнеса в автономных районах (отсталых и бедных территориях) предусмотрена возможность снижения или отмены регионального подоходного налога. Предусмотрены налоговые льготы для предприятий, развивающих поощряемые государством проекты и отрасли экономики, а также использующих спецоборудование для защиты окружающей среды, энерго- и водосбережения и обеспечения техники безопасности на производстве7.
Таким образом, с 2008 г. условия ведения бизнеса в КНР (за пределами свободных экономических зон и зон технико-экономического развития) становятся более выгодными для национальных и иностранных компаний. Однако в наиболее выигрышном положении по-прежнему находятся предприятия хуацяо-хуажэнь, которые наряду с общими правилами также пользуются специальными льготами в соответствии с принятым при Дэн Сяопине «Положением Госсовета КНР о поощрении инвестиций китайских эмигрантов и соотечественников из Гонконга и Макао (1990)».Теоретически те, кто до 19 августа 1990 г. вложил инвестиции в долгосрочные (до 30 лет) проекты, могли до 19 августа 2020 г. продолжать пользоваться льготами по «Временному положению о льготах для инвестиций хуацяо (1985)». Кроме того, отдельные льготы и преференции были предоставлены для хуацяо-хуажэнь и гуйцяо-цяоцзюань на уровне 13 регионов страны.
При Си Цзиньпине шла активная работа над совершенствованием климата для иностранного бизнеса в целом и для хуацяо-хуажэнь в частности:
– в 2017 г. иностранным партнерам китайско-иностранных кооперативов официально разрешили в пределах срока действия договора увеличить свою долю в распределении доходов кооператива при досрочном возврате капитала, если договор предусматривает безвозмездную передачу китайскому партнеру всех основных производственных фондов кооператива в конце срока своего действия8;
– в 2017 г. в «Закон КНР о подоходных налогах предприятий (2007)» были внесены поправки, в первую очередь важное для хуацяо-хуажэнь дополнение, согласно которому сумма расходов на благотворительность сверх 12% годовой прибыли может быть исключена из налогооблагаемых доходов предприятия в течение трех следующих лет9.
Качественные изменения в политике привлечения иностранных инвестиций произошли в январе 2020 г., после вступления в силу «Закона КНР об иностранных инвестициях (2019)» и «Положения о применении Закона КНР об иностранных инвестициях (2019)», отменивших все ранее принятые законы и документы, регламентирующие деятельность иностранного бизнеса в КНР, включая китайско-иностранные совместные предприятия и кооперативы. Новый закон ввел пятилетний коридор для перерегистрации бизнеса, открытого до 1 января 2020 г. По новому законодательству:
– предусмотрен приоритет международных договоров с бОльшими льготами иностранному бизнесу в сравнении с законами КНР;
– введены новые системы и механизмы координации деятельности иностранных инвесторов, по ряду направлений иностранцы уравнены в правах с местными инвесторами. Вместе с тем им предоставлены возможности, недоступные национальным компаниям;
– впервые официально прописана защита прав интеллектуальной собственности со стороны государства и запрещена принудительная переуступка технологий;
– закреплено право КНР применять зеркальные меры к странам, дискриминирующим ее в инвестиционной сфере10.
Новые правила фактически являются ответом на вызовы и угрозы со стороны США и их союзников (торговая война, угроза санкций). Пекин готовил данный документ, предвидя отказ западных партнеров продавать необходимые ему технологии, отток иностранного капитала и уход бизнеса из КНР. Расширение прав иностранных инвесторов, защита интеллектуальной собственности, добровольный характер технического сотрудничества и переуступки технологий говорит о том, что Пекин делает ставку на развитие высокотехнологичных отраслей и оригинальных технологий за счет потенциальных иностранных инвесторов.
Принятые в 2019 г. документы касаются и хуацяо-хуажэнь, а также соотечественников из Гонконга, Макао и Тайваня, но только в том случае, если условия по ним более выгодны, чем по действующим «Положению Госсовета КНР о поощрении инвестиций китайских эмигрантов и соотечественников из Гонконга и Макао (1990)» и «Закону КНР о защите инвестиций соотечественников из Тайваня (1994)». Они имеют право не перерегистрировать свои предприятия.
Зеркальные меры Китая в отношении стран, дискриминирующих и ограничивающих его в инвестиционной сфере, никак не затронут интересы хуацяо, являющихся гражданами КНР, и практически не коснутся интересов хуажэнь (этнических китайцев с иностранным гражданством), в отношении последних вопросы о введении или не введении ограничений, скорее всего, будет решаться в индивидуальном порядке.
Хуацяо-хуажэнь, а также соотечественники из Гонконга, Макао и Тайваня фактически находятся в привилегированном положении относительно иностранных инвесторов. Они остаются главной надеждой развития самостоятельных новых и высоких технологий в КНР. На уровне регионального законодательства эти надежды были обозначены еще до начала торговой войны с США. В частности, в 2016 г. пров. Цзянсу заявила о намерениях стимулировать инвесторов-хуацяо открывать инновационные предприятия в области информационных технологий нового поколения, энергосбережения и защиты окружающей среды, биотехнологий и фармацевтики, производства высокотехнологичного оборудования, новых материалов, новых источников энергии, в современной сфере услуг, сельском хозяйстве и других областях. Эти и ряд других стимулирующих мер пров. Цзянсу по развитию новых и высоких технологий также могут распространяться и на хуажэнь.
3. Привлечение денежных переводов
При Цзян Цзэмине в 1992–1994 гг. были полностью отменены сертификаты денежных переводов на продовольственные и промышленные товары (цяохуэйцюань) и комиссионные сборы Банка Китая за операции по денежным переводам. Логично предположить отмену отчислений с денежных переводов на обеспечение родственников в КНР и на строительство жилья, которые в эпоху Дэн Сяопина составляли 50% и 40% соответственно. Так как в свое время они были целевыми и шли на организационные расходы по обслуживанию цяохуэйцюань (например, поставку стройматериалов для родственников хуацяо-хуажэнь). Как и ранее, переводы на содержание родственников и строительство жилья не облагались НДФЛ, а для переводов на иные цели он составлял 20%.
При Ху Цзиньтао политика в отношении привлечения денежных переводов китайских эмигрантов в КНР в целом продолжала тенденции, заложенные при Цзян Цзэмине, с поправкой на формирование большей клиентоориентированности в данной сфере. Так, в 2006 г. Банк Китая и обслуживающая международные денежные переводы иностранная компания BTS совместно выпустили новый продукт для частных международных денежных переводов, ориентированный на хуацяо-хуажэнь — «цяохуэйтун»11(дословно: канал денежных переводов китайских эмигрантов). Продукт дает возможности осуществлять мультивалютные денежные переводы, взымает низкую комиссию, не взымает плату за телекоммуникационную связь, курсовую разницу и комиссию банка-посредника, гарантирует полное соответствие отправленной и полученной сумм перевода. По желанию клиентов возможно как прямое зачисление переведенной суммы средств на счет получателя, так и получение наличных денежных средств в ближайшем для получателя отделении сети.
Власти КНР в целом стали более критично подходить к теме денежных переводов, отмечая наряду с очевидным положительным эффектом и отрицательные тенденции, в частности, спекулятивный характер некоторых денежных переводов и возможность быстрого вывода данных средств из экономики через теневые банки, что не отвечает интересам развития КНР. В 2000х гг. масштаб теневого банкинга в данной сфере был колоссальным.
В целом, в период правления Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао сформировалась актуальная на сегодняшний день политика в отношении денежных переводов хуацяо-хуажэнь. В открытых источниках нет указаний на какие-либо изменения или нововведения в части регулирования денежных переводов в период правления Си Цзиньпина.
4. Привлечение пожертвований на благотворительность
При Цзян Цзэмине существенно усилился контроль в сфере пожертвований на благотворительность, в том числе от хуацяо-хуажэнь. В 1999 г. для единого регулирования всех потоков пожертвований в КНР был принят «Закон КНР о пожертвованиях на благотворительность», регламентирующий взаимодействие и юридическую ответственность дарителя и одаряемого, порядок использования и управления полученным в дар имуществом, а также предусматривающий налоговые льготы и преференции дарителям12. Статьи «Закона КНР о пожертвованиях на благотворительность» по содержанию во многом повторяют смысл принятых в 1980е гг. специализированных документов по пожертвованиям зарубежных китайцев и соотечественников из Гонконга, Макао и Тайваня. Основным назначением нового документа было снять все еще существовавшую в 1990х гг. напряженность на местах в отношении особых прав и привилегий хуацяо-хуажэнь, формально поставив их в один ряд с национальными и иностранными дарителями, и укрепить нормативно-правовую базу в вопросе пожертвований. Его принятие не означало отмену специального правового регулирования работы с пожертвованиями хуацяо-хуажэнь.
В 2003 г. при Ху Цзиньтао Канцелярия по делам китайских эмигрантов при Госсовете КНР приняла «Методы сервисного управления благотворительными фондами пожертвований зарубежных эмигрантов-соотечественников», конкретизировавшие порядок приема средств, пожертвованных эмигрантами-соотечественниками на дела благотворительности13.
В первые годы правления Си Цзиньпина Канцелярия по делам китайских эмигрантов при Госсовете КНР выпустила «Методы регулирования работы с пожертвованиями китайских эмигрантов в общегосударственной системе Канцелярии по делам китайских эмигрантов (2014)»14, определяющие ответственность и системные гарантии в работе с пожертвованиями хуацяо.
Специальное правовое регулирование пожертвований хуацяо активно развивалось и на региональном уровне. К началу 2021 г. минимум 17 из 31 регионов КНР имели актуальную законодательную базу по работе с пожертвованиями хуацяо, и, как правило, хуажэнь, соотечественников из Гонконга, Макао, а иногда и Тайваня.
5. Защита прав и интересов хуацяо в КНР
Основа политики защиты прав и интересов хуацяо на территории КНР была заложена при Ху Цзиньтао.
В 2006 г. были уравнены тарифы на обучение и плату за проживание в общежитиях в вузах для хуацяо и местных студентов, запрещены дополнительные поборы с хуацяо. Ведомства всех регионов, занимающиеся регулированием цен, финансовой политикой и образованием, были обязаны усилить контроль в этой сфере. Для материальной поддержки и поощрения хуацяо Министерство финансов учредило Стипендиальный фонд для студентов-хуацяо. Целью регулировки тарифов и материального стимулирования студентов является формирование благоприятных представлений у молодёжи о родине и сохранение родственных чувств к КНР.
В 2009 г. была урегулирована проблема получения обязательного образования детьми хуацяо в КНР. Они были уравнены в правах с детьми местных жителей, в том числе в правах на освобождение от платы за обучение и дополнительных расходов. На уровне провинций, автономных районов и городов центрального подчинения допускалось предоставление таких же прав детям хуажэнь в зависимости от конкретной ситуации в регионе. Поддержка детей хуацяо-хуажэнь в изучении китайского языка, их погружение в китайскую культуру позволяет рассчитывать на ресурсы их родителей за рубежом и формирует дружественную Китаю внешнюю силу на годы вперед.
Важным аспектом политики защиты прав и интересов хуацяо в КНР стало их включение в программы социального страхования, гарантирующие получение медицинского обслуживания и базовых пенсионных выплат по старости, как в КНР, так и за рубежом, что также способствовало укреплению их связей с КНР, а значит и имиджа КНР в глазах китайской диаспоры.
В комплексном виде политика защиты прав и интересов хуацяо в КНР впервые была представлена на региональном уровне в пров. Чжэцзян в 2006 г.
Политика защиты прав и интересов хуацяо получила особое развитие при Си Цзиньпине. В 2013 г. были приняты «Правила организации работы с хуацяо, возвращающимися на ПМЖ на родину» (далее — «Правила работы с хуацяо в КНР — 2013»)15. А в 2014 г. была решена проблема получения хуацяо среднего образования высшей ступени в КНР.
Вместе с тем комплексная политика по защите законных прав и интересов всех хуацяо в независимости от того, возвращаются они в КНР на ПМЖ или нет, продолжает пока развиваться только на региональном уровне. При Си Цзиньпине в отдельных городах и провинциях были приняты новые нормативно-правовые документы — «Правила защиты прав и интересов хуацяо». Этими городами и провинциями стали пров. Гуандун (2015 г.), Фуцзянь (2016 г.), Хубэй (2016 г.), Чжэцзян (2018 г.)16 и город центрального подчинения — Шанхай (2016 г., изменен в 2018 г.). Кроме того, в 2015 г. такой документ был принят в г. Нанкин (пров. Цзянсу), а в г. Ляньюаньган (пров. Цзянсу) в 2018 г. был принят похожий документ — «Методы защиты прав и интересов хуацяо, гуйцяо-цяоцзюань».
Внутренняя работа с гуйцяо-цяоцзюань
Политика защиты прав реэмигрантов и родственников полностью сложилась в период правления Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао.
В 1993 г. Госсовет КНР принимает документ «Методы реализации закона о защите прав и интересов реэмигрантов и родственников, конкретизирующие «Закон о защите прав и интересов гуйцяо-цяоцзюань («Закон о защите — 1990»)», принятый ПК ВСНП в 1990 г.
В 2000 г. были внесены существенные изменения в «Закон о защите — 1990»17, в частности:
– усилен контроль за чиновниками на местах;
– ужесточена ответственность чиновников, организаций и физлиц за причинение ущерба гуйцяо-цяоцзюань;
– гуйцяо-цяоцзюань даны социальные гарантии в рамках обязательной программы социального страхования. Местные власти обязаны оказывать им помощь при потере трудоспособности и отсутствии средств к существованию;
– защита гуйцяо-цяоцзюань — исключительная прерогатива ВАР и местных ассоциаций реэмигрантов;
– снижение или отмена НДС в отношении материальных ресурсов, получаемых гуйцяо-цяоцзюань из-за рубежа от друзей и родственников на цели благотворительности в КНР;
– все рабочие и служащие получили право на выезд за рубеж для встречи с родственниками;
– выплачивается пенсия по старости;
– рекомендовано поощрять открытие гуйцяо-цяоцзюань производства в КНР, особенно высокотехнологичных предприятий18.
В 2004 г. Госсовет КНР принял новые «Методы реализации закона о защите прав и интересов реэмигрантов и родственников» вместо документа от 1993 г. В частности, по новым правилам:
– в случае смерти или изменения статуса хуацяо или гуйцяо за их родственниками в КНР сохраняется ранее полученный статус цяоцзюань. Он теряется только при расторжении брака или прекращении иждивенческих отношений с хуацяо, гуйцяо и их детьми;
– местные юридические агентства обязаны оказывать юридическую помощь неплатежеспособным гуйцяо-цяоцзюань при подаче исков в суд на нарушение прав;
– более не предусмотрено сохранение за обучающимися за рубежом за свой счет государственной должности сроком на 1 год с даты выезда из КНР;
– более не предусмотрено освобождение от налога на зарубежное наследство при переводе имущества в валюте в КНР;
– более не предусмотрена отмена налога на денежные переводы хуацяо19.
В 1991–2003 гг. нормативно-правовые акты по защите прав и интересов гуйцяо-цяоцзюань были приняты во всех регионах КНР, кроме Тибета.
Одним из эффективных инструментов защиты интересов реэмигрантов и родственников в КНР стало углубление реформы фермерских хозяйств хуацяо (ФХХ)20.
При Цзян Цзэмине был взят курс на углубление реформ ФХХ: децентрализацию управления, освобождение ФХХ от социальных и управленческих функций, усиление финансовой поддержки21.
При Ху Цзиньтао были достигнуты первые результаты реформы и продолжен курс на ее углубление. На период до конца 10й пятилетки (2001–2005 гг.) и на 11ю пятилетку (2006–2010 гг.) ставилась задача вписать ФХХ в комплексные планы развития соответствующих уездов, городов и провинций в сочетании с планами развития страны в целом.
При Си Цзиньпине реформа фермерских хозяйств хуацяо вступила в завершающую стадию. Принятые в 2013 г. «Предложения о надлежащем выполнении работы по охране, освоению и использованию земель фермерских хозяйств хуацяо (2013)»22 отмечают положительный эффект от проведенной работы по регистрации прав ФХХ на землю. Документ говорит о выявленных в ходе реформы и развития ФХХ проблемах, мешающих её углублению, и вносит предложения по их устранению. Все поставленные руководством КНР в 2013 г. задачи по охране, освоению и использованию земель ФХХ остаются актуальными на сегодняшний день. Начатая в 1985 г. и продолжающаяся по настоящее время реформа ФХХ была фактически включена в общий план политики реформ и открытости КНР и реформы деревни. ФХХ остаются одним из важнейших инструментов социальной адаптации реэмигрантов к китайскому обществу и инструментов трудоустройства и материальной поддержки реэмигрантов и родственников, особенно малоимущих.
***
В эпоху Цян Цзэминя — Ху Цзиньтао — Си Цзиньпина диаспоральная политика демонстрирует полную включенность в основные внешние и внутренние проекты развития КНР. Она оформилась в полномасштабную, эффективную и гибкую систему сотрудничества с зарубежными китайцами, максимально учитывающую национальные интересы страны и интересы диаспоры. Работа этой системы опровергает гипотезы некоторых западных экспертов о том, что зарубежные китайцы уже не будут играть заметной роли в развитии Китая в XXI в., так как исчерпали себя как ресурс этого развития в 1980–1990е гг. Такой ресурс как связи (гуанси) зарубежных китайцев никогда себя не исчерпает, да и экономическая мощь китайской диаспоры набирает обороты. Система работает на привлечение и использование этих ресурсов сообразно современным запросам КНР и на создание комфортной для китайцев бизнес-среды в мире, что особенно актуально в кризисных ситуациях, таких как современная торговая война США с КНР.
Библиография
- 1. Ларин А.Г. Китай и зарубежные китайцы. М.: ИДВ РАН, 2008.
- 2. Степанова Г.А. О некоторых тенденциях в политике руководства КНР в отношении зарубежных соотечественников (хуацяо) в последние годы // Проблемы Дальнего Востока, 2005. № 4.
- 3. 丘进, 严武龙:中国侨务政策概述 (Цю Цзинь, Янь Улун. Очерк о политике Китая по делам китайских эмигрантов) // 华侨华人蓝皮书. 华侨华人研究报告 (2011). 北京:社会科学文献出版社,2011.
- 4. 中华人民共和国中外合作经营企业法实施细则 (1995) (Подробные правила применения Закона КНР о китайско-иностранных кооперативах (1995)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 25.11.2020).
- 5. 中华人民共和国外资企业法(2000修订)(Закон КНР о предприятиях с иностранным капиталом (с поправками 2000 г.)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 25.11.2020).
- 6. 中华人民共和国中外合作经营企业法(2000修订)(Закон КНР о китайско-иностранных кооперативах (с поправками 2000 г.)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 25.11.2020).
- 7. 中华人民共和国中外合资经营企业法(2001修订)(Закон КНР о китайско-иностранных совместных предприятиях (с поправками 2001 г.)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 25.11.2020).
- 8. 中华人民共和国中外合资经营企业法实施条例(2001修订)(Правила применения Закона КНР о китайско-иностранных кооперативах (с поправками 2001 г.)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 25.11.2020).
- 9. 中华人民共和国企业所得税法 (2007) (Закон КНР о подоходных налогах предприятий (2007)). URL: http://law1.law-star.com/law?fn=chl355s330.txt (дата обращения: 15.01.2021)
- 10. 中华人民共和国中外合作经营企业法(2017年修正)(Закон КНР о китайско-иностранных кооперативах (с поправками 2017 г.)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 20.01.2021).
- 11. 中华人民共和国企业所得税法(2017年修正)(Закон КНР о подоходных налогах предприятий (с поправками 2017 г.)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 15.01.2021).
- 12. 中华人民共和国外商投资法 (2019) (Закон КНР об иностранных инвестициях (2019)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 19.01.2021).
- 13. 中华人民共和国公益事业捐赠法 (1999) (Закон КНР о пожертвованиях на благотворительность (1999)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 11.02.2021).
- 14. 华侨回国定居办理工作规定 (2013) (Правила организации работы с хуацяо, возвращающимися на ПМЖ на родину (2013)). URL: http://law1.law-star.com (23.02.2021).
- 15. 中华人民共和国归侨侨眷权益保护法 (1990) (Закон о защите прав и интересов реэмигрантов и родственников эмигрантов (1990)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 23.02.2021).
- 16. 中华人民共和国归侨侨眷权益保护法(2000修订)(Закон о защите прав и интересов реэмигрантов и родственников эмигрантов (с поправками 2000 г.)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 23.02.2021).
- 17. 中华人民共和国归侨侨眷权益保护法实施办法 (1993) (Методы реализации закона о защите прав и интересов реэмигрантов и родственников эмигрантов (1993)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 23.02.2021).
- 18. 中华人民共和国归侨侨眷权益保护法实施办法 (2004) (Методы реализации закона о защите прав и интересов реэмигрантов и родственников эмигрантов (2004)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 23.02.2021).
- 19. 国务院侨务办公室关于深化华侨农场经济体制改革意见 (1995) (Предложения Канцелярии по делам китайских эмигрантов при Госсовете по углублению реформы экономической системы фермерских хозяйств хуацяо (1995)). URL: http://law1.law-star.com (дата обращения: 10.03.2021).