В статье с позиций ретроспективного системного анализа осуществлено исследование общих и особенных характеристик восточноазиатской модели развития (ВАМР) с учетом соответствующего опыта современного Китая, дано авторское понимание модели развития экономики конкретного региона мира и входящих в него стран, а также констатированы актуальность и важность системного анализа национальной адаптации ВАМР в КНР как одной из крупнейших стран мира (первой по объему национальной экономики, второй по численности населения и третьей по размерам территории). В статье представлен авторский вариант периодизации и эволюции стратегии экономического и социального развития Китая во второй половине XX — первой четверти XXI вв. Изучены общие черты и национальная специфика институционального регулирования перехода экономики Китая от экстенсивного к интенсивному росту, от индустриальной к постиндустриальной стадии, от имитационного к инновационному типу развития. Исследованы механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), включая специфику взаимоотношений государства с корпоративным, малым и средним предпринимательством (МСП). Во втором разделе статьи сформулированы обобщающие выводы, касающиеся конструктивных достоинств ВАМР, объясняющих в целом успешное догоняющее и последующее опережающее развитие ряда стран и экономик, применяющих те или иные варианты этой модели. В частности, констатировано, что созданные в рамках ВАМР системы государственно-институционального регулирования экономики не только обеспечивают более высокие, чем на Западе, темпы экономического роста на этапе индустриализации, но и последующую более быструю смену стадий развития экономики, включая переход к современному эффективному и инновационному росту, трансформацию догоняющего развития в опережающее. Охарактеризованы наиболее общие недостатки и проблемы ВАМР, касающиеся, в частности, коррупционного сращивания властных структур и бизнеса и применяемых способов и путей их преодоления.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации