Государственная политика КНР в области сохранения историко-архитектурного наследия КВЖД
Государственная политика КНР в области сохранения историко-архитектурного наследия КВЖД
Аннотация
Код статьи
S013128120003930-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Аблажей Наталья Николаевна 
Аффилиация: СО РАН
Адрес: Российская Федерация
Дань Ли
Аффилиация: Харбинский политехнический университет
Адрес: Китай
Выпуск
Страницы
83-90
Аннотация

Ста­тья по­свя­ще­на со­вре­мен­ной го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ке Ки­тая в об­лас­ти со­хра­не­ния ар­хи­тек­тур­но-строи­тель­но­го на­сле­дия КВЖД. На ос­но­ва­нии Все­ки­тай­ских пе­ре­пи­сей объ­ек­тов на­сле­дия и на­цио­наль­ных рее­ст­ров ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков го­су­дар­ст­вен­но­го зна­че­ния при­во­дят­ся дан­ные по ди­на­ми­ке чис­лен­но­сти объ­ек­тов за­строй­ки в рус­ском сти­ле, имею­щих ста­тус ох­ра­няе­мых и рас­по­ло­жен­ных на тер­ри­то­рии Ав­то­ном­но­го рай­она Внут­рен­няя Мон­го­лия, про­вин­ций Хэй­лунц­зян, Цзи­линь и Ляо­нин. По ма­те­риа­лам за­ко­но­да­тель­ст­ва и офи­ци­аль­ных ор­га­нов вла­сти КНР ана­ли­зи­ру­ют­ся про­грам­мы, реа­ли­зуе­мые на на­цио­наль­ном и про­вин­ци­аль­ном уров­нях в об­лас­ти со­хра­не­ния ар­хи­тек­тур­но-строи­тель­но­го на­сле­дия КВЖД.

Ключевые слова
Рос­сия, Ки­тай, КВЖД, ар­хи­тек­тур­но-строи­тель­ное на­сле­дие, ох­ра­на ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го на­сле­дия, па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры
Классификатор
Получено
29.03.2019
Дата публикации
29.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
1303
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Неотъемлемой частью историко-культурного наследия Китая является архитектурно-строительное наследие Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). По линии КВЖД находится более полутора тысяч объектов, которые представляют важную историческую, культурную и экономическую ценность, часть из которых охраняется государством. Несмотря на доминирующую точку зрения на КВЖД как эпицентр колониальной экспансии России в Китае, сегодня среди китайских специалистов и представителей власти нет сомнений в необходимости сохранить исторический облик КВЖД, в первую очередь как часть наследия в русском стиле.
2 Тренд, связанный с изменением политики Китая в области сохранения «архитектурного и инженерно-строительного наследия КВЖД», отмечают как отдельные российские специалисты1, так и просто почитатели российской старины на своих интернет-страницах. Есть показательный пример длительного сотрудничества российских исследователей с китайскими специалистами, нацеленного не только на изучение русского архитектурно-градостроительного наследия и его истории2, но и практическую деятельность по исторической реконструкции «объектов в русском стиле» в Харбине, Даляне, Циндао. В данном случае речь идет о специалистах из Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск), под руководством известного историка архитектуры Н.П. Крадина. Стоит упомянуть и совместный проект Санкт-Петербургского университета и Харбинского политехнического университета, в рамках которого в Харбине создан российско-китайский центр по изучению и охране культурного наследия КВЖД. Активное участие российских ученых в серии конкретно-ориентированных проектов, безусловно, предполагает знание текущей ситуации с объектами наследия и политики Китая в этой области, но, к сожалению, эта тематика не получила должного отражения в отечественной историографии.
1. .Самойлов Н.А. Историческое наследие КВЖД и формирование образа России на Северо-Востоке Китая // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 2 (171). С. 88–94. DOI: 10.15393/ uchz.art.2018.93; Самойлов Н.А., Старовойтова Е.О., Ходяков М.В, Янченко Д.Г. Китайско-Восточная железная дорога — историческое наследие двух народов: перспективы изучения // Новейшая история России / Modern history of Russia. 2016. № 3. DOI: 10.21638/ 11701/ spbu24.2016.313.

2. .Крадин Н.С. Харбин — Русская Атлантида. Хабаровск: Изд-во Хворова А.Ю., 2001; Он же. Вклад русских зодчих в архитектуру Харбина // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2007. № 4. С. 32–38.; Козыренко Н.Е., Ян Хунвэй, Иванова А.П. Градостроительное наследие Харбина. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015 и др.
3 В последние годы тема сохранения историко-культурного наследия КВЖД привлекает пристальное внимание китайских специалистов — как ученых из вузов и исследовательских институтов, так и работников государственных структур, занимающихся сохранением наследия. Среди работ китайских специалистов, изучающих проблемы сохранения и использования индустриального наследия КВЖД, необходимо назвать статьи Лю Лихуа3, Тун Юйцюань4, Гай Лисинь и Тао Ган5. К числу фундаментальных работ по теме относится издание справочного характера по объектам КВЖД провинции Хэйлунцзян, подготовленное Ван Чжэньчжэнь, Гай Лисинь, Вэй Сяоюй6. Также необходимо упомянуть справочное издание, подготовленное сотрудниками Чаньчуньского института объектов материальной культуры7 и магистерскую диссертацию Янь Сяофэн8. Ввиду крайне противоречивой и небольшой по объему информации на эту тему в русскоязычных публикациях возникает необходимость анализа мероприятий китайских властей в этой области, основываясь, в первую очередь, на исследованиях китайских специалистов и официальных китайских источниках.
3. .Лю Лихуа. Чжундун телу сяньсин гунъе ичань дэ чжэнти син баоху юй лиюн: [Комплексное сохранение и использование промышленных объектов историко-культурного наследия КВЖД] // Шэхуэй кэсюэ бань. Шэньян шифань дасюэ: [Социальные науки. Журнал Шэньянского педагогического университета]. 2013. № 6. С. 24–28.

4. .Тун Юйцюань. Чжундун телу гунъе ичань дэ фэньбу сяньчжуан цзи ваньчжэн син баоху: [Современное состояние промышленных объектов историко-культурного наследия КВЖД и их комплексное сохранение] // Чэнши фачжань яньцзю: [Проблемы городского развития]. 2013. № 4. С. 41–46.

5. .Гай Лисинь, Тао Ган. Чжундун телу ичань цзи «чжундун телу цзяньчжу цюнь цзунти баоху цзихуа» бяньчжи жогань вэньти яньцзю: [Историко-культурное наследие КВЖД и разработка «Комплексного плана охраны архитектурного ансамбля КВЖД] // Бэйфан вэньу: [Культура Севера]. 2016. № 3. С. 70–75.

6. .Ван Чжэньчжэнь, Гай Лисинь, Вэй Сяоюй. Хэйлунцзян шэн чжундун телу яньсянь цзяньчжу тулу: [Каталог сооружений, расположенных вдоль КВЖД в провинции Хэйлунцзян] // Харбин: Хэйлунцзян цзяоюй чубаньшэ, 2012. 179 c.

7. .Чжундун телу чжисянь чанчунь дуань дяоча баогаo / Чанчунь вэньу баоху со: [Доклад об обследовании Чанчуньского участка КВЖД / Чанчуньский институт сохранения объектов культурного наследия]. Чанчунь: Цзилинь вэньши, 2012. 136 c.

8. .Янь Сяофэн. Чжундун телу цзилинь дуань лиши цзяньчжу ицунь баоху юй лиюн яньцзю: [Сохранение и использование сохранившихся исторических сооружений Чанчуньского участка КВЖД]. Дис.… магистра архитектуры. Чанчунь, 2016. 111 с.
4 Прежде чем анализировать основные мероприятия по сохранению историко-культурного наследия КВЖД, необходимо остановиться на общих тенденциях развития государственной политики Китая в этой сфере и ее правовой базе. Работа по сохранению национального наследия началась с момента образования КНР. Первым шагом стало создание 1 ноября 1949 г. Управления по охране культурного наследия Министерства культуры Центрального народного правительства (Госсовета) КНР. Далее последовало формирование системы государственного управления объектами культурного наследия на уровне автономий и провинций. В 1956 г. Госсовет принял постановление «Об охране историко-культурного наследия в процессе сельскохозяйственной деятельности», в котором обозначалась необходимость создания национального реестра объектов наследия. Следствием этого решения было проведение первой общенациональной переписи объектов наследия. В 1961 г. Госсовет принял «Временное положение об управлении работами по сохранении историко-культурного наследия», вводившее градацию объектов историко-культурного наследия и уровни их охраны (национальный — провинциальный — городской/уездный) и «открытости».
5 Основной закон «Об охране объектов историко-культурного наследия КНР» был принят в 1982 г., но уже четырежды пересматривался и дорабатывался (1991, 2002, 2007, 2015). В его развитие принята серия национальных регламентов. Среди них: «Метод управления: “фиолетовая линия” города» (2003), определяющий принципы выделения границ охраняемой территории историко-архитектурного ансамбля и ответственность за уничтожение объектов; «Нормы сохранения китайского историко-культурного наследия» (2008), призванные содействовать охране памятников на уровне муниципалитетов и поселений; «Правила сохранения известных историко-культурных городов, поселков и деревень» (2008), нацеленные по защиту объектов историко-архитектурного строительства. С 2005 г., в соответствии с решением Госсовета «Об усилении работы по сохранению историко-культурного наследия»9, ежегодно вторая суббота июня в стране отмечается как «День историко-культурного наследия».
9. .Уведомление «Об укреплении работы по сохранению историко-культурного наследия». Постановление Госсовета № 24. 2005. URL: http://www.gov.cn/ gongbao/ content/ 2006/ content_185117.htm (дата обращения: 21.03.2017).
6 В КНР проведено три национальных переписи объектов историко-культурного наследия. В ходе Первой переписи (1956–1959) было выявлено около 7 тыс. объектов. По ее итогам в 1961 г. утвердили Первый реестр охраняемых государством памятников, в который включили 180 объектов10. Вторая национальная перепись (1981–1988) выявила более 400 тыс. объектов. По материалам этой переписи был издан «Атлас китайских памятников культурного наследия»11, включающий данные по всем провинциям Китая. По результатам Второй переписи были утверждены также второй (1982), третий (1988), четвертый (1996), пятый (2001) и шестой (2006) реестры объектов наследия общенационального значения. Третья национальная перепись, проведенная в 2007–2011 гг. и нацеленная не только на выявление новых памятников, но и на оценку состояния объектов, ранее включенных в первые шесть реестров, выявила на территории КНР 766 722 объекта историко-культурного наследия12. В ходе переписи уточнялись также границы охраняемой территории, собирался дополнительный архивный материал. Помимо рекомендаций по улучшению охраны и управлению объектами, ставилась задача популяризации культурного наследия. На основе результатов Третьей переписи Госсовет утвердил седьмой (2013) реестр архитектурных памятников государственного значения. Статус «охраняемый государством» в КНР на данный момент имеют 1944 объекта архитектурного наследия13.
10. .Две переписи историко-культурного наследия в Китае. Электронная библиотека Шучэн. URL: http://www.yimiwang.com/ Reader/ Reader/ Book.00003203.9.html (дата обращения: 21.03.2018).

11. .Гао Далунь.Чжунго вэньу диту цзи: [Атлас китайских памятников культурного наследия]. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2009. 1296 с.

12. .Результаты Третьей национальной переписи историко-культурного наследия КНР. Сайт Агентства Синьхуа. URL: http://news.xinhuanet.com/ politics/ 2011–12/ 30/ c_122515966.htm (дата обращения: 23.03.2018).

13. .Седьмая партия объектов государственного значения. URL: http://www.gov.cn/ gzdt/ 2013–05/ 03/ content_2395234.htm (дата обращения: 27.03.2018).
7 Архитектурно-строительное наследие КВЖД расположено на территории Автономного района Внутренняя Монголия (АРВМ), провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин. Основная часть строений находится на территории провинции Хэйлунцзян. Сооружения, составляющие архитектурно-строительное наследие КВЖД, представляют собой не только объекты инфраструктуры железной дороги, но и строения разного назначения в городах и пристанционных поселках, сооруженные в конце XIX — первой четверти XX в. На протяжении ста лет происходили ветшание конструкций, реконструкция, перестройка и даже снос, поэтому сооружения по линии КВЖД отнесены к объектам повышенной сложности.
8 Основанием к охране объекта является его наличие в материалах национальных переписей и реестрах. Первым объектом, согласно третьему реестру отнесенным к категории «охраняемых государством», стала в 1988 г. тюрьма в районе Люйшунь, где находилась крепость Порт-Артур (совр. г. Далянь, провинция Ляонин). Построенное русскими в 1902 г., здание тюрьмы в годы русско-японской войны использовалось под госпиталь. В Китае Люйшуньская тюрьма печально известна в первую очередь как японский концлагерь.
9 Четвертый реестр (1996) добавил в число охраняемых сразу три объекта: собор Святой Софии 1907 г. постройки, бывший особняк предпринимателя В.Ф. Ковальского 1919 г. (ул. Июань, № 1) в Харбине и здание пароходства КВЖД 1902 г. в Даляне. Здание Софийского собора ныне занимает Харбинский музей архитектуры и искусства; в здании пароходства расположена художественная галерея; в особняке Ковальского разместился музей в память о посещении Мао Цзэдуном провинции Хэйлунцзян. Пятый реестр не увеличил число объектов КВЖД.
10 По данным шестого реестра, в число охраняемых объектов КВЖД вошли бывший универмаг «Москва» постройки 1906 г. (Харбин) и архитектурно-строительный ансамбль в пос. Хэндаохэцзы (городской уезд Хайлинь). В здании торгового комплекса «Москва» с 1923 г. размещались общеобразовательная школа КВЖД, площади также использовались под выставки. Бывший универмаг «Москва» находится на проспекте Хунцзюнь, 46-го района Наньган г. Харбин. С 1954 г. здание полностью занимает Музей провинции Хэйлунцзян. Ансамбль в пос. Хэндаохэцзы состоит из семи зданий: паровозное депо, православная церковь, железнодорожное здание «Белый дом» (построено в 1913 г., в 2013 г. утверждено как объект государственного значения), контора охраны КВЖД; здание бывшей станции Хайлинь и два деревянных дома в русском стиле.
11 В 2013 г. число охраняемых, согласно данным 7-го реестра, пополнили еще три «объекта КВЖД». В их числе оказались гостиница «Модерн» в Харбине постройки 1913 г., известная тем, что в ней в 1936 г. останавливался и выступал Федор Шаляпин, и бывшее русское консульство в г. Инкоу (пров. Ляонин). В число охраняемых объектов также включен «Исторический архитектурно-строительный ансамбль КВЖД». В данном случае речь идет о группе объектов КВЖД, расположенных на территории четырех регионов: АРВМ, провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин. Перечень этих объектов утвержден Госсоветом КНР как единый объект, «находящийся под охраной государства». В число охраняемых вошли 227 отдельных объектов, преимущественно русской постройки.
12 На территории провинции Хэйлунцзян — всего 180 объектов, из них 179 русской постройки: 1) здания станции Сянфан (2 объекта), Харбин; 2) историко-архитектурный ансамбль КВЖД в уездном городе Шанчжи (58 объектов), Харбин; 3) здание управления КВЖД, Харбин (построено в 1902 г, перестроено в 1906 г.; в 2005 г. здание утверждено как объект государственного значения); 4) мост Цзихун, Харбин; 5) Большой Сунгарийский мост на линии Харбин — Маньчжоули, 5) историко-архитектурный ансамбль КВЖД в регионе Анъанси города Цицикар (111 объектов), Цицикар; 8) историко-архитектурный ансамбль КВЖД в Суйфэньхэ (6 объектов, из них 5 является русским наследием), Суйфэньхэ; 9) на территории АРВМ — 38 объектов, из них 37 русской постройки; 10) историко-архитектурный ансамбль КВЖД в городе Чжаланьтунь (38 объектов, из них русских), Чжаланьтунь; 11) на территории провинции Цзилинь (11 объектов).
13 Начиная с 2010 г. в отношении охраны объектов КВЖД власти КНР сделали акцент на реализацию не только общенациональных, но и региональных программ. С целью более активного участия властей провинций были инициированы и приняты региональные программы. Первым шагом в этом направлении стало принятие регионами планов охранных мероприятий в отношении объектов КВЖД. Первая программа планирования охранных мероприятий была разработана в 2011 г. властями провинции Хэйлунцзян. Проект «Сохранение архитектурно-строительного наследия КВЖД на территории провинции Хэйлунцзян» был утвержден в 2013 г. Управлением по охране культурного наследия КНР14, что вывело его в ранг общенациональных программ. В 2015 г. аналогичную программу получила провинция Цзилинь, а в 2016 г. — провинция Ляонин15. На данный момент такой программы нет только в АРВМ.
14. .Вэй Сяоюй, У Цзян, Чжан Цзиньмэй. Хэйлунцзян шэн чжундун телу лиши цзяньчжу баоху гунцзо цзуншу: [Обзор деятельности по сохранению исторических сооружений КВЖД в провинции Хэйлунцзян]. 25.03.2013. URL: http://www.ccrnews.com.cn/ index.php/ Home/ Digital/ index?data=2013–03–08&num=5 (дата обращения: 29.03.2018).

15. .Специальная программа «Сохранение архитектурно-строительного наследия КВЖД в провинции Хэйлунцзян. Постановление № 1234 (2013). Сайт Управления историко-культурного наследия КНР. URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2013/ 8/ 6/ art_1324_101665.html (дата обращения: 26.02.2018); Специальная программа «Сохранение архитектурно-строительного наследия КВЖД в провинции Цзилинь. Постановление № 2460 (2015). URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2015/ 5/ 14/ art_1324_120767.html (дата обращения: 26.02.2018); Специальная программа «Сохранение архитектурно-строительного наследия КВЖД в провинции Ляонин. Постановление № 149 (2016). URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2016/ 3/ 2/ art_1324_128774.html (дата обращения: 26.02.2018).
14 В Китае на территориях компактного расположения исторических и культурных памятников практикуется создание охраняемых «исторических и культурных зон» («известные историко-культурные» города, поселки, станции, проспекты, улицы, кварталы). Первым из комплексов КВЖД статус «известный историко-культурный поселок» был присвоен в 2008 г. поселку Хэндаохэнцзы16. В 2009 г. полуторакилометровый центральный проспект Даоли в Харбине (24 строения в русском стиле), изначально называвшийся ул. Китайская и известный сегодня как «китайский Арбат», был утвержден в статусе «известного историко-культурного проспекта» 1-го уровня. В 2015 г. статус «известный историко-культурный проспект» 2-го уровня под названием «Русская улица» был присвоен полуторакилометровой улице Линъюань в районе вокзала Анъанси в г. Цицикар17. На ней расположено 111 памятников архитектуры в русском стиле и 20 — в японском стиле.
16. .Известные историко-культурные кварталы и поселки Китая (3я партия). Сайт Управления историко-культурного наследия КНР. URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2014/ 5/ 20/ art_1662_50365.html (дата обращения: 03.05.2018).

17. .30 известных историко-культурный кварталов и поселков Китая (1я партия). Сайт «Жэньминь». 22.04.2015. URL: http://politics.people.com.cn/ n/ 2015/ 0422/ c1001–26884209.html (дата обращения: 27.05.2018).
15 В последние годы Управление историко-культурного наследия КНР активно инициирует и поддерживает программы по сохранению объектов КВЖД; таковыми могут быть как единичные архитектурные ансамбли, так и комплексные. В значительной степени на это ориентированы провинциальные программы. Так, программа провинции Хэйлунцзян была нацелена на сохранение ансамбля «Русская улица КВЖД» в районе вокзала Анъанси18. В 2014 г. принята схожая программа по сохранению историко-архитектурного ансамбля КВЖД г. Гунчжулин19. Аналогичное решение было принято в 2015 г. для объектов пос. Имяньпо20.
18. .«Заявление о составлении планирования по сохранению историко-архитектурного ансамбля КВЖД в регионе Ан-ан-си». Постановление № 402 (2011). Сайт Управления историко-культурного наследия КНР. URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2011/ 4/ 28/ art_1324_103607.html (дата обращения: 25.02.2018).

19. .«Заявление о составлении планирования по сохранению историко-архитектурного ансамбля КВЖД в городе Гунчжулин». Постановление № 1462 (2014). URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2014/ 6/ 8/ art_1324_100719.html (дата обращения: 25.02.2018).

20. .«Заявление о составлении планирования по сохранению историко-архитектурного ансамбля КВЖД в поселке Имяньпо». Постановление № 2246 (2015). URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2015/ 5/ 8/ art_1324_120620.html (дата обращения: 25.02.2018).
16 Работа в этом направлении идет достаточно интенсивно, но она далека от завершения. Наиболее активно действует Управление историко-культурного наследия провинции Хэйлунцзян. В ходе третьей переписи объектов наследия на территории провинции было выявлено 865 объектов КВЖД (1181 здание). Полный перечень этих объектов по городам и уездам доступен на сайте Управления историко-культурного наследия КВЖД провинции Хэйлунцзян21. Согласно ему в г. Харбине имеется 243 объекта, в г. Цицикар — 240, в г. Дацин — 38, в г. Анда — 71, в г. Чжаодун — 32, в г. Муданьцзян — 270, в г. Суйфэньхэ — 45 объектов и т.д. В ходе переписи 2010 г. Управление рекомендовало 180 исторических зданий КВЖД к получению статуса охраняемого государством объекта, который и был довольно быстро присвоен22. Из 1181 здания, обозначенного в материалах переписи, на сегодня треть имеют статус охраняемых объектов. В отношении охраняемых объектов установлены знаки «охраняются государством», составлены подробные описания и определены ответственные организации. Объекты КВЖД, которые на данный момент не попали в систему охраны, тем не менее, визуально обозначены как объекты наследия23. В ходе Третьей переписи была запланирована реконструкция многих объектов КВЖД, которая осуществляется за государственный счет и включена в план 13й пятилетки (2011–2015 гг.). Запланированы и выделены средства для проведения работ по реконструкции в пос. Хэндаохэцзы в районе Анъанси, в пос. Имяньпо, в городах Суйфэньхэ и Харбин24. В 2013 г. восстановили паровозное депо и православную церковь в пос. Хэндаохэцзы; в 2014 г. — контору Охранной службы в пос. Хэндаохэцзы25. В 2015 г. были выделены средства на реставрацию бывшей школы русских эмигрантов в Суйфэньхэ26, в 2016 г. — здания клуба для служащих КВЖД в районе Анъанси27 и Большого Сунгарийского моста28. В 2014 г. на территории АРВМ были проведены восстановительные мероприятия на объектах КВЖД, расположенных на перегонах близ станций Маньчжурия29, Бокэту30, Чжаланьтунь31. В 2014 г. выделили средства на восстановительные мероприятия на объектах КВЖД на территории провинции Цзилинь, за счет которых была проведена реконструкция здания цеха № 110 паровозного завода в г. Гунчжулин32. Планами развития историко-культурного наследия на 14ю пятилетку (2016–2020 гг.) предусмотрены работы по 12 объектам, в число которых вошел и комплексный проект — «Программа охраны и сохранения историко-архитектурного наследия КВЖД»33.
21. .Состояние работы по сохранению историко-архитектурного ансамбля КВЖД в провинции Хэйлунцзян. Сайт Управление историко-культурного наследия КВЖД провинции Хэйлунцзян. URL: http://www.hljwht.gov.cn/ system/ 201506/ 101057.html (дата обращения: 03.04.2018).

22. .Там же.

23. .Там же.

24. .Вэй Сяоюй, У Цзян, Чжан Цзиньмэй. Указ. соч.

25. .Проект реконструкции здания конторы Охранной службы в пос. Хэндаохэцзы. Постановление № 1845 (2014). URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2014/ 6/ 8/ art_1324_100432.html (дата обращения: 01.03.2018).

26. .Проект реконструкции бывшей русской школы в Суйфэньхэ. Постановление № 2508 (2015). URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2015/ 5/ 20/ art_1324_120980.html (дата обращения: 01.03.2018).

27. .Проект реконструкции здания клуба для служащих КВЖД в районе Ан-ан-си. Постановление № 257 (2016). URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2016/ 3/ 23/ art_1324_129297.html (дата обращения: 01.03.2018).

28. .Проект реконструкции Большого Сунгарийского моста. Постановление № 923 (2016). URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2016/ 5/ 31/ art_1324_131258.html (дата обращения: 01.03.2018).

29. .Восстановительные мероприятия на территории станции Маньчжурия. Постановление № 1234 (2014). URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2014/ 6/ 8/ art_1324_100820.html (дата обращения: 02.03.2018).

30. .Восстановительные мероприятия на территории станции Бокэту. Постановление № 1326 (2014). URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2014/ 6/ 8/ art_1324_100660.html (дата обращения: 03.03.2018).

31. .Восстановительные мероприятия на территории станции Чжаланьтунь. Постановление № 1325 (2014). URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2014/ 6/ 8/ art_1324_100661.html (дата обращения: 03.03.2017).

32. .Реконструкция здания ремонтного цеха № 110 паровозостроительного завода в г. Гунчжулин. Постановление № 1321 (2014). URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2014/ 6/ 8/ art_1324_100665.html (дата обращения: 03.03.2018).

33. .Работа по 12 проектам сохранения историко-культурного наследия «Плана развития отрасли национального историко-культурного наследия на 13ю пятилетку. 22.02.2017. URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2017/ 2/ 22/ art_1027_137457.html (дата обращения: 08.03.2018)
17 Особо стоит также остановиться на мероприятиях, реализованных в связи со строительством в 2012–2017 гг. скоростной железнодорожной магистрали протяженностью 281 км, связавшей крупнейшие города провинции Хэйлунцзян — столицу Харбин и второй по значению г. Цицикар. Дорога проходит через станции Чжаодун, Анда и Дацин. В связи со строительством возникла необходимость перемещения некоторых историко-архитектурных объектов КВЖД. Первым таким объектом стало здание ст. Чжаодун, перемещенное 23 октября 2012 г. Кроме него, был перемещен еще ряд строений, в том числе здание в русском стиле рядом со ст. Цзянцзя в районе Тедун, бывший склад на ст. Цзянцзя в г. Шуйхуа; двухэтажное здание в русском стиле и здание багажной кассы в г. Анда34. На объектах КВЖД такого рода инженерно-технические и строительные работы проводились впервые.
34. .Перемещение объектов историко-культурного наследия КВЖД на территории города Шуйхуа. URL: http://www.sach.gov.cn/ art/ 2012/ 10/ 24/ art_723_78093.html (Дата обращения: 04.03.2018).
18 В 2013–2016 гг. по инициативе Управления по охране культурного наследия КНР и Ассоциации по вопросам охраны и сохранения историко-культурного наследия прошла серия межрегиональных семинаров и конференций. На первом семинаре (2013) обсуждались подходы к реализации проектов и программ по охране историко-культурного наследия КВЖД. В центре работы второго семинара (2014) оказался проект реконструкции паровозного депо и православной церкви в пос. Хэндаохэцзы, вошедший в десятку важнейших национальных проектов по сохранению историко-культурного наследия. Две последующие межрегиональные конференции (2015 г., г. Маньчжурия, АРВМ; 2016 г., г. Далянь пров. Ляонин) были посвящены выработке рекомендаций по охране наследия КВЖД в плане совершенствования законодательства, реализации мероприятий по планированию и реконструкции, в том числе в сфере обмена опытом между регионам; взаимодействию государственных структур с владельцами, в собственности которых находятся объекты историко-культурного наследия КВЖД, организации научных исследований, в том числе расширению контактов с российскими специалистами и привлечению их к реализацию проектов, пропаганде ценности наследия КВЖД среди населения, а также его использования для нужд туризма35. Несмотря на рост внимания к охране историко-культурного наследия КВЖД, в этой области имеется еще немало проблем. До сих пор многие объекты КВЖД находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, имеет место их ветшание по причине заброшенности и ненадлежащего использования, констатируются также случаи незаконного уничтожения охраняемых объектов (например, незаконный снос в 2010 г. здания станции Тайкан)36. В крайне плачевном состоянии находятся объекты железнодорожной инфраструктуры КВЖД, в том числе жилые дома в большинстве поселков и деревень, расположенных вдоль линий железной дороги. Несмотря на то что многие объекты находятся под охраной общенационального и провинциального законодательства, в отношении объектов историко-культурного наследия КВЖД как линейного наследия нет специального закона по аналогии с законом 2006 г. по охране Великой Китайской стены. Принятие такого закона повлекло бы разработку единого (общегосударственного) плана мероприятий по сохранению объектов историко-культурного наследия КВЖД на основе уже принятых региональных программ, создание специальных отделов по наследию КВЖД при управлениях охраны историко-культурного наследия в регионах, где оно имеется. Среди первоочередных мер — усиление взаимодействия и сотрудничества между властью, бизнесом, наукой, организациями в сфере культуры, иностранными специалистами (в первую очередь, из России), пропаганда среди населения, проживающего в исторических зданиях, значимости и ценности объектов КВЖД. Для возрождения наследия в русском стиле необходимо развивать туризм. Историко-культурное наследие должно стать особым ресурсом Северо-Востока Китая и важным фактором его социально-экономического развития. К настоящему времени Китай имеет оформившуюся государственную политику в области сохранения историко-культурного наследия КВЖД. За последние 15 лет охрана историко-культурного наследия КВЖД в КНР осуществляется как самостоятельное направление, реализуемое на национальном и провинциальном уровнях. В последние годы много объектов историко-культурного наследия КВЖД были утверждены как объекты охраны разного уровня. Сформирована система защиты, позволяющая охранять объекты в едином комплексе. Важно, что существующие модели сохранения историко-культурного наследия КВЖД позволяют приспособить его для использования в современных условиях. Однако неохраняемые государством объекты историко-культурного наследия КВЖД находятся под угрозой повреждения и исчезновения, что обусловлено негативными условиями окружающей среды, безграмотной хозяйственной деятельностью человека.
35. .Совместное заседание по сохранению историко-архитектурного наследия КВЖД. 08.07.2016. Сайт Китайского архитектурного наследия. URL: http://www.zggjzw.cn/ huiyi/ 7824.html (дата обращения: 07.03.2018).

36. .Лю Лихуа. Указ. соч. С. 27.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести