Стимулирование малого и среднего бизнеса в КНР в новых условиях развития глобальной экономики
Стимулирование малого и среднего бизнеса в КНР в новых условиях развития глобальной экономики
Аннотация
Код статьи
S013128120007502-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Чуванкова Валентина Васильевна 
Аффилиация: Институт Дальнего Востока РАН
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
31-42
Аннотация

В ста­тье рас­смат­ри­ва­ет­ся роль ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва в эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии стра­ны в но­вых ус­ло­ви­ях тор­мо­зя­щей эко­но­ми­ки под дав­ле­ни­ем внеш­них вы­зо­вов и внут­рен­них труд­но­стей. По­ка­зан его эко­но­ми­че­ский и ин­но­ва­ци­он­ный по­тен­ци­ал и при­ори­тет­ное зна­че­ние в обес­пе­че­нии сба­лан­си­ро­ван­но­го и ус­той­чи­во­го раз­ви­тия стра­ны, рас­ши­ре­нии ка­на­лов тру­до­уст­рой­ст­ва, по­вы­ше­нии уров­ня жиз­ни гра­ж­дан. Про­сле­же­ны кон­крет­ные ме­ры, на­прав­лен­ные на соз­да­ние бла­го­при­ят­ной биз­нес-сре­ды для сред­них, ма­лых и мик­ро­пред­прия­тий, вклю­чая це­ле­вое со­кра­ще­ние на­ло­гов и по­ни­же­ние де­неж­ных сбо­ров, уп­ро­ще­ние по­ряд­ка тор­го­во-про­мыш­лен­ной ре­ги­ст­ра­ции и по­лу­че­ния фи­нан­со­вых ус­луг, сни­же­ние по­ро­га дос­ту­па на внут­рен­ний и внеш­ний рын­ки, по­вы­ше­ние ин­ве­сти­ци­он­ной и ин­но­ва­ци­он­ной ак­тив­но­сти, рас­кры­тие по­тен­циа­ла в сфе­ре по­треб­ле­ния и за­ня­то­сти.

Ключевые слова
Китай, 40 лет реформ, малый и средний бизнес, экономический потенциал, занятость, налоги и займы, инновации, 19-й съезд КПК, сессия ВСНП
Классификатор
Получено
01.12.2019
Дата публикации
05.12.2019
Всего подписок
71
Всего просмотров
1130
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 За последние четыре десятилетия широкомасштабных реформенных преобразований Китай добился значительных успехов как в экономической, так и в социальной сферах, стал второй экономикой мира, уступая лишь США. На сегодняшний день он является важнейшим стабилизатором и драйвером глобального развития, его вклад в рост мировой экономики приблизился к 30%. Главным стимулятором роста экономического и инновационного потенциала страны, снижения уровня безработицы, повышения качества жизни широких слоев населения, формирования среднего класса стало создание благоприятной политической, экономической и институциональной среды для ускоренного развития частного предпринимательства во всех его многообразных формах с упором на мелкий и средний бизнес.
2

Экономический потенциал предпринимательских структур

3 В ходе реформ в стране произошли радикальные изменения в содержании и структуре собственности. В настоящее время на долю индивидуально-частного сектора приходится свыше 60% ВВП, около 50% налоговых поступлений в бюджет государства, 62% общего объема инвестиций в основные фонды (без учета крестьянских дворов), что делает их главным фактором роста основных фондов, 90% объема внутренней торговли, 48% экспорта, свыше 70% инновационной продукции, изобретений и технических новинок. (По количеству патентных заявок частные компании в 2 раза обошли государственные и коллективные предприятия.) Доля в общей численности занятого населения достигла 48%, в том числе они обеспечили 80% городской занятости и 90% новых рабочих мест. Величина зарегистрированного уставного капитала индивидуальных и частных предприятий превысила 165 трлн юаней, что почти в 1,5 раза превосходит общие активы государственных предприятий. Активное перемещение предпринимательства в третий сектор экономики повысил удельный вес индустрии услуг в ВВП в 2018 г. до 60%. Рост доходов населения, в том числе за счет самозанятости, увеличил вклад потребления (вклад расходов на конечное потребление) в экономический рост до 76,2%. На фоне стимулирования массовой предпринимательской деятельности инновационного типа продолжал наращиваться инновационный потенциал страны. Вклад научно-технического прогресса в экономический рост увеличился до 58,5%, наукоемкость ВВП в масштабе всей страны достигла 2,15%1.
1. .Жэньминь жибао. 17,18.03.2019; Жэньминь жибао хайвайбань. 01.05.2018; Ministry pledges backing for private sector/- URL: http://en.ce.cn/ Business/ topnews/ 201811/ 16/ t20181116_30797180.shtml; Вклад частного сектора экономики в ВВП КНР превысил 60%. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2019/ 0306/ c31518–9553049.html.
4 На конец октября 2018 г. в стране было зарегистрировано 71,37 млн индивидуальных и 30,67 млн частных предприятий, в общей сложности — 102,04 млн предприятий. Ежедневно в среднем создавалось 52 тыс. таких предприятий, включая индивидуальные хозяйства и сельские кооперативы (в 2013 г. — 31 тысяча), причем только 18,4 тыс. из них имели статус юридического лица. Они обеспечили стабильное трудоустройство и заработок для более 370 млн человек. В дореформенный период (1978 г.) в городах и поселках Китая насчитывалось всего 140 тыс. индивидуальных хозяйствующих субъектов в кустарной промышленности и торговле. Их удельный вес в валовой промышленной продукции и розничном товарообороте составлял менее 0,1%. После разрешения регистрации частных предприятий к 1989 г. их число не превышало 90,5 тыс. Таким образом, за 40 лет реформ количество первых увеличилось в 500 раз, вторых — почти в 340 раз2.
2. .Более чем в 500 раз увеличилось количество индивидуальных предпринимателей в Китае за 40 лет проведения политики реформ и открытости.URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1208/ c31518–9526593.html; China soon to have 100 mln business entities. URL: http://www.china.org.cn/ business/ 2018–03/ 02/ content_50634924.htm.
5 В настоящее время на долю средних, малых и микропредприятий в Китае приходится 99% общего числа зарегистрированных в промышленно-торговой системе субъектов хозяйствования, причем подавляющая их часть (94,2%) — это малые и микропредприятия. 70% городских жителей и свыше 80% трудящихся рабочих-мигрантов заняты в мелких и микропредприятиях.
6 Основная форма частных предприятий — малые и микропредприятия. На них приходится 81% частных предприятий, причем 85% из этого числа — микропредприятия. В соответствии с действующими в Китае Стандартными требованиями к крупным, средним, малым и микропредприятиям, критерием этой градации служат 3 показателя: численность занятых, объем дохода и размеры основных фондов. К малым предприятиям относятся предприятия, чьи облагаемые доходы не превышают 5 млн юаней, численность персонала не превышает 300 человек, а суммарный объем активов — менее 50 млн юаней. Для микропредприятий средний показатель численности занятых установлен в пределах 10–20 человек, величина доходов от хозяйственной деятельности — менее 1 млн юаней. Индивидуальные хозяйства все относятся к микропредприятиям3.
3. .Подробнее см.: Чуванкова В.В. Государственная поддержка мелкого и среднего предпринимательства в КНР: новый этап // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 3. С. 82–85.
7 Индивидуальные и частные предприятия внесли огромный вклад в рост материального благосостояния населения Китая. За годы реформ количество бедняков в стране снизилось с 740 млн человек в 1978 г. до 16,6 млн в 2018 г. и составило 1,7% от общей численности населения. Порог бедности, согласно действующим нормам, составляет 2800 юаней в год (до 2015 г. 2300 юаней, до 2011 г. 1274 юаня. — Прим. автора). Уровень ВВП на душу населения вырос с 381 юаня (55,4 долл.) в 1978 г. до 64644 юаней (9396 долл.). Планируется, что к 2020 г. он составит 90% от показателя среднемирового уровня ВВП на душу населения4. Реально располагаемый душевой доход жителей Китая достиг 28 228 юаней, величина среднегодового располагаемого дохода в городах составила 39 251 юань, у сельчан — 14 617 юаней (соотношение 1:2,68)5.
4. .Ли Кэцян. Новые требования для завершения всестороннего строительства общества «сяокан» // Жэньминь жибао. 01.11.2016.

5. .Данные ГСУ КНР // Жэньминь жибао. 01.03.2019.
8 Быстрыми темпами увеличивалась средняя величина зарплаты городских жителей и занятых в частном секторе экономики. По данным ГСУ КНР, в 2018 г. среднегодовая зарплата рабочих и служащих, занятых на предприятиях, не относящихся к частному сектору, достигла 82 461 юаня, на частных — 49 575 юаней, составив 61,2% от среднего уровня. Среднемесячная зарплата рабочих-мигрантов выросла в 2018 г. до 3721 юаня, составив 91,4 и 60,6% от месячной зарплаты на частных и государственных предприятиях соответственно6. В 1978 г. среднегодовая зарплата работников, занятых на предприятиях общественной формы собственности, составляла всего 644 юаня.
6. .Чжунго тунцзи няньцзянь -2018: [Китайский статистический справочник]. Пекин, 2018. Таб. 4–15, 4–16; Жэньминь жибао. 01.03; 15.05.2019.
9 С ростом доходов городских и сельских жителей увеличилась численность населения со средним и высоким уровнем доходов, о чем свидетельствуют изменения коэффициента Энгеля. По данным ГСУ КНР, в 2018 г. этот коэффициент составил 28,4%, против 62,6% в 1978 г., когда страна относилась к категории бедных, и достиг уровня коэффициента Энгеля страны с состоятельным населением7. Внутреннее потребление становится движущей силой китайской экономики.
7. .Коэффициент Энгеля для китайского населения достиг нормы зажиточности. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2019/ 0222/ c31518–9548881.html (дата обращения: 25.02.2019).
10 Именно малый и средний бизнес стал основой для расширения группы населения со средними и высокими доходами. Согласно действующим в Китае в 2018 г. критериям классификации слоев населения по уровню среднегодовых доходов, которые регулярно пересматриваются в сторону увеличения, выделяется 5 сегментов. К группе с низкими доходами относятся лица, чей среднегодовой располагаемый доход составлял 6440 юаней; лица, располагающие доходами на уровне 14 361 юаня, относятся к группе с нижней границей среднего уровня; к группе со средними доходами относятся те, кто располагает доходами в 23 189 юаней; доходы в 36 471 юань относятся к верхней границе средних доходов; к группе с высокими доходами относятся лица, чьи среднегодовые доходы свыше 70 640 юаней8.
8. .Данные ГСУ КНР // Жэньминь жибао. 01.03.2018.
11 Численность среднего класса в Китае уже превысила 400 млн человек, сформировав самую многочисленную в мире социальную прослойку людей со средними доходами. Согласно стратегическим планам, разработанным на XIX съезда КПК (октябрь 2017 г.), к 2020 г. численность населения, имеющего средние доходы, вырастет до 600 млн человек и составит 60% от общего количества граждан страны; к 2050 г. — до 900 млн человек9.
9. .Китай занимает первое место в мире по численности среднего класса. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 0310/ c31516–9435470.html (дата обращения: 12.03.2018);
12

Курс на создание максимально благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства

13 В настоящее время мир переживает период глубоких и сложных перемен, обусловленных обострением проблем глобального характера, политической нестабильностью, замедлением динамики развития мировой экономики из-за последствий финансового кризиса 2008 г., роста локальных и региональных конфликтов, торгово-экономических войн. В новых условиях развития мировой экономики, Китай испытывает на себе довольно сильное давление внешних негативных факторов и немалых трудностей внутри страны. Неслучайно в ноябре 2014 г. китайское руководство объявило о вступлении экономики страны в «новое нормальное состояние» (синь чантай), которое потребовало перехода от высоких темпов роста к высококачественному развитию, модернизации экономической структуры и замещения старых драйверов развития новыми за счет активного использования инноваций и предпринимательского потенциала населения10.
10. .Курс имеет три составляющие: переход от сверхбыстрого роста к умеренно быстрому; структурные изменения в пользу «третьей сферы»; смена инвестиционного характера стимулирования экономического роста на инновационный путь (прим. автора). —Подробнее см.: Борох О. «Новая нормальность» с китайской спецификой // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 3. С. 68–80.
14 Как свидетельствуют документы XIX съезда КПК (октябрь 2017 г.) и очередных сессий ВСНП (март 2018, 2019 г.), китайское руководство обеспокоено происходящими изменениями в макроэкономической ситуации в стране, влиянием нисходящей тенденции темпов роста на занятость, доходы и потребление населения, неравномерностью и неполнотой развития передовых и отсталых регионов, замедлением поступления частных инвестиций в экономику, нарастанием трудностей в реальном секторе экономики. Сильный прессинг на предприятия оказывает увеличение себестоимости сырья и логистических услуг, дороговизна финансирования. Существенно на экономику страны повлияли торгово-экономические споры между США и Китаем, начавшиеся в 2018 г. Деловая среда по-прежнему нуждается в улучшении.
15 Частный сектор несет на себе основную тяжесть замедления темпов экономического роста. Целый ряд предприятий, особенно средних и малых, испытывает трудности в ведении хозяйственной деятельности, нарастает давление трудоустройства незанятого населения. Кроме того, на фоне абсолютного роста наметилась тенденция снижения темпов роста розничного товарооборота потребительских товаров, добавленной стоимости в промышленности и индекса деловой активности в производственных отраслях. Немало трудностей и узких мест сохраняется в сфере народного благосостояния. Очень трудоемка задача интенсивной ликвидации бедности, по-прежнему сохраняется довольно большой разрыв в уровне доходов в городе и деревне, среди отдельных слоев населения, усиливая имущественную дифференциацию общества. Доходы подавляющего большинства населения растут все еще недостаточно быстро, а границы прожиточного минимума постоянно повышаются11.
11. .Жэньминь жибао. 18.03.2017; 23,24.03.2018.
16 Неравномерность распределения богатства в экономике измеряется коэффициентом Джини. Хотя в Китае он понемногу снижается, заметного сокращения разрыва между доходами богатых китайских семей и средним уровнем благосостояния всех других слоев населения не наблюдается, он все еще существенно выше — 0,462, чем средний мировой допустимый индекс — 0,312. (Согласно международному стандарту, 0,4 — это критический уровень разницы доходов населения, превышение которого означает наличие резкого контраста между бедностью и богатством, грозящего социальным взрывом. — Прим. автора)
12. .Урбанизация может способствовать сокращению разрыва в доходах городского и сельского населения в Китае. URL: http://russian.people.com.cn/ 31518/ 8575202.html (дата обращения: 23.03.2014).
17 В условиях тормозящей экономики в Китае активно ищут способы ее эффективной поддержки. Частный сектор становится сферой, развитию которой правительство уделяет особое внимание. XIX съезд КПК назвал поддержку среднего, малого и микропредпринимательства приоритетным направлением экономической политики государства в пятом десятилетии экономических реформ. Правительство намерено создать максимально благоприятный климат для экономического роста предприятий малого и среднего бизнеса, вывести массовую предпринимательскую и инновационную деятельность на новый уровень.
18 Дополнительный импульс к стимулированию массового предпринимательства, повышению жизнеспособности и креативности малых и микропредприятий дало обращение Си Цзиньпина, адресованное делегатам 5-го Всекитайского съезда индивидуалных тружеников 22 января 2018 г., а также его выступление в ходе поездки в пров. Гуандун в конце октября 2018 г. Пытаясь дать бизнесу сигнал о повышении его значимости в ходе реализации китайской мечты «о великом возрождении китайской нации», Си Цзиньпин в очередной раз заверил, что курс на развитие частной экономики останется неизменным. Частный бизнес жизненно необходим и нуждается в помощи. Создание благоприятной среды для развития частных предприятий, особенно низовых его звеньев — мелких и микропредприятий, установление новых партнерских отношений между государством и частным сектором, является важной частью экономической политики в новых условиях. Инновационное развитие не может обойтись без малых и средних предприятий, поэтому необходимо сделать акцент на создании лучших условий для массового инновационного предпринимательства. Предприниматели с их острым рыночным чутьем и предприимчивостью играют важную роль в создании и освоении технологического инновационного продукта, объединении инновационных талантов, привлечении инвестиций для модернизации реального сектора экономики.
19 Си Цзиньпин также указал на необходимость повысить степень децентрализации управления, сократить масштабы административного вмешательства в микроэкономику, создать равные условия для всех видов хозяйствующих субъектов в использовании факторов производства и рыночной конкуренции. Создавать атмосферу уважения и терпимости к предпринимательству и предпринимателям, культивировать бизнес-культуру и уважение к законному обогащению13.
13. .Дали туйдун фэй гунючжи цзинцзи шисянь синь фачжань: [Содействовать развитию негосударственной зкономики] // Цзинцзи жибао. 01.11.2018. URL: http://www.agri.cn/ V20/ SC/ jjps/ 201811/ t20181101_6274596.html (дата обращения: 02.11.2018); 5й Всекитайский съезд представителей индивидуальных тружеников. URL: http://www.acfic.org.cn/ yw/ szyw/ 201801/ t20180123_50982/ html.
20 Чтобы в полной мере реализовать решения XIX съезда КПК, текущих сессий ВСНП и установки Си Цзиньпина высшие директивные органы в 2018–2019 гг. обнародовали, дополнительно к уже действующим14, целый ряд новых мер, направленных на активизацию деятельности малых и микропредприятий, включая целевое сокращение налогов и тотальное понижение денежных сборов, создание благоприятного инвестиционного климата, упрощение порядка торгово-промышленной регистрации и получения финансовых услуг, снижение порога доступа на внутренний и внешний рынки, поощрение инновационной деятельности и улучшение качества рабочей силы, раскрытие потенциала в сфере потребления и занятости.
14. .Подробнее см.: Малое и среднее предпринимательство в экономике // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2017–2018: монография. М.: ИД «Форум», 2018. С. 200–203.
21

Налоговая оттепель для бизнеса

22 Начиная с 2018 г., особые усилия Госсовета КНР были направлены на масштабное снижение налогов и денежных сборов с юридических и физических лиц в целях дальнейшего стимулирования активности рыночных структур, повышения доходов населения, расширения возможностей потребления. Опубликована программа налоговых льгот по поддержке развития обрабатывающей промышленности, малых и микропредприятий. В частности, с 1 мая 2018 г. проведено последовательное снижение ставок налога на добавленную стоимость (НДС). Уместно напомнить, что реформа по замене налога на прибыль, взимавшегося в Китае предыдущие 60 лет, на НДС, была запущена в Шанхае в 2012 г. и распространена на всю страну в мае 2016 г. с трехступенчатой структурой ставок. НДС уплачивается предприятиями и физическими лицами при реализации товаров, работ и услуг. Все налогоплательщики НДС в Китае делятся на 2 категории — обычные налогоплательщики и малые налогоплательщики на основании размеров ежегодной выручки. Норма максимального объема годового реализованного дохода, на основании которого определен статус малых налогоплательщиков, была повышена с 3 до 5 млн юаней. Действующая ставка НДС для обрабатывающей промышленности была снижена с 17% до 16%, для сфер транспорта, строительства, базисных телекоммуникационных и технических услуг — с 11 до 10%, для прочих сфер она осталась неизменной, 6%. Стандартная ставка для малых налогоплательщиков составляет 3% от всей суммы реализованного дохода. Малый бизнес с месячным объемом реализации менее 100 тыс. юаней полностью освобожден от налога на добавленную стоимость (до этого необлагаемый минимум при уплате НДС составлял 30 тыс. юаней). Реформа НДС только в 2018 г. снизила налоговую нагрузку на бизнес более чем на 400 млрд юаней15. С 1 января 2019 г. продолжилось снижение ставок НДС для обычных налогоплательщиков в обрабатывающей промышленности с 16 до 13%, для сфер транспорта и перевозок, строительства и других услуг — с 10 до 9%, ускорился переход на двухступенчатую систему ставок НДС взамен трехступенчатой.
15. .China rolls out fresh tax cuts to aid small businesses. URL: http://www.china.org.cn/ business/ 2018–04/ 26/ content_50965308.htm (дата обращения: 29.04.2018); В Китае снижают налоги для малого бизнеса // Деловой журнал про Китай: новости, экономика, бизнес с Китаем. 09.05.2018. URL: http://www.chinapro/ ru/ rubrics/ 1/ 17177/ (дата обращения: 14.05.2018).
23 С целью поощрения роста вложений в научно-технические исследования и разработки, все типы предприятий, крупные и мелкие, охвачены политикой увеличения размера дополнительного вычета на НИОКР до 75% своих расходов при уплате налогов (ранее только мелкие и средние инновационные компании могли вычесть 50% своих расходов на НИОКР). Эта мера должна сэкономить предприятиям около 65 млрд юаней в год16. Срок ожидания потери капитала для высокотехнологичных малых и средних предприятий будет увеличен с 5 до 10 лет. Все предприятия получат налоговый вычет на обучение сотрудников с 2,5% до 8%. Принят проект поправок к Закону о патентах в целях обеспечения защиты интеллектуальных и имущественных прав для стимулирования инноваций и креативности.
16. .Real economy to get stronger govt support // China daily. July 27. 2018. URL: http://www.china.org.cn/ business/ 2018–07/ 27/ content_57836515.htm (дата обращения: 12.09.2018).
24 Также правительство обнародовало меры по снижению неналоговых издержек предпринимательства. Среди них снижение тарифов на электроэнергию (в среднем на 10%), стоимость логистических и посреднических услуг, ставки взноса на социальное страхование. Благодаря этим мерам предприятия должны экономить более 150 млрд юаней в год17. В 2019 г. дополнительно будут снижены тарифы на широкополосный доступ в Интернет для малых и средних предприятий в среднем на 15%, на трафик мобильного Интернета — более чем на 20%.
17. .China to further lower business costs. URL: http://en.ce.cn/ main/ latest/ 201804/ 23/ t20180423_28916182.shtml (дата обращения: 24.03.2018).
25 В результате пересмотра Закона о подоходном налоге с физических лиц с 1 октября 2018 г. увеличен минимальный порог освобождения от личного подоходного налога с 3,5 тыс. юаней в месяц до 5 тыс. юаней и введена в действие новая таблица налоговых ставок. Также при расчете личного подоходного налога с 1 января 2019 г. добавлены еще 6 специальных вычетов по расходам: на содержание престарелых, обучение детей или продолжение учебы, лечение тяжелых заболеваний, на проценты по жилищному кредиту и арендную плату за жилье.
26 Индивидуальные хозяйства вообще освобождены от уплаты НДС и налога с оборота. Годовые доходы физических лиц от индивидуальной предпринимательской деятельности и доходы от ведения деятельности по договору подряда облагаются по прогрессивной шкале ставок налога на доходы физических лиц в рамках от 3% (вместо 5% как было ранее) до 35%. Налоговой базой для них является сумма годового дохода за вычетом расходов на ведение деятельности, убытков и необлагаемого минимума.
27 Государственное налоговое управление КНР с 1 января 2019 г. приняло решение при обложении подоходным налогом юридических лиц расширить охват малых и малорентабельных предприятий 50-процентной льготой, подняв планку необлагаемых налогом годовых доходов с 500 тыс. юаней до 1 млн юаней. Если же валовой годовой доход малых предприятий превышает 1 млн. юаней, но не более 3 млн юаней, то налог будет взиматься с 50% облагаемой суммы годового дохода по фиксированной ставке 20%. (Стандартная ставка налога на доходы предприятий составляет 25%, для предприятий новых и высоких технологий, передовых технологических услуг — 15%.) Эта льготная налоговая политика будет действовать в течение последующих 3 лет. В результате, по предварительным подсчетам, ежегодное снижение налогового бремени для малых и микропредприятий снизится примерно на 200 млрд юаней. Кроме того, с 1 мая 2019 г. было намечено снизить предприятиям долю взносов в базовую страховку по старости для городских рабочих и служащих с 20 до 16%18.
18. .Жэньминь жибао. 17, 18.03.201; Су Цзянь. Снижение налогов для развития внутренней экономики // Китай. 2019. № 2. С. 32.
28 Благодаря осуществлению вышеперечисленных мер снижения налогов и денежных сборов, в 2018 г. удалось снизить налоговое бремя предприятий и физических лиц более чем на 1,3 трлн юаней, что дало дополнительный импульс росту предпринимательской активности и потребительского спроса. В 2019 г. предполагается сократить налоговую нагрузку и сумму выплат по страховым взносам на социальное страхование более чем для 30 млн предприятий на 2 трлн юаней (298 млрд долл), что составит 70% от общего объема19. Дальнейшее упрощение налоговой системы является основным приоритетом активной финансовой политики в качестве ключевой контрмеры против прессинга нисходящей тенденции экономического роста.
19. .Жэньминь жибао. 17; 18.03.2019.
29

Улучшение административного обслуживания частных предприятий

30 В целях дальнейшего улучшения бизнес-среды большое значение китайское руководство придает реформе административных функций, делегированию полномочий нижестоящим уровням, упрощению процедуры получения административных разрешений, а также совершенствованию регулирования. Последовательно сокращается число пунктов, требующих административного разрешения, стандартизируются статьи административных взысканий, сокращены сроки и стоимость оформления документов, связанных с учреждением предприятий, регистрацией торговых марок и имущества, выдачи патентов на право хозяйственной деятельности (теперь их можно получить без предварительного оформления отраслевых лицензий). Благодаря этим мерам время, затрачиваемое на регистрацию предприятия, сократилось с 22 до 8,5 рабочих дней, более чем на треть уменьшилось количество лицензий, запрашиваемых в сфере промышленного производства.
31 С ноября 2018 г. начало действовать Решение Госсовета КНР о проведении оценки условий ведения бизнеса в Китае. Оценка затронет сферы деятельности рыночных субъектов, в том числе получение разрешения на торгово-экономическую деятельность и строительные работы, получение кредита, оплату налогов, прохождение процедуры банкротства, защиту прав интеллектуальной собственности.
32 Создание к концу 2019 г. Всекитайской онлайн-платформы «Интернет плюс регулирование» по предоставлению госуслуг позволит улучшить контроль за административной работой местных властей и правительственных органов; помочь обнаруживать и предотвращать скрытые проблемы, межсекторальные и межрегиональные риски; сокращать виды и количество административных проверок частного сектора. Внедрение системы «негативного списка», регламентирующего доступ на рынок, позволит гарантировать всем рыночным субъектам «правомерный и равноправный допуск» в отрасли и сферы деятельности, не включенные в негативный список20.
20. .Ли Кэцян призвал к дальнейшему улучшению бизнес-среды. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 0321/ c31521–9439850.html (дата обращения: 10.04.2018).
33 От органов власти на местах требовалось больше внимания уделять проблемам частных предпринимателей, защищать их производственные и имущественные права, разрабатывать и внедрять в действие установочные меры для поддержки малого и среднего бизнеса с учетом конкретных условий. Так, например, в ноябре 2018 г. мэрия Пекина разработала «Программу действий по оптимизации хозяйственной и коммерческой среды (2018–2020 гг.)». Согласно документу, в Пекине будет создана единая платформа кредитной информации, единый стандарт и нормы административных услуг, онлайновое прохождение рассмотрения и утверждения заявок на создание новых предприятий и участие в важнейших инвестиционных проектах21.
21. .В Пекине опубликована программа по оптимизации хозяйственной и коммерческой среды. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1120/ c31518–9520085.html (дата обращения: 21.11.2018).
34 Правительство провинции Гуандун также обнародовало собственную Программу поддержки частных компаний. В числе основных мер названо сокращение бюрократических процедур и облегчение доступа к займам. Правительство намерено сократить время, необходимое для открытия новых предприятий, понизить цены на газ и электроэнергию для производственных целей, поощрять банки выдавать выгодные кредиты малым и микропредприятиям, предоставить частным предприятиям широкий доступ в транспортный сектор, проекты водоснабжения и муниципальные услуги22.
22. .В провинции Гуандун обнародовали меры по поддержке частных компаний. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1108/ c31518–9516479.html (дата обращения: 19.11.2018).
35 Для оптимизации деловой среды правительство провинции Хэнань в конце 2017 г. учредило инвестиционный фонд оказания поддержки рабочим-мигрантам, возвращающимся в родные места, в открытии собственного бизнеса. Первоначальный объем этого фонда составил 5 млрд юаней. Благодаря средствам фонда удалось трудоустроить более 50 тыс. человек23. В октябре 2018 г. было обнародовано «Мнение о дальнейшем уменьшении времени для оформления открытия предприятий», рекомендующее сократить время регистрации новых предприятий до 4,5 дней24. В других провинциях также активно внедрялись меры по оказанию целевой поддержки мелкому и среднему бизнесу.
23. .Провинция Хэнань поощряет возвращение рабочих-мигрантов с помощью инвестиционного фонда. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2019/ 0218/ c31516–9547262.html (дата обращения: 18.02.2019).

24. .В провинции Хэнань сокращают время оформления открытия предприятий до 4,5 рабочих дней. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1008/ c31518–9506276.html (дата обращения: 19.11.2018).
36

Повышение доступности финансовых средств для малого бизнеса

37 С целью уменьшения трудностей с доступностью финансовых ресурсов и дороговизной заемных средств, особенно для малых и микропредприятий, центральные ведомства, включая Госкомитет по делам развития и реформ КНР, Министерство финансов, Народный банк Китая (НБК), приняли ряд мер, направленных на стимулирование центральных и низовых банковских учреждений к обслуживанию частных предприятий, сокращение сроков утверждения займов и снижение процентных ставок по новым кредитам. Банки должны корректировать кредитную политику для различных типов предприятий в зависимости от эффективности их работы, обеспечивать равные условия для всех форм собственности, взять на себя инициативу по обслуживанию малых и микропредприятий, создавать благоприятную конкурентную среду среди финансовых учреждений, обслуживающих малый и микробизнес, бороться с нелегальной деятельностью финансовых организаций.
38 Для расширения предложения кредитов малым и микропредприятиям, снижения рисков банкротства будут также поощряться вспомогательные инструменты, в частности акционерное финансирование, увеличение объемов долгосрочных кредитов, предоставление льгот и послаблений коммерческим банкам, участвующим в программах кредитования малого бизнеса. Для инновационных предприятий, связанных с наукоемкими продуктами и высокотехнологичными процессами, важным дополнительным источником получения денежных средств станет венчурное финансирование, осуществляющееся с участием как частного, так и государственного капитала25.
25. .Small, private firms to get more help. URL: http://www.china.org.cn/ business/ 2019–01/ 07/ content_74347221.htm (дата обращения: 10.01.2019).
39 Особые усилия будут приложены для обеспечения эффективного использования государственного фонда финансовых гарантий, из которого 150 тыс. малых и средних предприятий смогут ежегодно получать по 140 млн юаней кредитов26. Также правительство намерено увеличить суммы гарантий отдельным предприятиям и их владельцам по заявкам на кредиты от 150 тыс. до 3 млн юаней27. Главным каналом кредитования по-прежнему выступают банки, остальные платформы и учреждения являются лишь важным дополнением. По данным Комитета по контролю и управлению банковской и страховой деятельностью КНР, в 2018 г. значительно увеличились совокупные активы китайских банковских структур, что позволило им выдать больше кредитов частному сектору, в том числе малым и микропредприятиям. По состоянию на конец 2018 г. остаток кредитов, предоставленных банковскими учреждениями мелким и микропредприятиям, а также владельцам малого и микробизнеса, составил 33,5 трлн юаней. Среди общего объема кредиты малым и микропредприятиям с общей кредитной линией не более 10 млн юаней (примерно 1,5 млн долл.) на каждого заемщика составили 9,4 трлн юаней и выросли по сравнению с предыдущим годом на 21,8%, что уже опережает общий рост банковских кредитов28.
26. .На очередном заседании Госсовета КНР подчеркнута важность роли фискальной и денежной политики в стимулировании реальной экономики. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 0725/ c31521–9484344.html (дата обращения: 01.08.2018).

27. .Китай стремится к стабилизации трудоустройства. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1206/ c31516–9525773.html (дата обращения: 07.12.2018).

28. .Fighting financial risks a long and tough battle. URL: http://www.china.org.cn/ business/ 2019–02/ 26/ content_74503708.htm (дата обращения: 27.02.2019).
40 Тем не менее на 2й сессии ВСНП 13-го созыва отмечалось, что пока еще не найдены эффективные способы решения проблем, связанных с недоступностью финансовых ресурсов и дороговизной заемных средств для частных предприятий, особенно малых и микропредприятий. Бизнес-среда ждет дальнейшей оптимизации системы финансового обслуживания, решения проблемы с его дороговизной. С целью преодоления этих трудностей в феврале 2019 г. Главное управление ЦК КПК и Главное управление Госсовета КНР опубликовали новое Руководство по усилению финансовой поддержки частных предприятий. Согласно документу финансовые учреждения обязаны проводить дифференцированную денежно-кредитную политику, предоставлять больше кредитов частным предприятиям, а также повышать доступность финансирования для малых и микропредприятий, не подвергать их дискриминации при обращении за кредитами29.
29. .China issues guideline support to private enterprises. URL: http://www.china.org.cn/ business/ 2019–02/ 15/ content_74467076.htm (дата обращения: 20.02.2019).
41

Стимулирование инвестиционной активности частного сектора

42 Чтобы оказать необходимую финансовую поддержку реальному сектору экономики на фоне охлаждения инвестиционной активности в секторах недвижимости и обрабатывающей промышленности, где в основном сконцентрированы частные капиталы, Госсовет КНР постановил устранить ограничения на частную инвестиционную деятельность, открыть частным инвесторам более широкий доступ на рынок инвестирования, создать благоприятные условия для его ведения. Подчеркивалось, что частное инвестирование — это большое подспорье для стабильного роста экономики и реструктуризации народного хозяйства, решения проблемы трудоустройства.
43 Китайское руководство также заявило о намерении внедрить комплекс мер, поощряющих участие частных инвесторов в главных национальных проектах, укреплении слабых звеньев экономики; продвигать государственно-частное партнерство в рамках программы «Сделано в Китае — 2025», в технологической модернизации предприятий. Большое внимание уделялось расширению доступа частного капитала в ключевые сектора экономики, такие как электроэнергетика, гражданская авиация, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность, а также устранялись барьеры для их притока в сферу инфраструктуры и коммунальных услуг, на рынок здравоохранения, образования, заботы о престарелых, культуры и спорта, чтобы оказать необходимую финансовую поддержку реальному сектору экономики и создать новые рабочие места.
44 Устойчивый рост объема внебюджетных капиталовложений в стране наметился с марта 2017 г. и стал возможен благодаря политическим установкам и мерам, принятым центральным правительством. Согласно данным Госкомитета по делам развития и реформ, на конец сентября 2018 г. среди частных компаний осуществлялось продвижение 1222 инфраструктурных проектов на местном уровне, общие инвестиции в которые составили свыше 2,5 трлн юаней (более 360 млрд долл.). Кроме того, частные компании подписали 8 соглашений о строительстве аэропортов с общим объемом инвестиций около 50 млрд юаней и высказали намерение сотрудничать еще в 150 проектах с объемом инвестиций, превышающим 250 млрд юаней30.
30. .Китай принимает новые меры для стимулирования частных инвестиций. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1015/ c31518–9508293.html (дата обращения: 19.11.2018).
45 Благодаря нормированному и упорядоченному внедрению модели государственно-частного партнерства к концу 2018 г. в банке данных общегосударственной универсальной информационной платформы для проектов ГЧП насчитывался 4691 проект с общим объемом инвестиций в 7,2 трлн юаней, который вступил в этап реализации. Коэффициент их реализации достиг 54,2%31.
31. .Жэньминь жибао. 18.03.2019.
46

Приоритет политики трудоустройства

47 Как отмечалось в докладе премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна на 2й сессии ВСНП 13-го созыва, политика приоритетного обеспечения занятости «впервые выведена на уровень макроэкономической политики», чтобы привлечь и усилить внимание всех сторон к проблеме оказания поддержки трудоустройству и росту доходов населения. В условиях тормозящей экономики и реструктуризации экономической системы, включая сокращение излишних производственных мощностей, давление в сфере занятости усиливается. Ежегодно на рынок труда в Китае выходит более 8 млн выпускников высших учебных заведений, еще почти 10 млн безработных и уволенных работников заняты поиском работы. Создание новых рабочих мест — это первостепенная задача для экономического развития и гарантия обеспечения населения средствами к существованию. Частный бизнес, средние, малые и микропредприятия являются главным поставщиком рабочих мест, поэтому им следует предоставлять приоритет по всем направлениям. Необходимо привлечь местные власти и бизнес к более активной политике в области занятости и создании новых рабочих мест.
48 В 2018 г. Госкомитет по делам развития и реформ запустил программу по изучению взаимосвязи между экономическим ростом, уровнем безработицы и ростом зарплаты. С 1 октября того же года в Китае вступили в силу временные правила, регулирующие рынок трудовых ресурсов. Это первое административное положение, устанавливающее порядок поиска работы, набора персонала и связанных с этим процессом услуг на рынке трудовых услуг. Документ запрещает местным властям и учреждениям устанавливать какие-либо ограничения, препятствующие рациональному перемещению трудовых ресурсов32.
32. .В Китае вступили в силу временные правила, регулирующие рынок трудовых ресурсов. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1003/ c31521–9505678.html (дата обращения: 11.03.2018).
49 Китайское руководство намерено стимулировать предпринимательскую деятельность на всех уровнях в целях создания новых точек роста трудоустройства, сокращения разрыва в региональном развитии и оживлении сельской жизни. Поощрять безработных выпускников вузов, демобилизованных военнослужащих, молодежь в возрасте до 24 лет, рабочих-мигрантов открывать собственное дело, оказывая им за счет государственного финансирования или субсидий помощь в приобретении производственных навыков, опыта предпринимательства и научно-технической подготовки. Поддерживать создание площадок массовых инноваций, инкубаторов предпринимательских проектов и стартапов, предоставлять консультативные, общественные и другие услуги малым и микропредприятиям.
50 С 1 января 2019 г. расширена категория предприятий и лиц, получающих льготы. Предприятия, которые, испытывая финансовые трудности, до минимума сводят число увольнений работников или вовсе обходятся без увольнений, смогут получать 50-процентный возврат своих страховых взносов от безработицы, уплаченных в предыдущем году. Предприятиям, принимающим на работу малообеспеченных сельских жителей и безработных горожан, состоящих на учете более полугода, в течение трех лет с момента их трудоустройства будут снижены налоги и сборы в установленном объеме. Также продлена практика сокращения совокупной ставки взноса по страхованию от безработицы организаций-работодателей и персонала с 3% до 1% с конца апреля 2019 г.33. Части уволенным из сфер, где есть острые проблемы с трудоустройством, будут предоставляться бесплатные помещения для открытия собственного дела.
33. .Китай примет меры по содействию занятости. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 11.03/ c31516–9514796. html (дата обращения: 19.11.2018).
51 В результате в период с 2013 г. по 2018 г. ежегодно в городах и поселках Китая создавалось более 13 млн рабочих мест, что значительно превышало намеченную правительством цель в 11 млн мест в год. В 2017–2018 гг. число ежегодно трудоустроенных в городах превысило 13,5 млн человек, составив 13,51 и 13,61 млн соответственно, причем 90% из них приходилось на индивидуальный и частный сектора экономики.
52 В 2019 г. началось 5е десятилетие реформенных преобразований в Китае. Это год 70-летнего юбилея образования КНР, решающий год для исполнения задач 13-ой пятилетки (2020 г.) и полного построения общества малого благоденствия «сяокан» — цели, намеченной к столетнему юбилею КПК (2021 г.). Поддержка массового мелкого и инновационного предпринимательства становится важнейшим приоритетом хозяйственной политики КНР на долгую перспективу на новом этапе экономических реформ. Неслучайно, по оценке Всемирного банка, Китай в 2017–2018 гг. добился значительных успехов в улучшении деловой среды для средних, малых и микропредприятий и вошел в число 50 лучших стран мира в данной категории34.
34. .Доклад Всемирного банка: Китай оказался в рейтинге 50 лучших стран по благоприятности деловой среды. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1101/ c31518–9514018.html (дата обращения: 07.11.2018).
53 Тем не менее в докладе премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна на 2й сессии ВСНП 13-го созыва отмечалось, что несмотря на улучшение в последние несколько лет бизнес-среды в Китае, эти изменения пока не соответствуют ожиданиям субъектов рынка. Китай и дальше готов улучшать бизнес-среду для выявления жизнеспособности и потенциала рынка. В 2019 г. условия для развития Китая станут еще более сложными и суровыми, а предсказуемые и непредсказуемые риски и вызовы — более многочисленными. Необходимо с полной ответственностью осознать проблемы и вызовы, стоящие на пути развития, быть готовыми к «тяжелой борьбе». В стране возрастает прессинг нисходящей тенденции экономического развития, замедляются темпы роста потребления, вяло идет рост эффективных инвестиций. Нарастают трудности в реальном секторе экономики. Потенциал самостоятельных инноваций по-прежнему невысок, становятся более явственными слабые звенья ключевых технологий. Важное значение имеет дальнейшая стабилизация занятости, финансового сектора, внешней торговли, внутренних и внешних инвестиций, рыночных ожиданий, обеспечение роста доходов городского и сельского населения и наращивание потребительского потенциала.
54 На фоне неблагоприятной экономической ситуации в мире и наличия внутренних проблем китайское руководство и дальше намерено предпринимать беспрецедентные меры для создания благоприятной среды и поддержки малого, среднего и микробизнеса в качестве основного канала трудоустройства и обеспечения стабильного экономического развития страны. Последовательно проводить целевую политику улучшения административного и финансового обслуживания предпринимательских структур, сокращения налогообложения и денежных сборов, акцентируя внимание на смягчении налоговой нагрузки обрабатывающей промышленности, малых и микропредприятий; обеспечить равные возможности с другими субъектами хозяйствования в области распределения ресурсов и кредитования, модернизации производства, внедрения информационных и наукоемких технологий, выхода на внутренний и зарубежный рынки, чтобы субъекты рынка по-настоящему почувствовали поддержку государства35.
35. .Жэньминь жибао. 17.03.2019.

Библиография

1. . Жэньминь жибао. 17,18.03.2019; Жэньминь жибао хайвайбань. 01.05.2018; Ministry pledges backing for private sector/- URL: http://en.ce.cn/ Business/ topnews/ 201811/ 16/ t20181116_30797180.shtml; Вклад частного сектора экономики в ВВП КНР превысил 60%. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2019/ 0306/ c31518–9553049.html.

