Современное торгово-экономическое сотрудничество Японии и стран АСЕАН: двусторонние и многосторонние форматы
Современное торгово-экономическое сотрудничество Японии и стран АСЕАН: двусторонние и многосторонние форматы
Аннотация
Код статьи
S013128120004644-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мищенко Яна Вадимовна 
Аффилиация: ИДВ РАН
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
104-113
Аннотация

Ста­тья по­свя­ще­на ана­ли­зу со­вре­мен­но­го со­стоя­ния тор­го­во-эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний ме­ж­ду Япо­ни­ей и стра­на­ми АСЕ­АН. Про­ве­ден ком­плекс­ный ана­лиз ос­нов­ных форм эко­но­ми­че­ских свя­зей ме­ж­ду стра­на­ми — тор­гов­ли, ин­ве­сти­ций, офи­ци­аль­ной по­мо­щи раз­ви­тию — в пер­вые две де­ка­ды XXI в. При­во­дят­ся но­вей­шие ста­ти­сти­че­ские дан­ные за 2017 г. из ори­ги­наль­ных япон­ских ис­точ­ни­ков. Сре­ди стран АСЕ­АН вы­де­ля­ют­ся клю­че­вые парт­не­ры Япо­нии по ка­ж­до­му из трех ос­нов­ных на­прав­ле­ний эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва, фик­си­ру­ют­ся по­след­ние ак­ту­аль­ные тен­ден­ции его со­вре­мен­но­го со­стоя­ния и раз­ви­тия. Так­же про­во­дит­ся ана­лиз наи­бо­лее ак­ту­аль­ных и дей­ст­вен­ных в XXI в. фор­ма­тов мно­го­сто­рон­не­го со­труд­ни­че­ст­ва Япо­нии и АСЕ­АН.

Ключевые слова
Япония, АСЕАН, Юго-Восточная Азия, торговля, официальная помощь в целях развития, инвестиции
Классификатор
Получено
16.05.2019
Дата публикации
17.05.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
1247
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Страны Юго-Восточной Азии — давние партнеры Японии по внешнеэкономическим связям. Во второй половине XX в. стороны сыграли важную роль в экономике друг друга: Япония черпала в этих странах недостающие ресурсы, переносила туда производственные базы, чтобы экономить на стоимости рабочей силы, ресурсов и удерживать международную конкурентоспособность своей продукции. В то же время Япония оказывала странам ЮВА содействие в их экономическом развитии: передавала отработанные у себя технологии, которых еще не имели эти страны, была привлекательным, богатым капиталом экономическим партнером, оказывала разнообразную помощь, в частности «официальную помощь развитию». Экономические отношения Японии со странами АСЕАН, в целом, носят стабильный и позитивный характер — здесь нет места острой конкуренции, торговым войнам и другим тревожно негативным тенденциям. Однако они развиваются не обособленно от остальных стран мира, а на фоне и в канве глобальных и региональных экономических тенденций, взаимосвязей и взаимозависимостей. С одной стороны, страны стремятся к заключению всеобъемлющих интеграционных соглашений нового поколения, формированию зон свободной торговли и снятию барьеров в  торговле и инвестировании. С другой стороны, в воздухе витает угроза торговых войн между крупнейшими региональными акторами — США и Китаем. Страны АСЕАН, как правило, выступающие сателлитами в их региональных интересах, зачастую даже играющие на их противоречиях и конфликтах интересов, чтобы получить как можно больше инвестиционных потоков от них, вряд ли смогут оставаться в стороне от этих тенденций. К процессу формирования масштабных зон свободной торговли многие из них уже примкнули: Малайзия, Бруней, Сингапур и Вьетнам являются членами проекта формирования Транстихоокеанского партнерства, лидером в котором были США, а после их выхода из проекта в 2017 г. лидерство взяла на себя Япония. В проекте Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) участвуют все страны АСЕАН, а также Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Австралия и Новая Зеландия — 6 государств, с которыми у АСЕАН подписаны соглашения о свободной торговле. Если лидерство США в ТТП создавало риски и для Японии, и для отдельных стран АСЕАН стать членами сразу двух по сути противостоящих друг другу региональных мегапроектов — одного под предводительством США, другого под предводительством Китая, которые в последнее время находятся фактически на грани масштабных торговых войн, — то лидерство Японии в новом проекте Всеобъемлющего прогрессивного транстихоокеанского партнерства несколько смягчило это намечающееся противостояние. Впрочем, если США вернутся в ТТП, страны АСЕАН и Япония могут оказаться вовлеченными в весьма остроугольный формат торговых отношений в регионе. Чтобы ответить на вопрос, достаточным ли запасом прочности обладают экономические отношения Японии и стран АСЕАН в XXI в., чтобы противостоять возможным негативным фоновым тенденциям глобальных и региональных экономических отношений, а также использовать максимум преимуществ от формирования мегаблоков по развитию преференциальной торговли и инвестициям, проанализируем двусторонние и многосторонние форматы экономического сотрудничества Японии и государств АСЕАН. Рассмотрим, с какими показателями внешнеэкономического сотрудничества Япония и страны АСЕАН вступили в новый век и случились ли за почти две его декады какие-либо существенные изменения, какова динамика в отношениях сторон. Проведем комплексный анализ экономических связей Японии со странами АСЕАН, основу которых традиционно составляют торговля, инвестиционное сотрудничество, а также японская официальная помощь развитию этим странам — в контексте двусторонних и многосторонних форматов сотрудничества Японии со странами АСЕАН.
2

Современное состояние двусторонних торгово-экономических связей Японии и стран АСЕАН

3 Говоря о роли стран АСЕАН в современной японской торговле, следует отметить, что в 2001 г. Сингапур, Таиланд и Малайзия занимали 7ю, 9ю и 11ю позиции соответственно среди крупнейших торговых партнеров Японии по экспорту с суммарной долей в японском экспорте равной 9,2%. В это же время Индонезия и Малайзия входили в число 10 крупнейших торговых партнеров Японии по импорту (4я и 8я позиции соответственно, суммарная доля в японском импорте — 8%). Первую, вторую и третью строчки среди основных стран и экспортеров, и импортеров для Японии занимали США, КНР и Южная Корея1. Таким образом, можно сделать вывод, что Япония в начале XXI века больше была обращена в сфере внешней торговли к США, крупным экономикам Северо-Восточной Азии, нежели к странам Юго-Восточной Азии, но вместе с тем у них есть определенная, довольно заметная ниша в торговле с Японией.
1. .Амиров В. Япония и международное экономическое сотрудничество в Восточной Азии // Япония: экономика, политика, общество на заре XXI в. М., 2003. С. 177–207.
4 В 2000–2005 гг. в перечне основных торговых партнеров Японии произошли относительно стран Юго-Восточной Азии следующие изменения: в 2000 г. 6-м в рейтинге крупнейших партнеров Японии по экспорту был Сингапур (4,3% японского экспорта), 9е и 10е место занимали Малайзия и Таиланд соответственно (2,9% и 2,8%); в 2005 г. Таиланд занимал 6е место среди крупнейших партнеров Японии по экспорту (3,8%), Сингапур — 8е место (3,1%). В географической структуре японского импорта в 2000 г. Индонезия занимала 5е место среди крупнейших партнеров Японии (4,3% японского импорта), Малайзия — 8е место (3,8%); в 2005 г. Индонезия занимала 7е место в рейтинге крупнейших партнеров Японии по импорту (4%), Таиланд — 10е место (3%)2. Исходя из этих данных, можно определить страны ЮВА, которые являются основными внешнеторговыми партнерами Японии среди стран данного субрегиона. Это Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия — то есть экономически более развитые страны ЮВА. Причем Таиланд и Малайзия значатся как в рейтинге крупных стран-экспортеров, так и импортеров для Японии, что свидетельствует о сбалансированном характере торговли с этими государствами и отсутствии перспектив возникновения проблемы дефицита платежного баланса в торговле с ними. Разумеется, эта ситуация может измениться с течением времени, однако в целом в рассматриваемый период это позволяет сделать вывод о более-менее благоприятном экономическом фоне торговых отношений между странами.
2. .Foreign Trade 2006. Japan Foreign Trade Council. P. 74.
5

Таблица № 1

Удельный вес стран АСЕАН во внешней торговле Японии, %

6
Страна 2010 2015 2017
Доля в экспорте Японии Доля в импорте Японии Доля в экспорте Японии Доля в импорте Японии Доля в экспорте Японии Доля в импорте Японии
АСЕАН 14,7 14,6 15,2 15,1 15,2 15,3
Сингапур 3,3 1,2 3,2 1,2 3,2 1,3
Таиланд 4,4 3 4,5 3,2 4,2 3,4
Малайзия 2,3 3,3 1,9 3,3 1,8 2,9
Индонезия 2,1 4,1 1,9 3,1 1,9 3
Филиппины 1,4 1,1 1,5 1,4 1,6 1,5
Бруней 0 0,6 0 0,4 0 0,3
Вьетнам 1,1 1,2 2 2,3 2,2 2,8
Лаос 0 0 0 0 0 0
Мьянма 0 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2
Камбоджа 0 0 0,1 0,2 0,1 0,2
7 Источник: Japanese Trade and Investment Statistics / JETRO.
8 URL:  >>>> .
9 Статистические данные (табл. 1) показывают, что во второй декаде XXI в. возрастают объемы торговли Японии и Вьетнама. Несколько снизились в стоимостном выражении объемы торговли с Индонезией, однако в целом целесообразно сделать вывод, что в контексте торговли с Японией вплоть до настоящего времени АСЕАН относительно непропорционально сегментируется на группу стран, экономически более развитых или в данное время успешно развивающихся, с которыми у Японии более эффективно налажены взаимные торговые связи (Сингапур, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Вьетнам) и страны, у которых торговые отношения с Японией развиты гораздо слабее (Лаос, Мьянма и Камбоджа, Бруней — за исключением определенных объемов энергетического экспорта в Японию. Так, в 2016 г. Бруней поставил в Японию 5,5 млрд куб. м сжиженного природного газа из суммарно экспортированных им 8,3 млрд куб. м СПГ, то есть из общего объема брунейского экспорта СПГ более 66% было направлено в Японию3).
3. .BP Statistical Review of World Energy 2017. BP Global. 2017. P. 34. URL: https://www.bp.com/ content/ dam/ bp/ en/ corporate/ pdf/ energy-economics/ statistical-review-2017/ bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf (дата обращения: 05.07.2018)
10 В 2017 г. доля АСЕАН в экспорте Японии составила 15,2%, в импорте Японии — 15,3%. Таким образом, можно говорить о том, что экспорт и импорт Японии и стран АСЕАН носит в настоящее время сбалансированный характер по его стоимости: так, экспорт в АСЕАН в стоимостном выражении составлял в 2017 г. 105,7 млрд долл., а импорт из АСЕАН в Японию — 102,7 млрд долл.4
4. .Japanese Trade and Investment Statistics / JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/ en/ reports/ statistics.html (дата обращения: 12.07.2018)
11 Что касается товарной номенклатуры торговли Японии и стран АСЕАН, то основными статьями японского экспорта в Индонезию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Малайзию в 2016 г. были: продукция машиностроения и промышленные товары, электрооборудование, транспортное оборудование и химикаты. Тогда как основными статьями японского импорта из этих стран является минеральное топливо, нефть, сырье — из Индонезии и Малайзии; продукты питания, мясо, рыба, моллюски, а также сырье — из Таиланда, Сингапура и Вьетнама; при этом из этих стран АСЕАН Япония также ввозит промышленные товары, электрооборудование, продукцию машиностроения, химикаты5 — то есть те же, по сути, категории продукции, что сама им поставляет. Можно сделать вывод, что у Японии есть четкая международная специализация в торговле со странами АСЕАН — причем она весьма однородна относительно всех торговых партнеров Японии по Ассоциации. Анализ товарной структуры японского экспорта и импорта из стран — основных торговых партнеров АСЕАН на современном этапе позволяет сделать следующие выводы:
5. .Japan Statistical Yearbook 2018. Statistics Bureau, Ministry of Internal Affairs and Communications. Japan. URL: http://www.stat.go.jp/ english/ data/ nenkan/ 67nenkan/ index.html (дата обращения: 11.07.2018).
12 1) страны АСЕАН — значимые для Японии поставщики минерального топлива, сырья, продуктов питания, морепродуктов. Это стратегически важный импорт, так как уровень самообеспеченности Японии энергоресурсами и продовольствием весьма низкий;
13 2) в товарной структуре японского экспорта в страны АСЕАН преобладает продукция машиностроения, промышленные товары, электрооборудование, однако эти же статьи товаров являются в ряде случае крупнейшими статьями японского импорта из стран АСЕАН. Такую специфику двусторонней торговли можно, вероятно, объяснить тем, что с 1970–1980 гг. японские компании активно переносили производство в эти страны, получая конкурентные ценовые преимущества ввиду более дешевой там рабочей силы и меньшей энерго- и капиталоемкости процесса производства. Произведенная, в том числе с помощью японских технологий, продукция из стран АСЕАН стала импортироваться в Японию для удовлетворения внутреннего спроса.
14 Существует точка зрения, что перенос производства японскими компаниями в страны АСЕАН, чтобы минимизировать издержки производства, и масштабный поток японских инвестиций предопределили заметный профицит в их взаимной торговле. Так, в 2003 г. торговый дефицит стран АСЕАН с Японией составлял 2834 млн долл.6 В 2017 г. дефицит стран АСЕАН в торговле с Японией составлял 3 млрд долл., но в целом объемы торговли стран превышают 100 млрд долл., поэтому скорее всего говорить о чрезвычайно критических объемах дисбаланса торговли Японии и АСЕАН в XXI в. не приходится.
6. .Limskul Kitti. Japan — ASEAN Comprehensive Partnership. JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/ en/ reports/ survey/ epa/ sympo0311/ s2–2s.pdf (дата обращения: 22.07.2018).
15

Современное движение капитала между Японией и странами АСЕАН

16 Инвестиции — еще одна важнейшая форма экономического сотрудничества Японии и стран АСЕАН. Официальный портал JETRO — японской организации содействия внешней торговли — приводит данные по прямым зарубежным инвестициям (ПИИ) Японии в страны АСЕАН, начиная с 1995 г. до 2017 г. (табл. 2).
17 Таблица 2
18

Прямые иностранные инвестиции Японии в страны АСЕАН, 1995–2017 гг. (млн долл.)

19
Страна 1995 2000 2005 2010 2015 2017
Сингапур 676 -1521 557 3845 7010 9677
Таиланд 935 593 2125 2248 4057 4724
Индонезия 946 585 1185 490 3213 3388
Малайзия 371 -4 524 1058 2918 935
Филиппины 1061 510 442 514 1531 1006
Вьетнам 39 153 748 1446 2001
20 Источник: Japan’s Outward and Inward Foreign Direct Investment / JETRO.
21 URL:  >>>>
22 Данные табл. 2 показывают, что с 2005–2010 гг. значительно увеличились объемы ПИИ из Японии в страны АСЕАН — они стали исчисляться уже не миллионами, а миллиардами долларов в год для каждой из приведенных стран Ассоциации. Это, несомненно, свидетельствует о динамичном развитии инвестиционных связей между странами. Сравним с этими величинами объемы «входящих» инвестиций в Японию из стран АСЕАН.
23 Таблица 3
24

Прямые иностранные инвестиции из стран АСЕАН в Японию, 1995–2017 гг. (млн долл.)

25
Страна 1995 2000 2005 2010 2015 2017
Сингапур 4 83 598 1575 1893 3447
Таиланд 1 -15 -6 9 335 -444
Индонезия -3 1 0 43 84 194
Малайзия 6 3 0 184 -1 -22
Филиппины -1 6 1 (1) 16 25
26 Источник: Japan’s Outward and Inward Foreign Direct Investment / JETRO.
27 URL:  >>>>
28 Анализ статистических данных табл. 3 показывает, что страны АСЕАН, за исключением Сингапура, мало инвестируют в экономику Японии. Накопленные сингапурские прямые инвестиции в Японию на конец 2017 г. составили примерно 22,5 млрд долл., тогда как накопленные японские ПИИ в Сингапур почти в 3 раза больше — более 63 млрд долл. Лидер среди приведенных стран АСЕАН по получению японских инвестиций — Таиланд (на конец 2017 г. 63,383 млрд долл. японских ПИИ), Таиланд тоже инвестирует в экономику Японии несколько больше, чем ряд других стран ЮВА; это несопоставимо, конечно, с 22,5 млрд долл. инвестиций Сингапура, но также инвестиции достигают миллиардных значений — 2 млрд долл. (табл. 4).
29 Таблица 4
30

Накопленные ПИИ Японии и стран АСЕАН, 1996–2017 г. (млн долл.)

31
Страна Входящие японские ПИИ Исходящие ПИИ в Японию
Сингапур 63097 22566
Таиланд 63383 2000
Индонезия 30507 333
Малайзия 14528 731
Филиппины 15056 121
Вьетнам 15648 6
32 Источник: FDI Stock / JETRO.
33 URL:  >>>>
34 Япония также инвестирует, но меньше, в другие страны АСЕАН. В последние годы возросли объемы японских капиталовложений в экономику Мьянмы: в 2017 г. они достигли рекордных показателей (1,48 млрд долл.), превысив предыдущий рекордно высокий показатель 1,02 млрд долл. в 2014 г. После смены в 2011 г. в Мьянме формы правления с военной на гражданскую Япония стала 4-м крупнейшим инвестором в экономику страны после Сингапура, Китая и Нидерландов. Ранее японские инвестиции в Мьянму колебались вокруг более скромных отметок: 252 млн долл. в 2012 г., 55 млн долл. в 2013 г., 590 млн долл. в 2015 г., 280 млн долл. в 2016 г., а резкое увеличение инвестиционных потоков связано с конкретными проектами сотрудничества: проект стоимостью 333 млн долл. в области недвижимости в Янгоне, коммерческой столице страны, которым занимается японская строительная корпорация Fujita, и проект общественно-частного сотрудничества, основным субподрядчиком в котором выступает японская корпорация Kajima и который оценивается в 400 млн долл. Также есть данные, что корпорация JFE Steel совместно с мьянманскими партнерами в сфере стальной промышленности (Meranti Myanmar Co.) начали строительство завода в специальной экономической зоне Тилава7.
7. .Japanese investment in Myanmar soars to all-time high // The Japan Times. 29.05.2018. URL: https://www.japantimes.co.jp/ news/ 2018/ 05/ 29/ business/ japanese-investment-myanmar-soars-time-high/#.W1S8ryMS-L8 (дата обращения: 22.07.2018).
35 В последние годы наращивается инвестиционное сотрудничество Японии и Камбоджи. В 2015 г. Япония была 3-м крупнейшим инвестором в экономику Камбоджи после Китая и Южной Кореи. В стране действовало 250 японских компаний, тогда как в 2010 г. — только 198. Японские инвестиции в Камбодже направляются в такие сферы, как торговля, туризм, консалтинг, услуги в области недвижимости, сельское хозяйство и строительство. Помимо этого, японская сторона содействует финансированию строительства в Камбодже дорог, мостов, школ и больниц.
8. .Japanese investment in Cambodia rises, but weak infrastructure a problem // The Japan Times. 23.08.2016. URL: https://www.japantimes.co.jp/ news/ 2016/ 08/ 23/ business/ japanese-investment-in-cambodia-rises-but-weak-infrastructure-a-problem/#.W1t_CulHiL8 (дата обращения ccess: 27.07.2018).
36 Экономический рост в Лаосе стал фактором привлечения внимания японских инвесторов, которые в настоящее время рассматривают данную страну как перспективную и прибыльную производственную базу. Политическая нестабильность в Таиланде, а также наводнения заставили японских инвесторов задуматься о перемещении части производственных баз из Таиланда, в частности в Лаос. Речь идет о примерно 7000 японских компаний, действующих в Таиланде9. Если эти планы будут реализованы, в страну хлынет масштабный приток японских инвестиций. Развитие инфраструктуры, совершенствование законодательства, наряду с дешевой рабочей силой, являются важными стимулами для активизации сотрудничества. В 2013 г. объем японских инвестиций в Лаос составил 405,7 млн долл.; Япония была 6-м по величине инвестором в экономику этой страны, и целью Японии было стать 4-м крупнейшим инвестором в Лаосе. Стабильная политическая ситуация и относительно низкая стоимость труда повышают инвестиционную привлекательность Лаоса. Японские инвесторы, как заявили в корпорации Suzuki, намерены вкладывать средства в промышленность, сферу услуг, сельское и лесное хозяйство. В 2009 г. в стране реализовывалось 27 японских инвестиционных проектов, в 2013 г. — уже 6010.
9. .Japanese investment in Laos flourishes // Global Times. 12.02.2014. URL: http://www.globaltimes.cn/ content/ 842043.shtml (дата обращения: 27.07.2018).

10. .Japanese investment in Laos flourishes // Global Times. 12.02.2014. URL: http://www.globaltimes.cn/ content/ 842043.shtml (дата обращения: 27.07.2018).
37 Впрочем, относительно скромные объемы японских инвестиций в Мьянму, Лаос, Камбоджу несколько компенсируются направлением туда японской официальной помощи развитию (ОПР). Оказывать помощь развитию странам ЮВА Япония начала еще в 1950е годы. Если в 2000е годы, кроме сферы экологии, Япония свернула этот вид помощи, например, Китаю, то страны АСЕАН по сей день остаются получателями японской ОПР. По мере развития экономики и международных экономических связей, ОПР стала рассматриваться японской стороной как эффективный механизм продвижения экспорта своих товаров и услуг, как стратегические капиталовложения, которые помогут Японии в приоритетном порядке получать в странах-реципиентах финансовой помощи неограниченный доступ к месторождениям полезных ископаемых, концессии на их разработку, послужат облегчению ведения японского бизнеса в этих странах и закреплению на их рынках. Наконец, ОПР демонстрировала мощь Японии как богатого капиталами экономического партнера в восприятии стран Юго-Восточной Азии, который является ответственным глобальным и региональным актором, заинтересованным в экономическом развитии и благополучии своих партнеров.
38 Япония — один из лидеров по объему помощи развивающимся странам, однако в XXI в. страна снижает объемы своей ОПР. Считается, что эту тенденцию предопределило «потерянное десятилетие» (1990е годы). Экономическая стагнация привела к сокращению свободных финансовых ресурсов, которые можно было направлять на цели помощи развитию. В 1997 г. японский премьер-министр Р. Хасимото объявил, что в будущем (то есть в XXI в.) японская ОПР развивающимся странам будет снижаться на 10% ежегодно11.
11. .Ковригин Е.Б. Япония — АСЕАН: эволюция официальной помощи развитию // Пространственная экономика. 2014. № 2. C. 44. URL: http://spatial-economics.com/ eng/ images/ spatial-econimics/ 2_2014/ SE.2014.2.040–074.Kovrigin.pdf (дата обращения: 07.08.2018).
39 В 2015 г. Япония выделила на ОПР всего 6,1 млрд долл. Из них Камбоджа получила 102 млн долл., Лаос — 103 млн долл., Мьянма — 351 млн долл., Вьетнам —1 млрд 75 млн долл.12 Таким образом, Вьетнам получил больше всего финансовой помощи от Японии среди других стран АСЕАН и именно с ним Япония наиболее активно развивает экономические связи, в том числе в сфере энергетики. Вероятно, в данном случае крупные объемы японской ОПР Вьетнаму как раз подтверждают коммерческий «прицел» японской стороны в предоставлении Вьетнаму наибольших объемов ОПР по сравнению с другими странами АСЕАН (Вьетнам получил 17,5% суммарной японской ОПР в 2015 г.) Помимо указанных сумм, страны АСЕАН получали также правительственные займы и гранты. Так, если Мьянма в 2015 г. получила от Японии больше остальных стран средств в виде грантов (дотации исчисляются сотнями миллионов долларов), то Вьетнам лидирует по предоставлению ему правительственных займов (порядка 1,3 млрд долл.13).
12. .Japan Statistical Yearbook 2018. Statistics Bureau. Ministry of Internal Affairs and Communications. URL: http://www.stat.go.jp/ english/ data/ nenkan/ 67nenkan/ index.html (дата обращения: 11.07.2018).

13. .Ibid.
40

Современные форматы многостороннего экономического сотрудничества Японии и АСЕАН

41 Многостороннее экономическое сотрудничество Японии и АСЕАН как интеграционного объединения развивается весьма активно на уровне межгосударственных инициатив. Такое сотрудничество, как правило, реализуется прежде всего на межгосударственном официальном уровне и в XXI в. часто нацелено на формирование зон свободной торговли в различных формах, составах и форматах. В настоящее время одновременно сосуществуют и развиваются сразу несколько диалоговых форматов: «АСЕАН+1», «АСЕАН+3», «АСЕАН+6»; также Япония и страны АСЕАН участвуют в проекте ВРЭП и ТТП.
42 «АСЕАН+3» — один из первых современных форматов многостороннего сотрудничества, в котором представлены страны АСЕАН и Япония. Он был институционализирован в 1999 г., когда на 3-м его саммите лидеры стран-участников подписали Совместное заявление о сотрудничестве в Восточной Азии14. Однако начало ему было положено в 1997 г., когда разразился азиатский экономический кризис, и Япония сыграла позитивную роль в содействии смягчению кризиса, выступив в качестве страны — донора помощи пострадавшим государствам. Этот вклад Японии в развитие восточноазиатского сотрудничества способствовал дальнейшему формированию пространства регионального сотрудничества в Восточной Азии. Распространение кризиса с Таиланда на Индонезию, Южную Корею, Филиппины, Малайзию подчеркнуло еще больше взаимозависимость экономик стран Восточной Азии. Глава МИД Филиппин Д. Сиазон заявил, что «благодаря экономическому кризису руководители стран Восточной Азии стали испытывать большой интерес к институционализации системы встреч на высшем уровне в формате «АСЕАН+3»15.
14. .Overview of ASEAN Plus Three Cooperation // ASEAN Secretariat Information Paper. July, 2018. URL: https://asean.org/ wp-content/ uploads/ 2016/ 01/ Overview-of-APT-Cooperation-Jul-2018.pdf (дата обращения: 26.09.2018).

15. .Тэрада Такаси. Восточноазиатский регионализм и Япония: формирования понятий региона и инициативы по их закреплению // Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе: политические, экономические и социально-культурные аспекты. М., 2009. C. 141.
43 На 11-м саммите «АСЕАН+3» в Сингапуре в 2007 г. было принято второе совместное заявление стран-участников по сотрудничеству в Восточной Азии («Построение основ сотрудничества «АСЕАН+3»). Документ подчеркивал, что именно данный формат станет основным механизмом создания Восточноазиатского сообщества. Таким образом, деятельность формата «АСЕАН+3» скорее может быть расценена как проявление тенденции «регионализма», нежели как непосредственно экономической интеграции. В этом формате подчеркивалось понятие региона на основе региональной организации, региона, для которого первостепенной является задача достижения общих интересов и элементы проведения общей политики; региона, в котором проводится четкое разграничение между входящими и не входящими в него странами. Примечательно, что в период экономического кризиса 1997 г. США не участвовали в оказании экстренной помощи Таиланду и не помогали Индонезии, тогда как Япония выделила Южной Корее, Таиланду и Индонезии 44 млрд долл. помощи, впоследствии добавив еще 30 млрд долл.16
16. .Там же.
44 Впрочем, до 1999–2000 гг. Япония все же проявляла более очевидный интерес к более узкому диалоговому формату сотрудничества «АСЕАН +1». Только на манильской встрече 1999 г., когда министр иностранных дел Японии К. Обути представил «План подготовки кадров Восточной Азии и усиления обмена» («План Обути»), и в 2000 г., когда японский премьер-министр Ё. Мори предложил три принципа развития восточноазиатского сотрудничества (построение партнерства, открытое региональное сотрудничество, диалог и взаимодействие по широкому спектру вопросов, в том числе политика и обеспечение безопасности), а также предложил проводить в рамках «АСЕАН+3» встречи глав МИД стран-участников, стало очевидно намерение Японии более активно в своей внешнеэкономической политике в Восточной Азии задействовать формат «АСЕАН+3». Таким образом, на рубеже веков Япония показала готовность развивать сотрудничество с АСЕАН в форме не закрытого, а более открытого регионализма — двустороннее взаимодействие Токио с блоком АСЕАН перевести в формат многостороннего, с более активным привлечением к диалогу Пекина и Сеула как значимых региональных игроков.
45 Впоследствии деятельность «АСЕАН+3» проходила под эгидой цели создания зоны свободной торговли Восточной Азии и Восточноазиатского саммита как средне- или долгосрочного ориентира. Экономическая интеграция региона Восточной Азии была еще одной сферой общих интересов стран-участников формата «АСЕАН+3». Двигаться к достижению этой цели стороны стали посредством развития системы двусторонних соглашений о свободной торговле («АСЕАН+1»). Особенно активно такие соглашения с партнерами заключали Япония и Китай. АСЕАН в период 2004–2010 гг. заключил ряд региональных торговых соглашений о зоне свободной торговли с основными своими торговыми партнерами по Восточноазиатскому саммиту: с Китаем, Южной Кореей, Японией, Индией, Австралией и Новой Зеландией. Соглашение о создании ЗСТ с Японией было достигнуто в 2008 г. Дата ликвидации пошлин между Японией и АСЕАН намечалась на 2026 г., тогда как по аналогичному соглашению с Китаем и Южной Кореей — на 2012 г., с Индией — на 2019 г., с Австралией и Новой Зеландией — на 2020 г.17 Таким образом, можно говорить о том, что создание зон свободной торговли с участием АСЕАН и ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе ЗСТ на двусторонней основе с Японией (формат «АСЕАН+1») — это актуальная и устойчивая тенденция развития международных и региональных экономических отношений XXI в. Интерес стран к таким соглашениям объяснялся тем, что если бы впоследствии удалось свести воедино все заключенные двусторонние и внутрирегиональные соглашения (Китай — АСЕАН, Южная Корея — АСЕАН и т.д.) о свободной торговле, то это открыло бы перспективы в будущем для объединения всего восточноазиатского рынка. В 2003 г. эти планы, касающиеся восточноазиатской экономической интеграции, активно обсуждались на саммите «АСЕАН+3» на о. Бали. Именно тогда Китай предложил изучить вопрос о возможности создания восточноазиатской зоны свободной торговли, а Сингапур выступил с идеей для этой цели заключить между Японией и Китаем соглашения о свободной торговле.
17. .Костюнина Г.М. Интеграционная модель АСЕАН+1: основные положения соглашений и влияние на внешнеэкономические связи // Вестник РУДН. Сер. Международные отношения. 2017. № 3. С. 442–443. URL: https://mgimo.ru/ upload/ iblock/ bc7/ 16758–17131–1-PB.pdf (дата обращения: 11.08.2018).
46 В настоящее время действует рабочий план по сотрудничеству в формате «АСЕАН+3» на 2018–2022 гг., принятый 7 августа 2017 г.18 Он рассматривает амбициозную задачу создания Восточноазиатского экономического сообщества уже к 2020 г.19 Предыдущий аналогичный План (2007–2017 гг.) ставил целью обеспечение развития всеобъемлющего и взаимовыгодного партнерства между участниками и еще более усилил восприятие «АСЕАН+3» как важного двигателя восточноазиатского регионализма.
18. .Overview of ASEAN Plus Three…

19. .ASEAN Plus Three Cooperation Work Plan 2018–2022. 07.08.2017. URL: https://asean.org/ asean-plus-three-cooperation-work-plan-2018–2022/ (дата обращения: 26.09.2018).
47 Формат «АСЕАН+6» (Япония, Китай, Республика Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия) существует, по сути, с 2005 г., когда именно в таком составе стали проводиться Восточноазиатские саммиты. На 5-м саммите в 2010 г. было оформлено присоединение к нему России и США. Таким образом, формат «АСЕАН+6» довольно скоро перерос в «АСЕАН+8» — первый такой саммит состоялся в 2011 г. на о. Бали20. Возможно, это отражает тот факт, что как только к механизму внутрирегионального восточноазиатского совещания присоединились государства вне этого региона — Индия (Южная Азия), Австралия и Новая Зеландия (Океания), но при этом государства Азиатско-Тихоокеанского региона, проявилась очевидная целесообразность включить в этот более широкий формат диалога, уже очевидно вышедший за пределы Восточной Азии и перешагнувший таким образом рамки регионализма, другие важнейшие государства АТР — США и Россию.
20. .Ассоциация государств Юго-Восточной Азии / Центр АСЕАН при МГИМО МИД России. URL: http://asean.mgimo.ru/ ru/ asean-c/ 11-rus/ informatsiya/ 113-assotsiatsiya-gosudarstv-yugo-vostochnoj-azii (дата обращения: 01.10.2018).
48 Таким образом, при сохранении регионального восточноазиатского формата диалога «АСЕАН+3» постепенно в конце первой — начале второй декады XXI в. вокруг АСЕАН и при участии Японии сформировался более мультирегиональный и обширный механизм диалогового сотрудничества, что явилось отражением того, что набирает силу тенденция мультилатерализма. Обе эти взаимонаслаивающиеся тенденции нашли отражение в двух крупных проектах масштабного экономического сотрудничества, которые сейчас развиваются в АТР. Формат «АСЕАН+6» стал в страновом отношении базой для формирования проекта ВРЭП, ядро которого — АСЕАН, а движущая сила — Китай.
49 США стали лидером другого мегапроекта многостороннего экономического сотрудничества в АТР — Транстихоокеанского партнерства. В этом проекте тоже ярко проявилось усиление тенденции мультилатерализма, которая оказалась настолько сильна, что даже выход США из ТТП в 2017 г. и его отсутствие там не смог до сих пор аннулировать и заморозить этот проект: в начале 2018 г. оставшиеся 11 стран ТТП, в число которых из АСЕАН входят Бруней, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, в условиях взятого Японией на себя фактического лидерства в этом проекте, подписали обновленное соглашение о создании Всеобъемлющего прогрессивного транстихоокеанского партнерства.
50

Заключение

51 Проведенный анализ современных торгово-экономических связей Японии и стран АСЕАН, их двусторонних и многосторонних форматов в XXI в. позволил выявить следующие тенденции: торговля между Японией, с одной стороны, и этими странами, с другой стороны, носит относительно сбалансированный характер, однако более динамично торговые отношения Японии развиваются с более экономически развитыми или динамично развивающимися государствами ЮВА. Основные торговые партнеры Японии по Ассоциации — это Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Таиланд, Вьетнам; торговля с Брунеем (за исключением поставок энергоресурсов), Лаосом, Мьянмой и Камбоджей развита заметно слабее и характеризуется значительно меньшими количественными показателями. Страны АСЕАН являются важными поставщиками в Японию энергоресурсов, сырья и продуктов питания, тогда как Япония специализируется на поставках в эти страны в основном электрооборудования, продукции машиностроения, промышленных товаров, транспортной продукции и т.д. В целом, торговля Японии и стран АСЕАН в первые две декады XXI в. развивается позитивно и динамично, не выявлено каких бы то ни было угроз возникновения критически масштабных торговых дефицитов и вовлечения этих стран в намечающуюся тенденцию так называемых торговых войн.
52 В последние десятилетия зафиксирована тенденция увеличения притока японских инвестиций в страны АСЕАН: если раньше они исчислялись сотнями миллионов долларов, то после 2005 г. стали выходить на миллиардные показатели. Эта тенденция устойчива — к 2015 г. японские ПИИ в Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Вьетнам, Таиланд измерялись в миллиардах долларов. Также активизировались японские инвестиции в менее развитые страны субрегиона — Лаос, Мьянму и Камбоджу.
53 В XXI в. намечается «обратная» зафиксированной в области инвестиций тенденции прироста — тенденция сокращения японской официальной помощи развитию. Среди стран АСЕАН получателями ОПР сейчас являются Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма. Особенно масштабное содействие развитию Вьетнама отражает скрытый коммерческий характер японской ОПР — японская сторона готова предоставлять Вьетнаму правительственные займы, чтобы получать там контракты и закрепляться в различных нишах динамично развивающегося вьетнамского рынка.
54 Что касается многосторонних форматов сотрудничества Японии и АСЕАН, то они также развиваются динамично и одновременно по нескольким каналам. Это наиболее узкий, но важный (так как подразумевает соглашение о свободной торговле) формат взаимодействия «АСЕАН+1», то есть непосредственно Японии и АСЕАН; это более широкий формат восточноазиатского диалогового сотрудничества «АСЕАН+3» с привлечением Китая и Южной Кореи; наконец, это межрегиональный формат «АСЕАН+6» в котором участвуют государства разных регионов макрорегиона АТР. Апогеем развития многосторонних форматов экономического сотрудничества в АТР стали две крупнейшие региональные инициативы: проект Транстихоокеанского партнерства и проект Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, в обоих проектах участвует Япония и страны АСЕАН — во ВРЭП в полном составе, в ТТП — отдельные ее члены.

Библиография

1. Амиров В. Япония и международное экономическое сотрудничество в Восточной Азии // Япония: экономика, политика, общество на заре XXI в. М., 2003. С. 177–207.

2. Foreign Trade 2006. Japan Foreign Trade Council. P. 74.

3. BP Statistical Review of World Energy 2017. BP Global. 2017. P. 34. URL: https://www.bp.com/ con-tent/ dam/ bp/ en/ corporate/ pdf/ energy-economics/ statistical-review-2017/ bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf (дата обращения: 05.07.2018)

4. Japanese Trade and Investment Statistics / JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/ en/ reports/ statistics.html (дата обращения: 12.07.2018)

5. Japan Statistical Yearbook 2018. Statistics Bureau, Ministry of Internal Affairs and Communications. Japan. URL: http://www.stat.go.jp/ english/ data/ nenkan/ 67nenkan/ index.html (дата обращения: 11.07.2018).

6. Limskul Kitti. Japan — ASEAN Comprehensive Partnership. JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/ en/ reports/ survey/ epa/ sympo0311/ s2–2s.pdf (дата обращения: 22.07.2018).

7. Japanese investment in Myanmar soars to all-time high // The Japan Times. 29.05.2018. URL: https://www.japantimes.co.jp/ news/ 2018/ 05/ 29/ business/ japanese-investment-myanmar-soars-time-high/#.W1S8ryMS-L8 (дата обращения: 22.07.2018).

8. Japanese investment in Cambodia rises, but weak infrastructure a problem // The Japan Times. 23.08.2016. URL: https://www.japantimes.co.jp/ news/ 2016/ 08/ 23/ business/ japanese-investment-in-cambodia-rises-but-weak-infrastructure-a-problem/#.W1t_CulHiL8 (дата обращения ccess: 27.07.2018).

9. Japanese investment in Laos flourishes // Global Times. 12.02.2014. URL: http://www.globaltimes.cn/ content/ 842043.shtml (дата обращения: 27.07.2018).

10. Japanese investment in Laos flourishes // Global Times. 12.02.2014. URL: http://www.globaltimes.cn/ content/ 842043.shtml (дата обращения: 27.07.2018).

11. Ковригин Е.Б. Япония — АСЕАН: эволюция официальной помощи развитию // Простран-ственная экономика. 2014. № 2. C. 44. URL: http://spatial-economics.com/ eng/ images/ spatial-econimics/ 2_2014/ SE.2014.2.040–074.Kovrigin.pdf (дата обращения: 07.08.2018).

12. Japan Statistical Yearbook 2018. Statistics Bureau. Ministry of Internal Affairs and Communications. URL: http://www.stat.go.jp/ english/ data/ nenkan/ 67nenkan/ index.html (дата обращения: 11.07.2018).

13. Ibid.

14. Overview of ASEAN Plus Three Cooperation // ASEAN Secretariat Information Paper. July, 2018. URL: https://asean.org/ wp-content/ uploads/ 2016/ 01/ Overview-of-APT-Cooperation-Jul-2018.pdf (дата обращения: 26.09.2018).

15. Тэрада Такаси. Восточноазиатский регионализм и Япония: формирования понятий региона и инициативы по их закреплению // Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе: политические, экономические и социально-культурные аспекты. М., 2009. C. 141.

16. Там же.

17. Костюнина Г.М. Интеграционная модель АСЕАН+1: основные положения соглашений и влия-ние на внешнеэкономические связи // Вестник РУДН. Сер. Международные отношения. 2017. № 3. С. 442–443. URL: https://mgimo.ru/ upload/ iblock/ bc7/ 16758–17131–1-PB.pdf (дата обращения: 11.08.2018).

18. Overview of ASEAN Plus Three…

19. ASEAN Plus Three Cooperation Work Plan 2018–2022. 07.08.2017. URL: https://asean.org/ asean-plus-three-cooperation-work-plan-2018–2022/ (дата обращения: 26.09.2018).

20. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии / Центр АСЕАН при МГИМО МИД России. URL: http://asean.mgimo.ru/ ru/ asean-c/ 11-rus/ informatsiya/ 113-assotsiatsiya-gosudarstv-yugo-vostochnoj-azii (дата обращения: 01.10.2018).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести