История России, история бизнеса
Исследуется роль Добровольного флота в развитии судоходства между европейскими и дальневосточными регионами России в 1891-1914 гг. В статье представлена первая комплексная оценка эффективности государственного судоходного предприятия и внесен вклад в оценку коммерческих показателей морских грузовых и пассажирских перевозок в Российской империи. Эмпирический анализ демонстрирует устойчивую взаимосвязь между государственной поддержкой и стабильностью каботажных операций. Вместе с тем я нахожу, что рост доходности государственной компании был в основном обусловлен увеличением прибыли от перевозки коммерческих грузов. Используя архивные документы, корпоративную статистику и думские дебаты, показывается, что попытки увеличить объемы и активность межрегиональных перевозок привели к серьезным изменениям в принципах государственного регулирования; что истоки реформы лежали в желании поддержать скорее грузовые, а не пассажирские перевозки; что реформа характеризовалась сотрудничеством между чиновниками и деловыми кругами; что законодательные акты (1892, 1902, 1912, 1914 гг.), хотя и несовершенные в некоторых отношениях, создавали основы для будущего государственно-частного партнерства. Это согласуется с выводами о том, что развитие транспортного бизнеса в значительной степени определялось увеличением доходов вследствие преобразований в инфраструктурном секторе России, региональными новациями правительства и частными интересами, связанными с процессами трансграничного торгового взаимодействия. Приведенные данные подтверждают аргументы в пользу того, что государственная поддержка могла ускорять преобразования в судоходном бизнесе и способствовать коммерческой ориентации в деятельности государственной компании.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека