«Зеленая» повестка давно уже входит в число приоритетов государственной политики КНР. Решение экологических проблем предполагает не только принятие соответствующих нормативных правовых актов, но и мобилизацию необходимых для этого ресурсов, значительную часть которых составляют государственные финансы. В статье рассмотрены особенности правового регулирования фискальных отношений в экологической сфере в Китае: широкое применение неправовых источников — партийно-политических актов и технических норм; комплексный характер регулирования, предполагающий применения актов как налогового, так и экологического права; фактическое уравнивание закона и правительственного постановления и др. Основной экономической гарантией охраны окружающей среды остается государственное финансирование. Экологическое законодательство КНР обязывает исполнительную власть увеличивать расходы на охрану окружающей среды и обеспечивать их эффективность. Совершенствование «зеленого» управления предполагает четкое разграничение ответственности центральных и местных органов власти за расходование государственных средств на эти цели. Законодательно закрепляется понятие обязательных бюджетных расходов на экологию. Представлен разнообразный арсенал финансово-правовых инструментов реализации «зеленых» программ: трансфертные платежи районам экологической защиты; установление обязательного страхования экологической ответственности, «зеленых» стандартов государственных закупок; совершенствование механизмов ценообразования; введение фискальных льгот бизнесу, подключающемуся к государственным экологическим проектам, и т.п. При этом финансовый механизм выстраивается государством так, чтобы на первый план выходили функции предотвращения вредного воздействия на окружающую среду и возмещения экологического ущерба. Рассмотрены вопросы использования финансовых инструментов для решения задач по созданию в Китае низкоуглеродной экономики.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации