Law of China, legal system of PRC, comparative law, Chinese in jurisprudence
Статья посвящена исследованию особенностей эволюции законодательства Китайской Народной Республики в период с 1949 по2019 г. Отмечается уникальность созданного китайскими властями механизма правового регулирования, направленного, прежде всего, на защиту национальных интересов от внешних конкуренции и угроз. Правотворческий опыт китайского законодателя своей успешностью ставит под сомнение эксклюзивность и «непогрешимость» предлагаемых Западом образцов правового развития. За годы реформ Китай доказал миру возможность существования иных альтернативных и не менее прогрессивных моделей правового регулирования политической и социально-экономической сфер. Потрясающие успехи в развитии были достигнуты Китаем в условиях отсутствия правового государства, разделения властей, системы сдержек и противовесов, многопартийности, демократической избирательной системы и т.п. Несмотря на это, благодаря национально ориентированной юридической политике, интересы государства, общества и, с определенными оговорками, личности оказались под надежной правовой защитой.
В статье рассматриваются итоги первой сессии ВСНП 12-го созыва (март 2013 г.) и сессии НПКСК, новые назначения на высшие государственные посты КНР, законодательная деятельность и особенности правотворческого процесса. Особое внимание уделено некоторым положениям административной реформы, начало которой было положено на сессии ВСНП в этом году.
1 января 2021 года вступил в силу первый в истории Китайской Народной Республики Гражданский кодекс. Процесс кодификации гражданского законодательства был начат в КНР еще в 50-е годы ХХ века, однако в силу различных обстоятельств кодекс так и не был принят. Лишь благодаря инициативе генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина работа над содержанием крупного кодифицированного акта правотворчества в гражданско-правовой сфере была успешно завершена и китайский парламент утвердил его в мае 2020 года. Своего рода «экономическая конституция», под которой понимается Гражданский кодекс, призвана регулировать широкий круг гражданско-правовых отношений, всесторонне защищать законные права и интересы широкого круга их участников. Появление Гражданского кодекса в правовой системе Китая явилось важнейшим событием в истории страны, оно осуществилось в рамках широкомасштабной кампании по укреплению законности, усилению принципа верховенства права, управлению государством на основе закона. Содержание Гражданского кодекса КНР представляет значительный теоретический и практический интерес как для российской юридической и синологической наук, так и для всех соотечественников, работающих с Китаем и в Китае. Его исследование требует глубокого погружения в китайскую политико-правовую действительность, понимание основ государственного управления в новую эпоху, учета специфики правовой культуры, правосознания китайских граждан и правоприменительной практики.
1 января 2021 года вступил в силу первый в истории Китайской Народной Республики Гражданский кодекс. Процесс кодификации гражданского законодательства был начат в КНР еще в 50-е годы ХХ века, однако в силу различных обстоятельств кодекс так и не был принят. Лишь благодаря инициативе генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина работа над содержанием крупного кодифицированного акта правотворчества в гражданско-правовой сфере была успешно завершена и китайский парламент утвердил его в мае 2020 года. Своего рода «экономическая конституция», под которой понимается Гражданский кодекс, призвана регулировать широкий круг гражданско-правовых отношений, всесторонне защищать законные права и интересы широкого круга их участников. Появление Гражданского кодекса в правовой системе Китая явилось важнейшим событием в истории страны, оно осуществилось в рамках широкомасштабной кампании по укреплению законности, усилению принципа верховенства права, управлению государством на основе закона. Содержание Гражданского кодекса КНР представляет значительный теоретический и практический интерес как для российской юридической и синологической наук, так и для всех соотечественников, работающих с Китаем и в Китае. Его исследование требует глубокого погружения в китайскую политико-правовую действительность, понимание основ государственного управления в новую эпоху, учета специфики правовой культуры, правосознания китайских граждан и правоприменительной практики.
В статье рассматриваются вопросы государственно-правового и социально-экономического развития Китайской Народной Республики в 2021 г., а также анализируются некоторые тенденции государственного строительства в КНР за последние 10 лет. На основании докладов, представленных на пятой, заключительной сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва (март 2022 г.), приводятся основные показатели работы в 2021 г. Государственного совета, Постоянного комитета ВСНП, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры. Принятые законы свидетельствуют об усилении роли государства в общественной и экономической жизни, а также о внимании китайского законодателя к правовому обеспечению суверенитета и защиты национальных интересов на международной арене в условиях санкций и усиления конфронтации с Западом.
Статья посвящена вопросам политико-правового и государственного строительства Китайской Народной Республики в 2018 - начале 2023 гг. На основании докладов, представленных на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 14-го созыва (март 2023 г.), проводится исследование главных показателей работы Государственного совета, Постоянного комитета ВСНП, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры. Представлен анализ кадрового состава депутатского корпуса ВСНП 14-го созыва. Приводятся основные нормативные правовые акты, принятые ВСНП и его Постоянным комитетом в период с 2018 по 2023 г. в конституционной, уголовной, гражданской и административной сферах. Дается прогноз о развитии правовой системы КНР на ближайшую перспективу. ПК ВСНП принял ряд важных законов, в т.ч. Закон о противодействии иностранным санкциям и поправки в действующий Уголовный кодекс, понизив возраст уголовной ответственности до 12 лет. Правоохранительная и судебная системы добились высокой эффективности в борьбе с общеуголовной преступностью. В целом, в условиях нестабильности международной обстановки, роста напряженности в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе, руководство КНР сосредоточились на повышении уровня боеспособности вооруженных сил, укрепления государственной обороны и обеспечения национальной безопасности, в т.ч. путем принятий соответствующих правовых актов.
Статья посвящена исследованию общих вопросов деятельности неправительственных общественных организаций в Китае. Рассматривается действующее законодательство, регулирующее их правовой статус, включая акты правотворчества, принятые c начала «политики реформ и открытости». В странах народной демократии, к которым относится Китайская Народная Республика, работа неправительственных организаций не может вступать в противоречие c курсом правящей партии. В КНР общественные организации выступают в качестве составной части Единого фронта, руководимого КПК и состоящего из различных политических сил, стремящихся к единой цели — «великому возрождению китайской нации». Деятельность оппозиционных общественных организаций в Китае запрещена, их регистрация — невозможна. Власти Китая полагают, что интересы коллектива стоят выше интересов индивида, поэтому отдельные силы, которые не подчиняются «линии масс», не имеют право на существование. Западные эксперты считают, что отсутствие в Китае оппозиционных, независимых от государства общественных организаций не позволяет относить их к неправительственным. Однако из виду упускается китайская специфика, что приводит к некорректному переносу западных понятий и институтов на китайскую почву и, вследствие этого, утверждениям о недостаточной степени демократизации Китая. В исследовании приводится актуальная статистика количества неправительственных общественных организаций Китая за последние годы.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library