Статья посвящена влиянию китайско-японской войны (1937-1945 гг.) на историческую политику Китайской Народной Республики. Многие события этой войны, в частности Нанкинская резня, а также вопрос «женщин для утешения» стали важной частью коллективной памяти китайского народа. Правительство современного Китая использует память о событиях исторического прошлого для конструирования исторической политики, в целях консолидации нации и для оказания давления на международной арене. Однако память о событиях военного прошлого не является однородной. Она изменяется в соответствии с целями государственной политики. Для их достижения государственная власть стремится придать памяти о китайско-японской войне идеологическое содержание. Так в разные периоды существования КНР историческая политика выстраивалась различным образом. Тем не менее, одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование политики памяти в КНР, является так называемое «ритуальное мышление». По этой причине историческая эволюция образа антияпонской войны в китайской политике памяти, ее влияние на современные китайско-японские отношения, а главное, роль особенностей китайского мировоззрения и культуры в исторической политике КНР нуждаются в пристальном изучении. В данной статье предпринята попытка (1) провести анализ формирования и трансформации памяти об антияпонской войне в исторической политике КНР, (2) выявить влияние культурных особенностей, таких как «ритуальное мышление», на историческую политику КНР, а также (3) определить влияние исторической политики Китая на состояние современных отношений между Китайской Народной Республикой и Японией.
Решение тайваньского вопроса — одна из главных задач КНР на современном этапе. Она во многом определяет как внутриполитический исторический нарратив КНР, так и внешнюю политику Китая в отношении Японии. Вопрос воссоединения Тайваня и материкового Китая особенно остро встал в период правления Си Цзиньпина, когда возвращение Тайваня «на родину» стало необходимо для реализации «китайской мечты» о Великом возрождении китайской нации. Однако руководство Тайваня не хочет терять фактическую независимость. Помимо этого, объединение острова с материковым Китаем с политической точки зрения не выгодно другим крупным державам региона, в частности Японии. Более того, между Тайванем и Японией налажено глубокое экономическое, политическое и культурное взаимодействие. С точки зрения материкового Китая, Тайвань не может иметь политической независимости. Чтобы добиться воссоединения с островом, КНР прибегает, помимо прочего, к политике памяти. В статье рассматривается использование КНР исторической политики в отношении Японии с целью разрешения тайваньской проблемы. Анализируются истоки тайваньского вопроса, а также позиции КНР, Японии и Тайваня. Выявляются особенности исторической политики КНР на современном этапе обусловливающие ее использование как внешнеполитического инструмента в отношении Японии. Делается вывод о том, что политика памяти КНР в отношении Японии характеризуется частыми обращениями к событиям китайско-японской войны (1931-1945 гг.) и периода японской оккупации Тайваня. КНР заявляет о своем праве вернуть остров «на родину» в результате победы в войне и указывает, что Япония не имеет морального права вмешиваться в этот вопрос.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека