В статье рассматривается политика КНР в отношении КНДР и РК в2018 г. Анализируя китайско-северокорейские отношения, демонстрирующие высокий уровень контактов как в политической, так и в экономической сферах, автор делает вывод, что в случае дальнейшего усиления противостояния Пекина и Вашингтона Китай будет сокращать взаимодействие с РК и США по вопросам денуклеаризации и ослаблять санкционное давление на КНДР, которая, в свою очередь, за счет условного «сближения» с Америкой будет стремиться обеспечить себе свободу маневра. Что касается отношений КНР и РК, по мнению автора, серьезного прогресса в разрешении текущих проблем пока нет.
На фоне затяжной и тяжёлой войны с пандемией корона-вируса привлекает внимание опыт тех стран, которые смогли или не пропустить вирус внутрь, или справиться с проблемой относительно «малой кровью» по числу заболевших и умерших. В этом контексте и Северная, и Южная Корея являются интересными примерами, чей опыт, в том числе сравнительный, заслуживает внимательного анализа. В обеих странах борьба с корона-вирусом оказалась политическим вопросом, и потому государства максимально вложились в разрешение проблемы, используя все средства контроля сообразно доступному технологическому уровню.
Хотя политика обоих корейских государств может повлечь за собой определённые экономические проблемы, Пхеньян и Сеул выбирали не столько между здоровьем нации и экономическим кризисом, сколько между кризисом под контролем государства, и кризисом, который мог бы случиться в результате потери контроля над эпидемией. При этом Южная Корея была вынуждена считаться с внутриполитической ситуацией, а Северная — с определённым дефицитом системы больничной помощи внутри страны.
Евразийская инициатива, выдвинутая президентом Республики Корея Пак Кын Хе в октябре 2013 г., стала главным крупным проектом, который Южная Корея в настоящее время продвигает на международном уровне. Статья содержит анализ предложений, содержащихся в Евразийской инициативе Республики Корея, и их оценку с точки зрения интересов России в регионе. Авторы рассматривают подход президента Пак Кын Хе в отношении КНДР и ее политику по объединению Кореи.
Начиная с 1990-х годов в мире вышло немало публикаций, предрекающих скорый «крах северокорейского режима» или смену власти в стране. Однако пока что этого не произошло, и КНДР продолжает существовать в своем прежнем виде. Что приводит к подобным хронически не сбывающимся прогнозам в отношении Северной Кореи, и каковы альтернативные варианты будущего этой страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
Отталкиваясь от ряда несбывшихся предсказаний последнего времени, авторы пытаются объяснить причину этих неудач, тесно связанную с идеологическими рамками, нехваткой информации и зависимостью от определенных источников, что приводит к недооценке возможностей КНДР и неверной интерпретации данных, когда любое событие видится признаком скорого коллапса режима. На основе теоретических подходов Г. Таллока и В.И. Ленина в статье выделены основные типы современных угроз нынешнему политическому режиму (внешнее вторжение, переворот внутри элиты, экономический крах, массовые протесты), а также вероятность их воплощения в жизнь при действующей политике руководства КНДР.
На основе анализа факторов, способных повлиять на ситуацию в Северной Корее, авторы описывают несколько сценариев развития событий в краткосрочной и среднесрочной перспективе. На первом месте по степени вероятности выделяется вариант сохранения статус-кво с пребыванием у власти нынешней правящей элиты. Среди менее вероятных сценариев — «китаизация» вследствие усиления влияния Пекина на Пхеньян; военное обострение, способное привести к вооруженному конфликту на Корейском полуострове; политический и экономический кризис в КНДР.
Президентская гонка 2022 г. разворачивалась на фоне непростого наследия действующего президента Мун Чжэ Ина между кандидатом от правящей Демократической партии Ли Чжэ Мёном и представителем консерваторов, бывшим генеральным прокурором РК Юн Сок Ёлем. Каждый из лагерей представлял человек, не являющийся типичным представителем своего лагеря и имеющий непростые отношения с «ядром партии». Ли — представитель внутрипартийной оппозиции, не являющийся преемником Муна. Юн — оказался в консервативном лагере после конфликта с Голубым домом в рамках логики фракционной борьбы и отсутствия в политике РК третьей силы. Ли называли корейским Берни Сандерсом из-за обещания безусловного базового дохода и иных социальных программ, во внешней политике он обещал продолжить межкорейское сближение. Юн вынужденно отражал консервативный дискурс и выступал за более жесткую политику в отношении КНДР, союз с США и восстановление отношений с Японией.
Выборы оказались рекордными по объёму популистских обещаний и черного пиара в отношении кандидатов и их семей. Это привело к специфической ситуации, когда накануне выборов оба кандидата обладали высоким антирейтингом, а итоговый разрыв между ними составил менее одного процента. В такой ситуации победившему Юн Сок Ёлю предстоит столкнуться с расколом общества, демократами, контролирующими парламент, и необходимостью укрепить единство партии на фоне непростой международной обстановки и внутренних проблем.
В начале пандемии многие оппоненты Северной Кореи высказывали мнение о том, что руководство страны не справится с возможной вспышкой высоко заразной инфекции, а ее последствия могут привести к коллапсу существующей системы в КНДР. Однако северным корейцам удалось продержаться более двух лет, не допустив массового распространения в стране первых, более летальных штаммов коронавируса. О первой вспышке COVID-19 в КНДР было официально объявлено в мае 2022 г., а уже 10 августа была провозглашена достигнутая в масштабах страны победа. Зарубежные прогнозы о «неминуемом скором коллапсе режима» вновь оказались несостоятельными.
В статье рассматривается стратегия руководства КНДР по недопущению проникновения вируса из-за рубежа. Оценив сильные и слабые стороны своей страны, руководство КНДР сделало рациональный выбор в пользу максимальной изоляции населения от внешних контактов с соблюдением жестких противоэпидемических мер, изучения специфики новой инфекции и опыта других стран по борьбе с ней, а также ожидания, пока пандемия пойдет на спад. Также изучены меры, предпринятые властями для максимально быстрой нейтрализации возникшей весной 2022 г. коронавирусной вспышки. Руководство страны адекватно оценило масштабы угрозы и сформировало стратегию на основе специфики административной и здравоохранительной систем, грамотно распределив ограниченные силы и ресурсы. Открытое информирование населения о ходе борьбы с заболеванием и личное участие высшего руководителя в противоэпидемической деятельности продемонстрировало населению, что государство его не бросает. Победа не сопровождалась «крахом экономики» или избыточной нагрузкой на систему здравоохранения.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library