1. . В рамках «политики открытости» были сформированы идеологические выводы и в отношении религии. Произошли изменения в интерпретации религии, стало возможным системное и специализированное развитие религиоведческой науки. Подробнее см.: Забияко А.А., Хаймурзина М.А. Интерпретация религии китайскими мыслителями в контексте развития религиоведения в КНР (вторая пол. XX — начало XXI в.). Статья первая // Религиоведение. Научно-теорети¬чес-кий журнал. 2013. № 2. С. 64–74; Забияко А.П., Хаймурзина М.А. Интерпретация религии ки-тайскими мыслителями в контексте развития религиоведения в КНР (вторая половина XX — начало XXI в.). Статья вторая // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2013. № 3. С. 70–88. О формировании и современном состоянии религиоведческой науки КНР см.: Филонов С.В., Ли Синь. Формирование и современное состояние китайского религиоведения (об оценках извне и изнутри) // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2018. № 1. С. 126–143.
2. . Жэнь Цзиюй известен как философ, историк и религиовед. В 1964 г. им была создана первая в истории КНР академическая научная структура, специализирующаяся в области религиоведения, — Научно-исследовательский институт религий мира при Академии общественных наук Китая. Вплоть до 1985 г. Жэнь Цзиюй оставался его директором. Подробнее см.: Филонов С.В. Исследования даосизма в Китае: достижения и перспективы // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2012. № 1(33). С. 88; Филонов С.В., Ли Синь. Указ. соч.
3. . Хаймурзина М.А. Развитие современной конфуцианской мысли в ХХ—ХХI в.: периодизация, представители и смысловое содержание терминов // Россия и Китай: история и культура. Сб. статей и докладов участников X Международной научно-практической конференции. Казань: Академия наук РТ, 2017. С. 654–660.
4. . См., например: Забияко А.П., Хаймурзина М.А. Понятие «религия» в трудах современных конфуцианцев // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 1. С. 124–133.
5. . Billioud S. The revival of Confucianism in the sphere of mores and the reactivation of the civil religion debate in China // Confucianism, a habit of the heart / ed. by Ph.J. Ivanhoe, Sungmoon Kim. N.Y., 2016. P. 47–70.
6. . Конфуцианская концепция аньшэнь лимин предполагает духовное развитие человека в реальной жизни: «препоручение себя небесному Пути», «следование небесному велению» через самоличное «осознание и совершенствование [индивидуальной] природы», следование моральным истинам и нравственное совершенствование. В результате достигается соединение двух сторон — духовного умиротворения и удовлетворения посюсторонней жизнью. Подробнее см.: Хаймурзина М.А. Философский анализ конфуцианской религии в творчестве Лю Шусяня // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 11. С. 194–196.
7. . Billioud S. Op. cit. P. 50.
8. . Yang Fenggang. Confucianism as civil religion // Confucianism, a habit of the heart / ed. by Ph. J. Ivanhoe, Sungmoon Kim. N.Y., 2016. P. 30.
9. . О связи политических лозунгов с конфуцианством см., например: Россия — Китай — 2050: стратегия соразвития // Б.Н. Кузык, М.Л. Титаренко. М.: Институт экономических стратегий, 2006.
10. . Хаймурзина М.А. Интерпретация религиозных оснований конфуцианства в конфуцианской мысли и религиоведении Китая XX — начала XXI в.: дис… канд. филос. наук: 09.00.14. АмГУ. Благовещенск, 2014. 180 с.
11. . Yang Fenggang. Op. cit. P. 25–46.
12. . Подробнее см.: Хаймурзина М.А. Новые тенденции в официальных трактовках религии в КНР // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2017. № 1. С. 49–55.
13. . Чэнь Мин. Вэньхуа жусюэ: сыбянь юй луньбянь: [Культурное конфуцианство: размышления и споры]. Чэнду: Сычуань жэньминь чубаньшэ, 2009. С. 74.
14. . Там же. С. 47–55.
15. . Там же. С. 45.
16. . Там же. С. 45–49.
17. . Yang Fenggang. Op. cit. P. 31.
18. . Ibid. P. 32.
19. . Такое определение религии является характерным для религиоведческой науки КНР. Оно сформировано в рамках теории «четырех элементов религии» Люй Дацзи. Подробнее см.: Хаймурзина М.А. Интерпретация религиозных оснований конфуцианства…
20. . Yang Fenggang. Op. cit. P. 35.
21. . Ibid. P. 36.
22. . Ibid. P. 38–39.
23. . Сведения о количестве христиан (католиков и протестантов) существенно разнятся: от 23 до 80 млн верующих. Официальная статистика дает еще более скромные показатели. Подробнее о христианах в Китае см.: Пелевина О.В. Христианские общины в современном Китае: типология китайских религиоведов // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 1. С. 151–160.
24. . Yang Fenggang. Op. cit. P. 40.
25. . Ibid.
26. . Ibid. P. 43.
27. . Это может быть небольшое семейное предприятие, где хозяин/ка — ярый приверженец конфуцианства, желающий привить основные конфуцианские идеи своим сотрудникам — социалистическому поколению, лишенному основных представлений о традиционной культуре. Или это могут быть «маленькие академии» (шу юань), такие, как конфуцианская школа Цзян Цина, куда приходят люди разного возраста и для которых конфуцианство становится источником духовного становления и смысла жизни. См.: Billioud S. Op. cit. P. 50–51.
28. . Ibid. P. 53–54.
29. . Ibid. P. 55–56.
30. . «Культурная революция» в КНР привела на Тайване к переоценке традиционной культуры и конфуцианских ценностей, включая сыновнюю почтительность и верность государству, а также способствовала возобновлению внимания, в частности, к «трем принципам» Сунь Ятсена. Гоминдановские лидеры обратились к конфуцианской системе даотун, которая позволяла проследить древнейшие истоки китайской культуры. Были введены программы, целью которых было внедрение конфуцианских ценностей. Это укрепило легитимность гоминьдановского режима. См: Billioud S. Op. cit. P. 62.
31. . Ibid. P. 62.
32. . Ibid. P. 53.
33. . Ibid. P. 63.
34. . Ibid. P. 64.
35. . Ibid.
Комментарии
Сообщения не найдены