2. . Более чем в 500 раз увеличилось количество индивидуальных предпринимателей в Китае за 40 лет проведения политики реформ и открытости.URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1208/ c31518–9526593.html; China soon to have 100 mln business entities. URL: http://www.china.org.cn/ business/ 2018–03/ 02/ content_50634924.htm.

3. . Подробнее см.: Чуванкова В.В. Государственная поддержка мелкого и среднего предпринима-тельства в КНР: новый этап // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 3. С. 82–85.

4. . Ли Кэцян. Новые требования для завершения всестороннего строительства общества «сяокан» // Жэньминь жибао. 01.11.2016.

5. . Данные ГСУ КНР // Жэньминь жибао. 01.03.2019.

6. . Чжунго тунцзи няньцзянь -2018: [Китайский статистический справочник]. Пекин, 2018. Таб. 4–15, 4–16; Жэньминь жибао. 01.03; 15.05.2019.

7. . Коэффициент Энгеля для китайского населения достиг нормы зажиточности. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2019/ 0222/ c31518–9548881.html (дата обращения: 25.02.2019).

8. . Данные ГСУ КНР // Жэньминь жибао. 01.03.2018.

9. . Китай занимает первое место в мире по численности среднего класса. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 0310/ c31516–9435470.html (дата обращения: 12.03.2018);

10. Численность населения со средними доходами Китая. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 0418/ c31516–9450785.html (дата обращения: 18.04.2018).

11. . Курс имеет три составляющие: переход от сверхбыстрого роста к умеренно быстрому; структур-ные изменения в пользу «третьей сферы»; смена инвестиционного характера стимулирования экономического роста на инновационный путь (прим. автора). —Подробнее см.: Борох О. «Но-вая нормальность» с китайской спецификой // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 3. С. 68–80.

12. . Жэньминь жибао. 18.03.2017; 23,24.03.2018.

13. . Урбанизация может способствовать сокращению разрыва в доходах городского и сельского населения в Китае. URL: http://russian.people.com.cn/ 31518/ 8575202.html (дата обращения: 23.03.2014).

14. . Дали туйдун фэй гунючжи цзинцзи шисянь синь фачжань: [Содействовать развитию негосудар-ственной зкономики] // Цзинцзи жибао. 01.11.2018. URL: http://www.agri.cn/ V20/ SC/ jjps/ 201811/ t20181101_6274596.html (дата обращения: 02.11.2018); 5 й Всекитайский съезд представителей индивидуальных тружеников. URL: http://www.acfic.org.cn/ yw/ szyw/ 201801/ t20180123_50982/ html.

15. . Подробнее см.: Малое и среднее предпринимательство в экономике // Китайская Народная Рес-публика: политика, экономика, культура. 2017–2018: монография. М.: ИД «Форум», 2018. С. 200–203.

16. . China rolls out fresh tax cuts to aid small businesses. URL: http://www.china.org.cn/ business/ 2018–04/ 26/ content_50965308.htm (дата обращения: 29.04.2018); В Китае снижают налоги для малого биз-неса // Деловой журнал про Китай: новости, экономика, бизнес с Китаем. 09.05.2018. URL: http://www.chinapro/ ru/ rubrics/ 1/ 17177/ (дата обращения: 14.05.2018).

17. . Real economy to get stronger govt support // China daily. July 27. 2018. URL: http://www.china.org.cn/ business/ 2018–07/ 27/ content_57836515.htm (дата обращения: 12.09.2018).

18. . China to further lower business costs. URL: http://en.ce.cn/ main/ latest/ 201804/ 23/ t20180423_28916182.shtml (дата обращения: 24.03.2018).

19. . Жэньминь жибао. 17, 18.03.201; Су Цзянь. Снижение налогов для развития внутренней эконо-мики // Китай. 2019. № 2. С. 32.

20. . Жэньминь жибао. 17; 18.03.2019.

21. . Ли Кэцян призвал к дальнейшему улучшению бизнес-среды. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 0321/ c31521–9439850.html (дата обращения: 10.04.2018).

22. . В Пекине опубликована программа по оптимизации хозяйственной и коммерческой среды. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1120/ c31518–9520085.html (дата обращения: 21.11.2018).

23. . В провинции Гуандун обнародовали меры по поддержке частных компаний. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1108/ c31518–9516479.html (дата обращения: 19.11.2018).

24. . Провинция Хэнань поощряет возвращение рабочих-мигрантов с помощью инвестиционного фонда. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2019/ 0218/ c31516–9547262.html (дата обращения: 18.02.2019).

25. . В провинции Хэнань сокращают время оформления открытия предприятий до 4,5 рабочих дней. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1008/ c31518–9506276.html (дата обращения: 19.11.2018).

26. . Small, private firms to get more help. URL: http://www.china.org.cn/ business/ 2019–01/ 07/ con-tent_74347221.htm (дата обращения: 10.01.2019).

27. . На очередном заседании Госсовета КНР подчеркнута важность роли фискальной и денежной по-литики в стимулировании реальной экономики. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 0725/ c31521–9484344.html (дата обращения: 01.08.2018).

28. . Китай стремится к стабилизации трудоустройства. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1206/ c31516–9525773.html (дата обращения: 07.12.2018).

29. . Fighting financial risks a long and tough battle. URL: http://www.china.org.cn/ business/ 2019–02/ 26/ content_74503708.htm (дата обращения: 27.02.2019).

30. . China issues guideline support to private enterprises. URL: http://www.china.org.cn/ business/ 2019–02/ 15/ content_74467076.htm (дата обращения: 20.02.2019).

31. . Китай принимает новые меры для стимулирования частных инвестиций. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1015/ c31518–9508293.html (дата обращения: 19.11.2018).

32. . Жэньминь жибао. 18.03.2019.

33. . В Китае вступили в силу временные правила, регулирующие рынок трудовых ресурсов. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1003/ c31521–9505678.html (дата обращения: 11.03.2018).

34. . Китай примет меры по содействию занятости. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 11.03/ c31516–9514796. html (дата обращения: 19.11.2018).

35. . Доклад Всемирного банка: Китай оказался в рейтинге 50 лучших стран по благоприятности де-ловой среды. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/ 2018/ 1101/ c31518–9514018.html (дата обраще-ния: 07.11.2018).

36. . Жэньминь жибао. 17.03.2019.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести