ИЗ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРК- ВИ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И В МАНЬЧЖУРИИ (XIX- НАЧАЛО ХХ ВВ.)
ИЗ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРК- ВИ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И В МАНЬЧЖУРИИ (XIX- НАЧАЛО ХХ ВВ.)
Аннотация
Код статьи
S0131-28120000619-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
107-121
Аннотация
В статье описывается деятельность Русской православной церкви в отношении народов российского Дальнего Востока, миссионерская деятельность Владивостокской миссии в отношении корейцев, поселившихся в Южно-Уссурийском крае, а также в полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии. Даже в тех условиях, когда прямая миссионерская деятельность на Дальнем Востоке оказывалась невозможной, православная церковь оставалась проводником духовной культуры русского народа в этом регионе.
Ключевые слова
Православие, православная миссия, Дальний Восток, Маньчжурия, коренное население, епархия
Классификатор
Дата публикации
01.03.2010
Всего подписок
2
Всего просмотров
788
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Прославлен в лике святых Русской православной церковью 23 сентября 1977 г.
2. См.: Миссионерские общества в России // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедиче
ский словарь. СПб. 1896. Т. 19, кн. 37.
3. Двадцатипятилетнее святительское служение на ниве Христовой Церкви Высокопре
освященнейшего Мелетия Архиепископа Харбинского и Маньчжурского. Харбин,
1934. С. 27.
4. Миссионерские общества в России 37. В соответствии с ‘‘Правилами о церковнопри
ходских школах’’ от 13 июня 1884 г. все находившиеся в духовном ведомстве школы
получили официальное название ‘‘церковноприходские’’. Школы открывались при
ходскими священниками с утверждения епархиальных архиереев и могли быть одно
классными (с двухгодичным обучением; с 1903 г. добавился 3й год обучения) и дву
классными (четырехгодичными, с 1905 г. добавился 5й год обучения). Двуклассная
школа служила для приготовления учителей из крестьянских юношей для школ гра
мотности. С этой целью с 18961897 учебного года начали открываться так называе
мые второклассные школы (1й и 2й класс двуклассной школы с присоединением го
дичного учительского курса). В 1902 г. второклассные школы были отнесены к разряду
‘‘учительских’’, при которых существовали специальные одноклассные школы для
практической подготовки воспитанников к преподаванию.
5. Архиепископ Нестор. Моя Камчатка // Фомин С. Божией милостью архиерей Русской
церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского. М.:, 2002. С. 360.
6. Там же. С. 362.
7. Архиепископ Нестор. Камчатка. Харбин, 1936. С. 12. Текст харбинского издания мему
аров владыки Нестора более полон в сравнении с указанным выше московским издани
ем.
8. Архиепископ Нестор. Моя Камчатка. С. 365.
9. Иннокентий Вениаминов // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.
СПб.: 1894. Т. 13, кн. 25.
10. Архиепископ Нестор. Камчатка. С. 21.
11. Архиепископ Нестор. Моя Камчатка. С. 371.
12. Иеромонах Павел (Ивановский). Краткий очерк развития миссионерского дела среди
корейцев ЮжноУссурийского края // История Российской духовной миссии в Корее.
Сб. ст. М.: 1999. С. 118.
13. Там же.
14. Там же. С. 119.
15. Там же. С. 120.
16. Там же. С. 122.
17. Тот факт, что из селившихся на Дальнем Востоке мигрантов изза рубежа корейцы
пользовались преимущественным вниманием миссионеров, объясняется тем, что ко
рейцы с самого начала их переселения (правда, только те из них, кто приобретал осед
лость) считались русскими подданными. Их принимали в Православие, причем обряд
крещения они часто воспринимали как переход в русское подданство. Представители
же других народностей, в частности, китайцы и маньчжуры, в том числе те, которые
жили на Зее, никогда русскими подданными не считались (что о маньчжурах было
прямо оговорено в Айгуньском договоре), поэтому и заниматься распространением
Православия среди китайцев и маньчжуров русские миссионеры не могли. Хотя пере
ход китайцев и маньчжуров в Православие никоим образом не возбранялся.
18. Иеромонах Павел (Ивановский). Указ. соч. С. 125.
19. См.: Прозорова Г.В. Светом невечереющим… Очерки истории евангелизации корейско
го населения Приморья 1864  1917. Владивосток, 2002. С. 5255.
20. Иеромонах Павел (Ивановский). Указ. соч. С. 149.
21. Прозорова Г.В. Указ. соч. С. 5960.
22. Там же. С. 60.
23. Там же. С. 63.
24. Там же. С. 19.
25. Первой на линии была выстроена церковь на ст. Эрцендянцзы в 1901 г.
26. При станциях Гунжулин, Ханьдаохэцзы, Цицикар и Маньчжурия.
27. Иверский храм был построен Заамурским округом Отдельного корпуса Пограничной
стражи как храм этого корпуса.
28. Церковь при Госпитале Заамурского округа была освящена 24 декабря 1907 г.
29. В 1921 г. должность заведующего Церковным отделом КВЖД была упразднена, благо
чинный являлся старшим агентом Отдела без содержания от дороги.
30. В самом указе Высшего русского церковного управления заграницей от 16/ 29 марта
1922 г. нет указаний на ходатайства группы православных г. Харбина, но в указе За
граничного архиерейского синода за № 37 от 9/ 22 октября 1922 г. указывается на хода
тайства союзов учителей и железнодорожников (материалы Архива Сиднейской и Ав
стралийскоНовозеландской епархии Русской православной церкви заграницей).
31. Харбинскому епископу был дан титул Харбинского и Цицикарского, как это видно из
указов Высшего русского церковного управления заграницей № 214 от 29 марта/ 10 ап
реля 1922 г., № 243 от 5/ 18 мая и № 295 от 8/ 21 июля того же года.
32. По материалам Архива Сиднейской и АвстралийскоНовозеландской епархии Рус
ской православной церкви заграницей.
33. Там же.
34. Там же.
35. Там же.
36. Архиепископ Мефодий. По поводу признания Московской Церковной властью Совет
ской власти. Харбин, 1929. С. 4546.
37. Там же. С. 45.
38. Эту икону советская администрация КВЖД распорядилась удалить с вокзала, но это
распоряжение было опротестовано китайской стороной как возмутившее почитавших
эту икону местных жителей.
39. По материалам Архива Сиднейской и АвстралийскоНовозеландской епархии Рус
ской православной церкви заграницей.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести