Военная разведка Японии ведёт непрерывную работу по всему миру начиная с 1871 г., и Россия неизменно остаётся одной из главных её целей. После завершения интервенции в 1922 г. японское правительство взяло курс на нормализацию отношений с нашей страной, в связи с чем разведывательные органы империи отслеживали мероприятия советского руководства по укреплению оборонно-экономического потенциала государства и реализации задач внешней политики на Дальнем Востоке, не проводя подрывных акций. Органам госбезопасности СССР удалось наладить передачу военной разведке Японии, как центральному разведывательному органу империи, завышенных данных о состоянии Красной армии, поэтому в 1923-1931 гг. военное планирование Токио в отношении нашей страны носило оборонительный характер.
После захвата Маньчжурии в 1932 г. Япония столкнулась с наращиванием Советским Союзом своей группировки войск за Байкалом, расценивая этот факт как подготовку к вторжению в Северо-Восточный Китай. Японская разведка активизировала деятельность по сбору информации о намерениях советского руководства и занялась в 1937-1938 гг. организацией диверсионного аппарата на случай войны с СССР, однако встречные мероприятия советских органов госбезопасности сковали работу спецслужб империи в нашей стране.
После поражения на р. Халхин-Гол (1939) военно-политическое руководство Японии провело коренную реорганизацию органов военной разведки, укрепив их кадрово и сделав ставку на сбор информации техническими средствами. Благодаря поступавшим от зарубежного разведаппарата сведениям, правительство империи летом — осенью 1941 г. пришло к выводу о нецелесообразности нападения на Советский Союз. Вступление СССР в войну против милитаристской Японии в 1945 г. подвело черту под деятельностью военной разведки империи и стало прологом к её переходу под контроль США.
Статья посвящена противоборству советской разведки и японских контрразведывательных органов накануне Маньчжурской стратегической наступательной операции (1945). Согласно официально принятой в отечественной исторической науке точке зрения, органы советской военной, военно-морской и внешней разведки смогли обеспечить Ставку Верховного главнокомандования и Генеральный штаб Красной армии достоверной информацией о состоянии японской группировки войск в Маньчжурии и Корее. Это стало одним из факторов быстрого разгрома Квантунской армии в ходе Маньчжурской стратегической наступательной операции в августе 1945 г. Вместе с тем вводимые в оборот документы свидетельствуют, что советское командование, несмотря на прилагаемые им усилия по сбору разведывательной информации о противнике, имело искаженное представление о боевом составе, дислокации, численности и оперативных планах японских войск. Причиной этого стал жесткий контрразведывательный и административно-полицейский режим, который Япония установила на территории захваченных ею Маньчжурии и Кореи. К началу 1945 г. там действовали паспортная система, специальный режим пребывания в пограничной полосе, была организована войсковая и агентурная охрана советско-маньчжурской границы. Дипломатические учреждения СССР находились под плотным наблюдением со стороны японской контрразведки, проводились мероприятия по выявлению неблагонадежных элементов среди русских белоэмигрантов, в результате карательных операций к 1941 г. было практически уничтожено антияпонское партизанское движение. Кроме того, на территории Маньчжурии действовали несколько хорошо оснащенных служб радиоконтрразведки, которые во взаимодействии выявляли советские радиофицированные разведгруппы и после ареста радистов проводили радиоигры.
Статья посвящена давно обсуждаемой в отечественной исторической науке проблеме существования тайного польско-японского военного соглашения, которое якобы было заключено в 1931 г. и направлено против Советского Союза. Первое сообщение о том, что Варшава и Токио заключили тайный военный союз, советское военно-политическое руководство получило по линии внешней разведки органов государственной безопасности со ссылкой на надежный источник в марте 1932 г. Информация об этом поступала в Москву еще несколько лет, поэтому вероятность консолидированных военных действий против нашей страны со стороны Японии и Польши закладывалась советским Генеральным штабом в планы стратегического развертывания Вооруженных сил вплоть до 1939 г. Однако анализ сохранившихся документов польских и японских органов военного управления свидетельствует о том, что между Варшавой и Токио отсутствовали какие-либо договоренности о ведении совместных боевых действий против Советского Союза. Польша в случае возникновения конфликта рассчитывала опереться на военную помощь Франции и Румынии на основе межгосударственных соглашений 1921 г. Япония в 1922-1939 гг. не имела союзников в Европе, поэтому ее оперативное планирование не предусматривало поддержки со стороны третьей державы, а строилось по принципу эластичной обороны на севере и западе Маньчжурии с одновременным нанесением контрудара по советской группировке войск в Уссурийском крае. Тем не менее в 1922-1939 гг. военные ведомства Варшавы и Токио осуществляли тесное сотрудничество в области разведки и контрразведки, благодаря чему в Японии была создана мощная дешифровальная служба. Кроме того, японские офицеры проходили стажировку в польской армии.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека