Российские артефакты в музее Гугун (бывшем императорском дворце)
Российские артефакты в музее Гугун (бывшем императорском дворце)
Аннотация
Код статьи
S013128120008837-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
До Лимэй  
Аффилиация: Музей Гугун
Адрес: Китай
Выпуск
Страницы
121-130
Аннотация

В музее Гугун (бывшем императорском дворце) в Пекине хранится группа артефактов Российской Империи, которые не упорядочены и не исследованы. Среди них серебряные художественные изделия самых знаменитых поставщиков ювелирных украшений для царского двора — Фаберже, Овчинникова и Грачева. Часть из этих изделий представляет собой подарки, которые вручил императрице-матери Цыси, императору, императрице и сановникам династии Цин российский князь Ухтомский, направленный царем Николаем II в 1897 г. в Китай на аудиенцию к императору Гуансюю. Автор данной статьи, исследуя эту аудиенцию в соответствии с исторической документацией, разбирает связанные с Россией артефакты в музее Гугун и идентифицирует происхождение этих артефактов, пытаясь ввести в научный оборот ценные сведения о китайско-российских отношениях в пророссийскую эпоху и период «союза с Россией».

Ключевые слова
российские артефакты, Ухтомский, Фаберже, Овчинников, Грачев, императорский дворец.
Классификатор
Получено
18.03.2020
Дата публикации
20.03.2020
Всего подписок
29
Всего просмотров
1132
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Российские артефакты в музее Гугун (бывшем императорском дворце)

2 В последние годы автор данной статьи, используя исторические документы как ключ к исследованию, при рассмотрении артефактов Музея Гугун обнаружила, что здесь все еще хранятся серебряные изделия, выпущенные известными российскими ювелирными фабриками для царского двора. Это дипломатические подарки, переданные правительству Цинской династии посланником российского императора Николая II. В то же время они являются историческим свидетельством тесных взаимоотношений между Россией и Империей Цин после Китайско-японской войны на море 1894–1895 гг. Поскольку Россия принимала участие в так называемом тройственном вмешательстве, цинское правительство было благодарно России за помощь. В начале 1896 г. один из самых влиятельных сановников Цинской империи Ли Хунчжан (1823–1901) был направлен в качестве специального посланника в Россию с поздравительными подарками в честь празднования коронации Николая II. Во время его визита в Москву был подписан «Китайско-российский секретный договор». Чтобы отблагодарить цинское правительство, в 1897 г. российское правительство направило с ответным визитом в Китай князя Э.Э. Ухтомского (1861–1921), а представленные драгоценные подарки показали расположение российского царя к Китаю. Автором статьи упорядочены и проанализированы эти подарки следующим образом.
3

1. Происхождение российских артефактов, хранящихся в Музее Гугун

4 Иностранные артефакты, собранные Музеем Гугун, можно разделить на две большие группы: коллекция иностранных артефактов, естественно сформировавшихся в процессе обменов с заграницей при династии Цин, а также коллекция иностранных артефактов, подаренных коллекционерами, поступивших из других учреждений и закупленных музеем. Российские артефакты, упомянутые в данной статье, относятся к первой группе и принадлежат к коллекции императорского дворца династии Цин.
5 В 1896 г. Ли Хунчжан отправился в Россию для участия в церемонии коронации царя Николая II и был торжественно принят российской стороной. «Министр, отвечающий за прием почетных гостей, привел нас в боковую комнату, мы немного отдохнули, потом переоделись в парадную форму и пошли в малый зал, где встретились с российским царем и царицей. Приветствуют царь и царица, спускаясь с трона. Посланник-министр Ли Хунчжан трижды поклонился, подал верительные грамоты и преподнес российскому царю подарки от императора Гуансюя: первый орден Двойного дракона первого класса (сделан французским мастером), пара подсвечников, пара белых Би (круглый нефритовый диск с отверстием, культовый предмет — прим. авт.), красное покрывало, расшитое шелком мастерицами семьи Гу1, пара древних бронзовых ваз (которым более двух тысяч лет), несколько инкрустированных драгоценными камнями ваз и блюдец. Все подарки чрезвычайно роскошные и драгоценные. От имени императора Гуансюя Ли Хунчжан поблагодарил российского царя за то, что тот заставил Японию вернуть полуостров Ляодун, а также поздравил его с коронацией и выразил надежду на вечную дружбу между двумя странами. Российский император выразил благодарность императору Гуансюю и послу за его труды, затем поклонился и удалился2.
1. Мастерицы семейства Гу в Шанхае со времени династии Мин считались одними из лучших вышивальщиц Китая.

2. Ли Хунчжан липинь оумэй цзи /Цзоусян шицзе цуншу:(Дневниковые записи о поездке Ли Хунчжана в разные страны /Серия «Выход на мировую арену») сост. Чжун Шухэ. Чанша: Издательство «Юэлушушэ», 1986. C. 46.
6 В следующем году (1897) Николай II направил князя Ухтомского в Китай с ответным благодарственным визитом.
7 Регулярные рапорты князя Ухтомского, сделанные во время пути, сохранили подробные исторические сведения об этой поездке, начиная с планирования, отправления, прибытия в Шанхай и Тяньцзинь, вплоть до аудиенции у императора в павильоне Вэньхуа.
8 Сановник Сюй Цзинчэн, подписавший с китайской стороны контракт на постройку и эксплуатацию КВЖД, писал в своих воспоминаниях: «Ухтомский, зная, что должен ехать с царскими подарками в Китай, проинформировал меня, что поездка была спланирована прошлым летом. Министр иностранных дел Лобанов-Ростовский не поддерживает поездку, поэтому он специально попросил российского императора послать приготовленный подарок, орден в Лондон, чтобы Ли Хунчжан передал его китайскому императору… Кроме вручения подарков, ему не нужно будет заниматься дипломатическими делами, однако он имеет право вести переговоры о железной дороге, так как занимает должность генерального директора железнодорожной компании. На недавней встрече с министром финансов Витте министр тоже сказал, что Ухтомский заодно обсудит с китайской стороной дела. Я спросил, что надо обсудить? Витте сказал, что, например, определить маршрут железной дороги, открытие угольной шахты и так далее»3.
3. Сюй Вэньсу гун игао 12 цзюань. Цзюань цзю хань сюй у: (12 Томов рукописей Сюй Вэньсу (Сюй Цзинчэна), том 9, продолжение 5). Издание Китайской Республики, (1912–1949) Б.м. С. 234.
9 В хрониках правления династии Цин говорилось, что в день под циклическими знаками цзя-шэнь (т.е. 25 числа — прим. авт.) состоялась аудиенция российского посланника князя Ухтомского, прибывшего с ответным визитом, у Императора Гуансюя в павильоне Вэньхуа Императорского дворца4.
4. Цин шилу, да Цин Дэ-цзун цзин хуанди шилу, цзюань чжи 440, Гуансюй эршисань нянь сы юэ, Гуансюй эршисань нянь дин ю ся сы юэ: («Правдивые записи о правлении династии Цин», о правлении императора Дэ-цзуна великой династии Цин, апрель 23 года (год Дин Ю по китайскому лунному календарю) правления императора Гуансюя). 1897, императорский двор. Том 440.
10 Две аудиенции в павильоне Вэньхуа состоялись 25 и 27 апреля 1897 г. В то время газета «Шэньбао»5 много писала о них, даже привела список подарков императору, императрице-матери, принцу Гун Циньвану, принцу Цин Циньвану, Ли Хунчжану и сановникам Главного управления иностранных дел (далее — Главное управление).
5. «Шэньбао» — одна из первых китаеязычных газет, издавалась в Шанхае с 30 апреля 1872 г. до 27 мая 1949 г.
11 «20 апреля российский посланник и его заместитель прибыли в Пекин и сразу отправились в Главное управление, которое находится в переулке Дунтанцзы, встретились с министром Ваном и другими, потом на паланкинах последовали в посольство, которое находится на улице Дунцзяоминьсян. На следующий день российский посланник отправился в резиденцию принца Гун Циньвана (дяди императора Гуансюя), находящуюся на улице Бэйчанцзе за воротами Сихуамэнь. Поскольку император Гуансюй находился в Летнем дворце Ихэюань и еще не вернулся, время аудиенции перенесли на 25 число в павильон Вэньхуа. Ухтомский привез более 20 дорогих подарков. Российский посланник был принят с чрезвычайной вежливостью и гостеприимством, что доказывает тесные дипломатические отношения между двумя странами »6.
6. Шэньбао. 07.06.1897. 1й выпуск, Шанхай, номер 8670.
12 Пользуясь множеством церемониальных приемов, состоявшихся еще до приезда князя Ухтомского в Пекин на аудиенцию к императору, газеты публиковали вести о предстоящем событии; позднее один из корреспондентов газеты сообщал из столицы Китая, что Ухтомский 25 числа прошлого месяца был на аудиенции у императора, вручил верительные грамоты и драгоценные подарки от российского царя и попросил аудиенции у императрицы-матери Цыси. Та велела императору вместо нее принять посланника. 27 августа Ухтомский второй раз отправился в павильон Вэньхуа, чтобы вручить письмо от императрицы-матери России императрице-матери династии Цин. Письмо было передано императором, императрица-мать Цыси рассмотрела все драгоценные подарки, подаренные Николаем II. Ниже приведен список подарков: Орден Святой Великомученицы Екатерины с бриллиантами, высококачественные роскошные ткани, изготовленные в старой столице Москве, бриллиантовая диадема, серебряный туалетный сервиз, столик из лазурита, драгоценная булавка для волос, древний веер, фонограф. Подарки императору: серебряная группа фигур с витязем на подставке из гранита, ваза из ляпис-лазури на мраморной подставке, четыре шкуры чёрно-бурой лисицы, братина с 16 чарками, большой ковш с эмалью, серебряная братина с гравировкой орла и шестью чарками, расписанная цветами коробка для фруктов. Кроме того, еще по шесть подарков Гун Циньвану и Цин Циньвану, восемь подарков Ли Хунчжану, по 3 подарка всем сановникам Главного управления. Такая щедрость говорит о крепкой дружбе между Китаем и Россией7.
7. Шэньбао. 07.06 1897. 2й выпуск, Шанхай, номер 8675.
13 В газете «Шэньбао» сообщалось, что в день под циклическими знаками бин-у (т.е. 27 числа — Прим.авт.) в павильоне Вэньхуа состоялась аудиенция для российского посланника князя Ухтомского. Ухтомский представил верительные грамоты от российской императрицы-матери императрице-матери Цыси династии Цин, а также орден в качестве подарка. Император Гуансюй передал благодарность от императрицы-матери Цыси. Затем император еще послал телеграмму Ухтомскому, чтобы тот прислал Договор о добрососедской дружбе, в телеграмме император Гуансюй выразил глубокую благодарность царице-матери Российской империи от имени императрицы-матери династии Цин за верительные грамоты и орден, и сказал, что он дорожит роскошными подарками и передает большой привет от императрицы-матери царице-матери России. Он доверяет Сюй Цзинчэну выразить свое почтение8.
8. Шэньбао. 07.06.1897. 1й выпуск, Шанхай, номер 8670.
14 Выше изложены события, связанные с аудиенцией Ухтомского в императорском дворце Цинской династии. Российские ученые также описывали эту аудиенцию. В частности, о ней рассказывал доктор и журналист российской дипломатической миссии В.В. Корсаков (1854–1932) в своей книге «В старом Пекине»9:
9. Корсаков В.В. В старом Пекине. Очерки из жизни в Китае. СПб., 1904. С. 197–237.
15 «14-го мая 1897 года, в 7 час. утра, вся русская колония в Пекине, во главе с кн. Ухтомским, присутствовала на аудиенции во дворце богдохана Для доставления русского посольства во дворец были присланы придворные паланкины.
16 Выход русской колонии из ворот русского посольства представлял чрезвычайно живописную и грандиозную картину В первом паланкине в мундире камер-юнкера, имея через плечо ленту китайского ордена Двойного Дракона, вынесен был князь Ухтомский. По сторонам паланкина ехали по два казака Забайкальского войска в полном вооружении. За князем несли паланкины остальных членов посольства и атташе. Все шествие состояло из 22х паланкинов, растянувшихся на большое пространство. Но при приеме этого экстренного по значению для Китая посольства китайцы остались сами собой: все и все оставалось обычно на своих местах, — улица, по которой направлялось посольство ко дворцу, не была полита, и пыль тучей носилась вокруг, скрывая от глаз ближайшие предметы (китайцы поливают улицы только после полудня); навстречу движению посольства так же свободно, как и всегда, шли караваны верблюдов, галопировали ослики с седоками-китайцами, везли полные возы овощей, главным образом луку, чесноку, капусты, редиски. Жизнь города не изменилась ни на одну линию, все шло своей колеей. Несмотря на такой ранний час, с приближением к стенам Красного императорского города толпы китайцев становились все гуще. Нигде по улицам ни одного полицейского, и только при входе в первые ворота города вдоль пути шествия стояли полицейские солдаты с тонкими бамбуковыми палочками, которыми они сдерживали толпу, заставляя сохранять прямую линию и не выдаваться вперед. Такой ранний час аудиенции не есть исключение: деловая жизнь во дворце богдохана начинается с 4х часов утра, когда уже приезжают с докладами министры. Аудиенции начинаются с 5-ти часов утра и часто даже по ночам, когда есть дела особой важности. Но зато с вечера, с заходом солнца прекращается и самая деятельность»10.
10. Корсаков В.В. В старом Пекине. Очерки из жизни в Китае. СПб., 1904. С. 204–206.
17 Подарки, представленные князем Ухтомским на аудиенции от имени российского царя, также были подробно записаны в «Дневниковых записях о поездке Ли Хунчжана в разные страны»:
18 «Ли Чжунтан (Ли Хучжан) также выехал в пригород, чтобы приветствовать приехавшего русского посланника. После аудиенции министр Ван устроил банкет для членов Главного управления и все были крайне вежливы. Для подарков от Российского царя, согласно ежедневному докладу, был составлен список. Подарки императрице-матери: и подарки императору китайцы оценили примерно в 400 тысяч лянов серебра (лян — мера веса, а также денежная единица Китая, чуть более 31 граммов. — Прим.авт.)11.
11. Ли Хунчжан липинь оумэй цзи /Цзоусян шицзе цуншу: (Дневниковые записи о поездке Ли Хунчжана в разные страны /Серия «Выход на мировую арену») сост. Чжун Шухэ. Чанша: Издательство «Юэлушушэ». 1986. C. 57.
19 Корсаков приводит более подробное описание этих подарков: «Императрице матери подарки состояли из знаков ордена св. Екатерины, для нехристиан установленных, бриллиантовой диадемы ценою свыше 5-ти тысяч, серебряного туалетного сервиза, булавки для волос, состоящей из золотой с бриллиантами змейки с громадным рубином. Этот подарок, как имеющий тотчас же применение, будет оценен по достоинству; китайцы чрезвычайно любят драгоценные камни. Затем веер белый атласный, с рисунком, в золотых створках, столик из ляпис-лазури, фонограф. Императрица мать весьма интересуется всеми новыми изобретениями: в ее дворце заведено уже и электрическое освещение, электрические звонки, еще в прошлом году доставлены были из Парижа фонографы; на пруду в ее парке плавают пароходы, а в парке ходит электрический локомотив. Кроме вещей, императрице назначено много материй: атласы, затканные золотом, серебром, парча, золотой и серебряный муар, бархат. Принцу Гун-цин-вану назначены: братина с шестью чарками работы Грачева, пара каменных ваз из орлеца, серебряная вазочка-петух от Фаберже, столик из ляпис-лазури и малый каменный туалетный сервиз. Ли-Хун-Чангу (так в оригинале. — Прим. авт.) назначены серебряный чайный сервиз, пара графинов от Грачева, бриллиант на шапку, модель памятника Петра Великого, флакон для табаку. Ли-Хун-Чанг несомненно будет доволен подарком модели памятника Петру Великому. Как все китайцы, он во всем будет видеть символ. Будучи несомненно выдающимся государственным человеком в Китае, он будет польщен, что подносят ему памятник великого человека»12.
12. Корсаков В.В. В старом Пекине. Очерки из жизни в Китае. СПб., 1904. С. 201–202.
20 В соответствии с традициями Цинской династии, в случае ответных визитов посланники вознаграждались еще более щедрыми подарками. Некоторые подарки хранятся в музее Эрмитаж в России13.
13. Автор посвятил ответным подаркам отдельное исследование. См.: До Лимэй. Цин дай чжун э учжи вэньхуа цзяолю яньцзю. Бошихоу чучжань баогао: («Исследование межкультурного взаимодействия китайской и русской материальной культуры в династии Цин», Постдокторский отчет) На правах рукописи, 2016. 199 с.
21 Сравнивая вышеуказанные исторические документы и исследуя артефакты Музея Гугун, мы определяем, что серебряная группа скульптур с витязем, братина с гравюрой орла, коробка для хранения фруктов, серебряные тарелки с эмалью (пара), серебряный умывальник с двумя ручками в виде дерева обязаны своему появлению этой аудиенции, из них серебряная группа фигур с витязем, братина с гравюрой орла, цветочная коробка для хранения фруктов — это подарки императору Гуансюю. В то же время старинные российские серебряные изделия, серебряные тарелки с эмалью Овчинникова и серебряный умывальник Грачева с двумя ручками в виде дерева, которые хранятся в императорском дворце династии Цин, соответствуют описанию в исторических документах, поэтому тоже отнесены нами к подаркам по случаю описанной аудиенции.
22

2. Российские серебряные изделия, которые хранятся в императорском дворце династии Цин

23 Российские поставщики ювелирных украшений Высочайшего двора создали ряд изысканных изделий из серебра, которые славились своим дизайном, тщательным производством и высококачественными материалами. Согласно знакам на артефактах, которые хранятся в императорском дворце династии Цин, можем определить, что вышеупомянутые российские артефакты были произведены компаниями «Фаберже», «Овчинников» и «Братья Грачева». «Фаберже» — это визитная карточка российского ювелирного производства, поставщик императорского двора, изделия Фаберже отличались изысканным мастерством, изобретательностью дизайна, инкрустированными драгоценностями и роскошным украшением. Особенной славой пользовалась серия ювелирных изделий в виде пасхальных яиц, сделанных для царской семьи.
24 В отличие от «Фаберже», серебряные и эмалевые изделия «Овчинникова» были сравнительно мало известны за рубежом. Ювелирная фирма «Овчинников» славилась техникой чеканки и литья, производством серебряных изделий и изделий, выполненных в технике эмалей. Работы, выполненные фирмой «Овчинников», очаровали королевские семьи всего мира. Основные сюжеты изделий были взяты из картин древних и современных российских художников. Овчинников лично потратил много времени и энергии на выбор произведений живописи, он неоднократно посещал отдаленные места, чтобы найти уникальные картины на историческую тему. Возрождение технологии инкрустированной эмали в России, как и в Европе, тесно связано с усилиями Овчинникова. Компания братьев Грачевых была основана в 1866 году; художественные изделия из серебра, которые эта компания произвела, известны как в России, так и за ее рубежом и завоевали многочисленные награды на Всемирных ЭКСПО.
25

1) Серебряная статуя витязя

26 Крупнейшим российским артефактом Музея Гугун является серебряная группа фигур с конным витязем на историческую тему, созданная фабрикой Овчинникова. Высота скульптуры — 1,5 метра, вес более 1 тонны. В центре скульптуры — человек, который похож на русского полководца (со знаком двуглавого орла на груди), он верхом на большом коне, держит в левой руке знамя, а в правой — оковы, на нем шлем и в доспехи. Слева от боевого коня стоит солдат, ведущий его, а справа стоит женщина с ребенком. Скульптура разместилась на пьедестале из красного гранита, по обеим сторонам стоят казак и болгарский солдат. На передней части пьедестала имеется знак российского двуглавого орла, на двух боковых сторонах выгравированы даты 1891 и 1897. Такая огромная скульптура похожа на памятник, связанный с каким-то историческим событием.
27 Статуя витязя из серебра в российских исторических документах описывается следующим образом. Эта скульптура была произведена на фабрике Овчинникова, она представляет освобождение Болгарии. Русский витязь на коне, которого ведет под уздцы русский крестьянин в лаптях, разрывает цепь рабства, лежащую под ногами коня. У стремени витязя, целуя край спускающегося знамени, стоит женщина-болгарка, держа за руку ребенка, у которого в руке щит с гербом Болгарии. Группа поставлена на пьедестал из гранита, по бокам которого находятся отлитые из серебра фигуры черногорца и болгарина. Хотя группа уносит нас к другому великому событию, которое совершил русский народ, но китайцы не преминут увидеть здесь намек.
28

29 Рис. 1. Серебряная статуя витязя (фрагмент)
30 С 9-го вплоть до начала 20-го века, как с точки зрения уровня технологий, так и уровня производства, золотые и серебряные изделия России находились в авангарде мирового ювелирного производства. За это время появилось большое количество известных мастеров, которые создали много репрезентативных работ. Эта серебряная скульптура — одна из самых представительных работ того периода. При ее изготовлении использовался метод литья под давлением, а затем, с использованием молота, гравировки или тиснения, прорабатывались мелкие детали персонажей, такие как волосы, усы, борода и т.д., или вырезались выражения лиц персонажей. Серебряная статуя витязя была сделана по вышеуказанному методу: скульптурная работа стоимостью 7000 рублей старыми деньгами стала классической работой Овчинникова. Этим подарком царское правительство хотело донести идею, что в трудный период внутренних и внешних проблем правительства Цин Россия по-прежнему остается «витязем» для Китая и защитит Китай, как защитила Болгарию.
31

2) Серебряный треногий сосуд с крышкой, двумя ручками, аппликацией цветов и двуглавым орлом

32 Старое название — «Братина с гравюрой орла», предмет из коллекции императорского дворца династии Цин, высота — 61 см, диаметр горла — 53 см. С тремя ножками, двумя ручками, тело в виде барабана. Тело украшено узором цветов и трав из серебряных пластин, а горлышко украшено S-образным узором. На лицевой и обратной сторонах в самом центре имеется изображение российского двуглавого орла. Верхняя часть крышки сосуда узкая, а нижняя часть широкая, верх крышки плоский, а наверху крышки — огромный объемный двуглавый орел. На внутренней стороне крышки имеется подпись «К.ФАБЕРЖЕ» на русском языке — имя знаменитого основателя фабрики «Фаберже» Карла Фаберже. Эти детали выполнены с совершенным искусством. Украшение на сосуде соответствует традиционному роскошному стилю фабрики, все украшения позолоченные. Сосуд такого большого размера не часто встречался среди продукции фабрики Фаберже, обычно здесь в угоду российской императорской семье выпускали изысканные пасхальные яйца. Согласно статистике, с 1885 по 1916 г. «Фаберже» произвела более 50 яиц для царской семьи. Работы Фаберже всегда пользовались благосклонностью императора, потому что авторы включали в них фрагменты, напоминающие о каком-то событии в жизни царской семьи. Аудиенция у китайского императора — чрезвычайно важное политическое событие, которое неизбежно требует изысканных художественных форм. Во-первых, сделан акцент на государственном гербе. 24 июля 1882 г. Император Александр III в Петергофе подписал новый указ о государственном гербе Российской Империи, «Праздничный герб», учрежденный царем Павлом I, был принят в качестве Большого герба Российской Империи. Однако герб претерпел некоторые изменения: Мальтийский Большой Крест был отменен, был отменен и венок из алых и золотых колосьев на фоне. Отменены также два двуглавых орла стандартного размера слева и справа. В то же время он добавил гербы стран Центральной Азии, которые символизируют недавние завоевания. 23 февраля 1883 г. царь Александр III подписал указ о восстановлении применения старого государственного герба. Но цвет корон на головах двуглавого орла превратился из золотого в красный. Это рельефный государственный герб России на теле сосуда, а скульптура двуглавого орла на крышке сосуда представляет собой трехмерный российский герб без двух маленьких корон и гербов стран Центральной Азии. Тема государственного герба дважды повторяется на одном сосуде, демонстрируя символ российской царской власти. Эта работа «Фаберже», несомненно, полностью выполнила свою миссию.
33

34 Рис. 2. Братина с гравюрой орла
35 Согласно правилам регистрации артефактов, в музее Гугун он называется «Серебряный треногий сосуд с крышкой, двумя ручками, аппликацией цветов и двуглавым орлом», а в России такой сосуд называется братиной, которая является емкостью в виде шара, популярной в России с XVI по XIX век. Братина обычно пользовалась для хранения алкогольных напитков на торжественном застолье, изготавливалась из разных материалов; братина царского стиля обычно была сделана из золота или серебра, снаружи украшена серебряным цветочным и травяным узором, такую братину дарили как очень ценный подарок. Братина имела разные формы и размеры, могла иметь крышку конической формы, шла в комплекте с 6–12 чарками. Шесть чарок к братине с гравюрой орла, упомянутые в исторических документах, были утеряны по неизвестным причинам.
36

3) Серебряная шестиногая овальная коробка с гравюрой цветов

37

38 Рис. 3. Серебряная шестиногая овальная коробка с гравюрой цветов
39 В исторических документах называется «цветочной коробкой для хранения фруктов». Артефакт, хранящийся в императорском дворце династии Цин, высота 18 см, длина 93 см, ширина 45 см. Коробка имеет пару ручек в виде лавровых венков, по окружности украшена узорами из листьев эвкалипта и цветами. Когда Комитет по ликвидации императорской семьи династии Цин пересчитал артефакты императорского дворца, номер этой коробки был: Люй 1945. Просматривая «Отчет о проверке предметов императорского дворца династии Цин»14, нам стало известно, что первоначально она хранилась в павильоне Янсиньдянь, в отчете она была записана как «бронзовая посеребренная цветочная посуда для хранения фруктов».
14. Филиал на о. Гуланъюй для демонстрации иностранных артефактов из собрания музея Гугун: каталог экспонатов. Изд-во музея Гугун, 2017.5. С. 96.
40 Посуда использовалась для хранения фруктов и была представлена в павильоне Янсиньдянь, что указывает на то, что эта посуда высоко ценилась Цинским правительством. В дополнение к практической и прикладной функциям, через эти предметы, вдохновленные русским искусством, императоры Цин могли получить информацию о России, а также демонстрировались тесные контакты между Китаем и Россией.
41

4) Серебряные тарелки с эмалью

42

43 Рис. 4. Серебряные тарелки с эмалью
44 Артефакты императорского дворца династии Цин, высота 0,5 см., диаметр 13,5 см, две парные тарелки. В центре внутренней поверхности тарелки изображен выпуклый герб России — двуглавый орел. Тарелка имеет широкий край с эмалью, который украшен волнистыми узорами и узорами из цветов и трав. Весь край плотно украшен чередующимися синим, зеленым и желтым цветами. На дне имеется штамп «84», который обозначает, что содержание доли серебра в изделии достигает 87,5%. Подпись фабрики-изготовителя «П. Овчинниковъ» выполнена на русском языке, как было принято в то время на фабрике Овчинникова. Овчинников достиг вершины искусства филигранной эмали, большинство серебряных изделий на фабрике было произведено по этой технологии. Великолепные серебряные изделия наполнены различными красками и имеют уникальный русский стиль.
45

5) Серебряный умывальник с двумя ручками в виде дерева

46

47 Рис. 5. Серебряный умывальник с двумя ручками в виде дерева
48 Артефакт императорского дворца династии Цин, высота 43 см, диаметр 33,5 см. Весь умывальник из серебра, две парные единицы. Его основная часть выполнена в форме дерева, ветви и листья расправляются. На дереве установлена серебряная чаша, которая украшена витым узором, что дает эффект тканевого плетения. На дне тарелки имеются цифры «84» и «1893» и русскоязычная надпись «Грачевъ», что соответственно обозначает 87,5% серебра, 1893 год и производство на фабрике «Братьев Грачевых», которая была всемирно известным семейным предприятием по изготовлению серебряных изделий и ювелирных украшений.
49 ***
50 Последний правитель династии Романовых Николай II питал особое пристрастие к изделиям из серебра. Для их изготовления привлекались выдающиеся европейские мастера. В оценке серебра эстетический вкус Николая II превосходил европейские королевские семьи. Поэтому в конце XIX—начале XX века было выпущено большое количество гениальных, роскошных, красивейших русских серебряных изделий. Об этом свидетельствуют и коллекции российских артефактов, хранящихся в императорском дворце династии Цин. Очевидно, что это была успешно спланированная дипломатия подарков, специально заказанных и тщательно отобранных российским правительством. Пример тому — изготовление серебряной статуи Витязя. Статуя, которая должна была быть передана Болгарии, отправилась в Китай. Цель подарка заключалась в сообщении цинскому правительству, что подобно тому, как Россия стала освободительницей для Болгарии, она станет ею и для Китая. Тем не менее, правительство империи Цин, вероятно, не восприняло его глубокого смысла. Точно так же статуя Петра Великого, представленная Ли Хунчжану, имела глубокий смысл и говорила о том, что Ли Хунчжан обладает новаторским духом Петра Великого, что, по-видимому, просто было лестью.
51 Сохранившиеся артефакты, привезенные из России во время ответного визита ее посланника в Китай, продемонстрировали богатство и высокую ценность подарков России, а также стали свидетельством большого внимания российского императора к дипломатическим отношениям между Китаем и Россией. Николай II выбрал художественные изделия трех поставщиков драгоценных украшений для российского царского дворца в качестве дипломатических подарков именно для того, чтобы продемонстрировать высокий уровень российского мастерства серебряных изделий с целью усиления влияния России в Китае. Стоит отметить, что в сталинский период большое количество антиквариата из серебра было переплавлено для обмена на иностранную валюту, в результате чего сохранилась лишь часть старинных российских серебряных изделий, а мастера следующих поколений не достигали уровня периода расцвета российского ювелирного искусства. Поэтому хранящиеся в Музее Гугун экспонаты обладают чрезвычайной ценностью.
52 Кроме вышеупомянутых артефактов, прочие подарки императрице-матери Цыси и другим сановникам не были обнаружены в Музее Гугун и требуют дальнейшего поиска.

Библиография

1. До Лимэй. Цин дай чжун э учжи вэньхуа цзяолю яньцзю. Бошихоу чучжань баогао: («Исследование межкультурного взаимодействия китайской и русской материальной культуры в династии Цин», Постдокторский отчет) На правах рукописи, 2016.

2. Корсаков В.В. В старом Пекине. Очерки из жизни в Китае. СПб., 1904.

3. Ли Хунчжан липинь оумэй цзи /Цзоусян шицзе цуншу:(Дневниковые записи о поездке Ли Хунчжана в разные страны /Серия «Выход на мировую арену») сост. Чжун Шухэ. Чанша: Издательство «Юэлушушэ», 1986.

4. Сюй Вэньсу гун игао 12 цзюань. Цзюань цзю хань сюй у: (12 Томов рукописей Сюй Вэньсу (Сюй Цзинчэна), том 9, продолжение 5). Издание Китайской Республики, (1912–1949) Б.м.

5. Филиал на о. Гуланъюй для демонстрации иностранных артефактов из собрания музея Гугун: каталог экспонатов. Изд-во музея Гугун, 2017.5.

6. Цин шилу, да Цин Дэ-цзун цзин хуанди шилу, цзюань чжи 440, Гуансюй эршисань нянь сы юэ, Гуансюй эршисань нянь дин ю ся сы юэ: («Правдивые записи о правлении династии Цин», о правлении императора Дэ-цзуна великой династии Цин, апрель 23 года (год Дин Ю по китайскому лунному календарю) правления императора Гуансюя). 1897, императорский двор. Том 440.

7. Шэньбао. 07.06 1897. 2 й выпуск, Шанхай, номер 8675.

8. Шэньбао. 07.06.1897. 1 й выпуск, Шанхай, номер 8670.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести