Государственное управление КНР по делам религий после административной реформы
Государственное управление КНР по делам религий после административной реформы
Аннотация
Код статьи
S013128120010353-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Афонина Любовь Александровна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт Дальнего Востока РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
106-122
Аннотация

В рамках реформы системы власти на 3 м пленуме ЦК КПК 19 го созыва было принято решение об упразднении Государственного управления КНР по делам религий как органа прямого подчинения Госсовету. ГУДР вошло в состав Отдела единого фронта ЦК КПК, превратившись из органа исполнительной власти в подразделение партийного аппарата.

В структуре Отдела единого фронта были сформированы специальные департаменты, которым были переданы основные рабочие функции ГУДР. Преобразование было направлено на усиление роли КПК в деле управления религиозной сферой.

Ключевые слова
Религия, Единый фронт, китаизация религий, Отдел единого фронта, ГУДР, административная реформа, КПК, Госсовет
Классификатор
Получено
30.06.2020
Дата публикации
20.07.2020
Всего подписок
29
Всего просмотров
1699
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

Государственное управление КНР по делам религий после административной реформы

2 В Китайской Народной Республике в 2018 г. в соответствии с решениями XIX съезда КПК было запущено реформирование системы власти, включившее в себя реформу структуры правящей партии и реформу Госсовета. Содержание преобразований было определено на 3м пленуме ЦК КПК 19го созыва (26–28 февраля 2018 г.).
3 На пленуме было отмечено, что первоочередная задача углубления реформы органов власти заключалась в усилении власти партии, обеспечении ее всеобъемлющего охвата, совершенствовании системы руководства КПК.
4 Подчеркивалась необходимость выработки более совершенных механизмов партийного руководства, усиления руководящей роли партийных подразделений внутри организаций на всех уровнях, раскрытия роли функциональных органов партии, а также реформирования партийной системы проверки дисциплины и государственной системы контроля.
5 Пленум принял два документа: «Решение ЦК КПК об углублении реформы партийных и государственных органов» и «Проект углубления реформы партийных и государственных органов». Часть содержания второго документа пленум передал на рассмотрение 1й сессии ВСНП 13го созыва (15–20 марта 2018 г.), он был обнародован после ее завершения 21 марта1.
1. Бородич В.Ф. Современная административная реформа и структура Госсовета КНР в 2018 году // Китайская Народная Республика: Политика, Экономика, Культура 2017–2018. М.: Форум, 2018.
6 В то же время Госсоветом был разработан «Проект структурной реформы Госсовета» и обнародован 13 марта 2018 г. Его содержание было рассмотрено и одобрено на 5м пленарном заседании 1й сессии ВСНП 13го созыва.
7 По итогам была реализована структурная реформа Госсовета, восьмая за всю его историю. В рамках административной реформы был упразднен и преобразован ряд министерств и государственных управлений при одновременном создании некоторых новых министерств и ведомств.
8 В частности, было принято решение об упразднении Государственного управления КНР по делам религий (ГУДР) — органа прямого подчинения Госсовету.
9 На основании «Проекта углубления реформы партийных и государственных органов» ГУДР включили в состав Отдела единого фронта ЦК КПК. Таким образом, из органа структуры исполнительной власти Управление превратилось в часть партийного аппарата. При этом для внешнего использования новое подразделение Отдела единого фронта сохранило свое прежнее название — Государственное управление КНР по делам религий.
10 Среди целей данного преобразования в документе заявлены усиление степени централизации руководства партии в религиозной работе, всестороннее претворение курса религиозной политики КПК, настойчивое продвижение китаизации религий, активное приведение религий и социалистического общества к взаимному соответствию.
11 Отдел единого фронта ЦК КПК — орган административного управления работой с единым фронтом. Единый фронт представляет собой общественно-политическое движение, включающее в себя все некоммунистические общественные и политические силы, среди которых выделяют разрешенные в КНР политические партии, массовые организации, профсоюзы, религиозные объединения, нацменьшинства, представителей профессиональных сфер, женские и молодежные организации, частных предпринимателей, китайских эмигрантов и реэмигрантов и др. Все участники этого движения обязательно признают руководящую роль КПК и поддерживают развитие Китая по пути социализма.
12 Работа с Единым фронтом подразумевает взаимодействие с целевыми группами внутри страны и за рубежом, направленное на формирование коалиции дружественных сил вокруг КПК в целях служения задачам КПК. Наличие Отдела единого фронта в аппарате ЦК, его укрепление и расширение его полномочий в последние годы свидетельствуют о высокой важности этой работы для китайских властей.
13 Предшественником современного Единого фронта считаются Первый объединенный фронт и Второй объединенный фронт партий КПК и Гоминьдан. Первым объединенным фронтом называют сотрудничество КПК и Гоминьдана в 1923–1927 гг., когда совместными усилиями двух партий была объединена большая часть страны, включая ранее находившиеся под властью независимых милитаристов районы. Формирование Второго объединенного фронта было связано с созданием антияпонского национального фронта в период противостояния японским оккупантам накануне Японо-китайской войны (1937–1945 гг.). Кроме того, работа Единого фронта рассматривалась как значимый фактор победы КПК в Гражданской войне (1945–1949 гг.).
14 В настоящее время работа с Единым фронтом является основным средством контроля и сдерживания общественных и политических групп, представляющих потенциальную идеологическую опасность для власти КПК, а также каналом распространения влияния КПК внутри страны и за рубежом.
15 Структура Отдела единого фронта ЦК КПК не представлена в каких-либо доступных официальных документах. Ранее этот орган партии был скрыт от глаз общественности, но в последние годы в публикациях СМИ стали появляться имена руководителей его структурных подразделений.
16 В КНР органы государства и партии, имеющие дело с вопросами сферы религий, на протяжении почти всей истории страны были связаны с организационной структурой Единого фронта. В определенной мере включение ГУДР в состав Отдела единого фронта ЦК КПК стало отражением давно сложившегося положения вещей в системе управления религиозными делами.
17 Структура органов управления религиозной сферой в КНР в 1950е годы во многом была сформирована с учетом опыта СССР. В СССР основные направления религиозной политики формулировались в Отделе пропаганды и агитации (Идеологическом отделе) ЦК КПСС при активном участии спецслужб. Практическое осуществление религиозная политика получала через действовавший при Совете министров СССР Совет по делам религий, представленный через своих уполномоченных во всех территориальных исполнительных органах власти. В круг дел Совета по делам религий входили разработка законопроектов, рассмотрение обращений, учет духовенства, консультации органов власти, ведомств и учреждений по вопросам религиозной политики государства.
18 В КНР органом практической реализации религиозной политики стало Государственное управление по делам религий, созданное по подобию Совета по делам религий в СССР.
19 На протяжении своей истории до реформы власти 2018 г. ГУДР являлось органом прямого подчинения Госсовету и типичным для республик советского типа контролирующим органом в религиозной сфере. В системе власти Управление представляло собой комплекс партийно-государственного аппарата, ответственного за реализацию политики в вопросах религий, являясь при этом наиболее удаленной структурой от центра принятия решений. Контроль и практическое регулирование религиозной сферы реализовывалось через систему управлений и отделов по делам религий, организованных в соответствии с административно-территориальным делением страны вплоть до уезда включительно.
20 История ГУДР началась в августе 1950 г., когда по распоряжению Чжоу Эньлая при Комитете образования и культуры Государственного административного совета Центрального народного правительства КНР (высшего государственного исполнительного органа КНР до 1954 г.) была образована Группа изучения религиозных вопросов (Цзунцзяо вэньти янцзю сяоцзу). Она занималась сбором и анализом информации о религиозной ситуации в стране, предоставляя сведения в органы партии. Ее деятельность относилась к ведению Отдела пропаганды ЦК КПК.
21 В январе 1951 г. ЦК издал «Указания о создании комитетов религиозных вопросов и отделов по делам религий». В преамбуле документа было сказано: «Необходимо в партии и правительстве создать специальные отделы, отвечающие за религиозную деятельность. Их задачами должны стать комплексное понимание ситуации по каждой религии, укрепление связей со служителями культа, помощь партии и правительству в разработке норм религиозной политики, а также решение конкретных вопросов, связанных с религиозной сферой»2.
2. Гуаньюй шэли цзунцзяо вэньти вэйюаньхуэй цзи цзунцзяо шиучу дэ чжиши: (Указания о создании комитетов религиозных вопросов и отделов по делам религий). URL: http://blog.sina.com.cn/s/blog_4b44f8440102vn26.html (дата обращения: 14 июня 2020 года).
22 На основании этих указаний Группа изучения религиозных вопросов была преобразована в Отдел религий (цзунцзяо чу). К июлю того же года были сформированы аналогичные подразделения в народных правительствах провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и ряде городов, где религиозная активность была наиболее заметна. К концу 1952 г. отделы религий функционировали в 39 правительствах3. Они были подотчетны отделам пропаганды на своем уровне.
3. Жэнь Цзе. Чжунго гунчаньдан дэ цзунцзяо чжэнцэ (Религиозная политика КПК). — Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2007. С. 427.
23 Тогда отделы религий строили свою работу в отношении только протестантизма, католицизма и буддизма. Работники новых отделов собирали информацию о положении дел в общинах и осуществляли регулярные контакты со служителями культа.
24 В то же время в партии на всех уровнях создавались комитеты по религиозным вопросам. Отделы пропаганды выполняли руководящую роль в отношении этих комитетов. Состав комитетов формировался как из партийных работников, так и из сотрудников государственных ведомств. Внутри комитета назначалась группа лиц, ответственная за проведение повседневной текущей работы4.
4. Фэн Юйцзюнь. Цзунцзяо шиу гуаньли, ду цзай хэ фан?: (Регулирование религиозных вопросов, в какой стороне путь?) // Чжунго жэньмин цзунцзяо ван. 06.11.2012.
25 К полномочиям комитетов по религиозным вопросам относились исследования в области религий и религиозной политики, контакты с религиозными деятелями, координация работы правительственных подразделений в реализации религиозной политики. Рабочая повестка комитетов, как и у отделов религий, затрагивала протестантизм, католицизм и буддизм (кроме тибетского). Вопросы ислама и тибетского буддизма оставались в ведении комитетов по делам национальностей.
26 В этот исторический период для пропаганды идей Единого фронта формировались общественные объединения, позволявшие контролировать группы инакомыслящих. На основании принятых Госсоветом КНР в сентябре 1950 г. «Временных правил регистрации общественных объединений» в 1950е годы было сформировано 44 общественных объединения общенационального уровня. Среди них были образованные в рамках движения за религиозное обновление организации нового типа — патриотические религиозные объединения. Они были призваны стать проводниками религиозной политики КПК и контролировать группы верующих людей до времени теоретически запланированного отмирания религиозного мировоззрения в развитом социалистическом обществе.
27 Создаваемые во всех административно-территориальных единицах вплоть до уезда религиозные объединения стали курировать деятельность общин верующих, для которых участие в таких объединениях становилось обязательным.
28 С образованием Госсовета КНР в ноябре 1954 г. появилось Управление по делам религий при Госсовете (Гоуюань цзунцзяо шиуцзюй). Состав его работников был сформирован из сотрудников прежнего Отдела религий при Комитете образования и культуры Государственного административного совета.
29 С этого времени Управление по делам религий стало органом претворения в жизнь политики ЦК КПК и Госсовета в религиозной сфере. В зону ответственности Управления вошли составление проектов нормативных актов и инструкций в отношении работы с верующими, контроль над религиозной деятельностью, содействие укреплению руководящей роли патриотических религиозных объединений в отношении религиозных общин.
30 Первым руководителем Управления по делам религий при Госсовете стал видный партийный деятель Хэ Чэнсян, ранее бывший секретарем Отдела городской работы ЦК КПК (предшественник Отдела единого фронта ЦК КПК) и затем заместителем заведующего одного из департаментов в Отделе единого фронта ЦК КПК.
31 В 1955 г. ЦК КПК и Госсовет приняли решение «О едином ведении работы в отношении католицизма, протестантизма, даосизма и ханьского буддизма отделами по делам религий на всех уровнях». К полномочиям Управления по делам религий при Госсовете теперь относилась работа с христианскими, буддистскими и даосскими общинами. Вопросы ислама оставались зоной ответственности Государственного комитета по делам национальностей до 1957 г., когда они были переданы в Управление по делам религий.
32 В июле 1955 г. ЦК КПК и Госсовет поставили задачу укрепления системы органов власти, связанных с религиозной работой. Было дано указание в Пекине, Шанхае и Тяньцзине, а также в ряде провинций с обширной повесткой религиозной работы повысить статус отделов по делам религий (чу) до уровня управлений (цзюй). В то же время в городах и уездах провинциального подчинения с заметной религиозной активностью стали создаваться отделения работы с религиозными вопросами (цзунцзяо шиу кэ).
33 В системе народных правительств ступенчатая структура административного управления религиозной сферой, состоящая из управлений, отделов и отделений, формировалась постепенно до 1957 г.
34 В октябре 1955 г. ЦК КПК одобрил документ «Доклад партийной ячейки Управления по делам религий при Госсовете о руководящих связях в работе с религиями, организационной структуре и сфере деятельности Управление по делам религий при Госсовете». Данный документ внес коррективы в систему управления религиозной сферой5.
5. Гуаньюй цзунузяо гунцзо дэ линдао гуаньси, цзучжи цзигоу хэ гоуюань цзунцзяо шиуцзю еу фаньвэй дэ ицзянь баогао: (О руководящих связях в работе с религиями, организационной структуре и сфере деятельности Управление по делам религий при Госсовете). URL:http://www.saac.gov.cn/zt/2014–10/18/content_70041.htm (дата обращения: 14.06.2020).
35 С этого времени отделы пропаганды больше не имели отношения к вопросам религий. Вопросы католицизма, протестантизма, даосизма и буддизма в ханьских районах внутри партии на всех уровнях временно оказались в ведении руководства парткомов.
36 Документ определял религиозную проблематику внутри правительств к зоне ответственности отделов по делам религий. При этом аспекты, связанные с религиями национальных меньшинств, в том числе тибетцев и мусульманских народов, были отнесены к совместному ведению отделов по делам религий и отделов по делам национальностей.
37 Сформированные органы на всех уровнях посредством системы отчетов и проверок осуществляли контроль над деятельностью религиозных организаций. Административное руководство в отношении общин верующих нередко осуществлялось «в ручном режиме», методы работы избирались в зависимости от конкретной ситуации и часто были лишены системности в силу отсутствия четких централизованных установок.
38 В январе 1961 г. состоялся 9й пленум ЦК КПК 8го созыва, решения которого повлекли волну чисток в партии. В этот период деятельность патриотических религиозных объединений по всей стране оказалась сильно ограничена. Спустя два месяца после пленума Хэ Чэнсян был переведен с поста начальника Управления по делам религий на должность заместителя губернатора провинции Ганьсу, которую он занимал вплоть до начала «культурной революции», когда его объявили «предателем» и замучили насмерть.
39 В марте 1961 г. новым начальником Управления по делам религий стал Сяо Сяньфа. После образования КНР до прихода в Управление он последовательно был заведующим канцелярией и заведующим отделом кадров в Отделе единого фронта ЦК КПК.
40 Тогда же в марте 1961 г. в структуре Отдела единого фронта ЦК КПК был образован Департамент религий (Цзунцзяо чу), который после «культурной революции» стал именоваться Департаментом национальной и религиозной работы (Миньцзу цзунцзяо гунцзо цзюй), или Вторым департаментом (эр цзюй). Он состоял из пяти отделов (чу), три из которых отвечали за религии, а два за работу с вопросами нацменьшинств.
41 В соответствии со сложившейся практикой совмещения государственных и партийных должностей, начальник Управления по делам религий Сяо Сяньфа одновременно стал и руководителем Департамента религий Отдела единого фронта ЦК КПК6.
6. Chan Kim-Kwong, Carlson E. R. Religious freedom in China: Policy, Administration and Regulation. — Santa Barbara: Institute for the Study of American Religion, 2005. — 89 p.
42 Департамент религий был призван формулировать отправные принципы религиозной политики партии и контролировать исполнение политических установок органами исполнительной власти, патриотическими религиозными объединениями и общинами верующих. Сотрудники отдела занимались разработкой политических решений в отношении религиозной сферы и выносили соответствующие инициативы на рассмотрение ЦК, осуществляли регулярные контакты с религиозными деятелями.
43 Создание нового департамента в Отделе единого фронта способствовало укреплению партийного контроля в религиозной сфере. Департамент религий неофициально стал исполнять руководящую роль в отношении Управления по делам религий при Госсовете. Такая ситуация распространилась и на другие уровни административного управления. В отделах единого фронта на местах постепенно стали формироваться подразделения, ответственные за религиозную проблематику.
44 Так, в КНР сформировалась система, в которой контроль над религиозной деятельностью производился одновременно на трех уровнях — на уровне партийного управления, на уровне государственной власти и на уровне патриотических религиозных объединений. Контроль со стороны государства осуществлялся посредством системы управлений по делам религий, они на основании руководящих установок органов партии курировали деятельность патриотических религиозных объединений соответствующего уровня, которые контролировали подведомственные им общины религиозных последователей.
45 В августе 1966 г. на 11-м пленуме ЦК КПК 8-го созыва было принято «Постановление о великой пролетарской культурной революции». В это время занимавший с декабря 1964 г. должности заведующего Отделом единого фронта ЦК КПК и заместителя председателя ВК НПКСК 4го созыва Сюй Бин подвергся нападкам со стороны идеологов «культурной революции», которые обвинили отделы единого фронта, управления по делам религий и комитеты по делам национальностей в «капитулянтстве» и «ревизионизме». При этом сам Отдел единого фронта ЦК КПК был отнесен к «штабу капиталистического класса» и как следствие упразднен. Многие руководители отделов единого фронта разных уровней подверглись преследованиям и арестам, в том числе Сюй Бин, объявленный цзаофанями «ревизионистом, предателем и правым элементом» и умерший в тюрьме в 1972 г.
46 Управление по делам религий при Госсовете в период «культурной революции» формально продолжало действовать. Объем его работы значительно сократился, сфера полномочий была сужена, а деятельность сведена к пропаганде взглядов о противоречиях религиозного мировоззрения и идеологии социализма. Управления и отделы по делам религий в регионах оказались в парализованном состоянии, многие работники этих ведомств были направлены на низовую работу.
47 Благодаря изменению внешнеполитического курса в 1970е годы произошло некоторое оживление в работе Единого фронта. С мая 1972 г. приступила к работе Временная руководящая группа Управления по делам религий при Госсовете под руководством Сяо Сяньфа. А с июня 1973 г. Отдел единого фронта стал выполнять некоторые свои прежние функции.
48 Однако разрушение институтов государственной власти периода «культурной революции» все же сказалось и на Управлении по делам религий. 30 мая 1975 г. по решению Госсовета оно было упразднено. Контроль над религиозной сферой остался в ведении только Отдела единого фронта ЦК КПК.
49 Ко времени запуска политики реформ и открытости стало очевидно, что в идеологической сфере методы принуждения не достигали своих целей, а для осуществления реформ необходимо было обеспечить социальную стабильность и мобилизовать все имевшиеся ресурсы. С целью вовлечения верующих в программу модернизации государство должно было учесть их интересы и в определенной мере удовлетворить их потребности.
50 В преддверии пленума ЦК 1–11 декабря 1978 г. впервые за шестнадцать лет состоялось Всекитайское совещание по религиозной работе. В нем приняли участие 62 человека, представлявшие органы государственной власти и отделы единого фронта парткомов разных уровней. Совещание проводил Сяо Сяньфа. В ходе совещания было принято решение возобновить работу управлений по делам религий и патриотических религиозных объединений, восстановить в правах религиозных служителей, решить вопросы их жизненного обустройства и упорядочить ситуацию с недвижимостью храмов и монастырей.
51 На 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва (18–22 декабря 1978 г.) прозвучал призыв вернуться к политике регулирования религиозной сферы под лозунгом «свободы вероисповедания». Дэн Сяопин предложил вновь задействовать теорию единого фронта для вовлечения религиозного фактора в дело реформ и модернизации страны.
52 3 февраля 1979 г. Отдел единого фронта ЦК КПК подготовил и направил в ЦК «Доклад с предложением по всей стране снять ярлыки «капитулянтов с отделов единого фронта, отделов по работе с национальностями и религиями»». 16 марта в Пекине состоялось собрание работников системы Единого фронта, на котором заведующий Отделом единого фронта ЦК КПК У Ланьфу зачитал текст одобренного ЦК доклада. Отныне все отделы единого фронта, отделы по делам национальностей и отделы по делам религий больше не относились к «капитулянтам и ревизионистам», а с имевших связь с работой этих органов людей снимались несправедливые обвинения. Бывший заведующий Отделом единого фронта ЦК КПК Сюй Бин был реабилитирован посмертно.
53 Решением Госсовета от 29 апреля 1979 г. была возобновлена деятельность Управления по делам религий при Госсовете. Сотрудники ведомства приступили к своим обязанностям 9 июня 1979 г.7. С этого дня должности начальника Управления и секретаря парткома управления вплоть до своей смерти 18 августа 1981 г. занимал Сяо Сяньфа.
7. Сайт Государственного управления КНР по делам религий. URL: http://www.sara.gov.cn (дата обращения: 14.062020).
54 На это период пришелся запуск работы отделов по делам религий в регионах. В правительствах уровня провинций статус многих отделов по делам религий (цзунцзяо чу) был повышен до уровня управлений (цзунцзяо цзюй). Их деятельность находилась под прямым контролем со стороны отделов единого фронта, нередко управления по делам религий располагались в одном здании с отделами единого фронта парткомов провинций.
55 25 января 1980 г. ЦК КПК одобрил доклад Отдела единого фронта ЦК КПК «О созыве всех религиозных объединений для проведения всекитайских совещаний». На основании этого решения были возрождены национальные патриотические объединения для так называемых пяти больших религий Китая — даосизма, буддизма, католицизма, протестантизма и ислама. Постепенно активизировалась деятельность региональных религиозных объединений, отдельные общины получили возможность возобновления молитвенной практики, частично возвращалась их собственность.
56 С августа 1981 г. до конца 1983 г. должность начальника Управления и секретаря парткома Управления занимал Цяо Ляньшэн (умер 15 января 1984 г.), ранее работавший в партийных и военных учебных заведениях, последовательно являвшийся заведующим канцелярией и заместителем секретаря парткома в Отделе единого фронта ЦК КПК. Непродолжительный период его руководства ГУДРом был ознаменован важными событиями.
57 Наиболее значимым среди них стало появление директив ЦК от 31 марта 1982 г., известных как «Документ № 19» с названием «Основные взгляды и политика по религиозному вопросу в период социализма в Китае». Этот программный документ содержал идеологическую основу курса религиозной политики и указания по его реализации. В нем акцентировалась необходимость «укрепления органов правительства, осуществляющих руководство религиозной деятельностью», что послужило восстановлению и развитию системы органов религиозной работы внутри правительств8.
8. Синь шици цзунцзяо гунцзо вэньсянь сюаньбянь: (Избранные документы по религиозной работе в новом периоде) /под ред. УДР при Госсовете. Пекин: Цзунцзяо вэньхуа чубаньшэ, 1995. 298 с.
58 С конца 1983 г. по сентябрь 1992 г. Управление по делам религий при Госсовете возглавлял Жэнь Учжи, до этого бывший руководителем одного из департаментов в Отделе единого фронта ЦК КПК.
59 В 1980е годы в связи с определенной степенью либерализации религиозной сферы увеличился объем работы управлений по делам религий на всех уровнях административного деления, ширился спектр возникавших вопросов. Они принимали участие в разработке проектов нормативных актов, регламентировавших религиозную сферу. От управлений требовалось предоставление большого количества отчетов, рос объем бумажной работы.
60 В апреле 1985 г. активный участник работы пропаганды и единого фронта, член Политбюро ЦК КПК, начальник секретариата Госсовета Си Чжунсюнь на совещании Отдела единого фронта ЦК КПК призвал к надлежащему исполнению религиозной политики партии, после чего Канцелярия ЦК КПК направила инспекторские группы по стране для изучения ситуации на местах. В 1986 г. на совещании с руководителями управлений по делам религий Си Чжунсюнь обратил особое внимание на неудовлетворительные показатели работы управлений на всех уровнях9.
9. Синь шици цзунцзяо гунцзо вэньсянь сюаньбянь: (Избранные документы по религиозной работе в новом периоде) /под ред. УДР при Госсовете. Пекин: Цзунцзяо вэньхуа чубаньшэ, 1995. С. 146–153.
61 В результате 23 июля 1988 г. в рамках очередной реформы Госсовета Государственной комиссией по формированию центральных органов власти был утвержден новый план штатного расписания, структурного устройства и полномочий Управления по делам религий при Госсовете.
62 Во второй половине 1988 г. проводилась реструктуризация и реформирование управлений по делам религий на всех уровнях власти. Численность сотрудников управлений только на провинциальном уровне увеличилась с 16 тыс. человек в 1985 г. до 26 тыс. в 1989 г. В частности, в управлении по делам религий провинции Хунань после реструктуризации за этот же период число служащих выросло с 9 до 17 человек.
63 К концу 1988 г. Управление по делам религий при Госсовете из непримечательной организации превратилось в структуру с расширенным штатом сотрудников и увеличенным финансированием. В его составе появился Центр изучения религий для проведения исследований религиозной ситуации внутри страны и за рубежом.
64 Рост числа работников управлений в большинстве случаев не сопровождался повышением качества их профессиональных знаний. Образование многих из них не предусматривало знаний о религиях. Чиновники для работы с религиозной сферой подбирались бессистемно, чаще через личные отношения. Отдельные руководители управлений открыто заявляли, что им требовались управленцы, правоведы и экономисты, а не специалисты по религиям. Верующие люди на позиции чиновников принципиально не допускались. С точки зрения власти, это помогло избегать лоббирования интересов отдельных религиозных групп в правительственных органах.
65 К концу 1980х годов целый ряд внутренних и внешнеполитических факторов стал причиной выработки новых подходов к управлению религиозной сферой. Власти пришли к выводу о необходимости ограничения сильного распространения религиозного влияния среди населения, курс религиозной политики переключился в сторону усиления контроля.
66 С сентября 1992 г. по май 1995 г. руководителем Управления по делам религий при Госсовете был Чжан Шэнцзо. До замещения этой должности он имел богатый опыт партийной работы в Синьцзяне, а затем возглавлял Департамент по национальной и религиозной работе (2й департамент), был заместителем заведующего Отделом единого фронта ЦК КПК.
67 Первая половина 1990х годов была ознаменована повышенным вниманием к незарегистрированным общинам верующих, усилением контроля над связями китайских общин с иностранными религиозными центрами, борьбой с религиозностью среди членов КПК, идеологическим воспитанием служителей культа. Особым направлением работы в религиозной сфере стала борьба с деструктивными культами, которые нередко имели антиправительственную направленность. К середине 1990х годов на фоне благоприятного социально-экономического развития, снижения остроты социальных противоречий и внешних угроз давление на общины верующих несколько ослабло.
68 В 1994 г. была проведена очередная реформа Госсовета. Структура Управления по делам религий при Госсовете и его штатное расписание претерпели изменения. С этого времени в ГУДР появились сервисный центр, редакция журнала «Религии Китая», издательство «Религия и культура».
69 Вероятно, в результате реформы управления по делам религий обрели несколько бóльшую самостоятельность в своей деятельности. Например, в провинции Хунань с января 1996 г. на основании документа № 1 Комиссии по формированию органов власти провинции Управление по делам религий, которое ранее располагалось в Отделе единого фронта парткома, получило собственные помещения и стало отчитываться перед Канцелярией правительства провинции. Его статус был повышен до управленческого уровня второй степени.
70 К концу 1995 г. в КНР существовало 30 отделов по делам религий в правительствах провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, а также 1551 отдел уездного уровня. Общий штат сотрудников составлял 3053 человека.
71 Интересно, что органы управления религиозной сферой находились в подчинении у различных правительственных и партийных учреждений. Например, в 1996 г. в Хунани действовало 14 органов религиозной работы в городах окружного значения с общим числом сотрудников 52 человека. Из них 4 были отделами и 10 относились к отделениям. При этом 10 из 14 находились в подчинении правительства, 3 подчинялись отделу единого фронта, а 1 отчитывался перед комитетом по делам национальностей10.
10. Хунань цзунцзяочжи: (О религии в Хунани). Чанша: Хунань жэньминь чубаньшэ. 2012. 428 с.
72 С мая 1995 г. к руководству Управлением по делам религий при Госсовете приступил Е Сяовэнь. Он начал свою политическую карьеру с должности секретаря парткома Комсомола провинции Гуйчжоу, в июне 1990 г. стал заместителем заведующего Отделом единого фронта ЦК КСМК и заместителем начальника секретариата Всекитайской федерации молодежи, а с июля 1991 г. до своего назначения в Управление он возглавлял 2й департамент Отдела единого фронта ЦК КПК. Е Сяовэнь был делегатом XV съезда КПК (1997), XVI съезда КПК (1982) и XVII съезда КПК (1987), кандидатом в члены ЦК КПК 16-го (2002–2007) и 17-го (2007–2012) созывов.
73 В 1998 г. была запущена реформа органов Госсовета. В соответствии с «Циркуляром Госсовета о структурной организации» (документ № 5), принятым на 1й сессии ВСНП 9го созыва, с 24 марта 1998 г. Управление по делам религий при Госсовете было переименовано в Государственное управление КНР по делам религий (Гоцзя цзунцзяо шиу цзюй), которое по-прежнему оставалось органом прямого подчинения Госсовету.
74 На основании документа Канцелярии Госсовета № 24 от 16 июня 1998 г. «Циркуляр о сфере компетенции, структуре подразделений и штатном расписании Государственного управления КНР по делам религий» штат ГУДР включал 60 человек, среди которых 16 занимали руководящие должности — начальник управления, три его заместителя, заведующие департаментами и их заместители, а также секретарь парткома.
75 На этом этапе структура ГУДР была представлена четырьмя функциональными департаментами:
76 1. Канцелярия (отдел кадров), отвечавшая за повседневные задачи и текущую работу, делопроизводство, корреспонденцию, финансы, контроль в отношении организаций прямого подчинения, работу с кадрами.
77 2. Департамент политики и законов (внешних связей), в задачи которого входили исследования в области теории религиозной работы, подготовка проектов нормативных документов, курирование местных правительств в законотворческой деятельности в отношении религий, редактирование и цензура книг, статей, видео- и аудиопродукции на тему религий и религиозной политики, участие в создании учебных заведений религиозными объединениями.
78 3. 1й рабочий департамент отвечал за работу в отношении буддизма, даосизма и ислама.
79 4. 2й рабочий департамент отвечал за работу в отношении католицизма и протестантизма.
80 В начале 2000х годов для надлежащего исполнения работы в отношении ислама был образован 3й рабочий департамент, которому были переданы соответствующие полномочия 1-го департамента. При этом вопросы ислама в СУАР продолжали относиться к полномочиям Отдела единого фронта ЦК КПК.
81 Распространение других религиозных течений — православия, иудаизма, народных верований, а также всевозможных как китайских, так и зарубежных, сект повлекли необходимость создания ответственного за эти направления подразделения. В 2004 г. был образован 4й рабочий департамент ГУДР, призванный решать вопросы с религиями, отличными от «пяти больших религий Китая», новыми религиозными течениями, а также организациями сектантского толка.
82 Важной частью работы нового департамента стали дружественные обмены с иностранными делегациями, среди которых особое место занимали встречи с представителями Русской Православной Церкви, Гонконгской Академии Конфуция, с последователями Игуаньдао на Тайване, иностранными иудеями. Представители ГУДР регулярно обменивались визитами с мормонами и бахаи из Гонконга и Макао, общение с ними строилось в контексте официальных контактов и не было связано с выработкой политики в отношении данных религиозных групп внутри страны.
83 Рабочие помещения ГУДР до 2003 г. находились в районе озера Чжуннаньхай — месте расположения высших органов управления КНР, затем Управление переехало в бывшую резиденцию великого князя Чунь цинской династии после завершения ее реставрации по адресу Хоухайбэйянь д. 4411.
11. Чунь цинван фу дасюй ваньгун бу сян шэхуэй гунчжун кайфан: (Резиденция Великого князя Чунь после завершения реставрации не будет открыта для общественности). URL: http://news.sina.com.cn/c/2003–12–08/02431281102s.shtml (дата обращения: 14.06.2020).
84 На основании документа № 11 2008 г. «Циркуляр Госсовета о структурной организации» Центральной комиссией по формированию центральных органов власти было одобрено новое «Определение о сфере компетенции, структуре и штатном расписании Государственного управления по делам религий»12. В соответствии с содержанием этого документа работа ГУДР включала восемь основных направлений:
12. Циркуляр Госсовета об утверждении структуры № 11 от 21.03.2008 г. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2008–04/24/content_953471.htm (дата обращения: 14.06.2020).
85 1. Сбор и изучение информации о религиях и религиозной ситуации в Китае и в мире, внесение предложений о корректировке религиозной политики.
86 2. Подготовка проектов законов и нормативно-правовых актов для регулирования религиозной сферы, контроль реализации религиозной политики.
87 3. Управление религиозной деятельностью в соответствии с законом, охрана прав граждан на свободу вероисповедания, защита законных прав и интересов религиозных деятелей и общин.
88 4. Руководство деятельностью религиозных объединений, содействие религиозным объединениям в учреждении учебных заведений, обучение религиозных служителей в духе патриотизма.
89 5. Координация работы отделов по делам религий народных правительств, предотвращение использования религии в антигосударственных целях.
90 6. Обучение чиновников, задействованных в работе с религиями.
91 7. Осуществление внешних контактов и связей.
92 8. Выполнение особых поручений Госсовета.
93 Е Сяовэнь занимал должность начальника Управления по делам религий при Госсовете на протяжении четырнадцати лет, до сентября 2009 г. За время его руководства Управление обрело собственные рабочие помещения (2003), учебный центр; впервые было принято «Положение о религиозной деятельности» (2005); совместно с тайваньскими буддистами был проведен первый «Международный буддийский форум» (2006); упоминание работы с религиями было вписано в устав КПК (2007)13. В должности начальника Управления он дважды посетил Россию — в июле 2006 г. для участия во Всемирном саммите религиозных лидеров, и в феврале 2009 г. для участия в интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла.
13. Е Сяовэнь: цзай и цы чэнвэй хайцзы: (Е Сяовэнь: еще раз стать ребенком) // Жэньминь Чжэнсе бао. 29.10.2019. URL: http://www.cppcc.gov.cn/zxww/2019/10/29/ARTI1572308294595202.shtml (дата обращения: 14.06.2020).
94 В ноябре 2008 г. Президентом РФ Д.А. Медведевым и Председателем КНР Ху Цзиньтао был принят «План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР на 2009–2012 гг.». Он предусматривал, в том числе, развитие межрелигиозного сотрудничества, а также установление контактов между Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ и ГУДРом, которое выразилось в формировании российско-китайской группы по контактам и сотрудничеству в религиозной сфере.
95 После отставки с должности начальника ГУДР Е Сяовэнь продолжил оказывать влияние на работу Единого фронта в целом и в отношении религий в частности. Он был членом ВК НПКСК 9го (1998–2003), 10го (2003–2008), 11го (2008–2013) созывов и членом Комитета этнических и религиозных вопросов ВК НПКСК тех же созывов. Являясь членом ВК НПКСК 12го (2013–2018) и 13го (2018–2023) созывов, он исполняет роль заместителя заведующего Комитетом культуры, истории и образования ВК НПКСК. Помимо этого, он является одним из заместителей председателя Общества теоретических исследований НПКСК. В сентябре 2009 г. — феврале 2016 г. он был секретарем партийной ячейки и первым проректором Академии социализма ЦК, представляющей собой институт Единого фронта под руководством КПК, партийную школу для демократических и беспартийных деятелей.
96 Осенью 2009 г. на должность начальника ГУДР был назначен Ван Цзоань. Он окончил философский факультет Нанкинского университета, в 1983–1985 гг. работал в структуре Отдела единого фронта ЦК КПК, затем был переведен в ГУДР, где до 2009 г. последовательно занимал должности заместителя заведующего и заведующего департаментом политики и законов, заведующего канцелярией, главного редактора и начальника редакции издательства «Религия и культура», заместителя начальника ГУДР. Ван Цзоань был членом ВК НПКСК 12го и 13го созывов, в октябре 2014 г. стал членом ЦК КПК 18го созыва.
97 В рамках сотрудничества в религиозной сфере 12–16 июля 2014 г. возглавляемая Ван Цзоанем делегация ГУДР по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла посетила Россию.
98 Развернувшаяся после прихода к власти Си Цзиньпина борьба с коррупцией затронула, в том числе, чиновников, имеющих отношение к работе с религиями. 22 декабря 2014 г. Центральной комиссией КПК по проверке дисциплины было объявлено о начале расследования в отношении члена ЦК 17го и 18го созывов, заведующего Отделом единого фронта ЦК КПК (с сентября 2012 г.) и заместителя председателя ВК НПКСК 12го созыва Лин Цзихуа. 31 декабря 2014 г. он был снят с занимаемых должностей, а в июле 2015 г. было объявлено о нарушении им партийной дисциплины и исключении его из партии. Лин Цзихуа был приговорен к пожизненному заключению14.
14. Лин Цзихуа ишэнь бэй паньчу уци тусин: (Лин Цзихуа был приговорен к пожизненному заключению). Синьхуа. 04.07.2016. URL: http://www.ccdi.gov.cn/toutiao/201607/t20160704_124891.html (дата обращения: 14.06.2020).
99 В сентябре 2015 г. было объявлено о начале расследования в отношении соратника и друга Лин Цзихуа — заместителя начальника ГУДР Чжан Лэбиня. Он работал в Управлении с февраля 2003 г., а заместителем начальника Управления был с мая 2010 г. Зоной его ответственности были вопросы ислама, религиозные учебные заведения, народные верования, слабо представленные в Китае религии, кадровые дела и другая работа.
100 В январе 2016 г. он был снят с должности и исключен из партии, его дело было передано судебным органам. Он обвинялся в превышении должностных полномочий, нарушении партийной дисциплины, коррупционном сговоре, получении взяток при организации хаджа для китайских мусульман и торговле «свидетельствами живых будд»15.
15. Чжан Лэбинь яньчжун вэйцзи бэй кайчу данцзи хэ гунчжи: (Чжан Лэбинь серьезно нарушил дисциплину, исключен из партии и снят с должности). URL: http://www.ccdi.gov.cn/scdc/zggb/djcf/201607/t20160704_116013.html (дата обращения: 14.06 2020).
101 Отделом единого фронта ЦК КПК со времени отстранения от должности Лин Цзихуа до ноября 2017 г. руководила член Политбюро ЦК Сунь Чуньлань. Ранее члены Политбюро не возглавляли эту структуру. С 19 марта 2018 г. Сунь Чуньлань стала одним из четырех вице-премьеров Госсовета, к зоне ответственности которого относится курирование религиозной сферы.
102 При Си Цзиньпине мы наблюдаем повышение значимости и расширение полномочий Отдела единого фронта ЦК КПК в религиозной сфере. В мае 2015 г. на Всекитайском совещании по работе Единого фронта под председательством Си Цзиньпина было объявлено о вступлении в силу «Положения о работе единого фронта КПК»16.
16. Чжунго гунчаньдан тунъи чжансянь гунцзо тяоли: (Положение о работе единого фронта КПК). URL: http://cpc.people.com.cn/n/2015/0923/c64107–27622040.html (дата обращения: 14.06.2020).
103 В этом документе акцентируется необходимость создания отделов единого фронта во всех партийных комитетах. Согласно Положению, задача отделов единого фронта на всех уровнях состоит в координационной работе в отношении народно-политических консультативных советов и отделов по работе с национальностями и религиями. Среди важных направлений деятельности фигурируют усиление взаимодействия с религиозными организациями, а также создание системы двойного контроля над ними со стороны парткомов и правительств на уездном, волостном, деревенском уровнях.
104 Подчеркнуто, что в районах со сложной ситуацией в религиозной сфере парткомы и правительства должны назначать отдельных ответственных лиц для работы с общинами верующих. При этом сказано, что замещение должности начальника отдела по делам национальностей и религий в народных правительствах может совмещаться с должностью заместителя отдела единого фронта того же уровня.
105 При Си Цзиньпине политика в сфере религий проводится под лозунгом «китаизации религий». Эта концепция стала продолжением идей о «трех самостоятельностях», провозглашенных в 1950е годы, а также развитием теории «взаимного соответствия религий и социалистического общества» 1990х годов, когда от религиозных общин потребовали изменения несоответствующих текущему политическому контексту вероучительных компонентов. Проведение кампании по «китаизации религий» сопровождалось кардинальными изменениями в системе административного управления религиозной сферой.
106 На Всекитайском совещании по религиозной работе 22–23 апреля 2016 г. Си Цзиньпин в своей речи отметил, что Отдел единого фронта ЦК КПК должен играть ведущую роль в деле управления религиями в стране, а отделы по делам религий народных правительств ответственно заниматься практической реализацией курса религиозной политики. Таким образом была подчеркнута руководящая роль партии в работе с религиозной сферой17. Новым смыслом это утверждение наполнилось после начала реализации реформы власти в стране.
17. Си Цзиньпин цзай цюаньго цзунцзяо гунцзо хуэйи шан фабяо чжунъяо цзянхуа:(Важная речь Си Цзиньпина на Всекитайском совещании по религиозной работе). URL: http://www.sara.gov.cn/ztzz/xxgchyjs/kybd_xxgc/347314.htm (дата обращения: 14.06.2020).
107 В 2016 г. инспекторская группа Центральной комиссии по проверке дисциплины провела проверку ГУДР, в результате которой было выявлено 37 видов нарушений. Среди них фигурировали политические ошибки при приеме на работу, ненормированное использование бюджетных средств, а также слабая руководящая роль в отношении религиозных объединений18. На этом основании можно сделать вывод о недостаточной эффективности ГУДРа с точки зрения высшего руководства страны.
18. Чжунъян ди ши сюньшицзу сян гоцзя цзунцзяо шиу цзю данцзу фанькуй чжуансян сюньши цинкун: (Десятая инспекторская группа сообщает партячейке ГУДР о ситуации с инспектированием). URL: http://www.sara.gov.cn/xwzx/szyw/351000.htm (дата обращения: 14.06.2020).
108 До марта 2018 г. ГУДР являлось органом прямого подчинения Госсовету — высшему исполнительному органу государственной власти КНР. Оно не играло руководящей роли в отношении региональных отделов по делам религий, их взаимоотношения носили рекомендательно-консультативный характер. Управления или отделы по делам религий на местном уровне строили свою работу исходя из распоряжений отделов единого фронта соответствующего уровня, формально подчиняясь руководству народного правительства.
109 Китайское правительство тесно связывает между собой религиозные и национальные вопросы. Поэтому нередко в структуре народных правительств эти вопросы относились к полномочиям единых подразделений, именующихся отделами по делам религий и национальностей. Тем не менее, внутри таких подразделений, как правило, существовало разделение функций между чиновниками.
110 Сотрудники управлений и отделов по делам религий обладали профессиональным опытом и образованием различных направлений, чаще всего не имевшим отношение к религиоведению или культуре. Будучи членами КПК, чиновники управлений и отделов по делам религий формально являются атеистами.
111 Структура ГУДР до реформы была представлена следующими департаментами:
112 Канцелярия (департамент по общим вопросам): заведующий — Чэнь Хунсин.
113 Департамент политики и законов: заведующий — Хань Сун.
114 1й рабочий департамент: работа в отношении буддизма (за исключением Тибета) и даосизма; заведующий — Ван Цзянь, заместитель — Ли Ханьин.
115 2й рабочий департамент: работа в отношении католицизма и протестантизма; заведующий — Дай Чэньцзин, заместитель — Тан Айхуа.
116 3й рабочий департамент: работа в отношении ислама (за исключением СУАР); заведующий — Ма Цзинь, заместитель — Ли Гэ.
117 4й рабочий департамент: работа в отношении других религий (в т.ч. православия), а также работа по предупреждению и устранению деятельности сект; заведующий — Хуан Чжихуэй, заместитель — Куан Шэн.
118 Департамент внешних связей: заведующая — Сяо Хун, заместитель — Сюэ Шуци.
119 Отдел кадров: заведующий — Юй Бинь, заместитель — Лу Цзин.
120 В прямом подчинении у ГУДР находились следующие организации:
121 Китайский центр исследования религий: консультативный орган, отвечавший за изучение религиозной ситуации в Китае и за пределами страны, исследование теорий управления религиями, издание журнала «Религии и мир» (Цзунцзяо юй шицзе);
122 Сервисный центр ГУДР: отвечал за материально-техническое снабжение, операции с недвижимостью на балансе Управления и организаций прямого подчинения; протокол и безопасность;
123 Образовательный центр ГУДР: разработка обучающих программ для чиновников религиозной сферы на всех уровнях и служителей культа;
124 Издательство «Религия и культура» (Цзунцзяо вэньхуа чубаньшэ): публикация литературы, аудио- и видеоматериалов по религиозной проблематике;
125 Ассоциация культурного и религиозного обмена КНР (Чжунхуа цзунцзяо вэньхуа цзяолю сехуэй): обеспечение взаимодействия представителей религиозных кругов КНР с коллегами из Гонконга, Макао, Тайваня и зарубежных стран.
126 Заместителями начальника ГУДР по состоянию на март 2018 г. числились — Чэнь Цзунжун, Чжан Яньтун, Юй Бо. После упразднения ГУДР как органа прямого подчинения Госсовету Чэнь Цзунжун стал начальником секретариата Отдела единого фронта ЦК КПК, Чжан Яньтун занял должность заместителя начальника Кабинета советников Госсовета, про Юй Бо информации нет.
127 59-летний начальник ГУДР Ван Цзоань на XIX съезде КПК (8–24 октября 2017 г.) не был переизбран в состав ЦК, а в результате реформы власти стал одним из десяти заместителей заведующего Отделом единого фронта ЦК КПК. Это назначение было обнародовано 1 апреля 2018 г. С этого времени в повестке его каждодневной работы, помимо руководства ГУДРом, стал фигурировать большой объем партийной работы.
128 Для работы с религиями в Отделе единого фронта ЦК КПК были сформированы новые структурные подразделения — 11й и 12й департаменты, которым были переданы основные рабочие функции ГУДР. Между двумя департаментами нет тесного взаимодействия и развитых горизонтальных связей, практически они представляют собой два независимых отдела.
129 11й департамент (ди ши и цзюй) призван обеспечивать комплексное управление религиозной сферой, разрабатывать нормы религиозной политики, регламентирующие документы, осуществлять взаимодействие со СМИ и т.д.
130 Департаментом руководит Хань Сун, до реформы возглавлявший департамент политики и законов ГУДР. Его заместителем служит бывший руководитель 1-го департамента ГУДР Ван Цзянь.
131 11й департамент состоит из семи отделов (чу):
132 1. Отдел общих вопросов.
133 2. Нормативно—правовой отдел.
134 3. Исследовательский отдел.
135 4. 1й отдел внешних связей.
136 5. 2й отдел внешних связей.
137 6. Отдел по делам религиозных учебных заведений: заведующий Ван Лэй.
138 7. Отдел по делам Интернет публикаций.
139 Наличие двух отделов внешних связей внутри 11го департамента объясняется разграничением рабочей повестки. 1й отдел внешних связей задействован по линиям буддизма и даосизма, его работа в первую очередь направлена на Гонконг, Макао и Тайвань. 2й отдел курирует международные связи по остальным религиозным направлениям. Оба отдела отвечают за взаимодействие религиозных объединений с иностранными коллегами, контакты по теме религий с правительственными организациями других стран, межрелигиозную деятельность (например, российско-китайские исламские и буддийские связи).
140 12-ый департамент (ди ши эр цзюй) обеспечивает отраслевое управление в религиозной сфере. Руководителем департамента является гжа Сяо Хун, которая до реформы возглавляла Департамент внешних связей ГУДР. Ее заместителями являются Ма Цзинь (ранее — заведующий 3м рабочим департаментом ГУДР (ислам)) и Ван Чжиган (ранее — заместитель заведующего 2го рабочего департамента ГУДР (католицизм и протестантизм) и заместитель заведующего 2-го департамента Отдела единого фронта ЦК КПК).
141 12й департамент структурно подразделяется на восемь отделов (чу):
142 1. Отдел общих вопросов: заведующий — Лэй Цинъюнь.
143 2. Отдел по делам буддизма: заведующий — Чжан Тинши.
144 3. Отдел по делам даосизма: заведующий — Ли Ханьин.
145 4. Отдел по делам ислама: заведующий — Ли Юньхуа.
146 5. Отдел по делам хаджа: заведующий — Ли Гэ.
147 6. Отдел по делам католицизма: заведующий — Тан Айхуа.
148 7. Отдел по делам протестантизма: заведующий — Пай Хунвэй.
149 8. Отдел по делам народных верований и прочих религий: заведующий — Куан Шэн.
150 Религиозные вопросы остаются в ведении и иных департаментов Отдела единого фронта ЦК КПК. 7й департамент отвечает за вопросы Тибета и тибетского буддизма (Сицзан гунцзо цзюй), а выделенный при Си Цзиньпине из 2го департамента 9й департамент занимается проблематикой Синьцзяна (Синьцзян гунцзо цзюй), что неизбежно связано с вопросами ислама.
151 Сотрудники 2-го департамента, раньше отвечавшего за работу с религиями и национальностями, после реформы сосредоточились на работе с нацменьшинствами за исключением тибетцев и уйгуров.
152 Функции прежде существовавшего Департамента международного сотрудничества ГУДР переданы разным подразделениям Отдела единого фронта ЦК КПК.
153 Все сотрудники ГУДР были включены в штат Отдела единого фронта. Руководители и служащие 11го и 12го департаментов продолжают работать в прежнем здании ГУДР в районе Хоухай. После проведения реформы органов власти в примыкающие здания переехали три департамента Отдела единого фронта — 4й (Департамент по работе с негосударственным сектором экономики), 5й (Департамент по работе с беспартийной интеллигенцией), 6й (Департамент по работе с представителями новых социальных слоев).
154 Служащие ГУДР, ранее отвечавшие за общие вопросы (например, Канцелярия) были распределены по другим департаментам Отдела единого фронта. Их рабочие места располагаются в здании Отдела единого фронта ЦК КПК по адресу Фуюйцзе, д. 135. Там же теперь трудится и начальник ГУДР Ван Цзоань.
155 Включение ГУДР в состав Отдела единого фронта ЦК КПК было направлено на усиление руководящей роли КПК в деле контроля над религиозной сферой, а также преследовало цель устранить дублирование рабочих функций у разных органов власти.
156 В то же время данное преобразование стало выражением сложившихся с середины 1950х годов отношений в системе управления религиозными делами в Китае. ГУДР и Отдел единого фронта на протяжении десятилетий сохраняли теснейшую связь. Работа Управления строилась исходя из директив, получаемых из Отдела единого фронта. Именно Отдел единого фронта имел полномочия принимать политические решения в отношении религиозной сферы. В этой связи важно отметить, что на всех исторических этапах руководители Управления назначались руководством Отдела единого фронта из числа людей, имевших определенный опыт работы в Отделе единого фронта.
157 Интересен пример начальника ГУДР и заместителя заведующего Отделом единого фронта ЦК КПК Ван Цзоаня, который начинал свою политическую карьеру в Отделе единого фронта и сейчас в результате реформы занимает в его структуре высокий пост. Можно говорить о том, что он покидал Отдел единого фронта ЦК КПК лишь формально. Начальники ГУДР, занимая этот пост, фактически оставались служащими системы единого фронта.
158 После реформы власти работа в религиозной сфере еще более сосредоточится на следовании курсу китаизации религий. Она постепенно обретает все более унифицированные формы и подходы, уменьшается гибкость и роль человеческого фактора в решении конкретных вопросов, повышается роль инструкций, усиливается контроль над непосредственными исполнителями и их контактами, увеличивается объем отчетов и бумажной работы чиновников религиозной сферы.

Библиография

1. Chan Kim-Kwong, Carlson E. R. Religious freedom in China: Policy, Administration and Regulation. — Santa Barbara: Institute for the Study of American Religion, 2005. — 89 p.

2. Бородич В. Ф. Современная административная реформа и структура Госсовета КНР в 2018 году // Китайская Народная Республика: Политика, Экономика, Культура 2017–2018. М.: Форум, 2018.

3. Гуаньюй цзунузяо гунцзо дэ линдао гуаньси, цзучжи цзигоу хэ гоуюань цзунцзяо шиуцзю еу фаньвэй дэ ицзянь баогао: (О руководящих связях в работе с религиями, организационной структуре и сфере деятельности Управление по делам религий при Госсовете). URL:http://www.saac.gov.cn/zt/2014–10/18/content_70041.htm (дата обращения: 14.06.2020).

4. Гуаньюй шэли цзунцзяо вэньти вэйюаньхуэй цзи цзунцзяо шиучу дэ чжиши: (Указания о создании комитетов религиозных вопросов и отделов по делам религий). URL: http://blog.sina.com.cn/s/blog_4b44f8440102vn26.html (дата обращения: 14.06.2020).

5. Е Сяовэнь: цзай и цы чэнвэй хайцзы: (Е Сяовэнь: еще раз стать ребенком) // Жэньминь Чжэнсе бао. 29.10.2019. URL: http://www.cppcc.gov.cn/zxww/2019/10/29/ARTI1572308294595202.shtml (дата обращения: 14.06.2020).

6. Жэнь Цзе. Чжунго гунчаньдан дэ цзунцзяо чжэнцэ (Религиозная политика КПК). — Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2007.

7. Лин Цзихуа ишэнь бэй паньчу уци тусин: (Лин Цзихуа был приговорен к пожизненному заключению). Синьхуа. 04.07.2016. URL: http://www.ccdi.gov.cn/toutiao/201607/t20160704_124891.html (дата обращения: 14.06.2020).

8. Сайт Государственного управления КНР по делам религий. URL: http://www.sara.gov.cn (дата обращения: 14.062020).

9. Си Цзиньпин цзай цюаньго цзунцзяо гунцзо хуэйи шан фабяо чжунъяо цзянхуа: (Важная речь Си Цзиньпина на Всекитайском совещании по религиозной работе). URL: http://www.sara.gov.cn/ztzz/xxgchyjs/kybd_xxgc/347314.htm (дата обращения: 14.06.2020).

10. Синь шици цзунцзяо гунцзо вэньсянь сюаньбянь: (Избранные документы по религиозной работе в новом периоде) / под ред. УДР при Госсовете. Пекин: Цзунцзяо вэньхуа чубаньшэ, 1995. 298 с.

11. Фэн Юйцзюнь. Цзунцзяо шиу гуаньли, ду цзай хэ фан?: (Регулирование религиозных вопросов, в какой стороне путь?) // Чжунго жэньмин цзунцзяо ван. 06.11.2012.

12. Хунань цзунцзяочжи: (О религии в Хунани). Чанша: Хунань жэньминь чубаньшэ. 2012. 428 с.

13. Циркуляр Госсовета об утверждении структуры № 11 от 21.03.2008 г. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2008–04/24/content_953471.htm (дата обращения: 14.06.2020).

14. Чжан Лэбинь яньчжун вэйцзи бэй кайчу данцзи хэ гунчжи: (Чжан Лэбинь серьезно нарушил дисциплину, исключен из партии и снят с должности). URL: http://www.ccdi.gov.cn/scdc/zggb/djcf/201607/t20160704_116013.html (дата обращения: 14.06 2020).

15. Чжунго гунчаньдан тунъи чжансянь гунцзо тяоли: (Положение о работе единого фронта КПК). URL: http://cpc.people.com.cn/n/2015/0923/c64107–27622040.html (дата обращения: 14.06.2020).

16. Чжунъян ди ши сюньшицзу сян гоцзя цзунцзяо шиу цзю данцзу фанькуй чжуансян сюньши цинкун: (Десятая инспекторская группа сообщает партячейке ГУДР о ситуации с инспектированием). URL: http://www.sara.gov.cn/xwzx/szyw/351000.htm (дата обращения: 14.06.2020).

17. Чунь цинван фу дасюй ваньгун бу сян шэхуэй гунчжун кайфан: (Резиденция Великого князя Чунь после завершения реставрации не будет открыта для общественности). URL: http://news.sina.com.cn/c/2003–12–08/02431281102s.shtml (дата обращения: 14.06.2020).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести