Особенности формирования и развития финансовой системы Брунея
Особенности формирования и развития финансовой системы Брунея
Аннотация
Код статьи
S013128120003928-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Андрианов Владимир Дмитриевич 
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
63-72
Аннотация

В ста­тье про­сле­жи­ва­ет­ся ис­то­рия ста­нов­ле­ния де­неж­но­го об­ра­ще­ния Бру­нея. Ана­ли­зи­ру­ет­ся роль ком­мер­че­ских бан­ков, не­бан­ков­ских фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций, ис­лам­ских бан­ков раз­ви­тия в современной финансовой системе страны. По­ка­за­ны осо­бен­но­сти функ­цио­ни­ро­ва­ния ме­ж­ду­на­род­но­го фи­нан­со­во­го цен­тра Бру­нея.

Ключевые слова
де­неж­ное об­ра­ще­ние, кре­дит­но-бан­ков­ская сис­те­ма, фи­нан­со­вые ин­сти­ту­ты раз­ви­тия, му­суль­ман­ские фи­нан­сы, ме­ж­ду­на­род­ный фи­нан­со­вый центр
Классификатор
Получено
29.03.2019
Дата публикации
29.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
1432
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

Денежное обращение

2 В китайских и арабских летописях содержатся упоминания о государстве Пони (VII век), одном из древнейших на территории современного Брунея. По предположениям историков, тамошние правители были вассалами древнего малайского царства Шривиджайя, располагавшегося на Суматре1.
1. .Демин Л.М. Бруней. У карты мира. М.: Мысль, 1973. 56 с.
3 В X веке у государства Пони установились тесные торговые связи с Китаем (где тогда утвердилась династия Сун), которые поддерживались и с приходом четыре столетия спустя династии Мин. Своего расцвета феодальное государство Бруней достигло в первой половине XVI века. В период правления пятого султана Болкиаха (1485–1521) оно контролировало практически всю территорию Калимантана, острова Сулу и другие северо-западные территории.
4 В древнем брунейском государстве для оплаты товаров использовались ракушки каури, считающиеся одной из первых в мире примитивных форм денег2. Другой «домонетной» формой были аямы (ayam) — фигурки бойцового петуха из олова, свинца или меди, выпускавшиеся голландскими и португальскими колониальными властями в XVI веке. Аямы долгое время имели хождение на территории Малаккского полуострова, Калимантана, на островах Ява и Суматра3. По мере развития товарно-денежных отношений и ремесел в Брунее и по всему побережью Северного Борнео в качестве одного из видов товарных денег широкое хождение обрели бронзовые заварные чайники, различные ткани, в том числе батик, сонгкет и другие ремесленные изделия.
2. .Каури — уникальное и неповторимое творение природы: круглые, гладкие и весьма изящные небольшие раковины, похожие на искусные изделия из фарфора. Некоторые разновидности каури были так красивы и редки, что ценились наравне с золотом, нефритом, ляпис-лазурью и другими драгоценностями во многих странах Юго-Восточной Азии и др. Каури оказались универсальным средством платежа, самыми долговечными мировыми товарными суррогатными деньгами. Подробнее см.: Ершов В.Е., Кантор Ю.И. Морские раковины. Краткий определитель. М.: Курсив, 2008. С. 86.

3. .Лопатников Л.И. Товарные деньги // Экономико-математический словарь. Словарь современной экономической науки. 5е изд., доп. и пер. М.: Дело, 2003. 520 с.
5 Становление монетного обращения началось в 1868 г., когда в султанате стали отливать оловянные и свинцовые монеты, именовавшиеся питис (pitis). По форме они были круглыми или восьмиугольными, цельными или с отверстием внутри. Как правило, на аверсе и реверсе имелись надписи арабской вязью. Номинал определялся размером, весом и материалом изготовления. В диаметре монеты питис составляли в среднем 12–25 мм и весили до 4,7 г. В 1888 г. брунейская монета питис достоинством 1 цент равнялась одной сотой доллара.
6 В период почти векового нахождения султаната под британским протекторатом (1888–1984)4, вплоть до 1939 г. на его территории в качестве платежного средства использовался «доллар Проливов» (Straits dollar) — денежная единица, имевшая хождение в большинстве британских колоний. Во время Второй мировой войны, в период японской оккупации Брунея (1942–1945) на территории султаната использовали так называемые банкноты Банка развития юга — деньги, выпущенные Японией специально для обеспечения денежного обращения на подконтрольных территориях в Юго-Восточной Азии.
4. .Полная независимость Брунея была провозглашена 1 января 1984 г. См.: Погадаев В.А. Бруней. Краткий справочник. М.: Ключ-С, 2015. 192 с.
7 Япония не стала печатать единую валюту для всех оккупированных территорий, как это делала Германия, эмитировавшая оккупационную рейхсмарку, предпочитая выпускать для каждой из оккупированных территорий свои дензнаки, номинированные в названиях местных денежных единиц. В Корее это были иены, в Малайе и Брунее эти японские деньги назывались долларами. Оккупационные доллары существовали только в виде купюр (даже центы были бумажными). Первоначально в обращении находились купюры достоинством 1,5 и 10 долларов. У банкнот был различный дизайн лицевой и оборотной сторон, имевший, однако, общие черты. На лицевой стороне были изображены наиболее известные местные тропические растения. Из-за того, что на 10-долларовых банкнотах изображались бананы, местные жители называли оккупационные купюры «банановыми деньгами» (duit pisang). Поскольку банкноты были слабо защищены от подделки (в частности, на многих отсутствовали номера, указывалась только серия), их подделка достигла небывалых масштабов.
8 Кроме того, из-за ухудшения экономической ситуации, роста инфляции, постоянной девальвации валюты японским оккупационным властям пришлось в 1944 г. увеличить денежную эмиссию, введя при этом в обращение купюры более крупных номиналов, в том числе по 100, а затем и по 1000 долларов.
9 После капитуляции Японии у населения Брунея осталось огромное количество обесцененных «банановых денег». Вопреки усилиям ряда стран, переживших оккупацию, обменять их на современную валюту, японское правительство до сих пор отказывается рассматривать эту проблему5. В процессе деколонизации Британской империи после Второй мировой войны в Сингапуре, Малайской Федерации, Британском Северном Борнео, Сараваке, султанате Бруней был в 1951 г. учрежден единый эмиссионный орган — Совет уполномоченных по денежному обращению в Малайе и Британском Борнео. С 1 января 1952 г. Совет ввел в обращение доллар Малайи и Британского Борнео (именовавшийся в Малайзии «ринггит»), ставший законным платежным средством на территории этих государств. После формального оформления их независимости, с 12 июня 1967 г. Малайзия, Сингапур и Бруней стали эмитировать и использовать собственные национальные денежные единицы. В Брунее на основании Закона о валюте был учрежден Валютный совет, получивший право эмиссии собственных национальных банкнот — брунейских долларов, которые в регионе называют ринггитом Брунея.
5. .Сенилов Б.В. Военные деньги Второй мировой войны. М.: Финансы и статистика, 1991. 123 с.
10 Доллары Малайи и Британского Борнео оставались в обращении вплоть до 16 января 1969 г. Малайзийский ринггит обменивался по номиналу на брунейский и сингапурский доллары вплоть до 23 июня 1973 г. Бруней и Сингапур в 1967 г. заключили соглашение о взаимном обмене валют, действующее до настоящего времени. Привязка валюты Брунея к сингапурской стала стабилизирующим фактором для финансовой системы султаната. До сих пор обе валюты являются законными платежными средствами на территории обеих стран при сохранении курсового паритета. В 1967 г. правительство Брунея выпустило в обращение купюры достоинством в 1, 5, 10, 50 и 100 ринггитов, в 1979 г. — в 500 и 1000 ринггитов. В 1989 г. надпись на банкнотах «Kerajaan Brunei» («Правительство Брунея») было заменено на официальное название страны — «Negara Brunei Darussalam» («Государство Бруней-Даруссалам»). В том же году в обращение были введены купюры достоинством в 10 000 ринггитов. На всех банкнотах имеются надписи на малайском языке, которые продублированы по-английски и арабской вязью. На большинстве банкнот имеются изображения султана Брунея. За все время существования национальной валюты было выпущено пять серий купюр.
11 С 2004 г. — из-за участившихся случаев подделки купюр — брунейские банкноты изготавливают из полимерных материалов с высокой степенью защиты. В 2005 г. в Австралии на Фестивале достижений в области полиграфии полимерная купюра Брунея достоинством в 100 ринггит получила золотую медаль как банкнота, наиболее защищенная от подделок.
12

Кредитно-банковская система

13 В настоящее время кредитно-банковская система Брунея состоит из национальных и иностранных коммерческих банков, исламских банков и финансовых институтов развития, небанковских финансовых учреждений, национальных государственных институтов развития6. Формировавшаяся под влиянием Великобритании, она во многом копировала ее финансовые институты. В 1935 г. был основан Почтовый сберегательный банк7, который начал работу еще в период нахождения султаната под британским протекторатом. Как правило, почтово-сберегательные банки и их отделения создавались в тех местностях, где отсутствовали коммерческие банки. Эти финансовые учреждения аккумулируют средства населения и используют их для кредитования государства и населения через широкую сеть региональных почтовых отделений. Незадолго до японской оккупации Брунея, в 1940 г. в нем начал работу филиал одного из старейших банков мира — британского Hongkong and Shanghai Banking Corporation Ltd (HSBC). Позднее, в 1958 г. там был зарегистрирован банк Standard Chartered Brunei-Darussalam, являющийся дочерней компанией одноименного английского банка. Его штаб-квартира располагается в столице, городе Бандар-Сери-Бегаван. Банк специализируется на предоставлении ипотечных кредитов, кредитов частному сектору, оказании страховых услуг и др.
6. .Подробнее см.: Финансовые институты развития: особенности стратегического управления / под ред. В.Д. Андрианова. М.: Экономика, 2013. 278 с.

7. .Первые почтово-сберегательные банки появились в Великобритании в 1861 г. В 1930е годы такой тип банковских учреждения получил широкое распространение почти во всех британских колониях, в том числе в странах Юго-Восточной Азии.
14 В послевоенные годы процесс формирования банковской системы Брунея продолжился: были созданы другие коммерческие банки — Малайский банк (1960 г.) и Национальный банк Брунея (1964 г.) Первый американский транснациональный банк Ситибанк открыл свой филиал в Брунее в 1971 г.
15 Первый финансовый институт развития в Брунее был создан в 1980 г. под названием «Айленд девелопмент бэнк» (Island Development Bank). Позднее, после его слияния с Национальным банком Брунея возник новый крупный национальный институт развития — Международный банк Брунея.
16 Первый национальный брунейский коммерческий банк «Байдури Банк Берхад» (Baiduri Bank Berhad) открылся в 1994 г. Имеющий несколько отделений на территории страны банк специализируется на кредитовании малого и среднего бизнеса, образовательных программ для населения, на приобретении, строительстве и реновации жилья.
17 Год спустя появился новый государственный финансовый институт развития — «Банк развития Брунея». А еще через год — второй национальный коммерческий банк, «Инвестиционный и коммерческий банк Брунея» (Brunei Investment and Commercial Bank), специализирующийся на финансовом обслуживании представителей частного сектора.
18 В отличие от других стран Юго-Восточной Азии, в Брунее долгое время не было финансового учреждения денежно-кредитного регулирования, аналогичного Центральному банку. Регуляторные и надзорные функции выполняло Министерство финансов через Управление денежного обращения, Валютное управление, Департамент финансового сервиса и Инвестиционное агентство Брунея.
19 Министром финансов и одновременно премьером-министром, главнокомандующим вооруженными силами и министром обороны является султан Брунея. Все эти функции государственной исполнительной власти с 1984 г. принадлежат султану Хассаналу Болкиаху8. Как министр финансов, он в июле 2010 г. учредил «Валютно-финансовое Управление Брунея Даруссалам» («Тhe Monetary Authority of Brunei Darussalam»), фактически выполняющее функции Центрального банка. На этот регуляторно-надзорный финансовый орган были возложены задачи выработки денежно-кредитной политики страны, контроля над банковской сферой, поддержания стабильности национальной валюты. Для реализации задачи контроля за деятельностью коммерческих местных и иностранных банков последние обязаны ежемесячно представлять в этот надзорный орган пакет документов финансовой отчетности, в том числе: сводный месячный отчет об активах и пассивах по всем банковским операциям, график соблюдения норм резервирования финансовых ресурсов, расчет показателя достаточности собственного капитала, ежеквартальный отчет о кредитовании по всем банковским операциям.
8. .В Брунее сохранилась уникальная система государственного управления, которую принято называть теократическая малайская исламская монархия. Эта патриархально-авторитарная форма правления имеет глубокие исторические, политические и социокультурные корни. Ее основными составляющими являются исламская религия, система мусульманских ценностей, малайская культура и обычаи, а также верховенство монархической власти султана. Многие европейские и российские исследователи продолжают рассматривать сложившуюся форму правления как абсолютную монархию. Нынешней глава государства — Хассанал Болкиах является 29-м представителем правящей с 1405 г. династии, провозглашен султаном в октябре 1967 г. и коронован в августе 1968 г. Подробнее см.: Пахомова Л. Бруней: новые горизонты развития // Азия и Африка сегодня. 2006. 24 февраля.
20 В Брунее ныне функционируют 10 банков, в том числе 4 местных и 6 иностранных (представленных филиалами и дочерними компаниями).
21

Исламские банки и финансовые институты развития

22 В Брунее, как и в Малайзии, Индонезии, исламская банковская система функционирует параллельно с традиционной. Исламский банкинг экономисты выделяют в отдельную финансовую систему с ее приверженностью законам шариата. Главное отличие исламского банкинга от традиционной модели банковского кредитования — отказ от применения ссудного процента (по-арабски «риба»). Поскольку, по законам шариата, деньги не являются товаром, требовать плату за их предоставление в долг считается попранием норм исламской морали: взимание процентов на ссудные деньги считается несправедливым, ростовщичество запрещено правовыми и моральными нормами, установленными в Коране и хадисах. Поэтому в исламской банковской системе «ссудный процент» заменяется на «долю в прибыли» от реализации торговой сделки, коммерческого или инвестиционного проекта. Кредитную основу банковского бизнеса исламские банки фактически заменяют на инвестиционную, т.е. по сути, изначально действуют как банки развития. Таким образом, исламская финансовая система основывается на принципе отделения прибыли от торговли и инвестиций между кредитором и заемщиком.
23 Как правило, исламский банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами он финансирует торговые, коммерческие сделки и инвестиционные проекты мусульманских предпринимателей. Вместо традиционного процента бизнесмен в соответствии с законами шариата делит полученную прибыль с банком, а тот в свою очередь — с вкладчиками банка. На тех же принципах распределяются риски и убытки от коммерческой и предпринимательской деятельности.
24 В Брунее первый банк, функционирующий на принципах шариата — «Пербаданан Табунг Аманах Ислам Бруней» (TAIB) — был создан специальным одноименным законодательным актом и открыт лично султаном Брунея 29 сентября 1991 г. Год спустя был принят Закон об исламских банках, регулирующий их деятельность на территории страны. В 1993 г. начал функционировать «Исламский банк развития Брунея Бхд». (Islamic Development Bank of Brunei Bhd.), созданный путем преобразования и реструктуризации Международного банка Брунея. В конце 1990х годов доля исламских банков Брунея в общем объеме банковских депозитов населения страны составляла 11,5%.
25 В 2005 г. был образован еще один банк на принципах шариата — «Исламский банк Брунея» («Bank Islam Brunei Darussalam Bhd)», его штаб-квартира расположена в столице, в городах Бруней Муара, Тутонг, Куала Билайт и Тимбуронг имеются четыре региональных отделения. Банк предоставляет широкий набор финансовых услуг, соблюдая законы шариата, в том числе потребительские и образовательные кредиты населению, кредиты малому и среднему бизнесу, исламские инвестиционные продукты, а также страхование жизни, жилья, автотранспорта и прочие виды страхования. Исламские банки Брунея и другие финансовые институты используют широкий спектр финансовых инструментов с исламской спецификой, в том числе:
26 – беспроцентные ссуды и кредиты (кар-аль-хасан);
27 – участие в распределении прибылей (мудараба и мушарака);
28 – торговое финансирование (салям, муаджал, истисна, мурабаха, мусавама) и торговые депозиты;
29 – долговое финансирование путем выпуска и размещения исламских суверенных и корпоративных облигаций (14 видов, в том числе сукук аль мукарада, сукук аль иджара, сукук аль ширкат, сукук аль салям, сукук аль истисна и др.), деривативов и других ценных бумаг;
30 – лизинг (иджара) и его аналоги (иджара ва иктина, иджара тумма аль бай);
31 – страхование (такафул) и перестрахование инвестиций;
32 – хеджирование и своп-операции;
33 – прямое инвестирование и участие в акционерном капитале компаний, в том числе финансовых;
34 – микрофинансирование для малого и среднего бизнеса (кардуль хасана);
35 – техническое содействие в планировании и осуществлении проектов и программ развития;
36 – оказание консультационных услуг;
37 – финансирование научных исследований и образовательных программ для мусульманского населения.
38 Отметим еще одну особенность исламского финансового рынка, неукоснительно соблюдаемую в Брунее: исламским финансовым институтам запрещено финансирование, в том числе долговое, бизнеса, связанного с производством и продажей алкоголя, табака, оружия, азартными играми (лотереей), колдовством, проституцией, распространением порнографии. Во многих исламских финансовых структурах предусмотрено создание шариатских советов, призванных определять, не оскорбляет ли финансовая деятельность этих компаний исламскую религию.
39 Исламские банки Брунея способствовали развитию финансового сектора и конкуренции с другими банковскими учреждениями страны. В настоящее время крупнейшим исламским банком в Брунее является TAIB, чьи активы оцениваются в 8,5 млрд долл., а доля в общем объеме банковских активов страны превышает 40%9. Среди основных банковских продуктов, предлагаемых им мусульманскому населению страны, — сберегательные срочные депозиты, финансирование розничной торговли и др. Для корпоративных и ВИП-клиентов банка предусмотрено индивидуальное обслуживание. В структуре банка созданы и функционируют две дочерние компании, которые специализируются на страховом и туристическом бизнесе. На территории Брунея банк имеет 8 отделений и 19 банкоматов.
9. .Top 500 Islamic Financial Institutions // The Banker. 2018.
40 В декабре 2017 г. Исламская корпорация развития частного сектора (The Islamic Corporation for the Development of the Private Sector, ICD), будучи структурным подразделение Исламского банка развития (ИБР), подписала соглашение с TAIB о создании своего филиала в Брунее10. Основными направлениями деятельности нового исламского финансового института развития в Брунее будут модернизация частных предприятий, создание новых рабочих мест, поддержка экспорта, развитие местного рынка исламских капиталов.
10. .Islamic Development Bank URL: https://www.isdb-pilot.org/
41 Доля исламских финансов в общем объеме активов финансового сектора Брунея в 2018 г. достигла 58%, будучи самой значительной среди стран ЮВА11. Динамично развивающаяся исламская финансовая система Брунея представляет собой весьма жизнеспособный проект, способствующий решению базовой проблемы экономики — привлечению, эффективному аккумулированию и распределению финансовых ресурсов на цели развития.
11. .Islamic financial services industry Stability Report (IFSB) 2018.
42

Небанковские финансовые учреждения

43 Кроме национальных и иностранных банков в финансовой сфере Брунея функционируют небанковские финансовые учреждения, к которым прежде всего относятся финансовые, страховые компании и государственные финансовые институты развития.
44 Финансовые компании. По характеру своей деятельности относятся к финансовым посредникам. Капитал таких компаний формируется через депозитные операции, выпуск краткосрочных коммерческих векселей, акций и облигаций, деривативов, кредитов коммерческих банков. Финансовые компании располагают также денежными и материальными взносами учредителей, доходами от своих финансовых операций.
45 В Брунее существует несколько видов финансовых компаний, среди них — работающие с ценными бумагами, финансирующие торговые сделки, занимающиеся предоставлением потребительских кредитов, факторингом, лизингом и пр. По масштабам финансовой деятельности стоит выделить три из них: «Байдури Файненс Берхад» (Baiduri Finance Berhad), «Эйч Эс Би Си Файненс (Бруней) Берхад» (HSBC Finance (Brunei) Berhad), «Ай Би Би Кредит Берхад» (IBB Kredit Berhad). Многие брунейские финансовые компании в своей деятельности придерживаются шариатских принципов, используя широкий спектр различных финансовых инструментов с исламской спецификой.
46 Страховые компании. Закон о страховании в Брунее учитывает не только современные требования к страховому делу, но и принципы исламского закона Такафул: о соблюдении принципов взаимной выгоды и заинтересованности. Различные виды страховых компаний формируют здесь свои активы, прежде всего за счет продажи страховых полисов. Операции страховых компаний часто близки по их характеру к банковским операциям. Значительные финансовые ресурсы страховых компаний позволяют использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений, включая рынок ценных бумаг. По своим активным операциям страховые компании — конкуренты коммерческих банков, инвестиционных и пенсионных фондов страны.
47 Ныне в Брунее действуют 5 страховых компаний, специализирующихся на отдельных видах страховых операций: Islam TAIB Sendirian Berhad (Takaful/Insurance), Aerojaya Insurance Agency Sdn Bhd, AIA Co. Ltd, IMG Insurance Agency Services, Indera En Voy Transportation, MKB Insurance Agency. Суммарная стоимость активов брунейских страховых компаний в 2004–2013 гг. колебалась в пределах от 4,1 до 6,4% ВВП. В последующие годы этот показатель не превышал 4–5%.
48 Национальные государственные финансовые институты развития. Важным институтом такого рода является «Общий резервный фонд Брунея» («Brunei’s General Reserve Fund»), созданный в 1983 г. с целью аккумулирования доходов государства от продажи углеводородов на мировых рынках. Ныне он фактически выполняет функции суверенного фонда национального благосостояния Брунея.
49 Инвестиционная деятельность и управление зарубежными активами Брунея осуществляется через еще один финансовый институт развития — «Брунейское инвестиционное агентство» («Brunei Investment Agency» BIA), являющееся структурным подразделением Министерства финансов. Под его управлением состоят около 30 млрд долл. заграничных инвестиций Брунея. К его наиболее доходным зарубежным активам относятся мировая сеть люксовых отелей «Dorchester Collection», международные компании, работающие в сфере недвижимости, в том числе «Nudhar Corporation» и «Bahagia Investment Corporation». Кроме того Брунейское инвестиционное агентство владеет крупной иностранной добывающей компанией — иорданской «Jordan Phosphate Mines Company» и австралийской брокерской фирмой «Patersons Securities». Одна из ключевых функций агентства — контроль за состоянием и использованием золотовалютных резервов страны, которые в 2018 г. достигли 3,5 млрд долл.12
12. .World Economic Outlook Database. International Monetary Fund. 17 April 2018. URL: https://www.imf.org.
50 Брунейский международный финансовый центр (БМФЦ). Развитие банковской сферы и растущие финансовые возможности Брунея способствовали более активной интеграции страны в мировой финансовый рынок. Важный шаг в этом направлении был сделан в 2000 г., когда Министерство финансов страны учредило Брунейский международный финансовый центр (Brunei International Financial Center). Одна из его стратегических задач — создать условия для притока международного капитала, новейших технологий в банковской сфере, повысить уровень квалификации банковских служащих, сформировать отряд финансистов мирового уровня.
51 Для эффективного функционирования БМФЦ был принят ряд законодательных актов, в том числе Закон о порядке деятельности международных и совместных компаний, Закон о международном трасте, Закон о страховании, Закон о лицензировании зарегистрированных агентов и доверительных собственников, Закон о запрете отмывания денег. Ими предусмотрено предоставление нерезидентам значительных налоговых и иных льгот, что обеспечивает БМФЦ высокую конкурентоспособность по сравнению с другими международными финансовыми центрами (фактически налицо статус офшорной зоны). А это в свою очередь сулит расширение и диверсификацию финансовых услуг, эффективную и безопасную финансовую инфраструктуру для международного бизнеса, развитие внешних связей, привлечение финансовых ресурсов с мирового рынка капиталов.
52 Компании-резиденты в Брунее платят налоги на прибыль, полученную как в стране, так и за рубежом. Налог на доходы компаний взимается по ставке 30%. Султан Брунея заключил соглашения об избежании двойного налогообложения с четырьмя странами: Великобританией (1950), Индонезией (2000), Китаем (2004), Сингапуром (2005). Основные положения этих международных соглашений не распространяются на офшорные компании Брунея. Последние платят налоги на доходы, полученные только в пределах Брунея. Налоги на прирост капитала, недвижимость и имущество не взимаются.
53 При регистрации в БМФЦ компания получает сертификат, позволяющий не платить указанные налоги в течение 10 лет. Для офшорных компаний отсутствует требование по оплате уставного капитала. Компании, зарегистрированные в БМФЦ, не обязаны сдавать аудиторский и бухгалтерский отчеты, если они не имеют страховую или банковскую лицензию.
54 Созданный в стране благоприятный инвестиционный климат побуждает многие крупные международные компании рассматривать Бруней как региональную и даже глобальную базу для ведения финансовых операций. К середине 2005 г. в Центре было зарегистрировано 3500 компаний. К 2018 г. число офшорных структур увеличилось более чем в 3 раза, достигнув почти 10 тыс. Офшорный бизнес стал существенным источником государственных доходов Брунея. Наиболее распространенной формой регистрации офшорных компаний в Брунее являются международные трасты и офшорные фонды.
55 Международные трасты. В Брунее сформировалась весьма надежная международная юридическая база для доверительной деятельности в форме международных трастов (International Trust) с исламской спецификой. В мировой практике трастовые компании — это специализированные кредитно-финансовые организации, осуществляющие трастовые (доверительные) операции для физических и юридических лиц. Как правило, трастовые компании не занимаются традиционной банковской деятельностью, их основная функция — осуществление доверительных операций, разрешенных законом. Трасты дают возможность планировать и осуществлять финансовую деятельность, обеспечивают сохранение, защиту активов и имущества как частных лиц, так и крупных иностранных корпораций.
56 По закону о международном трасте, в Брунее могут создаваться коммерческие трасты, специальные трасты, трасты коллективного инвестирования, благотворительные трасты. Коммерческие трасты обычно создаются крупными корпорациями, поскольку в брунейском законодательстве отсутствует требование о необходимости наличия бенефициара, являющегося физическим лицом.
57 В специальном трасте бенефициар не имеет прав на имущество траста и не может воздействовать на процесс его управления. Спорные вопросы деятельности таких трастов решаются исключительно в судебном порядке.
58 Трасты коллективного инвестирования могут создаваться физическими лицами, имеющие одинаковые инвестиционные цели и бизнес-планы. Потенциальные инвесторы и партнеры могут объединять свои средства, имущество, интеллектуальную собственность и оформлять их в виде траста.
59 Деятельность благотворительных трастов не должна противоречить социальной политике правительства Брунея. Их учреждение поощряется в сферах охраны окружающей среды, сохранения исторических памятников, в социальных проектах.
60 При создании трастов основным юридическим лицом является «учредитель доверительного управления», или «гарант», который размещает активы или передает их в управление третьему лицу. При регистрации офшорных трастов финансовые и нефинансовые активы и имущество находятся, как правило, в другой стране. При этом трастовые компании могут иметь собственный капитал и получать прибыль от своей деятельности. Далее учредитель доверительной собственности передает свои активы трасту, которым управляет назначенный доверительный собственник. В соответствии с законодательством Брунея, как минимум один из доверительных собственников должен обладать лицензией («Закон о лицензировании зарегистрированных агентов и доверительных собственников 2000 г., RATLO»). Доверительный собственник управляет трастом от имени учредителя и на основании официального документа (декларации), в котором содержатся подробные условия и правила управления активами в интересах бенефициаров.
61 В Брунее при создании офшорного траста бенефициаром может быть любой гражданин, не являющийся резидентом страны. Гарант следит за деятельностью траста, обеспечивая соответствие положениям декларации о трасте, а также за тем, чтобы управление трастом осуществлялось надлежащим образом. Доверительный собственник несет полную юридическую ответственность за управление активами бенефициаров.
62 Следует отметить высокую степень юридической защиты активов и профессиональный уровень управления капиталом в Брунее. Среди преимуществ регистрации там офшорных трастов можно указать отсутствие налога на имущество. Кроме того, имущество траста не может быть арестовано. Траст в Брунее позволяет избежать права на обязательную долю в наследственной массе, что позволяет учредителю выбирать, кому и в каком размере он желает завещать свои активы. Потенциальные наследники не могут предъявлять трасту иски. Между прочим, в Брунее нет налога на наследство.
63

Офшорные фонды

64 Альтернативная трастам форма сохранения и управления активами в Брунее — офшорные фонды, которые могут создаваться с целью защиты личного и корпоративного имущества и управления им, налогового планирования в целях наследования активов, реализации схемы участия работников в прибылях, пенсионного планирования, благотворительной деятельности. Учредителем фонда может быть как физическое, так и юридическое лицо. Фонды в Брунее могут владеть многими компаниями и активами. После создания фонда он обретает права и обязанности юридического лица и становится собственником имущества. У фонда могут быть бенефициары, но конкретный владелец отсутствует. Законодательство Брунея гарантирует конфиденциальность учредителям офшорных фондов.
65 Фонды могут создаваться на определенный срок. Для обеспечения работы фонда необходим гарант, который будет действовать в интересах офшорных клиентов и компаний. В соответствии с официальной декларацией руководит работой фонда совет, который обеспечивает его надлежащее функционирование.
66 В соответствии с целями, для которых создаются и используются офшорные фонды, их можно классифицировать следующим образом:
67 – публичные фонды (создаются группами физических лиц, семьями;
68 – частные фонды (создаются частными лицами);
69 – государственные фонды (создаются организациями и органами исполнительной власти);
70 – смешанные фонды (могут создаваться любыми лицами из числа вышеуказанных).
71 Законодательство о деятельности различных фондов, в том числе исламских, предусматривает возможность создания шариатских советов, призванных определять, не оскорбляет ли деятельность этих фондов исламскую религию.
72 В офшорном фонде в Брунее можно держать различные виды финансовых и нефинансовых активов, в том числе акции, облигации и прочие ценные бумаги частных и государственных компаний; сформированные инвестиционные портфели; банковские депозиты; полисы страхования жизни; объекты недвижимости; права на интеллектуальную собственность и др. Безвозмездные вклады в фонд исключаются из налогооблагаемой базы. Детально разработаны законодательные положения о лицензировании и безопасности функционирования фондов.
73 Национальные кредитно-банковские учреждения и финансовые институты развития Брунея, в том числе и исламские, внесли существенный вклад в становление Брунея как одной из самых богатых стран мира. По методологии ООН, Бруней относится к странам с высоким уровнем дохода на душу населения. В 2017 г. он занимал по этому показателю 1е место в Азии и 8е — в мире (по паритету покупательной способности, составившему там 80 тыс. долл.) По номинальному ВВП на душу населения (26,4 тыс. долл.) Бруней в 2017 г. занимал 28е место в мире13.
13. .Ibid.
74 В 2008 г. правительство Брунея разработало и приняло стратегию долгосрочного развития «Вавасан Бруней — 2035». В стратегии поставлена амбиционная задача: в ближайшие десятилетия войти по уровню экономического развития в первую десятку стран мира.
75 В рамках реализации этой программы страна намерена продолжить совершенствовать и повышать эффективность функционирования банковской и финансовой системы, в том числе с исламской спецификой. Улучшению инвестиционного климата призван способствовать и Международный финансовый центр Брунея. Следует ожидать роста притока банковского и финансового капитала, в том числе из крупных исламских государств. В ближайшей перспективе можно прогнозировать увеличение активов и уровня капитализации банковской системы Брунея, исламских банков, повышение эффективности и эластичности их функционирования, появление новых исламских финансовых институтов, новых финансовых инструментов.
76 Динамично развивающаяся финансовая система Брунея будет способствовать привлечению инвестиций и эффективному распределению финансовых ресурсов для целей развития султаната. В среднесрочной перспективе Бруней совместно с Малайзией, Индонезией, Бахрейном, Саудовской Аравией и рядом других мусульманских стран планирует увеличить свой вклад в формирование и развитие международного исламского денежного и финансового рынков. Султан Брунея Хассанал Болкиах и монетарные власти страны поддерживают идею создания валютного союза мусульманских государств, формирование новой валютной зоны и введение в обращение единой исламской валюты — золотого динара14.
14. .Эту идею еще в конце прошлого века выдвинул и поддерживает Махатхир Мохамад, премьер-министр Малайзии (1981–2003), который 18 мая 2018 г. в возрасте 92 лет был вновь избран на этот высокий пост.
77 Новая мировая валюта, основанная на золотодевизном стандарте, не противоречит шариатским законам и в перспективе, при определенных условиях, может стать одним из реальных конкурентов доллару США.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести