КНР, США и Россия на путях к обновлению мироустройства
КНР, США и Россия на путях к обновлению мироустройства
Аннотация
Код статьи
S013128120006091-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Давыдов Андрей Сергеевич 
Аффилиация: ИДВ РАН
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
4-17
Аннотация

В ста­тье со­дер­жит­ся ха­рак­те­ри­сти­ка стран т.н. боль­шой трой­ки, те­ку­щих взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду ни­ми. Ис­хо­дя из имею­щих­ся у них взгля­дов на осо­бен­но­сти су­ще­ст­вую­ще­го и гря­ду­ще­го ми­ро­уст­рой­ст­ва, пред­при­ня­та по­пыт­ка про­гно­за мес­та и ро­ли трех стран в об­нов­ляю­щем­ся ми­ро­вом по­ряд­ке. Да­ют­ся ре­ко­мен­да­ции по их оп­ти­ми­за­ции и вы­страи­ва­нию гар­мо­нич­ных от­но­ше­ний, спо­соб­ст­вую­щих ус­та­нов­ле­нию проч­но­го и дол­го­вре­мен­но­го ми­ра.

Ключевые слова
КНР, США, Россия, «Большая тройка», мировой порядок, обновление, конфликтная парадигма, регулирование конкуренции
Классификатор
Получено
23.09.2019
Дата публикации
23.09.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
1431
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 В последнее время взаимоотношения КНР, США и России — стран, входящих в т.н. большой треугольник, или «большую тройку», привлекают пристальное внимание не только специалистов-политологов, но и широких кругов международной общественности. Это происходит по целому ряду причин.
2 Прежде всего потому, что они составляют «трио» крупных мировых держав, каждая из которых обладает объективными и уникальными отличиями от других стран мира: США — самым современным экономическим и научно-технологическим потенциалом, Китай — невиданными демографическими ресурсами, а Россия — наибольшей территорией и обширными запасами полезных ископаемых. В силу этих и иных особых свойств указанные страны претендуют на ведущую глобальную роль, в стремлении играть которую каждая из них старается опираться на присущие исключительно ей собственные подходы и идейные ценности.
3 Так, США делают ставку на принципы рыночной экономики и демократии, прикрываясь которыми зачастую вмешиваются во внутренние дела других государств, вынуждая их к подчинению и насаждая там порядки, отвечающие американским интересам.
4 Китай, расширяя ныне повсеместное проникновение в развивающиеся и развитые страны на разных континентах, ратует за создание планетарного «сообщества единой судьбы» на основе укрепления, в первую очередь, торгово-экономических связей.
5 Россия, отказавшись от старой советской идеологии социализма и коммунизма, все же сохранила отчасти патерналистские подходы к выстраиванию отношений с некоторыми своими партнерами, хотя старается подходить к этому дифференцированно.
6 Крах просуществовавшей более четырех десятилетий биполярной системы, одной из глубинных причин которого можно, несомненно, считать грянувший в 1960е годы советско-китайский раскол, сделал особо актуальным вопрос об обновлении мирового порядка, вплоть до формирования новой системы мироустройства.
7 С начала 1990х годов этот процесс растянулся во времени и преодолел несколько этапов: с установления монополярности, когда США как победитель в холодной войне пытались диктовать свою волю и условия существования остальному миру, вплоть до нынешних усилий Китая и России по подрыву американской монополии на мировую гегемонию и выдвижению альтернативных планов глобального развития.
8 В этих обстоятельствах США, еще десятилетие назад грезившие гарантированной надеждой на мировое лидерство и доминирование, начали пересмотр прежней позиции, отход от глобализационных тенденций, формирование которых совсем недавно инициировали и активно в них участвовали, и замену их «экономическим национализмом», что в итоге привело к возникновению пресловутой «торговой войны» с Китаем, обозначившей по существу начало схватки за изменение существующего мироустройства.
9 Таким образом, все три ведущие мировые державы, так или иначе, высказались за отказ от былой архаичной архитектоники и за ее обновление, хотя у каждой имеется собственное представление о том, какой ей надлежит быть.
10 Нынешний 2019 год является для трех указанных стран юбилейным и, в определенном смысле, итоговым. Для Китая — это год 70-летия КНР, 40-летия установления дипломатических отношений с США и, фактически, полувековая годовщина с начала обоюдной инициации американо-китайского сближения, возникшей с приходом в 1969 г. в Белый дом Ричарда Никсона.
11 Для России он знаменует не только 70-летие установления дипотношений с Китайской Народной Республикой1, но и 50-летие кровавых событий на острове Даманский, обозначивших кульминацию советско-китайского конфликта и нагнетания в отношениях двух стран пиковой враждебности, грозившей перерасти в широкомасштабную войну между ними.
1. .Под «российско-китайскими отношениями» автор подразумевает двусторонние отношения СССР/РФ — КНР с 1 октября 1949 г.
12 Для самих США приход полвека назад Р. Никсона во власть связан как с нормализацией отношений с КНР, так и одновременно с началом вызревания американо-советской разрядки.
13 Считать 2019 год итоговым Китаю, США и России позволяет произошедшее в трех странах избавление от иллюзий. Китаю пришлось осознать, что его геополитическое и технологическое возвышение, в отличие от экономического, воспринятого Соединёнными Штатами относительно спокойно и сдержанно, вызывает у них ярое неприятие и может иметь самые негативные последствия не только для китайско-американских отношений, но для глобальной ситуации в целом. США внутренне прониклись пониманием того, что их шансы на сохранение и консервацию однополярного мира вовсе не так велики и бесспорны, как им казалось еще десять лет назад. Поэтому необходимо обновление не только тактики, но и стратегии.
14 А у российской политэлиты, хотя не у всей, начала разрушаться, наконец, иллюзия веры в то, что «с Китаем у нас единый путь и общие цели, и стоит лишь соединиться с ним союзными узами или, на худой конец, еще больше упрочить партнерские связи — и нам ничто не страшно», поскольку такое взаимодействие принесет якобы «скорые и обильные плоды».
15 На самом деле недавние события в наших двусторонних отношениях, включая последний визит Си Цзиньпина в Россию, дали ясно понять, несмотря на обилие пропагандистских восторгов в СМИ, как много усилий еще предстоит приложить обоим государствам, чтобы их нынешнее сближение оказалось не конъюнктурным, а действенным и плодотворным.
16 2019 год практически становится также отправной точкой на пути каждой из трех стран к достижению намеченных их руководством целей. Вспомним, что Д.Трамп еще в ходе избирательной кампании пообещал вернуть Америке былое величие («to make America great again»). Председатель Си неоднократно говорил о надеждах, связанных с реализацией к середине ХХI века «мечты о великом возрождении китайской нации» и обещал миру обеспечить «глобальное лидерство с китайской спецификой». На памяти у всех и высказывания В. Путина о стремлении России добиться статуса великой державы, которым в свое время обладал Советский Союз.
17 Цели эти весьма амбициозны, никак не стыкуются между собой, но вполне соответствуют притязаниям этих трех государств, которые очевидны, обоснованы и подкрепляются ранее накопленным ими «багажом». Так, Америка после окончания Второй мировой войны неизменно выступает в роли одного из постоянных мировых лидеров, сначала — в биполярном мире, а после его краха — на глобальном уровне.
18 Устремления Пекина органично подпираются издревле исповедуемым ханьской цивилизацией принципом «китаецентризма», согласно которому Китаю предначертано располагаться в центре мироздания и, «находясь в окружении варваров, постоянно сталкивать их друг с другом» для облегчения собственного выживания и последующего возвышения.
19 А России как самой крупной стране в мире, к тому же обладающей сопоставимым с США ядерным арсеналом, негоже, будучи правопреемницей СССР, довольствоваться положением всего лишь межрегиональной державы.
20 Понятно, однако, что великодержавные амбиции должны предполагать не только былые заслуги, но и соответствие определенным критериям. Как известно, для достижения сверхдержавного статуса любому государству необходимо обладать превосходством или, по крайней мере, паритетом с остальными претендентами на него в большинстве из следующих четырех сфер: экономике, современных науке и технологиях, военной мощи, геостратегическом положении и влиянии.
21 На данный момент указанным критериям 100-процентно отвечают только США. КНР сопоставима с ними по экономическим и отчасти технологическим параметрам. Москва пока составляет конкуренцию Вашингтону лишь в военной области.
22 Китай имеет высокий глобальный экономический рейтинг, обеспеченный в свое время за счет исполнения роли «мировой фабрики» с дешевой рабочей силой в обмен на получение современных западных технологий и широкого доступа к торгово-экономическим льготам, предоставляемым ВТО развивающимся странам.
23 Россия, изначально поверившая при Ельцине в равноправное партнерство с Западом и оказавшаяся в итоге в ситуации тотального подчинения ему и практически в шаге от потери суверенитета, начала собственное восстановление при Путине с пересмотра «партнерских ориентиров» и воссоздания утраченной военной силы, в чем заметно преуспела.
24 Однако превзойти Америку по комплексным показателям ни КНР, ни России еще не удалось. Главным объединителем их усилий на путях к «мировой вершине» остается согласие относительно многополярности как единственной приемлемой, в их понимании, структуры будущей глобальной архитектоники. Однако видение ведущих к ней путей у них не во всем совпадает. Китай, занявший в мировой экономике передовые позиции и решительно отрицающий при этом собственное стремление к гегемонизму, на деле демонстрирует непреодолимое желание утвердиться из региональной в статусе глобальной державы с последующим превращением в супердержаву. На это прямо и косвенно указывают его планы, сформулированные во многих китайских государственных и партийных документах.
25 Проводимая КНР на протяжении последних десятилетий торгово-экономическая политика в итоге дала стране реальную возможность не просто догнать более развитые экономически страны Запада, но войти в число мировых лидеров в сферах технологий и производства. СМИ западных стран все чаще говорят о том, что США и Европа отстают в освоении технологий. «Робототехника, системы на основе искусственного интеллекта, автоматизированное обучение, квантовые вычисления или интеллектуальная мобильность — все это происходит в Китае, а не в США»2.
2. .Трессел Леон. Китай не оставляет Америке ни одного шанса. URL: https://svpressa.ru/ economy/ article/ 228252.
26 Известно, что китайские суперкомпьютеры — одни из самых быстрых в мире, крупнейший радиотелескоп находится в Китае, и, наконец, КНР намерена доминировать в следующем поколении информационных технологий, куда входят сети 5G.
27 При этом США и Китай не только конкуренты и соперники, но и взаимозависимые партнеры. США зависят от Китая в ряде ключевых областей, начиная от дешевых потребительских товаров и кончая кредитными обязательствами перед ним на сумму свыше 1 трлн долл. Китай в свою очередь зависит от сохранения способности потребителей в США эти китайские товары покупать, а также от современных американских технологий в некоторых ключевых областях.
28 Для достижения намеченных целей КНР, помимо экономических, предпринимает целенаправленные шаги в политической, военной, социальной, демографической и ряде других важнейших сфер. Как было указано в докладе Си Цзиньпина на ХIХ съезде КПК, одной из них является достижение к середине нынешнего столетия «мирового лидерства в области всесторонней национальной мощи и международного влияния».
29 В этом направлении Китай осуществляет действенные меры: наряду с военной реформой, упорядочением боевой и организационной структуры НОАК, оснащением ее новыми видами вооружений активизируется ее участие в различных региональных и международных миссиях. Происходит укрепление военно-стратегических позиций КНР в прилегающих морских акваториях и в АТР в целом. Реализация Китаем концепции «полюса и путей» при определенных условиях может способствовать не только усилению его торгово-экономического, но и стратегического воздействия на глобальном уровне.
30 Еще недавно закрытая для внешнего мира и находившаяся по существу в самоизоляции страна за два последних десятилетия резко активизировала и расширила свои международные связи, укрепив с помощью торговли и инвестиций влияние и авторитет практически во всех регионах мира. Особый «китайский подход» к развивающимся странам зачастую заставляет последние поверить в то, что только Пекин способен адекватно воспринимать имеющиеся у них проблемы и трудности и предоставлять эффективную поддержку и помощь. Примечательно, что согласно имеющимся данным, в период с 2000 по 2017 г. экспорт китайских капиталов в виде прямых инвестиций, включая развивающийся мир, увеличился в 53,3 раза, а экспорт товаров всего лишь втрое3.
3. .См.: Отырба А. О чем китайские власти сигнализируют России. 23.05.2019. Firefox HTML.
31 Тем не менее, силы и ресурсы КНР для укрепления ее геостратегических позиций уступают пока тем возможностям и средствам, которыми располагают для таких же целей США, не говоря уже о сравнении военно-стратегических потенциалов двух стран. Даже с учетом ракетно-ядерного компонента, масштабы которого Пекин активно наращивает, тщательно скрывая от других, но который все еще уступает американскому, преимущества США перед Китаем в боевой мощи на сегодняшний день пока сохраняются.
32 Думается, КНР отдает себе в этом отчет и воздержится от необдуманных действий. К тому же, хотя соперничество США и Китая уже выходит за рамки чисто экономического, оно еще не достигло, на мой взгляд, стадии, когда война становится единственным аргументом и способом разрешения спора. В то же время еще недавняя немыслимость такой войны категорически отрицается в докладе авторитетного аналитического центра «Рэнд корпорейшн», опубликованном летом 2016 г.4
4. .Батюк В.И. Россия и Китай в стратегии администрации Трампа // Перспективы многостороннего сотрудничества ШОС с международными структурами в интересах развития стратегии Организации. М., ИДВ РАН, 2019. С. 31.
33 Результаты продолжающегося соперничества двух стран в экономике, торговле, высоких технологиях и военно-стратегической сфере определят в конечном итоге, сохранит ли Америка в них лидирующие позиции или будет оттеснена с первого места энергичной, бурно развивающейся, устремленной вперед, хваткой и напористой «желтой машиной».
34 У России, в отличие от американо-китайского противостояния, оцениваемого как «регулируемое», «биполярность» с Америкой ведущими отечественными экспертами-политологами признается «нерегулируемой»5. С этим, однако, можно поспорить.
5. .Об этом заявил директор Института США и Канады РАН В.Н.Гарбузов на состоявшемся 26 марта 2019 г. в Институте Дальнего Востока РАН совместном семинаре ученых ИДВ РАН и ИСКРАН.
35 Отношения России с США обострились до крайности не сразу. Их деградация шла постепенно на протяжении десяти с лишним лет. Аплодируя глобализации и декларируя в начале 1990х годов присоединение к этому процессу, тогдашнее российское руководство старалось не замечать или упускало из виду, что одновременно его оборотной стороной являлись повсеместное насаждение и распространение пресловутых американских шаблонов и идеологических ценностей, наше неизбежное подстраивание под них, усиление зависимости от Америки и подчинения ей.
36 Первые признаки недовольства России миропорядком, установленным Западом после распада СССР, и отведенным ей местом в нем проявились еще во время президентства Б. Ельцина в действиях премьера Е. Примакова. Его знаменитый «разворот» над Атлантикой, а также бросок российских десантников на Приштину свидетельствовали, что молча и безоглядно глотать любую «западную наживку» мы не станем.
37 Резкой отповедью западному диктату прозвучала 10 февраля 2007 г. речь В. Путина в Мюнхене, которая, правда, лишь усугубила ситуацию и усилила негативное восприятие России и фигуры ее лидера в западном сообществе. Но к тому времени Россией совместно с дружественными ей странами уже были предприняты первоначальные шаги по формированию структур (ШОС, БРИКС, РИК, ЕАЭС и др.), предназначенных составить основу многополярного каркаса грядущего мироустройства, альтернативного западной однополярности. Все это осуществлялось ею практически параллельно с кампанией «поворота на восток» под лозунгом: «Поймаем восточный ветер в свои паруса!».
38 Итогом дальнейших действий России, главным из которых стало присоединение Крыма, явилось ее исключение из «восьмерки» в марте 2014 г. Оно ознаменовало начало реального кризиса в ее отношениях с Западом, который по мере усугубления стал приобретать тотальный характер. Этот системный кризис, который развернулся на фоне ряда серьезных внутренних распрей в западном сообществе, еще более ожесточился с приходом к власти в США администрации Дональда Трампа.
39 К середине лета 2018 г. российско-американские отношения сошли до уровня «хуже некуда». Многие сравнивали их с Карибским кризисом, «новой холодной войной». Об этом, в частности, заявлял Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш6. Глава МИД РФ С. Лавров был еще более категоричен, утверждая, что ситуация гораздо критичнее, чем в те далекие времена, поскольку «тогда действовали каналы коммуникации, а сегодня они отсутствуют»7.
6. .URL: https://russian.rt.com/ world/ news/ 505979.

7. .Интервью ВВС. 16.04.2018.
40 Первая «коммуникация» состоялась 16 июля 2018 г., когда в Хельсинки прошли переговоры В. Путина и Д. Трампа, оценки которых разнились от сдержанного пессимизма до робкого оптимизма в российской среде и от параноидальной шпиономании до обвинений в «предательстве национальных интересов», прозвучавших из уст определенной части американского истеблишмента. Вторая была недавно во время встречи «двадцатки» в Осаке.
41 Почему результатом полутора десятилетий движения России навстречу Западу и ее усилий сделать отношения с ним более тесными и доверительными стали ее фактическая изоляция и обструкция с его стороны?
42 В разгар холодной войны в 1980е годы президент Рейган нарек Советский Союз «империей зла». Звучало обидно и оскорбительно, но даже в том негативном «клейме» слух советского человека ласкало слово «империя», означавшее, что мы были все-таки не одни, а окружены некой когортой союзников, на худой конец — сателлитов.
43 Сегодняшняя Россия — давно не империя, а коллективные скоординированные усилия Запада уже минимум пять—шесть лет направлены на «заталкивание» ее в компанию т.н. стран-изгоев, включающую Северную Корею, Ирак, Ливию, Сирию и им подобных.
44 Фактом остается и то, что на фоне презентованных президентом Путиным новых видов наших сверхсовременных и совершенных вооружений, которыми якобы обладает теперь Россия, и рекламировавшихся мощных технологических прорывов в военной сфере мы ощущаем себя более одинокими в мире по сравнению с прежними временами. Появился даже термин «стратегическое одиночество», к которому некоторые авторитетные российские политологи, относятся скорее благосклонно, чем негативно8.
8. .Караганов С. Свобода в выборе пути // Российская газета. 07.07.2018.
45 «Мы должны стать экономически сильнее, и тогда к нам тоже потянутся. А сейчас кто тянется? Тех, кто приходит к нам с протянутой рукой, мы не в состоянии кормить икрой с ложечки. Нам бы себя обеспечить». Эти слова принадлежат генералу армии В.И. Трубникову, бывшему директору Службы внешней разведки и бывшему заместителю министра иностранных дел РФ9. Добавить к ним нечего.
9. .Аргументы и факты. № 24. 2018.
46 Страна с развитой сильной экономикой, способная не только обеспечивать себя, но предложить остальному миру разнообразный ассортимент собственной продукции, помимо сырья и оружия, вряд ли оказалась бы в вакууме изоляции и озадачилась поиском сомнительных союзников, привлекая их раздачей заведомо безвозвратных кредитов, компенсировать которые будет вынуждена потом «за счет внутренних ресурсов».
47 К сожалению, реально эффективных договорных союзников у нынешней России фактически нет. Из бывших советских республик, расположенных по периметру РФ, официальные союзнические отношения имеются у нее только с пятью членами ОДКБ — Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, которых она обязалась защищать любой ценой, «вплоть до применения ядерного оружия» на основании обязательств о коллективной обороне. Однако в реальности ядерную агрессию против этих стран, как полагают видные эксперты-международники, «трудно себе представить»10.
10. .Там же. № 11. 2018.
48 Еще с шестью бывшими республиками СССР отношения у России практически враждебные или близкие к таковым (с Украиной, Латвией, Литвой, Грузией, отчасти — с Эстонией и Молдовой), а с тремя остальными — нейтрально-сдержанные (с Азербайджаном, Узбекистаном и Туркменией). Понятно, что при таких взаимоотношениях внутри бывшего СССР рассчитывать на формирование в будущей многополярной системе отдельного полюса, группирующего вокруг России, особо не приходится.
49 Как отмечалось выше, силой и влиянием в мире, безусловно, обладает Китай, давно позиционирующий себя нашим «доверительным стратегическим партнером». Разговоры о трансформации партнерских связей РФ и КНР в союзнические отношения ведутся ни один год, преимущественно под напором некоторых представителей наших военных и силовых структур, туманно представляющих себе специфические особенности данной проблемы. Они могут еще больше активизироваться после недавней российско-китайской встречи на высшем уровне.
50 Однако реальным договорным союзником с нами Китай не станет, поскольку, во-первых, сам принципиально не согласен связывать себя узами альянсов, полагая, что любые союзные обязательства, тем более в оборонной области, сопряжены с частичной утратой суверенитета.
51 А сегодня такого союза с Китаем следует побаиваться, прежде всего, нам самим, ибо в случае его гипотетического заключения часть нашего суверенитета окажется в руках КНР, и России придется задуматься, как выстраивать союз со страной, население которой десятикратно превосходит российское, а ВВП РФ составляет всего несколько процентов китайского. При этом нелишне иметь в виду, что инвестиции КНР в экономику России поступают исключительно по государственным каналам, но не от частного китайского бизнеса.
52 Во-вторых, главное состоит в том, что позиции России не всегда и не во всем совпадают с китайскими, а по некоторым вопросам существенно разнятся: в приоритете у каждой из сторон свои собственные интересы.
53 Стоит упомянуть о различиях во взглядах двух стран на экономическое развитие Центральной Азии, на деятельность ШОС и других региональных структур. Интересна статистика голосований РФ и КНР в Совете Безопасности и Генеральной Ассамблее ООН, выявляющая несовпадения в их подходах к оценкам важных международных проблем11. КНР занимает «особую позицию» по Крыму и в территориальном споре РФ с Японией, склонна к солидарности с США по арктической тематике. Пекин скрупулезно выполняет все финансово-экономические санкции Вашингтона в отношении России и не желает участвовать в многосторонних переговорах по разоружению.
11. .См.: выступление А.Ч. Мокрецкого на «круглом столе» по проблемам российско-китайских отношений // Проблемы Дальнего Востока. 2019. № 3. С. 17–18.
54 Порою складывается впечатление, что Китай видит в России в первую очередь не экономического и политического партнера, а некую контрсилу, способную вместе с ним противостоять тем действиям США в АТР и на глобальном уровне, которые идут вразрез с китайскими интересами. К тому же при создании договорных союзов, видимо, не стоит игнорировать такой важный фактор, как совместимость национальных психотипов народов у заключающих альянс государств. Без его учета результаты таких усилий могут оказаться непредсказуемыми.
55 Даже не союз, а просто единый российско-китайский полюс в грядущей мировой архитектонике представить непросто, поскольку у обеих стран с их амбициями неизбежно возникнет проблема «ведущего и ведомого», что может обострить существующие разногласия. Тем не менее, необходимо всячески оберегать нынешние российско-китайские отношения, заботиться об их упрочении и постоянно изыскивать способы повышения заинтересованности в них у китайской стороны. Выше отмечалось, что несмотря на сохраняющийся пока сверхдержавный статус, США не удовлетворены своим нынешним положением в мире. Причина не только в ослаблении надежд на мировое доминирование, но и в несбывшихся мечтах об усилении собственного превосходства и преимуществ за счет запущенного в свое время при активном участии Америки процесса всемирной глобализации, рычаги которого у нее ловко «перехватил» Китай.
56 Универсальность глобализации рьяно защищала и отстаивала представлявшая в Америке интересы международной спекулятивной финансово-олигархической элиты команда демократов во главе с Б. Обамой и Х. Клинтон. Замена «глобалиста» Обамы «антиглобалистом» Д. Трампом в непростой для мира момент общей турбулентности, повлияв на политический климат внутри США, вызвала одновременно определенное замешательство и во внешней среде.
57 «Смена караула» в Вашингтоне не ограничилась обычной партийной ротацией властей, а стала ключевой в перемене приоритетов на пути развития американского общества, формирования его внутренней и внешней политики.
58 Стремление к укреплению внутренних рынков, рост и развитие индустриальной базы внутри самих США, ограничение иммиграционных потоков, разрыв международных торговых договоренностей, чреватых для Америки экономическими потерями, отказ от спекулятивных сделок, увеличение добычи собственных нефти и газа и сокращение их импорта при одновременном желании принудить Европу и весь остальной мир покупать дорогую американскую сланцевую нефть вместо более дешевой российской, а также другие подобные шаги нового президента не только коренным образом изменили ситуацию в стране, но вызвали неоднозначную международную реакцию, вплоть до заявлений о том, что «США рискуют потерять роль мирового лидера», практически поставив на грань краха традиционное внутреннее двухпартийное единство во внешней политике. Положение усугубили обвинения в адрес Трампа в якобы обеспечившем ему победу на президентских выборах сговоре с Россией. Во многом благодаря именно этому фактору отношения двух стран складывались напряженно и тяжело. Даже если желание их улучшения со стороны Трампа было искренним, он не мог открыто демонстрировать свое дружелюбие к России, поскольку позиционировался в американских СМИ чуть ли ни в качестве «агента Кремля».
59 Характерно, что главной причиной ухудшения российско-американских отношений стали не столько события на Украине или т.н. аннексия Крыма Россией. Это было лишь одним из поводов для демарша со стороны США. Действительная первопричина состояла в том, что на рубеже 2008–2009 гг. тогдашние американские администрации республиканцев и демократов, сменявшие друг друга во власти, проглядели реальный «закат» однополярности и, сочтя урегулирование последствий распада биполярной системы мира окончательно завершенным, сбросили Россию со счетов как «глобального игрока».
60 Возвращение в 2012 г. в президенты прагматичного и жесткого В. Путина спутало американцам все карты, поколебало уже считавшееся ими состоявшимся деление мира «по интересам» и привело к возникновению, задолго до Украины, целого ряда конфликтов, постепенно повлекших ухудшение, а затем и окончательную деградацию российско-американских связей. Американская реакция на события на Украине и на роль в них России выглядела как одно из проявлений сопротивления США начальным шагам по формированию основ глобальной полицентричности.
61 «Гнев на Россию» цепной реакцией перекинулся из США в страны Европы, расширив политику санкций и породив контрсанкции, приведя к ущемлению российских прав на нормальную деятельность в рамках международных форматов, включая участие в целом ряде форумов. Запад консолидировано ополчился на нас по единственной и главной причине — отсутствию желания наблюдать возрождение России в качестве великой глобальной державы, что противоречило его замыслам и пугало больше всего.
62 Российско-американские связи, пожалуй, одна из труднейших проблем новой администрации США. Мы сами во многом виноваты, поскольку сразу после выборов многочисленные российские политики, политологи и представители СМИ начали раздувать «трампоманию»12, авансируя необоснованный оптимизм по поводу надежд на скорое улучшение отношений с Америкой. Ни одна из них не оправдалась. Всколыхнувшиеся в самые последние дни после возобновления российско-американских контактов на высоком политическом уровне ростки оптимизма пока лишены реальной подпитки и не могут оцениваться всерьез. По мнению американских экспертов, высказанному еще перед инаугурацией Д. Трампа, высока вероятность того, что состояние российско-американских отношений в большой степени будет зависеть от происходящего в Москве и Пекине13.
12. .Только в январе 2017 г. Трамп упоминался в российских СМИ 202 тыс. раз по сравнению со 147,7 тыс. упоминаний в них неизменного лидера шести прошлых лет В. Путина (Независимая газета. 01.03.2017).

13. .Независимая газета. 10.01.2017.
63 Что касается последнего, то, по утверждениям экспертов, внутри стратегического сообщества США давно существует точка зрения, что «Соединённые Штаты должны предотвратить превращение Китая в мировую державу, стимулируя внутренние противоречия, и если это не поможет, прибегнуть к превентивной войне»14.
14. .Независимая газета (Сценарии). 1998. № 12.
64 В реальности, даже нормализовав в 1972 г. отношения с Пекином, Вашингтон сохранял идеологическую нетерпимость и стратегические цели политики по отношению к КНР, состоявшие в конечном итоге в замене политического строя и социальной системы в ней и утверждении благоприятного для США режима. Это обстоятельство, подтверждаемое, в том числе, играми в т.н. кимерику, фигурировало в качестве одной из первопричин накопления конфликтного потенциала в американо-китайских отношениях.
65 Для Китая, с учетом его планов модернизации, рассчитанных на первую половину нынешнего столетия, обострение конфликта с США представлялось катастрофой, способной затормозить развитие страны и отбросить ее на исходные позиции. Поэтому в КНР отношения двух стран до недавних пор характеризовались как «сочетание сотрудничества и конкуренции», но без элементов конфронтации15. При этом Пекин никогда не соглашался на роль младшего партнера США.
15. .Сяньдай гоцзи гуаньси. 2002. № 1–2. С. 93.
66 Намерение Трампа возродить величие Америки на новой, «более крепкой» основе не могло не отразиться на характере взаимоотношений США с КНР. Еще при Обаме Китай, став второй, а по отдельным показателям — первой экономикой мира, активизировал участие в глобальном управлении, расширив его с экономической на сферу безопасности и заявив, таким образом, о претензии на роль одного из глобальных лидеров.
67 Мысль о такой возможности была недопустимой не только для Обамы, пытавшегося воспрепятствовать укреплению китайских позиций в АТР, но оказалась неприемлемой и для Трампа, несмотря на его притворную благосклонность к инициативам КНР о расширении сотрудничества со странами региона. Доминирование Китая в нем США разрешить не могли, поскольку потеря тихоокеанской Азии означала бы для американцев утрату плацдарма, подкрепляющего фундамент их глобального лидерства. Так в геополитической сфере по инициативе Трампа возникло новое образование — Индо-Тихоокеанский регион, или т.н. Индо-Пацифика.
68 Продолжая называть отношения США с Китаем «самыми важными двусторонними отношениями в мире», Вашингтон в «Стратегии национальной безопасности» (2017) впервые причислил КНР к своим главным стратегическим соперникам. Произошел отход от двух важных постулатов в политике прежней администрации в отношении Пекина:
69 1) о том, что поддержание прежнего баланса сил в АТР и Восточной Азии якобы может сдерживать стремление Китая изменить установленный там Америкой региональный порядок;
70 2) отказ от дальнейших попыток интеграции КНР — в надежде на последующую либерализацию ее режима изнутри — в общемировой порядок, формировавшийся под патронажем США.
71 В политико-правовой сфере США инкриминируют Китаю: милитаризацию Южно-Китайского моря; усиление давления на Тайвань; нарушения в области прав человека и свободы вероисповедания; поощряемый властями кибершпионаж; модернизацию китайских военных объектов за счет кражи американских технологий путем хакерских атак; расширение геополитических притязаний. В финансово-экономической сфере в вину Пекину традиционно вменяются: манипулирование курсом юаня; установление и использование дискриминационных торговых барьеров; товарный демпинг, ведущий к развалу американской промышленности; введение ограничений на торговлю с США; настойчивое требование Китая о доступе к новым американским технологиям в обмен на присутствие компаний США на его рынках и пр.
72 Хотя «торговую войну» Пекину первыми объявили США, в Вашингтоне исходят из того, что схватку начал Китай, бросивший вызов Америке. В то же время оценки причин начала этой войны российскими специалистами варьируются в диапазоне от обвинений Китая в ее разжигании, вольном или невольном, путем несоблюдения общепринятых правил международной торговли — до признания вины за США из-за их нежелания смириться со стремлением Пекина к приобретению статуса глобальной державы.
73 В этом контексте действия Трампа рассматриваются как намеренное сдерживание технологического развития Китая в качестве способа торможения КНР на пути к этому статусу, в частности, срыва программы «Сделано в Китае — 2025», поскольку основными объектами протекционистских мер со стороны США являются именно те отрасли, которые в этой программе выделены в качестве приоритетных.
74 Сам факт нынешнего американо-китайского противоборства свидетельствует о появлении нескольких принципиально новых моментов в отношениях двух стран:
75 1. Тесные торгово-экономические связи и огромные объемы товарооборота не являются более гарантией недопущения перерастания разногласий США с Китаем в острый конфликт, вплоть до тотальной конфронтации.
76 2. Торговые споры становятся, таким образом, рычагами не только экономического, но и политического давления.
77 3. Меняется статус КНР в отношениях с США: из конкурирующего партнера она переводится в разряд геополитических соперников Америки, противоборство с которым может с экономической распространиться и на другие сферы.
78 4. Диалоговые механизмы между США и КНР, деятельность которых приторможена ухудшением их взаимоотношений, нуждаются в перезагрузке или обновлении.
79 5. В отношениях двух стран налицо усиление противоречий идеологического и гуманитарного характера по проблемам демократии и тоталитаризма, прав и свобод, сущностей правового государства и т.п.
80 6. Обнаружились новые разногласия: требования США о необходимости подключения Китая к переговорам России с Америкой по ракетно-ядерной тематике встретили резко негативную реакцию со стороны КНР.
81 7. Сохраняется разница в подходах к организации будущего миропорядка: КНР ратует за многополярность, а США по-прежнему привержены идее однополюсного мира.
82 Каким же будет грядущий миропорядок? Спрогнозировать это сложно, хотя, исходя из преследуемых странами «треугольника» целей и ситуации, складывающейся в их взаимоотношениях, общие его контуры вырисовываются ныне более рельефно.
83 Оговоренные США и Китаем сроки урегулирования их торгово-экономического конфликта постоянно продлеваются, и переговоры сторон, очевидно, зашли в тупик. Это с большой вероятностью свидетельствует о том, что даже если соглашение между ними будет, в конце концов, достигнуто, накопившиеся в китайско-американских отношениях фундаментальные противоречия до конца разрешить не удастся. Противостояние, начавшееся как торговая война, грозит перерасти в перманентное состояние взаимной враждебности, о чем свидетельствуют четко выраженные сторонами намерения «не уступать друг другу».
84 Характерно, что Китай, очевидно уже не рассчитывая на скорое и мирное разрешение экономического конфликта с США, отошел от сдержанной и дипломатичной риторики, которая использовалась Пекином еще не так давно, и настроен на то, чтобы «быть жестким» к Америке и «достигнуть мира путем борьбы»16. У каждой из сторон своя правда. Китай полагает, что десятилетиями субсидировал экономику США, одалживая американцам деньги и поставляя промышленные товары, и поэтому может легко взорвать ее, отказав в такой поддержке.
16. .URL: https://news-front.info/ 2019/ 0516.
85 США со своей стороны не считают такой подход болезненным только для них и безболезненным для самого Китая, обеспечивавшего на протяжении тех самых десятилетий рост собственной экономики за счет преференциального доступа к американским технологиям, капиталам и рынкам. Поэтому уверены, что «отключение» экономики КНР от американской системы (если дело дойдет именно до тотальных эмбарго и «долларовых санкций»), «не может не нанести Китаю довольно чувствительный ущерб, который придется купировать долгосрочными и тяжелыми реформами»17. При этом сброс Китаем американских облигаций, нанося серьезный ущерб рядовым американцам, окажется на руку Трампу, поскольку ослабит доллар и поможет одновременно сократить дефицит США в торговле с КНР.
17. .Там же.
86 Для преодоления возникшего конфликта Китай был готов: а) увеличить импорт из США за счет замещения американскими сырьевыми товарами продукции из других стран; б) согласиться на реформы в сфере интеллектуальной собственности и увеличение открытости своей экономики; в) пойти на уступки в тех ее секторах, где того требовала сама логика экономических реформ.
87 Но США это не устроило. В дополнение они настаивали на отказе китайского государства от поддержки высокотехнологичных отраслей и сокращении отдельных форм субсидирования. Видимо, для КНР это стало той «красной чертой», которую она не могла себе позволить переступить: решение о запрете дальнейших уступок США со стороны Китая якобы принял лично сам Си Цзиньпин. В то же время считается, что Трамп после «индульгенции» от комиссии Мюллера больше не нуждается в быстрой сделке с КНР, которая, выглядя тактическим успехом, стала бы для него в преддверии грядущих в 2020 г. президентских выборов стратегической неудачей в реализации курса на восстановление «величия Америки»18.
18. .URL: https://profile.ru/ columnist/ govorit-ne-o-chem-141566.
88 По поводу дальнейших перспектив развития американо-китайского противоборства имеются различные точки зрения. Одна из них сводится к тому, что нынешние американские власти якобы намерены «давить на Китай до конца», поскольку решается вопрос о том, сохранят ли США статус мирового гегемона в ХХI веке. И они будут добиваться эскалации до тех пор, пока ее последствия не станут нетерпимыми для Китая или самих США. А руководство КНР, в свою очередь, якобы делает ставку на более высокий «болевой порог» китайцев и выносливость их системы по сравнению с оппонентами.
89 Другое мнение состоит в том, что Пекин утратил надежду найти решение проблемы с республиканской администрацией и будет всячески поощрять приход в Белый дом в 2020 г. демократов, тем более, что сын их потенциального кандидата Дж. Байдена связан с китайским бизнесом. Следует признать, что политика Трампа постепенно приводит к уменьшению дисбаланса в пользу КНР, существующего во взаимной торговле США и Китая. Это происходит, в первую очередь, за счет падения китайского экспорта в Америку, которое в 2018 г. составило уже 2,4%.
90 США резко ограничивают прямые китайские инвестиции в свои стратегические отрасли, в частности в сферу разработок искусственного интеллекта и стандарта 5G, давят на партнеров и союзников, требуя их отказа от участия в инициативе «пояса и путей» и увеличивая силовой нажим на Китай, усиливая, в том числе, патрулирование в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях якобы для «обеспечения свободы судоходства».
91 Однако не исключено, что в китайском руководстве на фоне внешне «монолитного единства» вызревают разногласия по поводу дальнейшего курса в отношении США. Об этом свидетельствуют расхождения во мнениях среди экспертного сообщества КНР, серьезно влияющего на выработку политики Пекина. В то время как представители «проправительственного блока» (Пекин, северо-восток страны) ратуют за обострение борьбы сопротивления Америке чуть ли не «на всех фронтах», ориентированные на бизнес и получение прибыли регионы юго-востока и юга Китая (Шанхай, Гуандун и др.) настаивают на поисках «каналов налаживания отношений», что неудивительно, если подсчитать доходы, которые они рискуют потерять19.
19. .Это отчетливо прозвучало в выступлениях китайских экспертов в ходе V Международной конференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху», прошедшей в Москве под эгидой Российского совета по международным делам 29–30 мая 2019 г.
92 Пока же Пекин предпринимает ответные шаги на майское повышение Соединёнными Штатами с 10 до 25% пошлин на китайский импорт объемом 200 млрд долл. С 1 июня с.г. КНР увеличила с 10 до 25% тарифы на импорт из США 2493 наименований товаров. Еще на 1078 наименований товаров тарифы вырастут с 10 до 20%. Одновременно отвергаются все американские обвинения в адрес Китая, включая требования о передаче технологий взамен доступа США на китайский рынок, которые «Жэньминь жибао» охарактеризовала как «чистый вымысел».
93 Отвергнуты претензии США к Китаю в ракетно-ядерной сфере. Позиция Пекина состоит в том, что страны с наибольшими арсеналами ядерного оружия должны выполнить свои обязательства по разоружению, продолжить выполнение соглашений о контроле над вооружениями и продлить соответствующие договоры.
94 А сама КНР, которая якобы «дала обещание не применять против других ядерное оружие первой» и в стратегическом арсенале которой дискутируемые виды вооружений средней и малой дальности составляют до 80%, исходит из того, что ее ракетно-ядерные силы «поддерживаются на минимальном уровне». Поэтому она не станет принимать участия в любых переговорах о трехстороннем соглашении по ним. При этом НОАК уже начала строить авианосцы и создавать зарубежные базы.
95 Тем не менее отказ Пекина от участия в подобных переговорах — не самое неприятное из того, что может произойти в отношениях рассорившихся соперников. К гораздо более серьезным последствиям грозит привести затеянная КНР программа интернационализации юаня и вытеснения американской валюты с внутреннего китайского рынка. Копивший до 2014 г. резервы в долларах США Китай пять лет назад изменил свою стратегию, предпочтя делать валютные инвестиции за границей. Перспективные планы КНР нацелены на то, чтобы полностью отказаться от использования доллара в международной торговле: тогда китайскую экономику не устрашат никакие санкции.
96 Но чем это может обернуться для нас и остального мира?
97 Россия в торговых отношениях с Китаем договорилась развивать практику расчетов в национальных валютах. Пока же до 76% товарооборота двух стран обеспечивается в долларах США, а полный переход на юань и рубль чреват определенными рисками. Так, девальвация юаня из-за торговой баталии с Америкой оборачивается потерями для их обладателя, что в прошлом году уже ощутил Центробанк РФ, нарастивший долю юаня в своем золотовалютном резерве до 15%. Что касается мировых последствий, проблема состоит в том, что экономику США с подбирающимся к 20 трлн долл. государственным долгом пока удается «держать на плаву» во многом благодаря использованию доллара в качестве основной мировой валюты, а Вашингтон — в роли ее эмиссионного центра. Дедолларизация международной экономической системы, составляющая цель Пекина, может привести к нарушению ее целостности и возникновению других самостоятельных и независимых эмиссионных центров, опирающихся на юаневый, золотой или иной стандарт и контролируемых силами, уполномоченными принимать политические, экономические и любые прочие решения.
98 Помимо новых эмиссионных центров, могут появиться и другие изолированные глобально значимые контролирующие финансовые системы, что способно спровоцировать возникновение «новой холодной войны», но уже не на политико-идеологической, а на финансово-экономической почве, которая может запустить новый этап деглобализации или, как минимум, разделить мировую экономику на части. Ужесточение борьбы за очередной передел глобальных рынков в перспективе не исключает превращения холодной «экономической» войны в реальную горячую.
99 Главный архитектор американо-китайских отношений и инициатор сближения двух стран, 96-летний патриарх современной политологии Генри Киссинджер считает, что из ситуации, в которой оказались сегодня США и КНР, бесконфликтного выхода нет. А глубину конфликта усиливает то, что «водораздел» между Америкой и Китаем пролегает еще и по идеологической линии, на которую стороны до поры до времени стремились «зажмуривать веки».
100 Из утверждения Киссинджера следует, что вероятность альтернативы жесткому варианту «мягкого», при котором соперники смогли бы «нащупать договоренности» и восстановить былое взаимодействие, практически равна нулю. В то же время, учитывая возможность обоюдного осознания сторонами серьезных последствий эскалации конфликта между ними для глобального мира и безопасности, теплится надежда, что «до самого края» они дойти не рискнут. Поэтому прогноз дальнейшего развития нынешней ситуации хотелось бы видеть все-таки на путях пусть долгих и трудных, но мирных поисков решений с помощью обоюдных компромиссов и уступок, результатом которых вполне могут стать формирование некой «новой биполярности» или шаткая конструкция «балансирования на грани».
101 Где же в этих поисках место и роль России? Сегодня она «зажата» между Евро-Атлантикой и КНР, уже готовыми к переходу на следующий технологический этап, к новому уровню «цифровизации». Таким образом, выбор Россией своих политических ориентиров может одновременно стать и выбором пути ее будущего технологического развития, или наоборот — технологии определяющим образом повлияют на ее политику.
102 Если исходить из преобладающей пока конфронтационной парадигмы, соблазн «смычки» с Китаем достаточно велик. Именно к формированию китайско-российского двустороннего полюса призывали на прошедшем в конце мая с.г. в Москве совместном форуме под эгидой РСМД видные политики Игорь Иванов и Дай Бинго. Этому призыву наверняка аплодируют те в России, кто безапелляционно заявляет, что «вместе с Китаем мы — непобедимая сила». Эта, на первый взгляд, неоспоримая формула опасна тем, что нацеливает на сохранение перманентности конфронтации, на неизбежность военного конфликта и может сыграть негативную роль. Но конфронтация не должна быть вечной.
103 А тем, кто ратует сегодня за безоглядное упрочение дружбы с КНР, вплоть до воплощения в жизнь былого лозунга «Русский с китайцем — братья навек!», следует помнить об особенностях национального менталитета в Китае, когда речи зачастую не вполне тождественны деяниям; обо всех зигзагах и нюансах 70-летней истории наших взаимоотношений; учитывать сравнительную статистику торгово-экономических связей Китая с Россией и США20.
20. .Экспорт КНР в РФ в 2018 г. — 45,8 млрд долл., импорт из РФ — 56,5 млрд долл., экспорт КНР в США — 456,5 млрд долл., импорт из США — 147 млрд долл. В 2018 г. на Россию пришлось 1,9% китайского экспорта, а экспорт РФ в КНР составил 2,8% от общего китайского импорта.
104 Кроме того, по признанию российских СМИ, большую роль в нынешнем российско-китайском сближении играет эмоциональная составляющая — та самая, что была присуща китайско-американским связям при установлении между двумя государствами дипломатических отношений 40 лет назад.
105 Очевидно, что политические отношения между РФ и КНР сегодня масштабнее и богаче, чем их экономическое сотрудничество, а китайско-американские связи в торгово-экономической области, несмотря на разгоревшийся конфликт, по-прежнему пока более глубокие и насыщенные, чем взаимоотношения в политической сфере. К сожалению, по своим экономическим параметрам, геополитическим весу и влиянию мы сейчас выглядим слабейшими в «тройке».
106 Пока сохраняется американское стремление к гегемонии, а у России и Китая превалируют рассчитанные на долговременную перспективу планы формирования нового международного порядка взамен брюссельско-вашингтонской системы, конфронтационная парадигма будет доминировать. Отсюда следует, что главным и определяющим для продвижения по пути к новой системе мироустройства станет переход от парадигмы конфронтации к парадигме кооперации, от восприятия мира как совокупности конфликтов и противостояний к осознанию необходимости его развития в русле сотрудничества и замены принципа баланса сил балансом интересов.
107 Это вовсе не означает, однако, что при продвижении по такому пути во взаимодействии с Китаем мы должны во всем потакать ему и действовать исключительно в его интересах, игнорируя свои собственные. Прежде всего, не в наших интересах пытаться «замирять» Китай и Америку. Идеальной для нас могла бы оказаться «классическая формула» взаимоотношений в трехстороннем формате, когда отношения одной стороны с каждой из двух других лучше отношений между ними. Следовательно, внешнеполитическим приоритетом России должно стать налаживание взаимосвязей с США, которое потребует серьезного обновления российской дипломатией ее практики, форм, методов и подходов. Кроме того, «точками опоры» для России на этом пути станут поиски поддержки, помимо Китая, со стороны возможно большего числа экономически значимых, политически не ангажированных и сильных в военном отношении государств, а также нахождение платформ для компромиссов с США в приемлемых для обеих сторон областях.
108 В связи с этим кажется интересной озвученная недавно идея о проведении форума ЕС — РФ — КНР — АТР по проблемам мирососедства и обновления мироустройства. Представляется нелишним пригласить к участию в подобном мероприятии и представителей США.
109 В идеале конфликтующие стороны должны прийти к пониманию неизбежности принятия договоренностей о конструктивном управлении своим соперничеством, при котором сотрудничество в одних сферах может осуществляться одновременно со здоровой конкуренцией в других. Тогда появится возможность построения нового международного порядка, основанного на понимании того, что любой восходящей державе следует отвести определенную роль в формировании глобальных правил и институтов.
110 Именно такими подходами руководствовалась КНР, предлагая в свое время США принципы урегулирования ситуации в Южно-Китайском море. Именно они могут быть положены в основу устранения наследия ушедшей в прошлое эпохи холодной войны — «разграничительных линий» на Корейском полуострове и в Тайваньском проливе.

Библиография

1. . Под «российско-китайскими отношениями» автор подразумевает двусторонние отношения СССР/РФ — КНР с 1 октября 1949 г.

2. . Трессел Леон. Китай не оставляет Америке ни одного шанса. URL: https://svpressa.ru/ economy/ ar-ticle/ 228252.

3. . См.: Отырба А. О чем китайские власти сигнализируют России. 23.05.2019. Firefox HTML.

4. . Батюк В.И. Россия и Китай в стратегии администрации Трампа // Перспективы многостороннего сотрудничества ШОС с международными структурами в интересах развития стратегии Органи-зации. М., ИДВ РАН, 2019. С. 31.

5. . Об этом заявил директор Института США и Канады РАН В.Н.Гарбузов на состоявшемся 26 марта 2019 г. в Институте Дальнего Востока РАН совместном семинаре ученых ИДВ РАН и ИСКРАН.

6. . URL: https://russian.rt.com/ world/ news/ 505979.

7. . Интервью ВВС. 16.04.2018.

8. . Караганов С. Свобода в выборе пути // Российская газета. 07.07.2018.

9. . Аргументы и факты. № 24. 2018.

10. . Там же. № 11. 2018.

11. . См.: выступление А.Ч. Мокрецкого на «круглом столе» по проблемам российско-китайских от-ношений // Проблемы Дальнего Востока. 2019. № 3. С. 17–18.

12. . Только в январе 2017 г. Трамп упоминался в российских СМИ 202 тыс. раз по сравнению со 147,7 тыс. упоминаний в них неизменного лидера шести прошлых лет В. Путина (Независимая газета. 01.03.2017).

13. . Независимая газета. 10.01.2017.

14. . Независимая газета (Сценарии). 1998. № 12.

15. . Сяньдай гоцзи гуаньси. 2002. № 1–2. С. 93.

16. . URL: https://news-front.info/ 2019/ 0516.

17. . Там же.

18. . URL: https://profile.ru/ columnist/ govorit-ne-o-chem-141566.

19. . Это отчетливо прозвучало в выступлениях китайских экспертов в ходе V Международной кон-ференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху», прошедшей в Москве под эгидой Российского совета по международным делам 29–30 мая 2019 г.

20. . Экспорт КНР в РФ в 2018 г. — 45,8 млрд долл., импорт из РФ — 56,5 млрд долл., экспорт КНР в США — 456,5 млрд долл., импорт из США — 147 млрд долл. В 2018 г. на Россию пришлось 1,9% китайского экспорта, а экспорт РФ в КНР составил 2,8% от общего китайского импорта.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести