Перспективы сотрудничества Дальнего Востока РФ со странами Северо-Восточной Азии в свете их новых стратегий развития
Перспективы сотрудничества Дальнего Востока РФ со странами Северо-Восточной Азии в свете их новых стратегий развития
Аннотация
Код статьи
S013128120009753-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Нянь Сюежуй  
Аффилиация: Дальневосточный Федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Владивосток
Выпуск
Страницы
84-91
Аннотация

С 2012 г. Россия ускоряет темпы развития Дальнего Востока. Были разработаны и запущены льготные режимы для привлечения инвестиций, такие, как Территория опережающего развития (ТОР), Свободный порт Владивосток и т.д. Одновременно страны Северо-Восточной Азии выдвинули ряд новых государственных стратегий в сфере международного сотрудничества: инициативу «Одного пояса, одного пути», новую Северную политику и «9 мостов», План сотрудничества из 8 пунктов. Сопряжение этих стратегий дало новый импульс ускоренного развития российского Дальнего Востока.

Ключевые слова
Российский Дальний Восток, страны Северо-Восточной Азии (СВА), инициатива «Одного пояса, одного пути», новая Северная политика, «9 мостов», План сотрудничества из 8 пунктов
Классификатор
Получено
20.05.2020
Дата публикации
10.06.2020
Всего подписок
29
Всего просмотров
1527
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Перспективы сотрудничества Дальнего Востока РФ со странами Северо-Восточной Азии в свете их новых стратегий развития

2 После успешного проведения Саммита АТЭС во Владивостоке (2012 г.), Москва уделяет особое внимание ускоренному развитию российского Дальнего Востока. По мере того, как СВА становится одним из ключевых драйверов роста мировой экономики, сотрудничество со странами этого региона играет все большую роль для его развития.
3 Правительства стран СВА в ходе разработки вышеуказанных стратегий приняли во внимание выдвинутую РФ стратегию ускоренного развития ее Дальнего Востока, что, с одной стороны, способствует перспективам сопряжения этих стратегий. В данной статье дан анализ возникающих возможностей и оценены перспективные направления международного сотрудничества РФ и стран СВА.
4

Темпы ускоренного развития российского Дальнего Востока

5 По итогам Саммита АТЭС во Владивостоке российское правительство разработало ряд комплексных мер по ускоренному развитию своего Дальнего Востока. Были запущены льготные режимы для привлечения инвестиций (такие, как упомянутые выше Территория опережающего развития, Свободный порт Владивосток и др.), создан ряд новых государственных корпораций и институтов, в том числе Корпорация развития Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, Фонд развития Дальнего Востока. Было принято решение о регулярном проведении Восточного экономического форума во Владивостоке с 2015 г.
6 Благодаря активной реализации правительством этих мер российский Дальний Восток смог достичь некоторых успехов в социально-экономическом развитии, а также привлек больший интерес партнеров из стран СВА. В 2018 г. индекс промышленного производства на Дальнем Востоке в 1,5 раза превысил средний показатель по стране, составив 104,4%, при этом объем накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) достиг 30 млрд долл., что составляет 32% от их общей суммы, поступившей за последние годы на территорию России. Благодаря введению электронных виз число туристов, посетивших регион в 2018 г,. выросло по сравнению с 2017 г. на 8%., достигнув 6,9 млн человек (лидерами оказались граждане Китая, Республики Корея и Японии1.
1. Пресс-конференция «Дальний Восток: точки роста ‒ 2019» /официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. URL:http://www.dfo.gov.ru/press/int_vist/3321/(дата обращения: 05.09.2019).
7

Новинки в свете госстратегии, выдвинутые странами СВА с 2012 г.

8 В 2013 г. по ходу визитов в Казахстан и Индонезию Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу Экономического пояса Шёлкового пути и Морского Шёлкового пути XXI века («Один пояс, один путь»). В качестве новой стратегии в сфере регионального сотрудничества эта инициатива направлена на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных и экономических коридоров, связывающих Китай со странами Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Европы. Основная идея «Одного пояса, одного пути» заключается в пяти связующих элементах: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление близости между народами2.
2. Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути 21-го века /сайт Посольство КНР в РФ. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ggl/t1257296.htm(дата обращения: 29.03.2019).
9 После вступления на пост президента Мун Чжэ Ина в мае 2017 г., правительство РК сформулировало свое видение обновленной внешней политики, где особое внимание уделяется сотрудничеству с Россией. С учетом изменений ситуации на Корейском полуострове, его администрация разработала 5 политических целей, 20 стратегий и 100 задач, которые должны быть реализованы в течение его президентского срока. Так, задача № 98 направлена на реализацию «Ответственной инициативы СВА плюс» в интересах создания платформы сотрудничества для мира и процветания не только на Корейском полуострове, но и во всем регионе СВА3. В этих целях разработана новая «экономическая карта» Корейского полуострова, а на внешних направлениях — «новые» Северная и Южная политики.
3. Пятилетний план администрации Мун Чжэ Ин «100 политических задач»/сайт Президент Республики Кореи.URL: http://english.president.go.kr/(дата обращения: 01.11.2019).
10 Цель новой Северной политики заключается в укреплении мира, стабильности и совместного процветания на евразийском континенте и создании нового драйвера развития экономики Кореи путем создания взаимосвязанной транспортной, логистической и энергетической инфраструктуры среди стран Евразии4. Взаимодействие с Россией определено как одно из важнейших направлений «новой Северной политики».
4. «Белая книга» внешней политики Республики Корея, сайт МИД РК. URL: http://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5684/list.do (дата обращения: 10.10.2019).
11 Что касается Токио, то в ходе двусторонней встречи на высшем уровне, состоявшейся в мае 2016 г. в Сочи (РФ), Премьер-министр Японии С. Абэ представил Президенту РФ В.В. Путину план сотрудничества из 8 пунктов в целях развитию японо-российских экономических обменов. Речь идет о взаимодействии в таких областях, как здравоохранение, малый и средний бизнес, энергетика, гуманитарные и межрегиональные обмены и др.5.
5. План сотрудничества из 8 пунктов, сайт Посольства Японии в России. URL:https://www.ru.emb-japan.go.jp/economy/ru/index.html (дата обращения: 05.04.2019).
12

Сопряжение стратегий стран СВА и РФ в интересах ускоренного развития ее Дальнего Востока

13 В настоящий момент в рамках «Одного пояса, одного пути» запланировано создать 6 экономических коридоров, один из которых (Китай‒Монголия‒Россия) включает забайкальские субъекты РФ, которые вошли в состав ее Дальневосточного федерального округа (ДФО) в 2018 г.6. Цель проекта заключается в развитии взаимосвязанной инфраструктуры и транспортных коридоров, укреплении сотрудничества в таких областях, как строительство КПП, инвестиции, торговля, защита окружающей среды, гуманитарная сфера и др. Создание данного коридора является примером сопряжения российской стратегии Евразийского экономического союза, монгольской политики Степного пути и китайской инициативы «Одного пояса, одного пути». Проект реализуется на принципах взаимной выгоды и способствует усилению экономической связи между тремя странами, диверсификации маршрутов транзита грузов, социально-экономическому развитию приграничных регионов трех стран, укреплению гуманитарного сотрудничества и т.д. На фоне реализации инициативы «Одного пояса, одного пути» и стратегии ускоренного развития Дальнего Востока РФ возникают новые возможности развития сотрудничества между Северо-Восточными провинциями Китая и российского Дальнего Востока.
6. Указ Президента Российской Федерации от 03.11.2018 № 632 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849».
14 В 2018 г. Председатель КНР Си Цзиньпин впервые принял участие во Владивостокском экономическом форуме, где подробно изложил направления возможного взаимодействии Китая и России в данном регионе Он отметил, что по мере успешной реализации ряда таких крупных совместных китайско-российских проектов на Дальнем Востоке, как нефтепровод ВСТО, газопровод Сила Сибири, железнодорожного моста через Амур, автомобильного моста Хэйхэ-Благовещенск, сотрудничество Китая и России на Дальнем Востоке сулит впечатляющие результаты. Китай готов усилить сотрудничество в таких сферах, как инфраструктура, энергетика, сельское хозяйство, туризм и др.7.
7. Выступление председателя КНР на четвертом ВЭФ /Синьхуа. URL:http://silkroad.news.cn/2018/0913/110866.shtml (дата обращения: 05.04.2019).
15 В сентябре 2017 г. на площадке Восточного экономического форума Президент РК Мун Чжэ Ин провел встречу с Президентом РФ В.В. Путиным, в ходе которой два лидера подтвердили общность целей Северной политика РК и новой Восточной политики РФ. На пленарном заседании этого Форума президент Мун презентовал стратегию «9 мостов», как одну из важных составляющих новой Северной политики. Эти «мосты» означают ключевые сферы взаимодействия между Россией и Южной Кореей: судостроение, морские порты, Северный морской путь, газ, железные дорогие, энергетика, промышленные комплексы, сельское хозяйство и рыбное хозяйство. Чтобы реализовать стратегию «9 мостов» было принято решение о создании Комитета экономического сотрудничества по северному направлению. Это подведомственный Президенту орган, отвечающий за северное экономическое сотрудничество и созданный для налаживания каналов тесного взаимодействия между министерствами и для координации работы внутри правительства для углубления сотрудничества со странами Евразии в экономической, социальной и культурной областях8.
8. Стратегия 9 мостов /сайт Комитета по северному сотрудничеству Республики Кореи. URL:http://www.bukbang.go.kr/bukbang_ru/vision_policy/strategy/(дата обращения: 05.04.2019).
16 Премьер-министр Японии Синдзо Абэ уже 4 раза лично участвовал в работе Восточного экономического форума, на каждом из которых подробно докладывал о новых результатах, достигнутых в реализации Плана сотрудничества из 8 пунктов. При этом он отмечал необходимость в дальнейшем взаимодействии двух стран учитывать и опираться на схожие направления и мероприятия Плана сотрудничества из 8 пунктов и национальных проектов России9.
9. Выступление премьер-министра Японии Синдзо Абэ на пленарном заседании пятого Восточного экономического форума. URL:http://japan.kantei.go.jp/98_abe/statement/201909/_00001.html (дата обращения: 05.10.2019).
17 Начиная с 2018 г. произошло улучшение международно-политической ситуации на Корейском полуострове, что позволило провести серию саммитов между лидерами РК и КНДР, а также США и КНДР. Несмотря на то, что достигнутые позитивные результаты еще не стали необратимыми, следует признать, что с начала 2018 г. КНДР не проводил ядерных испытаний, а США и РК сократили масштаб совместных военных учений. Более того, безальтернативность предотвращение войны на полуострове становится общим пониманиям всех заинтересованных сторон.
18 Постепенно нормализовались отношения между Китаем и Японией, при этом последняя выразила интерес к участию в реализации инициативы «Пояса и пути» (ранее она не проявила такого намерения) и начала обсуждать с китайской стороной форматы возможного участия, среди которых совместное освоение рынка третьих стран10 в контексте совместной реализации проектов на российском Дальнем Востоке.
10. Первое совещание о сотрудничестве между Китаем и Японией в рамках «Одного пояса, одного пути» // газета Цанькаосяоси. URL: https://zhidao.baidu.com/special/view?id=f8725a24626975510400 (дата обращения: 05.04.2019).
19 В целом, максимальное использование позитивных изменений обстановки на Корейском полуострове и возможностей сопряжения государственных стратегий России и стран СВА способно дать новый импульс ускоренному развитию российского Дальнего Востока.
20

Возможные направления сотрудничества российского Дальнего Востока со странами СВА на фоне новых госстратегий развития

21 Сопряжение новых государственных стратегий России и стран СВА возможно на следующих направлениях:
22

1. Взаимосвязанность транспортной инфраструктуры

23 Развитая транспортная инфраструктура имеет важное значение для региональной экономики. Стоит комплексно проанализировать новую картину транспортной сети СВА, особенно на территории Дальнего Востока РФ, после внедрения таких проектов, как экономический коридор Китай‒Монголия‒Россия, сопряжения стратегий Экономического пояса Шёлкового пути провинции Хэйлунцзян и Приморье-1 Приморского края РФ, экспериментальной зоны освоения и открытости Чан-Цзи-Ту провинции Цзилинь и Приморье-2 Приморского края РФ, а также транспортно-логистического проекта «Хасан‒Раджин», что предусмотрено новыми госпрограммами развития Дальнего Востока. Успешная реализация этих транспортных проектов невозможна без усиления координации экономической политики между Россией и странами СВА.
24

2. Укрепление сотрудничества в области энергетики и Арктики

25 В последнее время страны СВА уделяют все большее внимание освоению Арктики. Россия приступила к реализации инициативы Северного морского пути, а в начале 2019 г. расширила полномочия Министерства по развитию Дальнего Востока, переименовав его в Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Правительство Китая опубликовало Белую книгу, посвященную своей политике в Арктике, и выразило готовность вместе с Россией строить Ледовой Шёлковой путь1112.
11. * Летом—осенью 1932 года экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледоколе «Сибиряков» впервые прошла Северным морским путём из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Большую роль сыграл СМП в годы Великой Отечественной Войны. С 1960 г., когда в состав флота вошел атомный ледокол « >>>> », работа по освоению СМП еще более ускорилась.

12. Белая книга об арктической политике Китая /сайт Пресс-канцелярией Госсовета КНР. URL:http://www.scio.gov.cn/zfbps/32832/Document/1618203/1618203.htm (дата обращения: 10.04.2019).
26 В южнокорейские «9 мостов» также включено совместное с РФ развитие арктических судоходных маршрутов и судостроения. Россия с партнерами из стран СВА уже успешно реализует в Арктике такие крупные энергические проекты, как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», а также различные проекты в сфере судостроения. Китайская компания Сhina communication constuction company присоединилась к строительству квартир для сотрудников завода «Звезда» и сухого дока13. Роснефть договорилась с Hyundai Samho Heavy Industries Co. Ltd. (HSHI) об оказании южно-корейской компанией технической поддержки в проектировании и строительстве судов ледового класса «Афромакс» на судоверфи Звезда в городе Большой камень14. Таким образом, ТОР «Большой камень» становится важной точкой сопряжения нескольких государственных стратегий, что способствует повышению эффективности сотрудничества России и стран СВА в Арктике и социально-экономическому развитию Дальнего Востока.
13. Китайская госкорпорация к концу 2019 года построит сухой док на верфи «Звезда» в Большом Камне/информационный сайт города Большого Камня. URL: https://bkamen.info/news/money/kitajskaya-goskorporacziya-k-konczu-2019-goda-post.html (дата обращения: 10.04.2019).

14. «Роснефть» и Hyundai Samho Heavy Industries укрепляют технологическое сотрудничество, сайт компании «Роснефть». URL: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/186799/(дата обращения: 10.04.2019).
27

3. Новое видение межрегионального сотрудничества

28 Чтобы укрепить сотрудничество российского Дальнего Востока со странами СВА, важно расширить географию и уровень партнеров. В последние годы в этом контексте наблюдается позитивная тенденция. Так, Россия и Китай определили 2018 и 2019 годы как Годы межрегионального сотрудничества. В четвертом Восточном экономическом Форуме (2018 г.) участвовали губернаторы из 9 субъектов КНР, в том числе из таких развитых регионов, как провинции Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян и Гуандун. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с ними приносит больше возможностей в сфере привлечения инвестиций, передовых технологий и применения современных управленческих подходов в интересах ускоренного развития российского Дальнего Востока. Проводимые нашими странами Годы межрегионального сотрудничества как раз и призваны дать старт всестороннего сотрудничества между Дальним Востоком и отдельными субъектами Китая. В этом контексте приграничные китайские регионы, которые уже установили надежные партнерские отношения с этим регионом РФ, должны играть роль мостов и знакомить своих коллег на юге страны с возможностями российского Дальнего Востока. Хорошим примером здесь является запуск грузовой линии Хуньчунь (пров. Цзилинь) — Зарубино (Приморский край)—Нинбо (пров. Чжэцзян)15. С одной стороны, это дало новый импульс развитию транспортного коридора Приморье-2, с другой ‒ в запуске данной грузовой линии провинция Цзилинь, являющаяся давним традиционным партнером Приморского края, выступила в роли такого моста, соединившего российский Приморский край с двумя провинциями в различных частях КНР.
15. Грузовую линию Хуньчунь‒Зарубино‒Нинбо официально запускают в Приморье/сайт администрации Приморского края. URL: https://www.primorsky.ru/news/150483/(дата обращения: 10.04.2019).
29 Тенденция усиления сотрудничества на региональном уровне наблюдалась и в отношениях России с РК и Японией. 7 ноября 2018 г. в городе Пхохан (РК) состоялся Первый Российско-Корейский форум межрегионального сотрудничества, в котором приняли участие представители Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, главы регионов Дальнего Востока, а также представители муниципальных администраций Республики Корея16. В свою очередь, в рамках пятого Восточного экономического форума (2019 г.) был организован первый российско-японский диалог районов Дальнего Востока с префектурами Японии.
16. В Корее открылся Первый Российско-Корейский форум межрегионального сотрудничества, сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока URL: https://minvr.ru/press-center/news/19677/(дата обращения: 10.04.2019).
30

4. Сотрудничество в сфере высоких технологий

31 Сотрудничество российского Дальнего Востока и СВА в сфере высоких технологий является одним из весьма перспективных направлений. В годичном послании Федеральному собранию в 2016 г. президент Путин отметил необходимость развивать высокие технологии: «Предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики»17. Соответственно уже осенью того же года он поставил задачу создать на острове Русский международный научно-образовательный и технологический кластер с целью трансформации этого острова в ключевой центр интеграции России в экономическую, научную и технологическую среду АТР. Для ее реализации Министерство РФ по развитию Дальнего Востока разработало Концепцию развития острова Русский, утвержденную 30 мая 2017 г. Она предусматривает преимущественное развитие высокотехнологичных отраслей: информационные технологии, робототехника, авиация, альтернативная энергетика, медицина и биотехнологии18. К настоящему времени создан Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий и открыт Технопарк «Русский», что создало благоприятную среду для развития высоких технологий. Страны СВА также рассматривают индустрию высоких технологий как приоритетное направление развития. Госсовет КНР разработал стратегию «Сделано в Китае 2025», чтобы занять лидирующие позиции в таких высокотехнологических областях, как информационные технологии нового поколения, робототехника, авиакосмическое оборудование, новые материалы и т.д.19. Одной из 20 государственных стратегий РК является подготовка к Четвертой промышленной революции. Япония в качестве одного из лидеров в высокотехнологической сфере усиливает финансовую поддержку. Опираясь на полученный опыт межрегионального сотрудничества между российским Дальним Востоком и странами СВА, следует проанализировать стратегии развития таких технополисов РФ и СВА, как: Технопарк «Русский», инновационный центр «Сколково», Новый район Сюнъань в Китае, Город с особой автономией Седжон в РК, Технополис Цукуба в Японии, для обмена опытом и поиска конкретных вариантов сотрудничества в этой сфере.
17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016: «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию».

18. Концепция развития острова Русский (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. № 1134-р).

19. «Сделано в Китае 2025»: официальный документ Госсовета КНР от 19 мая 2015 г. № 28.

Библиография

1. «Белая книга» внешней политики Республики Корея, сайт МИД РК. URL: http://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5684/list.do (дата обращения: 10.10.2019).

2. «Роснефть» и Hyundai Samho Heavy Industries укрепляют технологическое сотрудничество, сайт компании «Роснефть». URL: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/186799/ (дата обращения: 10.04.2019).

3. «Сделано в Китае 2025»: официальный документ Госсовета КНР от 19 мая 2015 г. № 28.

4. Белая книга об арктической политике Китая /сайт Пресс-канцелярией Госсовета КНР. URL:http://www.scio.gov.cn/zfbps/32832/Document/1618203/1618203.htm (дата обращения: 10.04.2019).

5. В Корее открылся Первый Российско-Корейский форум межрегионального сотрудничества, сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока URL: https://minvr.ru/press-center/news/19677/ (дата обращения: 10.04.2019).

6. Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути 21-го века /сайт Посольство КНР в РФ. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ggl/t1257296.htm (дата обращения: 29.03.2019).

7. Выступление председателя КНР на четвертом ВЭФ /Синьхуа. URL:http://silkroad.news.cn/2018/0913/110866.shtml (дата обращения: 05.04.2019).

8. Выступление премьер-министра Японии Синдзо Абэ на пленарном заседании пятого Восточного экономического форума. URL:http://japan.kantei.go.jp/98_abe/statement/201909/_00001.html (дата обращения: 05.10.2019).

9. Грузовую линию Хуньчунь‒Зарубино‒Нинбо официально запускают в Приморье/сайт администрации Приморского края. URL: https://www.primorsky.ru/news/150483/ (дата обращения: 10.04.2019).

10. Китайская госкорпорация к концу 2019 года построит сухой док на верфи «Звезда» в Большом Камне/информационный сайт города Большого Камня. URL: https://bkamen.info/news/money/kitajskaya-goskorporacziya-k-konczu-2019-goda-post.html (дата обращения: 10.04.2019).

11. Концепция развития острова Русский (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. № 1134-р).

12. Первое совещание о сотрудничестве между Китаем и Японией в рамках «Одного пояса, одного пути» // газета Цанькаосяоси. URL: https://zhidao.baidu.com/special/view?id=f8725a24626975510400 (дата обращения: 05.04.2019).

13. План сотрудничества из 8 пунктов, сайт Посольства Японии в России. URL:https://www.ru.emb-japan.go.jp/economy/ru/index.html (дата обращения: 05.04.2019).

14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016: «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию».

15. Пресс-конференция «Дальний Восток: точки роста ‒ 2019» /официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. URL:http://www.dfo.gov.ru/press/int_vist/3321/ (дата обращения: 05.09.2019).

16. Пятилетний план администрации Мун Чжэ Ин «100 политических задач»/сайт Президент Республики Кореи.URL: http://english.president.go.kr/ (дата обращения: 01.11.2019).

17. Стратегия 9 мостов /сайт Комитета по северному сотрудничеству Республики Кореи. URL:http://www.bukbang.go.kr/bukbang_ru/vision_policy/strategy/ (дата обращения: 05.04.2019).

18. Указ Президента Российской Федерации от 03.11.2018 № 632 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849».

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести