СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ КНР О "КИТАЙСКОМ СОЦИАЛИЗМЕ" ЧЖУ ДЭ
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ КНР О "КИТАЙСКОМ СОЦИАЛИЗМЕ" ЧЖУ ДЭ
Аннотация
Код статьи
S0131-28120000621-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
114-125
Аннотация
В статье представлен анализ наиболее значимых публикаций историков КНР последнего десятилетия, посвященных представлениям одного из лидеров КПКпервого поколения маршала Чжу Дэ о строительстве «социализма китайскойформы». Разработанную им концепцию социалистического строительства сегодня в Китае принято считать первой в руководстве КПК попыткой отыскать собственную, «китайскую форму» социализма, отличную как от советской модели, так и казарменного коммунизма. Затронута активно обсуждаемая китайскимиисториками проблема восстановления подлинного статусного портрета Чжу Дэи его реального вклада в победу революции и созидание Нового Китая.
Ключевые слова
Чжу Дэ, «китайский социализм», социально-экономическое строительство в КНР, проблемы историографии КПК
Классификатор
Дата публикации
01.05.2012
Всего подписок
1
Всего просмотров
697
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Гу Цзэсюй. Чжу Дэ бье чжуань — юй Мао Цзэдун эньэнь юаньюань [Другая биография Чжу
Дэ: с милостью и ненавистью Мао Цзэдуна]. Сянган, 2010. Т. 1–2.
2. В основе работы Гу Цзэсюя лежит противопоставление Чжу Дэ и Мао Цзэдуна как носителей
двух антагонистических начал — «демократии и диктатуры», «созидания и разрушения»,
«гармонии и борьбы», «мира и войны» и т.п.
3. Отечественные авторы, очевидно, стремясь к большей научной «объективности», отводят Чжу
Дэ куда более скромное место, а порой вообще не упоминают его имя в связи даже с теми событиями и процессами в истории КПК, в которых ему принадлежала решающая роль, например: в создании Центрального советского района, разрешении бескровным путем внутрипартийного раскола 1935–1936 гг. и спасении таким образом большей части Красной армии от самоуничтожения, разработке военно-политической доктрины КПК («затяжной войны») в антияпонской войне, организации стратегической перегруппировки партии и ее вооруженных сил
накануне и планировании всех крупнейших операций НОАК в ходе войны Освобождения
(тремя из них он осуществлял непосредственное руководство), точном прогнозировании ее хода, сроков и деталей финала, формулировании основных задач и принципов социальноэкономического строительства в переходный период и концепции «китайского социализма»,
ставшей важнейшим источником реформаторских идей Дэн Сяопина, и т.д.
4. Неприятие старшим поколением китайских коммунистов фальсифицированной истории партии
и НОАК нашло приметное отражение в опубликованной пекинским журналом «Яньхуан чунцю» (известном своей довольно независимой позицией) статье Чжао Юйпина, в которой охарактеризован персональный вклад Чжу Дэ в дело военного строительства КПК и завоевание ею
власти в стране. Статья примечательна тем, что написана на основе документальных свидетельств, собранных и сохраненных отцом автора — Чжао Пиньсанем, близко знавшим практически весь высший комсостав НОАК. Автор, не претендуя на обобщения и открытия, просто
напоминает читателям, как на самом деле создавалась и крепла Красная армия, как одерживались победы над врагом, какой след оставил в этой эпопее Чжу Дэ. Выводы, к которым подводит материал Чжао Юйпина, мягко говоря, не совпадают с официальной версией истории вооруженной борьбы КПК и роли в ней Мао Цзэдуна. По мнению Чжао Юйпина, эта роль «ни на
шаг не выходит за пределы его официального ранга политкомиссара при главнокомандующем». (Чжао Юйпин. Чжу Дэ: букэ тидайдэ цзунсылин [Чжу Дэ: незаменимый главком] //
Яньхуан чуньцю. 2009. № 7. С. 2).
5. Впервые о том, что такие идеи существуют, заявил Чэнь И на VII съезде КПК в 1945 г., правда,
назвав их для пробы «военной школой» Мао Цзэдуна (Мао Цзэдун цзюньши сюэпай), поскольку прежде партия знала только о «военных идеях Чжу Дэ». В обоснование тезиса он, в частности, сказал, что «в последние 60 лет в Китае не было национальной военной науки, не было и
ни одного военного деятеля, способного генерировать национальные военные идеи, но этот недостаток исправил Мао Цзэдун, создавший истинную военную науку в стране». Цит. по: Чэнь
И чжуань [Биография Чэнь И]. Пекин, 1993. С. 321.
6. В этом смысле знаковым стало исчезновение Чжу Дэ с официальных фотографий агентства
Синьхуа, запечатлевших церемонию провозглашения КНР. Его выход из кадра с намерением
помочь репортеру сделать исторический снимок Мао Цзэдуна, объявлявшего миру о создании
Нового Китая, обыкновенно воспринимается китайскими историками-неформалами как якобы
желание освободить вождя от необходимости наперед делить величие с кем бы то ни было еще
(см., например: Гу Цзэсюй. Указ. соч. Т. 2. С. 747). Вряд ли это так, но поступок главкома всеСовременная историография КНР о «китайском социализме» Чжу Дэ 123
равно символичен — ведь никому из стоявших рядом с ним более молодых и менее знаменитых соратников такое и в голову не пришло. Важнее в этой истории другое — факт снятия буквально накануне торжеств портрета Чжу Дэ с ворот Тяньаньмэнь, где он с апреля 1949 г. соседствовал с портретом Мао.
7. К тому времени из продукции агитпропа было убрано практически все, что прославляло главкома или просто вызывало ассоциации с его именем (портреты, плакаты-здравицы, цитаты из
высказываний и т.п.), подправлен текст знаменитого «Марша НОАК», в котором «знамя Чжу
Дэ» преобразилось в «знамя Мао Цзэдуна», и многое другое.
8. Одной из самых последних работ, убедительно доказывающих, к примеру, неоспоримую роль
Чжу Дэ как родоначальника китайской Красной армии, создателей ее тактики и стратегии, основ военного строительства КПК, является докторская диссертация американского синолога
М. Расселла: Russell M.W. From Imperial Soldier to Communist General: the Early Career of Zhu De
and His Influence on the Formation of the Chinese Red Army. Ann Arbor, MI, 2009.
9. Упомянутая статья Чжао Юйпина, например, вызвала бурю возмущения у охранителей, требовавших «впредь лжецов к трибуне не допускать», а журнал — «прикрыть». (Гу Цзэсюй. Указ.
соч. Т. 2. С. 959).
10. Если в качестве «подмастерья» у Чжоу Эньлая главком выводился в исторической литературе
КНР изначально (сам Чжу Дэ намеренно подыгрывал таким умозаключениям), то в последние
годы проявилась еще и тенденция к изображению его неким великовозрастным «мальчиком»
при Лю Шаоци, что, впрочем, корреспондирует с общей тенденцией в китайской и российской
историографии к выпячиванию роли последнего и даже приписыванию ему авторства целого
ряда идей, принадлежавших Чжан Вэньтяню, Дун Биу, Жэнь Биши или тому же Чжу Дэ, а также замалчиванию негативных сторон деятельности «второго лица в партии» (первенство в раздувании культа личности Мао, в инициировании «независимой», т.е. враждебной Гоминьдану и
делу национального сопротивления политики КПК в антияпонской войне, всемерная поддержка расстрельных репрессий в отношении «контрреволюционеров» в 1950–1951 гг. и проч.).
11. К числу наиболее заметных изданий, посвященных Чжу Дэ и вышедших в свет в последнее десятилетие, относятся следующие: Хуашо Чжу Дэ — чжицинчжэ фантаньлу [Поговорим о Чжу
Дэ: интервью с посвященными]. Пекин, 2000; То Пин. Чжу Дэ юй чжунгун данши чжунда
шицзянь [Чжу Дэ и важнейшие события в истории КПК]. Пекин, 2001; Лю Сюэминь. Чжу Дэ дэ
фэйчан чжи лу [Необыкновенный путь Чжу Дэ]. Пекин, 2001; Яо Цзяньпин. Чжу Дэ дэ цзуйхоу
суйюэ [Последние годы жизни Чжу Дэ]. Пекин, 2002; Чжу Дэ цзышу [Автобиографические записки Чжу Дэ]. Пекин, 2003; Чжу Дэ няньпу [Биографическая хроника Чжу Дэ]. Т. 1–3. Пекин,
2006 и др. Подробный анализ социально-экономических взглядов Чжу Дэ представлен в монографии: Сюй Ли Исследование идей Чжу Дэ по экономическому строительству [Чжу Дэ цзинцзи цзяньшэ сысян яньцзю]. Пекин, 1999. В 2009 г. в Центре партийной документации ЦК КПК
основан сектор изучения наследия Чжу Дэ с «приоритетной задачей исследования и пропаганды его идей, касающихся строительства социализма». Традицией стали регулярные всекитайские научные конференции, на которых историки партии и биографы маршала делятся результатами своей исследовательской работы. Значительно расширилась география публикаций о
Чжу Дэ, которые можно найти практически во всех периодических научных изданиях КНР гуманитарного профиля.
12. См.: Цзян Тайжань, Сюй Фэнхуа. Чжу Дэ юй чжунгун дии дай линдао цзитидэ синчэн [Чжу Дэ
и складывание коллективного руководства КПК первого поколения] // Наньчан дасюэ сюэбао.
2004. № 4. С. 29–34. Авторы статьи, выдвигая маршала на второе после Мао место в реальной
иерархии КПК, прямо апеллируют к мнению Бо Ибо, который первым из известных деятелей
КНР поставил вопрос о пересмотре устоявшихся взглядов на личность Чжу Дэ, превосходившего по своему таланту, на его взгляд, всех без исключения партийных лидеров, кроме Председателя (см.: Хуашо Чжу Дэ — чжицинчжэ фантаньлу. С. 283).
13. См.: Ляо Синьвэнь. Чжу Дэ юй дяоча яньцзю [Чжу Дэ в деле обследования и изучения] // Дандэ
вэньсянь. 2007. № 3. С. 46–53; Сюй Ли. Цяньтань Чжу Дэ юаньцзянь чжошидэ цзинцзи гуаньдянь [О дальновидности и прозорливости экономических воззрений Чжу Дэ] // Мао Цзэдун сысян яньцзю. 2007. № 1. С. 63. Ян Гуасун в своей статье о пребывании Чжу Дэ за границей в середине 1920-х годов отмечает, что маршал с юношеских лет испытывал интерес к экономическим проблемам и потому, оказавшись на учебе в Германии (Геттингенский университет) и
СССР (КУТВ), неизменно посещал лекции по теории экономики и экономической географии, 124 И. Пожилов
усиленно занимался самообразованием. (Ян Гуасун. Гуаньюй Чжу Дэ цюй Сулянь сюэси дэ
бэйцзин цзыляо [О неизвестных документах, касающихся учебы Чжу Дэ в Советском Союзе] //
Дандэ вэньсянь. 1994. № 3. С. 95–96).
14. Цзян Тецзюнь. Шилунь Чжу Дэ цзай цзефан чжаньчжэн чжундэ лиши дивэй хэ цзоюн [Об исторической роли и месте Чжу Дэ в войне Освобождения] // Цзюньши лиши. 2007. № 1. С. 3–9.
15. Чжунго гунчаньдан юй канжи чжаньчжэн [КПК и война сопротивления Японии]. Пекин, 2005.
Т. 1. С. 365.
16. Никто из пишущих о Чжу Дэ авторов не принимает в расчет довольно продолжительный период его «милитаристской» карьеры. Именно тогда, до вступления в КПК, когда он был «полновластным хозяином» двух уездов в Сычуани и позднее членом юньнаньского военного правительства, ему пришлось впервые заняться практическим решением самых разных социальноэкономических проблем.
17. Лю Сюэминь. Указ. соч. С. 170–171.
18. См.: Ли Сяонин. Чжу Дэ цзай дяоча яньцзю чжундэ тичудэ жогань цзинцзи цзяньшэ сысян
таньси [О некоторых идеях Чжу Дэ по социально-экономическому строительству, выдвинутых
в ходе обследования и изучения] // Дандэ вэньсянь. 2003. № 5. С. 59–62; Чжан Дунмин. Чжу
Дэ: дяоча яньцзю дэ каймо [Чжу Дэ: образец для подражения в обследовании и изучении] //
Данши вэньхуэй. 2007. № 2. С. 44–45.
19. Цзян Тайжань. Чжу Дэ «цзяньшэ чжунго шидэ шэхуэйчжуи» яньцзю шупин [Обзор исследований, связанных со «строительством китайского социализма» Чжу Дэ] // Дандай Чжунго ши
яньцзю. 2006. № 6. С. 60–61.
20. Там же. С. 65–66.
21. Цзян Тайжань, Сюй Фэнхуа. Указ. соч. С. 33.
22. Сюй Сяньчунь. Чжу Дэ дуй цзихуа цзинцзи тичжидэ фаньсы [Критические взгляды Чжу Дэ на
плановую экономическую систему] // Яньбянь дасюэ сюэбао. 1999. № 3. С. 5–9.
23. Цит. по: Ван Яньминь. Чжу Дэ дэ хэсе сысян [Идеи Чжу Дэ о гармонии] // Аньхуэй шисюэ.
2007. № 1. С. 70–71.
24. Чжу Дэ сюаньцзи [Избранные произведения Чжу Дэ]. Пекин, 1983. С. 213.
25. Хуашо Чжу Дэ — чжицинчжэ фантаньлу. С. 363.
26. См.: Ван Яньминь. Указ. соч. С. 69.
27. Ян Шаоань, Ван Аньпин. Чжу Дэ дэ чжифу сысян [Идеи Чжу Дэ о достижении зажиточности] //
Дандэ вэньсянь. 1998. № 5. С. 52.
28. Чжу Дэ няньпу. Т. 3. С. 1795.
29. Там же. С. 1827.
30. Хуашо Чжу Дэ — чжицинчжэ фантаньлу. С. 375.
31. Ян Шаоань, Ван Аньпин. Указ. соч. С. 53.
32. См.: То Пин. Указ. соч. С. 361–362.
33. Чжу Дэ юаньшуай фэнбэй юнцунь [Вечно живое, богатое наследие маршала Чжу Дэ]. Шанхай,
1986. С. 386.
34. Там же. С. 386–387.
35. Там же. С. 387.
36. Чэнь Юцюнь, пожалуй, первым из биографов Чжу Дэ отказался от плакатнопропагандистского стиля описания его идей и деятельности. Именно он еще в 1984 г. в скромной по объему статье в сборнике «Биографии военачальников НОА» указал, в частности, на
выдающий вклад маршала в разработку основных направлений социально-экономического
строительства в КНР, в том числе в банковской сфере, в области финансов, налогооблажения и
т.п. (Чэнь Юцюнь. Чжу Дэ) // Цзефанцзюнь цзянлин чжуань. Т. 1. Пекин, 1984. С. 261–262.
37. См., например.: Сюй Ли. Чжу Дэ цзинцзи цзяньшэ сысян яньцзю. С. 34; Сун И. Чжу Дэ дэ шиши цюши сысян цзи ци циши [Идеи Чжу Дэ о реалистическом подходе и их сущность] // Чунцин кэцзи сюэюань сюэбао [Шэхуэй кэсюэ бань]. 2009. № 2. С. 8.
38. Ляо Гайлун. Чжу Дэ дуй таньсо шэхуэйчжуи цзяньшэ синь даолу дэ чжунъяо гунсянь [Важный
вклад Чжу Дэ в поиски новых путей строительства социализма] // Дандэ вэньсянь. 1996. № 3.
С. 45.
39. Чжу Дэ няньпу. Т. 3. С. 1724.
40. Там же.
41. Там же. С. 1725.Современная историография КНР о «китайском социализме» Чжу Дэ 125
42. Вэй Фэнь. Цун цзятин цзяоюй кань Чжу Дэ дэ сысян пиньгэ [О природе идей Чжу Дэ с точки
зрения семейного воспитания] // Дандэ вэньсянь. 2007. № 1. С. 22–27.
43. Чжу Дэ няньпу. Т. 3. С. 1727.
44. Хуашо Чжу Дэ — чжицинчжэ фантаньлу. С. 394–395.
45. Цзян Тайжань. Лунь Чжу Дэ «чжунго шидэ шэхуэйчжуи» сысяндэ чэнъинь юй гунсянь [Генезис идей и вклад Чжу Дэ в разработку «социализма китайской формы»] // Синьюй гаочжуань
сюэбао. 2003. № 4. С. 19–22.
46. Цит. по: Ли Сяонин. Указ. соч. С. 59.
47. Там же.
48. Ян Шаоань, Ван Аньпин. Указ. соч. С. 52.
49. Ван Цзии. Чжу Дэ дуйвай маои сысян таньси [Анализ идей Чжу Дэ о внешней торговле] // Дандэ вэньсянь. 2006. № 6. С. 12.
50. См. например.: Сюй Сяолинь. Чжу Дэ дэ дуйвай кайфан сысян яньцзю [Исследование идей Чжу
Дэ об открытости внешнему миру] // Цзянхань луньтай. 1997. № 6. С. 50–53. По мнению Ян
Шаоаня, Чжу Дэ заявил о себе как убежденном стороннике внешней политики КПК «без идеологических ограничений» задолго до провозглашения КНР и утверждал, к примеру, что важнейшим способом превращения Китая из аграрной страны в индустриальную является развитие внешних связей. (Ян Шаоань. Чжу Дэ дуйвай кайфан сысян шулунь (Обзор идей Чжу Дэ об
открытости внешнему миру) // Сычуань шифань сюэюань сюэбао. 1997. № 3. С. 11.
51. Ван Цзии. Указ. соч. С. 14.
52. Не далее как в октябре 2010 г. в Пекине состоялся представительный научный симпозиум, участники которого обсудили итоги исследований «выдающегося вклада Мао Цзэдуна и Чжу Дэ в
развитие теории правящей марксистско-ленинской партии», наметили направления дальнейшей работы. (Чжунго лиши яньцзю дунтай. 2010. № 12. С. 3).
53. См., например: То Пин. Чжу Дэ чжичжэндан цзяньшэ сысян яньцзю [Исследуя идеи Чжу Дэ о
строительстве правящей партии] // Гуйчжоу шэхуэй кэсюэ. 2003. № 4. С. 88–91; Лу Сунган.
Чжу Дэ дуй чжунгундан ши дэ цзунцзе (Чжу Дэ об истории КПК) // Мао Цзэдун сысян яньцзю.
2007. № 2. С. 76.
54. Чжу Дэ сюаньцзи. С. 379.
55. См., например: Гэньчжэ Мао Цзэдун да Тянься (Вместе с Мао Цзэдуном к завоеванию Поднебесной). Т. 1. Чанша, 2009. С. 34–68.
56. В этом плане речь скорее должна идти не о Чжу Дэ, а его ближайшем друге и единомышленнике Дун Биу, первым среди руководителей партии призвавшим «опираться на закон в управлении государством», а также «развивать основы политической демократии».
57. См.: Чжоу Бинцинь. Сяо Кэ цзянцзюнь юй гунхэго юаньшуай дэ сянши сянцзяо [Генерал Сяо
Кэ и его общение с маршалами Республики] // Байняньчао. 2009. № 1. С. 31.
58. Таланту Чжу Дэ к точному прогнозированию посвящено немало материалов в исторической
периодике КНР последних лет. См., например: Сюй Ли. Цяньтань Чжу Дэ юаньцзянь чжоши дэ
цзинцзи гуаньдянь. С. 62–65.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести