Статья посвящена исследованиям Китайско-Восточной железной дороги в Китае, которые сегодня имеют более чем 100-летнюю историю. Полученные результаты главным образом касаются её строительства и политики экспансии царской России, переговоров между Россией (Советским Союзом) и Китаем по проблеме КВЖД, противоречий и борьбы между Японией и Соединенными Штатами вокруг неё и др. Эти документы охватывают широкий круг вопросов, затрагивающих политические, дипломатические, торгово-экономические, культурные и другие сферы международных отношений на Дальнем Востоке с конца XIX до начала XX в., и дают широкое видение изучения проблем КВЖД. Несмотря на то, что этой теме посвящено много работ, большинство из них ограничены определенным этапом и не рассматривают историю КВЖД в целом.
Для изучения всей истории советско-китайских отношений большое значение имеют не только исследования Китайско-Восточной железной дороги в начале XX в., во времена Цинской империи, но и работы периода Китайской Республики и Нового Китая. В связи с особыми историческими условиями некоторые российские материалы по КВЖД в Китае утеряны, а подробный и авторитетный справочник по российским архивам отсутствует, что делает цитируемые в китайских трудах материалы слишком однообразными и устаревшими.
Авторы благодарят за сверку и редактирование перевода А.И. Кобзева, д.филос.н., проф., зав. отделом Китая ИВ РАН, директора УНЦ гуманитарных и социальных наук, руководителя департамента философии МФТИ (НИУ), руководителя УНЦ «Философия Востока» РГГУ, г.н.с. Центра изучения языка, литературы и культуры России Хэйлунцзянского университета (КНР).
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека