СОВЕТСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ НА КВЖД В 1924-1935 ГГ.
СОВЕТСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ НА КВЖД В 1924-1935 ГГ.
Аннотация
Код статьи
S0131-28120000621-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
139-150
Аннотация

Совместное советско-китайское управление КВЖД в 1924–1935 гг. дало возможность расширить советское экономическое и политическое влияние в Северной Маньчжурии. Основными проводниками советского влияния на КВЖД были партийные ячейки, профсоюз железнодорожников, комсомольские и пионерские организации, железнодорожные клубы и школы, просоветская пресса. Однако, обладая значительными финансовыми и административными ресурсами, советское руководство КВЖД не было самостоятельным, в значительной степени зависело от Москвы и внешнеполитической ситуации.

Ключевые слова
КВЖД, Маньчжурия, Китай, советско-китайское управление, советское влияние в Северной Маньчжурии.
Классификатор
Дата публикации
01.01.2013
Всего подписок
1
Всего просмотров
721
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Документы внешней политики СССР. Т. 7. М., 1963. С. 459. Подробнее о соглашении и о ситуации с КВЖД в начале 1920-х гг. см.: Аблова Н.Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае: 
международные и политические аспекты истории (первая половина ХХ века). М., 2005.
2. Семенов Б. Китайско-восточная железная дорога (РГИА. Ф. 323. Оп. 10. Д. 753. Л. 23).
3. См. об этом: Беседовский Г. На путях к термидору. М., 1997. С. 242.
4. РГАСПИ. Ф. 613. Оп. 3. Д. 52. Л. 36.
5. РГИА. Ф. 323. Оп. 4. Д. 397. Стенограммы заседаний Правления КВЖД за 1928 год. Л. 17.
Причем Лашевич объяснял, что каждому приезжающему из СССР требуется не менее 400 рублейдля того, чтобы добраться из Москвы до Харбина: виза 230 руб., билет около 120 руб., путевые расходы и т.д., поэтому просил увеличить подъемные деньги для командированных. Советское присутствие на КВЖД в 1924–1935 гг. 149
6. В отчете Доркома КВЖД за 1925 год говорилось: «Увольнение 85 учителей, перешедших в китайское подданство, значительно очистило школы от белобандитов, воспитывавших детей в
духе царской муштры». (РГИА. Ф. 323. Оп. 3. Д. 24. Л. 229). Своей задачей Дорком считал
осуществление лозунга «Детей советских граждан должны обучать учителя — советские граждане» (Там же. Л. 265).
7. См. об этом: Краткий обзор работы КВЖД и края. Харбин, 1929. С. 104.
8. Документы внешней политики СССР. Т. 12. М., 1967. С. 492.
9. Погребецкий А.И. Пять лет совместного управления Китайской Восточной железной дороги
представителями правительств СССР и Китая (1925–1929 гг.) // Вестн. Маньчжурии. 1930.
№ 10. С. 33.
10. Беседовский Г. На путях к термидору. М., 1997. С. 251.
11. Там же.
12. РГИА. Ф. 323. Оп. 4. Д. 397. Стенограммы заседаний Правления КВЖД за 1928 год. Л. 24. Курс
иены в 1928 г. приблизительно равнялся золотому рублю.
13. РГАСПИ. Ф. 613. Оп. 3. Д. 50. Л. 1об.
14. РГИА. Ф. 323. Оп. 4. Д. 358. ЛЛ.2–3.
15. Китайская Восточная железная дорога. К событиям 1929 года. Хабаровск, 1929. С. 31.
16. Молодцов В. Россия и Япония: рельсы гудят. Железнодорожный узел российско-японских отношений (1891–1945). М., 2006. С. 327.
17. Число членов профсоюза постоянно росло: на 1 января 1924 г. — 6482 чел, на 1 января
1925 г. — 8253 чел.; на 1 января 1926 г. — 9215 чел.; на 1 января 1927 г. — 10259 чел., на 1 января 1928 г. — 11201 чел. (РГИА. Ф. 323. Оп. 3. Д. 34. Л. 29). На 1 июля 1929 года Дорпрофсож
объединял 12460 членов профсоюза, и только после советско-китайского конфликта 1929 года
число членов профсоюза резко упало до 3538 человек, в связи с тем, что часть членов профсоюза были депортированы или выехали в СССР, часть уволены администрацией или самоуволились. (РГИА. Ф. 323. Оп. 3. Д. 42. Л. 2об.).
18. РГИА. Ф. 323. Оп. 3. Д. 42. Л. 31.
19. См. об этом: Алексеев М. Советская военная разведка в Китае и хроника «китайской смуты»
(1922–1929). М., 2010; Балакшин П. Финал в Китае. Возникновение, развитие и исчезновение
белой эмиграции на Дальнем Востоке. Сан-Франциско; Париж; Нью-Йорк, 1958. Т. 1. С. 136–
137.
20. РГИА. Ф. 323. Оп. 3. Д. 34. Л. 6.
21. РГИА. Ф. 323. Оп. 3. Д. 24.Протоколы заседаний Дорпрофсожа. 1925 год. Л. 13.
22. РГИА. Ф. 323. Оп. 3. Д. 34. Л. 6об.
23. РГИА. Ф. 323. Оп. 3. Д. 37. Л. 154.
24. РГИА. Ф. 323. Оп. 3. Д. 34. Л. 23об.
25. Шишкин П.П. Большевизм в Китае. Ч.1. Обзор деятельности Северо-Маньчжурского комитета
партии. Шанхай, 1930. С. 10.
26. Там же. С. 53. После советско-китайского конфликта 1929 года число коммунистов резко сократилось, и на 1 мая 1931 г. партийная организация насчитывала 556 чел., из них кандидатов
65 чел. /РГАСПИ. Ф. 613. Оп. 3. Д. 51. Л. 118.
27. ГАРФ. Ф. 6081. Оп. 1. Д. 146. Л. 280.
28. Шишкин П.П. Указ. соч. С. 126.
29. РГАСПИ. Ф. 613. Оп. 3. Д. 51. Л. 4.
30. Там же. Л. 81 об.
31. РГАСПИ. Ф. 613. Оп. 3. Д. 51. Л. 83.
32. Беседовский Г. Указ. соч. С. 250.
33. РГАСПИ. Ф. 613. Оп. 3. Д. 51. Л. 119.
34. РГАСПИ. Ф.М-1. Оп. 23. Д. 376.Протоколы заседаний харбинского губкома РЛКСМ (КВЖД).
1925 год.Л.72.
35. РГАСПИ. Ф. 613. Оп. 3. Д. 51. Л. 122.
36. В 1935 г., после продажи КВЖД, в СССР вернулись и маньчжурские «отмольцы». Фактически
всех заново принимали в члены ВЛКСМ. Каждый должен был прислать в ЦК ВЛКСМ заявление, автобиографию и фотокарточку. В РГАСПИ хранятся списки «прибывших в порядке репатриации с КВЖД и ожидающих оформления комсомольских документов» от 20 окт.
1935 г. — всего 805 чел. (РГАСПИ.Ф.М-1. Оп. 23. Д. 1116. Л. 69–91). 150 М. Кротова
37. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 23. Д. 730. Л. 61об.
38. Там же. Л. 62.
39. РГАСПИ. Ф.М-1. Оп. 23. Д. 575. Л. 39.
40. Там же.
41. РГАСПИ.Ф.М-1. Оп. 23.Д.376. Л. 79.
42. РГАСПИ.Ф. М-1. Оп. 23. Д. 575. Л. 3.
43. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 23. Д. 575. Л. 40. Здесь были указаны главные недостатки Боевой дружины: «у некоторых романтизм преобладает над классовым самосознанием, для них драка —
цель. Для некоторых безразлично кого бить, лишь бы драка была. В этом причина частичных
драк в среде самих комсомольцев».
44. РГАСПИ. Ф.М-1. Оп. 23. Д. 730. Протоколы заседаний СМК КСМ. Л. 65–67.
45. РГАСПИ. Ф.М-1. Оп. 23. Д. 575.Л.57.
46. РГАСПИ. Ф. 613. Оп. 3. Д. 51. Л. 123.
47. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 23. Д. 376. Л. 65об.
48. Полевой Е. По ту сторону китайской границы. Белый Харбин. М.; Л., 1930. С. 80.
49. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в международных отношениях на Дальнем Востоке (1925–
1932). М., 2007. С. 162.
50. ГАРФ. Ф. 6081. Оп. 1. Д. 146. Л. 289.
51. Жемчужная З. Пути изгнания. Урал, Кубань, Москва, Харбин, Тяньцзин. Воспоминания. НьюЙорк, 1987. С. 201.
52. Погребецкий А.И. Депрессия рынка и мероприятия КВЖД в области экономики и рационализации. //Вестн. 1930. № 11–12. С. 55.
53. РГИА. Ф. 323. Оп. 4. Д. 484. Л. 79.
54. РГАСПИ. Ф. 613. Оп. 3. Д. 50. Л. 140.
55. РГИА. Ф. 323. Оп. 4. Д. 521. Письма Управляющего дорогой в Правление КВЖД за 1932 год.
Л. 58.
56. РГИА. Ф. 323. Оп. 4. Д. 484. Стенограммы совещаний под председательством Управляющего
дорогой. 1931–1933. Л. 27.
57. ДВП СССР. Т. 18. М., 1973. С. 178–179.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести