- Код статьи
- S013128120012334-8-1
- DOI
- 10.31857/S013128120012334-8
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №5
- Страницы
- 67-74
- Аннотация
Долгосрочные планы развития энергетической системы Китая, предполагающие повышение роли неископаемых энергоресурсов, а также среднесрочное снижение потребления нефти по причине кризиса коронавируса ставят вопросы о роли нефтяной отрасли Китая и роли России как ключевого импортера нефти в Китай. Авторы анализируют долго-, средне- и краткосрочные тенденции в производстве, переработке и потреблении нефти Китаем, используя актуальные данные из первоисточников, и приходят к выводам, что нефтяная отрасль Китая в среднесрочной перспективе восстановит объемы потребления и импорта нефти. В долгосрочной перспективе, несмотря на переход к «зеленой энергетике», роль и объемы потребления нефти будут расти до 2035 г. и затем стабилизируются к 2050 г. Это создает благоприятные условия для России как одного из основных поставщиков нефти на китайский рынок. Но при этом будет обострять конкуренцию между мировыми производителями нефти.
- Ключевые слова
- Импорт нефти, нефтяная отрасль Китая, энергетическая система Китая, Китай, Россия, коронавирус
- Дата публикации
- 07.11.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 14
- Всего просмотров
- 1352
Введение
В первой половине 2020 г. глобальный рынок нефти испытал «двойной шок», связанный как с экономическими последствиями пандемии коронавируса COVID-19, так и с ценовой войной между Россией и Саудовской Аравией по поводу пересмотра объемов добычи. В этой связи особое значение приобретает нефтяная стратегия крупнейших импортеров углеводородного сырья, прежде всего Китая, восстановление экономики которого происходит быстрее, чем в других ведущих странах мира. Ввиду того, что Китай является важнейшим покупателем российской нефти, состояние китайской нефтяной отрасли имеет большое значение для экономики нашей страны.
Нефтяная отрасль Китая в контексте долгосрочного развития энергетики
На состоявшемся в октябре 2017 г. XIX съезде Компартии Китая была принята стратегия всестороннего строительства модернизированного социалистического государства, приуроченная к столетию образования КНР. Реализацию данной стратегии предполагается провести в два этапа.
На первом этапе (2020‒2035) на базе построения общества «средней зажиточности» планируется в основном осуществить социалистическую модернизацию путем значительного роста экономической и научно-технической мощи. К 2035 г. Китай должен войти в группу ведущих инновационных экономик мира. При этом коренным образом должна улучшиться экологическая обстановка в стране, что позволит в основном решить задачу создания «прекрасного Китая» (meili Zhongguo).
На втором этапе (2035‒2050) предстоит превратить Китай в богатую и могущественную, демократическую и цивилизованную, гармоничную и прекрасную модернизированную социалистическую державу. Для этого должен быть значительно повышен уровень материальной, политической, духовной культуры, а также уровень цивилизованности общества и экологической цивилизации Китая. По совокупной государственной мощи и международному влиянию Китай должен войти в число стран-лидеров, в основном должна быть достигнута всеобщая зажиточность (gongtong fuyu)1.
Так как энергетика является одной из наиболее стратегически значимых отраслей, планирование ее развития осуществляется в полном соответствии с данной стратегией. Так, в частности, на первом этапе должна быть в общих чертах сформирована чистая, низкоуглеродная и безопасная высокоэффективная энергетическая система. Должно произойти ускорение уровня электрификации. Предполагается, что потребление угля и нефти поэтапно достигнут пиковых значений, стабильно будет развиваться потребление неископаемых энергоресурсов. После достижения пика должно начаться снижение эмиссии углекислого газа, произойдет коренной перелом в деле защиты окружающей среды, резко повысится эффективность энергопотребления, а его объемы будут поставлены под жесткий контроль.
Рис.1. Пессимистический и оптимистический прогнозы потребления основных видов энергоресурсов в Китае
На втором этапе произойдет всестороннее повышение качества новой энергетической системы, развитие электрификации достигнет уровня передовых стран мира, произойдет глубокая оптимизация структуры энергетики, неископаемые ресурсы к 2045 г. будут обеспечивать до половины энергопотребления в Китае. Уголь будет обеспечивать лишь треть энергопотребления в стране, еще треть придется на нефть и газ, остальное – на неископаемые источники энергии. Начнется резкое снижение выбросов углекислого газа, продолжится рост уровня энергоэффективности, потребление энергоресурсов к 2040 г. достигнет пиковых значений, продолжится снижение их себестоимости, чистые источники энергии получат всеобщее распространение. На этом этапе произойдет переход Китая к статусу «великой энергетической державы» (nengyuan qiangguo)2.
Вместе с тем роль нефти в энергобалансе Китая существенно не изменится, так как основные изменения затронут угольную промышленность, а также сферу возобновляемых энергоресурсов. В 2017 г., например, доля нефти в энергобалансе Китая составляла 19%. Согласно прогнозам, в 2050 г. доля нефти в структуре потребления невозобновляемых энергоресурсов составит от 14 (пессимистический сценарий) до 16% (Рис. 1)3.
Таким образом, в долгосрочной перспективе заметного снижения объемов потребления Китаем не ожидается. Переход на новую энергетическую платформу будет реализовываться за счет сокращения объемов потребления угля.
Внутреннее производство и импорт нефти в Китай
В 2019 г. Китай вновь занял 2-е место в мире по объему потребления нефти (США – 920 млн т) и 1-е – по импорту (Рис. 2). Доля импорта составляет 72% от всего объема потребляемой нефти.
Рис.2. Объемы и рост потребления и импорта нефти4
Хотя в 2019 г. Китай занял 6-е место в мире по добыче нефти, однако низкие запасы нефти на территории страны обусловливают все более значительную долю импорта в структуре потребления.
В 2019 г. Китай импортировал нефть из 48 стран мира: безусловными лидерами стали Россия (1-е место по объему импорта в 2016‒2018) и Саудовская Аравия. Эр-Рияд в последние годы действует особенно агрессивно, стремясь расширить свое присутствие на китайском рынке. Так, в частности, после введения в июне 2020 г. санкций в отношении Ирана месячный объем экспорта из Саудовской Аравии в Китай вырос на 84,1% – до 7,72 млн т (в мае – 4,7 млн). Существенного сокращения объемов поставок российской нефти в Китай от этого не произошло. В 2019 г. не состоялось расширения экспорта в Китай американской нефти. Так, в октябре‒ноябре объем поставок из США упал с 908,4 до 257,2 тыс. т.
Несмотря на активное развитие импорта трубной нефти, прежде всего из России и Казахстана, значительная часть зарубежного сырья по-прежнему поступает через морские порты Китая. Например, в январе 2020 г. морским путем было перевезено 39,44 млн из 43 млн т импортированной нефти.
Свыше половины импорта нефти традиционно приходится на четыре крупнейших нефтеналивных порта – Циндао, Жичжао (пров. Шаньдун), Нинбо, Чжоушань (пров. Чжэцзян). Однако в феврале 2020 г. в связи с эпидемией коронавируса, одним из эпицентров которой стала провинция Чжэцзян, ситуация изменилась (Табл. 1)5.
Табл.1.
Основные порты отгрузки и доставки нефти в Китай в феврале 2020 г.
| Порты отгрузки /перевалки: | Отправления танкеров | Суммарный дедвейт, тыс.т |
| Сингапур | 17 | 312,24 |
| Мина-эль-Ахмади (Кувейт) | 9 | 222,98 |
| Рас-Таннура (Саудовская Аравия) | 9 | 217,94 |
| Козьмино (Россия) | 14 | 193,48 |
| Остров Дас (ОАЭ) | 5 | 134,81 |
| Порты доставки: | Заходы танкеров | Суммарный дедвейт, тыс.т |
| Чичжао | 22 | 642,66 |
| Циндао | 21 | 565,28 |
| Далянь | 12 | 363,41 |
| Дунцзякоу (пров. Шаньдун) | 12 | 332,12 |
| Чжаньцзян (пров. Гуандун) | 12 | 299,18 |
В связи с огромным объемом импорта нефти морские перевозки обеспечиваются, главным образом, супертанкерами. На суда типа VLCC (свыше 330 м) и выше приходится 52% морского импорта нефти, Aframax (245 м) – 19%, Suez-Max (285 м) – 14%. Отдельные порты специализируются на разгрузке танкеров определенного типа, например, Циндао и Жичжао – VLCC, а Далянь и Цзиньчжоу (пров. Ляонин) – судов типа Handymax и Panamax.
Несмотря на важную роль импорта, внутренние добыча и переработки нефти Китая также занимают значимое место. В 2016 г. геологические запасы нефти в Китае составили 125,7 млрд т, разведанные запасы – 30,1 млрд, однако запасы технически извлекаемой нефти в 2018 г. составляли лишь 3573 млн т (1,5% от общемирового показателя)6. Свыше 90% запасов нефти приходится на 15 крупнейших нефтегазовых месторождений (Табл. 2)7 .
7. Zhongguo kuangchan ziyuan baogao: (Доклад о минеральных ресурсах Китая). Beijing: Dizhi chubanshe,2019. C. 2.
Табл.2.
Основные месторождения нефти в Китае
| Геологические запасы, млн т | Разведанные запасы, млн т | |
| Прибрежная зона залива Бохай | 24 287 | 6558 |
| Ордос | 15 838 | 2672 |
| Низменность Сунгари-Ляохэ | 13 428 | 3986 |
| Таримская впадина | 12 065 | 2794 |
| Шельф залива Бохай | 11 029 | 2537 |
| Джунгарская впадина | 10 673 | 2202 |
| Устье реки Чжуцзян | 7432 | 2963 |
| Цянтанское нагорье (северный Тибет) | 5095 | 1121 |
| Цайдамская впадина | 3819 | 624 |
| Залив Бакбо | 2118 | 510 |
| Эрэн-Хото (центральная часть Внутренней Монголии) | 1784 | 267 |
| Сычуань | 1611 | 129 |
| Баркель-Казахский автономный уезд (восточный Синьцзян) | 1552 | 155 |
| Шельфовая зона острова Хайнань | 1489 | 600 |
| Цочен (южный Тибет) | 1104 | 164 |
| Хайлар | 1010 | 201 |
В целом можно заключить, что вместе с ростом потребления в долгосрочной перспективе будет расти и импорт, т.к. внутренние мощности Китая не смогут удовлетворять спрос даже с учетом того, что на перспективу до 2050 г. потребление нефти может стабилизироваться. Отталкиваясь от уже достигнутых объемов, Россия сможет и в будущем играть роль ключевого поставщика нефти на рынок Китая. Причем одновременно с традиционно сильными позициями в секторе трубной нефти Россия наращивает свой потенциал и в секторе морских поставок нефти.
Ситуация в нефтяной отрасли Китая в связи с кризисом коронавируса
В начале 2020 г. в связи с эпидемией коронавируса COVID-19 для нефтяной промышленности Китая настали непростые времена (Рис. 3). В январе‒апреле добыча выросла на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. (до 64,44 млн т.), импорт – на 1,7% (до 167,61 млн), однако объемы переработки снизились на 3,4% (до 203,48 млн т.).
В апреле 2020 г. произошло наиболее заметное снижение импорта нефти из-за рубежа (Рис. 4). В натуральном выражении он снизился на 7,5%, а в стоимостном (главным образом из-за снижения мировых цен на нефть) – на 49,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.
Рис.3. Изменение показателей добычи и переработки нефти в 2019‒2020 гг.8
Выявленные тенденции показывают, что снижение импорта нефти в Китае в результате кризиса носило сильный, но не критический характер (на рис. 4 видно снижение в апреле на 7,5% от среднего за исследуемый период). Более того, переработка нефти в Китае стало восстанавливать прежний уровень (см. рис. 3). Это можно интерпретировать как тенденцию к общему восстановлению нефтяной отрасли Китая, в том числе и восстановлению импорта, в том числе и из России.
Рис.4. Месячные темпы изменения импорта нефти в 2019‒2020 гг.9
Выводы
Несмотря на кратковременный негативный эффект, связанный с влиянием пандемии коронавируса в 2020 г., нефтяная отрасль Китая может уже в краткосрочной перспективе добиться восстановления в пределах полного производственно-потребительского цикла. Незначительный сбой первых месяцев года не окажет заметного влияния и на долгосрочные планы развития отрасли до 2050 г., в которых нефти отводится роль стабилизатора межотраслевых сдвигов в энергетической сфере. Долгосрочные тенденции развития энергетики Китая не предполагают снижения роли нефти как энергоносителя и базируются на значительных объемах импорта нефти, что создает благоприятные перспективы для России как одного из ключевых поставщиков нефти в Китай.
Библиография
- 1. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на XIX съезде КПК. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm.
- 2. Fang Yuan et al. Woguo nengyuan ziyuan xianzhuang yu fazhan qushi: (Современная ситуация и тенденции развития энергетики Китая) // Kuangchan baohu yu liyong. 2018. № 4.
- 3. Zhongguo kuangchan ziyuan baogao: (Доклад о минеральных ресурсах Китая). Beijing: Dizhi chubanshe, 2019.